Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕННОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чалый Александр Николаевич

В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностного отношения курсантов ВООВО к безопасности военной службы, которая связана с созданием организационно-методической системы формирования ценностных ориентаций личности курсанта в процессе профессиональной подготовки. Цель статьи заключается в обосновании критериев сформированности и выявлении ценностного отношения курсантов военного вуза к безопасности военной службы. Методологическим основанием является аксиологический подход, позволяющий рассматривать безопасность воинской службы как один из основных критериев профессионализма офицера. Выделение ряда критериев сформированности ценностного отношения будущих офицеров к безопасности воинской службы позволит подобрать диагностический инструментарий и методы формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чалый Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE FORMATION OF THE VALUE ATTITUDE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS TO THE SECURITY OF MILITARY SERVICE

The article deals with the actual problem of the formation of the value attitude of cadets to the security of military service, which is associated with the creation of an organizational and methodological system for the formation of a cadet's personalvalue attitudein the process of professional training. The purpose of the article is to substantiate the criteria of formation and to identify the value attitude of military university cadets to the security of military service. The methodological basis is an axiological approach that allows us to consider the safety of military service as one of the main criteria for the professionalism of an officer. The selection of a number of criteria for the formation of the value attitude of future officers to the security of military service will allow choosing diagnostic tools and methods of formation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА К БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 355.12 DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.12

Научная статья

А. Н. Чалый1' 2

И alexander-omsk@mail.ru

'Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация 2Омский автобронетанковый инженерный институт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва, г. Омск, Российская Федерация

Исследование сформированное™ ценностного отношения курсантов военного вуза к безопасности военной службы

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностного отношения курсантов ВООВО к безопасности военной службы, которая связана с созданием организационно-методической системы формирования ценностных ориентаций личности курсанта в процессе профессиональной подготовки. Цель статьи заключается в обосновании критериев сформированности и выявлении ценностного отношения курсантов военного вуза к безопасности военной службы. Методологическим основанием является аксиологический подход, позволяющий рассматривать безопасность воинской службы как один из основных критериев профессионализма офицера. Выделение ряда критериев сформированности ценностного отношения будущих офицеров к безопасности воинской службы позволит подобрать диагностический инструментарий и методы формирования.

Ключевые слова: военное образование, профессиональная подготовка, ценности, безопасность воинской службы, ценностные ориентации, ценностное отношение.

Дата поступления статьи: 10 марта 2022 г.

Для цитирования: Чалый А. Н. (2022) Исследование сформированности ценностного отношения курсантов военного вуза к безопасности военной службы. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 3, с. 121-129. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2022.i6.3.i2.

Scientific article

A. N. Chaly1' 2

И alexander-omsk@mail.ru 'Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation 2Khrulev Military Academy of Logistics of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Omsk, Omsk, Russian Federation

The study of the formation of the value attitude of military university cadets to the security of military service

Abstract: The article deals with the actual problem of the formation of the value attitude of cadets to the security of military service, which is associated with the creation of an organizational and methodological system for the formation of a cadet's personalvalue attitudein the process of professional training. The purpose of the article is to substantiate the criteria of formation and to identify the value attitude of military university cadets to the security of military service. The methodological basis is an axiological approach that allows us to consider the safety of military service as one of the main criteria for the professionalism of an officer. The selection of a number of criteria for the formation of the value attitude of future officers to the security of military service will allow choosing diagnostic tools and methods of formation.

Keywords: military education, professional training, values, security of military service, value orientations, value attitude.

Paper submitted: March 10, 2022.

For citation: Chaly A. N. (2022) The study of the formation of the value attitude of military university cadets to the security of military service. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 3, pp. 121-129. DOI: 10.57015/ issn1998-5320.2022.16.3.12.

© А. Н. Чалый, 2022

Введение

Рассмотрение сущности ценностных ориентаций личности в психолого-педагогических исследованиях дает возможность утверждать, что ценностное отношение курсантов военных образовательных организаций высшего образования (ВООВО) к безопасности военной службы составляет сложное личностное образование, синтезирующее ценностные ориентации и личностные смыслы курсантов. Большинство ученых сосредоточивают свое внимание на исследовании первого аспекта в контексте ценностей будущей профессиональной деятельности (В. А. Бородин, М. Н. Гончаров, В. Н. Лымарев, А. С. Павлов, Н. И. Привалов, С. С. Товт и др.), однако личностные жизненные смыслы курсанта несколько нивелируются или рассматриваются косвенно (Бабина, 2014). Для нас, исходя из объекта и предмета исследования, важным является понимание психолого-педагогических основ формирования ценностного отношения будущего офицера в процессе профессиональной подготовки.

