Научная статья на тему 'Формирование исследовательской компетентности будущих дефектологов'

Формирование исследовательской компетентности будущих дефектологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY OF FUTURE DEFECTOLOGISTS / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапп Елена Александровна

В статье описана система работы по организации учебно-научно-исследовательской деятельности будущих дефектологов. Кратко рассматривается содержание разных видов учебно-научно-исследовательской деятельности. Описаны различные формы и виды учебно-исследовательских заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапп Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Defectologists' Research Competence Forming

The working system for organizing training, scientific and research activity of future defectologists is described in article. Different kinds of scientific and research activity content are shortly reviewed. Various forms and kinds of scientific and research tasks are described.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской компетентности будущих дефектологов»

УДК 378.09 ББК 74.580.268

Лапп Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра специальной педагогики и психологии

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Волгоград Lapp Elena Alexandrovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Special Pedagogy and Psychology Volgograd State Socio-Pedagogical University Volgograd

Формирование исследовательской компетентности будущих дефектологов Future Defectologists’ Research Competence Forming

В статье описана система работы по организации учебно-научно-исследовательской деятельности будущих дефектологов. Кратко рассматривается содержание разных видов учебно-научно-исследовательской деятельности. Описаны различные формы и виды учебно-исследовательских заданий.

The working system for organizing training, scientific and research activity of future defectologists is described in article. Different kinds of scientific and research activity content are shortly reviewed. Various forms and kinds of scientific and research tasks are described.

Ключевые слова: учебно-научно-исследовательская деятельность будущих дефектологов, исследовательская компетентность.

Key words: scientific and research activity of future defectologists, research competence.

Динамика спроса в России на квалифицированные кадры для системы специального (дефектологического) образования; на специалистов, способных к активной творческой деятельности, к самореализации, самостоятельности, конкурентоспособности, социальной и профессиональной мобильности, вступила в противоречие со сложившейся системой их подготовки.

Переход к компетентностному подходу, введение многоуровневых программ высшего профессионального образования дают возможность отказаться от традиционной когнитивной модели обучения, когда у обучающихся формируется и развивается в основном готовность к репродуктивной деятельности. Современное профессиональное специальное (дефектологическое) образование ориентировано на поиск оптимальных путей подготовки профессионально

компетентных специалистов, с новым образом мышления, обладающих фундаментальными знаниями, готовых к самостоятельному решению социальных и профессиональных задач, профессионально мобильных.

Развитие творческих способностей и профессиональных качеств будущих дефектологов; закрепление теоретических знаний и приобретение навыков их практического приобретения; привитие навыков постановки и проведения самостоятельных исследований; привлечение наиболее способных студентов к решению актуальных проблем специального (коррекционного) образования; воспитание в стенах вуза резерва ученых - исследователей осуществляется в условиях реализации исследовательской деятельности студентов.

Комплексная система учебно-научно-исследовательской деятельности, реализуемая на кафедре специальной педагогики и психологии ВГСПУ, обеспечивает непрерывное участие студентов - будущих дефектологов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом комплексной системы учебно-научно-исследовательской деятельности является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом главной задачей преподавателей выступает поэтапное формирование у обучающихся системы общенаучного, методологического и профессионального знания о методах учебного и научного познания; развитие системы исследовательских умений и навыков, способности к созданию благоприятной творческой атмосферы учебного познания; создание условий для овладения будущими дефектологами системы ценностных ориентаций на творческую самореализацию и саморазвитие.

Развитие научно-исследовательской деятельности будущих дефектологов зависит от многих факторов. Особенными среди них выступают актуальные методологические проблемы специального (дефектологического) образования; качественно-количественные изменения контингента обучающихся, воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений; состав научного потенциала высшей школы (расширение тематики исследований в высших учебных заведениях по основным направлениям специальной педагогики и

психологии (дефектологии); широкое внедрение в учебный процесс элементов исследования и самостоятельной работы студентов и др.) [5,6].

Система работы по организации исследовательской деятельности будущих дефектологов включает в себя: научно-исследовательскую деятельность, встроенную в учебный процесс; научно-исследовательскую деятельность, дополняющую учебный процесс; научно-исследовательскую деятельность, параллельную учебному процессу.

Содержание научно-исследовательской деятельности, встроенной в учебный процесс, включает различные виды самостоятельной теоретической и экспериментальной работы в ходе изучения дисциплин по учебному плану: моделирование проблемных педагогических ситуаций, разработка учебных кейсов, решение нестандартных педагогических задач и др. Выполнение различных учебно-исследовательских заданий ориентируют будущих дефектологов на закрепление общих и специальных научных понятий изучаемых дисциплин, навыков типологизации и классификации предметов исследований, формирует научное мышление и творческие способности. При этом студенты осваивают различные виды записей: конспектирование, аннотирование, составление тезисов, реферирование.

