Научная статья на тему 'САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОРТФОЛИО / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко О. В., Бакурова Т. П.

В статье рассматривается проблема поиска эффективных средств содействия самореализации студента как образовательного результата в системе среднего профессионального образования и одного из компонентов социально-профессиональной мобильности будущего педагога. Представлены результаты теоретического исследования проблемы, изложены описательные характеристики уровней сформированности способности к самореализации у студентов. Изложены результаты эмпирического исследования уровня способности к самореализации у студентов колледжа в профессиональной подготовке, определены проблемные точки актуального уровня способности к самореализации, что может быть учтено при разработке модели формирования социально-профессиональной мобильности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Величко О. В., Бакурова Т. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REALIZATION OF COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article deals with the problem of finding effective ways to promote students' self-realization as an educational outcome in the system of secondary vocational education. The empirical study of college students' self-actualization level in professional activities has revealed that students experience difficulties in planning and independent organization of learning activities, find it challenging to give self-assessment of their activity results, demonstrate performance in socially useful and sports activities, and give preference to sports activities. The results of the research on the level of self-actualization of college students in professional activity indicate the need to improve the student portfolio, in which students could reflect on the activities that they independently planned and designed and self-evaluate the results of their implementation.

Текст научной работы на тему «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 377.5 DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.2.19

Научная статья

О. В. Величко1^, Т. П. Бакурова2

И fomenko_olya@mail.ru

'Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, Российская Федерация 2Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Самореализация студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки

Аннотация: В статье рассматривается проблема поиска эффективных средств содействия самореализации студента как образовательного результата в системе среднего профессионального образования и одного из компонентов социально-профессиональной мобильности будущего педагога. Представлены результаты теоретического исследования проблемы, изложены описательные характеристики уровней сформированности способности к самореализации у студентов. Изложены результаты эмпирического исследования уровня способности к самореализации у студентов колледжа в профессиональной подготовке, определены проблемные точки актуального уровня способности к самореализации, что может быть учтено при разработке модели формирования социально-профессиональной мобильности будущего педагога.

Ключевые слова: самореализация, деятельностная самореализация, личностная самореализация, порт-фолио, социально-профессиональная мобильность.

Дата поступления статьи: 2 сентября 2022 г.

Для цитирования: Величко О. В., Бакурова Т. П. (2023) Самореализация студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 2, с. 191-199. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2023.i7.2.i9.

Scientific article

O. V. Velichko1®, T. P. Bakurova2

fomenko_olya@mail.ru

'Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk, Russian Federation 2Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

Self-realization of college students in the process of professional training

Abstract: The article deals with the problem of finding effective ways to promote students' self-realization as an educational outcome in the system of secondary vocational education. The empirical study of college students' self-actualization level in professional activities has revealed that students experience difficulties in planning and independent organization of learning activities, find it challenging to give self-assessment of their activity results, demonstrate performance in socially useful and sports activities, and give preference to sports activities. The results of the research on the level of self-actualization of college students in professional activity indicate the need to improve the student portfolio, in which students could reflect on the activities that they independently planned and designed and self-evaluate the results of their implementation.

Keywords: self-realization, self-actualization, personal self-realization, portfolio.

Paper submitted: September 2, 2022.

For citation: Velichko O. V., Bakurova T. P. (2023) Self-realization of college students in the process of professional training. Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 17, no. 2, pp. 191-199. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2023.i7.2.i9.

Введение

Сегодня современному специалисту необходимо не только овладеть профессиональными компетенциями, но и научиться гибко, быстро и эффективно адаптироваться к изменениям в социуме и быть готовым к активным его преобразованиям, другими словами, быть мобильным.

© О. В. Величко, Т. П. Бакурова, 2023

¡^бЙ 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 17 № 2 2023

Педагогические науки

Такие исследователи, как Ю. К. Калиновский, О. М. Дементьева, видят прямую связь между мобильностью и образованием: «чем образованнее человек, тем он мобильнее» (Дементьева, 2011). По их мнению, мобильность - это интегральное качество личности, имеющее две стороны: социальную и профессиональную. Поэтому социально-профессиональную мобильность они тесно связывают с профессионально значимыми качествами личности, формирующимися в процессе обучения и воспитания и оказывающими важнейшее влияние на профессионализм будущего педагога.

