Научная статья на тему 'Совершенствование модели управления качеством подготовки бакалавров в области менеджмента'

Совершенствование модели управления качеством подготовки бакалавров в области менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ИННОВАЦИОННОСТЬ / МЕТРОЛОГИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефедов Владимир Алексеевич, Прокофьев Вадим Николаевич, Фаюстов Анатолий Афанасьевич

статья посвящена вопросам внедрения инновационных разработок в систему управления качеством подготовки бакалавров в области менеджмента в ГУУ на примере дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование модели управления качеством подготовки бакалавров в области менеджмента»

6. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Система квалификаций в странах ЕС // Среднее профессиональное образование / Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». 2006. № 3, с. 42-59.

7. Челышкова М.Б., Звонников В.И., Давыдова О.В. Оценивание компетенций в образовании: учебное пособие / Под ред. В.И. Звонникова; Государственный университет управления, УМО по образованию в области менеджмента. - М.: ГУУ, 2011. - 229 с.

В.А. Нефедов В.Н. Прокофьев А.А. Фаюстов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

IMPROVEMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT MODEL OF TRAINING OF BACHELORS IN THE FIELD OF MANAGEMENT

Аннотация: статья посвящена вопросам внедрения инновационных разработок в систему управления качеством подготовки бакалавров в области менеджмента в ГУУ на примере дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».

Ключевые слова: высшее образование, система менеджмента качества, инновационность, метрология, стандартизация сертификация

Abstruct: the article is devoted to the issue of the introduction of innovation developments in the system of management of quality of education at the University metrology, standardization, sertification.

Keywords: the higher education, quality management system, innovatsionnost, metrology, standardization, sertification.

В любых условиях хозяйствования, особенно применительно к современным рыночным отношениям, значение метрологии, технического регулирования, стандартизации и сертификации продукции, услуг, разработки систем менеджмента качества трудно переоценить. Без знаний этих вопросов практически невозможно обеспечивать конкурентоспособный уровень качества продукции, услуг и работ как для внутреннего рынка, так и для внешнего.

Качество как объект управления

Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия "качество". В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений этой категории. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категории качества. Так, например, качество в философском смысле представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом - «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости». Большинство трактовок было обобщено

© В.А. Нефедов, В.Н. Прокофьев, А.А. Фаюстов, 2013

Международной организацией по стандартизации (ИСО) в стандарте ИСО-8402 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь», определяющем качество как «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Под объектом в этом определении понимается все, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т. е. товар, услуга, процесс; система, организация или отдельное лицо или любая комбинация перечисленного выше. Каждая потребность выражается рядом требований, которые участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителя, служат для оценки соответствия объекта его назначению и, следовательно, очерчивают границу качества объекта. Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки. При проведении технических оценок термин "качество" применяется в следующих ситуациях:

• при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»);

• при количественной статистической оценке (уровень качества);

• при проведении точной технической оценки (мера качества).

В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется термином "продукция". Продукция представляет собой результат процесса (процессов) или какой-либо деятельности. Она может быть как материальной (изделия), так и нематериальной (услуги). Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования). На каждом этапе развития общественного производства существуют специфические требования к качеству продукции. На ранних стадиях становления промышленности основными требованиями к качеству являлись точность и прочность. Масштабы производства позволяли проводить проверку каждого изделия. По мере развития промышленного производства продукция становилась все более сложной, т. е. число ее характеристик (а следовательно, и требований к качеству) постоянно росло. Встал вопрос проверки не отдельных свойств изделия, а его функциональной способности в целом. Таким образом, начала складываться система контроля качества продукции, суть которой заключалась в обнаружении дефектной продукции и изъятии ее из производственного процесса.

Рост степени насыщения рынка товарами и услугами, усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности, под которой понимается способность продукции соответствовать:

1. в определенный период времени сложившимся или предполагаемым требованиям рынка;

2. быть успешно реализованной при наличии предложения других аналогичных товаров.

Для победы в конкурентной борьбе констатирующей системы контроля качества было явно недостаточно. Возникла необходимость в выявлении и анализе причин дефектов, а также разработке мероприятий по предотвращению брака в будущем. После осознания существования процесса «создания качества» сложилась новая концепция -управления качеством. В рамках этой концепции, появившейся на свет в начале 1960-х гг., внимание уделялось каждому этапу создания продукта, а не сосредоточивалось лишь на общем результате производственной деятельности.

