Научная статья на тему 'Мотивационныеустановки курсанта учебно-военного центра и студента военной кафедры военного института Сибирского государственного университета науки и технологий'

Мотивационныеустановки курсанта учебно-военного центра и студента военной кафедры военного института Сибирского государственного университета науки и технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РВСН / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ / МОТИВАЦИЯ / SMF / MILITARY INSTITUTE / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Спиридонов М.В., Дубынин П.А., Сидоров И.Т., Горячева М.Ю.

Рассмотрена проблема воинской идентичности курсантов Учебного военного центра при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева. Приведены результаты социологического опроса курсантов УВЦ СибГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Спиридонов М.В., Дубынин П.А., Сидоров И.Т., Горячева М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION INSTALLATIONS OF THE CURVANT OF THE EDUCATIONAL-MILITARY CENTER AND STUDENT OF THE MILITARY DEPARTMENT OF THE MILITARY INSTITUTE AT THE SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY

The article deals with the problem of the military identity of the cadets of the Military Training Center at the Siberian State Aerospace University. M. F. Reshetnev. The results of a sociological survey of the cadets of the MTC SibSU.

Текст научной работы на тему «Мотивационныеустановки курсанта учебно-военного центра и студента военной кафедры военного института Сибирского государственного университета науки и технологий»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 311.42

МОТИВАЦИОННЫЕУСТАНОВКИ КУРСАНТА УЧЕБНО-ВОЕННОГО ЦЕНТРА И СТУДЕНТА ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

М. В. Спиридонов, П. А. Дубынин, И. Т. Сидоров, М. Ю. Горячева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pavel.dubynin@mail.ru

Рассмотрена проблема воинской идентичности курсантов Учебного военного центра при Сибирском государственном аэрокосмическом университете имени академика М. Ф. Решетнева. Приведены результаты социологического опроса курсантов УВЦ СибГУ.

Ключевые слова: РВСН, военный институт, мотивация.

MOTIVATION INSTALLATIONS OF THE CURVANT OF THE EDUCATIONAL-MILITARY CENTER AND STUDENT OF THE MILITARY DEPARTMENT OF THE MILITARY INSTITUTE AT THE SIBERIAN STATE UNIVERSITY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY

М. V. Spiridonov, P. A. Dubynin, I. T. Sidorov, M. Yu. Goryacheva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: pavel.dubynin@mail.ru

The article deals with the problem of the military identity of the cadets of the Military Training Center at the Siberian State Aerospace University. M. F. Reshetnev. The results of a sociological survey of the cadets of the MTC SibSU.

Keywords: SMF, military institute, motivation.

Введение. Создание учебно-военных центров (УВЦ) берет свое начало в 2008 году, когда реформирование Вооруженных сил включало и преобразование в военном образовании. Распоряжением Правительства Российской Федерации были учреждены УВЦ при вузах (высших учебных заведениях) [1]. Один из таких центров появился на базе Сибирского государственного университета и распахнул свои двери для студентов, желающих связать свою жизнь со службой в армии. СибГУ им. М. Ф. Решетнева готовит кадровых офицеров для ракетных войск стратегического назначения (РВСН). С момента создания УВЦ прошло уже 10 лет, выпустились сотни курсантов, обучаемых по военно-учетным специальностям. Некоторые на сегодняшний день прекратили службу в вооруженных силах, другие с гордостью носят погоны. Офицеры в РВСН - это высококвалифицированные инженеры, которые эксплуатируют современные сложные образцы техники [2]. В связи с этим остро стоит вопрос об улучшении качества подготовки курсантов УВЦ, а также изучение мотивационных факторов курсанта УВЦ при поступлении, его удовлетворенности в программе обучения, его пожеланиям и беспокойствам при получении военной специальности.

Объект и методы исследований. Объектом исследования послужили жизненные планы молодежи в современных реалиях. Предметом - формирование кадрового потенциала РВСН вооруженных сил Российской Федерации силами вуз.

В 2018 году на базе СибГУ им. М. Ф. Решетнева и Серпуховского военного института ракетных войск (СВИ РВ) был проведен сравнительный анализ, основанный на опросе молодых людей трех социальных групп: курсанты УВЦ, студенты военной кафедры РВСН СибГУ и курсанты СВИ РВ. Курсанты проходят обучение по схожим военно-учетным специальностям, относящимся к РВСН [3]. Исследование проводилось среди старших (3, 4, 5) курсов, личность которых уже сформирована с учетом влияния военного обучения [4] и имеющих планы, цели и задачи на будущее. Также все они уже успели получить достаточный опыт обучения и осознать все «за» и «против».

Метод исследований представляет собой совокупность социологического, сравнительного, системного и диалектического анализа. И подразумевает собой тестирование на определение мотивационных факторов, повлиявших на избрание военной специальности, отношению к службе в армии и дальнейшему определению своего места в рядах МО РФ [5].

Результаты исследования. В результате исследования были получены следующие результаты: Большинство респондентов СВИ РВ и УВЦ относятся к службе в армии, как к способу реализации себя в жизни, что говорит об осознанности выбора специальности, намеренном, обдуманном и взвешенном решении при поступлении. При этом считая, что служба в армии - необходимая и почетная обязан-

Решетневские чтения. 2018

ность. Что также свидетельствует о большей расположенности курсантов к службе в вооруженных силах

Решающее влияние для поступления в военный институт для студентов военной кафедры оказался пример товарищей (45,5 % опрошенных) при этом у курсантов ВВКУ на первом месте стоит мечта стать офицером. Курсанты же УВЦ оценили стабильное материальное положение офицеров и значимость в обществе (45,6 % опрошенных).