Изучая структуру социально-профессиональной мобильности, можно увидеть, что авторы включают не только способность к быстрой профессиональной и личностной переориентации, социальную и профессиональную активность, адаптацию к реальным жизненным ситуациям, но и способность к саморазвитию, самореализации (рис. 1).

способность к быстрой профессиональной и личностной переориентации

гио кая ориентация ил еятельно стно ере агир ование в динамичных социальных и профессиональных условиях в соответствии с с о бстве иным и жиз не иным и по з ициям и: социальная и профессиональная активность; субъектность;

творческое отношение к социальной и профессиональной д еяле л ь но сти. к с о б стве нно му р аз витию

М. А. рук

ад аптация к реальным жиз не иным с итуациям:

внутренняя свобода и раскрепощенность личности, которая способна быстро реагировать на происходящие в социуме изменения

О. И Дементьева

социально активный:

кэ нкур е нто с по с об ный. пр о ф е с сиональ но-компетентный; способный к самореализации, саморазвитию и модернизации с о б стве нно й д е яте ль но сти

Рис. 1. Структура социально-профессиональной мобильности Fig. 1. Structure of social and professional mobility

Следует отметить, что сегодня проблема самореализации имеет новый уровень актуальности, поскольку студенческая молодежь стремится к независимому выбору профессионального пути и жизненной траектории в целом. В. Б. Большов под самореализацией понимает процесс раскрытия личностью своих внутренних возможностей в ходе жизнедеятельности. «Важно отметить актуальность процесса самореализации среди студенческой молодежи, которая в целом рассматривается как особая, относительно самостоятельная общность, заинтересованная в личностном развитии благодаря постоянной включенности в образовательную среду» (Большов, 2021).

В новых условиях молодое поколение должно обладать способностью адаптации к изменяющимся условиям жизни, самоопределению и творческому саморазвитию. Подобные качества применительно к будущему педагогу характеризуют понятие «профессиональная самореализация». В соответствии с изменениями общественной среды меняется концепция среднего профессионального образования, формирующаяся под воздействием современных социально-экономических преобразований. Прежняя задача обучения профессии посредством передачи студентам определенного объема знаний, умений и навыков расширяется до формирования их готовности к труду и максимальной самореализации в новых условиях. В этой связи получают развитие вариативность образования, эффективные педагогические технологии (Копейкин, 2007).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Сегодня многие исследователи отмечают профессиональную сферу как ведущую в самореализации личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Кимберг, Л. А. Корыстылева, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и др.). По мнению А. К. Марковой, значимым фактором личностного саморазвития является профессионализация. Именно профессия - источник существования и средство личностной самореализации человека (Киенко, Морозова, 2011).

Е. В. Киенко и И. С. Морозова отмечают, что самореализация личности в профессии предполагает удовлетворенность личности собственным самоосуществлением. Самореализация в профессии включает деятельностную и личностную составляющие. Деятельностная самореализация рассматривается через субъективную удовлетворенность своими достижениями. Личностная самореализация оценивается по степени удовлетворенности от самоосуществления (Киенко, Морозова, 2011).

А. Н. Чесноков тоже отмечал, что самореализация должна осуществляться путем воплощения жизненных планов студентов через различные виды и формы деятельности (Чесноков, 2023).

Таблица 1 - Самореализация студентов в разных видах и формах деятельности Table 1 - Self-realization of students in different types and forms of activity

Виды деятельности Реализуемая задача Формы деятельности

Игровая Совершенствует самостоятельность, ответственность Деловые, ролевые игры, психологические тренинги

Учебная Формирует потребность в самообразовании Конкурсы, аукционы идей, олимпиады

Коммуникативная Воспитывает культуру общения Диспуты, тренинги общения

Трудовая Направлена на сохранение материальных ценностей Генеральные уборки, субботники

Общественно-политическая Включает воспитание политической культуры Круглые столы, чтение литературы

Профессиональная Направлена на развитие готовности к профессиональной деятельности Конкурсы профмастерства, выставки творческих работ

Спортивно-оздоровительная Формирует навыки здорового образа жизни Соревнования, дни здоровья

В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных способов содействия самореализации студента как образовательного результата в системе среднего профессионального образования, обеспечивающих формирование и развитие знаний, умений, практического опыта, профессиональных и общих компетенций.