В новой концепции контроль продолжает играть весьма существенную роль, но он рассматривается в одном ряду с такими процессами, как анализ, планирование и прогнозирование качества. Главной целью системы, образованной этими процессами, является обеспечение и совершенствование качества в течение всего процесса создания продукции как средства удовлетворения конкретных потребностей. Обеспечение качества - планируемые и систематически выполняемые организацией-

товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям. Существуют две разновидности обеспечения качества: внутреннее и внешнее. Внутреннее обеспечение качества создает уверенность в должном качестве продукции у руководства организации-товаропроизводителя, внешнее - у потребителей.

Письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам) дает процедура, называемая сертификацией продукции.

К действиям по обеспечению качества относятся:

• анализ актуальных и потенциальных осознанных потребителями потребностей; при наличии на рынке товаров-аналогов - анализ уровня качества этих товаров;

• прогнозирование;

• проектирование качества в процессе разработки новой продукции;

• планирование качества;

• разработка стандартов;

• контроль качества сырья, материалов и комплектующих;

• контроль в процессе производства;

• контроль готовой продукции;

• контроль реализации;

• послепродажный контроль (в условиях эксплуатации);

• обратная связь с потребителями (анализ отзывов, пожеланий и рекламаций).

При этом все перечисленные выше действия являются сложными и представляют

собой совокупность множества более простых операций, каждая из которых имеет собственную цель, критерии контроля и методы коррекции качества в случае несоответствия уровня качества стандартам.

Понятие качества можно распространить также на категории деятельности и фирмы (организации-товаропроизводителя) в целом. Следовательно, сферу понятия «качество» в рамках фирмы можно существенно расширить. Вместе с этим коренным образом должны измениться и взгляды на участие в процессе управления качеством, и ответственность за качество. Раз в процессе «создания качества» принимает участие практически вся организация, в ней не может быть ответственным за качество какое-то одно специальное подразделение. Именно эта мысль и была положена в основу концепции всеобщего управления качеством (TQM), которая сегодня считается наиболее прогрессивной и подразумевает активное участие каждого сотрудника в совершенствовании качества продукции и процессов.

Сказанное выше свидетельствует о необходимости построения специальной системы для управления качеством. Она называется системой качества (системой управления качеством) и представляет собой совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.

Система качества реализует политику организации в области качества. Политика в области качества официально определяет основные цели и задачи организации в области качества. Она является составным элементом общей политики фирмы и утверждается ее руководством.

Таким образом, в организации формируется внутрифирменная иерархия качества, наглядно демонстрирующая связь качества с общей эффективностью деятельности организации. Фирмы, производящие и реализующие эффективными методами высококачественную продукцию, получают неоспоримые конкурентные преимущества и, естественно, улучшают общие результаты своей деятельности. Внутрифирменная иерархия качества является основанием так называемой пирамиды качества, отображающей влияние качества на общество в целом.

Общество заинтересовано в высоком качестве на каждом иерархическом уровне пирамиды. На сегодняшний день формы общественного признания достижений в области качества хорошо известны.

Цель учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» — формирование у студентов теоретических знаний, умений и практических навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающих эффективность инновационной и коммерческой деятельности. При этом внимание уделяется также организационным вопросам по использованию теоретических знаний в процессах осуществления инновационной деятельности и практическому решению проблем освоения новшеств в организации.

Задачами дисциплины являются:

1). изучение основных понятий в области метрологии, стандартизации и сертификации (таких, как качество продукции, показатели качества, управление качеством, стандартизация, сертификация, обязательная и добровольная сертификация, системы сертификации, квалитет, метрология, измерение, поверка и др.);

2). изучение способов обеспечения единства измерений и методов оценки их точности, роли и значения метрологии в международных экономических и научных связях;

3). изучение законодательных основ метрологической деятельности правовых, организационных и методических основ стандартизации и сертификации;

4). привитие навыков в использовании технических регламентов и стандартов различных видов при освоении новшеств и развитии экономической деятельности организаций;

5). приобретение теоретических знаний и практических навыков по организационно-методическим и правовым принципам сертификации в России и зарубежных странах, установление взаимосвязи сертификации с аккредитацией, обучение системам и объектам сертификации и аккредитации.

Метрология, стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта инновационной и предпринимательской деятельности. Эти элементы учебной дисциплины образуют триаду по овладению методами обеспечения, управления и менеджмента качества, что представляет собой основу и одно из главных условий успешного выхода поставщиков на рынок. Изучение рассматриваемой триады направлений деятельности в одной учебной дисциплине позволяет более полно представить и понять важность каждого из этих направлений в рыночной экономике.

