Власова Ирина Владимировна, Нечаева Алла Александровна
МЕТОД "КРУГЛОГО СТОЛА" КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье рассматривается проблема развития и формирования профессиональных компетенций у студентов технического университета в процессе обучения иностранному языку. Для этой цели предлагается использовать один из методов проблемного обучения - метод "круглого стола", который вызывает особый интерес у студентов и является эффективным для активизации навыков устного общения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/5-2/48.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 2. C. 169-172. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
13.00.00 Педагогические науки
169
компетентности, развить именно те личностные и профессионально-важные качества, умения и навыки, которые позволят им чувствовать себя уверенно в условиях высокой конкуренции.
Таким образом, проектная компетентность является показателем уровня профессионального и личностного развития выпускника. Способность создавать высококачественные проекты выступает важным компонентом профессиональной компетентности специалиста. Поэтому в вузе должна быть организована целенаправленная и последовательная работа по формированию проектной компетентности студентов. Это - важный шаг на пути подготовки конкурентоспособного специалиста, соответствующего современным условиям рынка труда.
Список источников
1. Бреднева Н. А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2009. 25 с.
2. Бреднева Н. А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции: дисс. ... к. пед. н. М., 2009. 238 с.
3. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-38.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 12.02.2017).
6. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 160 с.
7. Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. URL: http://psychologos.ru/articles/ view/proektnoe_myshlenie (дата обращения: 12.02.2017).
THE FORMATION OF STUDENTS' PROJECT COMPETENCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT
Bredneva Nadezhda Anatol'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University lidia7@lipetsk. ru
The article deals with the notion "project competence of students". The ways of its formation in the educational process of the higher education establishment are revealed: the introduction of the program of project activity and the use of special pedagogical conditions. The author presents the components of project competence, gives the description of the levels of its formed-ness among students and concludes that it is necessary to work purposefully on its development as an important component of professional training of a competitive specialist.
Key words and phrases: project competence; project activity; project thinking; competitiveness; self-education.
УДК 378
В статье рассматривается проблема развития и формирования профессиональных компетенций у студентов технического университета в процессе обучения иностранному языку. Для этой цели предлагается использовать один из методов проблемного обучения - метод «круглого стола», который вызывает особый интерес у студентов и является эффективным для активизации навыков устного общения.
Ключевые слова и фразы: круглый стол; студенты вуза; иностранный язык; профессиональные компетенции; метод проблемного обучения.
Власова Ирина Владимировна Нечаева Алла Александровна
Самарский государственный технический университет viv0708@mail. т
МЕТОД «КРУГЛОГО СТОЛА» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Учет тенденций развития современного социума, системы высшего профессионально-технического образования делает очевидной значимость эвристического подхода для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов технического профиля, который помогает развить самостоятельность в получении знаний, продуктивное мышление, сформировать представления о собственной жизненной позиции и будущей профессии, осознать себя целостной личностью [6, с. 63].
Несомненно, что стратегические ориентиры трансформации высшего образования сегодня должны быть связаны с всемерным развитием творческого потенциала студентов. В свою очередь, способность к творчеству связана с понятием креативности. Креативность предполагает творческое мышление, способность к расширению видения проблем и поиску вариантов их решений.
На занятиях английского языка мы предлагаем студентам в рамках аудирования прослушать определенный незаконченный текст. Студенты должны дважды прослушать предлагаемый текст и, используя фразу If I were somebody..., закончить этот текст. Работа с таким видом задания показала, что студенты достаточно креативны. Оно их оживляет, снимает скованность, побуждает к дискуссии и эффективно готовит к активному участию в работе «круглого стола».
Развитие креативности студентов технического вуза - вопрос первостепенной значимости, актуальность которой объясняется тем, что в профессиональной технической сфере необходима личность, способная мыслить нешаблонно, принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях и организовывать их выполнение, обладающая собственным компетентным мнением.
Мы считаем, что задания креативного характера на занятиях иностранного языка имеют не только образовательное значение, но и помогают преподавателю в работе над формированием личности студента и носят воспитательный характер.
Развитие профессионального творчества в процессе практической деятельности предполагает овладение системно-специальными знаниями, навыками и комплексными умениями, необходимыми для решения профессиональных практических задач.
Сегодня много говорят о «профессиональной компетенции». Термин «профессиональная компетенция» стал актуальным еще в 90-е годы прошлого века. Многие исследователи-педагоги изучают понятие «профессиональная компетенция» [10]. Профессиональная компетенция определяется как совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста в определенной области, необходимых для успешной работы. Так, Н. Д. Гальскова под профессиональной компетенцией преподавателя иностранных языков понимает «способность эффективно осуществлять свою преподавательскую (обучающую) деятельность» [5, с. 117]. Показателем сформированное™ этой компетенции является профессиональное мастерство преподавателя, которое складывается из совокупности профессиональных знаний и умений применять на практике эти знания, переносить приобретаемые знания и умения в новые условия обучения, а также положительное отношение к своей профессиональной деятельности и желание совершенствовать свои профессиональные знания и умения.