Методы

Исследование актуального состояния сформированности ценностного отношения курсантов ВООВО к безопасности военной службы предполагает в первую очередь выделение критериев, показателей и уровней сформированности, отбор соответствующего диагностического инструментария.

Остановимся на характеристике критериев и показателей сформированности ценностного отношения курсантов ВООВО к безопасности военной службы.

Опираясь на имеющиеся исследования по проблеме психологической структуры личности будущего офицера (Белых и др., 2019; Богданович и др., 2019; Камерилова и др., 2021), исследования структуры ценностного отношения курсантов ВООВО к безопасности военной службы, мы определили следующие критерии сформированности ценностного отношения курсантов: цен-ностно-мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивно-смысловой, коммуникативно-дея-тельностный, рефлексивный.

Считаем, что на первое место стоит поставить те критерии, которые отражают личностную позицию будущего офицера по проблеме ценностей, затем следует охарактеризовать те, которые отражают теоретико-практический и деятельностный аспекты. Поэтому остановимся на каждом из определенных критериев сформированности ценностного отношения курсантов ВООВО к безопасности военной службы более детально.

Ценностно-мотивационный критерий сочетает сразу два аспекта, поскольку, по нашему мнению, внутренняя потребность личности в деятельности вытекает именно из ценностного отношения к этой деятельности (Дюркгейм, 2019). Соответственно, ценностное отношение к военной службе является стержневым образованием ценностного отношения курсантов ВООВО к безопасности военной службы, первичным мерилом их сформированности.

Именно поэтому первым показателем ценностно-мотивационного критерия мы определяем наличие интереса к военной службе и ее ценностям. Формирование ценностного отношения к военной службе складывается только во время приобретения профессионального опыта, поэтому, диагностируя его у курсантов, мы исследуем проекцию ценностного отношения курсанта к военной службе. Одним из признаков профессиональной деятельности является ее динамичность с присущими ей постоянными изменениями, что требует непрерывного самообразования со стороны офицера, совершенствование себя на основе понимания собственных способностей и возможностей.

Таким образом, следующим показателем ценностно-мотивационного критерия является стремление к самоактуализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Речь идет не только о самосовершенствовании с точки зрения военной службы, но и о личностном росте, наличии широкого круга интересов.

Выделение эмоционально-волевого критерия обусловлено тем, что формирование ценностного отношения курсантов ВООВО к безопасности военной службы происходит под влиянием различных эмоций и в процессе эмоционального «проживания» ценностей (Л. С. Выготский,

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Д. А. Леонтьев, А. К. Маркова, С. А. Рубинштейн, В. В. Сериков и др.) (Выготский, 2021; Леонтьев, 2003; Маркова, 1996; Сериков, Анисимова, 2004).

С. Д. Максименко также отмечает, что «новые смыслы порождаются лишь в процессе особых переживаний. Видно, как в этой точке своеобразно пересекаются три линии становления личности - произвольность, интеграция, переживания. В результате происходит то, что получило название механизма смыслового связывания, когда устанавливается внутренняя связь с ценностной сферой личности и нейтральное до этого содержание превращается в эмоционально заряженный смысл» (Максименко, 2006).

Кроме того, в процессе трансформации общественно признанных ценностей в соответствующие ценностные ориентации задействованные волевые процессы также сказываются на степени отражения ценностей в деятельности будущего офицера (Sindhwani, Kumar, 2013).

Исходя из такой позиции ученых, у будущих офицеров должна быть сформирована адекватная самооценка, то есть позитивное восприятие себя как ценности и позитивное эмоциональное отношение и принятие других.

Немало исследователей ценностного отношения отмечают важность развития эмпатийных способностей, а также способности к эмоциональному равновесию. Очевидно, что эмпатия делает возможным процесс понимания другого, ощущение его эмоционального состояния и учета такого состояния во время взаимодействия в различных видах деятельности (Колосов, 2008).

