Научная статья на тему 'Активизация самостоятельной работы студентов в дисциплине «Электробезопасность» электроэнергетического факультета Ставропольского государственного аграрного университета'

Активизация самостоятельной работы студентов в дисциплине «Электробезопасность» электроэнергетического факультета Ставропольского государственного аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СООБЩЕНИЕ / ВЫСТУПЛЕНИЕ / ДОКЛАД / ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ / СТУДЕНТ / ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ / АГРОИНЖЕНЕР / INDEPENDENT WORK / COMMUNICATION / PRESENTATION / REPORT / PUBLIC LECTURE / STUDENT / ELECTRICAL SAFETY / AGRO ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалов Евгений Евграфович

Самостоятельная работа студентов 2 курса в модульной дисциплине «Электробезопасность» кафедры «Электроснабжение и эксплуатация электрооборудования» направлена на активизацию приобретения общекультурных и профессиональных компетенций в учебном процессе с учетом учебной и производственной практики на электроэнергетическом факультете университета.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Привалов Евгений Евграфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ndependent work of the 2-year students in the modular discipline «Electrical safety» of the chair «Electrical supply and operation of electrical equipment» is aimed at the intensification of the acquisition of common cultural and professional competences in the educational process, taking into account educational and production practice in the electric power faculty of the University.

Текст научной работы на тему «Активизация самостоятельной работы студентов в дисциплине «Электробезопасность» электроэнергетического факультета Ставропольского государственного аграрного университета»

16

'L

"" — — Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 631.31.6

Привалов Е. Е.

Privalov E. Е.

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ» ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

ACTIVATION OF STUDENTS INDEPENDENT WORK

IN THE DISCIPLINE OF «ELECTROSAFETY» OF THE ELECTRICITY FACULTY

OF STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSITY

Самостоятельная работа студентов 2 курса в модульной дисциплине «Электробезопасность» кафедры «Электроснабжение и эксплуатация электрооборудования» направлена на активизацию приобретения общекультурных и профессиональных компетенций в учебном процессе с учетом учебной и производственной практики на электроэнергетическом факультете университета.

Ключевые слова: самостоятельная работа, сообщение, выступление, доклад, публичная лекция, студент, электробезопасность, агроинженер.

Independent work of the 2-year students in the modular discipline «Electrical safety» of the chair «Electrical supply and operation of electrical equipment» is aimed at the intensification of the acquisition of common cultural and professional competences in the educational process, taking into account educational and production practice in the electric power faculty of the University.

Keywords: independent work, communication, presentation, report, public lecture, student, electrical safety, agro engineer.

Привалов Евгений Евграфович -

кандидат технических наук, доцент кафедры электроснабжения и эксплуатации электрооборудования Ставропольский государственный аграрный университет Тел. (8652) 72-11-30 E-mail: evgraf.stat@yandex.ru

Privalov Evgeny Evgrafovich -

PhD of Technical Science, Docent of Department of electricity and operation of electrical Stavropol State Agrarian University Tel. (8652) 72-11-30 E-mail: evgraf.stat@yandex.ru

Важное место в приобретении общекультурных и профессиональных компетенций по дисциплине «Электробезопасность» по направлениям подготовки 110800.62 «Агроинженерия» и 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника» занимает самопознание и саморазвитие, к которому студенты как 1, так и 2 курсов часто бывают не готовы. Обучаемых слушателей научили только давать правильные ответы на заранее заданные вопросы, группировать факты, а самостоятельно отслеживать динамику развития процесса, например эксплуатации электрооборудования или физического явления растекания тока в земле, они не умеют [1].

На кафедре «Электроснабжение и эксплуатация электрооборудования» электроэнергетического факультета профессиональное образование полностью ориентировано на планомерную самостоятельную учебную работу, без которой современный студент не может превратиться в успешного молодого бакалавра (магистра). Обучающиеся на факультете заранее проинформированы, какие виды учебных занятий предполагают обязательную к ним самоподготовку, в чем состоит их содержа-

ние, и каковы основные методические требования к участию в них. Все студенты с начала учебного года имеют четкое представление об основных видах учебных (лекциях, практических и контрольных работах) и учебно-научных заданий (рефераты, доклады и публичные лекции), которые они должны выполнять в процессе обучения, нормативных и методических требованиях к их содержанию, оформлению и представлению на проверку.

