Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсаков Алексей Сергеевич

Методика педагогического моделирования обоснованно считается в образовании перспективным направлением развития теоретических и практических знаний. Моделирование предполагает не только создание теоретически обоснованной модели будущего профессионального развития, но и практическое обоснование, подтверждение функционирования созданной модели. Моделирование профессиональной мобильности будущего офицера военного вуза не только представляет практический интерес в педагогической области, но и определяется задачами национального развития и национальной безопасности Российского государства в ближайшей перспективе. Безошибочное определение алгоритма формирования всех компонентов профессиональной мобильности военного специалиста включает развитие личностной и социальной профессиональной мобильности. Структура модели, предложенная в настоящей статье, сформирована в результате обобщения современного теоретического знания, а также экспериментальных исследований на основе ведущих военных вузов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOBILITY MODELING FOR A SPECIALIST IN A MILITARY UNIVERSITY

The technique of pedagogical modeling is reasonably considered in education as a promising direction of the development of theoretical and practical knowledge. Modeling involves not only the creation of a theoretically based model of future professional development but also a practical justification, confirmation of the functioning of the created model. Professional mobility modeling for a future military officer is of practical interest not only in the pedagogical field but it is also determined by the tasks of national development and national security of the Russian state in the short term. An unambiguous determination of the algorithm for the formation of all components of the professional mobility of a military specialist includes personal and social professional mobility development. The structure of the model, proposed in this article, was formed as a result of the generalization of modern theoretical knowledge, as well as experimental research based on the leading military universities of Russia experience.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА»

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 378.14 DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.8

Научная статья

А. С. Корсаков1' 2

И korsakov_aleksi@mail.ru

'Новосибирский военный ордена Жукова институт им. Генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Российская Федерация 2Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Моделирование профессиональной мобильности специалиста

в условиях военного вуза

Аннотация: Методика педагогического моделирования обоснованно считается в образовании перспективным направлением развития теоретических и практических знаний. Моделирование предполагает не только создание теоретически обоснованной модели будущего профессионального развития, но и практическое обоснование, подтверждение функционирования созданной модели. Моделирование профессиональной мобильности будущего офицера военного вуза не только представляет практический интерес в педагогической области, но и определяется задачами национального развития и национальной безопасности Российского государства в ближайшей перспективе. Безошибочное определение алгоритма формирования всех компонентов профессиональной мобильности военного специалиста включает развитие личностной и социальной профессиональной мобильности. Структура модели, предложенная в настоящей статье, сформирована в результате обобщения современного теоретического знания, а также экспериментальных исследований на основе ведущих военных вузов России.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, модель профессиональной мобильности военного специалиста, образовательный процесс военного вуза.

Дата поступления статьи: 2 марта 2022 г.

Для цитирования: Корсаков А. С. (2022) Моделирование профессиональной мобильности специалиста в условиях военного вуза. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 3, с. 79-89. DOI: 10.57015/ issni998-5320.2022.i6.3.8.

Scientific article

A. S. Korsakov1' 2

И korsakov_aleksi@mail.ru

'Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops, Novosibirsk, Russian Federation 2Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

Professional mobility modeling for a specialist in a military university

Abstract: The technique of pedagogical modeling is reasonably considered in education as a promising direction of the development of theoretical and practical knowledge. Modeling involves not only the creation of a theoretically based model of future professional development but also a practical justification, confirmation of the functioning of the created model. Professional mobility modeling for a future military officer is of practical interest not only in the pedagogical field but it is also determined by the tasks of national development and national security of the Russian state in the short term. An unambiguous determination of the algorithm for the formation of all components of the professional mobility of a military specialist includes personal and social professional mobility development. The structure of the model, proposed in this article, was formed as a result of the generalization of modern theoretical knowledge, as well as experimental research based on the leading military universities of Russia experience.

Keywords: professional mobility, a model of professional mobility of a military specialist, the educational process of a military university.

Paper submitted: March 2, 2022.

For citation: Korsakov A. S. (2022) Professional mobility modeling for a specialist in a military university. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 3, pp. 79-89. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2022.i6.3.8.

© А. С. Корсаков, 2022

Иэй 12587594зхРоы1пе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 3 2022

Педагогические науки

Введение

Высокие темпы развития современного общества диктуют динамичные изменения во всех областях жизни и деятельности человека. С одной стороны, неуклонно растут возможности человека для развития, с другой - отсутствие стабильности и покоя детерминируют возникновение новых условий и требований к адаптивным способностям человека, требуя от него все более высокого адаптивного потенциала. Так, объективно существующая реальность определяет развитие новых способностей и качеств личности. В свою очередь, личность, обладающая высокой адаптивностью, резко повышает возможность вжиться в профессиональное сообщество, успешно в нем освоиться и трудиться.

