Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА ВИТАГЕННОГО ОПЫТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОАНЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ'

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА ВИТАГЕННОГО ОПЫТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОАНЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
идентичность / витагенный опыт / педагогическое условие / курсант учебного центра / военно-профессиональная идентичность. / identity / vitagenic experience / pedagogical condition / cadet of a training center / military-professional identi-ty.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесников М.В.

В представленной научной статье рассматривается сущность такого педагогического условия как «учет витагенного опыта» и его применение при реализации «модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ» в исследовании формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра. Кратко рассмат-ривается актуальность исследуемой проблемы военно-профессиональной идентичности. В схематичном виде, без содержательного наполнения, отражена разработанная теоретико-методологическая модель формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ. Проанали-зировано понятие «педагогические условия», его сущность и реализация при проведении научного иссле-дования. Показаны педагогические условия, применённые при реализации модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ: развитие коллективной ответ-ственности у военнослужащих по призыву, применение витагенного опыта и обучение дефицитным воен-но-учётным специальностям. Рассмотрен термин «витагенный», лежащий в основе рассматриваемого педагогического условия, в частности исходя из специфики исследования военно-профессиональной идентичности курсантов. Раскрываются идеи методики витагенного опыта, принципы реализации в процессе обучения, применение в образовательном процессе курсантов учебного центра. Подводится итог исследования, уточняется эффективность применения методики витагенного опыта как педагоги-ческого условия при реализации «модели формирования военно-профессиональной идентичности кур-сантов учебных центров Вооружённых Сил РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесников М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE NECESSITY OF TAKING INTO ACCOUNT THE VITAGENIC EXPERIENCE WHEN FORMING THE MILITARY PROFESSIONAL IDENTITY OF COURSANTS OF TRAINING CENTERS OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The presented scientific article examines the essence of such a pedagogical condition as "taking into ac-count the vitagenic experience" and its application in the implementation of the "model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation" in the study of the formation of military-professional identity of cadets training center. The relevance of the stud-ied problem of military-professional identity is briefly considered. In a schematic form, without content, the developed theoretical and methodological model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the RF Armed Forces is reflected. Analyzed the concept of "pedagogical conditions", its essence and implementation in the conduct of scientific research. The pedagogical conditions used in the im-plementation of the model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the RF Armed Forces are shown: the development of collective responsibility among conscripts, the use of vitagen-ic experience and training in scarce military specialties. The term "vitagenic"; is considered, which underlies the pedagogical conditions under consideration, in particular, proceeding from the specifics of the study of military-professional identity of cadets. The ideas of the methodology of vitagenic experience, the principles of implementation in the learning process, the use of cadets of the training center in the educational process are revealed. The results of the research are summarized, the effectiveness of the application of the vitagenic expe-rience methodology as a pedagogical condition in the implementation of the "model of the formation of mili-tary-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation" is speci-fied.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА ВИТАГЕННОГО ОПЫТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОАНЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ»

С. 27-32. URL:

http://library.udpu.edu.ua/library_files/poriv_ped_styd ii/2014/2014_6/4 .pdf (дата звернення: 15.11.2021).

4. Ляшенко О.1. Стандарт якостi освгга як ме-тодологiчна основа державного управлшня загаль-ною середньою освгтою / О.1. Ляшенко, Т.О. Лушна // Вiсник Нацiональноi академii державного управлшня при Президеш^ Украши. - 2004. - Вип. 3. -С. 432-440.

5. Педагопка вищо].' школи: словник-довiдник / [упор. О. О. Фунпкова]. - [2-ге вид.,пе-рероб. та уточн.]. - Запорiжжя: КПУ, 2014. - 432 с.

