Научная статья на тему 'Самостоятельная работа – основа для воспитания конкурентоспособного специалиста'

Самостоятельная работа – основа для воспитания конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа – основа для воспитания конкурентоспособного специалиста»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

пы формирования у обучающихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

- С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки такой деятельности.

В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ обучающиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких групп, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала и других видов работ творческого характера.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -ОСНОВА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Ю. Ю. Начаркина, Л. Н. Юзвак, преподаватели ГБОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»

Важнейшим компонентом в системе подготовки конкурентоспособного выпускника является самостоятельная работа, т. к. это необходимое условие формирования потребности в самоорганизации будущего специалиста, способности творчески решать профессиональные задачи, а также способности к постоянному обновлению своих знаний в течение всей трудовой деятельности.

Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т. д.

Особое значение для правильной организации освоения специальности, на наш взгляд, имеет развитие навыков самоорганизации и самообучения у обучающихся. Ведь не секрет, что многие обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей, связанных с отсутствием привычки к систематическому умственному труду, неорганизованностью, шаблонным, отсутствием критического мышления и т. д. Следовательно, обучающимся важно научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои способности и овладевать навыками творческой работы. Развитие этих важных качеств возможно только в ходе выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа учит адаптироваться к будущей профессиональной деятельности, помогает самостоятельно принимать решения, учит логически мыслить.

Ю. Ю. Начаркина

Л. Н. Юзвак

Самостоятельная работа обучающихся техникума включает следующие виды самостоятельной деятельности:

Для овладения знаниями:

• чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

• составление плана текста;

• графическое изображение структуры текста;

• конспектирование текста;

• выписки из текста;

• работа со словарями и справочниками;

• ознакомление с нормативными документами.

Для закрепления и систематизации знаний:

• работа с конспектом лекции;

• работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

• составление плана и тезисов ответа;

• составление таблиц для систематизации учебного материала;

• изучение нормативных материалов;

- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА -

• ответы на контрольные вопросы;

• аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);

• составление терминологического словаря по теме;

• составление портфолио документов;

• подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

• подготовка рефератов, докладов;

• составление тематических кроссвордов и другое.

Для формирования компетенций:

• решение задач и упражнений по образцу;

• решение вариативных задач и упражнений;

• выполнение чертежей, схем;

• выполнение расчетно-графических работ;

• решение ситуационных производственных (профессиональных) задач, проблемных ситуаций;

• подготовка к деловым играм;

• проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

• анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;

• проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме;

• подготовка курсовых и дипломных работ (проектов).

Реализации самостоятельной работы в техникуме способствуют следующие условия:

• современная материально-техническая база;

• соответствующее теоретическое, психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение;

• соблюдение интересов работодателей и техникума, а также учет потребностей обучающихся в самореализации;

• система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.

Проведенный среди обучающихся техникума опрос о самостоятельной работе показал:

• самостоятельная работа способствует повышению и закреплению знаний по дисциплине или модулю — 60 % респондентов;

• 30 %% — указали, что самостоятельная работа способствует повышению умений работы с различными видами информации;

• 10 %% — отметили, что самостоятельная работа позволяет выбрать тему для научно-исследовательской работы.

Необходимо отметить, что самостоятельная работа играет значительную и определяющую роль в повышении уровня учебно-познавательной мотивации обучающегося.

Сегодня изменения, происходящее в мире, заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Большое внимание уделяется умению человека адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающего мира. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы хоть в некоторой степени быть успешным. Поэтому одной из главных задач образования является формирование у обучающихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИКУМЕ ЧЕРЕЗ МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

М. В. Неверова, преподаватель физики ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум»

Самостоятельная работа обучающихся организаций среднего профессионального образования непосредственно связана с идеей целенаправленности образовательного процесса, при котором общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК) задают высший, обобщенный уровень умений и навыков обучающегося. При этом, на наш взгляд, наиболее эффективна организация самостоятельной работы через метапредметный подход в обучении. Известный и широко распространенный в 1918 году метод проектов не что иное, как зарождающееся метапредметное обучение.

Метапредметы — это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных дисциплин. Цель метапредметного подхода — обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым обуча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.