ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, case study, «проблемно-полевые кейсы», общекультурная компетенция.
Аннотация: В статье рассмотрены возможности применения метода case study как современного формата проблемного обучения. Автор проводил экспериментальную работу со студентами бакалаврами в университете Синергия и Московском университете пищевых производств. По итогам практической деятельности предлагается использовать бизнес-кейсы в начале проведения лекционных занятий в качестве проблемных ситуаций, вводит отдельную группу «проблемно-полевые кейсы» и приводит апробированные примеры данной группы, приводятся рекомендации преподавателям для применения «проблемно-полевых» кейсов на практике.
В настоящее время высшая школа претерпевает различные изменения: объединяются и укрупняются высшие учебные заведения; ведется постоянный поиск новых по форме и содержанию программ обучения; преобразуется внеаудиторная работа со студентами. Однако можно констатировать, что все еще существует разрыв между действующими принципами создания учебных программ и желаемыми результатами обучения студентов. Все мы часто становимся свидетелями ситуаций, когда на выходе студенты не обладают заявленными в образовательных стандартах компетенциями, в том числе вследствие отсутствия навыков поиска, структурирования и анализа информации, то есть навыков познавательно-исследовательской деятельности обучающихся. Одной из возможностей формирования данных навыков, в свою очередь, мы рассматриваем использование и применение элементов проблемного обучения не только на семинарских, но и на лекционных занятиях. В данной статье рассмотрено, как и в каких формах в современных условиях возможно применять технологии проблемного обучения во время проведения лекций в российских вузах.
Проблемное обучение берет свои истоки из эвристических бесед Сократа, пифагорейской школы, из трудов французского философа Ж.Ж. Руссо [14], английского историка Ф. Бэкона [3] и чешского педагога Я.А. Коменского [6]. Активно развивал эту идею русский педагог и писатель К.Д. Ушинский: в своей работе «Воспитать ребенка как?» [17] он отдал предпочтение сократическому методу задавания вопросов в «переводе механических комбинаций в рассудочные» [4].
Большой вклад в разработку исследовательского метода, который, в свою очередь, стал основой для современного проблемного обучения, внес американский философ и педагог Джон Дьюи. В советский период вопросами проблемного обучения занимались такие ученые, как А.В. Брушлинский [2], В.Т. Кудрявцев [7], А.М. Матюшкин [9], М.И. Махмутов [10], В. Оконь [11], А.В. Хуторской [18] и другие авторы. В настоящее время вопросами проблемного
О.М. Деревянкина
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА CASE STUDY В ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 1(80), 2019 gSsSSSS
обучения занимаются российские педагоги Л.В. Пилипец, Е.В. Клименко, Н.С. Буслова [12], разработчик современных образовательных технологий Г.К. Селевко [15].
На основании работ названных авторов (при большой вариативности определений) можно проследить общую составляющую - обязательное наличие проблемной ситуации, которую можно охарактеризовать как разрыв между знаниями студентов и предъявляемыми требованиями. Внедряя элементы проблемного обучения в преподавание профильных дисциплин для студентов-бакалавров направления гостиничного и ресторанного бизнеса, мы сосредоточились на разработке непосредственно проблемных ситуаций, названных нами «проблемно-полевыми кейсами». Другими словами, проблемному обучению придан современный формат, путем имплементации нового активного метода обучения кейс-стади.
Кейс-стади (case study) - система обучения, основывающаяся на анализе, обсуждении и решении как смоделированных, так и реальных ситуаций. Case study не имеет точного перевода на русский язык, чаще всего используется либо английский термин, либо несколько русскоязычных аналогов: кейс-стади, бизнес-кейсы, кейс-метод, обучение на практических примерах, метод конкретных ситуаций, ситуационное обучение, ситуационные задачи. История метода обучения на практических примерах для развития учеников уходит в далекую древность, еще в Спарте при воспитании лидерских качеств у мальчиков использовали описание и анализ конкретных битв и сражений.
Официально метод case study, как метод активного обучения был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году для усвоения практики управления и ведения бизнеса. Подробные интервью с ведущими практиками бизнеса и написанные на их основе подробные отчеты (описания ситуаций) о том, как топ-менеджеры решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность, стали альтернативой традиционным учебникам. Таким образом и зародились система обучения case study и первые бизнес-кейсы. Студентам предлагались описания различных реальных практических ситуаций, в которых оказывались организации в ходе своей деятельности для ознакомления с проблемой и нахождения либо самостоятельного, либо коллективного решения бизнес-кейса.
Сущность данного метода заключается в критическом анализе и решении конкретных ситуаций и случаев (кейсов). Кейс - это описание практической проблемной ситуации, произошедшей в реальности и требующей решения. Этот метод является инструментом, с помощью которого учебный процесс дополняется реальностью, практическими рабочими ситуациями, которые необходимо обсудить, осмыслить и решить.
