6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Система квалификаций в странах ЕС // Среднее профессиональное образование / Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». 2006. № 3, с. 42-59.
7. Челышкова М.Б., Звонников В.И., Давыдова О.В. Оценивание компетенций в образовании: учебное пособие / Под ред. В.И. Звонникова; Государственный университет управления, УМО по образованию в области менеджмента. - М.: ГУУ, 2011. - 229 с.
В.А. Нефедов В.Н. Прокофьев А.А. Фаюстов
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
IMPROVEMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT MODEL OF TRAINING OF BACHELORS IN THE FIELD OF MANAGEMENT
Аннотация: статья посвящена вопросам внедрения инновационных разработок в систему управления качеством подготовки бакалавров в области менеджмента в ГУУ на примере дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».
Ключевые слова: высшее образование, система менеджмента качества, инновационность, метрология, стандартизация сертификация
Abstruct: the article is devoted to the issue of the introduction of innovation developments in the system of management of quality of education at the University metrology, standardization, sertification.
Keywords: the higher education, quality management system, innovatsionnost, metrology, standardization, sertification.
В любых условиях хозяйствования, особенно применительно к современным рыночным отношениям, значение метрологии, технического регулирования, стандартизации и сертификации продукции, услуг, разработки систем менеджмента качества трудно переоценить. Без знаний этих вопросов практически невозможно обеспечивать конкурентоспособный уровень качества продукции, услуг и работ как для внутреннего рынка, так и для внешнего.
Качество как объект управления
Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия "качество". В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом - «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости». Большинство трактовок было обобщено
© В.А. Нефедов, В.Н. Прокофьев, А.А. Фаюстов, 2013
Международной организацией по стандартизации (ИСО) в стандарте ИСО-8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь», определяющем качество как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Под объектом в этом определении понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т. е. товар, услуга, процесс; система, организация или отдельное лицо или любая комбинация перечисленного выше. Каждая потребность выражается рядом требований, которые участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителя, служат для оценки соответствия объекта его назначению и, следовательно, очерчивают границу качества объекта. Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки. При проведении технических оценок термин "качество" применяется в следующих ситуациях:
• при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»);
• при количественной статистической оценке (уровень качества);
• при проведении точной технической оценки (мера качества).
В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется термином "продукция". Продукция представляет собой результат процесса (процессов) или какой-либо деятельности. Она может быть как материальной (изделия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования). На каждом этапе развития общественного производства существуют специфические требования к качеству продукции. На ранних стадиях становления промышленности основными требованиями к качеству являлись точность и прочность. Масштабы производства позволяли проводить проверку каждого изделия. По мере развития промышленного производства продукция становилась все более сложной, т. е. число ее характеристик (а следовательно, и требований к качеству) постоянно росло. Встал вопрос проверки не отдельных свойств изделия, а его функциональной способности в целом. Таким образом, начала складываться система контроля качества продукции, суть которой заключалась в обнаружении дефектной продукции и изъятии ее из производственного процесса.
Рост степени насыщения рынка товарами и услугами, усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности, под которой понимается способность продукции соответствовать:
1. в определенный период времени сложившимся или предполагаемым требованиям рынка;
2. быть успешно реализованной при наличии предложения других аналогичных товаров.
Для победы в конкурентной борьбе констатирующей системы контроля качества было явно недостаточно. Возникла необходимость в выявлении и анализе причин дефектов, а также разработке мероприятий по предотвращению брака в будущем. После осознания существования процесса «создания качества» сложилась новая концепция -управления качеством. В рамках этой концепции, появившейся на свет в начале 1960-х гг., внимание уделялось каждому этапу создания продукта, а не сосредоточивалось лишь на общем результате производственной деятельности.
В новой концепции контроль продолжает играть весьма существенную роль, но он рассматривается в одном ряду с такими процессами, как анализ, планирование и прогнозирование качества. Главной целью системы, образованной этими процессами, является обеспечение и совершенствование качества в течение всего процесса создания продукции как средства удовлетворения конкретных потребностей. Обеспечение качества - планируемые и систематически выполняемые организацией-
товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям. Существуют две разновидности обеспечения качества: внутреннее и внешнее. Внутреннее обеспечение качества создает уверенность в должном качестве продукции у руководства организации-товаропроизводителя, внешнее - у потребителей.
Письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам) дает процедура, называемая сертификацией продукции.
К действиям по обеспечению качества относятся:
• анализ актуальных и потенциальных осознанных потребителями потребностей; при наличии на рынке товаров-аналогов - анализ уровня качества этих товаров;
• прогнозирование;
• проектирование качества в процессе разработки новой продукции;
• планирование качества;
• разработка стандартов;
• контроль качества сырья, материалов и комплектующих;
• контроль в процессе производства;
• контроль готовой продукции;
• контроль реализации;
• послепродажный контроль (в условиях эксплуатации);
• обратная связь с потребителями (анализ отзывов, пожеланий и рекламаций).
При этом все перечисленные выше действия являются сложными и представляют
собой совокупность множества более простых операций, каждая из которых имеет собственную цель, критерии контроля и методы коррекции качества в случае несоответствия уровня качества стандартам.
Понятие качества можно распространить также на категории деятельности и фирмы (организации-товаропроизводителя) в целом. Следовательно, сферу понятия «качество» в рамках фирмы можно существенно расширить. Вместе с этим коренным образом должны измениться и взгляды на участие в процессе управления качеством, и ответственность за качество. Раз в процессе «создания качества» принимает участие практически вся организация, в ней не может быть ответственным за качество какое-то одно специальное подразделение. Именно эта мысль и была положена в основу концепции всеобщего управления качеством (TQM), которая сегодня считается наиболее прогрессивной и подразумевает активное участие каждого сотрудника в совершенствовании качества продукции и процессов.
Сказанное выше свидетельствует о необходимости построения специальной системы для управления качеством. Она называется системой качества (системой управления качеством) и представляет собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.
Система качества реализует политику организации в области качества. Политика в области качества официально определяет основные цели и задачи организации в области качества. Она является составным элементом общей политики фирмы и утверждается ее руководством.
Таким образом, в организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности организации. Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основанием так называемой пирамиды качества, отображающей влияние качества на общество в целом.
Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды. На сегодняшний день формы общественного признания достижений в области качества хорошо известны.
Цель учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» — формирование у студентов теоретических знаний, умений и практических навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающих эффективность инновационной и коммерческой деятельности. При этом внимание уделяется также организационным вопросам по использованию теоретических знаний в процессах осуществления инновационной деятельности и практическому решению проблем освоения новшеств в организации.
Задачами дисциплины являются:
1). изучение основных понятий в области метрологии, стандартизации и сертификации (таких, как качество продукции, показатели качества, управление качеством, стандартизация, сертификация, обязательная и добровольная сертификация, системы сертификации, квалитет, метрология, измерение, поверка и др.);
2). изучение способов обеспечения единства измерений и методов оценки их точности, роли и значения метрологии в международных экономических и научных связях;
3). изучение законодательных основ метрологической деятельности правовых, организационных и методических основ стандартизации и сертификации;
4). привитие навыков в использовании технических регламентов и стандартов различных видов при освоении новшеств и развитии экономической деятельности организаций;
5). приобретение теоретических знаний и практических навыков по организационно-методическим и правовым принципам сертификации в России и зарубежных странах, установление взаимосвязи сертификации с аккредитацией, обучение системам и объектам сертификации и аккредитации.
Метрология, стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта инновационной и предпринимательской деятельности. Эти элементы учебной дисциплины образуют триаду по овладению методами обеспечения, управления и менеджмента качества, что представляет собой основу и одно из главных условий успешного выхода поставщиков на рынок. Изучение рассматриваемой триады направлений деятельности в одной учебной дисциплине позволяет более полно представить и понять важность каждого из этих направлений в рыночной экономике.
В существующих экономических условиях технические регламенты и стандарты приобретают статус рыночного стимула. Требования регламентов и стандарты на процессы и документы (технические, управленческие, товаросопроводительные т.д.) содержат те «правила игры», которые непременно должны выполняться на всех стадиях жизненного цикла продукции и услуг специалистами всех организаций и предприятий.
Таким образом, метрология, стандартизация и сертификация при эффективном техническом регулировании являются инструментами обеспечения не только конкурентоспособности, но и взаимовыгодного партнерства между всеми участниками рыночных отношений.
