Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы деятельности саморегулируемых организаций как субъектов гражданского права'

Нормативно-правовые основы деятельности саморегулируемых организаций как субъектов гражданского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1053
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВИЛА И СТАНДАРТЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SELF-REGULATION / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / LAW STATUS / RULES AND STANDARDS / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимов Андрей Алексеевич

Статья посвящена вопросам правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Автор, на основе сравнительного анализа прав и обязанностей саморегулируемых организаций, существующих в различных сферах экономики, делает вывод о противоречивости законодательства о саморегулируемых организациях и целесообразности разработки единой концепции развития данных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard law foundations of activity of self-regulatory organizations as subjects of jus civile

The article devoted to questions of law regulatory of activity of self-regulatory organizations. On foundation of comparative analysis of rights and duties of self-regulatory organizations, acting in different shears of economic, the author conclude about contradiction of legislation about self-regulatory organizations and expedience of working of one concept of development of this organizations.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы деятельности саморегулируемых организаций как субъектов гражданского права»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Герасимов Андрей Алексеевич, заместитель начальника управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, соискатель кафедры правового обеспечения рыночной экономики. Место работы: Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Контакты автора: e-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена вопросам правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций. Автор, на основе сравнительного анализа прав и обязанностей саморегулируемых организаций, существующих в различных сферах экономики, делает вывод о противоречивости законодательства о саморегулируемых организациях и целесообразности разработки единой концепции развития данных организаций.

Ключевые слова: саморегулирование, саморегу-лируемые организации, правовой статус, правила и стандарты, ответственность.

STANDARD LAW FOUNDATIONS OF ACTIVITY OF SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF JUS CIVILE

Gerasimov Andrey A., Vice-chief of the Directorate of the Federal State Registration Cadastre and Mapping Service, a candidate for a degree at the Department of Legal Provision of Market Economy of the Russian.

Place of employment: Academy of Public Service under the President of the Russian Federation.

Contacts of the author: e-mail: [email protected]

Annotation. The article devoted to questions of law regulatory of activity of self-regulatory organizations. On foundation of comparative analysis of rights and duties of self-regulatory organizations, acting in different shears of economic, the author conclude about contradiction of legislation about self-regulatory organizations and expedience of working of one concept of development of this organizations.

Keywords: self-regulation, self-regulatory organization, law status, rules and standards, responsibility.

«...утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».' Назначение правовых норм, регулирующих деятельность некоммерческих организаций - обеспечить сочетание интересов конкретной некоммерческой организации и социально-экономических интересов общества.

Создавая указанные нормы, законодатель должен исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина для конкретной

1 См.: Александр II. Указ Правительствующему Сенату 20 ноября 1864 г. // Российское законодательство Х - ХХ веков. В девяти томах. Т. 8. Судебная реформа. М.: Юрид. лит., 1991. С. 28.

правоприменительной ситуации. Как отметил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 18 февраля 2000 г. № 3-П, цели одной рациональной ор-

ганизации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.2

В связи с этим представляется актуальным изучение состояния правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций, развитие которых является одним из приоритетных направлений административной реформы.

Саморегулируемая организация, как показывает анализ законодательства Российской Федерации, -

это не организационно-правовая форма юридического лица, а статус, который присваивается уже существующей некоммерческой организации, основанной на членстве, при условии ее соответствия установленным законом требованиям.

Согласно части 3 ст. 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ (в ред. от 28.04.2009)3 некоммерческая организация, претендующая на получение статуса само-регулируемой организации, создается в соответствии с Гражданским кодексом РФ4 и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ5. При этом учредителями некоммерческой организации, претендующей на получение статуса саморегулируемой организации, могут быть лица, не занимающиеся деятельностью, стандарты которой будут разрабатываться такой саморегулируемой организацией. Это обстоятельство позволяет упростить саму процедуру подготовки документов для государственной регистрации этих некоммерческих организа-ций.6

Следует отметить, что единые требования к организационно-правовой форме некоммерческих организаций, претендующих на получение указанного статуса, действующим законодательством не установлены. Так, например, если саморегулируемые организации в строительной сфере7, в сфере кадастровой деятель-ности8 и саморегулируемая организация - совет рынка,

2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта

2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. № 3.