Важнейшим в системе профессионализма интегративным качеством личности является профессиональная мобильность. Модель ее создания в условиях военного вуза несет ключевое значение для модернизации российской армии и системы безопасности страны, а также подготовки молодых квалифицированных военных кадров. По общепринятому определению, под мобильностью нужно понимать скорость и вид реакции человека на меняющиеся внешние и внутренние обстоятельства, это способность четко реагировать на жизненные трудности.

Значимой средой жизни человека выступает профессиональная деятельность, в связи с чем актуальность приобретает управление профессиональной мобильностью, механизмом адаптивности личности к динамичности окружающего мира как свойством личности.

На основе исследования Л. В. Горюновой выделяем три взаимосвязанных компонента профессиональной мобильности: первым важным компонентом выступает внутренняя мотивация, потребность в саморазвитии и самосовершенствовании личности; вторым компонентом - собственно деятельностная сторона поведения человека, которая реализуется путем профессионального и жизненного удовлетворения в целом; третий компонент выражается в способности преобразовывать собственное жизненное пространство и профессиональное пространство вокруг себя, совершенствовать его (Горюнова, 2007).

Обобщение научных подходов в исследованиях последнего десятилетия позволили определить несколько уровней изучения профессиональной мобильности (Korpachyova, Lopanova, Shcherbakov, 2020):

- уровень собственно качеств личности, в который входят адаптивные способности, коммуникативные навыки, социальная подвижность, социальная память, ценности и позиции в жизни личности, наличие целей, способности к саморазвитию, самопознанию;

- уровень деятельности субъекта, который раскрывается через проявление в жизни и профессии качеств гибкости, целеполагания, прогнозирования, последовательности действий, рефлексивности;

- уровень способности к собственному развитию, самосовершенствованию, преобразованию в профессиональной деятельности, внешней среде, в целом жизни. Профессиональная мобильность личности рассматривается в таком ракурсе, как свойство человека, постоянно неудовлетворенного достигнутыми результатами и ищущего источники профессионального развития в новых сферах и профессиях. Закономерность поиска выводов субъектов на данном уровне приводит к обучению новым специальностям, выбору новой профессии, активному поиску работы, смене места жительства, города.

Методы

В теории и практике научного мира определено содержание понятий, определены предпосылки и факторы формирования профессиональной мобильности, описаны условия и необходимость развития этого свойства будущих выпускников, проведен анализ профессиональной мобильности с позиции системно-интегративного явления. Важной задачей исследования стала разработка модели профессиональной мобильности. Предлагаем использовать дефиницию «модель» к пониманию, близкому В. М. Полонскому, где с моделью отождествляется некий иной предлагаемый объект, копирующий образец-оригинал, созданный с целью изучения его

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

структуры, свойств, функций, результатов работы или деятельности (Методология педагогики, 2014). Модель позволяет выявить скрытые закономерности процесса обучения, формирования, определить взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами структуры модели, создать и апробировать влияние внешних и внутренних факторов, определить влияние социально-культурной среды, исследовать параметры и критерии измерения результативности действий. Другое важное свойство моделирования состоит в способности детального исследования с возможностью многократного повторения и воспроизведения результата на практике. Современная военная педагогика высшей школы нуждается в решении сложных процессов отбора курсантов, формировании специальных качеств их личности с целью получения высококвалифицированных военных специалистов и руководителей. Педагогическое моделирование выступает актуальным механизмом решения части важных задач системы высшего образования и специальной подготовки.

Актуально мнение П. А. Сорокина относительно обязанности современной системы образования обеспечить социализацию личности выпускника, возможность овладеть знаниями, умениями и навыками, позволяющими выпускнику быть мобильным, а кроме того, развивать личностные качества, помогающие определиться с профессиональными предпочтениями, а в дальнейшем адаптироваться и успешно реализовывать профессиональный потенциал (Сорокин, 2002).

Образовательная система такова, что критерием измерения профессионализма, эффективного выполнения профессиональных задач является понятие компетентности. Выпускник военного вуза должен обладать строго определенным набором ключевых профессиональных компетенций. Применительно к системе военного образования выпускник вуза должен быть готов демонстрировать на практике компетентность при эксплуатации военного вооружения. Предшествующим этапом формирования данной компетенции должно быть формирование четкого представления сущности служебной деятельности как профессии. Представления о профессиональной деятельности военного должны быть максимально конкретизированы, чтобы довести понимание будущей профессии до освоения узкого направления. Важное значение имеет в этой системе компетенций способность определения из всех возможных вариантов одного наиболее точного в решении служебной задачи. Этому способствует понимание объекта военной профессиональной области деятельности, который включает множество компонентов, образующих единую систему: технические средства и системы, оружие, технологическое оборудование, личный состав, выполняющий поставленные военные задачи.

