Педагогические н ну ки
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПЕРВОГО КУРСА
Т. А. Куликова
USE OF INFO-COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION O FIRST-YEAR STUDENTS' SELF-STUDY
Kulikova T. A.
The possibilities of using info-communicational technologies in the organization of students' self-study are considered. The organization of first-year students' self-study increasing the degree of independence and forming key competences is suggested.
Key Words: students' self-studies, information-communicative technologies, key competences.
Рассмотрены возможности использования инфо-коммуникационных технологий в организации самостоятельной рабоы студентов. Предложена организация самостоятельной работы студентов первого курса, повышающая степень их самостоятельности и формирующая ключевые компетентности.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, инфокоммуникационные технологии, ключевые компетентности.
УДК 004.9:371.385:378.147
В Концепции модернизации российского образования определены основные требования к подготовке квалифицированных специалистов: готовность к постоянному профессиональному росту, свободное владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, а также формирование навыков самостоятельного получения знаний. Постоянный рост уровня требований к профессиональной компетенции выпускников вузов оказывает влияние как на организацию обучения, так и на процесс усвоения студентами определенной системы знаний и приобретения профессиональных умений и навыков. Такая необходимость постоянной оптимизации процесса обучения требует усиления роли самостоятельной работы студентов (СРС). В настоящее время СРС рассматривается как основа вузовского образования, поскольку именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а использование ИКТ-технологий стимулирует индивидуальную активность обучающихся, способствует развитию заинтересованности студента в изучаемом материале, вырабатывает умение и потребность самостоятельного получения знаний. Стремительное развитие ИКТ способствует эффективной интеграции данных технологий как в учебный процесс, так и в самостоятельную работу студентов.
Куликова Т. А.
Использование инфокоммуникационных технологий в организации самостоятельной.
Применение ИКТ в СРС может иметь различные подходы. В одном случае за основу берется использование средств информационных технологий, в другом случае в качестве основного средства выступают коммуникационные технологии (4). Кроме того, экспоненциальный характер роста возможностей средств коммуникационных технологий, развитие дистанционного образования привели к формированию точки зрения, что для совершенствования системы СРС в условиях информатизации образования целесообразно использовать дистанционные образовательные технологии обучения (5).
Для эффективной организации СРС с использованием ИКТ необходимо чтобы эти технологии выступали не только в качестве средства обучения, но и выполняли роль инструмента познания. В этом случае студент под управлением преподавателя не только развивает навыки самостоятельного обучения, но и становится участником познавательного процесса. Это способствует более глубокому и осознанному усвоению материала, обучает самостоятельному использованию ИКТ в будущей профессиональной деятельности, а также отучает от пассивного потребления уже готовых знаний. Такая организация СРС зависит, с одной стороны, от компетенции преподавателя в применении ИКТ, а с другой - от подготовленности студентов к самостоятельной работе и использованию ИКТ. Поэтому важнейшим условием эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов является сформированность у преподавателя информационно-коммуникационно-технологической компетентности, компьютерной грамотности, информационной культуры (1).
Самостоятельная работа студентов в зависимости от места и времени проведения, характера руководства со стороны преподавателя и способа контроля подразделяется на следующие виды: - аудиторная самостоятельная работа (во время основных занятий: лекций, практических занятий, семинаров);
- внеаудиторная самостоятельная работа: а) под контролем преподавателя в форме консультаций, творческих проектов, зачетов и экзаменов; б) выполнение студентами домашних заданий учебного и творческого характера. Ввиду того что границы между этими видами самостоятельной работы достаточно условны, а сами виды работ тесно связаны между собой, наибольший эффект дает не только оптимизация отдельных видов работ, но и организация их комплексного использования.
На первый курс приходят студенты с разной степенью владения информационными и коммуникационными технологиями и подготовленности к самостоятельной работе. Поэтому для эффективной организации СРС преподавателю необходимо выявить уровень сформированности основных когнитивных умений и информационной культуры студентов (с помощью анкет, тестов, наблюдений), то есть определить степень их подготовленности к использованию ИКТ в самостоятельной работе.