3 Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6076; 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3604; № 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. № 18 (ч. 1). Ст. 2142. Далее - Закон о СРО.

4 Собрание законодательства РФ.1994. № 32. С. 3301. Далее -ГК РФ.

5 Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145. Далее -Закон о некоммерческих организациях.

6 Как отмечается в юридической литературе, в учредительных

документах целесообразно сначала сформулировать положения, руководствуясь нормами Закона о некоммерческих организациях, а затем, после слов «с даты приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации до даты прекращения указанного статуса» прописать положения уже в соответствии с требованиями Закона о СРО и соответствующего федерального закона, регламентирующего деятельность саморегулируемых организаций в определенной сфере деятельности. См., например: Беренштейн И. Правовое положение и особенности создания саморегулируемых организаций в строительной сфере. // Хозяйство и право. 2009. № 6. С. 31 - 38.

7 См.: Ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ// Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16. 3418; № 30 (ч. 1). Ст. 3604; № 30 (ч. 2). Ст. 3616; № 52 (ч. 1). Ст. 6236; 2009. № 1. Ст. 17; № 29. Ст. 3601. Далее - ГрК РФ.

8 См.: Ст. 34 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст.

действующая на рынке электроэнергии9, могут создаваться только в форме некоммерческого партнерства, то саморегулируемые организации в сфере рекламы10 - в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства. Требования к организационно-правовой форме иных саморегулируемых организаций, вообще, не отсутствуют. В таких случаях, как свидетельствует правоприменительная практика11, саморегулируемые организации создаются, в основном, в форме некоммерческого партнерства.12 Представляется, что выбор в пользу некоммерческого партнерства обусловлен возможностями, которые предоставляет данная форма юридического лица его членам. Согласно ст. 8 Закона о некоммерческих организациях члены некоммерческого партнерства вправе, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из него часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов. Аналогичное право члены некоммерческого партнерства имеют в случае его ликвидации.

Для признания некоммерческой организации саморе-гулируемой организацией, она должна, согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона о СРО13, объединять в своем составе не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида. При этом федеральными законами может быть установлено иное количество указанных субъектов. Так, саморегу-лируемая организация аудиторов должна объединять не менее 700 аудиторов или не менее 500 аудиторских организаций14, в которых работают не менее трех аудиторов, а саморегулируемая организация кредитных кооперативов - не менее 100 кредитных кооперативов

4017; 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3597; № 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. № 1. Ст. 19. Далее - Закон о кадастре недвижимости.

9 См.: Ст. 33 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 37; 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. № 45. Ст. 5427; 2008. № 29 (ч. 1). Ст. 3418; № 52 (ч. 1). Ст. 6236. Далее - Закон об электроэнергетики.

10 См.: Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232. Далее - Закон о рекламе.

11 Например, шесть из семи организаций, которые зарегистрированы в едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков, созданы в форме некоммерческого партнерства и только одна - в форме общероссийской общественной организации. Большинство организаций, зарегистрированных в государственном реестре саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, также созданы в форме некоммерческого партнерства (сорок из сорока одной организации). См.: официальный Интернет-сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии www.rosregistr.ru (по состоянию на 07.10.2009).

12 Согласно п. 1.1 подраздела 8 раздела 1 проекта Концепции развития законодательства о юридических лицах существование некоммерческого партнерства является излишним, так как оно по целям своей деятельности и организационной структуре близко к ассоциации (союзу). // http://www.privlaw.ru.

13 Действие норм Закона о СРО не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.

14 См.: Ст. 17 Федерального закона «Об аудиторской деятель-

ности» от 30 декабря 2008 г. //Собрание законодательства РФ.

2009. № 1. Ст. 15. Далее - Закон об аудиторской деятельности.

или не менее пяти кредитных кооперативов, совокупное число членов (пайщиков) которых превышает 100

тысяч.15.

Важно подчеркнуть, что требование к минимальному количеству членов саморегулируемой организации не имеет научно обоснованного основания. Думается, что данное требование устанавливается исходя из сложившихся обстоятельств. Например, при установленных требованиях к количественному составу саморегулируемых организаций аудиторов число таких организаций, по мнению экспертов, составит 6 - 9, что примерно соответствует количеству уже действующих профессиональных объединений аудиторов, готовых получить статус саморегулируемых организаций (6 -

7).16

Помимо требования к минимальному количеству членов саморегулируемой организации, действующее законодательство устанавливает требование о необходимости такой организации иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. При этом единая точка зрения в отношении вышеназванных понятий у законодателя отсутствует.