С эмпатией тесно связана способность к эмоциональному самоконтролю. Считаем, что обе позиции характеризуют направленность личности на принятие другого, признание его личности как наивысшей ценности.

Таким образом, одним из показателей эмоционального критерия является эмоционально-позитивное отношение к себе (адекватная самооценка) и другим (принятие другого, эмпатия и др.).

Еще одним показателем эмоционального критерия мы определяем ощущение психологического комфорта в процессе обучения и других видов активностей, который свидетельствует о позитивном эмоциональном отношении к ценностям, выдвигаемым образовательной средой.

В случае если курсант комфортно чувствует себя в условиях образовательного процесса, где постепенно реализуется предъявление ему необходимых ценностей, если он испытывает положительные эмоции от процесса и результата обучения, участия в различных видах учебно-профессиональной и социокультурной деятельности, осознания и принятия ценностей, придания им личностного смысла, то на этой основе моделирование собственных ценностей происходит более естественно.

Не менее важным показателем сформированности ценностного отношения курсантов ВООВО к безопасности военной службы являются развитые волевые процессы, а именно способность доводить начатое дело до логического завершения с учетом внешних условий. Очевидно, что важными качествами-ценностями, которые должны быть сформированы у будущего офицера в обозначенном контексте, являются ответственность и эмоциональная устойчивость.

Когнитивно-смысловой критерий синтезирует знания, представления о ценностях, которые приобрели смысл, об их структуре и иерархии, о механизмах формирования ценностного отношения курсантов к безопасности военной службы (Бабина, 2014).

Такие знания являются базисом для формирования ценностного отношения курсантов к безопасности военной службы, способствуют осознанию необходимости ориентироваться на определенные ценности в повседневном воинском распорядке, в учебно-профессиональной деятельности курсантов, формируют понимание необходимости поиска личностного смысла.

Заметим, что когнитивный компонент важен потому, что оценка и осмысление той или иной ценности предполагают наличие необходимых знаний о ней (А. В. Кирьякова, А. М. Леонтьев, А. К. Маркова, В. В. Сериков и др.) (Кирьякова и др., 2019).

Поэтому одним из показателей когнитивно-смыслового критерия является сформированность знаний о сущности и видах ценностей, психолого-педагогических механизмах формирования ценностного отношения к безопасности военной службы.

Очевидно, что будущий офицер должен обладать знаниями о природе ценностей, их классификации, механизмов трансформации различных ценностей в ценностные ориентации, о факторах,

детерминирующих обозначенный процесс и особенностях становления ценностной сферы личности военнослужащего. Отметим, что усвоенная теоретическая информация в образовательном процессе становится не просто прочным фундаментом для дальнейшего профессионально-личностного совершенствования будущего офицера, но и той смысловой основой, на базе которой осознаются и интериоризируются ценности, возникают смыслы.

Следующий показатель - сформированность знаний курсантов о современных технологиях обучения и воспитания подчиненных, в процессе овладения которыми у будущего офицера формируется ценностное отношение к взаимодействию, осознается сущность форм, методов, приемов боевого братства.

Не менее важным показателем когнитивно-смыслового критерия является сформирован-ность представлений будущих офицеров о системе собственных ценностей, их содержательной наполненности и иерархии. Очевидно, что будущий офицер должен осознавать, какие именно ценности детерминируют его поведение, соотносить их с идеальным образом военной службы. Речь идет о личности курсанта, который четко осознает образ собственного будущего, имеет представление о способах его достижения с учетом собственной системы ценностей.

Коммуникативно-деятельностный критерий сформированности ценностного отношения курсантов к безопасности военной службы обусловлен поведением личности и степенью воссоздания в реальных условиях ВООВО тех ценностей, которые в качестве смысловых она признает для себя, он связан с пониманием межличностного взаимодействия как процесса обмена ценностями, их осознания и взаимообогащения.

Таким образом, одним из показателей коммуникативно-деятельностного критерия является способность к реализации адекватной модели общения курсантов в воинском коллективе на основе уставных положений, наличие развитых коммуникативных способностей, что является залогом признания ценности межличностного общения. Способность воспроизводить в условиях ВООВО необходимые для дальнейшей военно-профессиональной деятельности ценности военной службы и продуцировать личностные смыслы в виде образа будущего, жизненных целей будущего офицера, также является важным показателем коммуникативно-деятельностного критерия.