Так, например, по дисциплине «Обучение в классах коррекционноразвивающего обучения» в рамках освоения раздела «Общие основы коррекционно-развивающего обучения» студенты выявляют актуальные проблемы педагогики и психологии (дефектологии) в отношении детей с задержкой психического развития. Обучающиеся оформляют словарь категориального аппарата коррекционно-развивающего обучения, составляют аннотированный список научных изданий разного вида. Например, «Теория коррекционноразвивающего обучения», «Современные подходы к воспитанию детей с задержкой психического развития в различных образовательных системах», «Воспитание детей с задержкой психического развития в семье и образовательных учреждениях», «Коррекционно-развивающее формирование речи детей с задержкой психического развития» и др. Тематика аннотированных списков

предлагается студентам преподавателем, или обучающиеся самостоятельно определяют проблематику аннотированного списка.

Развитие мыслительных умений и навыков студентов - будущих дефектологов обеспечивают задания по написанию педагогического эссе. В процессе подобной работы студенты учатся работать с текстами, делать выводы, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи, использовать знания в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности.

Студентам предлагаются следующие темы эссе: «Почему интеграция в России пришла позже, чем во многие другие страны?», «Какие условия необходимы для становления интегрированного образования в России?», «Чем интеграция отличается от инклюзии?», «Как инклюзия связана с толерантностью?», «Нужны ли инновации в специальном образовании?» (дисциплина «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность»); «Что важнее для специального психолога: профессиональные или личностные качества?», «Является ли стиль общения специального психолога обязательным условием его профессиональной деятельности?», «Нужна ли эрудиция в вопросах нормы психического развития для специального психолога?» (дисциплина «Введение в профессиональную деятельность») и др.

Умения анализировать нормативно-правовую и программно-методическую документацию будущие дефектологи приобретают и в процессе самостоятельной работы по разделу «Содержание образования в специальных классах коррекционно развивающего обучения». Студенты анализируют базисный учебный план специальных (коррекционных) классов VII вида, учебные программы, учебники в системе коррекционно развивающего обучения. На занятии обсуждается специфика программного обеспечения коррекционно-развивающего обучения. Для подготовки ко второму занятию по теме студенты организуют мини-исследование и оформляют базу данных учебных пособий в системе коррекционно развивающего обучения. На занятии проводится демонстрация мультимедийных презентаций по итогам выполненной работы или выступление с отчетами со слайдовым сопровождением и демонстрацией подготовленных

информационных материалов. Третье занятие проводится как конкурс авторских пособий для системы коррекционно-развивающего обучения.

По разделу «Организация образовательно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) классах VII вида» на первом практическом занятии предполагается использование кейс-метода «Проблемы воспитательной работы в специальных коррекционных классах VII вида»: анализ конкретного кейса и определения с учетом заданной в нем проблемы методов и приемов коррекционного воздействия.

Подобные задания помогают вырабатывать у студентов - будущих дефектологов специальные исследовательские умения и навыки: искать, отбирать, перерабатывать, анализировать, классифицировать информацию; делать выводы; наблюдать; работать с текстами; конспектировать; доказывать и защищать свои идеи и проекты и др.

При выполнении заданий исследовательского характера, встроенных в учебный процесс, развиваются и личностные качества будущих дефектологов: умение работать в команде, брать на себя ответственность, анализировать результаты своей деятельности и др.

Кроме того, будущие дефектологи, работая над учебными заданиями, обучаются видеть проблемы в теории и практике специального (коррекционного) образования; формулировать исследовательские гипотезы; делать выводы; проводить мини-эксперименты и др.

Научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс, предполагает индивидуализацию процесса обучения посредством проведения мини-исследований (самостоятельно и с самостоятельным выбором тематики), реализации учебных проектов, участия в научных мероприятиях и др.

Так по разделу «Организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса» (дисциплина «Обучение в классах коррекционноразвивающего обучения») в рамках самостоятельной работы студентам предлагается проведение мини-исследования по выявлению проблемных областей в практике обучения детей с задержкой психического развития в массовой школе (анкетирование учителей, родителей, администрации, обучающихся).

Дисциплина «Организация диагностико-коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста» также предполагает активное освоение бакалаврами - будущими дефектологами необходимой информации в проблемном поле дисциплины. Так по разделу «Концепция организации психодиагностической, консультативной и просветительской работы в учреждениях системы коррекционно-развивающего обучения» в рамках самостоятельной работы студенты организуют работу по дефектологическому просветительству. Комплекс умений по выявлению проблемных зон в практике работы конкретного образовательного (реабилитационного, социально-адаптационного, массового и др.) учреждения; формулированию целей, задач, этапов и содержания проекта; обобщению результатов проектной деятельности обеспечивает возможность будущим дефектологам выполнить просветительскую работу, а затем выступить с отчетами со слайдовым сопровождением и демонстрацией подготовленных информационных материалов.

