Научная статья на тему 'Проблема воинской идентичности студентов учебных военных центров'

Проблема воинской идентичности студентов учебных военных центров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
724
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ВОИНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суханов Петр Владимирович, Карлова Екатерина Николаевна, Морозова Наталья Владиславовна

В статье рассматривается понятие воинской идентичности и процесс её формирования у студентов учебных военных центров. В качестве аргументов приводятся данные социологического исследования, направленного на изучение некоторых составляющих идентичности: мотивации, системы ценностей, карьерных планов, самооценки профессиональной компетенции. Установлено, что воинская идентичность сформирована лучше у курсантов, чем у студентов. В статье сделан вывод, что у студентов учебных военных центров может быть сформирована идентичность после окончания военной реформы и улучшения системы военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Суханов Петр Владимирович, Карлова Екатерина Николаевна, Морозова Наталья Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема воинской идентичности студентов учебных военных центров»

Суханов Петр Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебной части учебного военного центра при ФГБОУ ВПО «МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», г. Москва.

109388, г. Москва, ул. Полбина, д. 45.

Тел.: (925) 096-54-71 E-mail: moadip55@mail.ru

Карлова Екатерина Николаевна - кандидат социологических наук, преподаватель учебного военного центра при ФГБОУ ВПО «МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», г. Москва.

109388, г. Москва, ул. Полбина, д. 45.

Тел.: (920) 413-19-92 E-mail: alinord@yandex.ru

Морозова Наталья Владиславовна - кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры медицинской техники ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва.

123995, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1.

Тел.: (926)-246-81-79 E-mail: innat.m@mail.ru

© Армия и общество. 2012. № 2. С. - .

П.В. Суханов, Е.Н. Карлова, Н.В. Морозова

ПРОБЛЕМА ВОИНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРОВ

За два последних десятилетия в государстве и в Вооруженных силах произошли коренные изменения. Они коснулись всех сфер жизни российского общества, не оставив в стороне и систему военного образования. За сравнительно короткий период времени численность Российских Вооруженных сил сократилась более чем в три с половиной раза, настолько же сократился и ежегодный заказ на подготовку офицерских кадров, что привело к неизбежному сокращению количества военных вузов.

Принятых руководством страны и Министерства обороны мер в сложившейся обстановке оказалось недостаточно, так как в оставшихся вузах очень остро встала проблема малой численности переменного состава, что не позволило организовать нормальную учебную, методическую и научную работу и, без сомнения, отразилось на качестве подготовки военных специалистов. Стремясь обеспечить необходимое качество подготовки офицерских кадров, руководством страны в 2008 г. было принято решение о создании учебных военных центров (УВЦ) на базе гражданских вузов, которые методом военного дня должны готовить кадровых офицеров для силовых структур. Обучающиеся в УВЦ, в отличие от студентов военных кафедр, должны заключать контракт о

прохождении военной службы на офицерских должностях офицеров сроком на три года.

Идея пополнения офицерского состава за счет выпускников гражданских вузов не нова. Так, в Советском Союзе и некоторое время после его распада широко применялась практика призыва выпускников военных кафедр, в просторечии именовавшихся двухгодичниками. Таким образом, по замыслу военного руководства, современные студенты УВЦ теоретически должны быть более мотивированными к военной службе, чем когда-то двухгодичники, а по выпуску из вуза быть подготовленными высококвалифицированными военными специалистами. Более того, руководством Министерства обороны было принято решение о том, что новая система подготовки будет обеспечивать до 40% офицерского состава Вооруженных сил.

По мнению специалистов, предложенная система имеет ряд преимуществ, среди которых - существенная экономия средств, привлечение лучших интеллектуальных ресурсов и материальной базы российских вузов, обмен идеями в области обеспечения обороноспособности, гражданский контроль подготовки военных кадров и другие. Кроме того, студенты УВЦ сознательно выбирают профессию военнослужащего, поступая в университет, их военная подготовка и заключение контракта с Министерством обороны носят добровольный характер.