Одним из наиболее современных способов профессионального развития, по мнению Л. И. Кобы-шевой, является портфолио. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, четче определить направление развития, облегчить консультирование со стороны педагогов, а также сделать более объективной оценку профессионального уровня (Кобышева, 2015).

Портфолио позволяет выявить положительную мотивацию к обучению, заинтересованность и увлеченность тем или иным предметом, результативность в разных видах деятельности. Портфолио является не просто современным, но и эффективным средством оценки результатов обучения и решает в том числе такие задачи, как формирование и поддержка положительной мотивации студентов к обучению, поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей самообучения и саморазвития, реализация дополнительных предпосылок и возможностей для самореализации студентов (Панюкова, Гостин, Самохина, 2013).

Целью нашего исследования явилось выявление возможностей портфолио как средства формирования способности к самореализации студентов колледжа.

!ssn i2587-943xPonHne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 17 № 2 2023

Педагогические науки

Таблица 2 - Роль портфолио в профессиональной самореализации Table 2 - The role of the portfolio in professional self-realization

Автор Роль портфолио в профессиональной самореализации

Э. Ф. Зеер, Л. Н. Степанова Ценность портфолио заключается в развитии рефлексивных способностей и самооценки собственной деятельности обучающихся (Зеер, Степанова, 2023)

В. Н. Фролов, Д. А. Валишина Портфолио активизирует динамику профессионального роста студентов и позволяет решить задачу более объективного определения их профессиональных качеств и достижений (Фролов, Валишина, 2023)

И. А. Кныш, И. П. Пастухова Портфолио выступает средством самоорганизации, самосовершенствования и самопрезентации студента, позволяющим формировать навыки рефлексии собственной деятельности и конструктивное отношение к внешней оценке (Кныш, Пастухова, 2008)

Е. Ю. Кудрявцева Портфолио -это инструмент самообразовательной деятельности студента, подчеркивающий его обширные возможности в становлении способности действовать в ситуации неопределенности с учетом наличных условий (Кудрявцева, 2008)

Методы

Исследование было проведено на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения «Омский педагогический колледж». В нем приняли участие две группы первого курса в количестве 48 человек и 61 чел. - студенты второго и третьего курсов, в возрасте от 15 до 19 лет.

Для достижения поставленной цели был изучен уровень самореализации студентов в профессиональной деятельности посредством использования метода анализа документов - портфолио.

Результаты

Портфолио представляет собой три раздела: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. Портфолио документов включает в себя набор документов, фиксирующих профессиональное развитие: дипломы, сертификаты, справки, грамоты, удостоверения о спортивной квалификации и др. Преимущество данного раздела портфолио заключается в том, что можно определить рейтинг обучающегося. В то же время существует и недостаток: информация в данном разделе портфолио представлена лишь о результатах обучения, она не дает развернутого представления о динамике индивидуального развития обучающегося, его интересов и увлечений, что вполне вероятно отразилось и на результатах исследования.

Портфолио работ выглядит как методический «портфель», включающий в себя различные проектные, творческие, исследовательские работы студента и, кроме того, описание основных направлений и форм его творческой и учебной деятельности: участие в различных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, обучение на курсах дополнительного образования, достижения в сферах искусства и спорта и др. Данный раздел портфолио предоставляет обучающемуся возможность проводить самооценку своего развития в той или иной сфере (образование, наука, искусство, спорт и др.), что, безусловно, помогает осознавать, что является для него более близким родом деятельности.

В портфолио отзывов размещаются характеристики с баз практик, тренеров по избранному виду спорта, отзывы кураторов, с мест осуществления тренерской деятельности (если студенты осуществляют эту деятельность в качестве помощника тренера), рекомендации и др. Преимуществом данного раздела портфолио является то, что студент может проанализировать оценку собственных работ и достижений более опытными людьми (преподавателями, руководителями производственной практики) в конкретном виде деятельности, что позволит устранить недочеты в работе, упрочить сильные стороны, то есть скорректировать дальнейшую работу.

