Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ проблемы формирования здорового образа жизни у военнослужащих регулярной армии России в дореволюционный период (XVIII - начало XX В. )'

Историко-педагогический анализ проблемы формирования здорового образа жизни у военнослужащих регулярной армии России в дореволюционный период (XVIII - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / MILITARY / UPBRINGING / HEALTHY WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельник Александр Романович

На основе проведенного историко-педагогического анализа научной и специальной литературы рассматривается генезис и развитие проблемы формирования здорового образа жизни в регулярной русской армии в дореволюционный период с момента ее создания в XVIII в. до 1917 г. Автором представлены взгляды различных ученых на решение проблемы формирования здорового образа жизни у военнослужащих. На основе проведенного анализа были выделены основные исторические этапы в развитии данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND EDUCATIONAL ANALYSIS OF FORMATION PROBLEM OF HEALTHY LIFESTYLE OF MILITARY MEN OF RUSSIAN REGULAR ARMY OF PRE-REVOLUTION PERIOD (18 - BEGINNING OF 20TH CENTURIES)

Basing on a historical-pedagogical analysis of scientific and special literature a genesis and formation of healthy way of life in the regular Russian army in a pre-revolutionary period since 18th century up to 1917 is discussed. There are different approaches presented by the author on the issue of formation healthy way of life of the military. Through the analysis the main historical periods are defined.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ проблемы формирования здорового образа жизни у военнослужащих регулярной армии России в дореволюционный период (XVIII - начало XX В. )»

УДК 947

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (XVIII - НАЧАЛО XX в.)

© Александр Романович МЕЛЬНИК

Военный университет Министерства обороны, г. Москва, Российская Федерация, адъюнкт; Войсковая часть 54607, помощник командира по работе с личным составом, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

На основе проведенного историко-педагогического анализа научной и специальной литературы рассматривается генезис и развитие проблемы формирования здорового образа жизни в регулярной русской армии в дореволюционный период с момента ее создания в XVIII в. до 1917 г. Автором представлены взгляды различных ученых на решение проблемы формирования здорового образа жизни у военнослужащих. На основе проведенного анализа были выделены основные исторические этапы в развитии данной проблемы.

Ключевые слова: военнослужащие; воспитание; здоровый образ жизни.

Развитие военно-педагогической мысли в армии неразрывно связано с ее историей, цивилизационными взлетами и падениями, выдающимися победам и жестокими поражениями. Педагогические традиции, на которых основывается современное воспитание личного состава Вооруженных Сил РФ насчитывают несколько тысячелетий. Анализ научной литературы показывает, что зарождение и развитие военно-педагогических взглядов на формирование здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) у военнослужащих в России неразрывно связано с ее историческими этапами и подразделяется на дореволюционный, советский и современный российский периоды. Предварительное исследование позволило выделить в развитии воен-но-педагоги-ческих взглядов на проблему формирования ЗОЖ у военнослужащих русской армии в дореволюционный период три исторических этапа:

1-й этап - первая половина XVIII в. - зарождение отдельных элементов формирования ЗОЖ у военнослужащих в петровскую эпоху;

2-й этап - вторая половина XVIII в. -формирование отдельных элементов ЗОЖ у военнослужащих осуществляется в контексте нравственного и физического развития;

3-й этап - вторая половина XIX в. -1917 г. - приобщение военнослужащих к ЗОЖ в контексте физического, гигиенического и нравственного развития, когда скла-

дывается целостная система физического обучения.

Первоначально процесс обобщения и передачи педагогического опыта носил стихийный характер, передавался из поколения в поколение в устных и практических формах, а воспитание и подготовка воинов вплетались в процессы трудовой деятельности [1, с. 7-8]. В рамках народной педагогики обычаи и традиции, связанные с питанием, лечением и поддержанием здоровья оказывали мощное воспитательное воздействие на людей. Русским было известно немало способов сохранения и укрепления своего здоровья - гигиенически обоснованный уклад жизни: распределение приемов пищи, ранний утренний подъем и ранний отход ко сну вечером, послеобеденный сон, закаливание, гигиенические процедуры; здоровое и рациональное питание, соблюдение постов как способ очищения организма и ограничение употребления спиртного, физические упражнения и игры, занятия с оружием, которые развивали мускулатуру и выносливость, обеспечивали оптимальную двигательную активность.

Начало 1-го исторического этапа ознаменовано созданием реформами Петра I регулярной армии России. В петровскую эпоху получают свое развитие нравственные (внушение страха божьего) и военные (преданность государю и Отечеству) аспекты развития, происходит зарождение отдельных элементов формирования ЗОЖ у военнослужа-

щих, создаются все предпосылки для проникновения и развития передовой педагогической мысли в войсках. Однако формирование ЗОЖ осуществляется на стихийноситуативной основе. При этом имеющиеся положительные результаты в решении данной проблемы были получены в основном за счет имеющегося у людей эмпирического опыта сохранения своего здоровья, а также под воздействием религиозного воспитания и просвещения, средств народной педагогики.