Так, если согласно ст. 36.26 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (в ред. от 23.07.2008)17, понятия «правила» и «стандарты» являются тождественными, то ГрК РФ эти понятия разделяет.18 В соответствии с ч. 2 ст. 55.5 ГрК РФ под стандартами саморегулируемой организации понимается документ, который устанавливает в соответствии с законодательством России о техническом регулировании правила выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к их результатам и системе контроля за выполнением этих работ, а под правилами саморегулирования - документ, устанавливающий иные требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемой организации.

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ19 устанавливает две категории стандартов: национальные и стандарты организаций. Стандарты организации, в том числе са-морегулируемой, разрабатываются и утверждаются организацией для целей стандартизации, совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ст. 17).

Таким образом, стандарты саморегулируемой организации - это стандарты организации в терминологии Федерального закона «О техническом регулировании». Следует отметить, что изложенные в статьи 11 ука-

15 См.: Ч. 10 ст. 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3627.

16 См.: Аганина Р.Н. Субъекты профессиональной аудиторской

деятельности. // Право и политика. 2009. № 2. (СПС «Консуль-

тантПлюс»).

17 Собрание законодательства РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.

18 Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о СРО стандарты и правила саморегулируемой организации представляют собой требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности членов этой организации. То есть Закон о СРО не разделяет понятия «стандарты» и «правила».

19 Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

занного закона цели стандартизации20 не имеют никакого отношения к стандартам организации, так как не могут быть достигнуты с помощью локального нормативного документа, применяемого только в данной организации.21

В целом, специалисты считают, что правила предпринимательской или профессиональной деятельности - более общее понятие, охватывающее собой любые требования, устанавливаемые саморегулируемы-ми организациями для своих членов, касающиеся вопросов осуществления регулируемой деятельности (включая вопросы морально-этического содержания). В то время как стандарты указанной деятельности представляют собой формализованные требования и применяются в конкретных областях предпринимательской (профессиональной) деятельности.22 Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона № 156846-5 «О внесении изменения в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»23, в этических и специальных стандартах деятельности закрепляются выработанные объединениями профессионалов цивилизованные обычаи делового оборота.24

Еще одним условием для присвоения некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации является обеспечение ею дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами.25 Указанная имущественная ответственность, согласно ст. 13 Закона о СРО, может быть обеспечена саморегулируемой организацией посредством создания системы личного и (или) коллективного страхования и (или) формирования компенсационного фонда26. При этом из ч. 2 ст. 13 Закона о СРО однозначно не следует, что установленный ее минимальный размер компенсационного фонда является минимальным размером взноса каждого члена организации. Представляется возможным дифференцировать размер взноса каждого члена в компенсаци-

20 Целями стандартизации являются повышение безопасности жизни и здоровья, имущества и т.д.; обеспечение конкурентоспособности и качества продукции и т.п.; содействие соблюдению технических регламентов; создание систем классификации и кодификации.

21 Подробнее см.: Парций Я.Е. Требования к продукции: стандарты организаций или технические условия. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008).

22 См.: например, Басова А.В. Правила и стандарты саморегулируемых организаций как источники предпринимательского права. // Юридический мир. 2008. № 8; Журина И.Г. К вопросу о правовой природе саморегулирования. // Законодательство и экономика. 2009. № 5.

23 См.: Паспорт проекта Федерального закона № 156846-5 «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (в части уточнения порядка установления уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций) // СПС КонсультантПлюс.

24 Аналогичная точка зрения содержится в Заключении Комитета Государственной Думы по собственности Федерального Собрания РФ от 12 марта 2009 г. № 3.9 - 41/3 на указанный законопроект. См.: Там же.

25 Согласно ст. 17 Федерального закона «О защите прав и за-

конных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ создание компенсационных фондов в целях

возмещения понесенного инвесторами - физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников - участников (членов) саморегулируемой организации является правом, а не обязанностью указанной саморегулируемой организации.

