Научная статья на тему 'Самовоспитание здорового образа жизни военнослужащих и педагогическое руководство им'

Самовоспитание здорового образа жизни военнослужащих и педагогическое руководство им Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2234
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / TEACHER’S GUIDE / MILITARY PERSONNEL / SELF-EDUCATION / HEALTHY WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Александр Романович

На основе анализа практики формирования здорового образа жизни военнослужащих в частях Тамбовского территориального гарнизона Западного военного округа и анализа научных источников определены сущность процесса самовоспитания ЗОЖ военнослужащих части, специфика педагогического руководства самовоспитанием здорового образа жизни военнослужащих в воинской части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельник Александр Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATION OF HEALTHY WAY OF LIFE OF MILITARY MEN AND ITS TEACHER’S GUIDE

On the basis of analysis of the practice of formation of a healthy way of life of military men in parts of the Tambov territorial garrison of the Western military district and the analysis of scientific sources the essence of the process of self-education of healthy lifestyles military part, specificity of pedagogical leadership of the self-education of a healthy way of life of servicemen in a military unit are defined.

Текст научной работы на тему «Самовоспитание здорового образа жизни военнослужащих и педагогическое руководство им»

УДК 370

САМОВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ИМ

© Александр Романович МЕЛЬНИК

Военный университет Министерства обороны, г. Москва, Российская Федерация, адъюнкт; войсковая часть 54607, г. Тамбов, Российская Федерация, помощник командира по работе с личным составом,

e-mail: melnikalex76@mail.ru

На основе анализа практики формирования здорового образа жизни военнослужащих в частях Тамбовского территориального гарнизона Западного военного округа и анализа научных источников определены сущность процесса самовоспитания ЗОЖ военнослужащих части, специфика педагогического руководства самовоспитанием здорового образа жизни военнослужащих в воинской части.

Ключевые слова: военнослужащие; самовоспитание; здоровый образ жизни; педагогическое руководство.

Процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) военнослужащих части протекает не только под воздействием уполномоченных субъектов воспитания, но и в результате личностного воздействия на собственное сознание. Действия такого рода обусловливаются поставленной самим военнослужащим целью и связаны определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. В основе таких действий военнослужащего должны ле-

жать адекватная самооценка, соответствующая реальным его способностям, критический анализ индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Все вышесказанное обусловливает квинтэссенцию научной категории «самовоспитание».

Самовоспитание ученые связывают с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию [1]. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значимой

силой саморазвития личности. При этом военнослужащий, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самовоспитанием, способен значительно расширить возможности развития необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции своих поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

Под самовоспитанием ЗОЖ военнослужащего нами понимается осознанная, целенаправленная, активная деятельность его личности, направленная на формирование и развитие у себя положительных и устранение отрицательных качеств, привычек, черт характера в соответствии с требованиями здорового образа жизни.

Как показало исследование, результат самовоспитания ЗОЖ военнослужащих во многом зависит от того, насколько точно военнослужащим поставлена цель на его осуществление. Цель самовоспитания сказывается на характере методов и средств его осуществления, т. к. на основе поставленной перед собой цели военнослужащим вырабатывается модель (идеал) ЗОЖ. Модель выступает своего рода внутренней опорой и образцом, с которым можно было бы военнослужащему постоянно сравнивать самого себя в процессе самосовершенствования своего образа жизни.

Профессор В.Н. Герасимов считает, что важнейшими средствами самовоспитания являются самообразование и включение себя в определенную сферу практической деятельности, ее самоорганизация [2].

Исследование показало, что процесс самовоспитания имеет свою логику, свои этапы развития, методы, приемы и средства. В методике самовоспитания ЗОЖ военнослужащих части целесообразно выделить четыре этапа: 1) самодиагностика и принятие решения на самовоспитание; 2) самопрогнозиро-вание и планирование работы над собой; 3) непосредственная работа над собой; 4) результативно-оценочный этап - самодиагностика проделанной работы над собой.