Петр I уделял пристальное внимание воспитанию здорового, физически крепкого солдата, готового стойко и мужественно защищать свое Отечество. Сноровка и выносливость военнослужащими приобретались в постоянных походах, на тактических учениях, ежедневных занятиях: солдат «с утра до обеда был занят вместе со своими сослуживцами обучением, гимнастикой, строевыми занятиями...» [2, с. 41]. По приказу Петра I в войсках учреждались военные госпиталя, выписывались врачи [3, с. 12]. На военных лекарей, кроме лечения военнослужащих от различных заболеваний, возлагались функции медицинского контроля за размещением, питанием, водоснабжением, физической нагрузкой и физическим состоянием войск [4, с. 1203].

В XVIII в. формируется педагогический талант русских военачальников (С.Р. Воронцова, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева и др.). Их военно-педагогические взгляды основывались на необходимости постоянного попечения о солдате, заботе о больных и раненых. Важное место уделялось военно-физической подготовке, гигиеническому воспитанию и просвещению солдат в сочетании с всесторонней заботой о них [5, с. 74-76; 6, с. 35-38].

Несмотря на имеющийся положительный опыт в формировании основ ЗОЖ у военнослужащих в первой половине XVIII в., военная организация не смогла остаться в стороне от таких проблем, захлестнувших государство, как алкоголизм, курение и употребление табака, всплеск венерических заболеваний. Пагубные привычки курить и употреблять алкоголь сам Петр I привозит из Европы, которые сначала проецируются на царский двор, а в последствии и на военнослужащих.

Во второй половине XVIII в. произошел переход от формирования на стихийно-си-

туативной основе к целостной военно-педагогической системе регулярной армии, а формирование отдельных элементов ЗОЖ у военнослужащих органично вплетается в содержание нравственного и физического воспитания.

На формирование военно-педагогических взглядов здоровьесберегающей направленности у отечественных полководцев и педагогов неоспоримое влияние оказали труды М.В. Ломоносова, относящего к средствам сохранения здоровья правильный образ жизни, гигиену и режим питания (см.: [7]). В своей педагогической деятельности он опирался на принцип природосообразности, согласно которому человек рассматривался в совокупности его телесных и душевных проявлений. При этом акцент ставился на главенствующую роль наследственности в появлении здорового поколения и необходимость распространения научных знаний в области медицины.

Переход от стихийно-ситуативной практики воинского воспитания к созданию целостной военно-педагогической системы регулярной армии в 50-60-е гг. XVIII в. ученые связывают, прежде всего, с именем генералиссимуса А.В. Суворова [5, с. 77]. А.В. Суворов не отделял обучение от воспитания, не противопоставлял одно другому. В целом, содержание военного образования и воспитания им выражалось в том, чтобы дать каждому солдату нравственную, физическую и военно-профессиональную подготовку [1, с. 10; 5, с. 78]. «Солдату надлежит быть здоровому, храброму, твердому и правдивому» -первая заповедь и основное положение «Науки побеждать» А.В. Суворова. На первый план наравне с субординацией, послушанием и дисциплиной он ставит чистоту, опрятность и здоровье солдата, воздержание от употребления спиртных напитков. Полководец вводит в армии утренние занятия, ставшие прообразом современной утренней физической зарядки в войсках, куда входили ходьба, в т. ч. «гусиный шаг», строевые упражнения, стрельба из ружей и др. [6, с. 47]; Внимания заслуживают нормативно-распорядительные акты, изданные военачальником [6, с. 49-50], в которых его педагогические взгляды отражают требования к командирам обращать внимание на качество пищи и питья, правильную подгонку обмундирова-

ния и обуви, четко определяет их ответственность за состояние здоровья подчиненных и др. Сам А.В. Суворов вел исключительно здоровый образ жизни, являясь образцом для подражания [4, с. 1203-1204].

Неоспоримый вклад в разработку рассматриваемой проблемы внес продолжатель военно-педагогических идей А.В. Суворова генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов. Полководец в одно из приоритетных направлений своей педагогической деятельности выделил физическую, строевую подготовку в войсках. Он подчеркивал необходимость систематического закаливания солдат и офицеров, вел борьбу с пьянством, требовал от солдат соблюдения элементарных гигиенических правил» [6, с. 61-73].