Скептики военной реформы и консервативные приверженцы устоявшейся системы подготовки военных специалистов сомневаются в способности гражданских вузов дать все необходимые профессиональные знания студентам и, тем более, привить им воинскую культуру, патриотизм и чувство корпоративности, необходимые для становления полноценного офицера. По их убеждению, условия учебных военных центров не позволяют в полной мере задействовать все механизмы формирования личности будущего офицера, у студентов есть лишь девять часов в неделю, за которые они должны усвоить все детали этикетного поведения, понять и разделить приоритеты политики государства в области обеспечения национальной безопасности.

Социальная среда военнослужащих достаточно закрыта и консервативна, критериями признания в ней служит успешный опыт, связанный с преодолением тягот и лишений военной службы, участием в боевых действиях или учениях. Курсанты военных училищ, по крайней мере, имеют опыт жизни в казарме и связанными с ней ограничениями. Студенты же лишены и этого, поэтому к

призывавшимся когда-то в армию выпускникам вузов было негативное отношение в войсках: «пиджаки» зачастую не владели необходимыми бытовыми привычками, лексикой, не разделяли общие ценности, и в целом не стремились интегрироваться в сообщество военнослужащих.

Такое расхождение в суждениях позволило авторам предположить высокую вероятность возникновения проблемы принятия офицером - выпускником УВЦ требуемых норм поведения, стиля жизни и мышления, ценностей военной организации, иными словами, проблемы профессиональной и воинской идентичности выпускников УВЦ.

Термин «идентичность» прочно вошел в философский, социологический, психологический словарь. В социологии под идентичностью понимается комплекс ролей и статусов, организованных адекватно социальной системе [1]. Воинская идентичность в работах отечественных ученых рассматривается как профессиональная идентичность военнослужащих и исследуется в рамках философии, психологии, социологии и педагогики. Например, в исследовании социальной идентификации офицеров В.Е. Саранскова идентичность понимается как принятие офицером норм, ценностей и образцов поведения военной организации [3]. Идентичность более узких групп офицеров в рамках социологии исследуют В.Ф. Ульянов (профессиональная идентичность офицеров запаса) [5], И.Б. Субботин (профессиональная идентичность офицеров образовательных структур) [4] и А.С. Некрасов (профессиональная идентичность личности курсанта) [2].

Авторы данной статьи предлагают понимать под воинской идентичностью осознание индивидом своей принадлежности к делу защиты свободы и независимости народа и Отечества, принятие социальных норм и образцов поведения, ценностей и образа жизни военнослужащих.

Несмотря на то, что учебные военные центры начали свою деятельность сравнительно недавно, уже сейчас можно сделать некоторые выводы относительно самоопределения и мотивации к военной службе студентов.

С этой целью авторами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 1250 студентов пяти российских вузов1, 33,36%

1. «МАТИ - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, Сибирский федеральный университет. - Прим. авт.

которых обучаются в УВЦ и 66,64% - на военных кафедрах. Данные анкетирования были дополнены материалами фокусированных групповых интервью со студентами УВЦ и военной кафедры. В ходе исследования была также опрошена контрольная группа из 322 курсантов Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (Филиал ВУНЦ ВВС «Военновоздушная академия им. профессора Жуковского и Ю.А. Гагарина»), поскольку некоторые аспекты исследования требовали сравнения мнений студентов и курсантов, которые получают «классическое» военное образование, находясь почти круглосуточно в стенах военного учебного заведения

Исследование позволило сделать ряд важных заключений.

Во-первых, доля респондентов, разочарованных своим выбором профессии, среди студентов УВЦ оказалось самой значительной. Если бы пришлось вновь делать профессиональный выбор, то в УВЦ поступили бы всего 46% обучаемых, на военную кафедру - 75,4% студентов, в военное училище - 68,3% курсантов. Каждый пятый студент УВЦ предпочел бы поступить в военный вуз, причем наибольшее число желающих получить традиционное военное образование (54%) среди студентов УВЦ 2009 г. набора, когда был приостановлен прием во все военные училища страны. Только каждый третий респондент планирует после окончания УВЦ служить в армии до предельного возраста, 10,8% - до получения жилья, то есть не менее десяти лет. Сравнивая эти данные с аналогичным опросом курсантов военного училища (54,6% собираются служить до предельного возраста и 13,6% - до получения жилья), можно заключить, что мотивация к военной службе у студентов существенно ниже, чем у курсантов. 30% опрошенных, втрое больше, чем в военном училище, затрудняются сказать определенно о своих планах.