На первом этапе происходит самопознание. Военнослужащий познает себя, свои достоинства, возможности и недостатки. На

этом этапе исключительно важно самоосоз-нание военнослужащим необходимости са-моизучения, самоанализа. Военнослужащему нужно изучать в себе, прежде всего, то, что необходимо для ведения ЗОЖ. Хорошим подспорьем в самопознании может служить специальная литература о возможностях и резервах организма, культуре здоровьесберегающего поведения, а также советы компетентного человека, ведущего здоровый образ жизни. Самоизучение, самопознание позволяет провести самодиагностику и принять решение на самовоспитание ЗОЖ.

На втором этапе военнослужащий прогнозирует, к чему он может стремиться, чего добиваться и как этого достигать. Самопро-гнозирование создает основу для планирования самовоспитания ЗОЖ. В соответствии с целями самовоспитания определяются задачи - что нужно сделать и когда, чтобы добиться достижения поставленных целей, на основании этого затем составляется программа, план работы над собой (перспективный и текущий). В планах отражается: по каким направлениям предполагается работать над собой, какие качества личности развивать, совершенствовать, какие недостатки изживать; посредством чего планируется практически осуществлять намеченное; примерные сроки выполнения; вопросы самоконтроля и самокорректирования работы над собой. Программы (планы) самовоспитания дополняют личными правилами (принципами) здоровьесберегающего поведения. В жизни каждого военнослужащего складываются свои правила (принципы), они становятся для него нормой, как бы определяют своеобразие поведения в различных условиях обстановки, формируют образ жизни.

Третий этап включает непосредственную работу военнослужащего над собой по самовоспитанию ЗОЖ. Используя различные методы работы над собой, военнослужащие добиваются формирования новых, совершенствования и развития положительных и устранения отрицательных качеств личности и привычек. Основными методами и приемами работы над собой являются: самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самопоощ-рение, самоободрение, самокритика, самоосуждение, самообязательство, самопринуж-дение, в т. ч. и самоприказ, самонаказание. Самоубеждение выражается в том, что воен-

нослужащий путем рассуждения, как бы беседы с собой взвешивает все «за» и «против», приводит для себя доводы, аргументы, подтверждающие одни мысли и действия и опровергающие другие. Он задает себе различные вопросы и стремится дать на них правильные ответы. Это поиск истины. Самоубеждение используется тогда, когда приходится принимать решение, действовать самостоятельно, когда военнослужащий ставит перед собой цель и задачу воспитания у себя того или иного качества. Самоубеждение человека подвержено влиянию внешних факторов, которые можно использовать для оказания влияния на него. Так, например, заметив колебание военнослужащего, офицер начинает его убеждать в необходимости соблюдения норм и правил ЗОЖ. В прямой связи с самоубеждением находится самокритичность военнослужащего, выступающая важнейшим условием его самовоспитания, позволяющая ему вскрывать свои собственные недостатки, объективно оценивать достоинства и на основе этого определять задачи, методы и средства самовоспитания. Самовнушение - это осознанное управление собой, своими чувствами и действиями, воздействие военнослужащего на самого себя с помощью слова, которое не встречает самокритичного к нему отношения. Умение произвольно владеть собой, приказывать себе имеет исключительно большое значение для военного человека. Такое умение вырабатывается посредством тренировок. Данный метод применяется в тех случаях, когда военнослужащий испытывает внешние или внутренние трудности, вызывающие страх, парализующие волю, при торможении привычек и т. д. Для претворения своего идеала, мыслей, убеждений в жизнь, выработки сильной воли, устойчивых нравственных привычек, в целях самодисциплинирования военнослужащих применяется метод самоупражнения. Он органически сочетается с методом самоубеждения. Самоупражнение чаще всего начинают с самоупорядочения и самоорганизации своей деятельности, представляющих собой тщательное продумывание и четкое реальное планирование своей работы: выполнение повседневных обязанностей, повышение знаний о ЗОЖ, физическом развитии. Наличие плана в работе позволяет осуществить контроль над собой, накопление

необходимого материала для самоотчета и самоанализа. Самоконтроль, самоотчет и самоанализ являются существенными элементами самовоспитания. С их помощью определяется эффективность самоупражнения, самовоспитания, выявляется и закрепляется положительный опыт, устраняется то, что мешает самосовершенствованию. Самоконтроль в процессе упражнения дополняется иногда са-моприказом. Отдельные военнослужащие вырабатывают для себя правила, которыми руководствуются в своих действиях.