Следующим показателем коммуникативно-деятельностного критерия является умение взаимодействовать с сослуживцами и подчиненными, то есть речь идет о так называемом субъект-субъектном подходе, который признан и обоснован в современной педагогической науке и практике (Т. В. Белых, Н. В. Богданович, И. А. Гусева, А. В. Евсюк, С. Н. Илларионов и др.) (Белых и др., 2019; Богданович и др., 2019; Евсюк, 2021).

По всей вероятности, такое взаимодействие для будущего офицера в современных реалиях становится возможным лишь в процессе повседневной службы или других видах внеаудиторной работы. Именно поэтому в процессе диагностирования такого показателя у курсантов первых-вторых курсов мы можем опираться на имеющийся способ взаимодействия курсанта с другими субъектами образовательного процесса (курсантами, преподавателями, курсовыми офицерами и др.).

М. В. Романова рассматривает рефлексию как один из процессов, определяющих развитие субъекта не только на этапе получения образования, но и его дальнейшей практической деятельности. В ходе обучения у студентов формируется умение анализа и оценки личных стратегий и действий. Впоследствии это выступает основой рефлексирующей личности. Рефлексивная деятельность определяет развитие рефлексивных умений, что в дальнейшем способствует профессиональной рефлексии (Романова, Ледовских, 2017).

Именно поэтому мы выделили рефлексивный критерий сформированности ценностного отношения курсантов к безопасности военной службы. Ценности, как движущие факторы поведения, предполагают ценностное самоопределение, следовательно, постоянную оценку и переоценку личностной системы ценностей курсантов, что невозможно сделать без рефлексии в соответствии с идеальным образом офицера. На основе охарактеризованных критериев и показателей определяются уровни сформированности ценностного отношения курсантов к безопасности военной службы.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Результаты

Высокий уровень сформированности ценностного отношения курсантов к безопасности военной службы определялся в случае следующих проявлений со стороны курсанта:

- с интересом относится к военной службе; признает ценности военной службы как значимые для себя и стремится к познанию себя, своих способностей и возможностей, саморазвитию и самосовершенствованию;

- имеет адекватную самооценку, а другого воспринимает как партнера по общению, имеет соответствующие коммуникативные способности;

- в образовательном процессе чувствует себя комфортно, уверенно, имеет эмоционально-позитивный фон, настроен на взаимодействие;

- способен преодолевать трудности во время различных видов деятельности;

- знает о ценности, различает их виды;

- может правильно охарактеризовать сущность ценностей и антиценностей;

- понимает факторы и механизмы формирования ценностей, имеет четкую жизненную стратегию;

- обладает знаниями относительно таксономии и путей внедрения современных технологий на аксиологических принципах, способен к субъект-субъектному взаимодействию;

- воспроизводит известные ценности в различных видах деятельности и повседневном поведении;

- способен к критической оценке информации из различных источников, ее смыслового контекста;

- критически оценивает свои поступки с точки зрения ценностей, рефлексирует по поводу имеющихся ценностей, понимает пути их коррекции.

Средний уровень был зафиксирован во время диагностирования следующих проявлений со стороны курсанта:

- признает важность военной службы, осознает ее ценности, испытывает положительные эмоции от общения с сослуживцами, командирами и начальниками, у курсанта есть интерес к пониманию себя, своих способностей, он стремится к саморазвитию, наблюдается зависимость успешности обучения от степени заинтересованности учебным материалом и отношений с преподавателями;

- курсант в целом имеет адекватную самооценку, но не всех остальных воспринимает на эмоционально-положительном уровне;

- в образовательном процессе чувствует себя по большей части комфортно, но не всегда эмоционально стабилен в зависимости от задач и форм организации взаимодействия в образовательном процессе;

- волевые проявления сформированы недостаточно, при наличии внешних раздражителей курсант может оставить начатое дело, не всегда планирует собственную деятельность;

- знает о сущности ценностей, может определить их и понять, но не всегда понимает сущность психолого-педагогических механизмов формирования ценностного отношения, знает о сущности отдельных технологий по работе с подчиненными, но не всегда правильно определяет пути их реализации, имеет общее представление о собственной системе ценностей и может определить доминантные;

