УДК 355/11
Колесников М.В.
преподаватель учебного центра ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск, Россия)
РЕФЛЕКСИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО АППАРАТА ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ
Аннотация: в представленной научной статье рассматривается рефлексивно-прогностический компонент критериально-диагностического аппарата исследования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ. Дается краткий анализ актуальности рассмотрения процесса формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров. Затем рассмотрению подлежит этап педагогического исследования - педагогический эксперимент, его основное содержание, мнение различных учёных о данном этапе и его значении при проведении педагогического исследования. Далее раскрывается структура военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра, выступающей в единстве ценностного, мотивационного, когнитивного и рефлексивно-прогностического компонентов. В виде таблицы приведен разработанный критериально-диагностический аппарат, в рамках рассмотрения рефлексивно-прогностического компонента военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ. В содержании данной таблицы уточнены критерии, уровни развития рефлексивно-прогностического компонента, а так же методы диагностики данного компонента. Подводится итог рассмотрения рефлексивно-прогностического компонента критериально-диагностического аппарата исследования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ, его значение для экспериментальной части педагогического исследования, и процесса формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров в целом.
Ключевые слова: идентичность, военно-профессиональная идентичность, педагогический эксперимент, рефлексивно-прогностический компонент, критериально-диагностический аппарат, курсант учебного центра ВС РФ.
В современное время Вооруженные Силы Российской Федерации претерпевают достаточно масштабные и кардинальные перемены, которые влекут за собой изменения, продиктованные современностью. Основными изменениям являются: разработка и постановка на вооружение новых образцов вооружения и военной техники; корректировка методов и способов тактических действий; повышение мобильности подразделений; повышения уровня военного образования, как высшего, так и средне специального; обучение всесторонне подготовленных военных специалистов; штатно-структурные преобразования и др.
Базовой задачей проведения реформ является оптимизация имеющихся в наличии ресурсов, что, безусловно, требует новых подходов к их качественному использованию. В том числе это касается подготовки военнослужащих, регулярно пополняющих численный состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Затрагивая вопрос подготовки военнослужащих, в частности военнослужащих по призыву, мы понимаем, что только высококвалифицированный, подготовленный на высоком уровне военный специалист, отвечающий всем требованиям современности, способен обладать качествами, позволяющими выполнять поставленные перед ним разносторонние задачи. Из этого мы можем уточнить основную задачу военных учебных центров Вооружённых Сил Российской Федерации - качественная, всесторонняя подготовка специалистов по различным военно-учётным специальностям.
В свою очередь, неотъемлемым аспектом успешной подготовки военнослужащего в учебном центре, на наш взгляд, является сформированная на высоком уровне военно-профессиональная идентичность курсантов учебных
центров Вооружённых Сил Российской Федерации, где процесс формирования является предметом нашего исследования.
В настоящей статье, в рамках исследования проблемы формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооруженных Сил Российской Федерации, мы кратко рассмотрим понятие педагогического эксперимента, мнение некоторых ученых о данном понятии. Далее уточним критериально-диагностический аппарата военно-профессиональной идентичности, его значение в экспериментальной части педагогического исследования. Более подробно рассмотрим содержательное наполнение рефлексивно-прогностического компонента, его критерии, уровни сформированности и методы диагностики.
Любое педагогическое исследование неотъемлемо включает в себя экспериментальную работу как ее значимый и важный компонент. Экспериментальная часть является практической доказательной базой теоретических предпосылок и положений исследования [2, 4], а критериально -диагностический аппарат является неотъемлемым элементом этой части.
В современной педагогической науке имеют место быть различные подходы к методологии и методам проведения педагогического эксперимента. Г.М. Коджаспирова [6] под педагогическим экспериментом понимает предполагающую моделирование педагогических явлений и условий исследовательскую деятельность, в которых в свою очередь проводится эксперимент, но при активном участии и воздействия экспериментатора на явление подвергаемое исследованию, оценки результатов педагогического влияния, взаимовлияния, воспроизводимости изучаемого педагогического явления и процесса.
По мнению С.А. Лебедева [7], педагогический эксперимент - это метод эмпирического познания, подразумевающий воздействие исследователя на предмет в специально организованных условиях, анализ и фиксацию нужного ему состояния и последующее изучение его на качественном и количественном уровне.
Базовым результатом экспериментальной работы является подтвержденная или опровергнутая гипотеза исследования [3, 5, 8]. В исследованиях Е.В. Яковлева [11] и Н.О. Яковлевой [12] отмечается, что наиболее результативным методом проверки гипотезы в педагогическом исследовании является формирующий эксперимент, представляющий собой исследовательский метод, подразумевающий воздействие целенаправленно созданных условий на формирование изучаемого признака у испытуемых.