В процессе самовоспитания ЗОЖ военнослужащие прибегают к разнообразным средствам стимуляции: самоободрению, са-моодобрению, самопоощрению и др. Значение самопоощрения и самоодобрения состоит в том, что они поднимают энергию военнослужащего, мобилизуют его силы на новые дела, закрепляют положительные качества. Военнослужащие могут прибегать к самопринуждению и самонаказанию. Само-принуждение используется тогда, когда надо удержать себя от вредного или нежелательного внешнего воздействия. Самонаказание может сочетаться с приемом самопринужде-ния. Успех в самовоспитании военнослужащих обеспечивается при условии применения всех методов и приемов работы над собой.

Четвертый этап самовоспитания ЗОЖ -результативно-оценочный. На этом этапе военнослужащий определяет, что удалось и что не удалось в работе над собой по самовоспитанию здорового образа жизни. Военнослужащий производит самодиагностику, критический анализ достигнутого и на основании этого принимает решение на дальнейшее самокорректирование работы над собой. Новый цикл является прямым продолжением предыдущего.

Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований, эффективность самовоспитания ЗОЖ военнослужащих зависит от целенаправленного педагогического руководства их самовоспитанием, представляющего собой часть общей проблемы руководства их военно-профессиональным становлением и всесторонним развитием личности. Психолого-педагогическая сущность руководства самовоспитанием ЗОЖ военнослужащих состоит, прежде всего, в том, что в системе занятий по боевой подготовке, воспитательных, спортивно-массовых, культур-

но-досуговых и организационных мероприятий создаются такие функционирующие связи и отношения, которые позволяют уполномоченным субъектам формирования ЗОЖ эффективно влиять на сознание и поведение военнослужащих, характер их работы над собой. Эти связи обеспечивают возможность согласовать педагогические усилия субъектов руководства по целям, времени, содержанию, основным направлениям.

Руководство самовоспитанием ЗОЖ военнослужащих призвано обеспечить, во-первых, потребность в самовоспитании и его общественно ценную мотивацию; во-вторых, включение каждого военнослужащего в процесс активной работы над собой; в-третьих, активизацию и повышение уровня самовоспитания военнослужащих, уже им занимающимся; в-четвертых, создание необходимых условий, стимулирующих процесс самовоспитания. В работе с военнослужащими эти задачи решаются дифференцированно. Многое здесь зависит от умелого учета воспитателями возрастных и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, опыта их работы над собой и др. Очень важно учесть и специфичность каждой из задач, решаемых в процессе руководства самовоспитанием ЗОЖ военнослужащих. Так, формируя и развивая у военнослужащих потребность в самовоспитании, следует учитывать, что она является подсистемой целостной системы потребностей личности. Поэтому и процесс выработки потребно -сти в самовоспитании ЗОЖ сложен и противоречив. Как выявлено в ходе исследований, многие потребности, прежде чем стать реальными, существуют идеально, а процесс превращения их в реальные зависит от духовного потенциала личности военнослужащего.

С некоторой условностью можно выделить два этапа формирования потребности в самовоспитании ЗОЖ военнослужащих части: 1) формирование в сознании военнослужащих осознанной необходимости осуществления самовоспитания; 2) превращение идеально сформированной потребности в непосредственный побудитель к деятельности по самовоспитанию.

Это достигается непосредственным педагогическим воздействием на потребност-ное состояние личности через убеждения,

разъяснения, стимуляцию работы по самопознанию, посредством создания соответствующих условий деятельности и общения. Реализации этих задач также способствуют постоянное изучение военнослужащих и опыта их работы над собой, всестороннее разъяснение предъявляемых к ним требований, пропаганда психолого-педагогических знаний по проблемам самовоспитания, опыта работы над собой других людей. Вместе с тем формирование потребности в самовоспитании ЗОЖ идет успешнее, если одновременно развиваются и другие потребности личности.

На базе потребностей у военнослужащего формируются соответствующие мотивы здоровьесберегающего поведения и самовоспитания ЗОЖ. Мотивы как движущие силы поведения военнослужащего, побуждающие его к действию для достижения цели, занимают ведущее место в системе внутренних предпосылок самовоспитания ЗОЖ. В воспитательной работе с военнослужащими всех категорий необходимо добиваться таких условий их боевой учебы, воинской службы и всей жизнедеятельности, которые способствовали бы формированию здоровьесберегающих мотивов их деятельности и самовоспитания ЗОЖ.