Кроме того, в процессе обучения у студентов изменяется степень самостоятельности, и таким образом преподавателю необходимо рассматривать организацию СРС на различных этапах дидактического цикла с учетом подготовленности студентов к самостоятельной работе, формирования и роста степени их самостоятельности.
Рассмотрим организацию СРС первого курса с использованием ИКТ, которая предполагает поэтапное формирование степени самостоятельности студентов, их ключевых компетентностей и возможности применения отдельных форм обучения.
Лекция как главное звено дидактического цикла обучения отвечает за системность работы в течение семестра и является ведущей формой организации учебного процесса, обеспечивающей научный уровень подготовки студентов. Следует сказать, что монологичность лекционной формы обучения приучает студентов к пассивному восприятию учебного материала (некоторые студенты механически записывают слова лектора, не успевая их осмыслить) и в неко-
торых случаях тормозит самостоятельное мышление студентов, отбивает у них интерес к самостоятельным занятиям. Тем не менее такого рода недостатки могут быть преодолены с помощью рационального построения лекционного материала и инновационной методики, в частности использования ИКТ. Средства ИКТ являются важным инструментом, призванным помочь педагогу в практической организации обучения, ориентированного на личность. Так, например, применение на лекции мультимедиатехно-логий, с одной стороны, увеличивает наглядность за счет использования одновременно средств трехмерной графики, анимации, видеосюжета и звука, экономит время (нет необходимости выписывать тезисы, формулы, схемы на доске), многократно повышает качество визуализации демонстрируемого материала. С другой стороны, помогает студентам-первокурсникам адаптироваться к требованиям высшей школы, оптимизировать процесс самостоятельной работы, в частности научиться конспектировать лекции. Развивать у студентов умение слушать лекцию и рационально фиксировать ее можно следующим образом:
- студенты по ходу чтения лекции записывают конспекты, после лекции они могут переработать свои конспекты, используя презентацию преподавателя, ЭУМК, видеолекцию, ссылки на Интернет-ресурсы, содержащиеся в материалах лекции;
- студентам раздаются напечатанные тезисы лекции, которые дополняются студентами во время выступления преподавателя.
Для реализации мультимедиалекции необходимо либо разработать мультимедийную презентацию в соответствии с содержанием лекции, либо использовать электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по данной дисциплине. Применение ЭУМК на лекции возможно в том случае, если он содержит теоретический материал, который хорошо структурирован и лаконично представлен на экране, или материал каждой лекции иллюстрируется презентацией.
Для поддержания заинтересованности студентов в изучаемом материале рационально продолжить обсуждение вопросов лекции на форуме, организованном на сайте поддержки курса или в отсроченной телеконференции.
На первом курсе для активизации познавательной деятельности студентов целесообразно применять следующие виды лекций: лекция-беседа, лекция проблемного характера, лекция с применением обратной связи.
Использование ИКТ на лекциях может принимать различные формы, например, проведение лекции-беседы с помощью эвристического подхода. В данном случае преподавателем с помощью мультимедийной презентации ставится проблемный вопрос, на который студенты отвечают, актуализируя уже имеющиеся у них знания ключевых компетентностей. Такая интерактивная подача лекционного материала поддерживает внутреннюю мотивацию учения, стимулирует активную мыслительную деятельность учащихся.
В другом случае, на лекции с применением обратной связи ИКТ могут использоваться в виде интерактивной доски (AC-TIVboard) и ЭУМК. На такой лекции для активизации работы студентов после объяснения темы предлагается непродолжительная самостоятельная работа, содержащая ряд заданий, представленных на интерактивной доске. Студенты должны выполнить их в тетрадях за определенное время. Используя такую возможность ACTIVboard как таймер (Clock), можно легко следить за временем как преподавателю, так и студентам. Инструмент Reveal позволяет закрывать часть экрана, на котором приведено решение данного задания. После выполнения задания осуществляется самоконтроль. С помощью ACTIVboard показывается решение. Это позволяет студентам выявить свои ошибки и понять, что ими не усвоено из рассмотренного материала.
