Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ОТНОШЕНИЯ К РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ОТНОШЕНИЯ К РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЗАДАЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович, Спирин Антон Павлович

В статье рассматривается актуальная педагогическая задача, заключающаяся в создании условий для принятия курсантами своей российской национальной идентичности как профессиональной ценности, понимания ее роли и значения в профессиональной деятельности. Раскрываются возможности социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в военных вузах, для формирования ценностного отношения курсантов к национальной идентичности. Предлагаются результаты проведения педагогического эксперимента по формированию ценностного отношения будущих офицеров к российской национальной идентичности как духовному ресурсу, способному укоренить их как в профессии, так и в жизни в целом. Разработана уровневая модель формирования рассматриваемого ценностного отношения. В качестве средства формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности рассматриваются профессионально-ценностные педагогические ситуации, основу которых составляют ценностно-смысловые задачи различного уровня сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Митрахович Вячеслав Александрович, Спирин Антон Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF STUDYING THE PROCESS OF FORMING CADETS' ATTITUDE TO THE RUSSIAN NATIONAL IDENTITY AS A PROFESSIONAL VALUE

The article studies an important pedagogical task, which is to enable cadets to accept their Russian national identity as a professional value and to understand its role and significance in work. The possibilities of Humanities and Social disciplines taught at military universities to form cadets' value-based attitude to Russian national identity are revealed. The article presents the results of a pedagogical experiment aimed to form future officers' value attitude to the Russian national identity as a spiritual resource capable of rooting them both in the profession and in life in general. A level model of the formation of this value attitude has been developed. Professional and value pedagogical situations based on axiological tasks of various levels of difficulty are seen as a means of forming cadets' attitude to the Russian national identity as a professional value.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ОТНОШЕНИЯ К РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ»

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

Методология и технология профессионального образования Научная статья УДК 37.013

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ОТНОШЕНИЯ К РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

Вячеслав Александрович Митрахович1И, Антон Павлович Спирин2

1 2 Военная орденов Жукова и Ленина Краснознаменная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия ^ [email protected]и [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается актуальная педагогическая задача, заключающаяся в создании условий для принятия курсантами своей российской национальной идентичности как профессиональной ценности, понимания ее роли и значения в профессиональной деятельности. Раскрываются возможности социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в военных вузах, для формирования ценностного отношения курсантов к национальной идентичности. Предлагаются результаты проведения педагогического эксперимента по формированию ценностного отношения будущих офицеров к российской национальной идентичности как духовному ресурсу, способному укоренить их как в профессии, так и в жизни в целом. Разработана уровневая модель формирования рассматриваемого ценностного

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

отношения. В качестве средства формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности рассматриваются профессионально-ценностные педагогические ситуации, основу которых составляют ценностно-смысловые задачи различного уровня сложности.

Ключевые слова: социально-гуманитарные дисциплины, российская национальная идентичность, курсанты, профессиональные ценности, ценностные отношения, профессионально-ценностные педагогические ситуации, ценностно-смысловые задачи, педагогический эксперимент, уровневая модель

Для цитирования: Митрахович В. А., Спирин А. П. Результаты исследования процесса формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности // Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22.

Methods and techniques of professional education

Original article

RESULTS OF STUDYING THE PROCESS OF FORMING CADETS' ATTITUDE TO THE RUSSIAN NATIONAL IDENTITY AS A PROFESSIONAL VALUE

Vyacheslav A. Mitrakhovich113, Anton P. Spirin2

1 2Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny Military Academy of Signal Communications of the Orders of Lenin, Zhukov and the Red Banner of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia. 1 V_m itrak hovich @m ail.ruH

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22. [email protected]

Abstact. The article studies an important pedagogical task, which is to enable cadets to accept their Russian national identity as a professional value and to understand its role and significance in work. The possibilities of Humanities and Social disciplines taught at military universities to form cadets' value-based attitude to Russian national identity are revealed. The article presents the results of a pedagogical experiment aimed to form future officers' value attitude to the Russian national ide n-tity as a spiritual resource capable of rooting them both in the profession and in life in general. A level model of the formation of this value attitude has been developed. Professional and value pedagogical situations based on axiological tasks of various levels of difficulty are seen as a means of forming cadets' attitude to the Russian national identity as a professional value.