Обучение в военном вузе имеет ряд особенностей, которые были выделены нами в результате собственной профессиональной деятельности и анализа работ специалистов в области военного образования (А. В. Гладкова, С. И. Денисенко, О. А. Козлова, М. А. Лямзина, Ю. Ф. Михайлова, А. А. Червовой, А. Н. Янюка, и др.). К числу отличительных черт военного вузовского образования предлагаем отнести:

- максимальную приближенность образовательной среды к условиям профессиональной деятельности в будущем (служба в карауле, наряды, соблюдение устава, жесткая дисциплина, соблюдение режима дня в сочетании с процессом освоения теоретического материала). Постоянный дефицит свободного времени создает высокий темп деятельности и высокий уровень физической и психологической нагрузки, как следствие, возрастают требования к здоровью, личностным качествам курсантов;

- строгое соблюдение профессиональной иерархии: подготовка и обучение курсанта как рядового, что включает первый этап формирования основных знаний, умений и навыков; обучение в качестве младшего командира, что включает, кроме знаний первого этапа, умение управлять людьми, обучать и воспитывать их, умение принимать простые волевые решения; третий этап обучения направлен на подготовку будущего начальника отдела, который к комплексу знаний первых двух этапов должен уметь четко выполнять служебные задачи значительного уровня.

Профессиональная мобильность военного специалиста определена в трудах С. М. Кулешова, Ю. В. Пыханова. Разные вопросы становления профессиональной мобильности представлены в современных работах российских исследователей: О. А. Авраменко, Е. М. Аврамова,

Нем 12587594зхРоы1пе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 3 2022

Педагогические науки

О. А. Александрова, А. И. Архангельского, Н. А. Ащеулова, З. А. Багишева, Р. З. Баляговой, В. В. Власова, Л. В. Горюновой, Б. М. Игошева, Ю. И. Калиновского, С. Е. Каплиной, О. А. Кипиной, Е. В. Коневой, А. М. Конькова, А. Т. Кочнева, С. А. Кугель, Л. П. Меркуловой, Э. А. Морылевой, Е. А. Молотковой, Н. Н. Нечаева, А. М. Новикова, С. В. Нужновой, Б. Н. Пойзнера, И. К. Прохоровой, Н. В. Сидоровой, М. А. Ставрук, Н. Н. Суртаевой, М. В. Удальцовой, Н. Ф. Хорошко, Т. И. Чинаевой, С. Н. Чистяковой (Korpachyova, Lopanova, Shcherbakov, 2020).

Специфика организации процесса обучения курсантов состоит, кроме названных особенностей, в строгой нормативно-правовой регламентации ключевых результатов обучения Федеральным государственным образовательным стандартом, а также боевым уставом и уставом внутренней службы (Артамонов и др., 2017; Акулов, 2015). Комплекс нормативных регламентов направлен на формирование как теоретических профессиональных навыков, так и практических профессиональных умений в области будущей военной профессии, которая включает требования к владению сложными техническими системами.

Важнейшим нормативным документом, определяющим содержание, целевые установки и результат образовательного процесса, является Федеральный государственный образовательный стандарт военного образования (ФГОС). Таковым результатом является самостоятельный компетентный офицер, способный принимать взвешенные решения и способный к профессиональной деятельности на заданном уровне сразу после завершения обучения.

Актуальность Федерального государственного образовательного стандарта военного образования определяется следующими обстоятельствами:

- стандарт устанавливает высокие требования к уровню подготовки военных профессионалов, которые соответствуют требованиям времени и развитию военной науки и техники. Учитывает необходимость свободного владения автоматизированными системами связи и технических средств вооружения современной армии;

- содержит установки на формирование личностных качеств курсантов военных вузов, как в качестве самостоятельной профессиональной единицы, так и субъекта деятельности в условиях общемирового гуманистического развития мира;

- задает направленность на формирование навыка решения профессиональных военных задач, автоматизацию процесса принятия решений и ответственности за них, усвоение механизма построения алгоритма действий в условиях несения военной службы;

- учитывает дефицит времени, четко распределенного между теоретической и практической подготовкой курсантов, что связано с ценностью овладения практическим содержанием профессии военного.

Анализ работы в условиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего военного образования позволил выделить проблемы в его реализации:

- важность конкретизации методологического аппарата, основных понятий и, в частности, компетентностного подхода непосредственно для системы военного образования;

- слабость описания организационного и управленческого компонентов высшего военного образования, методического инструментария и рекомендаций по использованию ФГОС ВО;

- низкая мотивация профессорско-преподавательского и командного состава во внедрении и использовании ФГОС ВО в практику обучения курсантов военного вуза с применением новых подходов к образовательному процессу;

- слабость профессионального сопровождения и подготовленности преподавателей военного вуза для введения в практику, соблюдение требований ФГОС ВО.

Ведущей целью образовательного процесса военного вуза выступает развитие ключевых личностных и профессиональных качеств будущих офицеров в процессе освоения образовательных программ, выраженных во ФГОС в перечне компетенций, предлагаемых для различных направлений (профилей) подготовки курсантов (Belikov et а1., 2020; Чуковский, Исакова, 2020; Корсаков и др., 2020).