В рассматриваемый период в рамках молодой науки военной медицины формируется ее отрасль - военная гигиена. Известный исследователь в этой области А.Г. Бахерахт в 1786 г. привел схему поддержания «доброго порядка жизни» солдата: «1) добрые покои, 2) добрая пища, 3) свежий и сухой воздух, 4) достаточная одежда, 5) телесным силам соразмерное движение и работа, 6) довольное отдохновение ночью, 7) удаление от пьянства, 8) неотлагание в начатии такого порядка, который нужно содержать усердно и беспрерывно» [4, с. 1203; 10, с. 714]. Тем самым ученым были сформулированы основные принципы ЗОЖ, не потерявшие свою актуальность и в современной армии.

Несмотря на принимаемые воинским командованием административно-командные, дисциплинарные меры и меры воспитательного воздействия, в рассмотренный период полностью решить проблему злоупотребления алкоголем, курения и венерических заболеваний среди низших чинов не удалось. В качестве причин, этому способствующих, следует отметить низкий уровень образования низших чинов, слабую методическую подготовку командиров низшего и среднего звена управления, наличие перманентного противоборства практики воспитания войск с идеей общекультурного развития, а также преобладание административных форм в управлении практикой воинского воспитания.

Начало XIX в. в России ознаменовано преобразованиями в области системы воспитания. Несмотря на то, что демократические процессы в стране способствовали появле-

нию прогрессивных военно-педагогических взглядов, с другой стороны, правительством насаждался в офицерской среде дух покорности и раболепия. Данное противоречие вызвало волну возмущений в прогрессивных офицерских кругах, переросшую в открытый протест «декабристов». Неудавшееся восстание в 1825 г. повлекло за собой забвение прогрессивных военно-педагогических взглядов [5, с. 82].

С середины XIX в. начинается новый этап развития отечественной военно-педагогической мысли в области формирования ЗОЖ. Приобщение военнослужащих к ЗОЖ происходит в контексте физического, гигиенического и нравственного воспитания, при этом акцент ставится преимущественно на сохранении и формировании физического здоровья через пропаганду ЗОЖ. Новый виток в своем развитии рассматриваемая проблема получает под воздействием передовых воззрений А.И. Герцена, В.Г. Белинского,

Н. А. Добролюбова и др. В основу их педагогических взглядов была положена идея о гармоничном развитии человека. Кроме умственного, нравственного, важное значение придавалось физическому воспитанию. При этом акцент учеными ставился на необходимости охраны здоровья людей, развития их физических сил путем установления правильного образа жизни, выполнения гимнастических упражнений, соблюдения правил гигиены и усвоения естественнонаучных знаний о человеке.

В русской армии передовые педагогические идеи были подхвачены генералом от инфантерии М.И. Драгомировым, возродившим суворовские военно-воспитательные традиции бережного отношения к военному человеку [3, с. 116-118]. Им была создана военно-педагогическая система, очерчивающая три стороны воинского воспитания: воспитание ума и воли, нравственное и физическое воспитание. Военачальник был убежден в том, что «..в военном воспитании соображение с духовным и умственным строем человека требует в занятиях целесообразности, в отношениях - строгой законности, в жизни материальной - хорошей пищи, одежды, а также физических упражнений, которые, держа организм в постоянной деятельности, не доводили бы его, однако ж, до истощения, а напротив, укрепляли» [9, с. 19-20].

Наряду с М. И. Драгомировым прогрессивные идеи в практику формирования ЗОЖ в войсках стремились внедрять ряд военных педагогов (Н.Д. Бутовский, В.М. Кульчицкий, Н.И. Мау, Н.Н. Обручев, М.Д. Скобелев и др.). Так, генерал от инфантерии М.Д. Скобелев не без основания утверждал, что «. неустанная заботливость о солдате, любовь к нему, делом доказанная - лучший залог к победе» [3, с. 192]. Особое внимание им уделялось вопросам обеспечения личного состава питанием, в т. ч. горячей пищей, важным условием сохранения и укрепления их здоровья ему виделось не только в том, чтобы каждый солдат был сытым, но и обутым, одетым, постоянно имел возможность своевременно мыться в бане с заменой белья, а тяжелую физическую нагрузку непременно чередовал с отдыхом [3, с. 184; 10]. Интерес сегодня представляют военно-педагогические труды генерала от инфантерии Н.Д. Бутовского, изложенные им с позиций командира роты. Так, Бутовский рекомендовал в помещении одной из рот проводить «невоенные чтения, к которым могут быть отнесены: духовно - нравственные популярные беседы, ... сведения по военной гигиене...» [3, с. 136]. Физическое воспитание Н.Д. Бутовский видел «. не в одних физических упражнениях, но главным образом в заботах о здоровье человека; поэтому следует позаботиться не только о том, что поименовано в уставе внутренней службы, как, например, содержание себя в чистоте, посещение бани и проч., но и кое о чем другом чему научит опыт» [3, с. 141-159].

