Научная статья на тему 'Совершенствование компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни'

Совершенствование компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
641
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / MILITARY / COMPETENCE / COMPETENCY / HEALTHY WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельник Александр Романович, Федак Евгений Иосифович

На основе анализа практики формирования здорового образа жизни у военнослужащих в частях Тамбовского территориального гарнизона Западного военного округа и анализа научных источников определены сущность, содержание и структура компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни. Выявлены основные условия совершенствования компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельник Александр Романович, Федак Евгений Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF COMPETENCE OF MILITARY PERSONNEL IN HEALTHY WAY OF LIFE FIELD

On the basis of analysis of the practice of a healthy way of life of the military personnel in parts of the Tambov territorial garrison of the Western military district and the analysis of scientific sources essence, the content and structure of the competence of military personnel in the field of healthy way of life are determined. The main conditions of improving the competence of military personnel in the field of healthy way of life are revealed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни»

УДК з55

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© Александр Романович МЕЛЬНИК

Военный университет Министерства обороны, г. Москва, Российская Федерация, адъюнкт; Войсковая часть 54607, г. Тамбов, Российская Федерация, помощник командира по работе с личным составом, e-mail: [email protected]

© Евгений Иосифович ФЕДАК Военный университет Министерства обороны, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра № 19 (педагогики), e-mail: [email protected]

На основе анализа практики формирования здорового образа жизни у военнослужащих в частях Тамбовского территориального гарнизона Западного военного округа и анализа научных источников определены сущность, содержание и структура компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни. Выявлены основные условия совершенствования компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни.

Ключевые слова: военнослужащие; компетентность; компетенция; здоровый образ жизни.

Анализ практики воспитания здорового образа жизни военнослужащих в частях Тамбовского территориального гарнизона Западного военного округа Министерства обороны РФ позволил констатировать, что, зачастую, военнослужащие обладают достаточным багажом знаний о требованиях здорового образа жизни, но не всегда могут применить знания в повседневной жизнедеятельности в реальных жизненных ситуациях, т. е. оказываются не способными мобилизовать полученные знания и опыт. Другими словами, военнослужащим не хватает компетентности в сфере сохранения и укрепления своего здоровья. Поэтому одним из факторов, способствующих укреплению здоровья военнослужащих, является обучение ведению здорового образа жизни, т. е. формированию у них готовности к здоровьесберегающей деятельности. Большая роль в данном случае отводится именно воинской части, подразделению, где военнослужащий проводит большую часть своего времени.

В настоящее время медицинская служба воинской части не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья военнослужащих всех категорий, поэтому особую значимость приобретает необходимость формирования осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни средствами современной педагогики.

Анализ научной литературы позволил констатировать, что в современной педаго-

гике единого подхода к определению понятия «компетентность» не сложилось. Термин «компетентность» чаще используется для обозначения степени овладения индивидом компетенциями. Толковый словарь русского языка С. Ожегова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Компетентным называют осведомленного, являющегося признанным знатоком в каком-нибудь вопросе человека.

Компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Компетентность включает результаты обучения (знания, умения и навыки), систему ценностных ориентаций, привычки и др. [1]. Существует мнение, что компетентность определяет возможность эффективно действовать за пределами штатных учебных ситуаций [2], наряду с этим компетентность рассматривается и как способность к осуществлению реального жизненного действия [3], как квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность [4]. Есть мнение, что компетентность определяет возможность эффективно действовать за пределами штатных учебных ситуаций [2], а также основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-

обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [5].

Нельзя не согласиться с А.В. Хуторским, который считает, что компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [6].

Профессор И.А. Зимняя [5] выделяет пять ключевых социальных компетентностей: компетентность здоровьесбережения, компетентность гражданственности, информационно-технологическую компетентность, компетентность социального взаимодействия, компетентность общения, каждая из которых характеризуется следующими компонентами:

а) готовность к проявлению этого свойства в деятельности, поведении человека;

б) знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенций;

в) опыт реализации знаний, т. е. умения, навыки;

г) ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенции, его личностную значимость;

д) эмоционально-волевую регуляцию как способность адекватно ситуациям социального и профессионального взаимодействия проявлять и регулировать проявления компетентности.

Компетентность военнослужащего в сфере здорового образа жизни выступает в качестве основ его бытия как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей его жизнедеятельности.

Анализ научных источников, а также практика работы в воинских частях Тамбовского гарнизона позволили авторам определить сущность компетентности военнослужащего в сфере здорового образа жизни, под которой понимается комплекс систематических знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии собственного здоровья; умение составлять программу сохранения своего здоровья в армейских условиях и во внеслужебное время; владение способами организации деятельно-

сти по профилактике здоровья и здоровьес-бережению, а также способность реализовать эту деятельность в повседневной жизни. При этом компетентность военнослужащего в сфере здорового образа жизни включает в себя:

- знание и соблюдение норм и требований здорового образа жизни;

- знание опасности для здоровья курения, злоупотребления алкоголем, наркомании, венерических заболеваний, СПИДа;

- знание и соблюдение правил личной и общественной гигиены;

- систематические занятия физической подготовкой и спортом;

- ответственность выбора образа жизни и др.