В настоящее время накоплен огромный опыт применения кейсов в бизнес-обучении: ведущие бизнес-школы Европы и Америки не только используют case study как модель обучения в педагогике, но и участвуют в создании новых бизнес-кейсов для применения этого метода в социальных науках, психологии, антропологии и экологии. В этой связи хочется отметить вклад в адаптацию модели кейс-стади применительно к психологическим исследованиям профессора
Манчестерского университета Соула Маклеода [20] и работы таких зарубежных авторов, как Джордж Густафссон [19], Нерида Хайетт, Аманда Кенни и Вирджиния Диксон-Свифт [21].
В России до 90-х годов использовались аналоги метода кейс-стади, например, деловые игры В.А. Платова [13]. Непосредственно система обучения на основе кейсов начала внедряться в России с конца 90-х. Это связано с появлением и распространением бизнес и практик ориентированного образования. В настоящее время вопросами обучения с использованием метода бизнес кейсов занимаются многие российские педагоги и социологи, среди которых нельзя не отметить С.Н. Макееву [8], Е.И. Калиберду [4], К.А. Киемову [5], Ф.Б. Абаеву [1], Г.В. Сорокумову [16]. Однако нужно отметить, что чаще всего вузы и бизнес-школы нашей страны используют западные примеры бизнес-кейсов для обучения студентов, то есть существует необходимость в создании и накоплении современных российских аналогов.
Изучив профессиональную литературу по методикам современного бизнес обучения, можем констатировать, что чаще всего бизнес тренеры и педагоги предлагают использовать кейсы во время проведения тренингов или практических аудиторных занятий. Мы же считаем целесообразным применять этот метод и во время проведения лекций, точнее в начале занятия в качестве постановки проблемной ситуации. Помимо этого, по общепринятой классификации кейсы подразделяются на: 1) проблемные, результатом решения которых является определение и формулирование основной проблемы; 2) проектные, результатом решения которых является программа действий по преодолению проблем; 3) описательные, результатом решения которых является выявление недостатков и преимуществ уже предложенных вариантов; 4) открытые - не имеющие конкретных вопросов, то есть предполагающие постановку вопросов со стороны студентов. Мы, в свою очередь, предлагаем выделить в качестве отдельной группы «проблемно-полевые кейсы» - кейсы, основанные на реальных (или смоделированных по типу реальных ситуаций), имеющих единственно правильное обоснованное решение. Кейсы действительно являются «проблемными» и «полевыми» одновременно, так как выполняют функцию постановки проблемы и в то же время являются практико-ориентированными. Представленные «проблемно-полевые кейсы» разрабатывались с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, уровня высшего образования, направления подготовки 43.03.01 «Сервис»3, 38.03.02 «Менеджмент»4 и коррелируются с такими общекультурными компетенциями студентов (ОК), как:
- способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-9);
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (ОК-10);
3 ФГОС ВО Сервис http://fgosvo.ru/430301
4 ФГОС ВО Менеджмент http://fgosvo.ru/380302
П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 1(80), 2019 gSsSSSS
- способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность. Способен участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-11).
Считаем, что перечисленные выше общекультурные компетенции могут быть сформированы в том числе и с помощью метода case study. Например, пытаясь решить новый незнакомый кейс, студенты учатся самостоятельно применять различные средства познания для приобретения новых знаний, такие как материалы предыдущих дисциплин, интерактивные мобильные устройства, опыт однокурсников (ОК-9). Анализируя и обобщая информацию из предложенных кейсов, выбирая пути решения проблемных ситуаций и отстаивая свои точки зрения, студенты учатся аргументировано и логически четко выстраивать свою речь, то есть развивают общекультурную компетенцию - (ОК-10). И, наконец, поиск организационно-управленческих решений кейсов, ощущение ответственности за выбранные предложения помогают студентам в работе над инновационными проектами (ОК-11).
Экспериментальная работа проводилась со студентами бакалавриата по таким дисциплинам, как «Менеджмент на предприятиях питания», «Основы гостеприимства», «Операционная деятельность в гостиничном и ресторанном бизнесе», «Формирование и стратегия ресторанного бизнеса России», «Управление процессами обслуживания в сервисе», «Мотивация трудовой деятельности в гостиничном и ресторанном бизнесе» с 2016 по 2019 год в Университете Синергия и Московском Государственном Университете Пищевых Производств. Обобщая результаты обучения, мы можем констатировать положительный эффект от использования «проблемно-полевых кейсов» в качестве проблемных ситуаций в начале проведения лекций.
В начале лекции предлагается следующий алгоритм применения «проблемно-полевых кейсов» (табл.1).
