Научная статья на тему 'Разработка инновационной программы НПО «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»'

Разработка инновационной программы НПО «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОМОНТЕР / EDUCATIONAL PROCESS / AGRARIAN UNIVERSITY / PROFESSIONAL EDUCATION / ELECTRICAL ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логачева Елена Анатольевна, Жданов Валерий Георгиевич

Реализуя проект «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для специалистов в области сельского хозяйства на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра», электроэнергетический факультет СГАУ представил программу по специальности 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логачева Елена Анатольевна, Жданов Валерий Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

While implementing the project «Modernization of the system of primary professional and secondary professional education for specialists in the field of agriculture on the basis of the branch of inter-regional resource center», electrical power engineering faculty Stavropol State Agrarian University presented a program on the specialty 110800.03 «The electrical engineer on repair and service of electric equipment in agricultural production».

Текст научной работы на тему «Разработка инновационной программы НПО «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»»

Вестник АПК „ „

Ставрополья ^ 2(10)2013 Проблемы аграрного образования

УДК 696.6

Логачева Е. А., Жданов В. Г.

Logacheva E. А., Zhdanov V. G.

РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ НПО «ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROGRAM OF PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION «THE ELECTRICAL ENGINEER ON REPAIR AND SERVICE OF ELECTRIC EQUIPMENT IN AGRICULTURAL PRODUCTION»

Реализуя проект «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для специалистов в области сельского хозяйства на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра», электроэнергетический факультет СГАУ представил программу по специальности 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве».

Ключевые слова: учебный процесс, аграрный университет, профессиональное образование, электромонтер.

While implementing the project «Modernization of the system of primary professional and secondary professional education for specialists in the field of agriculture on the basis of the branch of inter-regional resource center», electrical power engineering faculty Stavropol State Agrarian University presented a program on the specialty 110800.03 «The electrical engineer on repair and service of electric equipment in agricultural production».

Keywords: educational process, Agrarian University, professional education, electrical engineer.

Логачева Елена Анатольевна -

кандидат технических наук,

доцент кафедры электроснабжения

и эксплуатации электрооборудования

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. 8-928-632-10-73

E-mail: elena.logacheva2010@yandex.ru

Жданов Валерий Георгиевич -

кандидат технических наук, доцент кафедры электроснабжения и эксплуатации электрооборудования Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8-928-306-90-26 E-mail: jdanov.valery@yandex.ru

Logacheva Elena Anatolevna -

Ph.D. in Technical Sciences,

Docent of Department

of Electricity Supply

and Use of Electrical Equipment

Stavropol State Agrarian University

Tel. 8-928-632-10-73

E-mail: elena.logacheva2010@yandex.ru

Zhdanov Valery Georievich -

Ph.D. in Technical Sciences,

Docent of Department

of Electricity Supply

and Use of Electrical Equipment

Stavropol State Agrarian University

Tel. 8-928-306-90-26

E-mail: jdanov.valery@yandex.ru

Важнейшим показателем развития системы профессионального образования является степень удовлетворения работодателей подготовкой специалистов. Состояние современного рынка труда характеризуется как критическое. Предприятия, налаживающие свою деятельность после кризиса, безуспешно ищут высококвалифицированных рабочих. В это же время специалистов с начальным и средним профессиональным электротехническим образованием учебные заведения практически не готовят. Профессионально-технические училища ушли в прошлое. Современные колледжи, во многом являясь отражением конъюнктурных тенденций общества, не могут изменить сложившейся тенденции, на электротехнические

специальности нет набора. Молодежь считает, что учиться рабочей профессии не модно. Государство пытается переломить сложившуюся негативную ситуацию. Сформирован государственный социальный заказ, сущность которого отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах, определяющих требования к уровню профессиональной подготовки выпускника. ФГОС третьего поколения характеризуются как стандарты, направленные на получение практико-ориентированного образования. Модернизация профессионального образования в России направлена на насыщение рынка труда специалистами массовых рабочих профессий, удовлетворяющих требованиям работодателей [1].

10

,,„ „„„„, щ ^ Ставрополья

научно-практическии журнал

В рамках проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для специалистов в области сельского хозяйства на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» электроэнергетический факультет СГАУ представил программу начального профессионального обучения по специальности 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве» [2]. Программа содержит пять профессиональных модулей. ПМ.01 «Монтаж, обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок». ПМ.02 «Обслуживание и ремонт электропроводок». ПМ.03 «Ремонт и наладка электродвигателей, генераторов, трансформаторов, пуско-регулирующей и защитной аппаратуры». ПМ.04 «Монтаж воздушных линий электропередачи напряжением 0,4 кВ и 10 кВ». ПМ.05 «Транспортировка грузов».