- в целом демонстрирует адекватную модель общения, однако не совсем эффективно решает конфликтные ситуации, не всегда активен во время дискуссий;

- проявляет амбивалентное поведение во время воспроизведения осознанных профессиональных ценностей (иногда соблюдает их, иногда игнорирует, опираясь на удовлетворение текущих потребностей, которые считает ценными);

- чаще пытается взаимодействовать с другими как с равноправными субъектами, иногда занимает субъект-объектную позицию;

- не всегда критически оценивает информацию из различных источников, кое-что воспринимает «на веру», способен к критической оценке себя и своих поступков;

- рефлексирует по поводу имеющихся личностных ценностей, но не всегда способен к их коррекции, что обусловлено несовершенством волевых процессов.

Низкий уровень сформированности ценностного отношения курсантов к безопасности военной службы характеризуется следующими проявлениями со стороны курсанта:

- признает важность военной службы (или относится к ней нейтрально), отзывается о ней как о социально значимой ценности, однако ее ведущие ценности не определяет как личностно важные;

- наблюдается незначительный интерес к самоактуализации (чувствуется значительная зависимость от степени влияния референтных лиц), саморазвития и самосовершенствования, чаще всего отсутствуют интересы;

- имеет неадекватную самооценку (заниженную или завышенную), испытывает психологический дискомфорт в образовательном процессе, в достижении учебной цели в основном не проявляет настойчивость;

- может определить ведущие ценности, но сам в основном ориентирован на личностные (гедонистические, материальные, прагматические) ценности, имеет несколько идеализированный образ будущей военной службы и не осознает путей достижения соответствующей жизненной цели;

- в процессе аудиторных занятий чаще избегает взаимодействия, несколько отстранен или, напротив, характеризуется демонстративным поведением, но неэффективен во время выполнения заданий, не всегда умеет конструктивно решать конфликтные ситуации, коммуникативные способности требуют дальнейшего развития;

- не пытается критически осмысливать информацию, получаемую в рамках образовательного процесса и во время межличностного общения редко подвергает критике собственные результаты поведения;

- рефлексирует по поводу собственной системы ценностей только в кризисных ситуациях и не пытается соотнести ее с аксиологическим портретом российского офицера.

Результаты исследования уровня сформированности ценностного отношения курсантов первого курса (в %)

The results of the study of the level of formation of the value attitude of first-year cadets (in %)

Уровни Показатели

Ценностно-мотивационный Эмоционально-волевой Когнитивно-смысловой Коммуникативно-деятельностный Рефлексивный Общее значение

Высокий 53,2 17,0 0 4,8 5,0 16

Средний 30,2 40,7 4,2 41,1 51,2 33,48

Низкий 16,6 42,3 95,8 54,1 43,8 50,52

Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице, общий уровень сформированности ценностного отношения курсантов к безопасности воинской службы является довольно низким -50,5 %; в то же время на высоком уровне зафиксировано всего 16 % курсантов. Наиболее высокие количественные показатели видим по ценностно-мотивационному критерию, и это закономерно, ведь курсантам первого курса присуща общая заинтересованность будущей воинской службой. С другой стороны, осмысленность профессии офицера в целом, ее аксиологическое содержание, пока не наблюдается на первом курсе.

Однако курсанты стремятся к самоактуализации, самосовершенствованию, пониманию собственных возможностей и раскрытию личностного потенциала - 53 % респондентов отмечали, что пытаются познать себя, интересуются путями дальнейшего саморазвития и в личностной жизни, и в дальнейшей воинской службе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что курсантам первого курса еще не хватает соответствующих знаний, поэтому низкие показатели по когнитивно-смысловому критерию были предсказуемы - на низком уровне оказались 95,8 % респондентов, в то время как высокого уровня не достиг ни один. Имеем ситуацию, когда курсанты могут определить ведущие ценности, но при трактовке их сущности они испытывают затруднения, мало кто может классифицировать ценности по определенному критерию.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Прогнозируемым также стало то, что курсанты не могли четко определить факторы и механизмы формирования ценностного отношения курсантов к безопасности воинской службы, давая более интуитивные ответы. При этом практически все респонденты определяли значительное влияние интернет-технологий на формирование ценностной картины мира личности молодого человека.