26 Следует отметить, что п. 3 ч. 3 ст. 17 Закона об аудиторской

деятельности предусматривается возможность формирования

саморегулируемой организацией аудиторов как одного, так и не-

скольких компенсационных фондов.

онный фонд организации, исходя из объемов его деятельности.

Важно подчеркнуть, что у законодателя отсутствует единый подход как к формированию компенсационного фонда саморегулируемой организации, так и к установлению размера и условий компенсационных выплат отсутствует.

Так, минимальный размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих определен в фиксированной сумме на каждого ее члена27, саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов - в фиксированной сумме в целом для организации28, а саморегулируемой организации кредитных кооперативов - в процентах от величины активов члена саморегулируемой организации29.

Если размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков не может превышать 600 тыс. руб. по требованию заказчиков или третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю, то саморегули-руемая организация в сфере строительства несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в пределах средств компенсационного фонда30.

При этом требование о компенсационной выплате может быть предъявлено к саморегулируемой организации оценщиков при наличии установленного решением арбитражного суда или признанного страховщиком факта наступления страхового случая по договору обязательного страхования ответственности и только в случае, когда средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности, для возмещения ущерба, причиненного оценщиком, недостаточно и оценщик отказался удовлетворить требование о возмещении ущерба, либо заказчик или третье лицо не получили от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.31

Субсидиарная ответственность саморегулируемой организации в сфере строительства, в случае, если лицо, причинившее вред, имеет договор страхования гражданской ответственности, наступает лишь при условии недостаточности средств, полученных по такому договору, и либо причинитель вреда отказался удовлетворить требование о возмещении вреда, либо заказчик (третье лицо) не получили от этого лица в разумный срок ответа на это предъявленное требование.

Таким образом, ответственность саморегулируемой организации наступает при определенных законом обстоятельствах и носит ограниченный характер.

Единый подход отсутствует и по вопросу приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации. В настоящее время указанный статус может быть приобретен некоммерческой организацией посредством внесения сведений о ней в го-

27 См.: П. 2 ст. 25.1 Федерального закона «о несостоятельности

(банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // Собрание

законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190. Далее - Закон о банкротстве.

28 См.: Подп. 4 п. 4 ст. 33.1 Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

29 См.: Ч. 2 ст 40 Федерального закона «О кредитной кооперации».

30 См.: Ст. 55.16 ГрК РФ.

31 См.: Ст. 24.8 Закона об оценочной деятельности. Подобные условия предъявления требования установлены также в отношении саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

сударственный реестр саморегулируемых организаций32, получения разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной вла-сти,33 на основании федерального закона34.

Получившая статус саморегулируемой организации некоммерческая организация обладает правоспособностью, которая отличается от правоспособности некоммерческой организации, не имеющей такого статуса.

Согласно частям 1 и 2 ст. 14 Закона о СРО саморе-гулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также учреждать и становиться участником хозяйственных товариществ и обществ, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации.35 Однако данная норма позволяет саморегулируемой организации учреждать или становиться участником хозяйственного общества, которое будет

32 См.: Ч. 6 ст. 3 Закона о СРО. Следует отметить, что статус саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов некоммерческая организация получает не с даты внесения сведений о ней в реестр, а с даты выдачи регулирующим органом регистрационного документа о внесении этой организации в соответствующий государственный реестр. Также в отдельных законах вместо слова «внесения» используется слово «включения» (это касается саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, аудиторов, оценщиков).

33 Например, таким образом приобретается статус саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации управляющих компаний. См.: П. 8 ст. 42, ст. 50 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, ст. 57 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ.

34 См.: П.1 ст. 33 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 37; 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. № 45. Ст. 5427; 2008. № 29 (ч. 1). Ст. 3418; № 52 (ч. 1). Ст. 6236. Далее - Закон об электроэнергетике.

Следует отметить, что ни в этом законе, ни в Федеральном законе «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетики» от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ (в ред. от 04.11.2007), ни в постановлении Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по контролю за деятельностью совета рынка» от 4 августа 2008 г. № 581. ни даже в уставе совета рынка эта организация больше ни разу не называется саморегулируемой организацией. В соответствии с п. 1.3 Устава рассматриваемого юридического лица его полное наименование -некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью», а сокращенное наименование - НП «Совет рынка». Целесообразно подчеркнуть, что отдельные положения Устава НП «Совет рынка» противоречат нормам Закона об электроэнергетике (перечень целей создания совета рынка, в отличие от Закона, носит открытый характер, и др.). См.: http://www.np-ats.ru/partnership/documents/ (по состоянию на 05.10.2009).