Целью экспериментальной работы является апробация и проверка эффективности разработанной модели, в нашем случае формирования военно-профессиональной идентичности курсантов в педагогической деятельности учебного центра [9]. Поставленная цель обусловила необходимость в уточнении измеряемой переменной, в качестве которой, в нашем случае выступает военно-профессиональная идентичность курсантов учебного центра.
Под военно-профессиональной идентичностью курсантов мы понимаем результат идентификации, проявляющийся в осознании курсантом своей принадлежности к военной и военно-профессиональной общности, выражающийся в воплощении свойств и качеств, присущих воинским коллективам [1].
Военно-профессиональная идентичность курсанта учебного центра выступает в единстве ценностного (ценностное отношение к военно-профессиональной деятельности), мотивационного (положительная мотивация к военно-профессиональной деятельности), когнитивного (владение знаниями о военной службе и военно-профессиональной деятельности), рефлексивно-прогностического (способность к прогнозированию, анализу и коррекции действий в процессе военно-профессиональной деятельности) компонентов.
Критериально-диагностический аппарат исследования военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра ВС РФ включает в свое содержательное наполнение вышеуказанные компоненты, их критерии, методы диагностики и уровни сформированности по каждому компонентному показателю в отдельности.
Рассмотрим более подробно рефлексивно-прогностический компонент.
В таблице 1 представим разработанные нами критерии, уровни, а так же методы диагностики данного компонента.
Инструментом изучения и уточнения уровня сформированности военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра служат методы психолого-педагогической диагностики [10]. Кратко охарактеризуем их, в рамках рассмотрения рефлексивно-прогностического компонента.
Для оценки рефлексивно-прогностического компонента, мы использовали две методики: методика диагностики рефлексивности (опросник Карпова А.В., тест на рефлексию) и опросник формально динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова.
Методика диагностики рефлексивности (опросник Карпова А.В., тест на рефлексию) предназначена для определения уровня сформированности рефлексивных способностей курсантов.
Опросник также позволяет выявить уровень сформированности прогностичности личности курсантов. В данной методике нас интересовали такие показатели, как пластичность, под которой понимается способность психики военнослужащего легко приспосабливаться к изменяющимся условиям, и скорость реакции и поведения испытуемого, скорость протекания психических процессов. По нашему мнению, высокие показатели по данным параметрам говорят о сформированности прогностичности у курсантов учебного центра.
Анализ повседневных действий дает возможность осознать смысл и способы деятельности, основные проблемы и пути их решения, критически оценить результаты военной деятельности. Этот метод позволяет выявить схему деятельности, то есть способ решения определенных практических заданий.
Следующим этапом после выявления критериев и показателей успешного формирования военно-профессиональной идентичности является характеристика уровней сформированности компонента. В таблице 1 мы выделили три уровня сформированности военно-профессиональной
идентичности курсантов учебного центра по каждому критерию рефлексивно-прогностического компонента: низкий, средний и высокий.
Кратко раскроем вышеуказанные уровни сформированности рефлексивно-прогностического компонента военно-профессиональной идентичности.
Низкий уровень обладает следующими признаками: слабо развиты способности анализировать и оценивать воинскую деятельность свою и сослуживцев. Не способен к прогнозированию и коррекции действий в процессе военно-профессиональной деятельности.
Средний уровень включает следующие показатели: способен анализировать действия свои и сослуживцев, оценивать их последствия, но не способен их корректировать и прогнозировать. Неосознанно применяет свои рефлексивные и прогностические способности в военно-профессиональной деятельности.
Высокий уровень подразумевает наличие следующих критериев: осознанно применяет рефлексивные и прогностические способности в военной и военно-профессиональной деятельности. Способен к прогнозированию, анализу и коррекции действий в процессе военно-профессиональной деятельности.
Проведя краткий анализ критериально-диагностического аппарата исследования военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра, а в частности рефлексивно-прогностического компонента военно-профессиональной идентичности и уровней его сформированности, стоит отметить, что специфика военно-профессионального образования, а именно
Таблица 1 - Рефлексивно-прогностический компонент критериально-диагностического аппарата исследования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ
Компонент
ный показатель
Критерии
Уровни
Методы диагностики
« д
й
и ы
5Т
д
н и о д
и
о
Рн
д
О
д
м
д
и
ы
ч е
ы
Рн
- умение прогнозировать действия свои и сослуживцев;
- умение анализировать действия свои и сослуживцев, оценивать их последствия;
- умение корректировать свои действия для достижения более высоких показателей в военной службе и военно-профессиональной деятельности;
НИЗКИИ
Слабо развиты способности анализировать и оценивать воинскую деятельность свою и сослуживцев. Не способен к прогнозированию и коррекции действий в процессе военно-профессиональной деятельности.
