Научная статья на тему 'Применение проблемно-полевых кейсов во время проведения лекционных занятий для студентов вузов'

Применение проблемно-полевых кейсов во время проведения лекционных занятий для студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / КЕЙС-СТАДИ / «ПРОБЛЕМНО-ПОЛЕВЫЕ» КЕЙСЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROBLEM-BASED LEARNING / PROBLEM SITUATION / CASE STUDY / “PROBLEM-FIELD CASES” / GENERAL CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревянкина Ольга Михайловна

В статье рассмотрена возможность применения метода кейс-стади как современного формата проблемного обучения. Характеризуется проведённая автором экспериментальная работа по применению «проблемно-полевых» кейсов во время лекционных занятий для студентов-бакалавров в российских вузах и сравнению результатов обучения данных групп студентов и остальных обучающихся. Результаты проведённого исследования показали положительный эффект использования «проблемно-полевых» кейсов. Представлены апробированные примеры кейсов и алгоритм их применения в начале проведения лекций. В статье даны рекомендации преподавателям для использования «проблемно-полевых» кейсов на практике. Статья предназначена для преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE CASE STUDY METHOD IN THE FRAMEWORK OF GIVING LECTURES TO UNIVERSITY STUDENTS

The article considers the possibility of using the case study method as a modern format of problem-based learning. The author's experimental work on the use of "problem-field" cases at the lectures for bachelor-students of Russian universities is characterized. The learning outcomes of the given groups of students and others are also mentioned. The results of the study showed that the use of the "problem-field" cases have positive effect. The proven examples of cases and the algorithm of their use at the beginning of the lectures are given. The article presents recommendations for teachers to use "problem-field" cases in practice. The article is intended for university professors.

Текст научной работы на тему «Применение проблемно-полевых кейсов во время проведения лекционных занятий для студентов вузов»

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147.31

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-3-110-120

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОЛЕВЫХ КЕЙСОВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Деревянкина О. М.

Московский городской педагогический университет

129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1,

Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрена возможность применения метода кейс-стади как современного формата проблемного обучения. Характеризуется проведённая автором экспериментальная работа по применению «проблемно-полевых» кейсов во время лекционных занятий для студентов-бакалавров в российских вузах и сравнению результатов обучения данных групп студентов и остальных обучающихся. Результаты проведённого исследования показали положительный эффект использования «проблемно-полевых» кейсов. Представлены апробированные примеры кейсов и алгоритм их применения в начале проведения лекций. В статье даны рекомендации преподавателям для использования «проблемно-полевых» кейсов на практике. Статья предназначена для преподавателей вузов.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, кейс-стади, «проблемно-полевые» кейсы, общекультурная компетенция

USE OF THE CASE STUDY METHOD IN THE FRAMEWORK OF GIVING LECTURES TO UNIVERSITY STUDENTS

O. Derevyankina

Moscow City Pedagogical University

4, korp. 1, Vtoroy Sel'skokhozyaystvennyy proyezd, Moscow 129226, Russian Federation

Abstract. The article considers the possibility of using the case study method as a modern format of problem-based learning. The author's experimental work on the use of "problem-field" cases at the lectures for bachelor-students of Russian universities is characterized. The learning

© CC BY Деревянкина О. М., 2019.

^iioy

outcomes of the given groups of students and others are also mentioned. The results of the study showed that the use of the "problem-field" cases have positive effect. The proven examples of cases and the algorithm of their use at the beginning of the lectures are given. The article presents recommendations for teachers to use "problem-field" cases in practice. The article is intended for university professors.

Keywords: problem-based learning, problem situation, case study, "problem-field cases", general cultural competence

В настоящее время в высшей школе наблюдаются различные изменения и совершенствования: объединяются и укрупняются сами высшие учебные заведения, происходит постоянный поиск новых по форме и содержанию программ обучения, преобразуется внеаудиторная работа со студентами. Однако можно констатировать, что всё ещё существует разрыв между действующими принципами создания учебных программ и желаемыми результатами обучения студентов. Действительно, мы часто становимся свидетелями ситуаций, когда на выходе студенты не обладают заявленными в образовательных стандартах компетенциями вследствие в том числе и отсутствия навыков поиска, структурирования и анализа информации. Одной из возможностей формирования данных навыков, в свою очередь, мы рассматриваем использование и применение элементов проблемного обучения не только на семинарских, но и на лекционных занятиях.