В процессе инновационной деятельности большое значение приобретают задачи, связанные с получением точной и объективной измерительной информации, широким применением достижений современной стандартизации, а также повышением конкурентоспособности новых продуктов труда на основе проведения их сертификации.
Цели и задачи дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Инноватика» - 222000.
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» относится к базовой части профессионального цикла обучения (Б3). Изучению данной дисциплины должно предшествовать усвоение следующих учебных дисциплин: «Математика»; «Прикладная математика»; «Физика и естествознание», «Информационные технологии», «Электротехника и электроника», «Безопасность жизнедеятельности».
Дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Управление инновационными проектами»; «Коммерциализация технологий»; «Технологии нововведений».
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 1
Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение дисциплины _«Метрология, стандартизация и сертификация»_
Код компетенции Содержание компетенции
1 2
1. Общекультурные компетенции:
ОК-5 способность понимать значения гуманистических ценностей для сохранения и развития цивилизации, способность принять на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и природе
ОК-7 способность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности
ОК-8 способность применять математический аппарат, методы оптимизации, теории вероятностей, математической статистики, системного анализа для принятия решений
ОК-12 способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, способность использовать компьютер как средство управления информацией
ОК-15 способность следовать этическим и правовым нормам, регулирующим отношения в обществе, соблюдать правила социального поведения, прав человека и гражданина при разработке проектов
ОК-16 способность собирать, обобщать, обрабатывать и интерпретировать информацию, необходимую для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам
ОК-17 способность понимать (предвидеть) экологические последствия реализации проекта, разрабатывать меры по снижению возможных экологических рисков
2. Профессиональные компетенции:
ПК-1 способность использовать инструментальные средства (в том числе, пакеты прикладных программ) для решения прикладных инженерно-технических и технико-экономических задач, планирования и проведения работ по проекту
ПК-2 способность использовать информационно-коммуникационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для анализа, разработки и управления проектом
ПК-3 способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации в практической деятельности
Продолжение табл. 1
1 2
ПК-4 способность обосновывать принятие технического решения при разработке проекта, выбирать технические средства и технологии, в том числе с учетом экологических последствий их применения
ПК-6 способность анализировать проект (инновацию) как объект управления
ПК-8 способность организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации работ по проекту и нормированию труда
ПК-9 способность систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов
ПК-12 способность воспринимать (обобщать) научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
ПК-13 способность спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее
ПК-16 способность использовать информационные технологии и инструментальные средства при разработке проектов
В результате освоения дисциплины бакалавр должен:
знать
• термины и понятия информатики, процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных процессов, принципы алгоритмизации и программирования, организацию баз данных;
• систему и стандарты конструкторской, технической и программной документации; методы разработка эскизов, чертежей деталей и сборочных единиц;
• методы, принципы и инструментарий теории решения нестандартных задач, законы эволюции сложных систем, принципы функционального моделирования технических систем и типовые методы их совершенствования;
• нормативную базу проектирования;
• теорию, средства и виды измерений;
• метрологическое обеспечение стандартизации и сертификации, средства и виды измерений, схемы прямых и косвенных измерений, источники и классификацию погрешностей;
• государственную систему стандартизации, международные стандарты; принципы стандартизации, принципы стандартизации в инновационной сфере;
уметь
• ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией функций в области метрологии, стандартизации и сертификации;
• применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории в области метрологии, стандартизации и сертификации;
• определять финансовые результаты деятельности предприятия в области метрологии и стандартизации;
• осуществлять поиск измерительной информации, необходимой для инновационной деятельности;
• пользоваться нормативной документацией в области управления качеством;
владеть
• методами реализации основных управленческих функций в области менеджмента качества;
• инструментальными средствами анализа (моделирования) проекта и решения типовых задач анализа и оптимизации.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. МЕТРОЛОГИЯ
Тема 1. Основные понятия метрологии
Физические величины. Единицы физических величин. Физический эксперимент и измерения. Виды измерений. Классификация методов измерений. Методы непосредственной оценки физической величины и методы сравнения. Нулевой, дифференциальный (разностный) методы измерений и метод совпадений. Средства измерений и их классификация. Меры, стандартные образцы, измерительные преобразователи, измерительные приборы, установки, системы и комплексы.