В целом портфолио студентов выполняет следующие функции:

- мотивационную: заключается в том, что, накапливая результаты образовательной деятельности, обучающийся находится в ситуации успеха, внутреннего удовлетворения, что работает на повышение образовательной мотивации;

- содержательную: проявляется в том, что портфолио позволяет определить результативность обучающегося в разных видах деятельности, в которые он был включен;

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

- рефлексивную (самоанализ): заключается в умении обучающегося адекватно оценивать собственные достижения и возможности в разных видах деятельности, делать необходимые выводы относительно самосовершенствования.

В нашем исследовании на основании выделенных Е. Г. Власюк компонентов (мотивацион-но-ценностный, профессионально-деятельностный и оценочно-аналитический) и показателей нами определены три уровня сформированности способности к самореализации студентов колледжа. Описательные характеристики уровней составлены на основе анализа научно-методической литературы (Р. В. Овчарова1; М. И. Рожков2; И. Г. Сенин3; В. В. Синявский4).

Таблица 3 - Уровни сформированности способности к самореализации студентов колледжа Table 3 - Levels of formation of the ability to self-realization of college students

Показатель Уровни сформированности

Высокий Средний Низкий

Способность к самореализации Результаты учебной деятельности в портфолио отражают положительную динамику, при этом имеются сертификаты, грамоты, дипломы, подтверждающие результаты участия; результаты также отражают активное участие в спортивной и воспитательной деятельности; результаты практической деятельности имеют положительную динамику, и содержание портфолио демонстрирует способность к анализу собственной профессиональной деятельности. Способен самостоятельно планировать и конструировать профессиональную деятельность Представленные результаты портфолио отражают результаты учебной деятельности студентов; результаты отражают активное участие студентов в спортивной деятельности; результаты практики не имеют положительной динамики; состав портфолио выдержан и обоснован, затрудняется анализировать собственную деятельность. Испытывает трудности в самостоятельном планировании и конструировании профессиональной деятельности В портфолио отсутствуют материалы по результатам учебной, воспитательной и спортивной деятельности; нет материалов, отражающих результативность практической деятельности; материалы портфолио представлены бессистемно, отсутствует логика их включения. Не может осуществлять самоанализ собственной профессиональной деятельности. Не проявляет способности к самостоятельному планированию и конструированию профессиональной деятельности

На основании критериев и показателей оценки портфолио нами проанализированы документы студентов с 1-го по 3-й курсы. Полученные результаты свидетельствуют о следующем: на первом курсе у 73 % студентов низкий уровень самореализации. Их материалы отражают активное участие лишь в спортивной деятельности, как таковой положительной динамики в учебной деятельности не наблюдается, отсутствует самореализация в практической деятельности, а материалы, располагающиеся в портфолио, представлены бессистемно и не логично.

27 % студентов первого курса имеют средний уровень самореализации. Эти данные можно охарактеризовать следующим образом: результаты обучающихся отражают активное участие и в спортивной, и в общественно-полезной деятельности, состав портфолио выдержан и обоснован, представлены результаты учебной деятельности (но положительной динамики не наблюдается). Обучающиеся испытывают трудности в планировании и самостоятельной организации учебной деятельности, затрудняются дать оценку результатам своей деятельности.

У студентов 2 курса в портфолио способность к самореализации в учебной деятельности имеет динамику, но не у всех обучающихся она положительная. Также можно отметить активное участие студентов в общественно-полезной и спортивной деятельности, как внутри колледжа, так и

1 Овчарова Р. В. (2023) Мотивы выбора профессии. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/i/i8.html

2 Рожков М. И. (2023) Методика изучения уровня социализированное™ личности обучающегося. URL: http://psylist.net/praktikum/00178.htm

3 Сенин И. Г. (2023) Опросник терминальных ценностей. URL: http://www.altermed.by/index.php?item=test&pst=otz

4 Синявский В. В. (2023) Коммуникативные и организаторские склонности. URL: http://testoteka.narod.rU/lichn/1/17.html

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Педагогические науки

вне его. У этих студентов в большей степени состав портфолио обоснован и выдержана его структура. Студентам удалось отразить в разделе «портфолио работ» самостоятельно спланированные мероприятия по общественно-полезной деятельности, также конспекты спортивно-массовых мероприятий, разработанных и проведенных ими самостоятельно в процессе осуществления воспитательной работы в образовательном учреждении. Так, результаты оценки уровня способности к самореализации студентов второго курса представлены следующим образом: 32 % (12 студентов) имеют низкий уровень, 46 % (17 человек) - средний уровень и 22 % (8 студентов) высокий уровень.

