Научная статья на тему 'Особенности применения кейс-технологии в процессе развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей'

Особенности применения кейс-технологии в процессе развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОНОМИКА / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уланова К. Л., Сорокина С. Г.

В данной статье рассматривается вопрос применения кейсметода в процессе развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей. Целью исследования является качественный анализ роли кейс-стади как метода, который не только развивает навыки устного обсуждения поставленной проблемы, но и помогает улучшить навыки чтения на иностранном языке. В статье доказывается необходимость использования электронных ресурсов как источника текстового материала в обучении английскому языку для специальных целей (ESP). Представленное исследование раскрывает практические и исследовательские аспекты кейс-метода, построенного в рамках определенного профессионального контекста, и организованного с учетом уровня владения языком и профессиональной подготовки студентов. Данная статья также исследует способность студентов работать в группах над единой проблемной областью, используя краткую информацию в условиях ограниченного периода времени и анализирует выработку принципов проблемного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения кейс-технологии в процессе развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей»

Особенности применения кейс-технологии в процессе развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей

Уланова Капитолина Леонидовна

кандидат филологических наук, старший преподаватель, Росс-сийский университет дружбы народов, [email protected]

Сорокина Светлана Геннадьевна

кандидат филологических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет,[email protected]

В данной статье рассматривается вопрос применения кейс-метода в процессе развития коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей. Целью исследования является качественный анализ роли кейс-стади как метода, который не только развивает навыки устного обсуждения поставленной проблемы, но и помогает улучшить навыки чтения на иностранном языке. В статье доказывается необходимость использования электронных ресурсов как источника текстового материала в обучении английскому языку для специальных целей (ESP). Представленное исследование раскрывает практические и исследовательские аспекты кейс-метода, построенного в рамках определенного профессионального контекста, и организованного с учетом уровня владения языком и профессиональной подготовки студентов. Данная статья также исследует способность студентов работать в группах над единой проблемной областью, используя краткую информацию в условиях ограниченного периода времени и анализирует выработку принципов проблемного обучения.

Ключевые слова: экология, экономика, кейс-технологии, коммуникативная компетенция, проблемное обучение.

о

Е

£

в) ^

0

п

01 Z

Все современные концепции образования выводят на первый план межличностное информационное взаимодействие субъектов образовательного процесса, результатом которого является получение знаний, развитие умений и навыков, формирование профессиональных качеств и, как результат, становление личности. Эффективным методом, стимулирующим процессы осмысления реальных жизненных ситуаций, анализа проблемы и поиска решения, является анализ ситуации, или применение кейс-технологии. Бесспорным преимуществом данной технологии является комплексная природа анализируемых кейсов, основанных в большинстве случаев на реальных ситуациях и предполагающих такие виды познавательного процесса, как моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы.

Кейс-метод или case-study (от англ. case - случай, ситуация) - это метод обучения, который использует описание реальных профессиональных, социальных и деловых ситуаций. Сущность метода кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая дает возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения [3, с.203]. Студенты должны изучить ситуацию, понять суть проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейс-стади может включать изучение как одного, так и нескольких кейсов [5, с.20]. Более того, кейс может быть представлен как одна или несколько единиц анализа. Расширенная типология тематического исследования, основанная на количестве единиц анализа в одном случае и количестве самих рассматриваемых случаев, представлена в работе P. Инь [13, сс.46-64]. Необходимо отметить, что случаи основаны на реальном материале или близки к реальной ситуации. Суть метода case-study заключается в самостоятельной деятельности студентов в искусственно созданной профессиональной среде, что позволяет сочетать теоретическую подготовку и практические навыки, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере. В процессе решения возникшей проблемы слушатели вынуждены обновлять необходимый набор приобретенных знаний.

Основной задачей обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов в современных условиях является формирование иноязычной коммуника-

тивной компетенции, которая в свою очередь позволяет свободно ориентироваться в иноязычной среде, и тем самым способствует формированию конкурентоспособного специалиста на рынке труда. В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста [1, с.96].