В данной статье мы попытались разобраться, как и в каких формах в современных условиях возможно применять технологии проблемного обучения во время проведения лекций в российских вузах.

Проблемное обучение берёт свои истоки из эвристических бесед Сократа, пифагорейской школы, из трудов французского философа Ж. Ж. Рус-

со, английского историка Ф. Бэкона и чешского педагога Я. А. Коменско-го. Особенно глубоко проникся этой идеей русский педагог и писатель К. Д. Ушинский, который применял сократический метод задавания вопросов для «перевода механических комбинаций в рассудочные» [9, с. 49].

Большой вклад в разработку исследовательского метода, который, в свою очередь, стал основой для современного проблемного обучения, внёс американский философ и педагог Джон Дьюи.

В советский период вопросами проблемного обучения занимались такие педагоги, как А. В. Брушлинский, сконцентрировавший свое внимание на практическом применении данного вида обучения, В. Т. Кудрявцев,

A. М. Матюшкин, М. И. Махмутов,

B. Оконь, А. В. Хуторской, развивающие методологию метода постановки проблемной ситуации.

В настоящее время проблемное обучение входит в круг интересов российских педагогов Л. В. Пилипец, Е. В. Клименко, Н. С. Бусловой [5], автора классификации педагогических технологий Г. К. Селевко [7].

При большой вариативности определений проблемного обучения, предлагаемых различными авторами, можно проследить общую составляющую - это обязательное присутствие проблемной ситуации, которую можно

охарактеризовать как разрыв между имеющимися и необходимыми знаниями и умениями студентов для решения производственных задач. Внедряя элементы проблемного обучения в преподавание профильных дисциплин для студентов-бакалавров направления гостиничного и ресторанного бизнеса, мы сосредоточились на разработке проблемных ситуаций, которые назвали «проблемно-полевыми» кейсами. Помимо этого, мы попытались придать проблемному обучению современный формат, имплементируя в него довольно новый активный метод обучения кейс-стади.

Кейс-стади - система обучения, основывающаяся на анализе, обсуждении и решении как смоделированных, так и реальных ситуаций. Кейс-стади не имеет точного перевода на русский язык. Чаще всего используется либо английский термин, либо несколько русскоязычных аналогов: кейс-стади, бизнес-кейсы, кейс-метод, обучение на практических примерах, метод конкретных ситуаций, ситуационное обучение, ситуационные задачи.

Официально метод кейс-стади как метод активного обучения был впервые применён в Гарвардской бизнес-школе в 1924 г. для усвоения практики управления и ведения бизнеса. Подробные интервью с ведущими практиками бизнеса и написанные на их основе подробные отчеты (описания ситуаций) о том, как топ-менеджеры решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность, стали альтернативой традиционным учебникам. Таким образом и зародились система обучения кейс-стади и первые бизнес-кейсы. Студентам предлагались описания различных

реальных практических ситуаций, в которых оказывались организации в ходе своей деятельности, для ознакомления с проблемой и нахождения либо самостоятельного, либо коллективного решения бизнес-кейса.

Основа данного метода заключается в критическом анализе и решении конкретных ситуаций и случаев (кейсов). Кейс - это описание практической проблемной ситуации, произошедшей в реальности и требующей решения. Этот метод является инструментом, с помощью которого учебный процесс дополняется реальностью, практическими рабочими ситуациями, которые нужно обсудить, осмыслить и решить.

В настоящее время на Западе накоплен огромный опыт применения кейсов в бизнес-обучении. Ведущие бизнес-школы Европы и Америки не только используют кейс-стади как модель обучения в педагогике, но и участвуют в создании новых бизнес-кейсов для применения этого метода в социальных науках, психологии, антропологии и экологии. Хочется отметить вклад в адаптацию модели кейс-стади применительно к психологическим исследованиям профессора Манчестерского университета Соула Маклеода [11] и таких зарубежных авторов, как Джордж Густафссон [10], Нерида Хайетт, Аманда Кенни и Вирджиния Диксон-Свифт [12], занимающихся изучением возможностей применения данного метода для студентов вузов различных направлений.

