Сведения для цитирования: Истомина, В. В. Применение кейс-метода на занятиях учебной практики в среднем профессиональном образовании / В. В. Истомина, А. А. Вишневский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 38-45.
УДК 377 ББК 74.57
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В. В. Истомина, А. А. Вишневский
В статье представлен опыт реализации кейс-метода на занятиях учебной практики по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж имени А. К. Савина». Для решения кейсов студентами на занятиях авторы используют методику А. Долгорукова, описанную в статье. Также раскрываются этапы работы мастера производственного обучения при решении кейса студентами. Авторами предложены формулировки содержания кейсов для занятий учебной практики профессиональных модулей Пм 01 «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий», ПМ 02 «Проверка и наладка электрооборудования» и ПМ 03 «Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования». Представлены задания для студентов к кейсам и решения по ним. Авторы уделяют большое внимание связи кейсов с практической деятельностью электрика и работе в микрогруппах в процессе решения кейса.
Ключевые слова: кейс-метод, кейс, производственные ситуации, проблемные ситуации, работа в микрогруппах, электрик, электромонтер.
В связи с курсом российского образования на модернизацию в последние годы осуществляется активный поиск эффективных методов обучения. Внедрение кейс-метода в процесс изучения дисциплин в профессиональной образовательной организации в настоящее время является очень актуальной задачей. Кейс-метод отлично расширяет рамки понимания дисциплин через призму конкретной практической ситуации, особенно на занятиях учебной практики. Кейсы позволяют не только продемонстрировать реальные производственные ситуации, но и активизировать мышление студентов в процессе поиска их решения.
Целью данной статьи является раскрытие методики использования кейс-метода на занятиях учебной практики по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж имени А. К. Савина».
В литературе представлены различные формулировки понятия «кейс-метод» (Ф. Б. Абае-ва [1], А. В. Виневская [2], Н. В. Власова [3] и др.). Мы придерживаемся мнения Т. С. Паниной и Л. Н. Вавиловой, которые рассматривают кейс-метод как технику обучения, использующую описание реальных экономических
и социальных ситуаций (от англ. Case — «случай»). Ситуация (кейс) ими понимается как письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме, организации, на предприятии [4].
Для того чтобы учебный процесс на основе кейс-метода был успешным, немаловажны два момента: хороший кейс и эффективная методика его использования в учебном процессе.
Ситуации необходимо подбирать так, чтобы их решение было значимо для специалиста в его профессиональной деятельности; проблемная ситуация должна иметь несколько вариантов решения, для того чтобы вызывать дискуссию и обсуждение в среде обучающихся.
Главным условием использования кейс-метода на занятиях учебной практики по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения студентами. Противоречия, используемые для разработки ситуаций и заданий, могут быть:
- между известными и новыми для студентов фактами;
- имеющимися у студентов знаниями и теми, которые нужны для решения задачи;
- сложившимися способами использования знаний и необходимостью видоизменить эти способы в новых практических условиях;
- знаниями студентов и теми требованиями, которые предъявляются к ним при решении проблемной задачи (студент убеждается, что его знаний начинает недоставать или они элементарны, у него возникает потребность в приобретении новых теоретических знаний и практических умений);
- новыми условиями использования своих знаний, т. е. происходит поиск путей применения знаний на практике.
Для решения кейсов студентами на занятиях мы используем методику А. Долгорукова, которая включает в себя пять этапов:
1) знакомство с ситуацией, ее особенностями;
2) выделение основной проблемы (основных проблем), факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;
3) предложение концепций или тем для мозгового штурма;
4) анализ последствий принятия того или иного решения;
5) решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Представление результатов может быть в письменной или устной форме, группой или индивидуально [5].
При решении кейсов используются наводящие вопросы, позволяющие постепенно, от общего к частному, перейти к решению. Работу мастера производственного обучения (мастера п/о) при решении кейса студентами можно представить в следующей последовательности:
1) совместный анализ содержания кейса;
2) наводящие вопросы, последовательная постановка которых подводит к правильному решению, и варианты ответа на наводящие вопросы (студентам необходимо проставить «+» и «-»);
3) вопросы, каждый из которых конкретизирует соответствующий наводящий вопрос, и варианты ответа на них;
4) решение обучающимися кейса.
Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс-методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того как студенты разделены на малые группы, они начинают самостоятельную работу.
Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:
- общность проблемы для всех;
- общность требований;
- выделение лидера (формального или неформального);
- гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;
- учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).
Выполнение этих правил позволяет организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи студенты сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.
Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.
При разборе кейс-задания студенты находят противоречия, ошибки, неточности, подходы, варианты решений, моделируют решения, действия, говорят, слушают, отстаивают мнение группы.
Студентам предоставляется возможность найти правильный ответ на вопрос. Для подготовки к ответу студентам предлагается теоретическая часть в виде справки, которая содержит необходимые сведения.
Время на обдумывание каждого вопроса устанавливается мастером п/о в зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей обучающегося.
Рассмотрим возможности использования кейс-метода на занятиях учебной практики по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» в ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж имени А. К. Савина».
Программа учебной практики ПМ 01 «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в части освоения квалификации «электромонтер» и основных видов профессиональной деятельности: сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов
оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций; проверка и наладка электрооборудования; устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования.
По теме занятия учебной практики «Правила выполнения электромонтажных работ, техника безопасности при работе» студенты получают следующий кейс «Бытовая ситуация: в миксер попала вода».
Содержание кейса: вы электрик ЖКХ. Приходите на вызов в квартиру, в которой произошла бытовая ситуация. Женщина помыла ручной миксер целиком. Спустя непродолжительное время решила снова им воспользоваться по назначению, вставляет вилку в розетку, нажимает кнопку запуска двигателя, но он не работает. Нажимает еще раз, уже сильнее, и слышит хлопок из комнаты. В зале обнаруживает вылетевшую из стены крышку распределительной коробки и торчащие из коробки слегка дымящиеся провода. Вызывает электрика. Что произошло? Ваши действия?
Задание для студентов к кейсу:
1) выявите причину;
2) определите алгоритм действий электрика для решения ситуации.
Решение кейса.
1. Выявление причины: электромагнитная защита автомата на 25 А не сработала. Автомат находится в положении «ВКЛ». Короткое замыкание в миксере вследствие попадания воды. Автомат 25 А не успел сработать, так как ток короткого замыкания взрывной термической реакцией разъединил скрутку проводов из меди и алюминия в распределительной коробке.
2. Определение алгоритма действий электрика:
На занятиях учебной практики мастер производственного обучения предлагает студентам набор жизненных ситуаций (кейсов). Фрагмент тематического плана занятий, на которых используется кейс-метод, представлен в таблице 1.
- воспользовавшись отверткой-индикатором, найти фазу;
- отключить автомат;
- произвести электромонтажные работы согласно требованиям, нормам и правилам безопасности;
- произвести соединения с помощью электрических соединителей проводов;
- включить автомат.
При проведении занятия учебной практики по теме «Эксплуатация воздушных линий электропередач до 1000 В на деревянных опорах» студенты решают кейс «Фаза 35 кВ упала на линию 6 кВ».
Содержание кейса включает два этапа.
Первый этап: вы дежурный электрик насосной станции, находитесь на работе в ночную смену. Происходит отключение электроэнергии, срабатывает сигнализация, автоматически включается аварийное освещение. Ваши действия? Возможные причины?
Задание для студентов к кейсу:
1) выявите причину;
2) определите алгоритм действий дежурного электрика для решения ситуации.
Решение кейса.
1. Выявление причины: оператор подстанции сообщает, что одновременно с масляным выключателем, отходящим на ваш фидер 6 кВ, сработал масляник, отходящий на фидер 35 кВ соседнего поселка. Так как насосная станция относится к объектам первой категории электроснабжения, у нее имеется два независимых ввода электроснабжения и один резервный.