В сложившейся ситуации формирование и экспериментальная апробация модели развития профессиональной мобильности будущих офицеров определяется острой необходимостью,

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

позволяющей решить задачи по повышению качества и уровня подготовки квалифицированных военных специалистов, соответствующих современному военному запросу государства и общества. В разработанной модели учитывается значение морально-психологического обеспечения и педагогических условий, способствующих формированию профессиональной мобильности курсантов специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Результаты

Модель развития профессиональной мобильности курсантов военного вуза содержит определение подходов, методов, средств, компонентов, субъектов взаимодействия, этапов, уровней, показателей сформированности профессиональной мобильности у курсантов, а также результатов экспериментальной работы (Ярославцева и др., 2020; Гергало, Климкович, 2016).

Моделирование системы развития профессиональной мобильности проходило с соблюдением следующих методологических принципов:

- принцип единого, одновременного и последовательного формирования компонентов профессиональной мобильности;

- принцип единства воспитания и профессионального обучения курсантов в военном вузе;

- принцип развития системного типа мышления, достигаемого за счет высокой степени межпредметной интеграции;

- принцип сочетания личностного развития обучающегося с необходимостью соблюдения требований устава, где приоритет отдается самостоятельности и гармоничности курсанта;

- принцип индивидуализации обучения курсантов, что выражено в учете индивидуальных особенностей, а именно: интересов, мировоззрения, статуса в группе;

- принцип разностороннего развития личности в процессе формирования профессиональной мобильности. Предлагаемая модель включает две группы компонентов: личностную и социальную профессиональную мобильность.

Личностная мобильность понимается как активность личности, выраженная в деятельности и направленная на удовлетворение потребности субъекта в новых знаниях, позволяющих быстро ориентироваться в меняющихся условиях военной профессии и службы. Социальная мобильность определяется как активная способность будущего офицера быстро адаптироваться к новому месту, виду, содержанию военной службы.

Схема модели профессиональной мобильности курсанта военного вуза приведена на рис. 1.

Рис. 1. Модель профессиональной мобильности выпускника военного вуза Fig. 1. Model of professional mobility of a graduate of a military university

Нем ^-мзхРоП'и Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 3 2022

Педагогические науки

В схеме модели приведены компоненты двух базовых блоков профессиональной мобильности будущих офицеров. Личностная мобильность включает когнитивный компонент, отвечающий за потребность личности военного специалиста в самосовершенствовании, расширении круга знаний в области профессиональной деятельности; мотивационный компонент более сложен по наполнению и отвечает за самостоятельность действий в процессе принятия решений, самоконтроль, дисциплину, настойчивость в решении профессиональных проблем; деятельностный отражает способность эффективного планирования своей деятельности и деятельности других в процессе принятия решений, в способности следовать усвоенному алгоритму логических действий при несении военной службы.

В структуру социальной мобильности входит культурный компонент, который выражен в способности принятия корпоративных ценностей, норм и правил поведения, а также в толерантности нравственной, национальной, религиозной; коммуникативный компонент содержит способность к расширению круга профессиональных контактов, умение выстраивать эффективную коммуникацию; адаптивный компонент складывается из готовности к быстрой смене места прохождения службы и способности встроиться в новую систему отношений.

В совокупность основных педагогических условий по развитию профессиональной мобильности будущих офицеров входят следующие:

1) формирование профессиональной мобильности осуществляется через обучение в рамках специальной образовательной программы, в состав которой входит перечень и описание форм, методов, средств реализации образовательно-воспитательного процесса;

2) постепенное усиление ориентации содержания образовательно-воспитательной программы на формирование профессиональной мобильности, начиная с первого до последнего курса обучения;

3) ориентация курсантов на участие в разнообразных видах деятельности в процессе осуществления образовательного процесса. Элементы профессиональной мобильности осваиваются курсантами через лекционные и практические занятия, воспитательные мероприятия, службу, участие в проведении учений и стажировок и другое;

4) параллельное овладение двумя специальностями: военной и гражданской в процессе участия в учебной, воспитательной и служебной деятельности;

5) создание атмосферы взаимного уважения, равенства условий для всех, признание индивидуальных особенностей каждой личности в процессе взаимодействия курсантов и педагогов;

6) высокий уровень сформированности профессиональной мобильности педагогического состава как служебный образец для подражания курсантов военного вуза;

7) непрерывный контроль и анализ уровня развития профессиональной мобильности курсантов военного вуза.

Процесс формирования профессиональной мобильности будущих офицеров осуществляется на всех этапах военного образования в вузе и делится на четыре части:

- 1-й этап направлен на формирование теоретических общепрофессиональных знаний и рассчитан на 1-4 семестр;

- 2-й этап посвящен развитию практических навыков, основанных на закреплении теоретического материала, 5-7 семестр;

- 3-й и 4-й этапы практической эксплуатационной подготовки практически приравнены к профессиональной военной службе и включают 8-10 семестры.