В России до 90-х гг. ХХ в. использовались аналоги метода кейс-стади, например деловые игры В. А. Платова [6]. Непосредственно система обучения на основе кейсов начала внедряться в России с конца 90-х гг. ХХ в. Это

V11V

связано с появлением и распространением бизнес-образования и прак-тико-ориентированного обучения. В настоящее время вопросами обучения с использованием метода бизнес-кейсов занимаются многие российские педагоги и социологи, среди которых нельзя не отметить С. Н. Макееву [4], применяющую метод бизнес-кейсов для исследования сформированно-сти компетенций будущих учителей, Е. И. Калиберду [2], рассматривающую метод кейс-стади как способ формирования профессиональных навыков, К. А. Киемову [3], Г. В. Со-рокумову [8], в круг интересов которых входит использование кейсов на практических занятиях, и Ф. Б. Абаеву [1], исследующую дидактические возможности данного метода. Несмотря на активное внедрение метода кейс-стади в обучение и преподавание, в российских вузах и бизнес-школах в основном используются западные примеры рабочих ситуаций, т. е. существует потребность в создании и накоплении современных российских аналогов бизнес-кейсов.

Изучив профессиональную литературу по методикам современного бизнес обучения, можем констатировать, что чаще всего бизнес-тренеры и педагоги предлагают использовать кейсы во время проведения тренингов или практических аудиторных занятий. Мы же считаем целесообразным применять этот метод и во время проведения лекций, точнее в начале лекционного занятия в качестве постановки проблемной ситуации. По общепринятой классификации кейсы подразделяются на: 1) проблемные, результатом решения которых являются определение и формулирование

основной проблемы; 2) проектные, результатом решения которых является программа действий по преодолению проблем; 3) описательные, результатом решения которых является выявление недостатков и преимуществ уже предложенных вариантов; 4) открытые - не имеющие конкретных вопросов, т. е. предполагающие постановку вопросов со стороны студентов. Мы, в свою очередь, предлагаем называть кейсы, используемые в начале лекционных занятий, «проблемно-полевыми», т. е. основанными на реальных или смоделированных по типу реальных ситуаций, имеющих единственное правильное обоснованное решение и выполняющих задачу концентрации внимания студентов на теме лекции. Кейсы действительно являются «проблемными» и «полевыми» одновременно, так как выполняют функцию постановки проблемы, с одной стороны, и являются практико-ориентиро-ванными - с другой. Представленные нами «проблемно-полевые» кейсы разрабатывались с учётом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, уровня высшего образования, направления подготовки 43.03.01 Сервис1 и 38.03.02 Менеджмент2 и коррелируются с таки-

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.10.2015 № 1169 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата)» (с изм. и доп. от 13.07.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/430301_B_15062018.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 № 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Ме-

Vrn;

ми общепрофессиональными компетенциями студентов (ОПК), как:

• способен находить организационно-управленческие решения и го-товн нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

• способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7).

Мы считаем, что перечисленные выше общепрофессиональные компетенции могут быть развиты в том числе и с помощью метода кейс-стади. Например, анализируя и обобщая информацию из предложенных кейсов, выбирая пути нахождения ответов в проблемных ситуациях и отстаивая свои точки зрения, студенты практикуются в поиске, аргументации и принятии ответственности за свои организационно-управленческие решения, то есть развивают общепрофессиональную компетенцию ОПК-2. Используя для решения практических профессиональных задач различные инструменты поиска информации, такие как интернет-ресурсы и электронные учебные материалы, студенты формируют общепрофессиональную компетенцию ОПК-7.

Экспериментальная работа по созданию и применению «проблемно-полевых» кейсов в начале лекционных

неджмент (уровень бакалавриата)» (с изм. и доп. от 20.04.2016, 13.07.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/380302_B_15062018.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

занятий проводилась со студентами-бакалаврами по таким дисциплинам, как «Менеджмент на предприятиях питания», «Основы гостеприимства», «Операционная деятельность в гостиничном и ресторанном бизнесе», «Формирование и стратегия ресторанного бизнеса России», «Управление процессами обслуживания в сервисе», «Мотивация трудовой деятельности в гостиничном и ресторанном бизнесе» с 2016 по 2019 гг. в Университете Синергия и Московском государственном университете пищевых производств. Выбранным произвольным образом экспериментальным группам студентов в начале лекционного занятия предлагались заранее подготовленные «проблемно-полевые» кейсы для решения различных производственных задач, связанных с темой предстоящей лекции. Представляем следующий алгоритм применения «проблемно-полевых» кейсов в начале проведения лекции (табл. 1).

