Научная статья на тему 'Студенческий кружок – один из методов повышения качества преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»'

Студенческий кружок – один из методов повышения качества преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КРУЖКИ / НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / МЕТРОЛОГИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СТАТЬИ / КОНФЕРЕНЦИИ / STUDENT RESEARCH CIRCLES / ACADEMIC PREPARATION OF STUDENTS / METROLOGY / STANDARDIZATION / CERTIFICATION / STUDENT ARTICLES AND CONFERENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папанцева Евгения Ивановна, Жаворонкова Мария Сергеевна, Габриелян Шалико Жораевич

Рассматриваются формы и методы организации студенческих научно-исследовательских кружков в вузах и их положительное влияние на усвоение изучаемых дисциплин. Углублённое изучение студентами дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» научит их применять средства измерения для контроля качества продукции и технологических процессов в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Папанцева Евгения Ивановна, Жаворонкова Мария Сергеевна, Габриелян Шалико Жораевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the forms and methods of student research clubs in high schools and their positive effect on digestion of disciplines. In-depth study of student discipline «Metrology, Standardization and Certification» will teach them to use measurement tools for quality control of products and processes in the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Студенческий кружок – один из методов повышения качества преподавания дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»»

Вестник АПК „ ^ „

Проблемы аграрного образования -:№ 4(12), 2013. " " " "

УДК 378.147:006.9

Папанцева Е. И., Жаворонкова М. С., Габриелян Ш. Ж.

Papantseva E. I., Zhavoronkova M. S., Gabrielyan Sh. G.

СТУДЕНЧЕСКИЙ КРУЖОК - ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»

STUDENT CLUB IS ONE OF THE METHODS OF IMPROVING

THE QUALITY OF TEACHING «METROLOGY, STANDARDIZATION AND CERTIFICATION»

Рассматриваются формы и методы организации студенческих научно-исследовательских кружков в вузах и их положительное влияние на усвоение изучаемых дисциплин. Углублённое изучение студентами дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» научит их применять средства измерения для контроля качества продукции и технологических процессов в АПК.

Ключевые слова: студенческие научно-исследовательские кружки, научная подготовка студентов, метрология, стандартизация, сертификация, студенческие статьи, конференции.

The article deals with the forms and methods of student research clubs in high schools and their positive effect on digestion of disciplines. In-depth study of student discipline «Metrology, Standardization and Certification» will teach them to use measurement tools for quality control of products and processes in the agricultural sector.

Key words: student research circles, academic preparation of students, metrology, standardization, certification, student articles and conferences.

Папанцева Евгения Ивановна -

кандидат технических наук, доцент кафедры автоматики, электроники и метрологии Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (88652) 95-08-34 E-mail: e.papantseva@mail.ru

Жаворонкова Мария Сергеевна -

кандидат технических наук, доцент кафедры автоматики, электроники и метрологии Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (88652) 95-08-34 E-mail: ghavoronkova_ms@mail.ru

Габриелян ШаликоЖораевич -

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры автоматики, электроники и метрологии Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (88652) 71-69-22 E-mail: shaliko69@mail.ru

Papantseva Evgenia Ivanovna -

candidate of technical sciences,

Associate Professor, Department of Automation,

Electronics and Metrology

Stavropol State

Agrarian University

Tel.: (88652) 95-08-34

E-mail: e.papantseva@mail.ru

Zhavoronkova Maria Sergeevna -

candidate of technical sciences,

Associate Professor, Department of Automation,

Electronics and Metrology

Stavropol State

Agrarian University

Tel.: (88652) 95-08-34

E-mail: ghavoronkova_ms@mail.ru

Gabriyelyan Shaliko Zhorevich -

candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Department of Automation, Electronics and Metrology Stavropol State Agrarian University Tel.: (88652) 71-69-22 E-mail: shaliko69@mail.ru

Самой распространенной формой организации научной студенческой работы, которая широко используется для привлечения студентов в вузах, являются студенческие научные кружки (СНК). Студенческие научные кружки при кафедре или научной лаборатории создаются из сравнительно небольшого коллектива студентов, объединенных разработкой какой-либо научной проблемы. Студенческий научный кружок объединяет большое количество энтузиастов, которые изучают принципы, методы и приемы ведения научной работы.