Важным условием выступлений студентов 2 курса перед учебной аудиторией является предварительное взаимодействие с доцентом кафедры (преподавателем), ведущим лекции и практические занятия по дисциплине «Электробезопасность». Обучающие создают среди слушателей позитивный эмоциональный настрой, заинтересовав студентов группы вступительным словом, где ставят проблемные вопросы по безопасной эксплуатации электроустановок и показывают пути их решения. Незадолго до практического занятия преподаватель сообщает выступающим студентам тему и краткое содержание планируемых выступлений, а также их возможную продолжительность. При соблюдении этих условий выступления будут эффективно вписываться в тему занятия и гармониро-

в

естник АПК

Ставрополья

:№ 2(10), 2013!

Проблемы аграрного образования

17

вать с общим содержанием теоретической или практической работы, что важно для информационного и эмоционального воздействия сообщения на аудиторию.

Вопросы, выносимые на обсуждение студентов на практических занятиях дисциплины «Электробезопасность», известны всем заранее, таккаксодержатся наличнойстраницепреподавателя сайта СтГАУ в учебно-методических комплексах, ежегодно обновляемых и хранящихся на кафедре «Электроснабжение и эксплуатация электрооборудования», и других учебных и методических пособиях [2-5]. Таким образом, единственным препятствием перед студентами 2, 3 и 4 курсов на пути собственного интеллектуального самосовершенствования может быть только их личное нежелание развиваться в профессиональном и социальном плане как агроинженер.

В дисциплине «Электробезопасность» студенты эффективно используют заранее подготавливаемые под руководством преподавателя устные высказывания - сообщения, выступления, доклады, а иногда - публичные лекции. Сообщения на практических занятиях студенты делают в виде кратких монологических высказываний до 7-10 минут и посвящают их одному аспекту конкретного теоретического или прикладного вопроса лекций по электробезопасности. Важным элементом сообщений является четкое и аргументированное высказывание авторской позиции по содержанию изложенного материала, поскольку только в этом случае достигается педагогический эффект личной вовлеченности студентов в научно-практический поиск по заданной теме. Обучаемые определяют, аспектами каких именно научных и практических вопросов являются темы их сообщений, например требования к персоналу электроустановок, и какое конкретное место они занимают в структуре этого практического вопроса. Студенты кратко излагают содержание наиболее значимой с их точки зрения теоретической или практической концепции и указывают, какие она имеет достоинства и недостатки. В завершение сообщения студенты высказывают собственную точку зрения по теме и приводят аргументы в пользу своего мнения. Каждое сообщение студентов завершается ответами на вопросы преподавателя и аудитории. Студенты при этом помнят, что сообщение на занятии преследует цель показать глубину их теоретических и практических познаний по электробезопасности, а связь теории и практики безопасности людей при эксплуатации электроустановок всегда является выигрышным моментом сообщения прикладного характера.

На занятиях по дисциплине «Электробезопасность» выступления - это устные монологические высказывания студентов 2 курса продолжительностью до 12 минут, по конкрет-

ным прикладным вопросам, образующим часть научной и практической проблемы: защиты работников от поражения электрическим током (полем) электроустановок сельскохозяйственных объектов. В отличие от сообщения каждое выступление заканчивается не формулированием авторской позиции по рассмотренной теме, а доступным новым итоговым знанием, позволяющим расширить теоретическое или практическое применение информации по дисциплине «Электробезопасность». Выступление на прикладную тему по безопасности при эксплуатации электроустановок представляет собой расширенный вариант сообщения, где уже сформулировано новое, пусть даже лично для него, «выводное» знание, которое может быть тиражировано в других группах 2-го курса. Каждое выступление завершается ответами на вопросы преподавателя, ведущего практическое занятие, и аудитории.

Доклад как высшая форма монолога на конкретно определенную и заранее объявленную тему по электробезопасности представляет собой логически завершенное выступление перед группой продолжительностью до 20 минут. На практических занятиях с докладами выступают студенты 3 и 4 курсов, так как для их подготовки требуются широкие теоретические познания, а также наличие успешного опыта публичных выступлений.