Таблица 1
Темы занятий учебной практики ПМ 01 «Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных предприятий» с использованием кейс-метода
Тема занятия Название кейса
Правила выполнения электромонтажных работ, техника безопасности при работе Бытовая ситуация: в миксер попала вода
Эксплуатация воздушных линий электропередач до 1000 В на деревянных опорах Фаза 35 кВ упала на линию 6 кВ
Организация технической эксплуатации, обслуживания, ремонта осветительных электроустановок Осветительные приборы марки ЛПО 2*36 вышли из строя
Структура и задачи службы технического обслуживания электрооборудования График ППР
Организация технической эксплуатации, обслуживания, ремонта трансформаторных подстанций Техническое обслуживание трансформаторной подстанции предприятия
2. Определение алгоритма действий электрика:
- необходимо визуально убедиться в отработке защиты поврежденного фидера;
- проверить напряжение на втором независимом вводе;
- включить рубильник второго независимого ввода;
- сделать запись в журнале;
- позвонить диспетчеру питающей электростанции.
Второй этап: вы электромонтер, в составе бригады оперативно-ремонтного персонала прибыли на головную подстанцию с целью устранения аварии.
Бригада дежурных электриков приезжает на вызов с задачей найти причину обесточивания двух крупных электропотребителей, хотя причина им и так ясна — это место замыкания одной или нескольких фаз одной трехфазной высоковольтной линии 6 кВ с одной или несколькими фазами другой высоковольтной линии 35 кВ. Вся сложность заключается в разных способах прокладки линий, которые имеют как воздушные (ВЛЭП), так и подземные (КЛ) кабельные участки трасс. Обследуя лесной массив примерно 200 на 200 метров, бригада находит место пересечения двух линий воздушным способом. Данное пересечение двух высоковольтных линий выполнено с грубейшими нарушениями правил устройства электроустановок (ПУЭ) — на деревянных опорах, что категорически запрещено современными правилами.
В результате разрушения изолятора на столбе одной из фаз линии 35 кВ в сырую погоду ток по столбу «стекал» в землю, дерево тлело. Как следствие — обгорание деревянной опоры с последующим падением фазы с опоры ВЛЭП 35 кВ на опору ВЛЭП 6 кВ, находящуюся под ней.
Задание для студентов к кейсу:
1) обсудите полученную информацию;
2) определите границы ответственности заинтересованных сторон;
3) составьте алгоритм действий по устранению причин аварии.
Решение кейса.
Линии монтировались несколько десятилетий назад, поэтому найти ответственного за данное пересечение уже не удастся, но так как участок находится в эксплуатационной ответственности ООО «Электросети», устранять причины аварии придется бригаде оперативно-ремонтного персонала.
Определение алгоритма действий:
- заменить опоры в соответствии с ПУЭ;
- прозвонить мегомметром линии;
- по результатам замеров сделать выводы.
Рассмотрим другие примеры кейсов, применяемых на занятиях учебной практики.
Так, при изучении темы «Организация технической эксплуатации, обслуживания, ремонта осветительных электроустановок» студентам предлагается кейс «Осветительные приборы марки ЛПО 2x36 вышли из строя».
Содержание кейса: в ходе проведения планового технического осмотра осветительной электроустановки помещения склада готовой продукции выявлено, что пять осветительных приборов марки ЛПО 2x36 вышли из строя.
Задание для студентов к кейсу.
1. Обсудите полученную информацию.
2. Определите, в каком из предложенных вариантов более вероятны возможные неисправности из предложенных ниже:
1) обрыв магистрали;
2) выход из строя ламп;
3) выход из строя ЭПРА;
4) выход из строя ламподержателя.
3. Для выбранной причины неполадок определите действия электромонтера по их устранению.
4. Перечислите материалы, оборудование и приспособления, необходимые для устранения неполадок, представленных в третьем варианте.
По теме «Структура и задачи службы технического обслуживания электрооборудования» студенты решают кейс «График ППР».
Содержание кейса: работнику, принятому на должность электромонтера, поручено разобраться в графике ППР (график прилагается).
Задание для студентов к кейсу.
