Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения единства общепрофессионального метрологического образования'

Проблемы обеспечения единства общепрофессионального метрологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО / МЕТРОЛОГИЯ / МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирстов В.Г.

Рассмотрено состояние обеспечения единства образования в области метрологии, и метрологического обеспечения при реализации ФГОС ВПО. Приведены результаты мониторинга действующих ФГОС ВПО, показавшие, что требования, предъявляемые к знаниям и умениям в сфере метрологии. Стандартизации и сертификации, получаемых при освоении образовательных программ для не метрологических направлений подготовки бакалавров и специалистов, резко различаются как по полноте, так и по уровню содержания, В большинстве случаев это приводит к тому, что приобретаемые студентами компетенции оказываются недостаточными для выполнения работ по метрологическому обеспечению современных технологических инноваций. Одна из причиной сложившегося положения заключается в отсутствие единых подходов к ключевым вопросам образовательного процесса в области метрологии и метрологического, обусловленного утратой координирующей роли научно-методического совета по метрологии, стандартизации и сертификации Минобразования России, Следствием этого явилось исчезновение из ФГОС ВПО базовых требований, предъявляемых при освоении общепрофесссиональных дисциплин в сфере метрологии и метрологического обеспечения и практическое прекращение деятельности научно-методического совета. Установлено, что решением проблемы обеспечения единства общепрофессионального образования в области метрологии и метрологического обеспечения может стать восстановление деятельности научно-методического совета по метрологии, стандартизации и сертификации, действующего под руководством Министерства науки и высшего образования России, и координирующего образовательный процесса для различных направлений и специально-стей на основе реализации пакета примерных программ общепрофессиональных дисциплин в сфере метрологии и метрологического обеспечения и подготовки минимальных требований к материально-техническому, учебно-методическому и информационному обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирстов В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения единства общепрофессионального метрологического образования»

Проблемы обеспечения единства общепрофессионального метрологического образования

Фирстов Владимир Григорьевич,

доктор технических наук, профессор, кафедра метрологии и стандартизации, ФБГОУ ВПО «Российский технологический университет», firstov.vg@yandex.ru

Рассмотрено состояние обеспечения единства образования в области метрологии, и метрологического обеспечения при реализации ФГОС ВПО. Приведены результаты мониторинга действующих ФГОС ВПО, показавшие, что требования, предъявляемые к знаниям и умениям в сфере метрологии. Стандартизации и сертификации, получаемых при освоении образовательных программ для не метрологических направлений подготовки бакалавров и специалистов, резко различаются как по полноте, так и по уровню содержания, В большинстве случаев это приводит к тому, что приобретаемые студентами компетенции оказываются недостаточными для выполнения работ по метрологическому обеспечению современных технологических инноваций. Одна из причиной сложившегося положения заключается в отсутствие единых подходов к ключевым вопросам образовательного процесса в области метрологии и метрологического, обусловленного утратой координирующей роли научно-методического совета по метрологии, стандартизации и сертификации Минобразования России, Следствием этого явилось исчезновение из ФГОС ВПО базовых требований, предъявляемых при освоении общепрофесссиональных дисциплин в сфере метрологии и метрологического обеспечения и практическое прекращение деятельности научно-методического совета. Установлено, что решением проблемы обеспечения единства общепрофессионального образования в области метрологии и метрологического обеспечения может стать восстановление деятельности научно-методического совета по метрологии, стандартизации и сертификации, действующего под руководством Министерства науки и высшего образования России, и координирующего образовательный процесса для различных направлений и специально-стей на основе реализации пакета примерных программ общепрофессиональных дисциплин в сфере метрологии и метрологического обеспечения и подготовки минимальных требований к материально-техническому, учебно-методическому и информационному обеспечению. Ключевые слова: единство, метрология, метрологическое обеспечения, высшее образование