Keywords: Humanities and Social disciplines, Russian national identity, cadets, professional values, value relations, professional and value pedagogical situations, axiological tasks, pedagogical experiment, level model

For citation: Mitrakhovich V. A., Spirin A. P. Results of studying the process of forming cadets' attitude to the Russian national identity as a professional value. Pedagogicheskiye issledovaniya = Pedagogical Research. 2021;(3):1-22. (In Russ.).

Одной из задач военно-образовательного процесса является формирование личностных качеств будущего офицера. Они являются важным блоком профессиограммы военнослужащего, которая до сих пор не получила однозначного определения ни на уровне нормативных документов в сфере военного образования, ни на уровне психолого-педагогических теорий. Продолжаются дискуссии о личностных новообразованиях, позволяющих

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

военнослужащему быть максимально успешным и продуктивным в процессе профессиональной деятельности.

На наш взгляд, одним из обязательных качеств военнослужащего является позитивная российская национальная идентичность, поскольку именно она позволяет посредством единения со своим народом понимать национальные интересы, воплощать их в жизнь и защищать их. Под российской национальной идентичностью в статье понимается восприятие индивидом себя в качестве единицы большой социокультурной и политико-гражданской общности - нации, конкретнее, российской нации.

Формирование российской национальной идентичности военнослужащего требует рефлексивного осмысления и рационального анализа, т. к. для защитника отечества именно российская национальная идентичность является мотивационно-смысловым элементом

профессиональной направленности, тесно связанным с патриотизмом, гражданским сознанием, гордостью за страну, готовностью оберегать ее от внешних разрушительных воздействий. Проблема российской национальной идентичности курсантов переходит по существу в проблему мировоззренческого состояния армии и представляется как фактор безопасности государства в целом. Внимание к этой теме в педагогическом аспекте позволяет решать задачу усиления интегрирующей связи гражданина, военнослужащего, государства и народа.

В настоящее время вопросы российской национальной идентичности только начинают освещаться в педагогическом контексте. На наш взгляд, особо значимыми в этом отношении являются работы В. А. Тишкова [1], М. С. Инкижековой [2], Л. А. Кузнецовой [3], С. В. Куликовой [4], Л. А. Семеновой

[5].

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

Изучение социально-гуманитарных концепций и теорий дает

возможность акцентировать внимание на следующих особенностях в

понимании российской национальной идентичности.

Во-первых, в начале XXI века феномен российской национальной

идентичности является объектом изучения философской, исторической,

культурологической, психологической, социологической, политологической,

педагогической, антропологической, психиатрической, лингвистической и

других наук. Как феномен российская национальная идентичность сама по себе

очень сложна и многоаспектна. Она сопряжена с такими явлениями, как

национальная идея, национальный характер, национальные образы,

национальный менталитет, национальные традиции, национальная стратегия и

политика, национальный суверенитет и безопасность, национальная травма.

Во-вторых, структура российской национальной идентичности

предполагает наличие трех элементов:

знаниевой составляющей (система знаний о российской нации, ее

истории и традиционных ценностях);

эмоционально-оценочной составляющей (принятие и положительное

отношение к себе как к части российской нации, воодушевление, гордость за

принадлежность к российской нации);

поведенческой составляющей (следование традициям, историко-

культурным и политическим нормам и идеалам России, готовность защищать

интересы нации, ответственно выполнять свой профессиональный долг).

В-третьих, в качестве основных характеристик феномена национальной

идентичности можно выделить:

отношение к идеям, ценностям, нормам своей нации как к своим

собственным;

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

знание о самотождественности («я есть я»), а также знание о том, что

объединяет или отделяет одну личность от других, предполагает образ границы своих и чужих;

значительное влияние на становление личности и ее функционирование в обществе, определение состояния самого общества, его социальных институтов.

В-четвертых, самоидентификация на национальном уровне является важным этапом процесса формирования личности. Наиболее интенсивно она приходится на подростковый период, а в юношеском формируется не столько она сама, сколько осознанное отношение к ней, которое по сути является ценностным. Становление субъекта профессиональной деятельности в юношеском возрасте предполагает выход за пределы содержательного понимания профессии в пространство социальной миссии, принятия ответственности за будущее всего народа. Ценностная позиция выводит на первый план педагогическую работу по преодолению негативной социальной идентичности, под которой понимаются отрицательные оценки и чувства к своему народу, а также восстановление при необходимости утраченной национальной идентичности.