Во-вторых, воинская идентичность студентов УВЦ сформирована в меньшей степени, чем у курсантов, но в большей степени, чем у студентов военных кафедр. Такой вывод можно сделать исходя из анализа ценностных установок, выраженных в семнадцати высказываниях о военной службе, по которым респондентам необходимо было указать степень своего согласия. Студентам предлагались такие утверждения, как «Настоящий мужчина обязательно должен отслужить в армии», «Я горжусь тем, что у меня в будущем есть возможность служить в Вооруженных силах РФ», «Я хочу испытать себя, приняв участие в реальных боевых действиях», «Я всегда с гордостью иду по улице в военной форме» и др. Для получения наглядных данных был проведен

кластерный анализ методом К-средних, в котором переменными выступили индексы согласия с ценностными суждениями о военной службе десяти групп респондентов в зависимости от формы военной подготовки (студенты УВЦ, студенты военной кафедры, курсанты) и вуза, в котором они обучаются.

При классификации на два кластера, первая группа образуется из респондентов УВЦ всех университетов, военной кафедры Саратовского ГТУ и курсантов военного училища, вторая группа - из студентов остальных военных кафедр. Таким образом, социальная дистанция, выраженная в отношении к военной службе, между курсантами и студентами УВЦ короче, чем между студентами УВЦ и студентами военных кафедр. Нетипичную позицию в этом отношении занимают студенты Саратовского ГТУ, которые оказались ближе к студенческой молодежи, ориентированной на военную карьеру. При анализе других вопросов анкеты эта позиция сохраняется.

Более подробную классификацию различных категорий респондентов позволил сделать анализ по четырем кластерам, выявивший иерархию студентов разных вузов по степени лояльности ценностям военной службы: у московских студентов УВЦ и военных кафедр воинская идентичность оказалось менее развитой, чем в региональных вузах. В целом, положительным является тот факт, что граждане, проходящие военную подготовку в УВЦ методом военного дня, несмотря на все сложности обучения и сомнительные перспективы офицерской карьеры, имеют более высокие показатели готовности и желания служить, чем студенты военных кафедр.

В-третьих, сами студенты УВЦ выражают серьезные сомнения в своей военно-профессиональной компетенции, каждый пятый считает, что на службе ему будет недостаточно того уровня подготовки, который он приобрел в университете. При обсуждении данной проблемы на фокус-группе, курсанты также заявляли, что, посещая УВЦ раз в неделю, им сложно запомнить материал и такое обучение «урывками» не обеспечивает уровня знаний, соответствующего требованиям, предъявляемым к военному профессионалу. «Многое надо учить по секретной литературе, которую можно изучать в часы самоподготовки, а дома я не могу учить». Респонденты УВЦ в полтора раза чаще студентов военных кафедр соглашаются с утверждением, что времени на овладение военной специальностью недостаточно (52,88%). «Как мы можем стать военными до

корней волос, если шесть дней мы ходим в кроссовках, в гражданской одежде и только один день приходим в УВЦ?». Курсанты УВЦ также чаще отмечают несоответствие содержания военного обучения с предметами изучения на гражданских кафедрах.

Другим «слабым местом» своей военной подготовки студенты УВЦ считают недостаточную сформированность командирских навыков и умения общаться с сослуживцами - респонденты выражают опасение, что на службе столкнутся со сложностями в управлении подчиненными. 25,5% студентов УВЦ испытывают неуверенность в своей способности вписаться в воинский коллектив, члены которого закончили военные вузы и, по мнению студентов, будут проявлять к ним неуважение. Эта обеспокоенность имеет под собой основания: в сознании жива память об опыте призыва в армию выпускников военных кафедр, получивших от профессиональных военных презрительное прозвище «пиджаки».

Таким образом, анализ ответов студентов УВЦ позволяет отметить их неуверенность в своей способности соответствовать требованиям военной службы и профессионального сообщества, а также сомнения в перспективах служебного роста и материального успеха в армии.