Неоспоримым является тот факт, что военнослужащий, в первую очередь, должен овладеть общепропрофессиональными компетенциями, уметь использовать их в повседневной жизнедеятельности, в т. ч. и при нестандартных ситуациях. Но в тоже время, воин, не владеющий основными навыками здорового образа жизни, с отсутствием здоровьесберегающего мышления не сможет стать полноценным воином-профессионалом, удовлетворяющим запросам перспективного облика Вооруженных сил Российской Федерации.

Анализируя практику работы в войсковых частях Тамбовского территориального гарнизона, было выявлено, что компетенция в сфере здорового образа жизни входит в состав общепрофессиональных компетенций военнослужащего и формируется, в первую очередь, через предметы боевой подготовки (огневая подготовка, физическая подготовка, строевая подготовка, специальная подготовка, тактическая подготовка, инженерная подготовка, тактико-специальная подготовка, общевоинские уставы, военно-медицинская подготовка и др.), занятия в системе общественно-государственной подготовки, утренней физической зарядки, спортивно-массовой и культурно-досуговой работы.

Не вызывает сомнения тот факт, что военнослужащие должны, безусловно, обладать компетенциями, позволяющими им сохранять статус здорового человека как можно дольше. Основными предметами боевой подготовки, развивающими знания, умения и владения деятельностью по сохранению и

укреплению здоровья военнослужащих, являются физическая подготовка, военно-медицинская подготовка и общественно-государственная подготовка.

Проведенное исследование показало, что содержанием компетенции военнослужащих в сфере здорового образа жизни являются знания факторов, обусловливающих и влияющих на их здоровье, а также способов улучшения возможностей, свойств самого себя и среды обитания. Опыт и готовность военнослужащих к реализации этих знаний в повседневной армейской жизнедеятельности, принятие здорового образа жизни как ценности, регулирование психосоматического и эмоционального состояния здоровья является результатом формирования у военнослужащих этой компетентности.

Анализ научной литературы и практика работы в воинских частях Тамбовского территориального гарнизона Западного военного округа позволили вычленить в структуре компетентности военнослужащего в сфере здорового образа жизни следующие компоненты:

1) содержательный;

2) деятельностный;

3) личностный.

Первый, содержательный компонент предполагает наличие у военнослужащего знаний по конкретному предмету боевой подготовки, а также по смежным предметам, выражающим квинтэссенцию воинской специальности (концептуальная компетентность), которая предусмотрена его штатной воинской должностью.

Структура концептуальной компетентности определяется, исходя из следующих соображений. Знание какой-либо одной стороны вопроса для военного специалиста совершенно недостаточно, т. к. на основе таких знаний нельзя принять решение, т. е. проявить свою компетентность. Знание по своей сути комплексно, неделимо и отдельные разрозненные представления не могут образовать систему знаний. Но оно не станет интегративным, если его компоненты изучались врозь. Интегративность должны обеспечить командиры подразделений, офицеры управления, командование части, находящиеся с военнослужащим в педагогическом общении (взаимодействии). Такой алгоритм действий дает совершенно другое качество знаний,

(т. к. при интегративном обучении и воспитании вырабатываются ассоциативные связи, которые главным образом и характеризуют качество знаний). То есть существует необходимость кооперировать усилия субъектов воспитания военнослужащих, которые так или иначе задействованы в формировании компетентности военнослужащего в сфере здорового образа жизни.

Второй, деятельностный компонент, включает инвариантные профессиональные здоровьесберегающие знания, в которые входят практические умения (владения). К ним относится весь комплекс занятий, ориентированных на практику (различные формы проведения занятий по физической подготовке, семинарские занятия, практические занятия, решение ситуационных задач, деловые и ролевые игры и т. д.)

Третий, личностный компонент, включает интегративные личностные качества, выражающиеся в наличии врожденных способностей к обучению и умения самостоятельно добывать знания, т. е. самообразование. Военнослужащий должен обладать не просто каким-либо видом интеллекта, а уметь пользоваться им в строгом соответствии с возникающей ситуацией.

В процессе формирования компетентности в области здорового образа жизни военнослужащих здоровье и здоровый образ жизни военнослужащих рассматриваются как некие специфические ценностные образования, которые непосредственно взаимодействуют с показателями физического, социального и психического благополучия военнослужащих, а также с выраженными тенденциями их социальной самореализации.