Нами было проведено исследование процесса формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности военнослужащих.

Методологической основой указанного исследования выступили несколько концептуальных подходов:

определение общероссийской национальной идентичности как надэтнической [6];

выявление составляющих российской национальной идентичности исторических, социально-культурных, политико-культурных, социально© Митрахович В. А., Спирин А. П., 2021

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

психологических, идейно-политических элементов (К. С. Гаджиев [7], Л. М. Дробижева [8], М. К. Горшков, И. О. Тюрина [9]);

социально-психологические идеи Дж. Г. Мида [10], Э. Эриксона [11] относительно того, что идентификация - это динамичный процесс, детерминированный социальной коммуникацией;

идеи кризиса национальной идентичности (С. В. Кортунов [12], Ю. А. Кожевникова [13]), а также управление национальной идентичностью и ее конструирование (В. А. Ачкасов [14], В. Н. Бадмаев [15], О. А. Митрошенков [16], М. А. Родионов, Т. А. Волкова [17], А. М. Старостин, С. И. Самыгин, А. В. Верещагина [18]).

При проведении исследования широко использовался потенциал дисциплин социально-гуманитарного профиля («История», «Философия», «Социология», «Русский язык и культура речи», «Психология и педагогика», «Культурология», «Политология») как аксиологической среды для создания условий, обеспечивающих формирование ценностного самоопределения курсантов в контексте современной ценностной картины мира. При этом важно отметить, что «процесс реализации указанного потенциала гуманитарных дисциплин будет эффективным только при условии обновления содержания учебного материала в контексте духовно-нравственных ценностей Российской Федерации и ее национальных идеалов» [19, с. 378].

С этой целью нами разработана система профессионально-ценностных педагогических ситуаций и ценностно-смысловых задач, направленных на формирование одновременно когнитивного, эмоционального и поведенческого элементов ценностного отношения к рассматриваемому феномену, которая и была реализована в виде педагогического эксперимента.

В качестве основы процесса формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

разработана уровневая модель, представляющая собой последовательный (поэтапный) переход от начального уровня через базовый к осознанно-действенному уровню сформированности отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности.

Разработаны учебные задания для каждого этапа формирования рассматриваемого личностного качества, предполагающие самостоятельный анализ курсантами изучаемых социально-гуманитарных явлений и процессов, выявление связи между ними, самостоятельное определение последовательности учебных действий исходя из того, что само содержание и форма организации познавательной деятельности имеют задачную логику. Это задания, опосредующие учебную информацию, направленные на самостоятельную и групповую работу курсантов с учебным материалом, а также на формирование аналитическо-рефлексивных и коммуникативных умений и навыков у курсантов. Курсантам предлагался текст (в виде цитат, новостной информации, исторических фактов), который не только принимался к сведению, но и рассматривался на уровне рациональной и эмоциональной значимости для себя (самоанализа), своей профессиональной деятельности, общества в целом.

Процесс изучения российской национальной идентичности активизировался включением курсантов в интерпретацию текстов, анализа позиций отечественных и зарубежных мыслителей, эмоционально-чувственное и критическое восприятие учебного материала, самоидентификацию с российской нацией и личностной интериоризацией национальных ценностей и интересов.

Реализация задач проходила в соответствии с принципами личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологии обучения в

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

сотрудничестве и диалоге, групповым, игровым, кейсовым и проектным технологиям.

Задания начального уровня предполагали формирование у курсантов системы знаний и умений, необходимой и достаточной для понимания и постановки проблемы российской национальной идентичности военнослужащего. Задания базового уровня были направлены на формирование у курсантов знаний и умений, необходимых и достаточных для осознания своей собственной российской национальной идентичности и ее роли в жизни и профессии военнослужащего. Задания осознанно-действенного уровня предполагали формирование у курсантов знаний и умений, необходимых и достаточных для учета российской национальной идентичности при решении профессиональных задач, в том числе в рамках военно-политической работы.

