Spirina Tatyana Pavlovna, Chikhanova Ekaterina Vladimirovna, Spirin Anton Pavlovich FORMATION OF VALUE ATTITUDE OF STUDENTS TO THE NATIONAL ...
pedagogical sciences
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0077
ФОРМИРОРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
© 2019
Спирина Татьяна Павловна, доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Чиханова Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Спирин Антон Павлович, старший преподаватель кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева (199034, Россия, Санкт-Петербург, наб. Макарова 8, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования национальной идентичности как профессиональной ценности курсантов. Актуальность вышеуказанного вопроса для офицеров современных Вооруженных Сил Российской Федерации обусловливается сложившейся политической ситуацией. Процесс глобализации, негативное целенаправленное информационное воздействие, информационная война - все это приводит к духовно-нравственному кризису, к угрозе уничтожения национальной идентичности, существования нации в целом. Национальная идентичность рассматривается в статье как системообразующие базовая ценность, на основе которой формируется вся система профессиональных ценностей курсанта. Национальная идентичность предполагает принятие курсантом себя как представителя нации (народа), знание своих национальных особенностей, а также особые чувства по отношению к своему народу. В статье ставится вопрос повышения эффективности образовательного процесса в военных вузах, а также необходимости поиска педагогических методов, направленных на повышение качества подготовки будущих офицеров как представителей и защитников своего народа.
Ключевые слова: идентичность, национальная идентичность, система ценностей, профессиональная ценность.
FORMATION OF VALUE ATTITUDE OF STUDENTS TO THE NATIONAL IDENTITY AS A RELEVANT PEDAGOGICAL TASK
© 2019
Spirina Tatyana Pavlovna, associate Professor, candidate of philosophy, associate Professor «Humanitarian and socio-economic disciplines» Chikhanova Ekaterina Vladimirovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor «Humanitarian and socio-economic disciplines» Spirin Anton Pavlovich, senior lecturer of the Department «Humanitarian and socio-economic disciplines» Military Academy of logistics named after General of the army A.V. Khrulev (199034, Russia, St. Petersburg, nab. Makarova 8, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the problem of the formation of national identity as a professional value of cadets. The relevance of the above issue for the officers of the modern Armed Forces of the Russian Federation is determined by the current political situation. The process of globalization, negative targeted informational impact, information war - all this leads to a spiritual and moral crisis, to the threat of destruction of national identity, the existence of the nation as a whole. National identity is considered in the article as a backbone basic value, on the basis of which the entire system of professional values of the cadet is formed. National identity implies the adoption by the cadet himself as a representative of the nation (people), knowledge of his national characteristics, as well as special feelings towards his people. The article raises the question of increasing the effectiveness of the educational process in military higher educational institutions, as well as the need to find pedagogical methods aimed at improving the quality of training future officers as representatives and defenders of their people.
Keywords: identity, national identity, value system, professional value.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Обращение к теме формирования ценностного отношения обучающихся военных вузов к своей национальной идентичности является одной из насущных педагогических задач, поскольку она имеет отклик на уровне личности обучающегося, его профессиональной деятельности, армии как социального института, общества и государства, мирового развития в целом, и в первую очередь как основы национальной безопасности.
По словам Президента РФ В.В. Путина: «... Система высшего военного образования, подготовка офицерских кадров является, безусловно, фундаментом Вооружённых Сил. И он должен быть надёжным, прочным, отвечающим требованиям времени и рассчитанным, что очень важно, на перспективу» [7].
Российское государство в XXI веке сталкивается с новыми политическими вызовами, которые требуют эффективных ответных мер, в том числе в сфере профессиональной подготовки специалистов Вооруженных Сил. Отмечается рост преступлений против государственной власти, в частности против основ конституционного строя и безопасности государства, а также увеличение количества дезинформации и фальсификации историче-
ских аспектов, в том числе в глобальной сети Интернет. Набравший в последние десятилетия силу процесс глобализации, появление новых информационных технологий, а также целенаправленное информационно-идеологическое воздействие на население страны - все это является причиной духовно-нравственного кризиса, заключающего в себя угрозу самого существование нации.
Сегодня очевидным становится то, что суть информационной войны заключается в уничтожении национальной (этнической), государственной и гражданской идентичности человека. Еще один из организаторов разведывательной и шпионско-диверсионной деятельности против СССР, идеолог «холодной войны» Аллен Даллес однозначно определил цель информационного воздействия: «Эпизод, за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.. .Мы будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.» [4,с.31].