Разработкой программы занимались ведущие преподаватели электроэнергетического факультета: профессор В. Я. Хорольский, доценты Е. А. Логачева, В. Г Жданов, В. Н. Шемякин. Программа предусматривает формирование у обучающихся профессиональных навыков выполнения работ по обеспечению работоспособности электрического оборудования в сельскохозяйственном производстве, в том числе выполнение работ по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственных производственных силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности; обслуживание внутренних силовых и осветительных электропроводок; устранение неисправностей в электродвигателях, генераторах трансформаторах, пускорегулирующей и защитной аппаратуре; монтаж и обслуживание воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ и 10 кВ.

Наряду с профессиональными компетенциями программа формирует общекультурные ценности, такие как: понимание сущности и социальной значимости своей профессии; организация собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологический безопасности; использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; умение определять задачи профессионального и личностного развития; заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, быть готовым к модернизации существующих технологий.

По каждому из пяти профессиональных модулей программа представлена учебно-методическим комплексом. УМК содержит: учебный и учебно-тематический планы; теоретический материал, представленный в виде лекции и презентаций; программы учебных и производственных практик; методические указания к лабораторным и практическим занятиям; тематику домашних заданий; комплекты оценочных

материалов, вопросы и тесты. Информационное сопровождение программы (электронный контент) позволяет применять для подготовки студентов дистанционную форму обучения с использованием единой образовательной среды, созданной на базе Ставропольского отраслевого межрегионального ресурсного центра ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» для организаций-партнеров.

Качество разработанной программы оценивалось в процессе апробации, которая проводилась на апробационных площадках учреждений партнеров. В процессе апробации приняли участие: ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 4» (Республика Калмыкия); ГБОУ СПО «Ардонский аграрно-технологический техникум» (Республика Северная Осетия-Алания); ГБОУ СПО «Эльхотовский аграрный техникум» (Республика Северная Осетия-Алания), ГБОУ СПО «Тихорецкий индустриальный техникум» (Краснодарский край).

Апробации подвергался ПМ.01 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок». В процессе апробации были задействованы студенты первого и второго курсов, общее количество которых составило 60 человек. Апробацией модуля занимались высококвалифицированные преподаватели, предварительно прошедшие повышение квалификации в межрегиональном ресурсном центре. При отборе кандидатур от каждого образовательного учреждения предпочтение отдавалось преподавателям высшей категории, имеющим высшее профессиональное образование, соответствующее профилю программы модуля, опыт практической деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы и периодически повышающим квалификацию в специализированных организациях. К примеру, в ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 4» г. Го-родовиковска (Республика Калмыкия) непосредственную реализацию программы осуществлял В. Н. Швыдкий, преподаватель специальных дисциплин, мастер производственного обучения с высшим образованием, соответствующим профилю реализуемого модуля, с опытом деятельности в ПО «ГЭС» филиала ОАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго». В 2012 году В. Н. Швыдкий проходил стажировку в качестве мастера ГЭС. В ГБОУ СПО «Ардонский аграрно-технологический техникум» (Республика Северная Осетия-Алания) занятия проводили два преподавателя с высшим образованием энергетического профиля, имеющие сертификаты повышения квалификации, Э. П. Ортабаева и Ф. Д. Томаева. Преподаватель Э. П. Ортабаева в 2010 г. признана «Мастером золотые руки». Процесс апробации каждого учебного учреждения был обеспечен квалифицированным техническим персоналом, обеспечивающим бесперебойное

в

естник АПК

Ставрополья

:№ 2(10), 2013!

Проблемы аграрного образования

11

функционирование оборудования, необходимого для внедрения новой образовательной программы.

В ходе апробации особое внимание уделялось материально-техническому обеспечению процесса. Занятия проводились в помещениях с необходимым лабораторным оборудованием, техническими средствами. Каждый обучающийся был обеспечен рабочим местом в компьютерном классе. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Во всех учебных заведениях имеются мастерские: «Слесарная», «Электромонтажная», «Ремонтная» и лаборатория «Эксплуатации и ремонта электрооборудования и средств автоматизации».

Особое внимание в процессе обучения отводится производственной практике. Реализация программы модуля предполагает рассредоточенную производственную практику. Всеми образовательными учреждениями заключены договоры с работодателями для проведения практического обучения студентов.

Ключевым моментом реализации программы является учебно-методическое обеспечение процесса. УМК представляет перечень литературы, необходимой в процессе обучения. Заявленная литература является новейшей, выпуск - не старше пяти лет, что соответствует требованиям ФГОС третьего поколения. Кроме того, современные образовательные учреждения имеют компьютерные классы, обеспечивается бесперебойный доступ в Интернет.

В каждом образовательном учреждении анализ апробации модуля проводился по различным темам. К примеру, анализ занятия преподавателя В. Н. Швыдкого «Техническое обслуживание светильников с лампами накаливания и люминесцентными лампами», который представил результаты тестирования учащихся в виде графика (рис.).