О

сч

Введение

Вопрос сохранения единства образовательного пространства высшего образования на протяжении последнего десятилетия не только не потерял свою актуальность, но и по прежнему остается в центре внимания государственных органов власти в сфере образования, администрации образовательных организаций и широкого круга научно-педагогической общественности. Правовое обеспечение единства образовательного пространства Россий-ской Федерации в настоящее время нормативно закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [4]. Система обеспечения единство образования в области метрологии и метрологического обеспечения, может быть, достигнут на основе реализации комплекса рабочих образовательных программ, составляющих основу общепро-фессиональной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» (далее - ОПД МСС) и разработанных на основе единых подходах к ключевым вопросам содержания дисциплины, единстве нормативно-методического, научно-информационного, материально-технического обеспечения образовательного процесса. Реализация таких программ позволит сформировать знания, умения и компетенции, необходимые для успешной деятельности в приоритетных областях техники и технологии. Вопрос о сохранении единства образования в области метрологии и метрологического обеспечения приобретает особую актуальность в связи со значительным расширением академических свобод вузов в формировании образовательных программ при реализации ФГОС ВПО [1].

Материалы и методы

ОПД МСС входит в блок общепрофессиональных дисциплин высшего профессионального образования. Особенностью общепрофессиональной дисциплины является ее межотраслевой и междисциплинарный характер. Междисциплинарная со-ставляющая дисциплины обусловлена гармоничной интеграцией в нее профессиональных знаний математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального и эконо-мического образовательных циклов. В результате формируется научная база, включающая передовые инновационные идеи и современные научные знания таких

учебных дисциплин, как математика, физика, аналитическая химия, механика, информатика.

Межотраслевой характер образовательной дисциплины обусловлен тем, что сегодня без проведения многочисленных высокоточных измерений и современного мет-рологического и нормативного обеспечения, знания нормативно-правовой базы законода-тельства в области обеспечения единства измерений и технического регулирования невоз-можно решение задач обеспечения безопасности, конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественной продукции и технологий. Вопросы метрологического и нормативного обеспечения становятся неотъемлемой частью не только ведущих направлений техники и технологии, таких как машиностроение, энергетика, электроника, вычислительная техника, робототехника, но и секторов социально-экономического блока - экономики, права, управления, образования, здравоохранения [5,6]. Компетенции, приобретаемые студентами при освоении образовательной дисциплины, позволяют успешно решать задачи при выполнении работ по обеспечению контроля за соблюдением установ-ленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, по обеспечению безопасных усло-вий и охраны труда, проведении производственного контроля, осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях, выполнении работ в области обороны, безопасности государства, здравоохранения, охраны окружающей среды, банков-ских, налоговых и таможенных операций, торговли, оказания услуг почтовой связи и электросвязи.

Важнейшим шагом в создание единства образовательного процесса был сделан в 1989 г., когда общепрофессиональная образовательная дисциплина "Метрология, стандартиза-ция и сертификация" была включена в программы подготовки специалистов технического, экономического и юридического профилей. Актуальность этого решения было связано с необходимостью решения тотальных задач контроля качества продукции и создания мет-рологического обеспечения высокоточных производств, технологий и процессов, используемых в аэрокосмической, энергетической, атомной и других стратегических отраслях россий-ской экономики. До этого вопросы метрологии, стандартизации и сертификации рассматри-вались в рамках отдельных, не связанных между собой образовательных дисциплин, таких как технические измерения, основы стандартизации, метрология и др. Объединение этих дисциплин в самостоятельную дисциплину позволило не только соединить взаимосвязанные научные направления в целостный комплекс, но и создать более полное представление о роли каждой из них в развитии экономики России. Таким образом, отправной точкой создания единого образовательного пространства в области метрологии, стандартизации и сертификации можно считать организацию и введение ОПД

МСС в образовательные про-граммы подготовки дипломированных специалистов.

Следующий шаг в построении системы единого образовательного пространства в области метрологии, стандартизации и сертификации был сделан при введении Государ-ственных образовательных стандартов второго поколения. В этих стандартах ОПД МСС включена в образовательные программы 47 специальностей и 26 направлений подготовки дипломированных специалистов в области, техники, технологии, строительства, сельского и рыбного хозяйства. Единство образовательного пространства в области метрологии, стан-дартизации и сертификации обеспечивалось более чем 100 рабочими программами ОПД МСС, разработанными вузами на основе примерной образовательной программы ОПД МСС [3] и других методических документов, подготовленных специалистами Научно-методи-ческого совета по метрологии, стандартизации и сертификации Минобразования России (далее - Научно-методический совет). Научно-методический совет был создан на базе МГУПИ Приказом Минообразования России от 28.05.2001г № 2172, вместе с 7 другими научно-методическими советами по общепрофессиональным дисциплинам в области техники и технологии. Выбор МГУПИ в качестве базового учебного заведения при создании Научно-методического совета был обоснован многолетним опытом работы специалистов вуза над вопросами научно-технического и учебно-методического обеспечения образования в области метрологии, стандартизации и сертификации. На базе МГУПИ на протяжении 1993-2000 г.г. действовало учебно-методическое объединение вузов в области метрологи, стандартизации, сертификации и управления качеством.