Именно осознание себя как части рода, сама родовая связь на уровне мировоззренческих ценностей является мишенью в развернувшейся информационной борьбе. Сегодня продолжают рушиться связи между прошлым
педагогические науки
Спирина Татьяна Павловна, Чиханова Екатерина Владимировна, Спирин Антон Павлович ФОРМИРОРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ...
и будущим, национальные идеалы подвергаются вытеснению, замене и искажению. Навязывание западной модели социального развития предполагает размывание традиционных ценностей народов России в интересах глобального доминирование США фактически приравнивается к потере суверенитета и национальной самоидентификации. Современное российское общество переживает время, когда необходимо отвоевать пространства сознания, захваченные враждебными и разрушающими образами.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью нашего исследования является постановка проблемы формирования национальной идентичности как профессиональной ценности курсантов, анализ актуальности вышеуказанного вопроса для офицеров современных Вооруженных Сил Российской Федерации.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В условиях углубления противоречия глобализаци-онных процессов с национальными интересами, возрастания угрозы национализма и сепаратизма сохранить свою национальную (этническую) идентичность современным народам не просто. Еще великий русский писатель Солженицын А.И. обращал внимание на разрыв нашей культуры с национальным прошлым, указывая, что «... черты русского характера — какие добрые потеряны, а какие уязвимые развились - они и сделали нас беззащитными в испытаниях ХХ века. И наша всегдашняя всеоткрытость — не она ли обернулась и легкой сдачей под чужое влияние, духовной бесхребетностью?» [8, с.172-173].
В условиях глобализации ослабевает связь индивида с национальной общностью, обеспечивающая, с одной стороны, чувство защищенности отдельной личности, а с другой - преемственность исторической памяти, культурных традиций и целостность ориентиров развития страны. В соответствии с этим, одним из приоритетов развития российского общества становится формирование национальной идентичности.
Чужое влияние уже спровоцировало ряд негативных явлений. Активизация различных методов информационной войны негативно сказывается прежде всего на формировании национальной идентичности у молодежи. Так исследование ценностных приоритетов относительно патриотизма курсантов из РФ в сравнении с курсантами из Афганистана, проведенное в 2018 году, показало следующие результаты [1,с.47]:
Группа Ведущий смысл Нейтральный смысл Игнорируемый
Курсанты РФ 9% 61% 30%
Курсанты из Афганистана 41 % 41 % 18%
Наш опыт педагогической практики в военном вузе позволяет засвидетельствовать то, что порой курсанты не могут ответить на вопрос: «Почему вы гордитесь своим народом?», в состоянии назвать 2-3 факта, вызывавших у них чувство гордости народом, как правило, связанные с победой 1945 и мощным современным оружием, и не более, а порой лейтмотивом любви к Родине обозначают слова известной песни Ю.Шевчука «Еду я на родину, пусть кричат - уродина, а она нам нравится, хоть и не красавица.». В отношении патриотизма наблюдается расхождение между его декларативной формулой и реальным содержанием. Сами курсанты считают сложившее положение дел непродуманной технологией воспитательной работы. Она встречает сопротивление, а порой и обратную реакцию. Имеющиеся у личного состава групповые установки, предубеждения нередко сопровождаются замкнутостью и недоверием к командирам и педагогам.
Последние двадцать лет государство активно ищет объединяющую национальную идею и создает условия обретения себя как единой сильной здоровой нации. Очевидна необходимость усиления единства россий-
ской нации, гармонизации межэтнических отношений в системе общенациональных интересов страны. На уровне государства решаются задачи переосмысления национальной идеи, которая могла бы определить успешную и конструктивную траекторию развития России на мировой арене.
Проведенное в 2015 году социологическое исследование (Е.Л.Крюкова, И.В.Лемьева, А.А.Ларионова) восприятия национальной идеи России гражданами страны выявило причины необходимости принятия национальной идеи. Наиболее повторяющимися причинами среди ответов респондентов стали:
1. Самоидентификация народов России.
2. Укрепление общенационального духа.
3. Определение направления стратегического развития [5].
Полученные результаты подтверждают осознание важности формирования и развития национальной идентичности как ресурса выживания российской нации в современных условиях.
