САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
пы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
- С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки такой деятельности.
В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ обучающиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких групп, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала и других видов работ творческого характера.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -ОСНОВА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Ю. Ю. Начаркина, Л. Н. Юзвак, преподаватели ГБОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»
Важнейшим компонентом в системе подготовки конкурентоспособного выпускника является самостоятельная работа, т. к. это необходимое условие формирования потребности в самоорганизации будущего специалиста, способности творчески решать профессиональные задачи, а также способности к постоянному обновлению своих знаний в течение всей трудовой деятельности.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т. д.
Особое значение для правильной организации освоения специальности, на наш взгляд, имеет развитие навыков самоорганизации и самообучения у обучающихся. Ведь не секрет, что многие обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей, связанных с отсутствием привычки к систематическому умственному труду, неорганизованностью, шаблонным, отсутствием критического мышления и т. д. Следовательно, обучающимся важно научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои способности и овладевать навыками творческой работы. Развитие этих важных качеств возможно только в ходе выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа учит адаптироваться к будущей профессиональной деятельности, помогает самостоятельно принимать решения, учит логически мыслить.
Ю. Ю. Начаркина
Л. Н. Юзвак
Самостоятельная работа обучающихся техникума включает следующие виды самостоятельной деятельности:
Для овладения знаниями:
• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
• составление плана текста;
• графическое изображение структуры текста;
• конспектирование текста;
• выписки из текста;
• работа со словарями и справочниками;
• ознакомление с нормативными документами.
Для закрепления и систематизации знаний:
• работа с конспектом лекции;
• работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
• составление плана и тезисов ответа;
• составление таблиц для систематизации учебного материала;
• изучение нормативных материалов;
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -
• ответы на контрольные вопросы;
• аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);
• составление терминологического словаря по теме;
• составление портфолио документов;
• подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
• подготовка рефератов, докладов;
• составление тематических кроссвордов и другое.
Для формирования компетенций:
• решение задач и упражнений по образцу;
• решение вариативных задач и упражнений;
• выполнение чертежей, схем;
• выполнение расчетно-графических работ;
• решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, проблемных ситуаций;
• подготовка к деловым играм;
• проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
• анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;
• проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме;
• подготовка курсовых и дипломных работ (проектов).
Реализации самостоятельной работы в техникуме способствуют следующие условия:
• современная материально-техническая база;
• соответствующее теоретическое, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение;
• соблюдение интересов работодателей и техникума, а также учет потребностей обучающихся в самореализации;
• система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.
Проведенный среди обучающихся техникума опрос о самостоятельной работе показал:
• самостоятельная работа способствует повышению и закреплению знаний по дисциплине или модулю — 60 % респондентов;
• 30 %% — указали, что самостоятельная работа способствует повышению умений работы с различными видами информации;
• 10 %% — отметили, что самостоятельная работа позволяет выбрать тему для научно-исследовательской работы.
Необходимо отметить, что самостоятельная работа играет значительную и определяющую роль в повышении уровня учебно-познавательной мотивации обучающегося.
Сегодня изменения, происходящее в мире, заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Большое внимание уделяется умению человека адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающего мира. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы хоть в некоторой степени быть успешным. Поэтому одной из главных задач образования является формирование у обучающихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИКУМЕ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
М. В. Неверова, преподаватель физики ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум»
Самостоятельная работа обучающихся организаций среднего профессионального образования непосредственно связана с идеей целенаправленности образовательного процесса, при котором общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК) задают высший, обобщенный уровень умений и навыков обучающегося. При этом, на наш взгляд, наиболее эффективна организация самостоятельной работы через метапредметный подход в обучении. Известный и широко распространенный в 1918 году метод проектов не что иное, как зарождающееся метапредметное обучение.
Метапредметы — это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных дисциплин. Цель метапредметного подхода — обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым обуча-