УДК: 378.1 ГРНТИ: 14.35.07 DOI: 10.32415/jscientia.2019.04.08
ОРГАНИЗАЦИЯ И СРЕДСТВА ОЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ЖАЛАЛ-АБАДСКОМ ГОСУДАРСТВЕНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Б. Ж. Раева, В. Т. Мураталиева ©
Жалал-Абадский государственный университет Кыргызстан, 715600 г. Жалал-Абад, ул. Ленина, 57
ЕЗ Мураталиева Венера Тологоновна - vmuratalieva70@mail.ru
В статье рассмотрена организация самостоятельной деятельности студентов в Жалал-Абадском государственном университете. Указаны пять задач, решаемых профессорско-преподавательским составом в ходе организации самостоятельной работы. Рассмотрены виды контроля для проверки качества организации самостоятельной работы студентов: корректирующий, констатирующий, самоконтроль, текущий, промежуточный. Описана организованная в Жалал-Абадском государственном университете технология автоматизированного модульно-рейтин-гового обучения - AVN, позволяющая осуществить переход от пятибалльной системы оценивания к стобалльной и диапазон баллов, для перевода в оценки.
Ключевые слова: самостоятельная работа студента, организация, виды контроля, оценочные средства, формы самостоятельной работы, модульно-рейтинговое обучение.
ORGANIZATION AND MEANS FOR ASSESSING THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN JALAL-ABAD STATE UNIVERSITY
B. J. Raeva, V. T. Muratalieva ©
Jalal-Abad State University
57 Lenin St., 715600 Jalal-Abad, Kyrgyzstan
H Muratalieva Venera - vmuratalieva70@mail.ru
The article discusses the organization of independent activities of students at Jalal-Abad State University. Specifically, five tasks are indicated by the faculty during the organization of independent work. The types of control for checking the quality of the organization of independent work of students are considered: corrective, ascertaining, self-checking, current, intermediate. The technology of automated module-rating education organized in Jalal-Abad State University is described - AVN, which allows to make the transition from a five-point grading system to a 100-point grading and a range of points for translation into grades.
Keywords: independent work of a student, organization, types of control, assessment tools, forms of independent work, modulerating training.
Введение. Современное общество Кыргызской республики ставит перед вузами Кыргызстана задачу подготовки инженера 1Т-профиля мыслящего, способного самостоятельно добывать знания и готового к применению их на практике. Правительство Кыргызской республики разработало программу развития республики «Таза Коом», в которой предусматривается электронное управление. В связи с этим возникла потребность в квалифицированных инженерах 1Т-профиля. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Конкурентоспособность, компетентность и самостоятельность, как наиболее важные черты личности, являются ключевыми для творческой индивидуальности будущего инженера-программиста, поэтому, организация процесса обучения в высшей профессиональной школе должна быть связана с их развитием. В связи с этим необходима такая организация учебного процесса, где самостоятельная работа студентов выступает как средство организации познавательной деятельности, как ведущая форма учебной деятельности, обеспечивающая усвоение фундаментальных, методологических знаний [8].
Организация самостоятельной деятельности студентов является актуальным вопросом в подготовке специалиста 1Т-профиля. В новых образовательных стандартах Кыргызской республики данному виду работы студентов отводится
важная роль. Соотношение, аудиторной работы и самостоятельной работы, нагрузки студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» - 50% на 50%.
Самостоятельная работа студентов (далее СРС) представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами [3].
Коллективами кафедр разрабатываются [10]:
- Системы индивидуальных и групповых заданий для выполнения самостоятельной работы;
- Темы рефератов, эссе и докладов;
- Методические указания к выполнению лабораторных работ;
- Темы курсовых работ и квалификационных работ;
- Списки обязательной и дополнительной литературы для каждой дисциплины.
Одна из основных функций преподавателя в вузе заключается в организации познавательной деятельности студентов. Самостоятельная работа развивает такую черту характера как самостоятельность, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Выполнение студентами 1Т-профиля различного вида самостоятельной работы способствует не только
38
Juvenis scientia 2019 № 4 | Педагогические и психологические науки
накоплению знаний, но и формированию профессионального мышления [1].
В ходе организации самостоятельной деятельности студентов преподавателями решаются основные пять задач:
- углубление и расширение профессиональных знаний студентов;
- формирование у студентов интереса к учебно-познавательной деятельности;
- обучение студентов владениями приемами процесса познания;
- развитие у студентов самостоятельности, активности, ответственности;
- развитие познавательных способностей будущих специалистов 1Т-профиля [5].
Особую актуальность СРС приобретает при изучении специальных инженерных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой [2, 3].
Внеаудиторная самостоятельная работа по усмотрению преподавателя может выполняться обучающимися индивидуально или коллективно (творческими группами), при этом преподаватель должен исходить из цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся [6, 9].
Совместная работа студента и преподавателя в Жалал-Абадском государственном университете выстраивается по следующей схеме: студент получает непосредственные задания и рекомендации преподавателя по организации самостоятельной работы, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий [4].
Оценка уровня освоения компетенций студентов при выполнении самостоятельной работы требует создания новой инновационной технологии комплексного оценивания совокупности имеющихся знаний, умений и владений и социально-личностных характеристик, формирующих их компетенции и трудовые умения [10].
Одним из способов проверки качества организации самостоятельной работы студентов является контроль. Используются следующие виды контроля:
- корректирующий (осуществляется во время индивидуальных консультаций во время выполнения самостоятельных работ студентами);
- констатирующий (по результатам выполнения самостоятельной работы);
- самоконтроль (осуществляется самим студентом);
- текущий (ход выполнения контрольных аудиторных самостоятельных работ, установленных рабочей программой дисциплины);
- промежуточный (оценка результата обучения, как итога выполнения студентом всех форм самостоятельной работы) [4].