У студентов 3 курса наблюдается динамика учебной и практической деятельности, результативность общественно-полезной и спортивной деятельности свидетельствует преимущественно об участии студентов в спортивных мероприятиях. Так, у студентов 3 курса на низком уровне обучающихся не оказалось, на среднем уровне - 71 % (17 студентов) и на высоком - 29 % (7 студентов) (рис. 2).

i средний

1 курс

2 курс

3 курс

Рис. 2. Количество студентов, имеющих различный уровень способности к самореализации

в профессиональной деятельности (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fig. 2. Number of students with different levels of ability to self-realize in professional activities (%)

Несмотря на положительную динамику показателей самореализации обучающихся в профессиональной деятельности, видно, что студенты 1-го и 2-го курсов испытывают трудности в планировании и самостоятельной организации учебной деятельности, затрудняются давать самооценку результатам своей деятельности, а обучающиеся 3-го курса демонстрируют результативность общественно-полезной и спортивной деятельности, отдавая предпочтение спортивным мероприятиям.

В связи с тем, что не только самореализация является одной из составляющих структуры социально-профессиональной мобильности, на наш взгляд, было бы уместно комплексно представить способы ее формирования.

Так, нас заинтересовал подход, предложенный В. А. Штоффом. Он рассматривал способ моделирования. Под моделью им понимается мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение даст новую информацию об этом объекте. Модель, по определению автора, это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).

Анализ работ, посвященных социально-профессиональной мобильности студентов, позволил выявить существующие модели ее формирования. Так, Е. Г. Власюк разработала модель управления развитием социально-профессиональной мобильности в воспитательном пространстве профессионально-педагогического колледжа (Власюк, 2014). О. М. Дементьева предлагает модель формирования социально-профессиональной мобильности студентов среднего профессионального образования посредством изменения содержания образования (производственные практики, факультативы, курсы по выбору, дополнительное образование и др.) (Дементьева,

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

2009). Е. Р. Ипатова также разработала модель формирования социально-профессиональной мобильности у студентов вуза, включающую целевой, содержательный, организационно-технологический, оценочно-результативный компоненты и основанную на реализации системного, лич-ностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов, функционально позволяющую активизировать личностные ресурсы студентов для дальнейшей самореализации (Ипатова, 2011).

В то же время в литературе не представлена модель формирования социально-профессиональной мобильности будущего педагога, которая была бы основана на комплексном построении образовательной среды в условиях среднего профессионального образования.

Методологическим обоснованием к построению комплексной модели мы считаем необходимым заложить личностно-деятельностный и комплексный подходы. Выбор этих подходов обусловлен тем, что процесс формирования социально-профессиональной мобильности в силу своей сложности и многоаспектности не может изучаться лишь с одной точки зрения. Учет методологических подходов в изучении процесса формирования социально-профессиональной мобильности обеспечит получение разноплановых характеристик данного явления.

При разработке комплексной модели формирования социально-профессиональной мобильности необходимо исходить из общего принципа: учить не предмету, а специальности, воспитывать не просто личность, а личность педагога. С этой целью, на наш взгляд, должна быть создана такая образовательная среда, главной целью которой стало бы сопровождение профессиональной самореализации обучающихся.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование показало, что портфолио является одним из средств формирования у студентов способности к самореализации в профессиональной деятельности. Но в то же время мы считаем, что его результативность будет выше, если усовершенствовать его содержание, чтобы студенты смогли отразить самостоятельно спланированную и сконструированную деятельность и оценить ее результаты. Так, например, собственную мотивацию на представленные в портфолио виды деятельности: учебную, воспитательную, спортивную; самостоятельное планирование и конструирование собственной деятельности (в соответствии с разделами портфолио) с целью получения конкретного продукта; самостоятельную оценку и анализ собственных результатов деятельности; защиту портфолио по результатам выполненной деятельности за учебный год.

При разработке модели формирования социально-профессиональной мобильности следует учесть возможности портфолио как средства формирования у студентов способности к самореализации в процессе профессиональной подготовки, что даст возможность обосновать условия реализации модели. В частности, при отборе содержания учебного и другого материала учитывать ту сферу деятельности, в которой студенту предстоит работать; при организации внеучебной деятельности отдавать предпочтение формам и методам, в которых студент преимущественно находится в субъектной позиции, выполняя функции ответственного, организатора, руководителя.