Развитие профессиональной компетенции - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической сфере. Необходимо понимать, что от профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Мы не можем сегодня свести план проведения занятия по английскому языку только к объяснению грамматического материала, переводу текста и проверке домашнего задания. Студент ждет от преподавателя интересного страноведческого материала, обсуждения нового фильма, беседы-диалога о политической обстановке в стране изучаемого языка. Во всем этом преподаватель должен как показать свою профессиональную компетентность, так и всемерно способствовать развитию и формированию профессиональных компетенций студентов технических специальностей [4, с. 364].
Опираясь на фундаментальные современные публикации [1; 2; 7; 8], мы полагаем, что основная цель образования в условиях модернизации - это соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности, а также развитие и формирование профессиональных компетенций студентов средствами иностранного языка.
Итак, сформулируем основные пути формирования и развития профессиональных компетенций студентов технического вуза в условиях модернизации образования:
- использование на занятиях по иностранному языку методов проблемного обучения (активные и интерактивные технологии);
- участие в научных конференциях, форумах, конкурсах, олимпиадах.
Развивать профессиональные компетентности сегодня - это развивать творческую индивидуальность, формировать восприимчивость к техническим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся профессиональной среде.
Выделим основные этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Обратим внимание также на развитие коммуникативной компетенции и отметим, что она предполагает не только формирование таких качеств как общительность, но и развитие у студентов практических умений, способности управлять своей учебной деятельностью.
Рассмотрим подробнее педагогические технологии, используемые преподавателями кафедры иностранных языков, которые позволяют развить и формировать профессиональные компетенции у студентов технических специальностей. Среди них наибольшее распространение получили активные и интерактивные технологии (проект, ролевая игра, круглый стол, case-study (кейс-метод), дискуссия, работа в малых группах и другие) [3, с. 30; 9, с. 124].
13.00.00 Педагогические науки
ill
Одним из способов активизации навыков устного общения студентов является проведение «круглого стола». Это одна из популярных и любимых студентами форм проведения занятий, при которой студенты в творческой и непринужденной обстановке обмениваются мнениями по различным вопросам и проблемам. Обсуждение темы часто проходит с опорой на мультимедийные презентации. Следует отметить тот факт, что при выборе тем для «круглого стола» преподаватели кафедры иностранных языков Самарского государственного технического университета руководствуются не только принципом целостного и разностороннего формирования личности студентов, но и их личным интересом. Данную интерактивную форму проведения занятий целесообразно использовать при изучении тем страноведческого характера («British Culture and Traditions», «The USA», «The UK», «European Culture»), так как социокультурные знания являются обязательным компонентом содержания профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе.
Таким образом, «круглый стол» как познавательная форма деятельности студентов помогает сформировать умения решать проблемы, укреплять позиции, научиться вести дискуссию. Здесь студенты учатся излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.
Основной принцип «круглого стола» - это увеличение активности студентов в дискуссии.
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия по заданной теме.
Организовывая «круглый стол» или готовя студента к участию в нем, преподаватель формулирует проблему и цель дискуссии. Устанавливаются правила - выступить, внимательно слушать других авторов и задавать вопросы.
Метод «круглого стола» является методом проблемного обучения. Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса очевидна, потому что в основу положена идея о развитии личности.
Рассмотрим подробнее, как проходил круглый стол на кафедре иностранных языков Самарского государственного технического университета в декабре 2016 года. Его открыла Флора Тзен, преподаватель китайского языка, которая второй год работает на кафедре по контракту. Она рассказала об инновациях в Тайване. Ее доклад и презентация вызвали огромный интерес у участников круглого стола и вдохновили их на собственные выступления.
Сравнивая цели и задачи круглых столов прошлых лет, мы пришли к выводу, что рамки познавательных интересов можно расширить и углубить на примере «круглого стола» этого года. Так как темой круглого стола была выбрана тема «Innovations», студенты в основном делали доклады, близкие их специальностям, но были и доклады на темы, которые просто их заинтересовали (медицина, косметика, космос и т.д.)
В настоящее время в условиях модернизации сотовыми телефонами пользуются практически все, они усовершенствуются с каждым днем. Совершенствование сотового телефона - актуальная тема для любого пользователя, особенно для студента технического вуза. Именно поэтому доклад на тему «Innovations in communication devices» вызвал пристальный интерес.
Яркой является тема «Smart technologies». Здесь студенты с интересом обсуждали тему о smart watch, которая может служить контрольной системой в телефоне. Такие телефоны уже появляются на российском рынке, но их модели постоянно совершенствуются, и этот процесс кажется бесконечным.
Студенты машиностроительного факультета представили актуальную тему транспортной логистики. Сейчас трудно представить логистику без полного использования инновационных технологий. Много говорилось о широко известных системах GPS, GLONASS, Espace Cat, которые являются прорывом в современной логистике. Прекрасная презентация еще больше убедила присутствующих в актуальности предложенной темы.