По окончании изучения каждого раздела дисциплины всем студентам предлагались разнообразные оценочные мероприятия, такие как тестирование, самостоятельные работы, решение ситуационных кейсов и т. п. Анализируя результаты оценочных мероприятий, мы отмечали положительный эффект от использования «проблемно-полевых» кейсов в начале проведения лекций, а именно студенты экспериментальных групп:

1. показывали более высокие результаты оценочных мероприятий;

2. проявляли повышенную по сравнению с другими студентами активность во время решения кейсов;

3. посещали оценочные мероприятия практически в полном составе в

V11V

Таблица 1

Алгоритм предполагаемых действий преподавателя и студентов

Действия преподавателя Действия студентов

1 шаг. Делит студентов на малые группы от 5 до 7 человек. 1 шаг. По заданию преподавателя делятся на группы по 5-7 человек.

2 шаг. Не называя темы лекции, предлагает решить проблемно-полевой кейс, устанавливает тайминг на решение. 2 шаг. Получают проблемно-полевой кейс и начинают с ним групповую работу, выдвигая различные идеи.

3 шаг. Наблюдает за групповыми рассуждениями студентов. 3 шаг. Представляют варианты решения преподавателю: 1. Представляют правильный вариант решения. 2. Представляют неправильный вариант решения. 3. Затрудняются ответить, продолжают обсуждение сверх установленного тайминга.

4 шаг. Предоставляет обратную связь студентам в зависимости от ответа на проблемно-полевой кейс: 1. Дает позитивную обратную связь, сообщая, что на лекции студенты смогут закрепить знания в данной области. 2. Поясняет несостоятельность предложенной идеи. 3. Останавливает обсуждение, ссылаясь на тайминг. 4 шаг. Внимательно слушают преподавателя.

5 шаг. Начинает чтение лекции, опираясь на предложенный проблемно-полевой кейс. 5 шаг. Замотивировано слушают лекцию.

6 шаг. По завершению лекции возвращается к проблемно-полевому кейсу для закрепления итогов темы: задает вопросы на понимание темы, отвечает на вопросы студентов. 6 шаг. Отвечают на вопросы преподавателя, задают вопросы по теме лекции.

отличие от студентов, с которыми не проводилась данная экспериментальная работа.

Примеры «проблемно-полевых» кейсов представлены в таблице (табл. 2).

Viisy

Таблица 2

Примеры создания «проблемно-полевых» кейсов во время лекционных занятий

Название дисциплины Тема и блок лекции Пример проблемно-полевого кейса Правильные ответы

Менеджмент на предприятиях питания Тема: Введение в менеджмент, блок: Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) Александр - управляющий ресторана, ему поставлена задача открыть летнюю веранду. Для осуществления данного проекта Александр сделал следующее: 1. Определил ресурсы (сроки, деньги, персонал) и назначил ответственных 2. Замотивировал сотрудников на выполнение данного проекта (провел собрание, объяснил задачи, ответил на вопросы, пояснил личную мотивацию каждого члена команды). Однако, проект не был выполнен к назначенному сроку. Почему? Александр осуществил такие функции управления, как планирование, организация и мотивация. Однако он не осуществлял контроль над выполнением этапов проекта.

Тема: Мотивация деятельности в менеджменте, блок: Определение понятия мотивации персонала В ресторане работают официанты Миша, Катя и Паша. Миша - студент, совмещает работу с учебой. Катя - очень старательная и инициативная, хочет стать менеджером. Паша - кормилец в молодой семье, часто занимает деньги у коллег. Какие инструменты воздействия на трудовую деятельность желательно применять к каждому из сотрудников? Отталкиваясь от определения мотивации как процесса побуждения к действию, используя мотивы людей, на Катю можно воздействовать, предоставляя возможности карьерного роста, Мише - за хорошую работу можно предоставлять удобный график, а Паше сейчас подойдет только материальная мотивация.

Операционная деятельность в гостиничном и ресторанном бизнесе Тема: Виды организационных структур управления сервисным предприятием, блок: Типы организаций В ресторане - вечерняя напряженность в работе, зал полон гостей, официанты не успевают вовремя принимать заказы. Официант-новичок Валерий из-за суматохи перепутал заказ и принес гостям вместо мясо рыбу. Гости возмущаются, требуют замены. Выберите, к кому с этим вопросом обращаться Валерию: к менеджеру смены, опытному официанту наставнику или шеф-повару? В зависимости от утвержденной организационной структуры предприятия.

