Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов - важнейшая составляющая учебного процесса'

Самостоятельная работа студентов - важнейшая составляющая учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ / УРОВНИ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / STUDENTS' INDIVIDUAL WORK / EDUCATIONAL PROCESS / MOTIVATION / LEVELS AND FORMS OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Капустин Иван Васильевич, Данилов Михаил Владимирович

Изложены вопросы организации учебного процесса с учетом увеличения роли и значимости самостоятельной работы студентов. Отражены основные факторы мотивации самостоятельной работы студентов, ее уровни и формы, приведены основные активные методы контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Капустин Иван Васильевич, Данилов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов - важнейшая составляющая учебного процесса»

Жквар™ь™ї„„...-. К естеик АПК

О Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 371. 388:378.14

Атанов И. В., Капустин И. В., Данилов М. В.

Atanov I. V., Kapustin, I. V., Danilov M. V.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ -ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS -AN IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Изложены вопросы организации учебного процесса с учетом увеличения роли и значимости самостоятельной работы студентов. Отражены основные факторы мотивации самостоятельной работы студентов, ее уровни и формы, приведены основные активные методы контроля.

Ключевые слова: учебный процесс, самостоятельная работа студентов, мотивация, уровни и формы самостоятельной работы.

The problems of the educational process organization in viev of the increasing role and importance of students' independent work are represented. The main factors of motivation of students' independent work, its levels and forms are reflected, the main active methods of control are introduced.

Keywords: educational process, students' individual work, motivation, levels and forms of independent work.

Атанов Иван Вячеславович -

кандидат технических наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8-962-445-15-45 E-mail: atanovivan@mail.ru

Atanov Ivan Vyacheslavovich -

Ph.D. in Technical Sciences, Docent,

Vice-rector for Academic and Educational Work

Stavropol State

Agrarian University

Теl. 8-962-445-15-45

E-mail: atanovivan@mail.ru

Капустин Иван Васильевич -

кандидат технических наук, профессор кафедры

технологического оборудования животноводческих

и перерабатывающих предприятий

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. 8-918-747-22-08

E-mail: mfsgau@mail.ru

Данилов Михаил Владимирович -

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой процессов и машин в агробизнесе Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8-903-418-50-75 E-mail: danilomaster80@mail.ru

Kapustin Ivan Vasilievich -

Ph.D. in Technical Sciences,

Professor of Department of Technological Equipment

of Livestock Processing Plants

Stavropol State

Agrarian University

Теl. 8-918-747-22-08

E-mail: mfsgau@mail.ru

Danilov Mikhail Vladimirovich-

Ph.D. in Technical Sciences, Docent,

Head of Department of Processes and Machinery in

Agribusiness

Stavropol State

Agrarian University

Теl. 8-903-418-50-75

E-mail: danilomaster80@mail.ru

В свете реформы системы высшего образования основной ее задачей является формирование конкурентоспособной и творческой личности выпускника, способного к самостоятельной профессиональной деятельности и к постоянному самосовершенствованию. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта [1] выпускник по направлению подготовки «Агроинженерия» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать такой компетенцией, как стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации, владению навыками самостоятельной работы. В связи с этим самостоятельная работа студентов (СРС) становится одной из основных составляющих учебного процесса.

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пере-

смотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире [2].

Однако планирование, организация, методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования. Основными мотивационными факторами, способствующими активизации самостоятельной работы студентов, являются:

1. Полезность выполняемой работы.

2. Участие студентов в творческой деятельности.

3. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рей-

в

естник АПК

Ставрополья

№ 1(5), 2012

Проблемыаграрногообразования

5

тинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры) [3].

4. Итоговая аттестация по результатам текущей успеваемости в течение семестра.

5. Личность преподавателя.

В совокупности эти факторы вызывают стремление студентов к состязательности и самосовершенствованию.

Самостоятельную работу студентов следует разделить на учебную, научную и социальную, из которых центральное место занимает учебная самостоятельная деятельность.