Источники

Большов В. Б. (2021) Вузовская среда как пространство самореализации студенческой молодежи.

Социальная компетентность, т. 6, № 1, с. 1-20. Власюк Е. Г. (2014) Реализация модели воспитательного пространства, способствующего развитию социально-профессиональной мобильности студентов колледжа. Роль и место образовательной организации в профессиональном самоопределении детей и молодежи на уровне городских и поселковых муниципальных образований: материалы ОГАОУ ДПО ИИПКРО, Иркутск, с. 36-41. Дементьева О. М. (2009) Формирование социально-профессиональной мобильности студентов в учреждениях среднего профессионального образования: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 23 с. Деркач А. А. (2009) Самореализация - основание акмеологического развития. Акмеология, № 3, с. 10-16. Емельянова Т. Г. (2006) Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов

ССУЗа. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Ижевск, 19 с. Зеер Э. Ф., Степанова Л. Н. (2018) Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов. Образование и наука, т. 20, № 6, с. 139-157. Ипатова Е. Р. (2011) Педагогическая технология формирования социально-профессиональной мо-

Педагогические науки

бильности студентов вуза. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, № 4, с. 64-68.

Киенко Е. В., Морозова И. С. (2011) Профессиональные аспекты самореализации личности. Философия образования, № 2, с. 247-253.

Кныш И. А., Пастухова И. П. (2008) Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство. Среднее профессиональное образование, № 1, с. 69-73.

Кобышева Л. И. (2015) Метод портфолио как способ профессионально-личностного саморазвития педагога-психолога. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Таганрог, 24 с.

Копейкин Ю. К. (2007) Педагогическое сопровождение профессиональной самореализации студентов колледжа. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 25 с.

Кудрявцева Е. Ю. (2008) Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся. Профильная школа, № 4, с. 8-12.

Мединцева И. П. (2012) Компетентностный подход в образовании. Педагогическое мастерство. Материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/65/3148/.

Панюкова С. В., Гостин А. М., Самохина Н. В. (2013) Интерактивное веб-портфолио студента: структура и содержание. Информатика и образование, № 10 (249), с. 83-87.

Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. (2010) Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Академия, 368 с. URL: https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/ fragments/fragment_19666.pdf.

Фролов В. Н., Валишина Д. А. (2021) Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке. Молодой ученый, № 27 (369), с. 275-278. URL: https://moluch.ru/archive/369/83086/.

Чесноков А. Н. (2016) Самореализация студентов в учебно-профессиональной деятельности. Инновационное развитие профессионального образования, № 1 (09), с. 83-86.

References

Bolshov V.B. (2021) Vuzovskaya sreda kak prostranstvo samorealizatsii studencheskoy molodezhi [University environment as a space for self-realization of student youth]. Social competence, vol. 6, no. 1, pp. 1-20 (In Russian).

Chesnokov A. N. (2016) Samorealizatsiya studentov v uchebno-professional'noy deyatel'nosti [Self-realization of students in educational and professional activities]. Innovatsionnoye razvitiye professional'nogo obrazovaniya - Innovative development of vocational education, no. 1 (09), pp. 8386 (In Russian).

Dementieva O. M. (2009) Formirovaniye sotsial'no-professional'noy mobil'nosti studentov v uchrezhdeniyakh srednego professional'nogo obrazovaniya [Formation of social and professional mobility of students in institutions of secondary vocational education]. Abstr. Diss. ... Cand. Psychol. Sci. Moscow, 23 p. (In Russian).

Derkach A. A. (2009) Samorealizatsiya - osnovaniye akmeologicheskogo razvitiya [Self-realization is the basis of acmeological development]. Acmeology, no. 3, pp. 10-16 (In Russian).

Emelyanova T. G. (2006) Sotsial'naya aktivnost' v professional'nom samoopredelenii studentov SSUZa [Social activity in professional self-determination of SSUZ students]. Abstr. Diss. ... Cand. Psychol. Sci. Izhevsk, 19 p. (In Russian).