Результаты

Деятельность учебно-методического объединения МГУПИ позволила не только объединить специалистов высшей школы, занятых вопросами профессионального образова-ния в области метрологии, стандартизации и сертификации, но и завершить важный этап в развитии высшего профессионального образования в России созданием второго поколения государственных образовательных стандартов, в том числе по направлению 653800 -«стандартизация, сертификация и метрология» и специальностям 190800 - «метрология и метрологическое обеспечение» и 072000 - «стандартизация и сертификация».

Среди наиболее значимых результатов деятельности Научно-методического совета по созданию единого образовательного пространства в области метрологии, стандартизации и сертификации, которые следует отметить, являются разработка примерной образователь-ной программы ОПД МСС[3], разработка требований к материально-техническому обеспе-чению учебного процесса при освоении программы ОПД МСС, разработка аттестационно-педагогических измерительных материалов для оценки качества освоения образовательной программы ОПД МСС. Более 20 учебни-

ков и учебных пособий, прошедших экспертизу в Научно-методическом совете, были рекомендованы Минобразования России для направ-лений и специальностей в области техники и технологии и составили учебно-методическую базу необходимую для освоения образовательных программ.

В разработанной примерной образовательной программе ОПД МСС предусмотрено широкое использование результатов фундаментальных и прикладных исследований, проведённых более чем в 70 вузах, курируемых Головным советом Минобразования России по метрологии, стандартизации и сертификации, действовавшим на базе МГУПИ. При подготовке учебно-методического и научно-технического обеспечения ОПД МСС полу-чи-чили отражение результаты исследований, выполненных в рамках комплексных межву-зовских научно-технических программ Минобразования России "Сертификация" (1995-1997г.г.), "Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов" (1998-2000г.г.), "Научное, научно-методическое и информационное обеспечение системы образования"(2001-2002г.г.), "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники '' (20012002 г.г.).

Достигнутые успехи во многом стали возможным благодаря тому, что в Научно-методическом совете удалось сконцентрировать ведущий научно-методический потенциал высшей школы в области метрологии, стандартизации и сертификации - 16 академиков и член-корреспондентов отраслевых академий, 26 профессоров-докторов наук, в том числе крупнейшие учёные и методисты МГУПИ, МГТУ им Н.Э.Баумана, МИЭМ, ТПИ, СЗПИ, МГТУ Станкин, ПГТУ и других вузов, высококвалифицированные специалисты Росстандарта России и ряда научно-производственных объединений.

Введение ФГОС ВПО третьего поколения определило новые направления развития профессионального образования, при этом главным принципом подготовки становится компетентностно-ориентированный критерий. В этих условия возрастает роль компетенций, приобретаемых студентом в ходе освоения основных общепрофессиональных дисциплин, так как они становятся фундаментом для успешного освоения цикла специальных дисциплин и формируют возможности для диверсификации сферы профессиональной деятельности под влиянием изменений структуры экономики и потребностей общества.

Мониторинг содержания и требований к знаниям, умениям и компетенциям, при - обретаемым студентами, при реализации ФГОС ВПО, проведенный специалистами Научно-методического совета, показал, что вопросы метрологии, стандартизации и сертификации включены практически во все образовательные стандарты, либо в рамках самостоятельной дисциплины, либо в виде других родственных дисциплин - технические измерения, метрология и сертификация, метрология и управление качеством, основы метрологии и др. При