Использование такого активного метода обучения как кейс-стади требует развития сложной образовательной среды, способствующей формированию коммуникативной компетенции студентов. Коммуникативная компетенция включает в себя знание языка для определенных целей ^Р), коммуникативной ситуации, участников коммуникативной ситуации, навыков создания текста, чтения и аудирования, а также навыков ведения разговора [6, с.1397]. Коммуникативная компетенция способствует межкультурной взаимосвязи. В содержании общеобразовательной компетенции учащихся коммуникативная компетенция особенно заметна. Коммуникативная компетенция - специфическая особенность личности студента, способность, которая проявляется в их поведении и деятельности, способствуя решению практических задач. Данная способность также включает в себя знание способов взаимодействия с другими, практическое овладение диалогом и монологом, умение использовать языковые средства в устной речи в соответствии с условиями общения, овладение нормами речевого этикета в ситуациях академического и повседневного общения, умение осуществлять академическое сотрудничество, умение критически оценивать мысли и поступки других людей. Задачей развития коммуникативной компетенции является формирование продуктивного общения в устной форме. Его реализация должна основываться на четком понимании природы и компонентов коммуникативной компетенции студентов. Лингвистическим компонентом коммуникативной компетенции студентов является знание языковых средств, включая грамматику, лексику и фонетику, а также готовность использовать их в устном или письменном общении. Дискурсивным компонентом коммуникативной компетенции студентов является создание текста в процессе формирования и формулирования студентами собственных мыслей. Стратегический компонент обеспечивает принятие решения о наилучшем способе достижения коммуникативной цели в ситуации, которая требует гибкости в использовании языковых инструментов, адаптации к индивидуальным характеристикам других участников устного или письменного общения, а также устного взаимодействия [4, с.5]. Кейс-метод позволяет развивать коммуникативную компетенцию с учетом профессиональной подготовки, интересов, развитого стиля мышления и поведения студентов.

Впервые кейс-метод начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козло-

ва, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт [2, с.157]. В настоящее время кейс-технологии применяются в обучении студентов самых разных специальностей, так как они, раскрывая типичные жизненные и/или бизнес проблемы, вовлекают студентов в типичные социальные роли, на основе которых актуализируется определенный комплекс знаний, необходимый для полноценного осознания ситуации. Таким образом, не имея практического опыта, студенты получают возможность познакомиться с реальным контекстом той или иной профессиональной проблемы, рассмотреть и проанализировать роль участников предложенного сценария. Формат кейс-технологии предполагает наличие спорного вопроса, который, в свою очередь, ведет к дискуссиям, заставляет участников аргументировано отстаивать свою точку зрения, учит соблюдению норм и правил общения.

Использование кейс-метода в обучении студентов экономических специальностей стимулирует привлечение межпредметных знаний, тем самым позволяя повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам, улучшить понимание специальностей и экономических законов, и, таким образом, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решения.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

• обучающие анализу и оценке - ключевыми вопросами при этом могут являться такие, как:

Analyze two factors given in the article which could encourage a business to adopt ethical and socially responsible objectives and strategies.

Assess the likely advantages and disadvantages of a cost leadership strategy for this business.

Assess the likely advantages and disadvantages of a differentiation or a focused strategy for this business.

• обучающие решению проблем и принятию решений с такими ключевыми вопросами, как:

Using all of the evidence, would you advise Harry to take out a franchise with Pizza Delight?

Recommend a more suitable method of communication than the noticeboard for Palm Nut Oils Ltd.

• иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом, и предлагающие ответить на такие вопросы, как:

Identify the management roles that Eli seems to have demonstrated in this case.

What leadership style did Eli seem to be employing in the case?

Однако, в большинстве случаев кейсы содержат все эти задачи в порядке возрастания их аналитической нагрузки, создавая определенный алгоритм рассмотрения ситуации: identify - analyze - suggest - justify, предлагая студенту пройти различные этапы познавательной деятельности от простого рецептивно-продуктивного восприятия ситуации через аналитическое переосмысление

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

представленной в кейсе проблемы к аксиологиче-ски обоснованному решению.

• In each case, identify which marketing mix decision seems to be 'out of place' and not integrated with the other decisions. In each case, recommend and justify a change to one of the marketing decisions to create an integrated mix.

• What evidence is there in the case study that this business has used secondary research methods? Analyze two possible reasons why the results of the telephone survey were so disappointing. Suggest and justify two alternative sampling methods that Cosmos could have used to achieve more useful results.