Данные, полученные по эмоционально-волевому критерию (17 % курсантов - на высоком уровне, 40,7 % - на среднем и 42,3 % - на низком), объясняем адаптационными процессами, приспособлением к особенностям образовательной среды, изменением социальной ситуации развития личности, круга общения, значительной интеллектуальной нагрузкой и др.

Так, эмоциональный комфорт в образовательном процессе показали лишь 11,1 % курсантов, в то время как низкий уровень оказался довольно значительным - 54,5 %.

Курсанты отмечали, что они не всегда чувствуют себя комфортно в образовательном процессе, значительный объем материала не воспринимается, не осознается как значимый, что сказывается на качестве выполнения учебных заданий.

Большинство курсантов испытывают затруднения во время интеракции в системах «преподаватель - курсант», «курсант - курсант», им не хватает психологической поддержки, сложно проявить и понять себя и др.

Низкие показатели были констатированы и по рефлексивному критерию, ведь большинство курсантов не способны к критической оценке информации, представленной в рамках учебных курсов и из других источников, не всегда критически оценивают свое поведение в образовательном процессе, редко рефлексируют по поводу собственной системы ценностей.

Наблюдение за поведением курсантов (в образовательном процессе и в повседневной службе) показало, что иногда признанные ценности игнорируются в деятельности. Так, большинство курсантов признают необходимость саморазвития, воспитания в себе таких качеств, как требовательность, справедливость, но практика показывает, что курсанты редко пытаются действовать на ценностных принципах.

Положительным является то, что большинство курсантов имеют адекватную самооценку, однако не всегда воспринимают другого как партнера по общению, источник ценностей и смыслов. Обычно у каждого курсанта имеется сложившийся круг общения в группе, к остальным курсанты относятся нейтрально или вообще не поддерживают связи как в аудиторной работе, так и в неформальных обстоятельствах.

Курсанты не всегда воспроизводят те ценности, которые являются признанными и осознанными в реальной деятельности, что говорит о незавершенности процесса трансформации ценности в систему.

Выводы

Таким образом, исследование актуального состояния сформированности ценностного отношения курсантов к безопасности военной службы в профессиональной подготовке, которое осуществлялось на основе определенных критериев, показало, что: во-первых, общая степень сформирован-ности ценностных ориентаций на высоком и среднем уровнях увеличивается в процессе обучения; во-вторых, полученные количественные данные свидетельствуют о преимущественно среднем уровне сформированности ценностных ориентаций у курсантов в течение всего периода обучения.

Источники

Бабина Б. А. (2014) Ценностно-смысловые основы современного образовательного процесса: постановка проблемы. Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления. Материалы Междунар. конф. Екатеринбург, 28 февр. 2014 г. Екатеринбург, УрФУ, т. 3, с. 25-28.

Белых Т. В., Чернецкая Е. Д., Андрюшина Л. О. (2019) Методика оценки культуры безопасности в организациях повышенного риска. Мир психологии, № 1 (97), с. 204-214.

Богданович Н. В., Щёткина Е. И., Борисова А. А., Шевцова Н. А., Моисеева Л. П. (2019) Особенности ценностно-смысловой сферы у студентов в период обучения в вузе. Психология и право, т. 9, № 2, с. 232-249.

Педагогические науки

Выготский Л. С. (2021) Лекции по психологии развития. Культурно-историческая психология, т. 17, № 2, с. 5-22.

Готко А. А. (2020) Формирование социальных ценностей как психолого-педагогическая проблема. Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки, № 4, с. 125-130.

Дюркгейм Э. (2019) Ценностные и «реальные» суждения. Социология, ее предмет, метод, предназначение. Пер. с фр. А. Б. Гофмана. М., Юрайт, 352 с.

Евсюк А. В. (2021) Нейтрализация негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих в локальных войнах и вооруженных конфликтах: современный опыт иностранных армий. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, № 6, с. 56-63.

Камерилова Г. С., Картавых М. А., Воронина И. А. (2021) Ценностно-смысловые доминанты как базовые ориентиры развития образования в области безопасности жизнедеятельности. Проблемы современного педагогического образования, № 72-3, с. 150-152.

