Научная статья на тему 'Использование электронного обучающего курса по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» в Интернет-институте ТулГУ'

Использование электронного обучающего курса по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» в Интернет-институте ТулГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ РЕСУРС / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / MODULAR PRINCIPLE / VIRTUAL LABORATORV WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова Инна Эдуардовна, Благовещенский Дмитрий Иванович, Молчанова Мария Сергеевна

Рассмотрены некоторые аспекты использования электронного обучающего ресурса «Метрология, стандартизация и сертификация» в процессе преподавания данной дисциплины для бакалавриата и специалитета технических направлений с использованием электронных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверьянова Инна Эдуардовна, Благовещенский Дмитрий Иванович, Молчанова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF ELECTRONIC EDUCATIONAL COURSE IN THE DISCIPLINE “ METROLOGY, STANDARDIZATION AND CERTIFICATION” IN THE INTERNET-INSITITUTE OF TSU

Several aspects of using the electronic educational resource “ Metrologv, Standardization and Certification” are considered in the process of teaching of the mentioned discipline for bachelor degree students and specialist degree students of technical specialization with using the electronic wavs of studving.

Текст научной работы на тему «Использование электронного обучающего курса по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» в Интернет-институте ТулГУ»

УДК 372.862

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» В ИНТЕРНЕТ-ИНСТИТУТЕ ТулГУ

И.Э. Аверьянова, Д.И. Благовещенский, М.С. Молчанова

Рассмотрены некоторые аспекты использования электронного обучающего ресурса «Метрология, стандартизация и сертификация» в процессе преподавания данной дисциплины для бакалавриата и специалитета технических направлений с использованием электронных форм обучения.

Ключевые слова: электронный обучающий ресурс, модульный принцип, виртуальная лабораторная работа.

Одним из основных факторов повышения качества подготовки специалистов является непрерывное развитие преподавания дисциплин. Без постоянного совершенствования методики преподавания невозможно выполнить требования федеральных государственных образовательных стандартов к уровню подготовки высококвалифицированных специалистов.

Развитие системы образования имеет своей целью повышение качества и эффективности подготовки и требует внедрения новых форм в организацию процесса обучения.

Одной из основных тенденций организации учебного процесса, о чем свидетельствует отечественный и международный опыт современного высшего образования, является уменьшение доли аудиторного и, соответственно, увеличение доли самостоятельного времени, отводимого на изучение плановых учебных дисциплин.

В настоящее время, большинство студентов начинают работать обучаясь еще на втором-третьем курсе. Совмещать обучение и работу бывает тяжело, поэтому дистанционная форма обучения через Интернет-институт достаточно востребована.

При такой форме обучения непосредственное участие преподавателя сведено к минимуму, поэтому возрастает роль организационно-методического обеспечения учебного процесса.

В учебные планы всех технических и ряда других направлений подготовки введена дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация»

В Интернет-институте ТулГУ изучение курса ведется на следующих направлениях:

Техносферная безопасность;

Строительство;

Таможенное дело (специалитет);

Электроэнергетика и электротехника;

Технологии транспортных процессов.

300

Дисциплина изучается студентами технических направлений в разных учебных семестрах (3, 4, 5) и в разных объемах от трех до шести зачетных единицах. Не смотря на этот факт, используя модульный принцип построения электронного обучающего курса, возможно достижения унифицированного принципа реализации учебного процесса.

В 2011 году преподавателями кафедры «Инструментальные и метрологические системы» был получен сертификат на электронный курс дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» (рис. 1).

Содержание НЯ Лекционный Контрольная ппменгашя МВД материал работа презентация

а

Тем 1 Предмет к задета ттусаюш; рШ 2 Южкфгкещя и осноешй заршвригажи инжрекий Метрология, стандартизация и

Тема 3 шкёЩР оскшы метрагопдаыаю обеспвчвкия Тема 4 Взшяизанвкявкость, кгж мжквскаг скном обесшщтшя кжта Г сертификация ТтаГУ т

ж -т X

Рис. 1. Электронный курс дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» представленный в Интернет-институте

Курс состоит из рабочей программы, конспекта лекций, банка тестовых заданий к зачету/экзамену, методических указаний к семи лабораторным работам, тесты по итогам выполнения каждой из работ, методических указаний по выполнению контрольно-курсовой работы, демонстрационного курса.

Весь лекционный материал содержит большое количество цветных иллюстраций, дающих наглядное представление о изучаемом материале (рис. 2).

Немаловажную роль в процессе преподавания специальных дисциплин играют лабораторные работы, которые позволяют углубленно изучить полученный на теоретических занятиях материал. На кафедре ИМС все лабораторные работы имеют учебный характер (рис. 3). Тематика работ полностью совпадает с целями и задачами, изложенными в учебных программах для разных направлений подготовки.

На лабораторных работах студенты знакомятся с работой различных приборов, таких как длиномер пневматического высокого давления, нутромер, инструментальный микроскоп, межосемер.

Все лабораторные работы основаны на имитации действий с объектами с помощью виртуальных и графических средств, выполняются дистанционно. Перед выполнением каждой из работ студент знакомится с

теоретическим материалом, порядком выполнения работы, затем ему выдается индивидуальное задание, форма отчетности, выполняется работа и проводится тестирование по ее итогам (рис. 4).

Тема 5. Точность размеров гладких элементов деталей, основные понятия и определения

5.6. Схемы расположения полей допусков отверстия н вала в посадках с зазором, с натягом и переходных

Посадки образуются сочетанием полей допусков отверстий и валов.

Посадки с зазором используются для создания подвижных разъемных соединений. Характеризуются наличием зазора £ между соединяющимися деталями. Зазор - это разность размера отверстия и размера соединяемого с ним вала, при условии, что отверстие больше вала:

£ = О - <1, если П > й.

