Научная статья на тему 'Саморегулиремая организация арбитражных управляющих как объект управления в российской экономике'

Саморегулиремая организация арбитражных управляющих как объект управления в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Волжанин, Т.В. Юрьева

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих является неотъемлемым элементом института несостоятельности в современной российской экономике. Проблема функционирования и управления СРО АУ, ее роли в развитии российской экономики, принципам и направлениям деятельности посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморегулиремая организация арбитражных управляющих как объект управления в российской экономике»

_

A.B. Волжанин,

президент саморегулируемой органиазции арбитражных управляющих Центрального федерального округа Т.В. Юрьева,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой институциональной экономики и антикризисного управления МЭСИ

Саморегулиремая организация арбитражных управляющих как объект управления в российской экономике

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих является неотъемлемым элементом института несостоятельности в современной российской экономике. Проблема функционирования и управления СРО АУ, ее роли в развитии российской экономики, принципам и направлениям деятельности посвящена данная статья.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ)1 является неотъемлемым элементом института несостоятельности в современной российской экономике. Под ней понимается негосударственная некоммерческая организация, образованная для обеспечения, регулирования и контролирования профессиональной деятельности арбитражных управляющих и включенная в единый государственный реестр. В результате введения СРО АУ отменено лицензирование деятельности арбитражного управляющего — его заменяет обязательное членство в одной из саморегулируемых организаций. В настоящее время в России действуют 38 СРО АУ, объединяющих почти 6400 арбитражных управляющих2.

СРО АУ обеспечивает соблюдение своими членами российского законодательства, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; информационную открытость их деятельности и процедур банкротства. СРО АУ оказывает информационную, юридическую и другую помощь арбитражным управляющим в осуществлении профессиональной деятельности; содействует повышению уровня их профессиональной подготовки; защищает права и законные интересы, обеспечивает взаимодействие между арбитражными управляющими и органами государственной, исполнительной и судебной власти на всех уровнях и т.д. СРО АУ имеет право применять в отношении арбитражных управляющих меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов своей организации.

Выполняя указанные функции, СРО АУ оказывает существенное воздействие на развитие института несостоятельности, реализацию российских экономических реформ. Это ставит анализ проблем, связанных с СРО АУ, в ряд наиболее актуальных, которые должны находить соответствующее отражение в теории и практики института несостоятельности, в учебном процессе российских высших учебных заведений при подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров по специальности «Антикризисное управление».

Необходимо отметить, что проблема функционирования и управления СРО АУ в российской экономике является недостаточно разработанной. В результате до сих пор не удается добиться общепризнанного понимания функционального назначения СРО АУ в системе экономических отношений, что в целом несколько тормозит поступательное развитие института несостоятельности в России.

На СРО АУ федеральным законодательством возложено выполнения ряда важных функций, реализация которых позволяет реализовать основное назначение СРО АУ в институте несостоятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, СРО АУ осуществляет контроль за соблюдением своими членами требований федерального законодательства. Данная организация

Таблица 1

Количество СРО АУ 2002 г. В % к итогу 2003 г. В % к итогу 2004 г. В % к итогу 2005 г. | В % к итогу СО о 0 2 В % к итогу Всего

Зарегистрированных 8 19,5 30 73,2 2 4,9 1 2,4 - - 41

Л и кв ид ирован н ых - - - - - - 2 - 1 - 3

разрабатывает, устанавливает и контролирует обязательные для выполнения всеми своими участниками правил и стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих, деловой этики.

СРО АУ осуществляет взаимодействие между производителями и потребителями услуг антикризисного управления, с государственными органами исполнительной и законодательной власти, арбитражными судами, органами местного самоуправления, иными структурами и организациями — участниками процесса несостоятельности всех уровней. На наш взгляд, СРО АУ следует более активно участвовать в подготовке и обсуждении законопроектов и иных нормативных документов, направленных на совершенствование законодательства в сфере несостоятельности и саморегулирования.

СРО АУ представляет и защищает права и законные интересы арбитражных управляющих — членов СРО в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и уставными документами СРО АУ, а также внутренними положениями СРО АУ в арбитражных, третейских судах, судах общей юрисдикции, правоохранительных органах. СРО АУ объективно и всесторонне рассматривает жалобы на действия арбитражных управляющих — членов СРО АУ, поступающих в адрес СРО.