Предложенная технология формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза основана на четырех этапах последовательной реализации.

Первый этап - начальный, реализуется в первом-втором семестре. Содержание деятельности преподавательского и командного состава на данном этапе основано на анализе и исследовании уровня общих знаний, оценке развитости позитивного осмысленного отношения к военной профессии и военной службе. В процессе посещения теоретических и практических занятий курсанты получают первые знания и опыт по техническим, военным и узкоспециальным

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

предметам. Первые компоненты профессиональной мобильности формируются уже в первом семестре путем необходимости быстрой адаптации к новым условиям военной службы. Начинается формирование навыков самоконтроля и дисциплинированности путем соблюдения режима дня, принятия нового распорядка, самодисциплины. В начале обучения в военном вузе курсант выполняет роль рядового солдата, что позволяет освоить первичные навыки военной службы и определить уровень соответствия собственных ожиданий и реальной жизни военного офицера.

Первый курс направлен на формирование первичных военно-профессиональных навыков, в числе которых освоение функций часового, обязанностей посыльного по штабу, функций дневального на контрольно-пропускном пункте. В начальный период закладываются основы воспитательной деятельности, нравственного потенциала и патриотического воспитания.

Важным навыком данного периода выступает формирование коммуникативных способностей, на первом курсе проводится систематическая плотная работа по развитию навыков публичных выступлений, сначала в микрогруппах, на собраниях и совещаниях. Наиболее актуальными и результативными на начальном этапе выступают такие виды образовательной деятельности, формы и методы обучения, как беседа, решение задач, выполнение упражнений, иллюстрация, демонстрация, дискуссия, презентации, беседа с наставниками, познавательные задачи и др.

Второй этап - установочный (третий-четвертый семестр). На данном этапе военного образования курсант адаптируется к систематизированной организованной жизнедеятельности, четко понимает важность профессиональной мобильности как важнейшего качества личности будущего офицера Вооруженных сил и учится мобильно реагировать на изменение содержания образования при сохранении следования организованному режиму. Характеристиками деятельности и поведения курсантов к концу первого курса обучения являются: проявление интереса к освоению военной профессии; осознанная активность при участии в любой учебной и внеучебной деятельности; приспособление к условиям обучения в военной среде с одновременным усилением роли самоорганизации и самоконтроля. На втором этапе происходит увеличение количества обучающего материала, объем выполняемых заданий, увеличивается скорость усвоения учебной информации и ее сложность. Воспитательная работа направлена на активное участие курсантов в заседаниях собраний учебных групп, публичное выступление на собраниях, самостоятельную подготовку выступлений и сообщений. Такими способами формируются умения осмысленной подготовки к выступлению, самоконтроля и самокритичности, соблюдения регламента и поведения в коллективе, выполнения разных ролей: председателя собрания, секретаря, выступающего. Особую роль на втором этапе обучения имеет наличие профессионального образца, примера для подражания, авторитетного преподавателя. Понимание данной особенности второго этапа обучения курсантов обязывает назначать командиров, имеющих опыт военной службы, военно-профессиональные заслуги и достижения, специальное высшее образование, умеющих выстраивать эффективную коммуникацию и держать дисциплину, а также обладающих развитой профессиональной мобильностью. Другой особенностью второго этапа обучения является обязательное использование соревновательных видов деятельности, которые призваны формировать личностные качества, составляющие профессиональную мобильность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий этап - основной (пятый - седьмой семестры). Третий этап профессионального развития личности будущих офицеров содержит все виды деятельности, ранее освоенные и подлежащие закреплению на втором и третьем курсах обучения. Критериями оценки личности курсанта в данный период являются качества целеустремленности, ответственности при выполнении команд и заданий, настойчивости.

Отличительной особенностью обучения третьего этапа выступает формирование мотивации обучения, которая направлена на планирование карьеры профессионального роста на далекую перспективу. Важную роль начинает играть применение принципа индивидуализации обучения, учет личностных талантов, интересов обучающихся и формирование выявленных качеств. Также третий период соответствует возрастанию активности обучающихся, которая при наличии накопленных теоретических знаний проявляется в желании их измерить, показать, проявить на практике. Применением такой особенности выступает участие курсантов в научной деятельности

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Педагогические науки

военного вуза, конференциях, семинарах, практикумах, что позитивно влияет на формирование профессиональной мобильности. Именно в третьем периоде проявляются признаки психологической, физической и интеллектуальной зрелости, что позволяет обрести уверенность поведения в коллективе, выстроить комфортные отношения и получить навыки продуктивной коммуникации.