Кирьякова А. В., Каргапольцева Н. А., Каргапольцев С. М. (2019) Повышение квалификации - инструмент совершенствования менеджмента в региональном образовании. Высшее образование в России, т. 28, № 7, с. 160-167.

Колоколова Е. А., Толстова О. С. (2021) Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих преподавателей. Материалы 66-й студенческой научно-практической конференции инженерного факультета ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет». Кинель, с. 433-436.

Колосов А. (2008) Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. Ориентир. № 8, с. 51-53.

Леонтьев Д. А. (2003) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., Смысл, 488 с.

Максименко С. Д. (2006) Генезис существования личности. Киев, КММ, 240 с.

Маркова А. К. (1996) Психология профессионализма. М., Знание, 308 с.

Романова М. В., Ледовских И. А. (2017) Методы развития профессиональной рефлексии у будущих психологов в условиях вуза. Общество: социология, психология, педагогика, № 12, с. 68-71.

Сериков В. В., Анисимова В. В. (2004) Проектирование педагогической деятельности: объективные и субъективные основания. Вестник Оренбургского государственного университета, № 2 (27), с. 63-69.

Чернышева А. А. (2021) Теоретические аспекты личностного самоопределения студентов. Современная школа России. Вопросы модернизации, № 7-2 (37), с. 145-149.

Чолпонкулова Н. Т. (2020) Ценности и ценностные ориентации как детерминанты деятельности и поведения. Образование в XXI веке. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Москва, с. 34-38.

Щербакова Ю. П. (2021) Личностно-ориентированный подход к изучению жизненных ценностей личностей с разным уровнем устойчивости к стрессу. Физическая культура и спорт - основы здоровой нации. Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию высшего образования в Забайкальском крае. Чита, с. 239-247.

Sindhwani А., Kumar R. (2013) Values in Higher Education: Need and Importance. Educationia Confab. Vol. 2, pp 9-14.

References

Babina B. A. (2014) Tsennostno-smyslovyye osnovy sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa: postanovka problem [Value-semantic foundations of the modern educational process: problem statement]. Aktual'nyye problemy sotsiologii molodezhi, kul'tury, obrazovaniya i upravleniya [Actual problems of youth sociology, culture, education and management]. Materials of the International conf. Yekaterinburg, 28 Feb. 2014, Yekaterinburg, Ural Federal University, vol. 3, pp. 25-28 (In Russian).

Belykh T. V., Chernetskaya Ye. D., Andryushina L. O. (2019) Metodika otsenki kul'tury bezopasnosti

v organizatsiyakh povyshennogo riska [Methodology for assessing safety culture in high-risk organizations]. World of Psychology, no. 1 (97), pp. 204-214 (In Russian).

Bogdanovich N. V., Shchotkina Ye. I., Borisova A. A., Shevtsova N. A., Moiseyeva L. P. (2019) Osobennosti tsennostno-smyslovoy sfery u studentov v period obucheniya v vuze [Features of the value-semantic sphere of students during their studies at the university]. Psychology and Law, vol. 9, no. 2, pp. 232249 (In Russian).

Chernysheva A. A. (2021) Teoreticheskiye aspekty lichnostnogo samoopredeleniya studentov [Theoretical aspects of personal self-determination of students]. Modern School of Russia. Modernization Issues, no. 7-2 (37), pp. 145-149 (In Russian).

Cholponkulova N. T. (2020) Tsennosti i tsennostnyye oriyentatsii kak determinanty deyatel'nosti i povedeniya [Values and value orientations as determinants of activity and behavior in the collection]. Obrazovaniye v XXI veke [Education in the XXI century]. Collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference. Moscow, pp. 34-38 (In Russian).

Durkheim E. (2019) Tsennostnyye i "real'nyye" suzhdeniya. Sotsiologiya, yeye predmet, metod, prednaznacheniye [Value and "real" judgments. Sociology, its subject, method, purpose]. Trans. from the French by A. B. Hoffman. Moscow, Yurayt Publ., 352 p. (In Russian).

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Evsyuk A. V. (2021) Neytralizatsiya negativnogo informatsionno-psikhologicheskogo vozdeystviya na voyennosluzhashchikh v lokal'nykh voynakh i vooruzhennykh konfliktakh: sovremennyy opyt inostrannykh armiy [Neutralization of negative informational and psychological impact on military personnel in local wars and armed conflicts: modern experience of foreign armies]. Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Cognition, no. 6, pp. 56-63 (In Russian).