Задания (помимо уровневого распределения задач) были разработаны с учетом компонентов ценностного отношения: когнитивного, оценочного и мотивационно-действенного.

Когнитивный компонент предполагал осознание курсантами российской национальной идентичности как на уровне феномена, так и на уровне понятия. На уровне феномена выявлялось признание курсантами своей принадлежности к российской нации, на уровне понятия - определение нации, близкое к ее пониманию как государственно-территориальной политико-правовой общности, существующей на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Оценивалось и определение национальной идентичности, схожее с принятием курсантом себя в качестве представителя нации (народа) и включающее знание своих национальных особенностей, особые чувства по отношению к своему народу, социальные (в том числе профессиональные) аттитюды, которые связаны с

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

национальным самоопределением и готовностью реализовывать, защищать национальные интересы и идеалы.

Оценочный компонент предполагал определение актуальности российской национальной идентичности для курсантов и характеристику национальной идентичности с позиции ее позитивности или негативности, а также понимание смысла, значения, роли, функции национальной идентичности для человека как гражданина вообще и военнослужащего в частности.

Мотивационно-деятельностный элемент анализировался с точки зрения включения курсантами российской национальной идентичности в систему профессиональных ценностей военного, готовности следовать ей в своей профессиональной деятельности.

Оценка выполненных курсантами заданий осуществлялась согласно следующим критериям:

полнота и системность знаний о российской национальной идентичности как профессиональной ценности;

характер оценочного отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности;

степень осознанности собственной национальной идентичности; степень осознанности личностной и социальной значимости российской национальной идентичности как профессиональной ценности;

степень сформированности ценностно-коммуникативных умений; полнота реализации деятельностных аспектов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности.

Для определения статистической значимости влияния предлагаемой методики формирования отношения курсантов к российской национальной

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

идентичности как профессиональной ценности был применен критерий Пирсона.

На первом этапе оценивалась однородность контрольной и экспериментальной групп по отношению к российской национальной идентичности как профессиональной ценности.

Состав участников эксперимента: контрольная группа (КГ) - 152 курсанта, экспериментальная группа (ЭГ) - 108 курсантов.

Результаты исследования уровня сформированности изучаемого ценностного отношения представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Уровни сформированности у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности до эксперимента

Группы курсантов Уровни сформированности ценностного отношения Всего

Низкий (начальный) Средний (базовый) Высокий (осознанно-действенный)

КГ 92 44 6 152

ЭГ 62 40 6 108

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оценивания применен критерий Пирсона х ■

/п1 т ]2

X2 = NхМ хУ * М =, где ¿=1 П + Щ

N - число курсантов ЭГ;

М - число курсантов КГ;

щ - число курсантов ЭГ, относящихся к 1 - й группе параметра оценивания;

Ш! - число курсантов КГ, относящихся к 1 - й группе параметра оценивания. © Митрахович В. А., Спирин А. П., 2021

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

Результаты оценивания однородности групп курсантов, привлекаемых к

эксперименту:

х2мпир = 0,49 хКрит = 5,99 (число степеней своб°ды - 2; уровень

значимости 0,05).

Эмпирическое значение критерия х2 = 0,49 до начала эксперимента

эмпир

меньше критического значения х 1Рит= 5,99, выписанного из таблицы критерия

*крит

Пирсона для условий: число степеней свободы - 2; уровень значимости 0,05. Это позволяет считать КГ и ЭГ выборками из одной генеральной совокупности.

На втором этапе осуществлялась оценка статистической значимости влияния методики формирования отношения курсантов к российской национальной идентичности как профессиональной ценности по результатам проведенного педагогического эксперимента.

Результаты, полученные после проведения эксперимента по формированию у курсантов ценностного отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности, нашли отражение в таблице 2.

Таблица 2 - Уровни сформированности у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности после эксперимента

Группы курсантов Уровни сформированности ценностного отношения Всего

Низкий (начальный) Средний (базовый) Высокий (осознанно-действенный)

КГ 84 60 8 152

ЭГ 42 54 12 108

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

Эмпирическое значение критерия xlMnuP = 7,8 после внедрения методики больше критического значения х lpUm = 5,99 , выписанного из таблицы критерия

Пирсона для условий: число степеней свободы - 2; уровень значимости 0,05. Это позволяет считать результаты эксперимента в КГ и ЭГ выборками из различной генеральной совокупности, что обусловлено влиянием реализованной методики формирования отношения курсантов ЭГ к российской национальной идентичности как профессиональной ценности.