СРО АУ способствует профессиональной деятельности и повышению уровня подготовки арбитражных управляющих. В этой связи осуществляется организация обучения и переподготовки арбитражных управляющих, в том числе дистанционно. На наш взгляд, одной из функций СРО АУ должна также стать разработка методик и методологий в сфере антикризисного управления и банкротства; распространение накопленного практического опыта, а также научных разработок среди арбитражных управляющих — членов СРО АУ. Реализация этой задачи требует проведения конференций и семинаров по актуальным вопросам института несостоятельности, установления

тесной взаимосвязи с УМО по специальности «Антикризисное управление», с высшими учебными заведениями, ведущими подготовку специалистов по указанной специальности.

Изучение динамики становления и развития СРО АУ в России показывает, что основная часть ныне действующих организаций была создана в 2003 году (см. табл. 1). По данным на начало 2007 года количество арбитражных управляющих, зарегистрированных в той или иной СРО, колеблется в пределах от 100 до почти 400 человек. Многие СРО АУ едва преодолевают необходимый пороговый барьер численности арбитражных управляющих (не менее 100 человек), что не всегда позволяет им в полной мере эффективно выполнять возложенные на них функции. Поэтому одной из важнейшей задач развития института несостоятельности является оптимизация количественного и качественного состава СРО АУ.

Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа». (ПАУ ЦФО) представляет третью по численности арбитражных управляющих СРО (около 300 человек). ПАУ ЦФО является межрегиональной, работающей в 82 субъектах Российской Федерации. На территории России партнерством созданы три филиала: в Северо-Западном, Приволжском, Сибирском федеральных округах и 510представительство. С 2002 года СРО АУ ЦФО выступает учредителем и издателем профессионального журнала "Арбитражный управляющий", зарегистрированным как общероссийское издание. ПАУ ЦФО, являясь партнером МЭСИ, принимает ак-

тивное участие в подготовке специалистов по специальности «Антикризисное управление», выплачивает стипендии пяти лучшим студентам, обучающимся по данной специальности.

Исследуя особенности функционирования СРО АУ необходимо учитывать, что данная организация является некоммерческой и поэтому ее деятельность может быть подразделена на основную и предпринимательскую. К основной относится деятельность, ради которой создана СРО АУ, а именно обеспечение, регулирование и контролирование профессиональной деятельности арбитражных управляющих. Вместе с тем, СРО АУ разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательством. Однако СРО АУ может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку ее ведение служит достижению целей, ради которых она создана. Главная задача заключается в том, чтобы СРО АУ, занимаясь предпринимательством, не отклонялось от выполнения основной деятельности, направляла возможную прибыль на реализацию уставных целей.

Можно выделить два вида предпринимательской деятельности, осуществляемой СРО АУ:

1. Связанная с основными целями и задачами (издательская деятельность; консультационная деятельность; обучение; оказание иных услуг на платной основе, в т.ч. услуг по антикризисному управлению и финансовому оздоровлению организаций в целях предупреждения банкротства и др.).

2. Несвязанная с главной миссией СРО АУ (операции с недвижимостью, приобретение и реализация ценных

Экономика, Статистика и ИнформатикаН 9

I

бумаг, участие в других хозяйственных обществах; реализация имущественных и неимущественных прав и т.д.),

Такая специфика функционирования СРО АУ отражается на особенностях механизма управления финансовыми ресурсами СРО АУ, который должен одновременно обеспечить экономическую самостоятельность организации и реализовать ее функциональное назначение в институте несостоятельности в России. Среди основных доходов СРО АУ можно выделить следующие:

1) регулярные и единовременные поступления от участников;

2) добровольные имущественные взносы и пожертвования;

3) выручка от реализации товаров, работ, услуг;

4) дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

5) доходы, получаемые от собственности организации;

6) другие, не запрещенные законом поступления.

Под регулярными поступлениями от учредителей и участников понимаются вступительные и членские взносы. В настоящее время в российской практике не существует нормативных документов, определяющих механизм поступления регулярных взносов и перечислений. Их размер и порядок поступления регулируется учредительными документами или решением органов управления СРО АУ.

Денежные взносы в компенсационный фонд или в общество взаимного страхования представляют единовременные взносы участников партнерства5. Эти средства предназначены для возмещения лицам, участвующим в деле о банкротстве и процедурах банкротства, убытков, причиненных арбитражными управляющими — членами СРО АУ в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей. Средства компенсационного фонда подлежат зачислению на отдельный расчетный счет, открываемый СРО

АУ в кредитной организации. Средства компенсационного фонда формируются исключительно в денежной форме за счет взносов арбитражных управляющих — членов партнерства и за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда.