Рассмотренные виды организации СРС на лекции способствуют формированию у студентов учебно-познавательной, информационной компетентностей и компетентности самосовершенствования.
Куликова Т. А.
Использование инфокоммуникационных технологий в организации самостоятельной.
Организовать СРС на различных видах лекций, рассмотренных выше, позволяет ЭУМК «Элементы дискретной математики», разработанный на кафедре ИТОиУ Ставропольского государственного университета для студентов первого курса.
Весь материал ЭУМК разбит на разделы. Каждый раздел состоит из теоретического и практического блоков.
Теоретический материал подразделяется на темы, каждая тема излагается небольшими порциями. Использование гиперссылок улучшает навигацию по ЭУМК. Материал выдается на экран поэтапно: формулируются теоремы, при этом доказательства скрыты, что облегчает восприятие материала; по каждой теме приводятся методы решения типовых задач. Такое структурирование теоретического материала позволяет эффективно использовать ЭУМК на лекциях.
ЭУМК «Элементы дискретной математики» успешно применяется для реализации СРС на практических занятиях, с этой целью используется практический блок ЭУМК, который состоит из трех программ:
- «Самостоятельная работа»;
- «Самоконтроль знаний»;
- «Контроль знаний».
Организовать индивидуальную разноуровневую работу с каждым студентом возможно с использованием электронного комплекса «Самостоятельная работа». Электронный комплекс состоит из двух программ, работающих независимо друг от друга: программы просмотра (TestReader.exe) и программы разработки (TestPager.exe) заданий самостоятельной работы. Программа разработки (TestPager.exe) позволяет создавать задания с поддержкой всех мультимедийных возможностей, включая графику, анимацию, таблицы каскадных стилей, гиперссылки. Преподаватель может легко пополнять и изменять комплект задач с помощью этой программы.
Программа просмотра (TestReader.exe) позволяет студентам выбирать как число задач, так и их уровень сложности. Программа (TestReader.exe) предлагает студентам условия заданий, которые они выполняют в тетради или, используя программные
средства, вводят в предусмотренное поле полученный ответ. При правильном ответе обучаемый переходит к новому заданию, а если ответ неверный, то дается указание к решению; в случае повторного введения неверного ответа приводится подробное решение. Таким образом, студент самостоятельно решает поставленные перед ним задачи и получает в случае ошибок необходимые разъяснения, работая в удобном для себя темпе. После выполнения всех заданий, предусмотренных по изучаемой теме, появляется окно отчета, в котором указано общее количество просмотренных заданий, число заданий, ответы на которые были даны верно, без подсказки, с подсказкой и неверно. Такая организация работы позволяет студенту самостоятельно учиться решать задачи, оценивать степень своей подготовки, а преподавателю - отслеживать успехи студентов и при необходимости вовремя корректировать их обучение, проводя индивидуальные консультации. Таким образом, данный электронный комплекс позволяет реализовать следующие типы самостоятельной работы: воспроизводящие, реконструктивно-
вариативные, эвристические, создает возможность поэтапного обучения по линиям различной степени сложности. Использование электронного комплекса «Самостоятельная работа» способствует достижению таких методических целей, как: усиление мотивации в изучении, повышение уровня наглядности, введение в учебный процесс задач различного уровня сложности.
Для проведения самоконтроля на практических занятиях используется программа «Самоконтроль знаний». В ней предлагается подборка задач по каждой теме, которые рекомендуется выполнить студенту. На решение каждой задачи отводится определенное время, при необходимости время можно отключить. Студент решает задачу в тетради или, используя программные средства, выбирает верный ответ. Программа каждый раз информирует о правильности решения данной задачи. После выполнения всех заданий на экране выводится процент верно выполненных. Студентам предоставляется возможность просмотреть
неверно решенные задачи с указанием правильных ответов и исправить ошибки.