Характеристика изменения отношения курсантов к российской национальной идентичности как профессиональной ценности в КГ и ЭГ представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Динамика сформированности у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности в контрольной и экспериментальной группах

Группы Уровни сформированности ценностного отношения

Низкий (начальный) Средний (базовый) Высокий (осознанно-действенный)

до после человек % до после человек % до после человек %

КГ 92 90 -2 -1,3 54 56 +2 +1,3 6 6 0 0

ЭГ 60 42 -18 -16,6 42 54 +16 +11 6 12 +6 +5,5

Сравнение исходного и конечного уровней сформированности у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности экспериментальных групп, расчет статистической

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

значимости их отличия доказали достоверность различий исходного и конечного уровней сформированности у курсантов ценностного отношения к российской национальной идентичности.

После эксперимента курсанты проранжировали профессиональные ценности. В первом варианте методика свободного ранжирования предполагала самостоятельное обозначение курсантами списка профессиональных ценностей, т. е. того, что определяет успешность и эффективность их будущей профессиональной деятельности. В пронумерованный по порядку от 1 до 10 бланк «Профессиональные ценности военнослужащего» курсанту предлагалось записать, что с его точки зрения является значимым и важным в деятельности военнослужащего.

Итоги ранжирования в КГ:

список из 10 ценностей написал 61 человек (40,1 %);

национальную идентичность указали 39 человек (25,6 %).

Итоги ранжирования в ЭГ:

список из 10 ценностей написали 73 человека (67,6 %);

национальную идентичность указали 27 человек (25 %).

Затем курсантам предлагался перечень профессиональных ценностей военнослужащего и ставилась задача оценить их по степени значимости как основополагающих принципов, которыми курсанты планируют руководствоваться в своей будущей профессии. Один балл присваивается профессиональной ценности, имеющей наименьшее значение, шесть баллов -наиболее значимой. Индекс значимости определялся как отношение общего количества баллов, указанных относительно той или иной ценности, к числу участников анкетирования.

В перечне были представлены следующие профессиональные ценности:

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

воинский долг (защита государственного суверенитета и

территориальной целостности страны, обеспечение безопасности государства);

воинская честь (совокупность всех положительных качеств, присущих

военнослужащему: нравственное достоинство, доблесть, честность,

благородство души, чистая совесть) [20; 21];

войсковое товарищество (общность служебных интересов, взаимное

доверие, взаимопомощь, глубокая привязанность друг к другу, высокая

сплоченность воинского коллектива);

статус военнослужащего (значимость статуса военнослужащего в

обществе, совокупность прав, свобод, гарантированных военнослужащим

государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих);

мастерское владение оружием, боевой техникой (профессионализм,

владение в совершенстве оружием и военной техникой);

воинская дисциплина и порядок (строгое и точное соблюдение всеми

военнослужащими порядка и установленных правил);

национальная идентичность (принадлежность к своей нации,

ответственность за прошлое, настоящее и будущее своего народа).

Итоги ранжирования в КГ:

воинский долг - 89 %;

воинская честь - 73 %;

войсковое товарищество - 72 %;

статус военнослужащего - 43 %;

мастерское владение оружием, боевой техникой - 84 %; воинская дисциплина и порядок - 42 %; национальная идентичность - 37 %. Итоги ранжирования в ЭГ: воинский долг - 91 %;

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22. воинская честь - 90 %;

войсковое товарищество - 90 %;

статус военнослужащего - 51 %;

мастерское владение оружием, боевой техникой - 74 %; воинская дисциплина и порядок - 54 %; национальная идентичность - 70 %.

До эксперимента ранжирование использовалось в качестве диагностики отношения курсантов к российской национальной идентичности как профессиональной ценности. По итогам анкетирования курсантов был получен следующий результат:

воинский долг - 85 %; воинская честь - 52 %; войсковое товарищество - 65 %; статус военнослужащего - 21 %;

мастерское владение оружием, боевой техникой - 83 %; воинская дисциплина и порядок - 39 %; национальная идентичность - 18 %.