Отмечается также тенденция недостатка практических знаний для подгруппы курсантов УВЦ и ВВКУ, так свое желание в увеличении количества занятий, проводимых на ВВТ, выражают в 75 % случаев, что свидетельствует об озабоченности будущих офицеров в наличии практических навыков по своей специальности.

Военный институт, как оказалось, при схожей системе подготовки военнослужащих запаса и офицеров методом «военного дня» имеет различное влияние на студентов военной кафедры и курсантов УВЦ относительно развиваемых личностных качеств. Для курсантов УВЦ в большей мере выражены чувство товарищества и организаторские способности, чем у студентов кафедры, при этом чувство ответственности превалирует у всех трех исследуемых групп, что подтверждает высказывание о том, что военная служба делает людей более дисциплинированными.

В стремлении стать офицером курсанты УВЦ (60) делают акцент на высокий уровень знаний в выбранной специальности, необходимый им для укрепления своего авторитета в войсках как грамотного офицера. Для ВККУ и студентов военной кафедры кроме получения профессиональных знаний есть и другие факторы воспитания высоких волевых качеств (20), для студентов - дисциплинированность.

Несмотря на то, что обучение на военной кафедре не обязывает обучаемых подписывать контракты с МО РФ, больше половины студентов ВК рассматривают возможность службы по контракту по окончанию института.

Среди курсантов УВЦ и ВВКУ при ответе на вопросы предпочтительного места прохождения военной службы. Прослеживается отсутствие зависимости курсантов ВВКУ от городов, где они родились, в отличие от курсантов УВЦ, желающих служить вблизи родных городов. При этом курсантам ВВКУ, отметившим возможное место службы в отдаленных гарнизонах, в 6 раз больше, чем среди курсантов УВЦ.

Что же касается возможных сомнений в выборе профессии, то большинство курсантов УВЦ и ВВКУ сходятся во мнении, что данная профессия ничем не уступает другим, и даже почетнее и романтичнее. Сомнения в выбранной специальности присутствуют у 30 % курсантов УВЦ и 20 % курсантов ВВКУ, что может говорить о неполном представлении службы в ВС при поступлении на учебу.

Заключение. Исследования показали, что мотива-ционные установки курсанта УВЦ СибГУ им. М. Ф. Решетнева и курсанта классического военного училища совпадают по многим параметрам и отличаются по отдельным направлениям от студента военной кафедры.

«Есть такая профессия - Родину защищать». Эти слова из кинофильма «Офицеры» знакомы каждому. Поэтому вполне объяснимо, что главная мотивацион-ная установка у курсантов - желание служить Родине.

Важность выбранной профессии подкрепляется тем, что реальная обстановка, складывающаяся в современном мире, чрезвычайно сложна. На политической арене вновь пахнет пожаром войны. В центре вновь находится наша страна, против которой ополчился западный мир во главе с США. Впрочем, Россия для Запада всегда была страной-изгоем, не желающей жить по ее законам, согласно ее условиям. Достаточно вспомнить слова Александра III: «У России нет союзников, кроме ее армии и флота»

Библиографические ссылки

1. Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 года № 275-р.

2. Субботин И. Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе подготовки в вузах : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2003. 210 с.

3. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://mi.sibsau.ru/ (дата обращения: 10.08.2018).

4. Сарансков В. Е. Социальная идентификация офицеров Вооруженных сил Российской Федерации: современное состояние и пути оптимизации: социологический анализ : дис. канд. социол. наук: 22.00.08. М., 2003. 203.

5. Некрасов А. С. Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училища : дис. ... канд. филос. наук: 19.00.01. Краснодар, 2005. 158 с.

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 6 marta 2008 goda № 275-r "Ob uchebnykh voennykh tsentrakh, fakul'tetakh voennogo obucheniya i voennykh kafedrakh pri federal'nykh gosudarstvennykh obra-zovatel'nykh uchrezhdeniyakh vysshego professional'nogo obrazovaniya"

2. Subbotin I. B. Razvitie professional'noj identich-nosti ofitserov vospitatel'nykh struktur v protsesse podgo-tovki v vuzakh: dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.03. M., 2003. 210 р.

3. Electronic textbook StatSoft [EHlektronnyj resurs]. URL: http://mi.sibsau.ru/ (accessed: 10.08.2018).

4. Saranskov V. E. Sotsial'naya identifikatsiya ofit-serov Vooruzhennykh sil Rossijskoj Federatsii: sovre-mennoe sostoyanie i puti optimizatsii: (sotsiologicheskij analiz): dis. .kand. sots. nauk: 22.00.08. M., 2003. 203 р.

5. Nekrasov А. S. Razvitie professional'noj iden-tichnosti lichnosti kursanta voennogo uchilishha : dis. .kand. filos. nauk: 19.00.01. Krasnodar, 2005. 158 р.

© Спиридонов М. В., Дубынин П.А.,

Сидоров И. Т., Горячева М. Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.