Необходимо заметить, что решение кейса не является единственно верным и однозначным. Такая неоднозначность, контроверсивность, кейса и является ценной в образовательном процессе, поскольку именно контроверсия лежит в основе развития науки и познания.

Кейс-технология, как и любая другая технология, требует последовательности шагов для достижения максимальной точности результата.

Такими последовательными этапами работы с кейсом являются:

Знакомство с контекстом с целью понимания проблемной ситуации. - Поиск и анализ информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной. - Обсуждение возможностей альтернативных решений. - Сопоставление и оценка вариантов решения. - Аргументированная защита решений. - Оценка взаимосвязи интересов, в которых находятся отдельные решения

В случае бизнес кейсов это особенно важно, так как в процессе анализа ситуации студенты экономических специальностей не только осваивают лингвистические конструкции, но и в той или иной мере постигают понятийно-категориальный аппарат своей ключевой специальности.

Метод кейс-стади в преподавании английского языка для студентов экологических специальностей также является важной и неотъемлемой составляющей занятий. Кейс требует от будущих экологов более обширных и глубоких знаний не только по специальности, но и многим другим смежным дисциплинам, таким как юриспруденция, обществознание, экономика. За несколько дней до урока студентам сообщают о теме, например, «Paper or plastic bag: what is the best?» и предлагается задача: проблемное направление класса «Ecobags». Класс делится на проблемные группы: группа 1 строго придерживается одной точки зрения на проблему, группа 2 - прямо противоположной. Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственной презентации по теме в качестве домашней работы) обсуждают "о свою точку зрения, выдвигают аргументы, представляют свои мнения с доказательствами. Пре-« подаватель обобщает результаты и подводит ито-® ги, оценивая грамотность речи, вежливость спо-« рящего, объективность и морально-этическую z адекватность суждений в соответствии со следу-

ющими критериями: языковые умения и навыки, использование лексики по теме, умение аргументировать, делать выводы, употребление коммуникативных клише согласно ситуации, соблюдение регламента. Работа над кейсом, обсуждение и выработка решений ведется только на английском языке.

Занятие, организуемое в режиме кейс-метод, состоит из семи этапов:

I. Организационная часть. Выдача кейса.

II. Ознакомление с текстом кейса. Работа обучающихся в группах, представление результатов исследования в виде диаграмм.

III. Анализ кейса. Сравнение полученных результатов исследования в подгруппах.

IV. Просмотр видеосюжетов и дискуссия (коллективная работа учащихся).

V. Выдвижение решения данной проблемы.

VI. Обобщающее выступление преподавателя (обобщение результатов, подведение итогов.

VII. Оценка обучающихся преподавателем по системе оценивания, которая предъявляется в начале.

Практический вариант исследовательского кейса продолжительностью 2 академических часа был представлен студентам третьего курса экологического факультета.

Подгруппам были даны следующие задания:

1) Изучить особенности производства бумажных и полиэтиленовых пакетов, их влияние на окружающую среду.

2) Составить сравнительную таблицу экологич-ности упаковочных пакетов.

Диалогам и обсуждению по этому вопросу предшествовали изучение словарного запаса и грамматики. Студенты изучали материалы кейса индивидуально в качестве домашнего задания с учетом уровня владения языком. После этой предварительной подготовки работа студентов в группе и участие в дискуссии были более плодотворными.

Содержание предлагаемого кейса:

1. Сравнение экологических характеристик полиэтиленовых и бумажных упаковочных пакетов.

2. Веб-ресурсы, предоставляемые Интернетом:

• academic papers: ''Paper vs. Plastic Bags'' [7], ''Plastic Bags vs. Paper Bags which is more Earth Friendly?'' [9], ''Paper, Plastic or Reusable?''[11].

• video films: "Why Plastic Bags are Evil'' [12], ''Paper or plastic: which bags hurt the environment more?'' [8], ''Plastic bags vs. paper bags" (epic battle of the bag) [10].

Необходимо отметить, что одним из основных видов самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей является работа с текстами для специальных целей. Интенсивное восприятие большого количества информации по специальности возможно только при самостоятельном прочтении аутентичных работ на иностранном языке. Поэтому особое внимание уделяется интеграции интернет-ресурсов в самостоятельную работу студентов, так как это позволяет выбрать подлинный, актуальный материал для чтения и прослушивания.