По дисциплине «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность» для подготовки учебно-исследовательских проектов студентам предлагается три темы: «Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Состояние теории и практики образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе», «Истоки современных технологий обучения и воспитания лиц с нарушением интеллекта». В рамках первой темы студенты определяют тему проекта и проводят мини-исследование в условиях практических учреждений, в которых организовано интегрированное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проекты по второму направлению строятся на основе сбора информации (анализ и обработка материалов периодической печати и учебных пособий). Третье направление позволяет студентам изучить авторский опыт педагогов-дефектологов.

Выполнение учебно-научных исследовательских работ позволяет будущему дефектологу приобщиться к новейшим достижениям специального и интегрированного образования, формирует у бакалавра исследовательский подход к

оценке явлений и фактов, развивает у будущего дефектолога многие ценные личностные качества - целеустремленность, чувство ответственности, инициативность, интеллектуальную активность и др.

В рамках второго направления студентам - будущим дефектологам предлагается также возможность участия в обучающих научно-практических семинарах, организуемых кафедрой специальной педагогики и психологии ВГСПУ, для педагогов специального (коррекционного) и интегрированного образования [!]• Так, тематический семинар по теме «Проектная деятельность в условиях детского сада» (март, 2009) расширил знания студентов - будущих дефектологов по организации коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с задержкой психического развития. Студенты увидели новые формы работы с детьми данной категории, овладели знаниями по реализации современных образовательных технологий с дошкольниками с задержкой психического развития.

Семинар «Коммуникативный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» (май, 2009) не только познакомил студентов с технологиями работы с детьми со сложной структурой дефекта. Студенты на равных с практикующими педагогами имели возможность выступить с мини-сообщениями по теме своих исследовательских проектов (В.В. Бурейко, А.О. Клюева).

В 2010-2012 г.г. будущие дефектологи принимали участие в семинарах на тему «Психолого-педагогическая подготовка педагога к работе с детьми с трудностями в обучении» (декабрь, 2009); «Становление профессиональной культуры педагога интегрированного образования январь, 2009); «Коррекционноразвивающая направленность образования обучающихся воспитанников с нарушениями в развитии (февраль, 2010); «Интеграция общего и специального образования (март, 2010), «Коррекционная направленность обучения родному языку младших школьников с задержкой психического развития» (февраль, 2012).

Научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу, предполагает участие будущих дефектологов в исследовательских и творческих проектах, в тематических олимпиадах, конференциях, конкурсах, международных исследовательских программах и т.д.

Изучение студентами теоретических основ научного исследования на младших курсах, во время которого они усваивают знания о сущности, этапах, способах и методах научного исследования; а также развитие исследовательских умений в процессе проведения мини-исследований, реализации проектной деятельности на средних этапах обучения позволяют будущим дефектологам выпускных курсов активно включаться в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность.

Студенты - будущие дефектологи постоянно принимают участие в научно-практических конференциях по проблемам специальной педагогики и психологии (дефектологии). Так, студенты факультета социальной и коррекционной педагогики ВГСПУ принимали участие в конференциях «Психологопедагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития» (октябрь, 2008); «Актуальные проблемы становления профессиональной культуры педагога интегрированного образования» (ноябрь, 2010); «Инновационные проблемы современного развития коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологии)» (март, 2010); в международном семинаре «Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии» (октябрь, 2011); в конференции «Актуальные проблемы специального и интегрированного образования» (декабрь, 2011). Ежегодно студенты принимают участие в конкурсе «Лучшая статья, исследовательская работа» и др.

Весомый вклад в развитие исследовательской компетентности студентов -будущих дефектологов вносит работа в Школе дефектолога «Ресурс», созданной на кафедре специальной педагогики и психологии [2], и в общественной организации волгоградских дефектологов «Поддержка профессионального становления педагогов-дефектологов» [3]. Обучающая среда с «погружением» в проблематику специальной педагогики и психологии (дефектологии); взаимодействие с коллегами, находящимися на разных уровнях профессионализма, позволяет формировать ценностное отношение к будущей профессии, развивать у студентов - будущих дефектологов мотивацию к проектной деятельности, знакомиться с новыми идеями в современных научных исследованиях.

В целом реализуемая на кафедре работа по формированию исследовательской компетентности студентов - будущих дефектологов позволяет сделать ряд важных выводов.

Главная цель учебно-научно-исследовательской деятельности в университете - это качественная профессиональная подготовка специалиста, которая зависит от глубины и уровня исследовательской работы, состава и профессионализма преподавателей, качества учебного плана и программ обучения, обеспеченности учебными пособиями, от материально-технического обеспечения, наличия оборудования, а также уровня управления учебно-научно-исследовательской деятельностью и т.д.