1. Определите виды и сроки ремонта электрооборудования и внесите данные в таблицу.
2. Определите, какое оборудование имеет самый длительный межремонтный цикл.
3. Определите, какое оборудование имеет самый короткий межремонтный цикл.
4. Определите сроки проведения текущего и капитального ремонтов оборудования в 2021 году.
5. Используя таблицу «Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости ремонта трансформатора», определите срок проведения капитального ремонта трехфазного двухобмоточного масляного трансформатора мощностью 160 кВА, если его пустили в эксплуатацию в январе 2011 года.
6. Используя таблицу «Нормативы периодичности, продолжительности и трудоемкости
ремонта электрических машин», определите срок проведения текущего ремонта электродвигателя мощностью 11 кВт, если его пустили в эксплуатацию в июне 2017 года.
7. Ответьте на вопрос: почему годовой фонд рабочего времени у оборудования разный?
На занятии учебной практики по теме «Организация технической эксплуатации, обслуживания, ремонта трансформаторных подстанций» студенты решают кейс «Техническое обслуживание трансформаторной подстанции предприятия».
Содержание кейса: бригада электромонтеров, получила задание провести техническое обслуживание (ТО) трансформаторной подстанции предприятия. При проведении ТО была обнаружена утечка масла из-под изолятора низкого напряжения силового трансформатора ТМ 250/10/0,4 кВ.
Задание для студентов к кейсу.
1. Вспомните основные правила проведения ТО.
2. Определите возможные причины неполадки.
3. Укажите неполадки, которые можно устранить в ходе ТО.
4. Укажите неполадки, при которых оборудование необходимо направить в специализированную мастерскую.
5. Составьте последовательность действий электромонтеров по устранению неполадок в ходе ТО, определите материалы и инструменты, необходимые для выполнения работ, заполните таблицу.
Решая кейсы, студенты закрепляют теоретические знания, учатся собирать электрические цепи, состоящие из источника тока, лампочки накаливания, ключа, соединительных проводов (простейшая электрическая цепь); подбирать вспомогательные монтажные, крепежные и изоляторные изделия, необходимые для монтажа осветительной и силовой проводки в квартире; выбирать способ монтажа контактных соединений.
Учебных ситуаций может быть много, но при любых их разновидностях работа с ними учит студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы, обоснованно решать рассматриваемую проблему. Учебная ситуация, соответствующая изучаемому разделу, формирует определенные профессиональные компетенции студентов.
При проведении занятий профессионального модуля ПМ 02 «Проверка и наладка электрооборудования» мастер также применяет кейс-метод.
Так, на занятии учебной практики по теме «Сборка схемы пуска трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором» мастер ПО предлагает два кейса: кейс 1 «Мастер организовывает запуск транспортного конвейера» и кейс 2 «Электрик подключает заточной станок».
Содержание кейса 1.
Вы трудоустроились электриком на фирму по производству мебели. Руководитель дает задание: подключить к электросети станок для заточки пил. По приходе на место обнаруживаем электрический двигатель с установленным на валу наждачным кругом. Видим такую картину (рис. 1). Ближайший распределительный щит — в 10 метрах от станка. Ваши действия?
Рис. 1. Фото для кейса 1
Задание для студентов к кейсу:
1) составьте алгоритм последовательных действий;
2) выявите список недостающих элементов, подберите используемый инструмент, составьте план организационных и технических мероприятий;
3) нарисуйте электрическую схему подключения.
Решение кейса.
Алгоритм действий электрика:
- прозвонить обмотки;
- подобрать коммутационный аппарат, конденсатор и провод;
- подобрать требуемый инструмент;
- выполнить электромонтажные работы с подключением к однофазной сети 220 В трехфазного асинхронного электродвигателя с помощью рабочего и пускового конденсаторов (электрическая схема подключения — на рис. 2).
Рис. 2. Электрическая схема подключения
Содержание кейса 2.