Анализ кейсов, представленных студентам старших курсов экологических и экономических специальностей, показывает, что, будучи сложным и эффективным методом обучения, решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов: 1) презентация ситуация, ее особенности; 2) выявление основной проблемы, определение факторов и личностей, которые могут реально повлиять на предложенную в кейсе ситуацию; 3) предложение концепций или тем для мозгового штурма; 4) анализ последствий принятия различных решений; 5) решение кейса - выбор и обоснование одного или нескольких наиболее эффективных вариантов (последовательности действий) с указанием возможных проблем, механизмов их предотвращения и разрешения.

По результатам проведенных занятий можно сказать, что студенты чувствовали себя достаточно уверенно, так как они знали обстановку и контекст, в котором представлены события, описанные в кейсе. Такой подход повышает уровень знания иностранного языка в целом. Предлагаемое глубокое самостоятельное изучение интернет-ресурсов с текстами специального назначения способствует не только формированию и совершенствованию навыков владения иностранным языком, но и пополнению профессиональных знаний. Работа студентов с этими ресурсами может значительно оптимизировать формирование их коммуникативной компетенции на иностранном языке как в устной и письменной деятельности, так и навыков самостоятельной работы. Кроме того, у студентов развивается критическое мышление и способность публично представлять свои работы на иностранном языке. Это улучшает навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки большого объема информации, а также учит работать в команде и принимать коллективные решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что кейс-метод способствует развитию коммуникативной компетенции студентов, но требует подготовки и наличия навыков самостоятельной работы. Недостаточная подготовка студентов и сниженная мотивация могут привести к поверхностному обсуждению кейса, поэтому кейс-метод на уроках рекомендуется применять на старших курсах, поскольку требуется адекватный уровень владения английским языком и определенный объем знаний по специальности. При соблюдении данных условий, можно утверждать, что эффективность кейс-технологий на занятиях по иностранному языку бесспорна, так как, во-первых, данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование; во-вторых, данный подход позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт учащихся, а также способствует развитию умения высказывать мысли, идеи, предложения, студенты учатся видеть альтернативную точку зрения и аргументировать свою, проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, готовность работать в команде, способствует понима-

нию неоднозначности решения проблем в реальной жизни.

Литература

1. Бибикова Э.В. Особенности профессионально -ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. - III Международная научно-практическая конференция «О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики». Красноярск, 2016. - Сс. 96-100.

2. Блиева Ж. М. Оказова З. П. Кейс-метод -эффективная технология повышения иноязычной профессиональной компетентности студентов экологических специальностей. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Пенза, 2015. - № 12 (часть 1) - Сс. 156-158.

3. Липатова Н.А., Руднева М.А., Уланова К.Л. К вопросу о кейс-методе активного обучения в практике преподавания иностранных языков. Международная научно-практическая конференция. Современная наука: теоретический и практический взгляд. Тюмень, 2016. - Сс.202-204

4. Мильруд Р. П., Матиенко А. В. Альтернативное тестирование коммуникативной компетенции учащихся. Английский язык в школе. Обнинск: Титул, 2006. - №4(16) - Сс.4-8.

5. Gerring J., Case Study Research: Principles and Practices, New York: Cambridge University Press, 2007-265p.

6. Malyuga E. N., Ponomarenko E. V. Effective Ways of Forming Students' Communicative Competence in Interactive Independent Work. EDULEARN15: 7th International Conference on Education and New Learning Technologies (Barcelona, Spain, 6th-8th of July, 2015). Proceedings. Barcelona: IATED, 2015. Pp. 1397-1404.

7. ''Paper vs. Plastic Bags''. All about bags. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.allaboutbags.ca/papervplastic.html (Дата обращения: 7.01.2019).

8. ''Paper or plastic: which bags hurt the environment more?'', 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.youtube.com/watch?v=vhmg6l_WNSE (Дата обращения: 17.01.2019)

9. ''Plastic Bags vs. Paper Bags which is more Earth Friendly?'', [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interplas.com/packaging-earth-friendly-recyclable-plastic-bags (Дата обращения: 27.12.2018).