В существующих экономических условиях технические регламенты и стандарты приобретают статус рыночного стимула. Требования регламентов и стандарты на процессы и документы (технические, управленческие, товаросопроводительные т.д.) содержат те «правила игры», которые непременно должны выполняться на всех стадиях жизненного цикла продукции и услуг специалистами всех организаций и предприятий.

Таким образом, метрология, стандартизация и сертификация при эффективном техническом регулировании являются инструментами обеспечения не только конкурентоспособности, но и взаимовыгодного партнерства между всеми участниками рыночных отношений.

В процессе инновационной деятельности большое значение приобретают задачи, связанные с получением точной и объективной измерительной информации, широким применением достижений современной стандартизации, а также повышением конкурентоспособности новых продуктов труда на основе проведения их сертификации.

Цели и задачи дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Инноватика» - 222000.

Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» относится к базовой части профессионального цикла обучения (Б3). Изучению данной дисциплины должно предшествовать усвоение следующих учебных дисциплин: «Математика»; «Прикладная математика»; «Физика и естествознание», «Информационные технологии», «Электротехника и электроника», «Безопасность жизнедеятельности».

Дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Управление инновационными проектами»; «Коммерциализация технологий»; «Технологии нововведений».

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 1

Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение дисциплины _«Метрология, стандартизация и сертификация»_

Код компетенции Содержание компетенции

1 2

1. Общекультурные компетенции:

ОК-5 способность понимать значения гуманистических ценностей для сохранения и развития цивилизации, способность принять на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и природе

ОК-7 способность использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

ОК-8 способность применять математический аппарат, методы оптимизации, теории вероятностей, математической статистики, системного анализа для принятия решений

ОК-12 способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, способность использовать компьютер как средство управления информацией

ОК-15 способность следовать этическим и правовым нормам, регулирующим отношения в обществе, соблюдать правила социального поведения, прав человека и гражданина при разработке проектов

ОК-16 способность собирать, обобщать, обрабатывать и интерпретировать информацию, необходимую для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам

ОК-17 способность понимать (предвидеть) экологические последствия реализации проекта, разрабатывать меры по снижению возможных экологических рисков

2. Профессиональные компетенции:

ПК-1 способность использовать инструментальные средства (в том числе, пакеты прикладных программ) для решения прикладных инженерно-технических и технико-экономических задач, планирования и проведения работ по проекту

ПК-2 способность использовать информационно-коммуникационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для анализа, разработки и управления проектом

ПК-3 способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации в практической деятельности

Продолжение табл. 1

1 2

ПК-4 способность обосновывать принятие технического решения при разработке проекта, выбирать технические средства и технологии, в том числе с учетом экологических последствий их применения

ПК-6 способность анализировать проект (инновацию) как объект управления

ПК-8 способность организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации работ по проекту и нормированию труда

ПК-9 способность систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов

ПК-12 способность воспринимать (обобщать) научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования

ПК-13 способность спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее

ПК-16 способность использовать информационные технологии и инструментальные средства при разработке проектов

В результате освоения дисциплины бакалавр должен:

знать

• термины и понятия информатики, процессы сбора, передачи, обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных процессов, принципы алгоритмизации и программирования, организацию баз данных;

• систему и стандарты конструкторской, технической и программной документации; методы разработка эскизов, чертежей деталей и сборочных единиц;

• методы, принципы и инструментарий теории решения нестандартных задач, законы эволюции сложных систем, принципы функционального моделирования технических систем и типовые методы их совершенствования;

• нормативную базу проектирования;

• теорию, средства и виды измерений;

• метрологическое обеспечение стандартизации и сертификации, средства и виды измерений, схемы прямых и косвенных измерений, источники и классификацию погрешностей;

• государственную систему стандартизации, международные стандарты; принципы стандартизации, принципы стандартизации в инновационной сфере;

уметь

• ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией функций в области метрологии, стандартизации и сертификации;

• применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории в области метрологии, стандартизации и сертификации;

• определять финансовые результаты деятельности предприятия в области метрологии и стандартизации;

• осуществлять поиск измерительной информации, необходимой для инновационной деятельности;

• пользоваться нормативной документацией в области управления качеством;

владеть

• методами реализации основных управленческих функций в области менеджмента качества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• инструментальными средствами анализа (моделирования) проекта и решения типовых задач анализа и оптимизации.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. МЕТРОЛОГИЯ

Тема 1. Основные понятия метрологии

Физические величины. Единицы физических величин. Физический эксперимент и измерения. Виды измерений. Классификация методов измерений. Методы непосредственной оценки физической величины и методы сравнения. Нулевой, дифференциальный (разностный) методы измерений и метод совпадений. Средства измерений и их классификация. Меры, стандартные образцы, измерительные преобразователи, измерительные приборы, установки, системы и комплексы.