Для освоения студентами исследовательской компетенции необходима специальная программа творческо-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, ориентированная на разнообразие форм организации исследовательской деятельности, тесное взаимодействие в этом процессе между субъектами высшего образования и социальными партнерами.

Учитывая, что подлинная научная квалификация требует прохождения специальной научной школы, длительного изучения и освоения практического опыта, а также наличия собственной практики работы, необходимо уже в условиях вузовского обучения шире привлекать студентов для участия в научных проектах преподавателей и базовых образовательных учреждений. Наиболее оптимальные условия для формирования и развития исследовательской компетентности обеспечивает учебная и педагогическая практика студентов [4].

Для внедрения работоспособной системы исследовательской деятельности студентов необходимо формировать научно-исследовательские базы, способные обеспечивать фронт исследовательских работ студентов - будущих дефектологов; постоянно выявлять резерв времени и вносить соответствующие изменения в учебные планы для того, чтобы исследовательская деятельность студентов стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса; создать для профессорско-преподавательского состава благоприятные условия работы со студентами в сфере научно-исследовательской деятельности.

Для обеспечения мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности и становления личности исследователя необходимо шире внедрять результаты студенческих исследований в практику работы учреждений специального (коррекционного) и интегрированного образования.

Библиографический список

1. Лапп, Е.А.Интеграция общего и специального образования в региональном контексте. Итоги проекта «Включенное образование - стратегия образования для всех» [Текст] / Е.А. Лапп // Народное образование. - Москва. № 9. - 2010. - С.35-39.

2.Шипилова, Е.В. Роль активного обучения в профессиональном становлении студентов-дефектологов [Текст] / Е.В. Шипилова // Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии. Материалы I Международного научно-практического семинара, г.Волгоград, 27-28 октября 2011 г. / редкол.: Е.А. Лапп (отв.ред.) и др. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011- 280 с.

3.Лапп, Е.А. Общественная организация волгоградских педагогов-дефектологов как условие профессионального становления [Текст] / Е.А. Лапп, М.А. Дворецкая, Е.В. Шипилова // Общественные организации и образовательная политика на Юге России в XIX - начале XXI века: история, проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27-28 октября 2011 г.). - Ставрополь: Альфа Принт, 2011. -272 с.-С. 195-200.

4. Лапп, Е.А. Учебно-проектная деятельность студентов в условиях учебно-научно-методического комплекса [Текст] / Е.А. Лапп, С.Г. Ярикова // Известия ВГПУ, Педагогические науки № 6 (40), 2009, с.99-103.

5. Лубовский, В.И. Некоторые методологические проблемы специальной психологии [Текст] / В.И. Лубовский // Специальная педагогика и специальная психология. Материалы второго международного теоретико-методологического семинара. В 2х томах. Том 1. - М.: ГОУ ВПО МПГУ, 2010.

6. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка педагогических кадров [Текст]: Монография. - М.: Изд-во «Спутник +», 2009. - 159с.

Bibliography

1. Гарр, Е.А. Integration of General and Special Education Into Regional Context. Project Outcome «Inclusive Education Is Educational Strategy for Everybody» [Text] / E.A. Lapp // National Education. - Moscow. - № 9. - 2010. - P. 35-39.

2. Lapp, E.A. Social Organization of Volgograd Teachers-Defectologists As a Condition of Professional Development [Text] / E.A. Lapp, M.A. Dvoretskaya, E.V. Shipilova // Social Organizations and Educational Policy on the South of Russia in XIX - Beginning XXI Centuries: History, Problems and Prospects of Development. Documents of Interregional Scientific and Practical Conference (27-28th October, 2011). - Stavropol: Alfa Print, 2011. - 272 p. - P. 195-200.

3. Lapp, E.A. Students’ Training and Design Activity in the Condition of Training Scientific and Methodological Complex [Text]/ E.A.Lapp, S.G.Yarikova // VSPU News, Pedagogical Sciences №6(40).-2009.-P. 99-103.

4. Lubovsky, V.I. Some Methodological Problems of Special Psychology [Text] / V.I. Lubovsky // Special Pedagogy and Special Psychology. Documents of the Second International Theoretical and Methodological Seminar. In Two Volumes. Volume 1. - Moscow: SEIHPE MPSU, 2010.

5. Nazarova, N.M. Special Pedagogy: The history of Scientific Knowledge Development and Teachers’ Training [Text]: Monograph. - Moscow: Publishing House «Satellite +», 2009. -159 p.

6. Shipilova, E.V. Active Training Role in Professional Development of Students-Defectologists [Text] / E.V. Shipilova // Special and Integrated Education: Organizing, Content, Technologies. Documents of the First International Scientific and Practical Seminar, Volgograd, 27-28th October, 2011 / Editorial Board: Lapp E.A. (Executive Editor), et.al. - Volgograd. Publishing House of Vol-SU, 2011. -280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.