На данном этапе обучения для объяснения задач, которые вызвали затруднения, может быть использована интерактивная доска. Например, для визуализации решения задачи можно выполнить рисунок, используя инструменты ACTIVstudio, такие как Straight Line Tool, Square Tool, Circle Tool, Ellipse Tool, Triangle Tool. Затем предложить студентам решить задачу в тетради, а одному из них написать решения на интерактивной доске. При этом ACTIVboard позволяет вести параллельную работу преподавателю со студентом и, не подходя к доске, вносить исправления, акцентировать внимание на аспектах, вызывающих затруднения.
Тестовый контроль, делящийся на входной, текущий и итоговый, позволяет систематически осуществлять обратную связь с обучаемым, выявляя степень усвоения изучаемого материала, вовремя выявляя пробелы.
В ходе практического занятия СРС с применением ИКТ на первом курсе помогает обучаемым критически оценивать свои знания и умения, осуществлять самоконтроль с диагностикой ошибок, ставить перед собой задачи самостоятельного получения и углубления знаний, что повышает результативность обучения и способствует раскрытию индивидуальных способностей каждого обучаемого. Такая организация СРС на практическом занятии способствует формированию коммуникативной и дальнейшему совершенствованию информационной и учебно-познавательной компетентностей.
Сегодня эффективная организация СРС, особенно с учетом того, что более 50% изучаемого материала в учебном плане отводится на самостоятельную работу, вряд ли возможна без активного использования Интернет-технологий (2). Студентов первого курса необходимо научить рациональному поиску информации в сети Интернет.
Формирование навыков поиска информации может осуществляться следующим образом. Преподаватель предварительно находит или размещает в сети материал по определенному вопросу. Перед студента-
ми на семинарском занятии ставится задача поиска этого материала с помощью поисковых систем, используя ключевые слова. При выполнении заданий такого типа, целесообразно организовать парную работу студентов под контролем преподавателя с последующим обсуждением в группе оптимального хода поиска информации, приведшего к наилучшему результату. Для закрепления полученных навыков предлагается задание по поиску и сбору, например, мультимедийных материалов по заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио). Таким образом, использование Интернет-ресурсов в СРС формирует информационную, коммуникативную и деятельностную компетентности (3).
Для организации такой СРС с использованием Интернет-ресурсов преподавателю приходится решать такие задачи, как изучение информационных ресурсов по заданной теме, составление заданий на основе используемых информационных ресурсов, выбор критериев оценки самостоятельной работы студентов, создание заданий для самоконтроля и контроля. В условиях обучения с применением средств информатизации одним из главных приоритетов преподавателя является создание познавательной, творческой атмосферы в аудитории, стимулирование интереса обучаемых к самостоятельному приобретению знаний, организация общения и сотрудничества обучаемых для коллективного решения общих проблем.
В то же время основные функции преподавателя зависят от степени самостоятельности студентов первого курса и варьируются от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей, которые могут осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Главная цель преподавателя на этом этапе научить студента учиться и формировать базовый уровень ключевых компетентностей, которые будут развиваться в дальнейшем процессе обучения.
Предложенная организация самостоятельной работы студентов первого курса с использованием ИКТ способствует развитию заинтересованности студентов в изу-
Куликова Т. А.
Использование инфокоммуникационных технологий в организации самостоятельной...
чаемом материале, вырабатывает умение и потребность самостоятельного получения знаний, стимулирует индивидуальную активность студентов, способствует повышению степени самостоятельности в обучении, уменьшает уровень руководства самостоятельной работой со стороны преподавателя, способствует формированию ключевых компетентностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурмакина В. Ф., Зелман М., Фалина И. Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. — М.: Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, 2007.
2. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004.
3. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева,
Н. Ф. Родионовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
4. Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. — М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.
5. Рычкова А. А. Организация самостоятельной работы студентов на основе дистанционных образовательных технологий //Новые информационные технологии в образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 26-28 февраля 2007г.: в 2 ч. — Екатеринбург, 2007. — Ч. 1. — С. 122—124.
Об авторе
Куликова Татьяна Анатольевна, Ставропольский государственный университет, старший преподаватель кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом . Сфера научных интересов - самостоятельная работа студентов, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. [email protected]