Frolov V. N., Valishina D. A. (2021) Portfolio kak effektivnaya pedagogicheskaya tekhnologiya v XXI veke [Portfolio as an effective pedagogical technology in the 21st century]. Young Scientist, no. 27 (369), pp. 275-278. Available at: https://moluch.ru/archive/369/83086/ (In Russian).

Ipatova E.R. (2011) Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya sotsial'no-professional'noy mobil'nosti studentov vuza [Pedagogical technology for the formation of social and professional mobility of university students]. Journal of Shadrinsk State Pedagogical University, no. 4, pp. 64-68 (In Russian).

Kiyenko E. V., Morozova I. S. (2011) Professional'nyye aspekty samorealizatsii lichnosti [Professional aspects of self-realization of personality]. Philosophy of education, no. 2, pp. 247-253 (In Russian).

Knysh I. A., Pastukhova I. P. (2008) Portfel' individual'nykh dostizheniy kak kontrol'no-otsenochnoye pedagogicheskoye sredstvo [Portfolio of individual achievements as a control and evaluation pedagogical tool]. The Journal of Secondary Vocational Education, no. 1, pp. 69-73 (In Russian).

Kobysheva L. I. (2015) Metod portfolio kak sposob professional'no-lichnostnogo samorazvitiya pedagoga-psikhologa [Portfolio method as a way of professional and personal self-development of a teacher-psychologist]. Abstr. Diss. ... Cand. Ped. Sci. Taganrog, 24 p. (In Russian).

Kopeykin Yu. K. (2007) Pedagogicheskoye soprovozhdeniye professional'noy samorealizatsii studentov kolledzha [Pedagogical support of professional self-realization of college students]. Abstr. Diss. ... Cand. Ped. Sci. Moscow, 23 p. (In Russian).

Kudryavtseva Ye. Yu. (2008) Portfolio kak instrument samoobrazovatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya [Portfolio as a tool for student education]. Profession-Oriented School, no. 4, pp. 8-12 (In Russian).

Medintseva I. P. (2012) Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competent approach in education]. Pedagogicheskoye masterstvo [Pedagogical excellence]. Materials II Intern. scientific conf. (Moscow, December 2012). Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (In Russian).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Panyukova S. V., Gostin A. M., Samokhina N. V. (2013) Interaktivnoye veb-portfolio studenta: struktura i soderzhaniye [Student's interactive web portfolio: structure and content]. Informatics and Education, no. 10 (249), pp. 83-87 (In Russian).

Polat Ye. S., Bukharkina M. Yu. (2010) Sovremennyye pedagogicheskiye i informatsionnyye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, Akademiya Publ., 368 p. Available at: https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/ fragments/fragment_i9666.pdf (In Russian).

Vlasyuk E.G. (2014) Realizatsiya modeli vospitatel'nogo prostranstva, sposobstvuyushchego razvitiyu sotsial'no-professional'noy mobil'nosti studentov kolledzha [Implementation of a model of educational space that contributes to the development of social and professional mobility of college students]. Rol' i mesto obrazovatel'noy organizatsii v professional'nom samoopredelenii detey i molodezhi na urovne gorodskikh i poselkovykh munitsipal'nykh obrazovaniy [The role and place of the educational organization in the professional self-determination of children and youth at the level of city and village municipalities]. Materials of the OGAOU DPO IIPKRO, Irkutsk, pp. 36-41 (In Russian).

Zeyer E. F., Stepanova L. N. (2018) Portfolio kak instrumental'noye sredstvo samootsenivaniya uchebno-professional'nykh dostizheniy studentov [Portfolio as a tool for self-evaluation of educational and professional achievements of students]. The Education and Science Journal, vol. 20, no. 6, pp. 139-157 (In Russian).

Информация об авторах

Величко Ольга Викторовна

Старший преподаватель. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, РФ. ORCID ID: 00000002-1234-1234. E-mail: fomenko_olya@mail.ru

Бакурова Татьяна Петровна

Кандидат педагогических наук, доцент. Омская гуманитарная академия, г. Омск, РФ. E-mail: t.bakurova@inbox.ru

Autor's information

Olga V. Velichko

Senior Lecturer. Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk, Russian Federation. ORCID ID: 0000-0002-1234-1234. E-mail: fomenko_olya@mail.ru

Tatyana P. Bakurova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation. E-mail: t.bakurova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.