15 10 5 0

7 3

1 1 1

сг

□ количество человек

Рисунок - Результаты тестирования учащихся ГБОУ НПО «Профессиональное училище №4» г Городовиковска(Республика Калмыкия)

В анализе занятия отмечено, что подавляющему большинству слушателей модульное обу-ч ение, основанное на компетентностном под-

ходе, понравилось, так как больше внимания уделяется практическим видам деятельности. Цель - овладение не знаниями, а профессиональными видами деятельности. Модули позволяют комплексно и в логической последовательности овладевать основными видами профессиональной деятельности. Сам процесс обучения ясен и понятен, так как есть четкий план освоения компетенций. Наиболее сложными в процессе апробации слушателями названы: в теоретической части - необходимость разобраться в большом количестве формул; в практической - сборка электрических схем. Самым интересным названы практические занятия и практика, а именно - работа с инструментами, со специальным оборудованием. Особо отмечено проведение альтернативных форм занятий в учебном процессе [3, 4, 5, 6], возможность использования в учебном процессе приборного потенциала предприятий работодателей [1, 3]. Самым важным учащиеся считают то, что сформированные знания, умения и навыки,полученный практический опыт пригодятся в дальнейшей жизни и в работе.

В ходе апробации профессионального модуля преподавателями, мастерами производственного обучения также были отмечены некоторые трудности, такие как отсутствие достаточного оборудования. Высказывались замечания и рекомендации по программе -это неполный состав учебно-методического комплекта по освоению профессионального модуля (например, отсутствие рабочих дневников по учебной практике, дневников-отчетов по производственной практике, ведомостей по принятию экзамена (квалификационного), методических рекомендаций по прохождению производственной практики и т. д.). В ходе совместной работы замечания дорабатывались и устранялись. Большинством участников мониторинга положительно оценены программа профессионального модуля, основанная на компетентностном подходе в организации обучения, представленный учебно-методический комплекс, так как при реализации данной программы имеется возможность применения новых образовательных технологий, основанных на взаимном диалоге и деятельностном подходе. Представленная программа и разработанный учебно-методический комплекс полностью соответствуют задачам развития сельского хозяйства и требованиям ФГОС третьего поколения.

Программа начального профессионального обучения по специальности 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве» прошла рецензирование в Федеральном институте развития образования. По результатам рецензирования программа рекомендована для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования.

12

'L

"" — — Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

Литература

1. Атанов И. В., Логачева Е. А., Жданов В. Г Энергоаудит проводят студенты // Сельский механизатор. 2011. № 12.

2. Ставропольский отраслевой межрегиональный ресурсный центр. Программы обучения и подготовки слушателей. URL: http://edu.stgau.ru/. (дата обращения: 11.02.2013.).

3. Логачева Е. А., Жданов В. Г. Опыт создания измерительной энергетической лаборатории для проведения энергоаудита электроэнергетическим факультетом СтГАУ // Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики : материалы Междунар. конф. / ТулГУ. Тула,

2011. Т. 2, 572 с. С. 470-473.

4. Никитенко Г В., Жданов В. Г., Коно-плев Е. В. Сборник оценочных средств для вступительных испытаний выпускников высшего профессионального образования по направлению магистратуры : учеб. пособие. Ставрополь : АГРУС, 2012. С. 119.

5. Хорольский В. Я., Таранов М. А., Жданов В. Г. Организация и управление деятельностью электросетевых предприятий : учеб. пособие. Ставрополь : АГРУС,

2012. С. 159.

6. Осыченко М. В. Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2007. 22 с.

7. Данилов М. В., Атанов И. В., Капустин И. В. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов // Инновационные векторы современного образования. 2012. С. 30-34.

References

1. Atanov I. V., Logacheva E. A., Zhdanov V. G. Energy audit carried out by students // Rural mechanic. 2011. № 12.

2. Stavropol branch interregional resource center. Programs of training and preparation of listeners. URL: http://edu.stgau.ru/. (address date: 11.02.2013).

3. Logacheva E. A., Zhdanov V. G. Experience of creation of measuring energy laboratory for carrying out of energy audit the electric power faculty CTrAy // Socio-economic and environmental problems of the mining industry, construction and power engineering: materials of the International conference / TSU. Tula, 2011. T. 2, 572 p. P. 470-473.

4. Nikitenko G. V., Zhdanov V. G., Konoply-ov E. V. The collection of estimated means for entrance tests of graduates of higher education in the magistracy direction : studies. grant. Stavropol : AGRUS, 2012. P. 119.

5. Horolsky V. Ya., Taranov M. A., Zhdanov V. G. Organization and management of activity of the electronetwork enterprises : ucheb. posoby. Stavropol : AGRUS, 2012. P. 159.

6. Osychenko M. V. Ecological culture in the meaning of modern worldwide problems : authoref thesis diss. ... Ph.D in pedagogic sciences. Stavropol, 2007. 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.