Тема 2. Качество измерений
Показатели качества измерений. Погрешности измерений. Виды погрешностей измерений. Абсолютные, относительные, систематические и случайные погрешности. Аддитивные и мультипликативные погрешности. Способы выявления, оценивания и выражения погрешностей измерений. Сходимость и воспроизводимость измерений. Точность измерительных приборов. Виды шкал измерительных приборов и их особенности. Метрологические характеристики средств измерений (СИ). Приведенная погрешность, пределы допускаемых погрешностей и классы точности СИ.
Тема 3. Обеспечение единства измерений
Международная и национальная системы обеспечения единства измерений. Международные метрологические организации. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Виды эталонов и их назначение. Эталонная база России. Концепция поверки СИ. Виды поверок СИ.
Поверочная схема. Уровни поверочной схемы. Образцовые и рабочие СИ. Калибровка, градуировка и метрологическая аттестация СИ. Аккредитация метрологических служб. Основные международные метрологические организации.
Тема 4. Основные измерения при разработке новых продуктов
Методы и средства проведения линейно-угловых, электрических и радиотехнических измерений. Методы и средства проведения измерений веса и массы тел. Особенности проведения измерений ионизирующих излучений.
Раздел 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Тема 5. Стандартизация как система технического регулирования
Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании. Объекты технического регулирования. Документы технического регулирования. Стандарты и технические регламенты. Цели принятия технических регламентов. Общие и специальные технические регламенты. Порядок разработки, принятия и изменения технического регламента.
Тема 6. Общие основы стандартизации
Цели стандартизации. Принципы и функции стандартизации. Методы стандартизации. Особенности применения методов ограничения и типизации, агрегатирования и унификации. Виды стандартов и их назначение. Международные организации по стандартизации.
Тема 7. Государственная система стандартизации Российской Федерации
Уровни стандартизации в Российской Федерации. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации. Документы в области стандартизации: международные стандарты, национальные стандарты, своды правил, стандарты организаций. Особенности применения международных стандартов в России. Система общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации: назначение, области применения и перспективы развития. Порядок разработки, введения в действие и отмены стандартов.
Раздел 3. СЕРТИФИКАЦИЯ
Тема 8. Подтверждение соответствия качества новых продуктов труда
Основные термины и понятия сертификации. Цели подтверждения соответствия новых продуктов труда. Принципы сертификации в РФ. Особенности сертификации работ и услуг. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Формы обязательного подтверждения соответствия: декларирование соответствия и обязательная сертификация. Добровольное подтверждение соответствия. Сертификация и конкурентоспособность. Особенности систем добровольной и обязательной сертификации. Государственный реестр системы сертификации ГОСТ Р.
Тема 9. Сертификация на международном и региональном уровнях
Международные системы сертификации. Деятельность ИСО в области сертификации. Международная организация по сертификации электротехнических изделий и изделий электронной техники. Основные правила сертификации импортируемой продукции в России. Особенности признания зарубежных сертификатов.
Тема 10. Сертификация в инновационной деятельности
Схемы сертификации и особенности их применения в инновационной деятельности. Система аккредитации. Порядок проведения сертификации новой продукции. Отбор образцов продукции для сертификации. Основные правила проведения сертификационных испытаний новой продукции. Вид и содержание сертификата соответствия на продукцию. Знак соответствия. Знак обращения на рынке. Сертификация систем менеджмента качества при разработке новых продуктов труда.
Литература
1. Нефедов В. А. и др. (под ред. Мишина В.М.) Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Юнити Дана, 2009, - 491 с Режим доступа: http://book.ru/book/901011
2. Колчков В. И. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Владос, 2010, - 421 с. - Режим доступа: http://book.ru/book/900250
3. Курилов П.Г., Нефедов В.А., Фаюстов А.А. Метрология, стандартизация и сертификация в инновационной сфере : Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2007. - 84 с.
4. Аристов О.В. Управление качеством : Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М,
2009. - 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com
5. Аристов О.В., Фаюстов А.А., Нефедов В.А. Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для подготовки бакалавров по направлению «Инноватика»-222000 для всех профилей подготовки. - М.: Издательский дом «ГУУ», 2013.
6. Звонников В.И., Нефедов В.А.,Сафонов А.А. Современные модели разработки и совершенствования систем менеджмента. - М.: Издательский дом «ГУУ»,
2010.