Изучение статистических данных о деятельности СРО АУ в России показывает, что около 20% организаций имеют компенсационный фонд, объем которого превышает 10 млн. руб. В остальных организациях эта величина колеблется от 5,5—10 млн. руб. Подчеркнем, что проблема доходного размещения средств компенсационного фонда представляется актуальной, требующей самостоятельного исследования.

К добровольным имущественным взносам относятся средства граждан

и юридических лиц, поступающие в СРО АУ как в натуральной, так и в денежной форме для выполнения основной деятельности. Добровольные имущественные взносы и пожертвования носят исключительно целевой характер: они предназначены для выполнения конкретных программ, мероприятий или для ведения основной деятельности в целом.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг — это выручка от выполнения основной и предпринимательской деятельности (предоставление услуг, посредническая деятельность, покупка и продажа недвижимости и др.).

Доходы, получаемые от собственности СРО АУ, включают доходы от сдачи в аренду имущества (помещений, оборудования, земельных участков), от операций с ценными бумагами, проценты по вкладам в банках

Рис.1. Структура управления некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» (ПАУ ЦФО)

_

и др. СРО АУ также могут привлекать иные средства (кредитные ресурсы, займы).

Изучение структуры доходов отдельных СРО АУ показывает, что основным источником их доходов являются членские взносы — почти 50% от всей суммы доходов. Около 20% приходится на доходы от аккредитации, около 13% представляют доходы в виде процентов по вкладам в банках.

В зависимости от источника поступления доходы СРО АУ подразделяются на целевые поступления (для выполнения основной деятельности) и доходы от предпринимательской деятельности. Целевые поступления СРО АУ должны быть равны целевым расходам.

Расходы СРО АУ включают затраты на содержание организации: выполнение программ, мероприятий, связанных с уставной деятельностью; выплаты из компенсационного фонда; внутрихозяйственные расчеты; потери и списания.

На наш взгляд, дальнейшее совершенствование управления финансовыми ресурсами СРО АУ требует активного внедрения элементов финансового планирования, финансового анализа, а также усиления ответственности арбитражных управляющих и аккредитованных организаций за нарушение платежной дисциплины.

Управление СРО АУ осуществляется посредством высшего и исполнительного органа управления. Основная функция высшего органа управления СРО АУ — обеспечение соблюдения организацией целей, ради которых она создана. К компетенции высшего органа управления относится: изменение устава; определение приоритетных направлений деятельности; принципов формирования и использования имущества; образование исполнительных органов управления и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана и внесение в него изменений; создание филиалов

и открытие представительств; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация партнерства. СРО АУ не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления (рис. 1).

Учредительными документами СРО АУ может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. Во многих СРО АУ таким органом является Совет партнерства. В ПАУ ЦФО Совет партнерства6 избирается общим собранием членов партнерства в количестве 25 человек, сроком на три года. Президент ПАУ ЦФО является членом совета по должности. В компетенцию Совета партнерства входит решение вопросов общего руководства деятельностью СРО АУ (прием в члены партнерства; исключение из членов партнерства, утверждение правил деятельности и деловой этики членов партнерства в качестве арбитражных управляющих и т.д.). Совет партнерства возглавляет Председатель Совета НП СРО АУ.

На Президента СРО АУ возлагается выполнение текущего руководства деятельностью. В ПАУ ЦФО Президент является единоличным исполнительным органом, который осуществляет непосредственное руководство деятельностью партнерства между общими собраниями и заседаниями Совета партнерства.

Для обеспечения своей деятельности СРО АУ формирует комитеты и комиссии. Особое внимание хотелось бы обратить на необходимость ведения работы со следующими категориями должников:

ц градообразующие предприятия;

ц предприятия ТЭК, ЖКХ и субъекты естественных монополий;

ц сельскохозяйственные предприятия;

ц стратегические организации и организации оборонно-промышленного комплекса РФ;

ц отсутствующие должники; ц финансовые институты; ц индивидуальные предприниматели;

