РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИй В РАМКАХ ЧЕМПИОНАТА ПРОФЕССИй И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕй
И. И. Корнеева, Л. Н. Юзвак, Ю. Ю. Начаркина, О. А. Куюмджи, М. А. Иноземцев,
преподаватели ГОУ СПО «Прокопьевский промышленно-экономический техникум»
Модернизация современного среднего профессионального образования ориентирована на подготовку специалистов, способных в кратчайший срок проявить себя как профессионалы на предприятиях, в организациях, от которых зависит успешность и продуктивность деятельности выпускника, а также развитие профессиональной карьеры.
Выпускник учреждения профессионального образования может состояться как специалист и успешно работать в новом для него производственном пространстве лишь в том случае, если в процессе его профессиональной подготовки были сформированы профессиональные компетенции, отражающие качественную подготовку выпускника.
Профессиональная направленность обучения способствует скорейшему проявлению у молодых специалистов таких качеств, как активность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность, способность к принятию альтернативных и нестандартных решений. Эти качества могут быть сформированы в учреждении профессионального образования лишь при создании условий, обеспечивающих максимальное приближение обучения к реальной производственной практике. Сегодня остро встает проблема профессионального самоопределения молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уязвимой категорией.
Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, на рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую
это является следствием изначально неправильного выбора будущей профессии, низкой информированности о различных ее аспектах.
Студенческая молодежь — динамично развивающаяся социальная группа, активно участвующая в процессе воспроизводства профессиональной структуры общества. Усложнение производственных процессов, бурный научно-технический прогресс повышают значение данной социальной группы в современном обществе.
Социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая неподготовленность к вхождению на рынок труда приводят к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников работодателями.
Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение разрыва между трудовыми притязаниями молодых специалистов и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь не имеет практического опыта работы (либо он недостаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы.
Формированию профессиональных компетенций у обучающихся Прокопьевского промышленно-экономического техникума способствовало проведение первого чемпионата профессий и предпринимательских идей, который предполагал не только зрелищное состязание буду-
щих специалистов, предпринимателей по специальностям экономического профиля, но как глобальный демо-, шоу- и профи-room. В этом состязании все было реально, без имитации — профессионально, по высшей рамке качества профессиональной подготовки молодых людей.
Предпринимательство — это всегда продукт, обращенный к людям. Ваше дело может вызывать глубокое разочарование, а может стать привлекательным для клиента и приносить ему радость. Профессия должна приносить удовлетворение вам и доставлять удовольствие людям. Это и есть ключевая смысловая фабула чемпионата.
Ежегодно оргкомитетом чемпионата устанавливаются актуальные темы, имеющие определяющее значение для модернизации профессионального образования. В этом году была выбрана тема «Дизайн, упаковка и продвижение традиционного предпринимательского продукта».
Столь масштабное событие было направлено на вовлечение молодежи в перспективные карьерные и образовательные проекты, выявление талантливых и перспективных обу-
чающихся, на стимулирование работодателей к формированию команды молодых специалистов. Чемпионат для молодых специалистов создал:
1. Доступ к освоению актуальных, достоверных знаний об устройстве мира экономики, предпринимательства и кооперации.
2. Персональную «прокачку» качеств, компетенций, ценностей (раскрытие потенциала) будущих специалистов.
3. Вариативную, ролевую практику положительного применения знаний и собственного потенциала в деятельности, в состязаниях и тренингах, приближенных к реальной рыночной конкуренции.
4. Тренировку в развитии сбалансированной самооценки, в рефлексии, проектировании собственных траекторий.
Все вопросы по организации чемпионата и все споры, возникшие в его ходе, решал организационный комитет чемпионата, работающий в рамках студенческого научного общества Про-копьевского промышленно-экономического техникума.
Основной целью чемпионата в техникуме является создание условий для развития прорывных предпринимательских компетенций студентов и ценностей для эффективной конкуренции.