10. ''Plastic bags vs. Paper Bags", 2017.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=VpuQNKtwuRA (Дата обращения: 25.01.2019)

11. Thomson C. ''Paper, Plastic or Reusable?'', Stanford Magazine, September, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stanfordmag.org/contents/paper-plastic-or-reusable (Дата обращения: 27.01.2019)

12. ''Why Plastic Bags are Evil'', 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=i20tw5Gcjfg (Дата обращения: 27.12.2018)

о о и и m 5 m

О

m э

m

й А

X £ m О

х

0

m О

01

и

А

ы о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

А

X X m

13. Yin R., Case Study Research: Design and Methods, London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage, 2009 - 219p.

Peculiarities of case-technology in developing professional communicative competence of non-linguistic students

Ulanova K.L., Sorokina S.G.

RUDN University

The present paper discusses the case method application to the communicative competence development of non-linguistic students. The purpose of the research is to emphasize the role of case study as a method that not only develops the ability to discuss the set problem, but also helps to improve reading skills in a foreign language. The article proves the necessity of using electronic resources to provide students with texts to be used in learning English for specific purposes (ESP). The study reveals the practical and research aspects of the case method which focuses on the professional context and is organized according to the level of language proficiency, as well as the professional training of students. The article explores the ability of students to work in groups on a single problem area, using brief information within a limited period of time and analyzes the development of the principles of problem-based learning.

Keywords: ecology, economics, case-method, communicative competence, problem-based learning.

References

1. Bibikova E. V. Features of vocational-oriented teaching of a foreign language in a non-linguistic university. - III International Scientific and Practical Conference "On some issues and problems of psychology and pedagogy." Krasnoyarsk, 2016. -Ss. 96-100.

2. Bliev Zh. M. Okazova ZP The case-method is an effective technology for enhancing the foreign language professional competence of students of environmental specialties. International Journal of Applied and Basic Research. Penza, 2015. - № 12 (part 1) - Cc. 156-158.

3. Lipatov N.A., Rudneva M.A., Ulanova K.L. To the question about

the case-method of active learning in the practice of teaching foreign languages. International Scientific and Practical Conference. Modern science: theoretical and practical view. Tyumen, 2016. - Ss.202-204

4. Milrud P.P., Matienko A.V. Alternative testing of the communicative competence of students. English at school. Obninsk: Title, 2006. - №4 (16) - Cc.4-8.

5. Gerring J., Case Study Research: Principles and Practices, New

York: Cambridge University Press, 2007-265p.

6. Malyuga E.N., Ponomarenko E.V. Effective Ways of Forming

Students' Communicative Competence in Interactive Independent Work. EDULEARN15: 7th International Conference on Education and New Learning Technologies (Barcelona, Spain, 6th-8th of July, 2015). Processions. Barcelona: IATED, 2015. Pp. 1397-1404.

7. '' Paper vs. Plastic Bags ''. All about bags. [Electronic resource].

Access mode: http://www.allaboutbags.ca/papervplastic.html (Revised: January 7, 2019).

8. '' Paper or plastic: which bags hurt the environment more? '',

2013. [Electronic resource]. Access Mode: https://www.youtube.com/watch?v=vhmg6l_WNSE (Access Date: 01/17/2019)

9. '' Plastic Bags vs. Paper Bags which is more Earth Friendly? ',

[Electronic resource]. Access mode:

http://www.interplas.com/packaging-earth-friendly-recyclable-plastic-bags (Revised: 12/27/2018).

10. '' Plastic bags vs. Paper Bags ", 2017. [Electronic resource]. Access mode: https://www.youtube.com/watch?v=VpuQNKtwuRA (Contact date: 01/25/2019)

11. Thomson C. '' Paper, Plastic or Reusable? '', Stanford Magazine, September, 2017. [Electronic resource]. Access Mode: https://stanfordmag.org/contents/paper-plastic-or-reusable (Access Date: 01/27/2019)

12. '' Why Plastic Bags are Evil '', 2008. [Electronic resource]. Access mode: http://www.youtube.com/watch?v=i20tw5Gcjfg (Revised: 12/27/2018)

13. Yin R., Case Study Research: Design and Methods, London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage, 2009 - 219p.

o w

CO ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.