ц физические лица. Особого внимания заслуживает деятельность комитета по работе со стратегическими и градообразующими организациями. В настоящее время в состав оборонно-промышленного комплекса РФ (ОПК), по данным Федерального агентства по промышленности, входит 948 стратегических организаций. Признаки банкротства имеют 198 организаций, из них более 170 входящих в состав ОПК. В отношении 150 стратегических субъектов судами вынесены постановления о взыскании задолженности за счет их имущества. В отношении 47 стратегических организаций арбитражными судами введены процедуры банкротства. Таким образом, под угрозой банкротства и в состоянии банкротства находятся около одной трети организаций ОПК. К причинам возникновения такой ситуации в ОПК относятся: резкое сокращение государственного оборонного заказа; неравномерность поступления средств из федерального бюджета; отсутствие органа государства, обязанного проводить учет и анализ финансового состояния стратегических организаций и их платежеспособности; невозможность проведения реструктуризации их задолженности.

В компетенцию комитета по работе со стратегическими и градообразующими организациями должно входить изучение ситуаций, связанных с банкротством оборонно-промышленной отрасли и на градообразующих организациях РФ, поддержание постоянного взаимодействия с Федеральным агентством по промышленности, органами исполнительной власти субъектов РФ, другими министерствами и ведомствами. Поскольку комитет вправе предлагать комиссии партнерства список арбитражных управляющих из числа наиболее подготовленных кандидатур для представления арбитражным судам для утверждения в делах о бан-

Экономика, Статистика и Информатика

_

кротстве стратегических предприятий и организаций, то одной из важнейших задач комитета становится подбор и подготовка кандидатов для такой работы. Следует подчеркнуть, что дополнительные требования, являющиеся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических организаций, создают проблемы с подбором кандидатур арбитражных управляющих, поскольку до сих пор не определен порядок переоформления допуска к государственной тайне для тех управляющих, которые такой допуск уже имели. Ныне они вынуждены снова оформлять допуск через Росрегист-рацию, что на практике происходит даже дольше, чем его первичное оформление.

Контроль за финансовой деятельностью СРО АУ осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), избираемой общим собранием. Ревизионная комиссия (ревизор) обязана осуществлять внутренний аудит, а при отсутствии внешнего аудита составлять заключение по годовому отчету и балансу СРО АУ.

СРО АУ также в своей структуре управления может иметь региональные представительства и филиалы в федеральных округах РФ. Непосредственное управление деятельностью регионального представительства осуществляет руководитель представительства, который утверждается Советом партнерства и назначается высшим исполнительным органом управления и действует от имени и в интересах СРО АУ на основании доверенности. Руководитель представительства организует оперативное управление текущей

деятельностью, распоряжается имуществом и денежными средствами, переданными представительству в пределах определенной компетенции.

Особое место в структуре управления СРО АУ занимает попечительский совет, осуществляющий надзор за соблюдением правовых актов Российской Федерации, устава. Возглавляет попечительский Совет председатель, избираемый из числа членов попечительского Совета.

Итак, эффективное функционирование СРО АУ предполагает создание и обеспечение деятельности трехуровневой структуры организации: центральный аппарат, филиал, представительство на основе единых подходов и стандартов в организации их деятельности.

Литература:

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ,

2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., № 7-ФЗ,

3. Волжанин А.В. Проблемы банкротства стратегических предприятий // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. 2006. № 8(30).

4. Волжанин А.В. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — орган, регулирующий и обеспечивающий деятельность арбитражных управляющих: Сборник научных статей и тезисов / Вторая научно-практическая конференция «Практика антикризисного управления и методические вопросы подготовки специалистов в современных российских условиях». М.: Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики, 2006.

5. Юрьева Т.В. Институт несостоятельности как неотъемлемый элемент рыночной экономики // Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО. 2006. № 1.

6. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2002.

7. Официальный сайт Федеральной регистрационной службы (Росреги-страция) — http://www.rosregistr.ru

Ссылки:

1 СРО АУ образуется и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, другими правовыми актами Российской Федерации.

2 Официальный сайт Федеральной регистрационной службы (Росреги-страция) — http://www.rosregistr.ru

3 Официальный сайт Федеральной регистрационной службы (Росреги-страция) — http://www.rosregistr.ru

4 Данные на 28 января 2007 г.

5 В соответствии с российским законодательством взнос в компенсационный фонд или общество взаимного страхования составляет не менее 50 000 руб. на каждого члена СРО АУ.

6 Совет некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа» образован и действует на основе соответствующего Положения, утвержденного общим собранием членов данного партнерства 26 марта 2005 г., протокол № 6 . ■

п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.