Чемпионат способствовал решению следующих задач:
1. Продвижение предпринимательской образовательной инициативы «CPBD — обучать в деле: сравнивать — воспроизводить лучшее с улучшением — утилизировать».
2. Продвижение преимуществ предпринимательских компетенций и предпринимательской деятельности.
Чемпионат включал в себя следующие профессиональные испытания: креативную презентацию команд; публичные деловые презентации участников себя и своих идей; испытания на рабочем месте и участие в открытых уроках; демонстрацию решений кейсов профессиональных задач.
Этапы чемпионата:
1. Первый этап — профессиональные испытания. Участники демонстрировали в режиме конкуренции персональные, коммуникационные, профессиональные и личные умения,
компетенции; представляли экспертным и клиентским аудиториям свои профессиональные и предпринимательские умения, идеи, ноу-хау и услуги в режиме прямых продаж.
2. Второй этап — проведение открытых мероприятий преподавателями экономического профиля:
— занятия с тренинговыми упражнениями (арт-терапия), которое позволило повысить уровень конструктивного взаимодействия участников и ускорить развитие эмпатии и положительных чувств членов команд друг к другу.
— Урока, направленного на формирование профессиональных компетенций и знаний студентов о целях рекламы, задачах и функциях, определениях особенностей разработки программы рекламной кампании в соответствии с Федеральным законом о рекламе. Для обучающихся создавались проблемные ситуации на определение рекламопроизводителей и рекламораспространителей, также им предлагалось составить текст рекламного сообщения с ориентацией на Федеральный закон о рекламе. Подведение итогов урока было представлено пирамидой достижений. Обучающиеся отметили, что отлично освоили общие и профессиональные компетенции.
Защиты профессиональных кейсов. Участники проводили сравнительные исследования кейсов, инструментов и технологий профессиональной и предпринимательской деятельности, разрабатывали собственные проектные решения по вопросам, имеющим принципиальное значение для профессий и развития предпринимательства.
За все время чемпионата будущие специалисты показали высокий уровень развития универсальных предпринимательских (персональные и командные) компетенций (keys skills): открытость, инициативность, предприимчивость, ког-нитивность, коммуникабельность, профессионализм, умение лидировать, преодоление трудностей и решение проблем логистики, проектное управление «под результат».
Результаты работы каждой команды оценивали эксперты с предприятий города. Использовалась модель 3D-оценки, которая была создана на основе международной системы ква-
лификационной оценки профессиональных состязаний. Система оценки чемпионата ежегодно совершенствуется с учетом ведущих мировых практик эффективности образовательной и профессионально-предпринимательской деятельности.
Уровни оценки:
1. Самооценка студентов, в том числе перекрестная оценка качества.
2. Экспертная оценка преподавателей.
3. Оценка экспертов с предприятий города.
Наиболее значимыми параметрами оценки
в соответствии с международными требованиями являются: владение трудовым процессом; владение рабочими инструментами и оборудованием; качество готовой продукции, решения; знания, на которые опирался стажер в процессе решения кейса/задачи; универсальные предпринимательские компетенции и ценности, проявленные стажером.
Абсолютными победителями чемпионата внутри техникума стали три студента, набравшие самый высокий балл по итогам всех испытаний. Они примут участие в региональном этапе Национального чемпионата профессий и предпринимательских идей.
Проведение чемпионата профессий выявило пути повышения эффективности и оптимизации управления профессиональной подготовкой студентов техникума. При этом проведенное мероприятие не исчерпывает всех аспектов сложной и многоплановой работы преподавателей над развитием профессиональных компетенций студентов в учреждении профессионального образования и формирования системы управления ими.
1. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М.: Изд-во МГУ, 2004.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.— М.: Изд-во МГУ, 2004.
3. Практикум по экономике организации (предприятия / под. ред. П. В. Тальминой.— М.: Финансы
и статистика, 2008.
4. Сальникова Т. П. Педагогические технологии. — М.: Изд-во Академия, 2008.
5. Шук Р Как стать профессиональным коммерсантом. — СПб.: Питер Пресс, 2006.