В последние годы в Кыргызской республике наряду зачетами, экзаменами широко вводятся новые методы,
ЛИТЕРАТУРА
то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве одной из таких технологий в Жалал-Абадском государственном университете используется модульно-рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться равноправными участниками.
В настоящее время в Жалал-Абадском государственном университете Кыргызской республики внедряется автоматизированная модульно-рейтинговая система - AVN, разработанная программистами Кыргызского государственного технического университета имени И. Раззакова. Данная система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не просто переход от «пяти баллов». Система дает возможность отразить в баллах расширенный диапазон индивидуальных способностей студентов; их усилий, потраченных на выполнение учебной и самостоятельной работы. В ведомости учебных дисциплин включены баллы:
1) посещаемость - 0-10 баллов;
2) выполнение СРС - 0-20 баллов;
3)модульные задания - 0-30 баллов.
Правильно организованная технология модульно-рейтингового обучения позволила сначала уйти от пятибалльной системы оценивания и перейти к ней при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
Промежуточные контроли и экзамены в ЖАГУ принимаются в форме компьютерного тестирования. На промежуточных контролях - модулях студент получает до 60 баллов. В AVN - модульно-рейтинговой системе на экзамене студент может получить от 0 до 40 баллов. При переводе в оценки используется шкала:
61-73 балла - «удовлетворительно»,
74-86 балла - «хорошо»,
87-100 баллов - «отлично» [7].
Заключение. Таким образом, организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим умение получать и закреплять знания. Современная система контроля знаний, оценивания компетенций и трудовых умений в рамках самостоятельной работы, должна выстраиваться как комплексный процесс планирования, организации и проведения контрольно-оценочных процедур по заданному набору оцениваемых показателей и критериев.
Используемая в ЖАГУ технология модульно-рейтинго-вой системы обучения дает возможность отразить в баллах расширенный диапазон индивидуальных способностей студентов; их усилий, потраченных на выполнение учебной и самостоятельной работы.
1. Алтайцев А.М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. Минск: Пропилеи; 2002. С. 229-241. [ Altaitsev AM. Uchebno-metodicheskii kompleks kak model' organizatsii uchebnykh materialov isredstv distantsionnogo obucheniya. Minsk: Propilei; 2002. (in Russ)]
2. Атанов И.В., Капустин И.В., Данилов М.В. Самостоятельная работа студентов - важнейшая составляющая учебного процесса // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 1(5). С. 4-6. [Atanov IV, Kapustin IV, Danilov MV. Independent work of students - an important component of educational process. Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2012;1(5):4-6. (in Russ)]
3. Башкова Н.П. Формы проверки качества самостоятельной работы студентов. Ижевск: Удмуртский университет. 2009. С. 45-50.
[Bashkova NP. Formy proverki kachestva samostoyatel'noi raboty studentov. Izhevsk: Udmurtskii universitet; 2009. (in Russ)]
4. Гречухиной Т. И. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки. Екатеринбург: Изд. Уральского университета; 2016. С. 42-44. [Grechukhinoi TI. Samostoyatel'naya rabota studentov: vidy, formy, kriterii otsenki. Ekaterinburg: Izd. Ural'skogo universiteta; 2016. (in Russ)]
5. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 114-115. [Kovalevskii I. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty studenta. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000;(1):114-115. (in Russ)]
6. Мураталиева В.Т. Виды контроля самостоятельной работы студентов при обучении математики // Научная дискуссия: Вопросы педагогики и психологии. 2017. № 4(61). С. 56-60. [Muratalieva VT. Vidy kontrolya samostoyatel'noi raboty studentov pri obuchenii matematiki. Nauchnaya diskussiya: Voprosy pedagogiki i psikhologii. 2017;4(61):56-60. (in Russ)]
7. Мураталиева В.Т., Садыкова Н.Б. Основные этапы при организации самостоятельной работы студентов // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2016. № 2. С. 144-147. [Muratalieva VT, Sadykova NB. The main stages in the organization of independent work of students. Science, New Technologies and Innovations in Kyrgyzstan. 2016;(2):144-147. (in Russ)]
8. Салаватулина Л.Р. Контроль и оценка самостоятельной работы студентов / Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 142146. [Salavatulina LR. Kontrol' i otsenka samostoyatel'noi raboty studentov. In: Voprosy sovremennoi pedagogiki i psikhologii: svezhii vzglyad i novye resheniya. Collection of scientific papers on the results of the international scientific-practical conference. Ekaterinburg; 2015. P. 142-146. (in Russ)]
9. Салаватулина Л.Р. Исследование состояния организации самостоятельной работы студентов / Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск. 2015. С. 52-55. [Salavatulina LR. Issledovanie sostoyaniya organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov. In: Voprosy sovremennoi pedagogiki
i psikhologii: svezhii vzglyad i novye resheniya. Collection of scientific papers on the results of the international scientific-practical conference. Chelyabinsk; 2015. P. 52-55.(in Russ)]
10. Трухачев В.И. Тарасова С.И., Хохлова Е.В., Федиско О.Н. Система воспитательной работы в вузе: традиции качества // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 72-80. [Trukhachev VI, Tarasova SI, Khokhlova EV, Fedisko ON. Sistema vospitatel'noi raboty v vuze: traditsii kachestva. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010;(10):72-80.(in Russ)].
Поступила в редакцию 06.04.2019