Практические занятия на третьем этапе приобретают новые функции, они позволяют ознакомиться с основами практической деятельности аэродрома, работы боевой техники, деятельностью на военных заводах и предприятиях. Курсанты имеют возможность проявить на практике теоретические знания, закрепить их, что дает положительные результаты для развития профессиональной мобильности курсантов, а также позволяет осуществить направление профессионального самоопределения в будущей области военной деятельности. Осуществление служебных обязанностей курсантов начинается со второго курса обучения: несение караула, выполнение функций дневального, командира, дежурного, постового. Названные виды деятельности направлены на формирование работы в команде, проявление лидерских качеств, организованности поведения, корпоративной культуры, ответственности, дисциплинированности, которые выступают элементами профессиональной мобильности курсантов.

Четвертый этап - заключительный (восьмой - десятый семестры). Отличается усилением ориентации курсантов на будущую профессиональную деятельность. Будущие офицеры осознанно планируют военно-профессиональную карьеру, определяются с военной специализацией и возможным местом прохождения службы, ориентируются на получение дополнительного образования, которое позволит расширить профессиональные возможности. Третий-четвертый курс обучения отличают разный подход курсантов к обучению разным дисциплинам, они начинают выделять для себя особо полезные учебные предметы и те, что не будут востребованы в профессии. В связи с этим частично повышается учебная мотивация, направленная на усиленное внимание к отдельным предметам и игнорирование остальных.

Войсковая стажировка дает курсантам опыт самостоятельной деятельности и независимого поведения, возможность заслужить доверие командования и проявить свои способности. Педагогические условия третьего периода направлены на определение готовности курсанта проявить полученные знания, умения, навыки на практике, что способствует профессиональному развитию, закреплению полученного опыта и развитию профессиональной мобильности в части коммуникативных, адаптивных, культурных и деятельностных качеств личности курсанта.

Формирование профессиональной мобильности курсантов военного вуза содержит четыре этапа: начальный, установочный, основной и заключительный (рис. 2).

Рис. 2. Процесс (этапы, уровни) формирования профессиональной мобильности выпускников военного вуза

Fig. 2. The process (stages, levels) of the formation of professional mobility of military university graduates

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

В ходе четырех образовательных этапов становления профессиональной мобильности курсантов военного вуза формируются ее уровни: базовый, репродуктивный, мотивационно-дея-тельностный, продуктивный.

Начальный этап становления компонентов профессиональной мобильности соответствует базовому уровню профессиональной мобильности курсанта. Отличительными особенностями данного этапа являются: отсутствие устойчивой мотивации к обучению и профессиональной деятельности, имеющиеся теоретические знания не имеют системы, поведение курсантов не профессионально, так как принимаемые решения не вполне осознанны и необдуманны, среди всех сформированных навыков можно выделить только наличие базовых теоретических знаний по общепрофессиональным дисциплинам.

Установочный этап соответствует репродуктивному уровню формирования профессиональной мобильности курсантов. Данный этап содержит активное нравственное и ценностное формирование, происходит формирование профессиональных ценностей и психологических установок. Учебный интерес и мотивация по-прежнему носят неустойчивый характер. Теоретические знания, умения, шаблоны поведения, практические задания выполняются и усваиваются по заданному образцу и выполняются по определенному алгоритму, что говорит о репродуктив-ности осуществляемой курсантами учебной деятельности. На этом этапе формируется репродуктивный уровень профессиональной мобильности.

Основной этап обучения курсантов соответствует мотивационно-деятельностному уровню развития профессиональной мобильности. Данный этап отличается сформированной мотивацией к учению, наличием ценностного ориентира на профессиональную деятельность, наличием прочных знаний, умений в области военно-профессиональной деятельности. Возрастает ориентация курсанта на самосовершенствование и самоформирование, самовыражение (Караяни, 2022).

Заключительный этап соответствует продуктивному уровню профессиональной мобильности курсантов. На данном этапе выделяются следующие особенности развития и воспитания курсантов: нравственная определенность и зрелость, четкая ориентация на будущую профессиональную деятельность, высокий уровень ответственности и самостоятельности поступков и мыслей курсантов. На заключительном этапе курсанты достигают продуктивного уровня профессиональной мобильности, который подлежит закреплению в процессе осуществления будущей военно-профессиональной деятельности.

Таким образом, нами предложено содержание процесса формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза, представлен процесс формирования профессиональной мобильности на протяжении всего периода обучения курсантов в вузе, разработаны и обоснованы уровни профессиональной мобильности, описанные во взаимосвязи с этапами формирования профессиональной мобильности.

Выводы

В результате экспериментальных исследований и моделирования педагогического процесса, направленного на формирование профессиональной мобильности, удалось разработать оптимальный вариант модели формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза, определить необходимые педагогические условия, рассмотреть этапы формирования профессиональной мобильности и уровни овладения важнейшими компетенциями, позволяющими в совокупности принести желаемый результат.

Начальный этап формирования профессиональной мобильности представляется как владение субъектом знаниями на допрофессиональном уровне. Данному уровню соответствует способность применять узкий круг знаний в стандартной ситуации с использованием образцов деятельности. Ценности профессионального развития и мотивация в военной службе не сформированы.

