SHKLYAR N. IMPROVEMENT OF THE PRACTICAL TRAINING OF FUTURE DEFECTOLOGISTS
The article outlines the main directions of improving the practical training of future teachers for special education (defectologists) at Amur State University named after Sholom Aleichem. In accordance with the transition to a two-tier system of training, « bachelor -master » it is necessary to optimize the students’ activities during their passage of different types of practices. The important part in professional and practical training of students is the implementation of competence-based approach.
Key words: two-tier system of training, competence-based approach, defectology students, educational practice.
И.М. ВОРОТИЛКИНА, профессор, заведующая кафедрой
Самостоятельность студентов в учебном процессе
В статье рассматриваются различные трактовки самостоятельности, представленные в психолого-педагогической литературе, показаны цели, задачи и формы самостоятельной работы студентов в учебном процессе вуза.
Ключевые слова: самостоятельность, самостоятельная работа, контроль, студенты.
Проблема самостоятельности учащихся в образовательном процессе - одна из стержневых проблем дидактики. В исследованиях авторы различают познавательную (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый), умственную (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин), творческую (Н.Г. Ярошенко), организационно-техническую (ЕЯ. Голант) самостоятельность.
Различные аспекты этой проблемы нашли отражение в психолого-педагогических трудах (Т.И. Бабаева, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, А.С. Лында, А.К. Осницкий, Т.А. Попова, М.Н. Скаткин, М.А. Федорова и др.), в которых дана общая характеристика самостоятельной деятельности, разработаны различные классификации самостоятельных работ, выделены условия организации самостоятельной деятельности и т. п.
Анализ научной литературы демонстрирует широкий спектр определений данного понятия. Самостоятельность трактуется как: психологическое состояние личности (Н.Д. Левитов); многоплановое качество личности, по-разному проявляющееся в различных жизненных ситуациях (Е.Г. Михайловский); интегральное выражение многих эмоциональных и интеллектуальных
своиств личности, направленности и воли (И. Молнар); результат большой внутренней работы человека, способности его ставить не только отдельные задачи, цели, но и определять направление своей деятельности (С.Л. Рубинштейн); способ выполнения деятельности, используемый учащимся для решения организационных и технических задач, которые ставит педагог (Е.Я. Голант); способность совершать действия той или иной степени сложности без посторонней помощи, умение вовремя остановить нежелательное действие, изменить его направленность (Б. Первомайский); подчинение поведения собственным взглядам и убеждениям (В.А. Крутецкий).
Под самостоятельностью как компонентом способности личности исследователями понимается: способность устанавливать основания для тех или иных поступков, т.е. выбор поведения (С.Л. Рубинштейн); способность к независимой реализации структурных блоков деятельности (Г.И. Щукина); способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помо-
щи (К.К. Платонов); способность соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности (Т.И. Бабаева).
Самостоятельность - это умение видеть, ставить и решать новый вопрос или проблему собственными силами (М.А. Данилов, А.М. Матюшкин); организаторские умения (Е.П. Белозерцев, З.Ф. Пономарева); умение предвидеть последствия своих поступков и поведения других людей, планировать свою деятельность (Н.Г. Ярошенко); умение самому находить себе занятие, отстаивать своё мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав (А.И. Высоцкий).
Самостоятельность учащегося выражается прежде всего в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи, характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других [1].
Внешними признаками самостоятельности обучающихся являются: планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, её корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, усилия студентов, направленные на достижение цели без посторонней помощи [2].
В качестве условий развития самостоятельности специалисты выделяют: дисциплину, самоорганизованность, самоконтроль, самооценку (О.П. Суркова); волевую целеустремленность, активность (А.И. Высоцкий); решительность, последовательность, цельность, деловитость(В.И. По-хилько, А.Г. Шмелев); собранность, активный поиск информации, уверенность в правильности своих поступков, опору на свои
знания и навыки, умение мобилизовать их на достижение цели (Г.С. Прыгин); инициативу, требовательность к себе и товарищам (К.Т. Оспанова); веру в свои силы, критичность, самокритичность, настойчивость, выдержку, творческие силы (П.И. Пидка-систый, Б.И. Коротяев); чувство личной ответственности за свою деятельность, поступки (П.Н. Виноградов). Многие ученые (Е.П. Ильин, С.С. Коровин, П.П. Тиссен, Н.В. Мишнаевский, Т.А. Лопатик, А.А. Люблинская и др.) среди условий, способствующих формированию самостоятельности, выделяют также следующие: интерес к действиям, доступность выполнения заданий, создание оптимального положительного психоэмоционального фона деятельности, своевременность контроля, самоконтроля и оценки результатов самостоятельной работы учащихся.