Учебная и научная СР имеет в основном образовательное значение и формирует профессиональные качества будущего специалиста. Навыки работы в коллективе и управления студент приобретает, как правило, через участие в общественной жизни учебного заведения. В результате этой деятельности вырабатываются такие качества, как настойчивость, требовательность, принципиальность, сочувствие и т. п. Вуз обязан способствовать развитию социальновоспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления.

Необходимо отметить, что все виды СР студента в высшем учебном заведении подчиняются целям учебного процесса и организуются при его главенстве. Самостоятельная работа студентов должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить единую систему средств по приобретению знаний и выработке навыков их практического применения.

Организация самостоятельной работы требует определенной дифференциации в зависимости от специальности и курса, на котором обучается студент. В зависимости от этого можно выделить три уровня организации самостоятельной работы студентов (рис. 1).

Рисунок 2 - Формы самостоятельной работы студентов

Аудиторная самостоятельная работа реализуется при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и на лекциях.

Работа студентов на лабораторно-практических занятиях может быть активизирована выдачей студентам индивидуальных заданий. Перед началом выполнения задания преподаватель дает алгоритм и общие методические указания. Самостоятельная работа студентов на занятиях с проверкой преподавателем промежуточных и конечных результатов обеспечивает правильное выполнение технических расчетов, приучает их пользоваться вычислительными средствами и справочной литературой. Другая форма СРС на лабораторно-практических занятиях предусматривает самостоятельное изучение разделов, машин и оборудования, их принципиальных схем, программ и т. п. [4].

Важнейшим условием повышения эффективности самостоятельной работы студентов является методическое обеспечение учебного процесса таким образом, чтобы студент стал равноправным его участником.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом зависит от ее контроля [4]. Существуют следующие виды контроля CPC

Рисунок 1 - Уровни организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельную работу студентов следует рассматривать в виде трех форм, тесно взаимосвязанных между собой (рис. 2).

Внеаудиторная СРС включает подготовку к лекционным и лабораторно-практическим занятиям, оформление отчетов, подготовку и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы. Важным моментом является предоставление студенту права выбора темы работы и формы изложения материала.

Рисунок 3 - Виды контроля самостоятельной работы студентов

Наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами - используются методы, основанные на современных образовательных технологиях. В качестве одной из таких форм предлагается рейтинговая система обучения, предполагающая многобалльное оценивание студентов. Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, ког-

Ежеквартальный ■» еСТНИК АПК

6 научно-практический К Ставрополья

журнал

да заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Кроме того, система рейтинговой оценки должна предусматривать дополнительные поощрительные баллы за активность и новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы. Студент повышает свой учебный рейтинг путем участия в олимпиадах,

конференциях, в работе научного кружка и т. д. Особенно должна поощряться активная работа студентов, а также более быстрое прохождение ими программы обучения или отдельных ее разделов. Высшее учебное заведение обязано обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ [1].

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 26 мая 2009 г Номер государственной регистрации ПР-ФГОС-215.

2. Дмитриев И. В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий в преподавании спортивно-педагогических дисциплин : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 150 с.

3. Синчуков А. В. Реализация прикладной направленности преподавания математической физики на математических факультетах в педагогической высшей школе : дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 188 с.

4. Марков В. Р., Тарасов А. В. Учить работать самостоятельно и систематически // Университетская наука - региону : сб. на-учн. трудов по материалам 74-й научнопрактической конференции СтГАУ. Ставрополь : АГРУС, 2010. 282 с.

References

1. Federal State Educational Standard of Higher Professional Education from May 26 2009 State registration number of GEF-pR-215.

3. Dmitriev, I. V. Organization of independent work of students using information technology in teaching of sport and educational disciplines : dis. ... Ph.D. of ped. Sciences. St.Peterssburg, 2011. 150 p.

3. Sinchukov A. V. The implementation of applied orientation of mathematical physics teaching on the mathematics department on educational high school : dis. ... Ph.D. of ped. Sciences. M., 2006. 188 p.

4. Markov V. R., Tarasov A. V. Teach to work independently and systematically // University Science - the region : collection of scientific works adapted from the 74th scientific conference of StSAU. Stavropol : AGRUS, 2010. 282 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.