Тема 2. Качество измерений

Показатели качества измерений. Погрешности измерений. Виды погрешностей измерений. Абсолютные, относительные, систематические и случайные погрешности. Аддитивные и мультипликативные погрешности. Способы выявления, оценивания и выражения погрешностей измерений. Сходимость и воспроизводимость измерений. Точность измерительных приборов. Виды шкал измерительных приборов и их особенности. Метрологические характеристики средств измерений (СИ). Приведенная погрешность, пределы допускаемых погрешностей и классы точности СИ.

Тема 3. Обеспечение единства измерений

Международная и национальная системы обеспечения единства измерений. Международные метрологические организации. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Виды эталонов и их назначение. Эталонная база России. Концепция поверки СИ. Виды поверок СИ.

Поверочная схема. Уровни поверочной схемы. Образцовые и рабочие СИ. Калибровка, градуировка и метрологическая аттестация СИ. Аккредитация метрологических служб. Основные международные метрологические организации.

Тема 4. Основные измерения при разработке новых продуктов

Методы и средства проведения линейно-угловых, электрических и радиотехнических измерений. Методы и средства проведения измерений веса и массы тел. Особенности проведения измерений ионизирующих излучений.

Раздел 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Тема 5. Стандартизация как система технического регулирования

Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании. Объекты технического регулирования. Документы технического регулирования. Стандарты и технические регламенты. Цели принятия технических регламентов. Общие и специальные технические регламенты. Порядок разработки, принятия и изменения технического регламента.

Тема 6. Общие основы стандартизации

Цели стандартизации. Принципы и функции стандартизации. Методы стандартизации. Особенности применения методов ограничения и типизации, агрегатирования и унификации. Виды стандартов и их назначение. Международные организации по стандартизации.

Тема 7. Государственная система стандартизации Российской Федерации

Уровни стандартизации в Российской Федерации. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации. Документы в области стандартизации: международные стандарты, национальные стандарты, своды правил, стандарты организаций. Особенности применения международных стандартов в России. Система общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации: назначение, области применения и перспективы развития. Порядок разработки, введения в действие и отмены стандартов.

Раздел 3. СЕРТИФИКАЦИЯ

Тема 8. Подтверждение соответствия качества новых продуктов труда

Основные термины и понятия сертификации. Цели подтверждения соответствия новых продуктов труда. Принципы сертификации в РФ. Особенности сертификации работ и услуг. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Формы обязательного подтверждения соответствия: декларирование соответствия и обязательная сертификация. Добровольное подтверждение соответствия. Сертификация и конкурентоспособность. Особенности систем добровольной и обязательной сертификации. Государственный реестр системы сертификации ГОСТ Р.

Тема 9. Сертификация на международном и региональном уровнях

Международные системы сертификации. Деятельность ИСО в области сертификации. Международная организация по сертификации электротехнических изделий и изделий электронной техники. Основные правила сертификации импортируемой продукции в России. Особенности признания зарубежных сертификатов.

Тема 10. Сертификация в инновационной деятельности

Схемы сертификации и особенности их применения в инновационной деятельности. Система аккредитации. Порядок проведения сертификации новой продукции. Отбор образцов продукции для сертификации. Основные правила проведения сертификационных испытаний новой продукции. Вид и содержание сертификата соответствия на продукцию. Знак соответствия. Знак обращения на рынке. Сертификация систем менеджмента качества при разработке новых продуктов труда.

Литература

1. Нефедов В. А. и др. (под ред. Мишина В.М.) Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Юнити Дана, 2009, - 491 с Режим доступа: http://book.ru/book/901011

2. Колчков В. И. Метрология, стандартизация и сертификация. - М.: Владос, 2010, - 421 с. - Режим доступа: http://book.ru/book/900250

3. Курилов П.Г., Нефедов В.А., Фаюстов А.А. Метрология, стандартизация и сертификация в инновационной сфере : Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2007. - 84 с.

4. Аристов О.В. Управление качеством : Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М,

2009. - 240 с. - Режим доступа: http://znanium.com

5. Аристов О.В., Фаюстов А.А., Нефедов В.А. Программа учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» для подготовки бакалавров по направлению «Инноватика»-222000 для всех профилей подготовки. - М.: Издательский дом «ГУУ», 2013.

6. Звонников В.И., Нефедов В.А.,Сафонов А.А. Современные модели разработки и совершенствования систем менеджмента. - М.: Издательский дом «ГУУ»,

2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.