Все доклады по дисциплине «Электробезопасность» делятся на две большие группы - описательные и дискуссионные, которые проводят во время учебно-научной или научной деятельности студентов во время научно-практических конференций СтГАУ [6-8]. На практических занятиях используются описательные доклады, методической целью которых является выработка у обучающихся навыков самостоятельного комплексного описания сложного процесса при эксплуатации электроустановок, например понизительных трансформаторных подстанций. Доклад прикладного содержания имеет систематическое и комплексное описание безопасного действия в реальных условиях процесса эксплуатации электроустановок. Его содержание раскрывает и демонстрирует слушателям исходные, отправные точки действия физического явления или организации процесса, например организационных (технических) мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в электроустановках напряжением до и выше 1000 В.

Публичная лекция по дисциплине «Электробезопасность» - это устное монологическое высказывание студента продолжительностью до 45 минут, посвященное научно-популярному изложению теоретического или практического вопроса или проблемы. Лекция является самой сложной формой самостоятельной работы студентов под руко-

18

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

водством преподавателя и направлена на вы- ступлений практикуется студентами 3, 4 и 5

явление наиболее одаренных обучаемых на курсов или магистрантами.

младших курсах. Публичная лекция изначаль- Таким образом, повышение эффективности

но не рассчитана на круг обучаемых, имеющих самостоятельной работы студентов всех курсов

определенные знания из области электробе- по учебной дисциплине «Электробезопасность»

зопасности, а поэтому должна быть макси- и другим дисциплинам кафедры «Электроснаб-

мально адаптирована к восприятию слуша- жение и эксплуатация электрооборудования»

телями, реально не имеющими специальных направлено на активизацию приобретения об-

познаний по безопасному монтажу и эксплу- щеобразовательных и профессиональных ком-

атации электроустановок. Публичная лекция петенций во время учебного процесса с учетом

представляет собой выступление перед сту- всех практик на электроэнергетическом факуль-

дентами 1 и 2 курсов и сопровождается де- тете университета. Постоянная качественная

монстрацией мультимедийной обучающей самоподготовка будущих бакалавров во время

программы по электробезопасности [9]. Под- учебы в университете позволит устранить одно

готовка публичной лекции требует широкого из препятствий на пути их интеллектуального

круга общих знаний и профессиональных по- самосовершенствования и, частично, личное

знаний, а не только специального знания из- нежелание развиваться в профессиональном и

лагаемого материала. Данный вид устных вы- социальном плане как агроинженер.

Литература

1. Атанов И. В., Капустин И. В., Данилов М. В. Самостоятельная работа студентов -важнейшая составляющая учебного процесса // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 1. С. 4-6.

2. Грязева Е. Д., Жукова М. В., Кузнецов О. Ю. и др. Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы : учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений. Тула : Изд-во ТулГУ, 2011. 248 с.

3. Данилов М. В., Атанов И. В., Капустин И. В. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов // Инновационные векторы современного образования. 2012. С. 30-34.

4. Привалов Е. Е., Гальвас А. В., Жданов В. Г. и др. Развитие системы образования -обеспечение будущего. В 3 книгах. Кн. 2 : монография. Одесса: КУПРИЕНКО С. В., 2013. 175 с.

5. Привалов Е. Е. Электробезопасность : в 3 ч. Ч. I. Воздействие электрического тока и электромагнитного поля на человека : учебное пособие. Ставрополь : АГРУС, 2013. 132 с.

6. Привалов Е. Е. Электробезопасность : в 3 ч. Ч. II. Заземление электроустановок : учебное пособие. Ставрополь, 2013. 140 с.

7. Привалов Е. Е. Электробезопасность : в 3 ч. Ч. III. Защита от напряжения прикосновения и шага : учебное пособие. Ставрополь : АГРУС, 2013. 156 с.

8. Таранов М. А., Хорольский В. Я., Привалов Е. Е. Электробезопасность сельских электроустановок : учебное пособие. Ставрополь : АГРУС, 2006. 132 с.