Необходимость работы с молодежью над осознанием своей этнической идентичности как ценности зафиксирована в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования и среднего общего образования. В нормативных документах указывается необходимость воспитания патриотизма, российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
И если в школьной педагогике уже наработан интересный опыт формирования национальной идентичности, осознания ее как жизненной (онтологической) ценности, реализации социокультурных проектов, то системе высшего военного образования еще предстоит решать эту задачу. Нельзя не согласиться с тем, что «актуальной задачей работников высшей школы становится формирование в молодом поколении общепланетарного сознания, при котором человек, наряду с развитым чувством национальной самоидентичности, ощущает себя ответственным за все происходящее в мире» [10,с.56] Но, к сожалению, решая задачу формирования общепланетарного мышления, мы упускаем развитие чувства национальной самоидентичности. Традиционная педагогика предоставляет нам технологии формирования бойца-интернационалиста, но не располагает методами формирования воина с высоким позитивным уровнем национальной идентичности. В связи с этим, особо актуальными звучат следующие слова А.И.Каменева: «Все военное образование должно быть национальным, то есть соответствовать: идее национальной обороны и национальной доктрины, приверженности национальным военным традициями, национальному воинскому духу, национальному идеалу офицера и полководца; традиционным по духу формам и методам военного образования; особенностям национального характера, национального самосознания» [3].
Уже аксиоматичным является утверждение о том, что система современного высшего военного профессионального образования призвана совершенствовать подготовку будущих офицеров, создавая, прежде всего, условия для формирования у них профессионально-ценностных ориентаций.
К системе ценностей, которые образуют профессиональную направленность офицера можно отнести следующие:
1. Ценности общегражданского характера, играющие важнейшую роль в обеспечении безопасности страны: общественный долг по защите Родины, любовь к народу, семья, гуманизм, жертвенность, ответственность за принятие и реализацию решений в сфере обороны, гражданственность и др.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28)
303
Spirina Tatyana Pavlovna, Chikhanova Ekaterina Vladimirovna, Spirin Anton Pavlovich pedagogical
FORMATION OF VALUE ATTITUDE OF STUDENTS TO THE NATIONAL ... sciences
2. Ценности, связанные с военно-профессиональной деятельностью: воинский долг, воинская честь, достоинство воина, войсковое товарищество, статус военнослужащего, дисциплина и дисциплинированность, воинское мастерство, воинские традиции и ритуалы, престиж военной службы и др.
3. Ценности, связанные с особенностями материально-бытового характера службы: довольствие, система премирования, льготы и преимущества, карьера [9, с.17-18].
Очевидно, эта система ценностей будет представлять собой единство и реализовывать свои системные функции, если выделить и понимать системообразующие базовые ценности. На наш взгляд, одной из таких образующих ценностей является национальная идентичность, которая предполагает принятие себя как представителя нации (народа), знание своих национальных особенностей, и, что очень важно, особые чувства по отношению к своему народу (любовь, гордость, уважение). И не случайно пропагандистские листовки во время Великой Отечественной войны были обращены не столько к сознанию людей, сколько к их эмоциям, «простым» чувствам (страх, любовь, тоска по дому, голод, этнические чувства и др.) [4, с. 69]. «Простое» чувство единства со своим народом является условием ценностно-эмоциональной и мотивационно-волевой готовности к профессиональной деятельности офицера. Цель и смысл жизни молодому поколению защитников Отечества может придать только ощущение неразрывной связи со своей страной и своим народом.
Армия вполне может выполнять роль интегрирующего и воспитывающего начала в полиэтническом государстве. Однако сегодня армия не выполняет национально интегративной функции, наоборот, сама армия пронизана межэтническими конфликтами. Большинству молодых людей из российской глубинки непосредственно открывается другой социокультурный мир именно во время срочной службы, к встрече с которым они психологически не всегда готовы [6,с.140].
Не всегда готовы к встрече с представителями других этнических групп и выпускники военных образовательных организаций. Действительно, современный мир не только разрушил традиционную систему ценностей, картину мира в целом, но и предложил человеку новые модели поведения. Учитывая ярко выраженный прагматизм как ценность, образ жизни, ориентированный на материальные потребности, психологию комфорта, необходимо изучать насколько в жизни современного офицера сохранились традиционные национальные ценности как своеобразный код нации, позволяющий ей противостоять внешним и внутренним угрозам, организовывать взаимодействия с другими нациями. В этом отношении важна идентичность военнослужащего как один из факторов, направляющих и способствующих принятию и реализации социальных ролей, в частности профессиональной.