Начальник цеха получает от директора приказ: запустить ленточный транспортерный конвейер с целью модернизации технологического процесса. Начальник цеха организует работы соответствующих служб. Слаженными действиями исполнителей собирается ленточный конвейер. Инженеры рассчитывают привод и выбирают электродвигатель. Все устанавливается на свои места, жестко крепится. На оперативном совещании начальник цеха ставит задачу энергетику: запустить транспортер в работу. Энергетик организует доставку и установку электродвигателя (шильдик двигателя — на рис. 3), выдает распоряжение вам — мастеру — подключить электродвигатель к сети напряжения. Управление конвейером необходимо осуществлять из операторской, находящейся от него в 20 метрах. Ближайший распределительный щит — в 30 метрах от электродвигателя. Ваши действия?
Рис. 3. Фото для кейса 2
Задание для студентов к кейсу:
1) составьте алгоритм последовательных действий;
2) выявите список недостающих элементов, подберите используемый инструмент, составьте план организационных и технических мероприятий;
3) нарисуйте электрическую схему подключения.
Решение кейса.
Алгоритм последовательных действий мастера:
- определить организационные и технические мероприятия;
- подобрать электроинструмент и материалы;
- выполнить поэтапный разбор осуществляемой работы;
- осуществлять контроль во время работы;
- оформить окончание работ (электрическая схема подключения — на рис. 4).
Рис. 4. Электрическая схема подключения ленточного транспортерного конвейера
При решении кейсов на занятиях учебной практики студенты используют технические паспорта электрооборудования, графики, таблицы, инструкции, словарь специальных терминов. Кроме того, при решении кейсов обучающиеся могут воспользоваться правилами устройства электроустановок (ПУЭ), правилами технической эксплуатации электроустановок потребителями (ПТЭЭП), учебником Ю. Д. Сибикина «Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий» [6].
В целом можно отметить, что применение кейс-метода на занятиях позволяет повысить интерес студентов к работе электромонтера. Производственные ситуации в кейсе и задания к нему обеспечивают развитие мышления. Благодаря кейс-методу систематизация знаний и формирование умений осуществляются в процессе активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс разбирается в микрогруппе обучающихся, что содействует развитию коммуникативных
способностей: студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов. Благодаря интерактивности кейс-метода у студентов формируются элементы общих компетенций [7]. В обучении с применением кейс-метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций, при которой переход от незнания к знанию
становится естественным звеном познания, зоной активного развития.
Представленные кейсы могут быть использованы преподавателями МДК и мастерами п/о при проведении занятий со студентами профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» в профессиональных образовательных организациях.
Библиографический список
1. Абаева, Ф. Б. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов / Ф. Б. Абаева // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 1. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (дата обращения: 20.01.2021).
2. Виневская, А. В. Метод кейсов в педагогике: Практикум для учителей и студентов / А. В. Виневская ; под ред. М. А. Пуйловой. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 141 с. — ISBN 978-5-222-22946-0.
3. Власова, Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012.— Т. 2. — С. 278-280. — ISBN 978-5-91918-187-3.
4. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. — Москва : Изд. центр «Академия», 2006. — 176 с. — ISBN 5-7695-2255-0.
5. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения / А. Долгоруков. — URL: https://evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения: 20.01.2021).
6. Сибикин, Ю. Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий : учебник / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. — Москва : Изд. центр «Академия», 2004. — 432 с. — ISBN 5-7695-1425-6.
7. Прихода, Т. Е. Применение активных и интерактивных методов обучения на учебных занятиях при формировании общих компетенций студентов / Т. Е. Прихода, Л. В. Якушева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 41-50.
For citation: Istomina, V. V Application of the case method on the educational practice lessons in secondary vocational education / V. V Istomina, A. A. Vishnevskij // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 1 (29). — P. 38-45.
APPLICATION OF THE CASE METHOD ON THE EDUCATIONAL PRACTICE LESSONS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
V. V. Istomina, A. A. Vishnevskij
The article presents the experience of implementing the case method in the lessons practice for the profession 13.01.10 "Electrician for the repair and maintenance of electrical equipment" at the "Satka Polytechnic College named after A. K. Savin". To solve cases by students in the lesson, the authors use the methodology of A. Dolgorukov, described in the article.