Четвертым заключением, по результатам исследования, является то, что курсанты по сравнению со студентами УВЦ в большей степени заинтересованы в конкретной предметной деятельности по профессии. В ответах на вопросы о мотивах успеваемости и прохождения военной службы, курсанты в 2-2,5 раза чаще студентов УВЦ указывают интересное содержание труда, работу с вооружением и военной техникой, что свидетельствует о более осмысленном выборе и глубокой заинтересованности в военной карьере. Студенты УВЦ, напротив, чаще указывают абстрактные ценностно-духовные преимущества военной службы либо выражают сугубо меркантильный интерес, связанный с многочисленными льготами, социальными гарантиями, денежным и жилищным обеспечением. Таким образом, проявление интереса к содержанию будущей работы студентов УВЦ заметно ниже по сравнению с курсантами, которые увлечены практической работой с военной техникой и ожидают в будущем получения морального удовлетворения от содержания любимой работы. Такое расхождение может быть связано с недостаточной насыщенностью учебной

программы студентов УВЦ практическими занятиями, недостатком общения с практикующими военнослужащими, большой дистанцией студенческого и курсантского быта. Студентам УВЦ приходится прикладывать больше усилий, чем курсантам, на пути к полноценному обретению воинской идентичности и офицерской карьере.

В целом, полученные результаты исследования позволили авторам утвердиться в предположении о том, что новая социальная группа военной молодежи, появившаяся в ходе эксперимента по созданию учебных военных центров, пока находится в поиске своей воинской идентичности. Респонденты испытывают трудности с общественным признанием и сомневаются в правильности своего выбора по ряду причин. Обозначим их.

1). Объективно обусловленная неопределенность будущего выпускников

УВЦ.

Создание учебных военных центров совпало с массовыми сокращениями офицерского состава Вооруженных сил, и у сегодняшних студентов есть все шансы вместо подписания контракта и прибытия к первому месту службы отправиться сразу в запас. Такая перспектива заставляет молодых людей пересматривать жизненные планы, интересоваться рынком труда, снижает мотивацию к дальнейшему обучению и лишает возможности военнопатриотического самоопределения. Ситуацию, по мнению авторов, может переломить наступление политической стабильности и четкое понимание приоритетов развития Вооруженных сил.

2). Неуверенность некоторых экспертов и самих студентов в качестве подготовки офицеров на базе гражданских вузов.

Действительно, построить систему обучения в УВЦ, аналогичную военным училищам, институционально невозможно, и выпускники будут отличаться от своих товарищей, окончивших военные вузы. Но эти отличия, возможно, окажут положительное влияние на армию как социальный институт, сделают ее более открытой для взаимного влияния военных и гражданских технологий, дадут толчок к обмену информацией, возможность осуществлять военнопатриотическое воспитание студенческой молодежи, гражданский контроль и участие общества в подготовке военных кадров.

3). Отсутствие практики и опыта подобной формы военной подготовки.

В качестве вывода следует отметить, что система мотивации студентов учебных военных центров имеет отличия от мотивации студентов современных и

существовавших ранее военных кафедр. Перечисленные проблемы идентификации можно отнести к «болезням роста», обычным при становлении новых форм социальной организации. При условии совершенствования законодательной базы, политической стабильности и четкого понимания приоритетов развития Вооруженных сил Российской Федерации, а также при накоплении опыта подготовки военных кадров на базе гражданских вузов, проект учебных военных центров вполне можно будет назвать успешным.

* * *

1. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д: Изд-во Сев.-Кавк. научн. центра высш. шк., 1999. 176 с.

2. Некрасов А.С. Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училища: дис. ...канд. филос. наук: 19.00.01. Краснодар, 2005. 158 с.

3. Сарансков В.Е. Социальная идентификация офицеров Вооруженных сил Российской Федерации: современное состояние и пути оптимизации: (социологический анализ): дис. .канд. соц. наук: 22.00.08. М., 2003. 203 с.

4. Субботин И.Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе подготовки в вузах: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2003. 210 с.

5. Ульянов В.Ф. Социально-психологические факторы становления профессиональной идентичности офицера запаса: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2004. 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.