Итоги анкетирования курсантов на данном этапе позволяют сделать вывод о том, что российская национальная идентичность как профессиональная ценность военнослужащего наряду со статусом военнослужащего заняла последнюю позицию в перечне профессиональных ценностей, представленных курсантам для оценивания. Учитывая то, что ценность воинского долга максимальна и по смыслу она тесно связана с национальной идентичностью, можно сделать выводы о том, что на низком (начальном) уровне отношение у курсантов к российской национальной идентичности как профессиональной ценности присутствовало.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

Очевидна динамика изменения системы ценностей. В КГ статус

«национальная идентичность» повысился на 19 %, а в ЭГ - на 52 %.

Таким образом, в статье представлены результаты исследования процесса формирования у курсантов отношения к российской национальной идентичности как профессиональной ценности, которые могут быть использованы преподавателями социально-гуманитарных дисциплин в военных вузах, организаторами военно-политической работы, а также курсантами в рамках самостоятельной работы и при подготовке к занятиям. Изложенный материал не претендует на окончательность. Проблема формирования российской национальной идентичности многогранна и сложна. Ее решение может принести несомненную пользу не только теоретической науке, обогатив теорию педагогики, военной педагогики, но и практике военно-политической работы в Вооруженных силах Российской Федерации.

Список источников

1. Тишков В. А. Российский народ: пространство и культура. СПб.: СПбГУП, 2018. 32 с.

2. Инкижекова М. С. Категории «национальная идентичность» и «патриотизм» в современном образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 34-44.

3. Кузнецова Л. А. Формирование военной идентичности воспитанника кадетского военного корпуса // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2019. № 3 (60). С. 52-55.

4. Куликова С. В. Воспитание национального самосознания и патриотизма в России: от истории к современности // Известия ВГПУ. 2015. № 3 (98). С. 11-16.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

5. Семенова Л. А. Формирование российской идентичности студентов в

процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 8892.

6. Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие / под ред. В. А. Тишкова. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2011. 462 с.

7. Гаджиев К. С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 3-16.

8. Дробижева Л. М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 480-498.

9. Горшков М. К., Тюрина И. О. Синтез этнонационального и гражданского как основа российской идентичности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 44-57.

10. Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.

11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М.: Флинта, 2006. 342 с.

12. Кортунов С. В. Национальная идентичность: Постижение смысла. М.: Аспект Пресс, 2009. 589 с.

13. Кожевникова Ю. А. Кризис национальной идентичности в глобализирующемся мире: автореф. дис ... канд. филос. наук: 09.00.11. М.: Изд-во МГУ, 2012. 22 с.

14. Ачкасов В. А. Национальная идентичность как исторический нарратив // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 19-26.

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Бадмаев В. Н. Национальная идентичность России: исторический

дискурс и современные вызовы // Новые технологии. 2008. № 5. С. 129-136.

16. Митрошенков О. А. Идентичность: от теоретических концептов к управленческим воздействиям // Власть. 2016. № 2. C. 14-28.

17. Родионов М. А., Волкова Т. А. Политические элиты и национальная идентичность // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 4. С. 126-137.

18. Старостин А. М., Самыгин С. И., Верещагина А. В. От национальной идентичности к военной и информационной безопасности: эволюция войны и многообразие ее форм в условиях духовной деволюции современного общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 158-163.

19. Спирин А. П., Дегтярев А. Н. Формирование у курсантов отношения к национальной идентичности как профессиональной ценности в ходе изучения гуманитарных дисциплин // Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2020. № 675. С. 373-378.

20. Митрахович В. А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации: дис ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 257 с.

21. Митрахович В. А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации: монография. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2006. 128 с.

References

1. Tishkov V. A. The Russian people: space and culture. St. Petersburg: SPbGUP; 2018. 32 p. (In Russ.).

2. Inkizhekova M. S. Categories «national identity» and «patriotism» in the

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

modern educational environment. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill. 2017;(4):34-44. (In Russ.).