Для выполнения условия на сборке П > <1 необходимо создать сочетание полей допусков, в котором поле допуска отверстия лежало бы выше поля допуска соединяемого с ним вала (рис. 6.3).

ND=Nd

отверстие

et

EI

D.

ES

Dm

Рисунок 6.3 - Образование посадки с зазором. Зазор, образующийся между сопрягаемыми деталями не является величиной постоянной, а колеблется от наименьшего до

наибольшего предельных значений.

Наибольший предельный зазор:

Наименьший предельный зазор:

S = D -d . или S = ES-ei. max max ran max

S . =D . -d или-? . = El- es. mm тг и max mm

Рис. 2. Пример лекционного материала

1 Лабораторная работа N21. Оценка результатов нескольких серий измерений Р Методические указания ^ Тест. Оценка результатов нескольких серий измерений О

2 Лабораторная работа №2. проверка размеров и отклонении формы цилиндрического отверстия с помощью нутромера Р Методические указания ^ Тест. Проверка размеров и отклонений формы цилиндрического отверстия с помощью нутромера О

3 Лабораторная работа N23. Рассортировка деталей на группы с помощью электр о контактно го преобразователя р Методические указания Тест. Рассортировка деталей на группы с помощью электроконтактного преобразователя О

4 Лабораторная работа №5. Рассортировка деталей на группы годности с помощью длиномера пневматического высокого давления Р Методические указания ^ Тест. Рассортировка деталей на группы годности с помощью длиномера пневматического высокого давления о

5 Лабораторняа работа N26. Измерение с помощью инструментального микроскопа р Методические указания Тест. Измерение с помощью инструментального микроскопа о

6 Лабораторная работа №7. Проверка радиального оиения ступеней валика относительно оси центров п относительно оси [1 Методические указания @Тест..Пррверка радиального биения ступеней валика относительно оси о

центров и. относительно оси

7 Лабораторная работа N211. Измерение зубчатых колес на межосемере Г? Методические указания ^ Тест. Измерение зубчатых колес на межосемере о

Рис. 3. Перечень лабораторных работ

302

Большое значение для повышения активности познания дисциплины имеет форма контроля знаний при выполнении студентами лабораторных работ. Защита лабораторных работ осуществляется в виде тестовых заданий, что не позволяет приходить без предварительной подготовки.

Тестирование по итогам выполнения работы включает в себя 3 попытки. Статистика показывает, что около 90% студентов, выполнивших работу, успешно ее защищают с первой или второй попытки.

Просмотр Тест. Оценка результатов нескольких серии измерений

|.-ЩЧ;ГтИ заново |

•Мерей раейеМния- зйиенйй'сдучайной является

Выберите эдин О а:..среднее ар^фметическее-зшчение

'-Т^т 0 ь. вероятность:е£у,тайной величины-

О с. дова^те-лз&аы'й'Кмтервал

О ^ среднее квадратичное 'от*у1онет&

2 йзуизтатвтизмерений.; характеризуемые одинаковыми дисперсиями, называются

Баллов: 1

ДШДВ11 ДДД О а. одрт^тными

щЦщ 0 Ь Й У Е Н (ГОЧ Н Ь1М .1 (р с7=: 40 р УС С Н Ы

3 -бфоятношЪ' щвления с^чайнсй-величинь! равна

Баллов: 1

Выберите йдин О

о Ь. .от Р д.оЩ О с. Щ [I л с

о л;;?-!!®01

Рис. 4. Пример итогового тестирования по результатам выполнения лабораторных работ

Лабораторные работы выполняют не только обучающиеся дистанционно, но и студенты дневной и заочной формы обучения, пропустившие занятия в течение семестра.

Данный вид занятий достаточно востребован, таким образом обучилось 444 студента.

В настоящее время дисциплину «Метрология, стандартизация и сертификация» дистанционно изучает 37 человек.

Дистанционная форма занятий не подменяет традиционные методики, а служит хорошим дополнением к ним, выполняя одновременно и обучающую, и контролирующую функции.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) Об образовании в Российской Федерации.

303

1

Баллов: 1

2. Аверьянова И.Э., Анисимова М.А. ЭУЦМР Метрология, стандартизация и сертификация, сертификат № 014 от 19.11.2010 г. в фонде Интернет-института ТулГУ.

3. Судаков С.П., Аверьянова И.Э. Использование современных методов преподавания дисциплины Детали машин и основы конструирования. Международная интернет конференция. Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы. Интернет институт ТулГУ, 2013.

Аверьянова Инна Эдуардовна, канд. техн. наук, доц., innal60366@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, директор, dbla-qovl@yandex.ru, Россия, Тула, ФБУ Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области,

Молчанова Мария Сергеевна, магистр, averjnova75 7@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

USING OF ELECTRONIC EDUCATIONAL COURSE IN THE DISCIPLINE "METROLOGY, STANDARDIZATION AND CERTIFICATION" IN THE INTERNET-INSITITUTE OF TSU

I.E. Averyanova, D.I. Blagoveshchenskiy, M.S. Molchanova

Several aspects of using the electronic educational resource "Metrology, Standardization and Certification " are considered in the process of teaching of the mentioned discipline for bachelor degree students and specialist degree students of technical specialization with using the electronic ways of studying.

Key words: electronic educational resource, modular principle, virtual laboratory

work.

Averyanova Inna Eduardovna, candidate of technical sciences, docent, in-na160366@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, director, Russia, Tula, FSFI State Regional center of Standardization, Metrology and Testing in Tula Region,

Molchanova Maria Sergeevna, magister, averjnova75 7@ mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.