Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка'

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1241
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка»

На наш взгляд, организация внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы через ме-тапредметное обучение способствует формированию в сознании обучающихся единства мира, складываемого из отдельных предметных областей наук. Молодые люди приобщаются к мысли, что все процессы в природе, обществе — единое, целостное явление. В ходе изучения ме-тапредметов обучающийся осваивает сразу два типа содержания: содержание предметной области и деятельность. Умение мыслить, понимать и сообразно этому действовать — один из ос-

новных мотивов метапредметного обучения при выполнении самостоятельных работ.

1. Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведе-ние». — Черноголовка, 1993. — 70 с.

2. Пермский педагогический журнал. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnyy-podhod-k-obucheniyu-v-praktike-raboty-gimnazii.

3. Хуторской А. В. Метапредмет «Числа». — Черноголовка, 1994. — 68 с.

4. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». — М., 1998.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Л. С. Лямкина, преподаватель ГОУ СПО «Прокопьевский строительный техникум»

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

Особенность преподавания общеобразовательной дисциплины, русского языка, в техникуме — это обучение через развитие профессиональных знаний и навыков обучающихся различных специальностей. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать рождает у обучающихся желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно мыслящими. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Актуальность этой темы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к обучающемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство,восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Успех достижения целей и задач во многом зависит от правильно организованной самостоятельной работы с обучающимися.

Известно множество видов самостоятельной работы, которые каждый из преподавателей применяет эффективно в своей деятельности. Одной из главных функций самостоятельной работы является формирование высоко-

культурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий — самостоятельных работ — приобретает характер проблемно-поисковой деятельности, а именно: через аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу на уроках русского языка.

Самостоятельную работу на уроках русского языка в системе СПО правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Основополагающим требованием общества к современному образованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в деятельности.

Существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности на уроках русского языка. А именно:

- содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной аудиторной или внеаудиторной самостоятельной деятельности;

- процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов самостоятельных действий, ведущих к достижению результатов;

- мотивационный компонент: потребность в самостоятельном приобретении новых знаний.

Процесс самостоятельной деятельности обучающихся 1-го и 2-го курсов на уроках русского языка представляется в виде триады: мотив — действие — результат. Под системой самостоятельных работ на уроке русского языка подразумевается совокупность взаимосвязанных, обуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ. Естественно, всякая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам современного русского языкознания. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.

При построении системы самостоятельных работ на уроке русского языка для обучающихся по специальности «мастер жилищно-коммунального хозяйства» в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

- система самостоятельных работ должна способствовать приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний по основным разделам «Орфография», «Синтаксис», «Культура речи»; развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;

- система должна удовлетворять основным принципам дидактики, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне;

- входящие в систему самостоятельные работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений и навыков;

- последовательность выполнения аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последую-

щих заданий. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.

В процессе обучения русскому языку на 1-м и 2-м курсах применяются различные виды самостоятельной работы. Например, для обучающихся 1-го курса по специальности «мастер жилищно-коммунального хозяйства» целесообразно на уроке русского языка применять упражнения, сконцентрированные на практически-прикладном аспекте процесса индивидуализированного обучения:

- задания, обеспечивающие формирование самоконтроля грамматических навыков;

- упражнения, направленные на саморедактирование письменных речевых ошибок;

- самостоятельное составление обучающимися грамматических упражнений с последующим самоконтролем их выполнения;

- задания, построенные на материале текстов профессиональной направленности;

- упражнения на восстановление текста по приобретаемой обучающимися специальности.

Особое внимание преподаватель русского языка должен уделять систематическому усложнению заданий и упражнений, начиная с вводных уроков на 1-м курсе и заканчивая итоговыми зачетным работами на 2-м курсе. Усложнение заданий целесообразно проводить даже внутри одного вида работы. Так, например, чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным на уроке, возможно применение трехвариантных тестовых заданий, в основе которых также лежит принцип постепенного усложнения материала. Например, задания первого и второго вариантов — среднего уровня сложности, а задания третьего варианта — повышенной сложности. Трехвариантные тестовые задания предлагаются после каждого изученного раздела языка, а также в конце учебного года по всему курсу и в начале учебного года после повторения. Работа с тестовыми заданиями дает возможность выявить пробелы обучающихся, требующие устранения.

Значительное место в процессе контроля и закрепления знаний обучающихся отводится проверочным заданиям с профессиональной направленностью, с которыми можно работать на любой стадии урока. Они позволяют повторить ранее изученный материал не только по русскому языку, но и спецпредмету. По виду, форме и содержанию проверочные задания могут быть репродуктивными (воспроизводящими), сравнительными, логически-поисковыми, ассоциативно-сравнительными, обобщающими.

Задание: определить по лексическому значению ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ слово

1 Жидкая грунтовка Выдра

2 Вторая распушка, которую выполняют выше кровли Мастика

3 Белый или серовато-белый порошок(неорганический антисептик) Фтористый натрий

Использование текстов профессиональной направленности является неотъемлемой частью изучения не только русского языка, но и повторения материала по спецпредмету. Например, используются профессиональные словарно-орфографические диктанты, где обучающиеся повторяют основные правила орфографии, запоминают правильное написание не только профессиональных слов, но и текстов профессиональной направленности.

Продуктивным самообразованием в области русского языка является исследовательская работа обучающихся как аудиторная, так и внеаудиторная. При исследовательском подходе обучающийся получает знания о предметах и явлениях, устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. При использовании исследовательского подхода деятельность обучающихся направлена на творческое усвоение научных знаний и овладение методами научного познания. Тематика и характер исследовательских работ обучающихся различны, например: «Особенности русских и сибирских пословиц и поговорок», «Секреты орфографии», «Азбука профессии», «У истоков профессии» и др. А использование в домашней иссле-

довательской работе интернет-ресурсов позволяет преподавателю реализовать выполнение самостоятельных заданий на 30 %. Исследовательская работа имеет огромное значение, так как вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа имеет место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий. Самостоятельная работа в процессе обучения русскому языку должна опираться на взаимосвязь предмета с профессией. Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей, задания с профессиональной направленностью — все эти виды работ, способствующие развитию самостоятельности обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.

Самостоятельная работа будет успешна тогда, когда обучающиеся очень хорошо понимают, что нужно делать, как это следует выполнять и зачем. Необходимым условием также является и видимый результат их действий — это мониторинг, который является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку при проведении самостоятельных работ. Таким образом, в процессе изучения русского языка в техникуме обучающиеся 1-го и 2-го курсов учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка в СПО при умелой ее организации становится прекрасным средством воспитания самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции будущего высококвалифицированного специалиста.

1. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

«В мире слов о профессии» Задание: прочитайте словарные профессиональные слова, вставьте пропущенные буквы и запомните определения данных слов. А(л, лл)юм_калиевые квасцы — бесцветные кристаллы, растворяющиеся в воде. Используют для приготовления грунтовок, известковых составов (придают им прочность), предохраняют клейстер от быстрого загнивания.

Задание: прочитайте технологические свойства бетонной смеси. Вставьте пропущенные буквы. Осн_вными технологическими свойствами бетонной смеси являются удоб_укладыва_мость и свя_ность. Удоб_укладыва_мость — это способность смеси ра(с, сс)текат_ся под действием сил тяжест_, ле_ко укладыват_ся в_палу_ку и заполнять зада(н, нн)ую форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.