Самостоятельная работа студентов (СРС) - особый вид учебной деятельности, направленный на индивидуальное выполнение дидактических задач, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной области знаний.
Как фактор освоения специальности самостоятельная работа студентов может
быть представлена с разных сторон, а именно: как средство педагогической деятельности, которое используется педагогом в целях перестройки психологических механизмов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения; как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности; как виды студенческой продукции; как условие обучения студентов в вузе, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения СРС; как форма организации обучения; как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов; как высокий уровень подготовленности студентов, что выступает целью и результатом их обучения и воспитания [3].
Основная цель самостоятельной работы студентов - воспитание сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие им привычки к напряжённому интеллектуальному труду. Важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, то есть научились учиться. Задачами СРС являются:
■ систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
■ углубление и расширение теоретических знаний;
■ формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
■ развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
■ формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
■ развитие исследовательских умений;
■ использование материала, собранно-
го и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях.
А.В. Конышева в качестве одного из средств управления СРС выделяет модульное обучение, сущность которого состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать по предложенной ему индивидуальной траектории, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей [4]. Обязательным элементом обучения выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
По мнению исследователей, самостоятельная работа студентов должна включать организационную, методическую и регуляционную составляющие [5]. При этом преподаватель должен заранее разработать систему СРС, учитывая её формы, цели, подбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации, планируя собственную роль в этом процессе.
Организационная составляющая самостоятельной работы предполагает создание управляющих учебных пособий, которые помогают студенту понять логику построения изучаемого курса. Учебно-методические пособия для самостоятельной работы студентов должны содержать план семинарского занятия, контрольные вопросы и задания, тематику рефератов, контрольный тестирующий материал, ситуационные учебные задачи.
Методическая составляющая предполагает разработку заданий для самостоятельной работы на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также для зачетной формы контроля.
Регуляционная составляющая организации работы студентов ориентирована на сотрудничество в целях стимуляции их самостоятельности и творчества.
Умение организовать самостоятельную деятельность - залог успешной самореали-
зации выпускника вуза не только как личности, но и как профессионала. В связи с этим одна из основных задач вузовского обучения - перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего формулировать проблему, анализировать методы её решения, выбирать из них оптимальные и достигать искомого результата. Этому способствуют разнообразные формы самостоятельной работы студентов, среди них:
1) внеаудиторная самостоятельная работа, которая выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия: изучение и систематизация нормативно-правовых документов с использованием информационно-поисковых систем «Консультант-плюс», «Гарант», сети Интернет; подготовка к семинарам, подбор и изучение специальной научно-методической литературы с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; подготовка и написание рефератов, докладов, составление аннотированного списка, подготовка рецензий на статью, пособие; выполнение микроисследований; участие в социальных исследованиях (социологических, социально-психологических и т.д.); подготовка практических разработок; компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов; разработка наглядных материалов, мультимедийных презентаций и др.;
2) аудиторная самостоятельная работа, выполняемая на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (экспресс-опросы по конкретным темам, терминологический диктант, тестовый контроль знаний студентов и др.);
3) научно-исследовательская работа.
В качестве форм отчета о самостоятельной работе рассматриваются: оценка устного ответа на вопрос, сообщения, доклада на практических занятиях; решение ситуационных задач; конспект, выполненный по теме, изученной самостоятельно; представленные тексты контрольной, курсовой работы и их защита; отчет о прохождении практики (дневник практики); тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме; оценка знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины; защита выпускной квалификационной работы; статьи, тезисы, выступления и др. публикации в научном, научно-популярном издании по итогам самостоятельной и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры [6].
Выпускник вуза - это профессионал, умеющий приобретать новые знания, критически перерабатывать поступающую информацию, принимать самостоятельные решения, контролировать свою деятельность и т.п. В связи с этим главная цель кафедры - подготовка конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста и создание условий для его профессионального развития в процессе обучения.
При организации самостоятельной работы в нашем вузе мы опираемся на Положение об организации самостоятельной работы студентов университета, которое рег-
ламентирует организацию самостоятельной работы. Несколько слов о его содержании.
Формы самостоятельной работы студентов установлены рабочими программами каждой из учебных дисциплин, входящих в соответствующую основную образовательную программу по конкретной специальности. При этом определяются цели, содержание СРС, формы отчетности, приводится расчет баллов в соответствии с балльно-рейтинговой системой, даются методические указания по выполнению СРС, указывается литература.