3. Kuznetsova L. A. Forming military identity of a pupil of cadet military corps. Evraziiskii Soyuz Uchenikh (ESU) = Eurasian Union of Scientists (ESU). 2019;(3(60)):52-55. (In Russ.).

4. Kulikova S. V. Development of national self-consciousness and patriotism in Russia: from the history to the present. Izvestia VGPU = News-Bulletin (VSPU). 2015;(3(98)):11-16. (In Russ.).

5. Semenova L. A. Formation of the Russian students' identity in the learning process. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia. 2014;(3):88-92. (In Russ.).

6. The Russian nation: Formation and ethnocultural diversity / ed. by V. A. Tishkov. N. N. Miklukho-Maklay Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences. M.: Nauka; 2011. 462 p. (In Russ.).

7. Gadzhiev K. S. National identity: a conceptual aspect. Voprosi philosophii = Questions of philosophy. 2011 ;(10):3-16. (In Russ.).

8. Drobizheva L. M. The meanings of the All-Russian civil identity in the mass consciousness of the Russians. Monitoring obschestvennogo mneniya: economicheskie i sotsialnie = Monitoring public opinion: economic and social changes. 2020;(4):480-498. (In Russ.).

9. Gorshkov M. K., Tyurina I. O. Synthesis of ethnic and civil as a basis for the Russian identity. Vestnik RUDN = RUDN Journal of Sociology. 2018;(18(1)):44-57. (In Russ.).

10. Mid J. G. Izbrannoe: Sb. perevodov / RAS. INION. Center for Social Science-inform.research. Department of Sociology and Social Sciences. psychology; Comp. and translator V.G. Nikolaev. Ed. by D.V. Efremenko. M.; 2009. 290 p. (In Russ.).

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22.

11. Erikson E. Identity: youth and crisis. Per. s engl. M.: Flinta; 2006. 342 p.

(In Russ.).

12. Kortunov S. V. National identity: Understanding the meaning. M.: Aspect Press; 2009. 589 p. (In Russ.).

13. Kozhevnikova Y. A. The crisis of national identity in the globalizing world: autoref. dis ... cand. philos. science: 09.00.11. M.: MSU Publishing House; 2012. 22 p. (In Russ.).

14. Achkasov V. A. National identity as a historical narrative. Upravlencheskoe konsultirovanie = Managerial consulting. 2018;(10):19-26. (In Russ.).

15. Badmaev V. N. National identity of Russia: historical discourse and modern challenges. Novie technologii = New Technologies. 2008;(5):129-136. (In Russ.).

16. Mitroshenkov O. A. Identity: from theoretical concept to administrative influence. Vlast' = Power. 2016;(2):14-28. (In Russ.).

17. Rodionov M. A., Volkova T. A. Political elites and national identity Socialno-gumanitarnie znaniya = Social and Humanitarian Knowledge. 2018;(4):126-137. (In Russ.).

18. Starostin A. M., Samygin S. I., Vereshchagina A. V. From national identity to military and information security: Evolution of war and variety of its forms in the conditions of a spiritual devolution of modern society. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenie zapiski SKAGS = Scientific notes of SKAGGS. 2015;(4):158-163. (In Russ.).

19. Spirin A. P., Degtyarev A. N. Formation of cadets' attitude to national identity as a professional value in the course of studying humanity disciplines. Trudi Voenno-kosmicheskoi akademii imeni A.F. Mozhaiskogo = Proceedings of the Military Space Academy named after A.F. Mozhaisky. 2020;(675):373-378. (In

Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 1-22. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 1-22. Russ.).

20. Mitrahovich V. А. Formation of military honor among servicemen doing conscription military service in the Armed Forces of the Russian Federation: dis ... cand. ped. science: Volgograd; 2002. 257 p. (In Russ.).

21. Mitrahovich V. А. Formation of military honor among servicemen doing conscription military service in the Armed Forces of the Russian Federation: monograph. Astrakhan: Publishing house Astrakhan University; 2006. 128 p. (In Russ.).

Информация об авторе В. А. Митрахович - доктор педагогических наук, профессор.

Information about the author V. A. Mitrakhovich - Doctor of Pedagogics, Full Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.08.2021; одобрена после рецензирования 02.09.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was published 19.08.2021; approved after reviewing 02.09.2021; accepted for publication 25.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.