В круглом столе участвовали студенты разных факультетов 1-3 курсов. Каждый доклад сопровождался презентацией. Студенты делали очень интересные, яркие и содержательные презентации, которые помогали нагляднее представить заявленную тему. В ходе подготовки к докладам студенты работают с большим объемом информации на иностранном языке, что, безусловно, обогащает их словарный запас в профессиональной сфере, расширяет кругозор, знания по страноведению. Кроме этого, студенты учатся вести диалог, корректно задавать вопросы. Так как презентацией своего доклада действие не ограничивалось, каждому докладчику после выступления задавали вопросы. Одним из вопросов обязательно был вопрос о том, что бы ты хотел изобрести: If I were an inventor, I would invent... И здесь рождался новый диалог между докладчиком и слушателями. Фантазии студентов уходили так далеко, что преподаватели тоже включались в диалог. Участникам круглого стола было очень интересно: они дискутировали, спорили, доказывали. Хочется отметить, что все это действо происходило на английском языке. Студенты раскрепощались, говорили, не боясь ошибиться. Это придавало им смелость и уверенность в себе.
В этом году на «круглом столе» в Самарском государственном техническом университете присутствовали старшеклассники самарских школ и студенты других вузов города. В результате работы были выделены лучшие докладчики, которые были награждены дипломами и благодарственными письмами. Заметим, что приглашенные старшеклассники подготовили очень интересный доклад на тему «Virtual World», который был отмечен благодарственным письмом. Проанализировав работу «круглого стола», у нас возникла идея посетить школы с углубленным изучением иностранного языка с лучшими докладами. Основная цель - профессионально-ориентационная работа среди старшеклассников. Хочется отметить, что проведение «круглого стола» не только расширяет кругозор студента, повышает его интеллектуальный уровень, приучает грамотно вести беседу на заданную тему, но и расширяет его словарный запас. Круглый стол - это своего рода оригинально построенный обучающий процесс, который приучает креативно мыслить на изучаемом иностранном языке.
Список источников
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО МО РФ, 1995. 336 с.
2. Борисова Н. В., Азарова Р. Н., Кузов В. Б. Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ как основа качества высшего профессионального образования // Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии: сб. докладов международной научно-практической конференции. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. С. 59-65.
3. Власова И. В. Метод проектов как активная образовательная технология обучения профессиональному аспекту иностранного языка в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 2 (20). С. 28-33.
4. Власова И. В., Михелькевич В. Н. Общекультурные компетенции бакалавров техники и технологий и их формирование средствами иностранного языка // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 72-ой Всероссийской научно-технической конференции. Самара: СГАСУ, 2015. С. 364-372.
5. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
6. Лабзина П. Г. Развитие креативного мышления студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 1 (19). С. 63-66.
7. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. М.: Академический проект, 2004. 560 с.
8. Психология и педагогика высшей школы / Л. Д. Столяренко и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 620 с.
9. Рожнова Е. А., Симакова С. М. К вопросу об использовании интерактивных форм в профессионально ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 1 (19). С. 123-129.
10. Стайнов Г. Н., Ерохин М. Н., Лачуга Ю. Ф. Формирование общетехнической компетентности - цель и результат изучения курса «Детали машин» // Вестник МГАУ имени В. П. Горячкина. 2012. № 4 (55). С. 29-32.
"ROUND TABLE" METHOD AS AN EFFICIENT MEANS TO DEVELOP TECHNICAL STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCES
Vlasova Irina Vladimirovna Nechaeva Alla Aleksandrovna
Samara State Technical University viv0708@mail. ru
The article examines the problem of developing technical students' professional competences in the process of foreign language
teaching. For that purpose the authors propose to use one of the methods of problem-based teaching - "round table" method
which attracts students' special interest and is efficient to activate oral communication skills.
Key words and phrases: "round table"; higher school students; foreign language; professional competences; problem-based
teaching.
УДК 372.881.1
В статье обосновывается необходимость формирования межкультурной коммуникативной компетенции старших школьников, уточняется ее структура. В качестве основы межкультурного образования рассматривается интегрированный подход. Раскрыта сущность интеграции предметов «Иностранный язык» и «Всемирная история ХХ века», на основе которой может быть создан элективный курс для профильной школы.
Ключевые слова и фразы: межкультурная коммуникативная компетенция; межкультурный подход; метакуль-тура; интегрированный подход; иностранный язык; всемирная история XX века; межпредметная интеграция.
Гончарова Виктория Анатольевна, к. пед. н., доцент Камышанова Анна Владимировна
Московский городской педагогический университет v-goncharova@yandex. ru; kamyshanova. anna@gmail. com
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ (ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК + ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ XX ВЕКА)
Одним из приоритетных подходов к современному иноязычному образованию является межкультурный. В качестве детерминанты целеполагания межкультурного иноязычного образования можно рассматривать межкультурную коммуникативную компетенцию (далее - МКК) как образовательный индикатор социально-коммуникативных реалий современного мультикультурного общества. Опираясь на определения российских исследователей [4, с. 8; 5, с. 12], мы рассматриваем МКК как сознательную готовность и способность личности участвовать в межкультурном общении, при этом правильно интерпретировать речевое и невербальное поведение