В целях профилактики и ограждения военнослужащих от вредных привычек ряд командиров создают для солдат специальные артели или чайные, «которые будут давать возможность солдату провести более или менее приятно часы досуга» [11, с. 48]. Кроме того, военнослужащим, начиная с 1875 г., среди прочих один раз в неделю преподавался урок «о сбережении здоровья» [3, с. 133].

Прогрессивные идеи западноевропейской педагогики, распространившиеся к 60-70-м гг. XIX в. в России, определили дальнейший интерес отечественных ученых к исследованию природы человека (К. Д. Ушин-ский, П.Ф. Лесгафт и др.). Так, К.Д. Ушин-ский считал необходимым тщательно изучать физическую и душевную природу чело-

века. Его последователем стал П.Ф. Лесгафт, благодаря которому в русской армии к концу XIX в. начала складываться целостная система физического воспитания (образования), направленная в своей основе на сохранение, поддержание и укрепление здоровья. Эта система базировалась на учении о единстве физического и духовного развития личности, а физическое воспитание выступало в качестве важнейшего средства всестороннего развития человека и тесным образом связывалась с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, что отражает квинтэссенцию понятия здоровый образ жизни [12, с. 249].

Представителями военной гигиены для укрепления здоровья войск и повышения их боеспособности тщательно изучались условия бытовой обстановки и боевой деятельности на основе данных физиологии, патологии, микробиологии, физики и химии с целью дальнейшего изменения этих условий, при этом научная деятельность сочеталась с просветительской и практической [4, с. 1207].

В рассматриваемый период значительно вырос общий уровень образования среди личного состава армии, в военную среду стали проникать общенаучные знания, плодотворно влияющие на формирование ЗОЖ, повысилась методическая подготовленность командного состава к воспитанию подчиненных, а процесс воинского воспитания стал носить системный характер и обусловливался как внешними средствами воспитания (личное воздействие и личный пример командиров, воздействие внешней среды), так и внутренними (самовоспитание и самообразование военнослужащих).

Таким образом, историко-педагогический анализ проблемы воспитания ЗОЖ у военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что в дореволюционный период теория и практика воспитания ЗОЖ у военнослужащих развивались прогрессивно и поступательно в направлении приращения новых педагогических знаний.

1. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации / под общ. ред. И. А. Алехина. М., 2003.

2. Щербинин П.П. Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVIII -начале XX вв.: монография. Тамбов, 2004.

3. О долге и чести воинской в российской армии: собрание материалов, документов и статей / сост. Ю.А. Галушко, А. А. Колесников; под ред. В.Н. Лобова. М., 1991.

4. Энциклопедический словарь военной медицины / под ред. Е.И. Смирнова: в 4 т. М., 1946-1948. Т. 1.

5. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. СПб., 2008.

6. О долге и чести воинской в армии Российской: в 2 т. / под общ. ред. Н.А. Панкова. Военные документы, статьи военачальников, военных педагогов. М., 2010. Т. 1.

7. Деметер Г. С. Очерки из истории физической культуры и олимпийского движения. иКЬ: http://www.gramotey.com/?open_file=12690340 33 (дата обращения 16.05.11).

8. Энциклопедический словарь военной медицины / под ред. Е.И. Смирнова: в 4 т. М., 1946-1948. Т. 3.

9. Драгомиров М.И. Учебник тактики. СПб., 1879.

10. Традиции офицеров русской армии. Жуковский. М., 2004.

11. Крылов М.В. Правовое воспитание в русской армии во второй половине XIX - начале ХХ вв. // Военно-исторический журнал. 2010. № 7. С. 47-49.

12. Военная Энциклопедия / Председатель Главной ред. комиссии С.Б. Иванов: в 8 т. М., 2004. Т. 8.

Поступила в редакцию 21.01.2012 г.

UDC 947

HISTORICAL AND EDUCATIONAL ANALYSIS OF FORMATION PROBLEM OF HEALTHY LIFESTYLE OF MILITARY MEN OF RUSSIAN REGULAR ARMY OF PRE-REVOLUTION PERIOD (18 - BEGINNING OF 20th CENTURIES)

Aleksander Romanovich MELNIK, Military University of Defense Ministry, Moscow, Russian Federation, Adjunct; Military Unit 54607, Commander’s Assistant for Work with Personnel, Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Basing on a historical-pedagogical analysis of scientific and special literature a genesis and formation of healthy way of life in the regular Russian army in a pre-revolutionary period since 18th century up to 1917 is discussed. There are different approaches presented by the author on the issue of formation healthy way of life of the military. Through the analysis the main historical periods are defined.

Key words: military; upbringing; healthy way of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.