Gotko A. A. (2020) Formirovaniye sotsial'nykh tsennostey kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Formation of social values as a psychological and pedagogical problem]. Bulletin of Donetsk National University. Series B: Humanities, no. 4, pp. 125-130 (In Russian).

Kamerilova G. S., Kartavykh M. A., Voronina I. A. (2021) Tsennostno-smyslovyye dominanty kak bazovyye oriyentiry razvitiya obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Value-semantic dominants as basic guidelines for the development of education in the field of life safety]. Problems of Modern Pedagogical Education, no. 72-3, pp. 150-152 (In Russian).

Kiryakova A. V., Kargapoltseva N. A., Kargapoltsev S. M. (2019) Povysheniye kvalifikatsii - instrument sovershenstvovaniya menedzhmenta v regional'nom obrazovanii [Advanced training - a tool for improving management in regional education]. Higher Education in Russia, vol. 28, no. 7, pp. 160-167 (In Russian).

Kolokolova Ye. A., Tolstova O. S. (2021) Formirovaniye professional'no-tsennostnykh oriyentatsiy budushchikh prepodavateley [Formation of professional and value orientations of future teachers]. Materials of the 66th Student Scientific and Practical Conference of the Faculty of Engineering of the Samara State Agrarian University. Kinel, pp. 433-436 (In Russian).

Kolosov A. (2008) Sotsial'no-psikhologicheskaya kharakteristika voinskogo kollektiva [Socio-psychological characteristics of the military collective]. Oriyentir, no. 8, pp. 51-53 (In Russian).

Leontiev D. A. (2003) Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real'nosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow, Smysl Publ., 488 p. (In Russian).

Maksimenko S. D. (2006) Genezis sushchestvovaniya lichnosti [The genesis of the existence of personality]. Kiyev, KMM Publ., 240 p. (In Russian).

Markova A. K. (1996) Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Znaniye Publ., 308 p. (In Russian).

Romanova M. V., Ledovskikh I. A. (2017) Metody razvitiya professional'noy refleksii u budushchikh psikhologov v usloviyakh vuza [Methods of development of professional reflection in future psychologists in university conditions]. Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, no. 12, pp. 68-71 (In Russian).

Shcherbakova Yu. P. (2021) Lichnostno-oriyentirovannyy podkhod k izucheniyu zhiznennykh tsennostey lichnostey s raznym urovnem ustoychivosti k stressu [A personality-oriented approach to the study of life values of individuals with different levels of resistance to stress]. Fizicheskaya kul'tura i sport -osnovy zdorovoy natsii [Physical culture and sport - the foundations of a healthy nation]. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference dedicated to the 100th anniversary of higher education in the Trans-Baikal Territory. Chita, pp. 239-247 (In Russian).

Serikov V. V., Anisimova V. V. (2004) Proyektirovaniye pedagogicheskoy deyatel'nosti: ob''yektivnyye i sub''yektivnyye osnovaniya [Design of pedagogical activity: objective and subjective grounds]. Bulletin of Orenburg State University, no. 2 (27), pp. 63-69 (In Russian).

Sindhwani А., Kumar R. (2013) Values in Higher Education: Need and Importance. Educationia Confab. Vol. 2, pp 9-14.

Vygotskiy L. S. (2021) Lektsii po psikhologii razvitiya [Lectures on developmental psychology]. Cultural and Historical Psychology, vol. 17, no. 2, pp. 5-22 (In Russian).

Информация об авторе

Чалый Александр Николаевич

Преподаватель кафедры управления войсками (подразделениями в мирное время). Омский автобронетанковый инженерный институт Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала

армии А. В. Хрулёва (644098, РФ, г. Омск, п. Черёмушки, 14 военный городок). Аспирант. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул.4-я Челюскинцев, 2а). E-mail: alexander-omsk@mail.ru

Authorv s information

Alexander N. Chaly

Lecturer of the Department of Command and Control of Troops (Units in Peacetime). Khrulev Military Academy of Logistics of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Omsk, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute (14 Voyennyy gorodok, Cheromushki, Omsk, 644098, Russian Federation). Graduate student. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). E-mail: alexander-omsk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.