Установочный этап можно характеризовать как формирование нестабильной мотивации и интереса к отдельным учебным предметам и областям профессии военного специалиста. Такой этап соотносится с допустимым уровнем формирования профессиональной мобильности

Нем 12587594зхРоы1пе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 3 2022

Педагогические науки

и выражается в освоении и закреплении механизма осуществления деятельности по образцу, наблюдается высокая рациональность в процессе принятия решений и отмечается их обоснованность.

Основной этап выражается в наличии у курсантов ценностных представлений и ориентиров о профессиональной деятельности, устойчиво проявляется мотивация в теоретическом и практическом обучении, сформированы базовые умения и навыки, высокий уровень результативности служебной и учебной деятельности. Основной этап соотносится с конструктивным уровнем развития профессиональной мобильности курсантов.

На заключительном этапе профессиональная мобильность соответствует продуктивному уровню и характеризуется как нравственная определенность, высокая мотивация военной деятельности, способность выстраивать самостоятельный алгоритм действий и решений, сформиро-ванность служебной дисциплины, высокий уровень личностного интереса в профессиональном развитии и росте.

Источники

Акулов О. Ю. (2015) Учет внешних факторов при формировании профессиональной мобильности военного специалиста. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, №7 (147), с. 35-38.

Артамонов В. С., Артамонова Г. К., Лукин В. Н., Малый И. А., Мусиенко Т. В. (2017) Безопасность в геополитике: теоретические и методологические аспекты. Монография. Под ред. В. С. Артамонова. Иваново, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 268 с.

Гергало Е. Ю., Климкович Е. Я. (2016) Академическая мобильность как важнейший аспект современного высшего профессионального образования в России. Материалы научно-практической конференции. Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), с. 99-106.

Горюнова Л. B. (2007) Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион, № 1, с. 63-68.

Калибернов Н. П. (2017) Мотивация профессионального роста как фактор профессиональной мобильности офицеров войск национальной гвардии России. Военно-социологические аспекты и тренды модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации. Материалы военно-научной конференции. Под ред. В. Г. Максименко, М. С. Вареник и др., с. 194-198.

Караяни А. Г. (2022) Военная психология : учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., Издательство Юрайт, 593 с.

Корсаков А. С., Токарев В. А., Тарасов А. Н. (2020) Практическая деятельность курсантов в образовательном процессе военного вуза как фактор повышения профессиональной мобильности. Мир науки, культуры, образования, № 2 (81), с. 156-158.

Методология педагогики. Научная школа В. В. Краевского - В. М. Полонского. Институт теории и истории педагогики: 1944—2014. Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. С. В. Ивановой. М., ФГНУ ИТИП РАО.

Ракитянский А. С., Ракитянская С. Ю. (2017) Профессиональная мобильность как один из аспектов формирования профессиональной компетенции в системе высшего образования. Реализация компетентностного подхода в сфере инженерной подготовки. Авторская монография. Уфа, с. 112-119.

Сорокин П. (2002) Социальная мобильность, ее формы и флуктуации. В кн.: Кравченко А. И. Социология. М., Академический проект; Екатеринбург, Деловая книга, с. 647.

Чуковский А. М., Исакова Т. И. (2020). Состояние проблемы формирования профессиональной мобильности курсантов. Современная высшая школа: инновационный аспект, т. 12, № 2 (48), с. 22-29.

Ярославцева Н. В., Беляков А. А., Тухватуллин Б. Т., Кодоева А. Ч., Нигаматулин В. Р., Левченко Д. В., Дахин А. Н. (2020) Когнитивная технология обучения: сущность, эффективность и результативность. Перспективы науки и образования, № 1 (43), с. 10-23.

Belikov V. A., Romanov P. Yu., Pavlenko D. I., Filippov A. M. (2020) Students' professional mobility in organizations of vocational secondary éducation as a result of dual éducation system. Perspectives of Science and Education, no. 1 (43), pp. 72-85.

Korpachyova L. N., Lopanova E. V., Shcherbakov E. P. (2020) Professional teachers' competence as a condition of forming high school students' academic mobility. International Journal of Innovation, Creativity and Change, vol. 12, issue 2. URL: www.ijicc.net.

References

Akulov O. Yu. (2015) Uchet vneshnikh faktorov pri formirovanii professional'noy mobil'nosti voyennogo spetsialista [Consideration of external factors in the formation of professional mobility of a military specialist]. Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, no. 7 (147), pp. 35-38 (In Russian).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Artamonov V. S., Artamonova G. K., Lukin V. N., Malyi I. A., Musienko T. V. (2017) Bezopasnost' v geopolitike: teoreticheskiye i metodologicheskiye aspekty [Security in geopolitics: theoretical and methodological aspects]. Monograph. Ed. V. S. Artamonova. Ivanovo, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, 268 p. (In Russian).