Перед высшими военно-учебными заведениями стоит задача создания, развития и совершенствования аксиологической среды, где организуется движение самоидентификации обучающихся во всех аспектах. Задача педагога создать условия для интеграции в мировоззрение обучающихся системы ценностных отношений обучающихся к миру, к себе и своей профессии. Профессиональное становление личности стало объектом исследования различных ученых (А.К. Маркова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков, А.М. Столяренко, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). Исследователи отмечают, что профессиональное развитие невозможно без формирования системы профессиональных ценностей у будущего специалиста. Именно ценностные ориентации как личностные смыслы профессиональной деятельности в значительной мере обусловливают мотивацию к деятельности, ее производительность и результативность, здоровье и социальное
благополучие личности как субъекта профессии.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Решение задачи организации педагогической работы в направлении развития ценностного отношения к национальной идентичности курсантов даст возможность для решения более глубокой задачи - осознания стени-ческих и астенических форм поведения на уровне национального менталитета, проанализировать конструктивные и деструктивные модели жизнедеятельности и на уровне общества, и на уровне мировой истории в целом.
Осознание и принятие собственной принадлежности к роду, этносу, нации приобретает особую важность для современного человека, поскольку способствует преодолению таких форм индивидуализма, как социальное сиротство, безродность, беспочвенность существования, кризис самолокализации в обществе, социальный аутизм, которые стали серьезными проблемами общества [2,с.483]. Решение вышеуказанных задач, возможно только при комплексном подходе решения проблемы, как со стороны государства, так и в рамках военных образовательных организациях.
Таким образом, задача формирования отношения курсантов к национальной идентичности как особой ценности как в личном, так и профессиональном аспекте имеет актуальное значение не только для военной психологии и педагогики, но и особое значение для обеспечения обороноспособности страны, и более того, имеет прямое отношение к детерминации векторов развития мировой истории в целом. В связи с этим становится актуальным вопрос повышения эффективности образовательного процесса в военных вузах, а также необходимости поиска педагогических методов, направленных на повышение качества подготовки будущих офицеров как представителей и защитников своего народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Верняева Т.А. Сравнительный анализ системы жизненных смыслов курсантов РФ и курсантов из республики Афганистан // Гуманитарные науки в современном вузе как основа межкультурного взаимодействия: матер. междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 10 декабря 2018 года / под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. — СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2018. С. 44-48.
2. Газзаева Д.Г., Гогицаева О.У. Проблема идентичности в подростковом возрасте. В сб. «Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Сборник научных трудов участников международной науч-ной конференции молодых ученых: в 2-х тт. — т. 1 — СПб.: Изд-воВВМ, 2018. — с. 478-483.
3. Каменев А.И. Характерные особенности обучения в военных школах России. [Электронный ресурс]. — URL: http://artofwar.ru/k/ kamenew_anatolij_iwanowich/faktydostupnyekwelikojistine.shtml. (дата обращения: 18.11.2018)
4. Караяни, А. Г. Военная психология в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / А. Г. Караяни. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
5. Крюкова Е.А., Лемьева И.В., Ларионова А.А. Национальная идея для современной России // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. №3 (4). URL: https://cyberleninka.m/article/n/natsionalnaya-ideya-dlya-sovremennoy-rossii-1 (дата обращения: 04.04.2019).
6. Мохов С. В. Межэтнические конфликты в армии и оценка опыта службы в опросах демобилизовавшихся солдат и офицеров [Текст] / С. В. Мохов, С. П. Простаков //Мир России. - 2013. - № 2. - с. 126-140.
7. Путин В.В. Совещание по вопросам развития системы военного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/19631 (Дата обращения: 02.04.2019).
8. Солженицын А. И. Россия в обвале. — М.: Русский путь, 2006.
9. Соловьев С.С. Трансформация ценностей военной службы // Социс. —1996. — № 6. — с.17-25.
10. Теремова Р.М., Артамонова В. В. Толерантность как основа адаптации иностранных студентов в условиях российского социума: Теремова Р.М., Артамонова В.В.Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 2. С. 56-60.
Статья поступила в редакцию 23.04.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019