It also reveals the stages of the work of the master of industrial training when solving the case by students. The authors have proposed formulations of the content of cases for the training practice of professional modules PM 01 "Assembly, installation, adjustment and repair of units and mechanisms of equipment, units, machines, machine tools and other electrical equipment of industrial enterprises", PM 02 "Checking and adjusting electrical equipment" and PM 03 "Elimination and prevention of accidents and malfunctions of electrical equipment".
The tasks for students to cases and solutions for them are presented. The authors pay great attention to the connection of cases with the practical activities of an electrician and work in microgroups in the process of solving a case.
Key words: case method, case, production situations, problem situations, work in microgroups, electrician, electrician.
References
1. Abaeva F. B. Didakticheskie vozmozhnosti metoda case study v obuchenii studentov [Didactic possibilities of the casestudy method in teaching students], Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii [Modern scientific research and innovations], 2016, no. 1, available at: http://web.snauka. ru/issues/2016/01/62279 (accessed: 20.01.2021). (In Russian)
2. Vinevskaja A. V. Metod kejsov v pedagogike: Praktikum dlja uchitelej i studentov [Method of cases in pedagogy: Workshop for teachers and students], ed M. A. Puylova. Rostov n/D, Feniks, 2015, 141 p. ISBN: 978-5-222-22946-0. (In Russian)
3. Vlasova N. V. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v kontekste novyh federal'nyh gosu-darstvennyh obrazovatel'nyh standartov [Modern educational technologies in the context of new federal state educational standards], Materialy I Mezhdunar. nauch. konf. "Teorija ipraktika obrazovanija v sovremennom mire" (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.) [Materials of the I International. scientific. conf. "Theory and practice of education in the modern world" (St. Petersburg, February 2012)]. St. Petersburg, Renome, 2012, Vol. 2, pp. 278-280. ISBN 978-5-91918-187-3. (In Russian)
4. Panina T. S., Vavilova L. N. Sovremennye sposoby aktivizacii obuchenija: ucheb. posobie [Modern ways of enhancing education: textbook. allowance]. Moscow, Publishing Center "Academy", 2006, 176 p. ISBN 5-7695-2255-0. (In Russian)
5. Dolgorukov A. Metod case-study kak sovremennaja tehnologija professional'no-orientirovan-nogo obuchenija [Case-study method as a modern technology of vocational education], available at:https://evolkov.net/case/case.study.html (accessed: 20.01.2021). (In Russian)
6. Sibikin Yu. D., Sibikin M. Yu. Tehnicheskoe obsluzhivanie, remont jelektrooborudovanija i setej promyshlennyh predprijatij: uchebnik [Maintenance, repair of electrical equipment and networks of industrial enterprises: textbook]. Moscow, Publishing Center "Academy", 2004, 432 p. ISBN 5-7695-1425-6. (In Russian)
7. Prihoda T. E., Yakusheva L. V. Primenenie aktivnyh i interaktivnyh metodov obuchenija na uchebnyh zanjatijah pri formirovanii obshhih kompetencij studentov [Application of active and interactive teaching methods in the classroom in the formation of general competencies of students], Inno-vacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 2 (22), pp. 41-50. (In Russian)
Истомина Вероника Валерьевна, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Вишневский Александр Александрович, мастер производственного обучения ГБПОУ «Саткин-ский политехнический колледж им. А. К. Савина», Челябинская область, г. Сатка, e-mail: [email protected]
Istomina Veronika Valerievna, associate professor, department of development of the educational system, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Vishnevskij Alexander Alexandrovich, master of industrial training, Satka Polytechnic College named after A. K. Savin, Chelyabinsk Region, Satka, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Танаева, З. Р. Развитие профессионально-речевой компетентности будущих юристов с использованием дистанционных технологий / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 1 (29). — С. 45-50.
УДК 371+378 ББК 74.58
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
З. Р. Танаева
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска новых технологий развития профессионально-речевой компетентности студентов вузов в рамках информационно-