Таблица 1
Алгоритм предполагаемых действий преподавателя и студентов
Действия преподавателя Действия студентов
1 шаг. Делит студентов на малые группы от 5 до 7 человек. 1 шаг. По заданию преподавателя делятся на группы по 5-7 человек.
2 шаг. Не называя темы лекции, предлагает решить проблемно-полевой кейс, устанавливает время выполнения задания 2 шаг. Получают проблемно-полевой кейс и начинают групповую работу, выдвигая различные идеи.
3 шаг. Наблюдает за групповыми рассуждениями студентов. 3 шаг. Представляют варианты решения преподавателю и продолжают обсуждение сверх установленного тайминга: - правильный вариант решения; - неправильный вариант решения; - затрудняются ответить.
4 шаг. В плане обратной связи студентам в зависимости от ответа на проблемно-полевой кейс: 1. Сообщает (как позитивную обратную связь), что на лекции студенты смогут закрепить знания в данной области. 2. Поясняет несостоятельность 4 шаг. Внимательно слушают преподавателя.
предложенной идеи. 3. Останавливает обсуждение, ссылаясь на ограничение во времени.
5 шаг. Начинает чтение лекции, опираясь на предложенный проблемно-полевой кейс. 5 шаг. Мотивировано слушают лекцию.
6 шаг. По завершению лекции возвращается к проблемно-полевому кейсу для подведения итогов темы: задает вопросы на понимание темы, отвечает на вопросы студентов. 6 шаг. Отвечают на вопросы преподавателя, задают вопросы по теме лекции.
Примеры «проблемно-полевых» кейсов представлены в таблице (табл.2).
Таблица 2
Примеры создания «проблемно-полевых» кейсов во время лекционных занятий.
Тема и блок лекции
ц с
Пример проблемно-полевого кейса
Правильные ответы
д
е р
*
д
е н е
Тема: Введение в менеджмент;
Блок: «Функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и
контроль)».
Александр - управляющий ресторана, ему поставлена задача открыть летнюю веранду. Для осуществления данного проекта Александр сделал следующее:
1. Определил ресурсы (сроки, деньги, персонал) и назначил ответственных;
2. Замотивировал сотрудников на выполнение данного проекта (провел собрание, объяснил задачи, ответил на вопросы, пояснил личную мотивацию каждого члена команды)
Однако проект не был выполнен к назначенному сроку. Почему?_
Александр осуществил такие функции управления, как планирование, организация и мотивация. Однако он не осуществил контроль за выполнением этапов проекта
Тема: Мотивация деятельности в менеджменте,
Блок: «Определение понятия «Мотивации персонала».
В ресторане работают официанты Миша, Катя и Паша. Миша - студент, совмещает работу с учебой. Катя - очень старательная и инициативная, хочет стать менеджером. Паша - кормилец в молодой семье, часто занимает деньги у коллег. Какие инструменты воздействия на трудовую деятельность желательно применять к каждому из сотрудников?_
Отталкиваясь от определения мотивации как процесса побуждения к действию, используя мотивы людей, на Катю можно воздействовать,
предоставляя возможности
карьерного роста, Мише - за хорошую работу можно предоставлять удобный график, а Паше подойдет только материальная стимулятиция.
П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 1(80), 2019 gSsSSSS
Тема: Виды организационных структур управления сервисным предприятием, блок: Типы организаций
В ресторане: зал полон гостей, официанты не успевают вовремя принимать заказы. Официант-новичок Валерий из-за суматохи перепутал заказ и принес гостям вместо мяса -рыбу. Гости возмущаются, требуют замены. Выберите, к кому с этим вопросом обращаться Валерию: к менеджеру смены, опытному официанту наставнику или шеф повару?
В зависимости от
утвержденной организационной структуры предприятия.
о о
л с
О)
н к
О)
чд к го
о
S J го
Тема: Виды организационных структур управления сервисным предприятием, блок: Стили руководства
Официант Елена работает в сетевом ресторане итальянской кухни три месяца, уже сдала аттестацию по меню блюд и напитков, самостоятельно обслуживает гостей, очень старается не отставать от опытных официантов. Однако у Елены еще возникает волнение при общении с гостями и руководством ресторана. Управляющий ресторана «прикрепил» к Елене стажера-официанта. Оцените решение управляющего._
Учитывая, что Елена находится на уровне рабочей зрелости «Сознательная
компетентность», к ней рекомендуется применять
поддерживающий, а не делегирующий стиль управления. Поэтому «прикрепление» стажера является преждевременным решением.
s О о
ш £
S ю О. о О *
го ср о н о
О) d
Тема: Маркетинг ресторана, блок: SWOT анализ
Вас
назначили
управляющим в ресторан, который функционирует уже несколько лет. Вам необходимо понять место данного заведения в окружающей конкурентной среде. Как будете оценивать?