этом число направлений подготовки, в которых ОПД МСС включена как самостоятельная базовая дисциплина в общепрофессиональный блок образовательной программы, сократилась с 47 до 25 направлений подготовки, также в ряде случаев уменьшилась трудоемкость учебной нагрузки, выделяемой на ее освоение. Проектируемые результаты освоения ОПД МСС, сформулированы в ФГОС ВПО с разной степенью детализации и значительно отличаются между собой, а в ряде стандартах носят противо-речивый характер. Количество и перечень компетентностей, приобретаемых в ходе освоения ОПД МСС, по ряду направлений характеризуется недостаточной конкретизацией форму-лировок, что обуславливает необходимость их детализации в рабочих образовательных программах, а в некоторых стандартах они просто отсутствуют. При этом становится проблематичным использование в целях обеспечения единства образования разработанной ранее примерной программа ОПД МСС, утратившей статус легитимности при введении ФГОС ВПО. Также возникает необходимость актуализации содержания примерной программы в связи с существенными изменениями, происшедшими с момента ее разработки.

Во-первых, в связи с изменениями действующего законодательства Российской Федерации, обусловленными введением в действие Федеральных законов «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании» произошли значительные измене-ния правовой базы обеспечения единства измерений, стандартизации и подтверждения соответствия, которые не могли получить отражение в разработанной ранее программе.

Во-вторых, достигнутые за этот период достижения фундаментальных и прикладных исследований, полученные в области нанотехнологий, информатики, микроэлектроники вы-числительной техники и не получившие отражение привели к тому, что содержание пример-ной программы перестало соответствовать современному состоянию технологического уров-ня.

В третьих, в содержании примерной программы не отражены требования, предъяв-ляемые ФГОС ВПО к результатам освоению образовательных программ. Поэтому для сохранения единых принципов в постановке и освоения ОПД МСС потребовалось раз-работка новой примерной образовательной программы ОПД МСС, отвечающей требованиям ФГОС ВПО и запросам современной экономики. В новой программе ОПД МСС , наряду с решением вышеперечисленных задач, должны быть отражены достижения и тенденции развития средств измерения, контрольно-диагностического оборудования, информационно-измерительных технологий, эталонной базы обеспечения единства измерений, вопросы современного метрологического и нормативного обеспечения приоритетных направлений науки и технологий, рассмотрены рекомендации международных, европейских и национальных стандартов, норм и правил. Главная цель, которая была поставлена при разработ-

ке примерной программы ОПД МСС, состояла в формировании базовых компетенций необходимых для профессииональной деятельности в прорывных технологиях и перспективных инновациях Российской Федерации.

Пилотный проект примерной образовательной программы ОПД МСС третьего поко-ления [2] был разработан специалистами Научно-методического совета. В проекте была сделана попытка перейти от традиционной знаниевой системы обучения к идеологии формирования прикладных компетенций, которые должны стать отправной точкой для эффективной адаптации студента к запросам современной экономики и общества.

Структура содержания образовательной программы построена по блочно-модульному

принципу и состоит из 8 учебно-образовательных модулей. Такое построение программы обеспечивает возможность построения на ее основе не только рабочих программ ОПД МСС, но и рабочих программ родственных дисциплин таких, как технические измерения, сертификация, стандартизация. В программе приведены рекомендации по содержанию учебно-образовательных модулей, по организации изучения дисциплины, примерному лабо-раторному практикуму, тематике семинарских занятий, содержанию и формам проведения самостоятельных работ. Особое внимание обращено на использование информационных образовательных технологий, рассмотрены вопросы учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения дисциплины, оценки, диагностики и квалиметрии результатов обучения. Гибкость построения программы обеспечивает возможность формирования рабочих образовательных программ различного уровня сложно-сти и направленности с учетом специфики определенного вида профессиональной деятель-ности.

По результатам обсуждения проекта примерной программы на рабочих группах Научно-методического совета в ее содержание внесен ряд дополнений и уточнений, учитывающих специфические особенности отдельных направлений профессиональной подготовки. Это позволило на основе проекта программы предложить ряд рабочих программ ОПД МСС, которые проходят апробацию при подготовке бакалавров в области приборост-ро-ения, машиностроения и информатики.