Практика работы военнослужащих над собой показывает, что если потребность в самовоспитании не сочетается с интересом к этой работе, то не удается достичь систематичности и результативности в самовоспитании. Поэтому в руководстве самовоспитанием ЗОЖ военнослужащих важно постоянно обращать внимание на развитие интереса к разносторонней работе над собой со стороны офицеров, сержантов, армейской общественности, других военнослужащих.

В формировании интереса к самовоспитанию необходимо соблюдать некоторые условия. Прежде всего, следует учитывать, что интерес к самовоспитанию включает в себя компоненты: рациональный (осознание важности и значимости самовоспитания) и эмоциональный, чувственный (самовоспитание приносит человеку удовлетворение, вызывает положительные эмоции и чувства). Поэтому интерес к самовоспитанию формируется через развитие и упрочение сознательного и эмоционального элементов путем возбуждения сначала временного, ситуационно-

го интереса, а затем превращение его в устойчивый. Многое при этом зависит от способности военнослужащего прочувствовать реальные результаты работы над собой.

Включению каждого военнослужащего в активный процесс самовоспитания ЗОЖ способствует целенаправленное педагогическое стимулирование его работы над собой - побуждение к более активной работе над собой. Стимулирование состоит в том, чтобы обеспечить более высокую потребность военнослужащего в самовоспитании, вызвать положительные, мотивационные установки для дальнейшего совершенствования своей личности. Стимулирование самовоспитания ЗОЖ военнослужащих может осуществляться по двум направлениям: создание внешних условий для самовоспитания и воздействие на внутренние (мотивационные) предпосылки самовоспитания.

Стимулирование самовоспитания посредством создания внешних условий заключается в том, что военнослужащие включаются в такие условия, которые побуждают их заниматься самовоспитанием. Такими стимулирующими условиями являются: соблюдение твердого уставного порядка в части и ее структурных подразделениях; научно обоснованная организация ратного труда и быта военнослужащих; формирование положительного общественного мнения в подразделениях части; предъявление высокой требовательности к военнослужащим в сочетании с заботой о них; включение каждого военнослужащего в активную деятельность; пропаганда литературы по самовоспитанию, использованию резервных свойств организма и обеспечение этой литературой воинов; организация активного досуга и др.

Стимулирующее воздействие на внутренние предпосылки самовоспитания ЗОЖ военнослужащих заключается в формировании у них сознательной мотивационной установки, определенного психологического настроя в ходе занятия самовоспитанием здорового образа жизни. Формирование такой установки связано, прежде всего, с воздействием на потребности и мотивы само-воспитывающейся личности. Этому способствует педагогически целенаправленное поощрение за достигнутые результаты в самосовершенствовании, оказание действенной методической помощи в самовоспитании,

приводящей к достижению ощутимых результатов работы над собой по формированию ЗОЖ. Такая помощь может быть оказана по ряду направлений.

Прежде всего, важно помочь военнослужащим объективно оценить себя, свои достижения и недостатки, выявлять свои возможности по ведению ЗОЖ. Для этого необходимо, чтобы самооценка дополнялась оценкой со стороны командиров и начальников, сослуживцев и товарищей. Это обусловлено тем, что самооценка формируется при сопоставлении военнослужащим самого себя с эталонами (образцами) для подражания, с предъявляемыми требованиями ведения ЗОЖ, а также в процессе повседневного общения военнослужащих с членами воинского коллектива взвода (роты). В воинском коллективе вырабатывается общественное отношение к тому или иному военнослужащему. Сила же общественного мнения, групповых санкций побуждает военнослужащего к более объективной самооценке.

Практика работы в войсках показывает, что отдельные военнослужащие испытывают трудности в планировании работы над собой. Они не в состоянии предусмотреть характер работы не только на большой период, но и на более близкое время. В этом случае особое значение приобретает работа по привитию военнослужащим навыков и умений работать с перспективой.