Необходимым условием для реализации СРС является обеспечение каждого студента информационными ресурсами (справочниками, учебными пособиями, банками индивидуальных заданий, обучающими программами, пакетами прикладных программ и т.д.); методическими материалами (указаниями, руководствами, практикумами и т.п.); контролирующими материалами (тестами); материальными ресурсами (компьютером, измерительным и технологическим оборудованием и др.). Кроме того, предусмотрены консультации преподавателей, сотрудников НИИ, лабораторий и т.д., возможность выбора индивидуальной образовательной траектории (элективные учебные дисциплины, дополнительные образовательные услуги, индивидуальные планы подготовки), публичное обсуждение теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно, на конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Самостоятельная работа студентов реализуется в двух формах: обязательной и контролируемой. Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательной самостоятельной работы и контролируемой самостоятельной работы, в том числе по выбору. Подведение итогов и оценка результатов СРС осуществляются во время контактных часов с преподавателем.
При организации самостоятельной работы повышается ответственность преподавателя за развитие у студентов навыков самостоятельной работы, за стимулирование их профессионального роста, воспитание творческой активности и инициативы. Задача преподавателя - подобрать студентам индивидуальные задания, обеспечить их необходимой литературой, подсказать более рациональный путь при выполнении задания, дать консультацию отдельному студенту или группе студентов.
В ходе самостоятельной работы студенты анализируют предложенные учебные ситуации, решают реальные практические задачи, при этом они учатся не только у преподавателя, но и друг у друга, работают с различными базами информации, формируют собственную профессиональную позицию.
Процесс организации СРС включает в себя следующие этапы:
■ подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования);
■ основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоение, переработка, применение, передача знаний, фиксирование результатов, самоорганизация);
■ заключительный (оценка значимости, анализ и систематизация результатов, оценка эффективности программы и приемов работы, определение направлений оптимизации труда).
Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от предварительного ее проектирования каждым преподавателем, определения ее места в структуре учебного процесса, насыщения учебного процесса разнообразными типами самостоятельных работ (по образцу, реконструктивными, эвристическими, творческими), а также от использования их различных форм (контрольные, курсовые, проектные и др.) в рамках как аудиторных, так и внеаудиторных занятий [7].
Литература
1. Данилов М.А. Воспитание у школьников
самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961. № 8.
2. Орлов В.И. Активность и самостоятель-
ность учащихся // Педагогика. 1998. № 3.
3. Социальная сеть работников образования.
URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-
nauki/ library/ organizatsiya-samostoyatelnoi-raboty-studentov-i-formy-ee-kontroly
4. Конышева А.В. Модульное обучение как
средство управления самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2009. № 11.
5. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н.
Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 2005. № 6.
6. Росина Н. Организация СРС в контексте
инновационного обучения // Высшее образование в России. 2006. № 7.
7. Абасов З. Проектирование и организация
самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10.
VOROTILKINA I. STUDENTS’ SELF-DEPENDENT WORK IN EDUCATIONAL PROCESS
Various aspects of self-dependency in the psychological and pedagogical literature are considered, problems and forms of students’ self-dependent work are shown.
Key words: self-dependency, students’ self-dependent work, educational process, forms of control.
О.Е. ШАПОВАЛОВА, доктор психол. наук, заведующая кафедрой
Психологическая культура будущих педагогов
Статья посвящена исследованию, направленному на изучение и формирование психологической культуры будущих учителей-дефектологов. Уточняется содержание понятия «психологическая культура », рассматриваются мотивационно-личностные аспекты проблемы подготовки педагогических кадров для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Ключевые слова: психологическая культура, коррекционно-образовательный процесс, учитель-дефектолог, профессиональная подготовка.
Подчеркивая важную роль педагога в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты говорят о высоких требованиях к его подготовке. Наряду с умением реализовать на практике серьезный объем полученных знаний, профессиональная деятельность учителя-дефектолога предполагает повышенную ответственность, максимальную концентрацию и самоотдачу. Поэтому эффективная подготовка коррекционно-педагогических кадров включает не только выполнение утвержденного образовательного стандарта, но и формирование психологической культуры, составляющей
основу профессионального самоопределения.
В нашем исследовании под психологической культурой понимаются личностные качества, мотивационные установки и представления, определяющие отношение к профессии специального педагога и готовность к выполнению данной социальной роли. Исследование проводилось при участии студентов 2-5-х курсов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика». Приведем наиболее интересные результаты, подчеркивающие обоснованность выводов о наличии зависимости между целенаправленным вниманием к форми-