Необходимо оценить сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы, а также перспективы и возможные риски.
Тема: Основные технологические процессы ресторана, блок:
Технологические процессы ресторана с полным
обслуживанием
Вы планируете открывать ресторан, где будут готовиться блюда по меню и будет предусмотрено полное
обслуживание официантами. Подумайте, сколько и какие производственные помещения вам понадобятся?
Количество производственных помещений соответствует этапам технологических процессов в ресторане, таких как прием, хранение сырья, приготовление полуфабрикатов, приготовление готовой продукции, реализация продукции, организация потребления._
Для применения предложенных «проблемно-полевых кейсов» в обучении студентов преподаватель должен иметь практический опыт управления персоналом на предприятиях общественного питания и владеть навыками активных методов обучения. Ведущий практику может создавать «проблемно-полевые кейсы», аналогичные представленным, и тем самым дополнить лекционный материал. Помимо этого, кейсы, подготовленные аналогично представленным, могут использоваться лекторами, а также при подготовке студентов - бакалавров других профилей подготовки.
Рекомендации для создания «проблемно-полевых кейсов» для обучения студентов:
1. Целесообразно применять практико-ориентированные кейсы, основанные или смоделированные на реальных рабочих ситуациях;
2. Необходимо использовать логически выстроенные кейсы, имеющие обоснованные правильные ответы;
3. При создании кейсов следует учитывать знания студентов, полученные на предшествующих дисциплинах.
Таким образом, для студентов вузов можно использовать метод case study в контексте проблемного обучения для лекционного преподавания различных профилей подготовки. Для полноценного использования данного метода преподавателям-практикам рекомендуется создавать «проблемно-полевые кейсы», основанные на специфике предприятий различного профиля, работающих на российском рынке. Применение данного метода, во-первых, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, во-вторых, мотивирует студентов к обучению и, в-третьих, встраивает, как драйвер, практический интерес в процесс овладения будущей профессией.
1. Абаева, Ф.Б. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279.
2. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст]. - Москва : Знание, 1983. - 96 с.
3. Бэкон, Ф. Сочинения в двух томах [Текст]. - 2-е испр. и доп. изд. - Том 1. Москва, «Мысль», 1977. EBook 2012 - 570 с.
4. Калиберда Е.И. Case-study как способ формирования профессиональных компетенций специалистов направления подготовки «Социальная работа» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Том 27. - С. 351-355. [Электронный ресурс] - URL : http://e-koncept.ru/2015/65572.htm.
5. Киемова К.А. Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса // Молодой ученый. - 2017. - №21. - С. 423-424. [Электронный ресурс] - URL : https://moluch.ru/archive/155/43668/.
6. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст]. - Москва : Медиа, 1939. - 321 с.
7. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - Москва : Знание, 1991. - 80 с.
8. Макеева С.Н. Кейс-метод в исследовании методической компетенции учителя иностранного языка [Текст]. - Тамбов : Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Грамота, 2016. № 5(59): в 3-х ч. Ч. 3. C. 198-201. [Электронный ресурс] - www.gramota.net/materials/2/2016/5-3/55.html.
9. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]. - Москва : Педагогика, 1972. - 186 с.
10. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст]. - Москва : Педагогика, 1 975. - 368 с.
11. Оконь, В. Основы проблемного обучения [Текст]. - Москва : Просвещение, 1968. - 208 с.
12. Пилипец, Л.В., Клименко, Е.В., Буслова, Н.С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования [Текст]. - 2014. - № 5-4. - 860-864 с.
13. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение [Текст]. - Москва : Профиздат, 1991. - 192 с.
14. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании [Текст] / Ж.-Ж. Руссо. - Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. - Москва : Педагогика, 1981. - Том 1. - 656 с.
15. Селевко, Г.К. Учебное пособие [Текст]. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.
П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 1(80), 2019 gSsSSSS
16. Сорокоумова, Г.В. Использование современных активных методов обучения на занятиях по психологическим дисциплинам [Текст] // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] -Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 71-79. - ISBN 978-5-6040732-2-3.
17. Ушинский, К.Д. Воспитать ребенка как? [Текст] - Москва : ЛитРес, АСТ, 2014. - 340 с.
18. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст]. -Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 244 с.
19. Gustafsson, J. Single case studies vs. multiple case studies: a comparative study (Thesis) [Text]. - Halmstad, Sweden : Halmstad University, 2017.
20. McLeod, S.A. Case study method - 2014. - Retrieved from : https://www.simplypsychology.org/case-study.htmll.
21. Hyett, N. Kenny, A, Dickson-Swift, V. A critical review of qualitative case study reports [Тех^. -Int J Qual Stud Health Well-being. 2014; 9: 10.3402/qhw.v9.23606. Published online 2014 May 7. doi: 10.3402/qhw.v9.23606.