СРЕДНИЙ
Способен анализировать действия свои и сослуживцев, оценивать их последствия, но не способен их корректировать и прогнозировать.
Неосознанно применяет свои рефлексивные и
прогностические способности в военно-профессиональной деятельности.
ВЫСОКИЙ
Осознанно применяет
рефлексивные и
прогностические способности в военной и военно-
профессиональной деятельности. Способен к прогнозированию, анализу и коррекции действий в процессе военно-профессиональной деятельности.
Методика диагностики уровня развития рефлексивност и (опросник А.В. Карпова,
тест на рефлексию), опросник формально динамических
свойств индивидуально сти В.М. Русалова.
учебного процесса учебного центра, наполняют исследуемую нами проблему новыми закономерностями и особенностями, требующими учета при формировании военно-профессиональной идентичности у курсантов учебного центра ВС РФ. Данный процесс включает в себя совокупность следующих компонентов: ценностного, мотивационного, когнитивного и рассматриваемого
нами в настоящей статье - рефлексивно-прогностического. Эффективность функционирования педагогической модели формирования военно-профессиональной идентичности будет подтверждаться продвижением курсантов на более высокий уровень, по каждому компоненту (низкий - средний - высокий).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Борисова, Е.В. К вопросу обработки результатов педагогического эксперимента в исследовательских работах / Е.В. Борисова // Наука и мир. - 2015. - Том 2. - №2 12(28). - С. 65-68.
Брызгалова, С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб. пособие / С.И. Брызгалова. - Калининград: Изд-во Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта, 2012. - 170 с.
Гладкая, И.В. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие / И.В. Гладкая, Е.Н. Глубокова, И.Ю. Гутник [и др.]. -СПб.: Сетевое издательство, 2016. - 74 с.
Долгов, Д.И. Ожидания от педагогического эксперимента / Д.И Долгов // Учебный эксперимент в образовании. - 2015. - № 2 (74). - С. 14-23. Казаринов, А.С. Методы и модели экспериментальной педагогики / А.С. Казаринов. - Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 1997. - 108 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кождиспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.
Лебедев, С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. -М.: Академический Проект, 2006. - 320 с.
Скитяева, И.М. Закономерности структурно-функциональной организации рефлексии и их роль в формировании личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Скитяева Ирина Михайловна. - Ярославль, 2002. - 224 с.
Соколова, И.И. Экспериментальные исследования педагогического образования / И.И. Соколова, А.Ю. Сергиенко, А.С. Мищенко [и др.]. Под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб.: Изд-во Института педагогического образования и образования взрослых РАО, 2014. - 84 с.
Уварина, Н.В. К вопросу о самоактуализации личности / Н.В. Уварина // Совершенствование воспитательной работы: проблемы и перспективы. Сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2005. - С. 96-97.
Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
Яковлева, Н.О. Моделирование как метод создания педагогического проекта / Н.О. Яковлева // Образование и наука. - 2002. - № 16(18). - С. 3-13.
Kolesnikov M.V.
lecturer
South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia)
REFLEXIVE-PROGNOSTIC COMPONENT OF CRITERION-DIAGNOSTIC APPARATUS FOR STUDY OF MILITARY-PROFESSIONAL IDENTITY OF CADETS OF TRAINING CENTERS OF ARMED FORCES OF RUSSIAN FEDERATION
Abstract: in the presented scientific article, the reflexive-prognostic component of the criterion-diagnostic apparatus for the study of the military-professional identity of cadets of the training centers of the Armed Forces of the Russian Federation is considered. A brief analysis of the relevance of considering the process of forming the military-professional identity of cadets of training centers is given. Then the stage of pedagogical research is subject to consideration - the pedagogical
experiment, its main content, the opinion of various scientists about this stage and its significance in conducting pedagogical research. Further, the structure of the military-professional identity of the cadets of the training center is revealed, acting in the unity of value, motivational, cognitive and reflexive-prognostic components. The developed criteria-diagnostic apparatus is presented in the form of a table, as part of the consideration of the reflexive-prognostic component of the militaryprofessional identity of cadets of the training centers of the Armed Forces of the Russian Federation. The content of this table clarifies the criteria, levels of development of the reflexive-prognostic component, as well as diagnostic methods of this component. The article summarizes the consideration of the reflexive-prognostic component of the criterion-diagnostic apparatus for the study of the military-professional identity of cadets of the training centers of the Armed Forces of the Russian Federation, its significance for the experimental part of pedagogical research, and the process offorming the military-professional identity of cadets of training centers as a whole.
Keywords: identity, military-professional identity, pedagogical experiment, reflexive-prognostic component, criteria-diagnostic apparatus, cadet of training center of Armed Forces of Russia.