Окончание таблицы 2

Название дисциплины Тема и блок лекции Пример проблемно-полевого кейса Правильные ответы

о о е Тема: Виды органи- В ресторане - вечерняя напряжен- В зависимости от утвержден-

зационных структур ность в работе, зал полон гостей, ной организационной струк-

н з управления сервис- официанты не успевают вовремя туры предприятия.

УО ным предприятием, принимать заказы. Официант-

S о н блок: Типы органи- новичок Валерий из-за суматохи

н d заций перепутал заказ и принес гостям

И о вместо мясо рыбу. Гости возмуща-

н с е ются, требуют замены. Выберите,

Л и к кому с этим вопросом обращать-

S ся Валерию: к менеджеру смены,

я опытному официанту наставнику

и н и или шеф-повару?

н с о Тема: Виды органи- Официант Елена работает в сете- Учитывая, что Елена на-

м в зационных структур вом ресторане итальянской кухни ходится на уровне рабочей

Л н управления сервис- три месяца, уже сдала аттестацию зрелости «Сознательная ком-

с о н ным предприятием, по меню блюд и напитков, самосто- петентность», к ней рекомен-

Л л е н блок: Стили руко- ятельно обслуживает гостей, очень дуется применять поддержи-

водства старается не отставать от опытных вающий, а не делегирующий

е н официантов. Однако у Елены ещё стиль управления. Поэтому

S н присутствует волнение при обще- «прикрепление» стажера

н о нии с гостями и руководством ре- является преждевременным

и ц сторана. Управляющий ресторана решением.

а Л е п о «прикрепил» к Елене стажера офи-

цианта. Оцените решение управляющего.

со Тема: Маркетинг Вас назначили управляющим в Необходимо оценить силь-

и ю ресторана, блок: ресторан, который функционирует ные, слабые стороны, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 о SWOT анализ уже несколько лет. Вы хотите по- возможности и угрозы.

я н нять место данного заведения в

Ol о окружающей конкурентной среде.

н с е Как будете оценивать?

SP S « 5 ис Тема: Основные Вы планируете открывать ресто- Количество производствен-

* о н Оч аа ^ о технологические ран, где будут готовиться блюда ных помещений соответству-

процессы рестора- по меню и будет предусмотрено ет этапам технологических

Н О сн на, блок: Техноло- полное обслуживание официантов. процессов в ресторане, таких,

и гические процессы Подумайте, сколько и каких произ- как прием, хранение сырья,

S н ресторана с полным водственных помещений Вам пона- приготовление полуфабрика-

ав о обслуживанием добится. тов, приготовление готовой

!0 продукции, реализация про-

S l дукции, организация потре-

о е бления.

V117;

Преподаватель практик может создавать «проблемно-полевые» кейсы, аналогичные данным, и тем самым разнообразить лекционный материал. Помимо этого, кейсы, подготовленные на примере представленных, пригодны для использования лекторами и для других профилей подготовки студентов-бакалавров.

Рекомендации преподавателям для создания «проблемно-полевых» кейсов для обучения студентов-бакалавров:

1) иметь опыт практической работы в профильной отрасли;

2) владеть навыками активных методов обучения;

3) применять практико-ориенти-рованные кейсы, основанные или смоделированные на реальных рабочих ситуациях;

4) использовать логически выстроенные кейсы, имеющие обоснованные правильные ответы;

5) при создании кейсов учитывать общепрофессиональные компетенции и знания студентов, полученные на предшествующих дисциплинах.

Резюмируя, можно сделать вывод о возможности использования для студентов-бакалавров вузов метода кейс-стади для лекционных занятий. Применение метода кейсов, во-первых, помогает формировать общепрофессиональные компетенции, заявленные в образовательном стандарте о высшем образовании, во-вторых, мотивирует студентов к обучению и, в-третьих, привносит практический интерес в овладение будущей профессией.

Статья поступила в редакцию 04.03.2019

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаева Ф. Б. Дидактические возможности метода casestudy в обучении студентов [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (дата обращения: 11.04.19).

2. Калиберда Е. И. Case-study как способ формирования профессиональных компетенций специалистов направления подготовки «Социальная работа» // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 27. URL: http://e-koncept.ru/2015/65572. htm (дата обращения: 11.04.2019).

3. Киемова К. А. Кейс-метод на практических занятиях как акселератор педагогического процесса // Молодой ученый. 2017. № 21. С. 423-424.

4. Макеева С. Н. Кейс-метод в исследовании методической компетенции учителя иностранного языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 5 (59). Ч. 3. C. 198-201.