В качестве основных направлений в комплексе по формированию компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни представляется возможным выделить следующие:

- сформированная установка на сохранение витальных ценностей;

- способность к самодиагностике своего здоровья;

- знание методов накопления индивидуального здоровья;

- навыки поведения компенсирующего индивидуальные недостатки здоровья;

- методическая грамотность в реализации основных форм укрепления здоровья с учетом особенностей своего организма;

- умения и навыки самостоятельного поиска средств сохранения, укрепления здоровья, а также поддержания здорового образа жизни в целом.

Таким образом, для формирования компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни необходимо выполнение следующих условий:

1) высокий уровень подготовки уполномоченных субъектов процесса воспитания в части;

2) структура компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни должна быть интегративной и реализовываться в воинской части через комплекс занятий по боевой, общественно-государственной подготовке, в рамках спортивно-массовой, культурно-досуговой работы и самостоятельной подготовки;

3) содержание компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни должно соотноситься с общекультурными и профессиональными компетентностями.

Анализ научных источников и практика работы в воинских частях, выбранных для педагогического эксперимента позволили определить основные направления совершенствования компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни:

1) медико-санитарное и правовое просвещение военнослужащих;

2) воспитательно-разъяснительная работа с различными категориями военнослужащих;

3) организационное направление.

Медико-санитарное и правовое просвещение военнослужащих включает:

- изучение субъектами процесса воспитания военнослужащих части различных видов угроз здоровью военнослужащих;

- организация просмотра и обсуждения телевизионных и других программ по тематике соблюдения здорового образа жизни;

- включение специальных занятий, воспитательных мероприятий по пропаганде сохранения и укрепления здоровья военнослужащих, ведения здорового образа жизни;

- вооружение знаниями о губительных последствиях курения, чрезмерного употреб-

ления спиртных напитков, наркомании и токсикомании,

- формирование в подразделениях части здорового морально-психологического климата;

- развитие знаний военнослужащих по соблюдению требований личной и общественной гигиены;

- правовое обеспечение социальнопедагогического процесса профилактики наркомании и токсикомании, злоупотребления спиртными напитками и др.

Воспитательно-разъяснительное направление совершенствования компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни включает:

- формирование адекватного отношения к явлению алкоголизма, наркомании и токсикомании, курению табака, воспитание антинаркотической устойчивости;

- тренировку навыков преодоления военнослужащими внешнего давления, конформности;

- выработку навыков принятия ответственных решений, отстаивания убеждений и позиций (ролевые тренинги);

- изучение уровня информированности военнослужащих в области проблем, связанных с ведением здорового образа жизни;

- выявление комплекса причин, условий и социально-психологических факторов, способствующих аддиктивному поведению, их локализацию и устранение;

- развитие положительных качеств военнослужащих при искоренении и устранении отрицательных качеств личности;

- использование методов педагогического воздействия на военнослужащих, обремененных вредными привычками;

- вовлечение всех категорий военнослужащих в различные виды воинской и общественной деятельности и др.

Организационное направление совершенствования компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни предусматривает:

- строгое и точное выполнение распорядка дня и регламента служебного времени в части;

- профилактику и недопущение неуставных взаимоотношений в воинских коллективах части;

- перекрытие возможных каналов доставки наркотиков или психотропных веществ в часть;

- недопущение пагубного влияния на военнослужащих лиц, замеченных в употреблении алкоголя, наркотиков;

- проведение не реже одного раза в месяц медицинского осмотра всего личного состава части [7].

Таковы сущность компетентности военнослужащих в сфере здорового образа жизни, ее содержание, структура и основные условия ее совершенствования в воинской части.

1. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

3. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.

4. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. М., 2004.

6. Хуторской А.В. Определение общепредмет-

ного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. иКЬ: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.

Ыт (дата обращения: 02.03.2012).

7. Миронов А.С., Прылипко В.Б., Федак Е.И. Теория и практика профилактики наркотического поведения допризывной и армейской молодежи. М., 2006.

Поступила в редакцию 7.06.2012 г.

UDC 355

IMPROVEMENT OF COMPETENCE OF MILITARY PERSONNEL IN HEALTHY WAY OF LIFE FIELD

Aleksander Romanovich MELNIK, Military University of Ministry of Defense, Moscow, Russian Federation, Adjunct; Troop Part 54607, Tambov, Russian Federation, Assistant of Commander for Work with Personnel, e-mail: [email protected]

Yevgeniy Iosifovich FEDAK, Military University of Ministry of Defense, Moscow, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Department № 19 (pedagogy), e-mail: [email protected]

On the basis of analysis of the practice of a healthy way of life of the military personnel in parts of the Tambov territorial garrison of the Western military district and the analysis of scientific sources essence, the content and structure of the competence of military personnel in the field of healthy way of life are determined. The main conditions of improving the competence of military personnel in the field of healthy way of life are revealed.

Key words: military; competence; competency; healthy way of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.