Belikov V. A., Romanov P. Yu., Pavlenko D. I., Filippov A. M. (2020) Students' professional mobility in organizations of vocational secondary education as a result of dual education system. Perspectives of Science and Education, no. 1 (43), pp. 72-85.

Chukovsky A. M., Isakova T. I. (2020) Sostoyaniye problemy formirovaniya professional'noy mobil'nosti kursantov [State of the problem of formation of professional mobility of cadets]. Modern Higher School: Innovative Aspect, vol. 12, no. 2 (48), p. 22-29 (In Russian).

Gergalo E. Yu., Klimkovich E. Ya. (2016) Akademicheskaya mobil'nost' kak vazhneyshiy aspekt sovremennogo vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii [Academic mobility as the most important aspect of modern higher professional education in Russia]. Materials of the scientific-practical conference. Omsk, Siberian State Automobile and Road Academy (SibADI), pp. 99-106 (In Russian).

Goryunova L. V. (2007) Sostavlyayushchiye professional'noy mobil'nosti sovremennogo spetsialista [Components of professional mobility of a modern specialist]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region - News of Higher Educational Institutions. Volga region, no. 1, pp. 63-68 (In Russian).

Kalibernov N. P. (2017) Motivatsiya professional'nogo rosta kak faktor professional'noy mobil'nosti ofitserov voysk natsional'noy gvardii Rossii. Voyenno-sotsiologicheskiye aspekty i trendy modernizatsii Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii [Motivation for professional growth as a factor in the professional mobility of officers of the Russian National Guard Troops. Military sociological aspects and trends in the modernization of the Armed Forces of the Russian Federation]. Materials of the military-scientific conference. Ed. V. G. Maksimenko, M. S. Varenik at al., pp. 194-198 (In Russian).

Karayani A. G. (2022) Voyennaya psikhologiya : uchebnik i praktikum dlya vuzov [Military psychology : textbook and workshop for universities]. 2nd ed., rev. and add. Moscow, Yurayt Publishing House, 593 p. (In Russian).

Korpachyova L. N., Lopanova E. V., Shcherbakov E. P. (2020) Professional teachers' competence as a condition of forming high school students' academic mobility. International Journal of Innovation, Creativity and Change, vol. 12, issue 2. Available at: www.ijicc.net.

Korsakov A. S., Tokarev V. A., Tarasov A. N. (2020) Prakticheskaya deyatel'nost' kursantov v obrazovatel'nom protsesse voyennogo vuza kak faktor povysheniya professional'noy mobil'nosti [Practical activities of cadets in the educational process of a military university as a factor in increasing professional mobility]. World of Science, Culture, Education, no. 2 (81), pp. 156-158 (In Russian).

Metodologiya pedagogiki. Nauchnaya shkola V. V. Krayevskogo - V. M. Polonskogo. Institut teorii i istorii pedagogiki: 1944-2014 [Methodology of Pedagogy. Scientific school of V. V. Kraevsky -V. M. Polonsky. Institute of Theory and History of Pedagogy: 1944-2014]. Under total ed. Dr. Phil. sci., prof. S. V. Ivanova. Moscow, FGNU ITIP RAO (In Russian).

Rakityansky A. S., Rakityanskaya S. Yu. (2017) Professional'naya mobil'nost' kak odin iz aspektov formirovaniya professional'noy kompetentsii v sisteme vysshego obrazovaniya. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda v sfere inzhenernoy podgotovki [Professional mobility as one of the aspects of the formation of professional competence in the system of higher education. Implementation of a competency-based approach in the field of engineering training]. Author's monograph. Ufa, pp. 112-119 (In Russian).

Sorokin P. (2002) Sotsial'naya mobil'nost', yeye formy i fluktuatsii [Social mobility, its forms and fluctuations]. In: Kravchenko A. I. Sotsiologiya [Sociology]. M., Academic project; Ekaterinburg, Business book, p. 647. (In Russian).

Yaroslavtseva N. V., Belyakov A. A., Tukhvatullin B. T., Kodoeva A. Ch., Nigamatulin V. R., Levchenko D. V., Dakhin A. N. (2020) Kognitivnaya tekhnologiya obucheniya: sushchnost', effektivnost' i rezul'tativnost' [Cognitive learning technology: essence, efficiency and effectiveness]. Perspectives of Science and Education, no. 1 (43), pp. 10-23 (In Russian).

Информация об авторе

Корсаков Алексей Сергеевич

Старший преподаватель кафедры автомобилей, бронетанкового вооружения и техники. Новосибирский

военный ордена Жукова институт им. Генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (199034, РФ, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2). Аспирант. Омская

гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). E-mail: korsakov_aleksi@mail.ru

Author's information

Aleksey S. Korsakov

Senior Lecturer of the Department of Automobiles, Armored Weapons and Equipment. Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops (6/2 Klyuch-Kamyshenskoye plateau St., Novosibirsk, 630114, Russian Federation). Graduate student, Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). E-mail: korsakov_aleksi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.