Студент в кружке выполняет индивидуальную задачу, поставленную перед ним научным руководителем. Содержание работы в кружках и формы подведения ее итогов на каждой кафедре имеют свои особенности. В большинстве кружков пишут рефераты и доклады, а затем их активно обсуждают, выносят лучшие на студенческие вузовские и межвузовские конференции, выдвигают на студенческие конкурсы. Именно на заседании кружка обсуждаются научные доклады, часто впервые написанные самими студентами. На обсуждение членами

20

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

кружка выносятся не только студенческие научные доклады, но и доклады, написанные под руководством ученых группой студентов или индивидуально. Вместе с тем кружок еще не исчерпал всех возможностей привлечения студентов к научно-исследовательской работе. На кружке студенты могут встречаться с ведущими учеными, опытными производственниками, аспирантами и обсуждать заявленную тему, задавать интересующие их вопросы [1]. Научная направленность студенческих кружков - глубокое изучение и проработка важнейших теоретических вопросов по изучаемым дисциплинам в целом и по отдельным конкретным направлениям. Специфической особенностью в организации работы кружков является общность научных интересов преподавателей, студентов и аспирантов. Руководство кружком осуществляет преподаватель кафедры, при которой организован кружок. Привлечение студенческой молодежи в кружки начинается с первого курса и продолжается в течение всего обучения студента в вузе.

Основной целью деятельности СНК является создание и развитие благоприятных условий для формирования специалистов путем интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в научных исследованиях, проводимых факультетами и кафедрами вуза; обеспечение возможности для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями [2].

Основными задачами деятельности СНК являются:

- содействие в повышении уровня научной подготовки студентов;

- повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов;

- создание условий для формирования творческой активности;

- помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы;

- своевременное информирование студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, выставках и о возможности участия в них;

- проведение научно-практических исследований и научно-практических мероприятий по тематике НИР кафедры, университета.

В Ставропольском государственном аграрном университете на электроэнергетическом факультете на кафедре «Автоматика, электроника и метрология» по распоряжению президента ОАО Концерна «Энергомера» В. И. Полякова (№ 73 от 03.05.2005) была создана в аудитории № 214 учебная лаборатория автоматического учёта и контроля электроэнергии (АСКУЭ).

Лаборатория АСКУЭ организована для ознакомления студентов с продукцией ОАО Концерна «Энергомера», в частности с приборами учёта, системами учёта, основными вариантами построения систем АСКУЭ промышленных потребителей, автоматизированных систем учёта электроэнергии бытового и мелкомоторного секторов. Для возможности проведения работы с формируемыми базами данных группой студентов организованы восемь автоматизированных рабочих мест -дополнительные рабочие станции (ПЭВМ), а также автоматизированное рабочее место преподавателя. Все ПЭВМ объединены в локальную вычислительную сеть. Созданы все условия для проведения научной работы студентов и в 2009 г при этой лаборатории был создан научно-исследовательский студенческий кружок [3].

Одной из целей создания научно-исследовательского студенческого кружка являлось привлечение студентов к научному исследованию, изучению нового оборудования и программного обеспечения ОАО Концерна «Энергомера», а также углубленное изучение дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» [4, 5]. Было разработано положение о студенческом научно-исследовательском кружке. В рамках работы кружка студенты осваивают навыки работы с научной литературой, каталогами, стандартами, учатся собирать материал для своих публикаций, создавать базы данных в Excel, проводить статистическую обработку данных с применением различных методов, анализировать и представлять полученную информацию графически, в виде табличного материала или презентаций в Power Paint.

Кружковцы работают по тематикам «Особенности и перспективы внедрения автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ)» и «Метрология, стандартизация и сертификация в нашей жизни». Большой интерес вызывает изучение устройства и принципа действия электронных счётчиков, их программирование и использование в автоматизированных системах контроля и учёта электроэнергии [6]. Результаты работы студентов заслушиваются на научных конференциях факультета, университета и других вузов, практикуется совместное опубликование со студентами результатов исследования в научных изданиях.

За три года опубликовано более сорока статей: в сборнике научных статей студентов электроэнергетического факультета «Студенческая наука в 21 веке», в сборнике научных статей по материалам 73-й студенческой научно-практической конференции «Молодые аграрии Ставрополья», в сборнике научных трудов по материалам 74-й научно-практической конференции СтГАУ «Университетская наука -региону», в сборниках трудов Международной научно-практической конференцию молодых

в

естник АПК

Ставрополья

= № 4(12), 2013-

Проблемы аграрного образования

21

Рисунок - Лаборатория АСКУЭ и активные члены кружка

учёных и студентов в Тульском государственном университете.

Участвовали наши студенты во Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Особенности технического оснащения современного сельскохозяйственного производства» в городе Орел, опубликовали три статьи в сборнике I Международной научно-практической конференции «Технические науки - основа современной инновационной системы» Приволжского научно-исследовательского центра, в городе Йошкар-Ола. На рисунке показана лаборатория АСКУЭ, активные члены кружка студентки 5 курса: Гу-цевич А., Сычёва О., Федосеева Т., Юдина Н. и сертификаты участников конференции в городе Йошкар-Ола.