9. Привалов Е. Е., Котов А. В., Сеймов Г П. Организационные мероприятия защиты персонала от электромагнитных излу-

References

1. Atanov I. V., Kapustin I. V., Danilov M. V. Student independent work as a component of education// Agricultural bulletin of Stavropol Region. 2012. № 1. p. 4-6.

2. Gryazeva V.D, Zhukova M.V., Kuznetsov O.Y. et al. Self educational and scientific activity of students: psychophysiological and organizational - methodical bases / a textbook for students of all specialities and directions of training institutions of higher education -Khabarovsk: Publishing house of the TSU; 2011. 248 c.

3. Danilov M. V., Atanov I. V., Kapustin I. V. Score-rating system of knowledge evalua-tion// Innovative directions of modern education. 2012. p. 30-34.

4. Privalov, E. E., Galvas A. V., Zhdanov V. G. et al. Development of education system - securing the future. In 3 books. B.2: monograph. Odessa: KUPRIENKO S. V., 2013. 175 p.

5. Privalov, E. E. Electrical safety: in three volumes. Volume I. Effects of electric current and electromagnetic fields on the human: the manual / E. E. Privalov. Stavropol: StGAU «AGRUS», 2013. 132 p.

6. Privalov, E. E. Electrical safety: in three volumes. Volume II. Electrical Grounding: Manual / E. E. Privalov. Stavropol: StGAU «AGRUS», 2013. 140 p.

7. Privalov, E. E. Electrical safety: in three volumes. Volume III. Protection against touch voltages and step: the manual / E. E. Privalov. Stavropol: StGAU «AGRUS», 2013. 156 p.

8. Privalov, E. E. Electrical safety the rural electrical installations: textbook / M. A. Taranov, V.Y. Khorolsky, E. E. Privalov. Stavropol: StGAU «AGRUS», 2006. 132 p.

9. Privalov, E. E. Organizational measures of protection of the personnel from electromagnetic radiation facilities of pre-sowing treatment of seeds / E. E. Privalov, A. V. Ko-tov, Seymov G. P. // New technologies in

в

естник АПК

Ставрополья

:№ 2(10), 2013!

Проблемы аграрного образования

19

чений установок предпосевной обработки семян // Новые технологии в сельском хозяйстве и пищевой промышленности с использованием электрофизических факторов и озона : материалы 7-й научно-практической конференции. Ставрополь : Параграф,2012. С.82-84.

10. Привалов Е. Е., Котов А. В., Дудка В. Н. Технические мероприятия защиты персонала от электромагнитных излучений установок предпосевной обработки семян // Новые технологии в сельском хозяйстве и пищевой промышленности с использованием электрофизических факторов и озона : материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь : Параграф, 2012. С. 84-85.

11. Привалов Е. Е., Дудка В. Н., Гайдуков А. С. Способы защиты персонала и студентов от электромагнитных излучений электроустановок // Физико-технические проблемы создания новых экологически чистых технологий в АПК : сб. науч. тр. по материалам 6-й Российской научно-практической конференции СтГАУ. Ставрополь : АГРУС, 2011. С. 118-123.

12. Трухачев В. И. Опыт применения технологии е-!еагп1пд в системе аграрного образования // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 75-80.

agriculture and food industry with the use of electro physical factors and ozone: materials of the 7-th scientific-practical conference. Stavropol: «Paragraph», 2012. P. 82-84.

10. Privalov, E. E. Technical measures of protection of the personnel from electromagnetic radiation facilities of pre-sowing treatment of seeds / E. E. Privalov, A. V. Kotov, V. N. Dud-ka // New technologies in agriculture and food industry with the use of electro physical factors and ozone: materials of the 7-th all-Russian scientific-practical conference -Stavropol: Paragraph, 2012. P. 84-85.

11. Privalov, E. E. Ways to protect staff and students from electromagnetic radiation of electrical installations. / E. E. Privalov, V. N. Dud-ka., A. S. Gaidukov // Physical-technical problems of creation of new ecologically clean technologies in the agroindustrial complex: collection of scientific works on the materials of the 6-th Russian scientific-practical conference StGAU. Stavropol, «AGRUS», 2011. P. 118-123.

12. Trukhachev V. I. Experience of e-larning technology use in agricultural education // Higher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.