Эффективность руководства самовоспитанием ЗОЖ военнослужащих повышается и достигает намеченной цели, если оно осуществляется комплексно. Комплексный подход к руководству самовоспитанием ЗОЖ предполагает: создание постоянно действующей системы руководства самовоспитанием военнослужащих всех категорий; обеспечение единого понимания целей и задач руководства всеми звеньями этой системы и единства педагогических воздействий; охват педагогическим влиянием всех сфер служебной деятельности, досуга и быта военнослужащих; дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих; применение различных форм, методов и средств педагогического влияния и др.

Непременным условием действенности руководства самовоспитанием ЗОЖ военнослужащих выступает высокая теоретическая и методическая подготовка самих руководи-

телей по вопросам самовоспитания ЗОЖ. При этом следует учитывать, что руководство самовоспитанием других людей - дело тонкое и весьма деликатное. Оно требует от армейских воспитателей большого такта, высокой общей и военно-педагогической культуры, требовательности к людям и заботы о них. Поэтому субъекты процесса формирования ЗОЖ военнослужащих части должны стремиться как можно более объективно и справедливо оценивать деятельность подчиненных по итогам дня, недели, месяца, периода обучения, учебного года. При этом нужно иметь в виду: количество и качество проделанной работы по формированию у каждого военнослужащего ЗОЖ; выделить успехи в учебе и службе; отметить допущенные ошибки и недостатки, проявленные способности, волю; поставить задачи на следующий месяц, период обучения и др.

Большую роль играет продуманная и обоснованная система стимулирования процесса самовоспитания ЗОЖ конкретного военнослужащего. Она включает: словесное одобрение положительных действий и приемов работы над собой; объективный рассказ офицера о передовых военнослужащих, об умении ими планировать работу и т. д.

Исследование показало, что в результате умелого педагогического руководства со стороны офицеров самовоспитание ЗОЖ побуждает военнослужащих к осознанию положительных и негативных сторон своего развития, формирует убеждения в необходимости систематизированно и целенаправленно заниматься самосовершенствованием, анализировать и правильно оценивать уровень своего развития, в результате чего своевременно вносятся корректировки в практическую деятельность.

Руководство самовоспитанием ЗОЖ предполагает обеспечение личного примера каждого офицера, военнослужащего подразделения в самосовершенствовании, в соблюдении единства слова и дела. Жизнь убедительно доказывает, что призывы воспитателя к самовоспитанию, не подкрепленные его личным примером, конкретными делами, не достигают цели. И именно личный пример, дополненный тонкой, порой кропотливой работой с подчиненными, выступает важнейшим условием распространения и практического внедрения в жизнь идей самовоспитания ЗОЖ.

В заключение необходимо отметить, что задача командиров, офицеров управления и служб части, должностных лиц органов по работе с личным составом, воспитательных структур состоит в том, чтобы всесторонне содействовать самовоспитанию ЗОЖ военнослужащих как в коллективе и через коллектив, так и при непосредственном общении с каждым военнослужащим. Педагогически правильное руководство, понимание задачи самовоспитания ЗОЖ в условиях прохождения военной службы, разумная и тактичная помощь в выборе наиболее правильных путей, методов и приемов работы над собой по формированию ЗОЖ является важнейшим условием эффективности протекания процесса формирования ЗОЖ военнослужащих части.

1. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошев-ский М.Г. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д, 1998.

2. Педагогика высшей военной школы / под общ. ред. В.Н. Герасимова. М., 2001.

Поступила в редакцию 3.08.2012 г.

UDC 370

SELF-EDUCATION OF HEALTHY WAY OF LIFE OF MILITARY MEN AND ITS TEACHER’S GUIDE

Aleksander Romanovich MELNIK, Military university Ministry of defense, Moscow, Russian Federation, Adjunct; Troop Part 54607, Tambov, Russian Federation, Assistant of Commander of Work with Personal Staff, e-mail: melnikalex76@mail.ru

On the basis of analysis of the practice of formation of a healthy way of life of military men in parts of the Tambov territorial garrison of the Western military district and the analysis of scientific sources the essence of the process of selfeducation of healthy lifestyles military part, specificity of pedagogical leadership of the self-education of a healthy way of life of servicemen in a military unit are defined.

Key words: military personnel; self-education; healthy way of life; teacher’s guide.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.