Члены кружка активно участвуют в конференциях, проводимых на электроэнергетическом факультете. Так, при проведении конференции «Здоровый образ жизни студентов» сделали чудесные презентации, с красивыми фотографиями и интересным содержанием. Хочется отметить краткие, четкие, эмоциональные и поэтому запоминающиеся презентации Гуцевич Алины, Сычевой Оли, Юдиной Наташи. Очень обаятельны и убедительны были Шкабурда Артем и Федосеева Таня. Наглядно было показано влияние стандартизации и сертификации на здоровый образ жизни. Гуцевич Алина рассказала о том, какая сложилась на сегодняшний день ситуация со стандартизацией и сертификацией производства косметики. Так как не все требования

стандартов обязательны, а стандарты носят рекомендательный характер, то возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соответствии с нормативными документами. Сычёва Оля напомнила нам, что раньше в нашей стране была обязательная сертификация продуктов питания. Но с 15 февраля 2010 года вступил в силу закон об отмене обязательной сертификации. С этого дня в России сертификация стала добровольной. Получается, что таким способом власти переложили контроль качества пищевой продукции на производителей, а ответственность за потребление продуктов питания -на самих потребителей. Было рассмотрено вредное влияние шума и электромагнитного излучения на организм человека, говорилось о вреде, наносимом окружающей среде автотранспортом и что на сегодняшний день экологическая деятельность неразрывно связана с экологическими стандартами. Не остался без внимания вопрос - А какую воду мы пьём? Какие методы очистки воды существует и, конечно же, стандарты на питьевую воду.

Таня Федосеева рассказала о том, что сегодня существует острая необходимость разработки и внедрения технических систем наблюдения за оказанием медицинских услуг, которые формируются на основе стандартизации.

Это одно из мероприятий, в котором участвовали члены научно-исследовательского студенческого кружка. Готовя свои выступления и презентации, студенты более глубоко изучают соответствующие разделы по метрологии, стандартизации или сертификации. В настоящее время интерес студентов к работе в научном кружке по-прежнему высок. Ежегодно кружок пополняется новыми членами. И пусть не все члены студенческого научного кружка станут учеными, однако навыки, полученные в кружке, будут способствовать их профессиональному становлению, формированию морально-этических и творческих принципов.

Из всего изложенного выше можно сделать вывод, что научное творчество студентов один из важнейших ресурсов модернизации учебного процесса и повышения качества преподавания.

22

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

Литература

1. Лаптев В. В., Потемкин М. Н. Развитие научного творчества студентов как путь к повышению качества университетского образования // Вестник Герценовского университета. 2007. № 8. С. 45-49.

2. Атанов И. В., Логачёва Е. А., Жданов В. Г. Электроаудит проводят студенты // Сельский механизатор. 2011.№ 10.

3. Папанцева Е. И., Бондарь М. С. Информатизация образовательного процесса при преподавании дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С.148-151.

4. Папанцева Е. И. Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» в образовательных стандартах третьего поколения // Педагогические науки. 2011. № 4. С.114-117.

5. Вахтина Е. А., Габриелян Ш. Ж. Электротехника и электроника. Руководство по самостоятельной работе : учебное пособие для вузов. М. : Илекса, 2012. 96 с.

6. Бондарь М. С., Папанцева Е. И. Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник тестов : учеб. пособие. Ставрополь : АГРУС, 2012. 120 с.

References

1. Laptev V. V., Potemkin M. N. Development of scientific creativity of students as a way to improve the quality of university education // Bulletin of the Herzen University. 2007. № 8. P. 45-49.

2. Atanov I., Logacheva E. A., Zhdanov V. G. Students carry out electrical audit // Rural mechanization. 2011. № 10. P.

3. Papantseva E. I., Bondar M. S. Informatization of the educational process in the teaching discipline «Metrology, Standardization and Certification» // Basic research. 2011. № 8. P. 148-151.

4. Papantseva E. I. Discipline «Metrology, Standardization and Certification» in the educational standards of the third generation // 2011. № 4. P. 114-117.

5. Vakhtin E. A., Gabriyelyan Sh. Zh. Electrical engineering and electronics. Guidelines for independent work : a manual for schools. M. : Ileksa, 2012. 96 p.

6. Bondar M. S., Papantseva E. I. Metrology, standardization and certification. The collection of tests : studies. allowance. Stavropol : AGRUS, 2012.120 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.