35Кроме указанных ограничений, саморегулируемая организация, если иное не предусмотрено федеральными законами, не вправе предоставлять принадлежащее ей имущество в залог в обеспечение исполнения обязательств иных лиц; выдавать поручительства за иных лиц, за исключением своих работников; приобретать ценные бумаги, выпущенные ее членами, за исключением случаев, если такие ценные бумаги обращаются на торгах на рынке ценных бумаг; обеспечивать исполнение своих обязательств залогом имущества своих членов, выданными ими гарантиями и поручительствами; выступать посредником по реализации произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг).

См.: Ч. 3 ст. 14 Закона о СРО.

вести деятельность, отличную от деятельности, регулируемой этой организацией.

В отличие от вышеназванного правила, саморегулируемая организация - совет рынка (НП «Совет рынка») вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности Партнерства, участвовать в уставном капитале организаций, осуществляющих функции коммерческой инфраструктуры оптового рынка, а также управлять пакетами долей (акций) указанных организаций.36 Особо следует отметить, что органы управления совета рынка формируются с обязательным участием представителей государства. При этом уполномоченный государственный орган обладает правом вето в отношении решений органов управления совета рынка, а также правом принятия решений по вопросам, которые были направлены этим органам указанным государственным органом и решения по которым ими не приняты.

Также целесообразно подчеркнуть, что Закон о СРО и специальные федеральные законы устанавливают различный объем полномочий саморегулируемых организаций, действующих в разных сферах деятельности, в части оспаривания (обжалования)37 ими актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, которые нарушают права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создают угрозу такого нарушения.38

Так, если саморегулируемые организации арбитражных управляющих вправе обжаловать не только акты, решения и действия (бездействие) вышеназванных органов, но и их должностных лиц39, то саморегулируемые организации в сфере рекламы правом обжаловать в арбитражный суд действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления не наделены.40 Саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, имеющие право оспаривать акты, решения и действия (бездействие) вышеуказанных органов, которые нарушают права и законные интересы не только членов саморегулируемой организации, но и кооперативов, не обладают подобным правом в случае нарушения прав и законных интересов самой саморегулируемой организации, а также в случае угрозы такого нарушения в отношении всех вышеперечис-

36 См.: п. 2 ст. 33 Закона об электроэнергетике.

37 Если Закон о СРО и федеральные законы, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и оценщиков, оперируют термином «оспаривать», то федеральные законы, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере рекламы, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также фондов и организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов - термином «обжаловать».

38 См., например: подп. 2 п. 3 ст. 6 Закона о СРО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39 См.: П. 1 ст. 22 Закона о банкротстве.

40 См.: Ст. 32 Закона о рекламе. Следует отметить, что ранее органы саморегулирования в области рекламы (общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц) были вправе предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. См.: П. 2 ст. 28 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.

ленных лиц.41 Саморегулируемые организации оценщиков, а также фондов и организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов, также лишены указанного права.42

Противоречивость законодательства о саморегули-руемых организациях проявляется также в вопросе ограничения прав должностных лиц и иных работников саморегулируемой организации. Так, если лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а также работники саморегулируемой организации не вправе быть арбитражными управ-ляющими43, то члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов могут совмещать исполнение этих функций с аудиторской деятельностью (с участием в аудиторской дея-тельности).44

Некоммерческая организация утрачивает статус са-морегулируемой организации посредством или исключения сведений о ней из соответствующего государственного реестра саморегулируемых организаций, или отзыва разрешения на приобретение статуса саморегулируемой организации. Согласно п. 1 ст. 21 Закона о СРО основанием для такого исключения является заявление самой саморегулируемой организации, ликвидация или реорганизация некоммерческой организации, вступившее в законную силу решение суда об исключении саморегулируемой организации из соответствующего реестра в связи с несоответствием ее требованиям федеральных законов.45

Важно подчеркнуть, что саморегулируемая организация, не соответствующая установленным федеральными законами требованиям к количеству членов саморегулируемой организации или размеру ее ком-

41 См.: Подп. 3 п. 10 ст. 33.1 Закона о сельскохозяйственной кооперации.