Заключение

Наиболее эффективным путем решения проблемы обеспечения единства общепрофессионального образования в области метрологии и метрологического обеспечения может стать восстановление деятельности научно-методического совета по метрологии, стандартизации и сертификации, действующего под руководством Министерства науки и высшего образования России. Активизация его деятельности в целях координации образовательного процесса для различных направлений и специальностей на основе реализации пакета примерных программ общепрофессиональных дисциплин в сфере мет-

рологии, стандартизации и сертификации и минимальных требований к материально-техническим, учебно-методическому и информационному обеспечению позволит обеспечить установление единых подходов к ключевым вопросам высшего образования в сфере метрологии и метрологического обеспечения. В условиях перехода на новую систему высшего профессионального образования главной задачей обеспечения единства образования в области метрологии и метрологического обеспечения становится не только повышение качества и развития содержания дисциплин, но и на поиск новых инновационных решений, в том числе создание виртуального программно-

телекоммуникационнного информационно-

образовательного портала, открывающего возможность постоянного пополнения и обнов-ления учебно-методического, информационно-

организационного и материально-техничес-кого обеспечения.

Литература

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов вышего образования. -URL: http:// www.fgos.vo.ru. (дата обращения 30.09.18).

2. Примерная программа общепрофессиональной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Изд. МГУПИ; 2012, 32 с.

3. Примерные программы дисциплин цикла ОПД для направлений в области техники и технологии, сельского и рыбного хозяйства. - М.: ИЦ МГТУ Станкин - 2002 - -216 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2912 г. № 273-ФЗ (в ред. 29.12. 2017 г.) Об образовании в Российской Федерации. - URL: http:// www.zakonobobrazovanii-rf.doc (дата обращения 29.09.18).

5. Фирстов В.Г. Вопросы метрологического обеспечения инновационных научно-технических проектов и программ. - М.: Проблемы гуманитарных и естественных наук -2013 - №8 - С. 60-64.

6. Фирстов В.Г. Обеспечение единства образования в области метрологии, стандартизации и сертификации. - М.: Приборы -2013 - № 8 - С. 5761.

The problems of ensuring the unity of professional metrology

formation Firstov V.G.

Russian State Technological University

The state of ensuring the unity of education in the field of metrology and metrological support in the implementation of the FGOS VPO. The results of monitoring the existing FGOS VPO, showed that the requirements for knowledge and skills in the field of metrology. standardization and certification, obtained in the development of educational programs for non-metrological areas of training of bachelors and specialists, differ sharply both in completeness and in terms of content, in most cases, this leads to the fact that the acquired competence of students are insufficient to perform work on the metrological support of modern technological innovations. One of the reasons for this situation is the lack of common approaches to key issues of the educational process in the field of metrology and metrological support, due to the loss of the coordinating role of the scientific and methodological council for metrology, standardization and certification of the Ministry of education of Russia, the conse-

quence of this was the disappearance from the FGOS VPO basic requirements for the development of general professional disciplines in the field of metrology and metrological support and the practical termination of the scientific and methodological council. It is established that the solution to the problem of ensuring the unity of general professional education in the field of metrology and metrological support can be the restoration of the scientific and methodological council for metrology, standardization and certification, acting under the leadership of the Ministry of science and higher education of Russia, for the purpose of coordination of educational process for various directions and specialties on the basis of implementation of a package of approximate programs of general professional disciplines in the field of metrology and metrological support and preparation of the minimum requirements to material and technical, educational and methodical and information support Keywords: unity, metrology, metrological support, higher education

References

1. Portal of federal state educational standards of higher education.

- URL: http: // www.fgos.vo.ru. (date of circulation September 30, 188).

2. An exemplary program of general professional discipline "Metrology, standardization and certification." Ed. MGUPI; 2012, 32 s.

3. Approximate programs of disciplines of the OCD cycle for directions in the field of engineering and technology, agriculture and fishery. - M .: ITs MSTU Stankin - 2002 - -216 p.

4. Federal Law dated December 29, 2912 No. 273-03 (as amended

on December 29, 2017) On Education in the Russian Federation. - URL: http: // www.zakonobobrazovanii-rf.doc (appeal date 09/29/18).

5. Firstov V.G. Questions of metrological support of innovative scientific and technical projects and programs. - M .: Problems of the humanities and natural sciences -2013 - №8 - p. 60-64.

6. Firstov V.G. Ensuring the unity of education in the field of metrology, standardization and certification. - M .: Devices -2013 - № 8 - p. 57-61.

9 ^

O

C4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.