5. Пилипец Л. В., Клименко Е. В., Буслова Н. С. Проблемное обучение: от Сократа до формирования компетенций // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-4. С. 860-864.

6. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. М., 1991.192 с.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998. 256 с.

8. Сорокоумова Г. В. Использование современных активных методов обучения на занятиях по психологическим дисциплинам // Современная образовательная среда: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 5 февраля 2018 г. / под ред.: О. Н. Широкова и др. Чебоксары, 2018. С. 71-79.

9. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». М., Л., 1950. 668 c.

10. Gustafsson J. Single case studies vs. multiple case studies: a comparative study. Thesis [2017]. URL: http://www.divaportal.Org/smash/get/diva2:1064378/FULLTEXT01.pdf (дата обращения: 11.04.2019).

11. McLeod S. A. Case study method 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www. simplypsychology.org/case-study.htmll (дата обращения: 11.04.2019).

12. Hyett N., Kenny A., Dickson-Swift V. A critical review of qualitative case study reports. Int J Qual Stud Health Well-being 2014. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/ PMC4014658 (дата обращения: 11.04.2019).

REFERENCES

1. Abaeva F. B. [Didactic possibilities of the case study method in teaching students]. In: Sovre-mennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific researches and innovations],

2016, no. 1. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (accessed: 11.04.2019).

2. Kaliberda E. I. [Case-study as a way of forming professional competence of specialists of specialty "Social work"]. In: Kontsept: nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal [Concept: scientific-methodical electronic journal], 2015, vol. 27. Available at: http://e-koncept. ru/2015/65572.htm (accessed: 11.04.2019).

3. Kiemova K. A. [The case method in practical sessions as an accelerator of the teaching process]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2017, no. 21, pp. 423-424.

4. Makeeva S. N. [The case method in the study of the methodical competence of foreign language teachers]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological science. Issues of theory and practice], 2016, no. 5 (59), pp. 198-201.

5. Pilipets L. V., Klimenko E. V., Buslova N. S. [Problem-based learning: from Socrates to the formation of competencies]. In: Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 5-4, pp. 860-864.

6. Platov V. Ya. Delovye igry: razrabotka, organizatsiya i provedenie [Business games: development, organization and conduct]. Moscow, 1991. 192 p.

7. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow, 1998. 256 p.

8. Sorokoumova G. V. [The use of modern active teaching methods in the classroom for psychological disciplines.]. In: Shirokov O. N., et al., eds. Sovremennaya obrazovatel'naya sreda: teoriya i praktika: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Cheboksary, 5 fevralya 2018 g. [Modern educational environment: theory and practice: materials of International scientific-practical conference, Cheboksary, February 5, 2018]. Cheboksary, 2018, pp. 71-79.

9. Ushinsky K. D. Sobranie sochinenii. T. 10. Materialy k tretemu tomu «Pedagogicheskoi an-tropologii» [Works. Vol. 10. Materials to the third volume of "Pedagogical anthropology"]. Moscow, Leningrad, 1950. 668 p.

10. Gustafsson J. Single case studies vs. multiple case studies: a comparative study (Thesis),

2017. Available at: http://www.divaportal.org/smash/get/diva2:1064378/FULLTEXT01.pdf (accessed: 11.04.2019).

11. McLeod S. A. Case study method 2014. Available at: https://www.simplypsychology.org/ case-study.htmll (accessed: 11.04.2019).

12. Hyett N., Kenny A., Dickson-Swift V. Methodology or method? A critical review of qualitative case study reports - Int J Qual Stud Health Well-being 2014. Available at: https://www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4014658 (accessed: 11.04.2019).

\mj

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Деревянкина Ольга Михайловна - аспирант кафедры общей педагогики Московского городского педагогического университета (МГПУ), старший преподаватель университета Синергия, старший преподаватель Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП), генеральный директор ООО «Воркспейс»; e-mail: training@hr.com.ru

Derevyankina Olga Mikhailovna - Postgraduate Student, Department of General Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (MGPU), Senior Lecturer at the University of Synergy, Senior Lecturer at Moscow State University of Food Production (MGUPP), General Director of Workspace LLC; e-mail: training@hr.com.ru

Деревянкина О. М. Применение проблемно-полевых кейсов во время проведения лекционных занятий для студентов вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 110-120. БО!: 10.18384/2310-7219-2019-3-110-120

Derevyankina O. M. Use of the case study method in the framework of giving lectures to university students. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 3, pp. 110-120.

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-3-110-120

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.