42 См.: Ст. 22.2 Закона об оценочной деятельности и п. 4 ст. 36.26 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»

43 См.: П. 15 ст. 21.1 Закона о банкротстве.

44 См.: П. 11. ст. 17 Закона об аудиторской деятельности. Следует отметить, что в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 14 Закона о СРО лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа саморегулируемой организации, не вправе осуществлять в качестве индивидуального предпринимателя предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации; учреждать и становиться участником хозяйственных товариществ и обществ, осуществляющих предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой саморегулируемой организации; являться членом органов управления членов саморегулируемой организации, их дочерних и зависимых обществ, являться работником, состоящим в штате указанных организаций; приобретать ценные бумаги, эмитентами которых или должниками по которым являются члены саморегулируемой организации, их дочерние и зависимые общества; заключать с членами саморегулируемой организации, их дочерними и зависимыми обществами любые договоры имущественного страхования, кредитные договоры, соглашения о поручительстве.

45 Целесообразно отметить, что Закон об аудиторской деятельности предусматривает последствия для саморегулируемой организации в связи принятием судом к производству заявления уполномоченного федерального органа об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Согласно пунктам 7 и 8 ст. 21 указанного закона в этом случае саморегулируемая организация аудиторов не вправе принимать аудиторские организации, аудиторов в свои члены, а аудиторские организации, аудиторы, являющиеся членами такой саморегулируемой организации, вправе вступать в члены иной саморегулируемой организации аудиторов.

пенсационного фонда, и представившая заявление о таком несоответствии в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, не может быть исключена из государственного реестра саморегулируемых организаций по этому основанию в течение определенного законом срока. При этом законодательством не установлено каких-либо ограничений прав саморегулируемых организаций в указанный период.

Представляется, что такое положение является недопустимым и требует внесения в действующее законодательство изменений, предусматривающих ограничение правоспособности саморегулируемых организаций в период их несоответствия вышеназванным требованиям закона. Например, целесообразно установить норму о приостановлении деятельности некоммерческой организации в качестве саморегулируе-мой организации (запрет на прием новых членов, участие в национальных объединениях саморегули-руемых организаций и др.) в случае выявления ее несоответствия установленным федеральными законами требованиям к количеству членов саморегулируемой организации или размеру ее компенсационного фонда.

Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что действующее законодательство о саморегу-лируемых организациях носит противоречивый характер и требует совершенствования. До разработки и утверждения концепции развития саморегулируемых организаций принятие законов, предусматривающих создание саморегулируемых организаций в новых сферах регулирования, представляется нецелесообразным.

Список литературы:

1. Аганина Р.Н. Субъекты профессиональной аудиторской деятельности. // Право и политика. 2009. № 2. (СПС «Кон-сультантПлюс»).

2. Александр II. Указ Правительствующему Сенату 20 ноября 1864 г. // Российское законодательство Х - ХХ веков. В девяти томах. Т. 8. Судебная реформа. М.: Юрид. лит., 1991.

3. Басова А. В. Правила и стандарты саморегулируемых организаций как источники предпринимательского права. // Юридический мир. 2008. № 8.

4. Беренштейн И. Правовое положение и особенности создания саморегулируемых организаций в строительной сфере. // Хозяйство и право. 2009. № 6.

5. Журина И.Г. К вопросу о правовой природе саморегулирования. // Законодательство и экономика. 2009. № 5.

6. Парций Я.Е. Требования к продукции: стандарты организаций или технические условия. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008).

РЕЦЕНЗИЯ

Статья написана на весьма актуальную тему, поскольку:

а) саморегулируемые организации - новое правовое явление;

б) законодательство о них противоречиво;

в) в науке не сложилась единая концепция;

г) наметилась тенденция к расширению сферы применения.

Статья представляет практический и научный интерес: в ней использован значительный круг законов и литературных источников, автором сформулирован ряд заслуживающих внимания выводов и предложений.

Уверен, что выводы и предложения автора найдут дальнейшее развитие в научных трудах и практике.

к.ю.н., начальник Управления правового, кадрового обеспечения и муниципальной службы Можайского муниципального района Московской области Солдатенков Владимир Викторович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.