6. Пшов П. I. Анкетування, як механiзм мониторингу задоволеностi внутрiшнiх споживачiв освiтнього процесу / Пiлов П. I., Свiжевська С. А. // Режим доступу http://www.nmu.org.ua/ua/content/infrastructure/struc tural

7. Про фахову передвищу освiту: Закон Украши ввд 06 червня 2019 р. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/card/2745-19

8. Украша в Болонському процесi, 2021. URL:

https://msmb.org.ua/books/thematic_bibliography/48/

9. Щудло С. Вища освгга у пошуку якостг quo vadis / С. Щудло. Харшв; Дрогобич : Коло, 2012. -340 с.

10. Яфонкша 1.П. Проблеми ощнювання якостi освiти в Укрш'ш в контекст державно1 полiтики [Електронний ресурс] / 1.П. Яфонкша // Поpiвняльно-aнaлiтичне право. - 2013. - No3-2. - С. 239-241. - Режим доступу: http://education/unian.net

11. Australasian Survey of Student Engagement, AUSSE, 2021. URL: https://www.acer.org/au/ausse

12. Engagement Indicators [Электронный ресурс] // National Survey of Student Engagement. URL: http://nsse.indiana.edu/html/engagement_indicators. cfm#a10 (дата обращения: 14.09.2019).

13. Canadian university survey consortium, 2021. URL: https://cusc-ccreu.ca/?lang=en

14. Center for Studies in Higher Education, 2021. URL: https://cshe.berkeley.edu/

15. National Survey of Student Engagement, 2021. URL: https://nsse.indiana.edu/nsse/

16. Nationale Studenten Enquête, 2021. URL: https ://www.studiekeuze 123. nl/nse-studenten

17. National Student Survey, NSS, 2021. URL: https://www.thestudentsurvey.com/

УДК 355/11

Колесников М.В.

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск) DOI: 10.24412/2520-6990-2021-31118-56-60 К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА ВИТАГЕННОГО ОПЫТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОАНЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ

ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ

Kolesnikov Maxim Viktorovich,

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian Pedagogical University" (Chelyabinsk)

TO THE QUESTION OF THE NECESSITY OF TAKING INTO ACCOUNT THE VITAGENIC EXPERIENCE WHEN FORMING THE MILITARY PROFESSIONAL IDENTITY OF COURSANTS OF TRAINING CENTERS OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация.

В представленной научной статье рассматривается сущность такого педагогического условия как - «учет витагенного опыта» и его применение при реализации «модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ» в исследовании формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра. Кратко рассматривается актуальность исследуемой проблемы военно-профессиональной идентичности. В схематичном виде, без содержательного наполнения, отражена разработанная теоретико-методологическая модель формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ. Проанализировано понятие «педагогические условия», его сущность и реализация при проведении научного исследования. Показаны педагогические условия, применённые при реализации модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ: развитие коллективной ответственности у военнослужащих по призыву, применение витагенного опыта и обучение дефицитным военно-учётным специальностям. Рассмотрен термин «витагенный», лежащий в основе рассматриваемого педагогического условия, в частности исходя из специфики исследования военно-профессиональной идентичности курсантов. Раскрываются идеи методики витагенного опыта, принципы реализации в процессе обучения, применение в образовательном процессе курсантов учебного центра. Подводится итог исследования, уточняется эффективность применения методики витагенного опыта как педагогического условия при реализации «модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ».

Abstract.

The presented scientific article examines the essence of such a pedagogical condition as - "taking into account the vitagenic experience" and its application in the implementation of the "model of the formation of militaryprofessional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation" in the study of the formation of military-professional identity of cadets training center. The relevance of the studied problem of military-professional identity is briefly considered. In a schematic form, without content, the developed theoretical and methodological model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the RF Armed Forces is reflected. Analyzed the concept of "pedagogical conditions", its essence and implementation in the conduct of scientific research. The pedagogical conditions used in the implementation of the model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the RF Armed Forces are shown: the development of collective responsibility among conscripts, the use of vitagenic experience and training in scarce military specialties. The term "vitagenic" is considered, which underlies the pedagogical conditions under consideration, in particular, proceeding from the specifics of the study of military-professional identity of cadets. The ideas of the methodology of vitagenic experience, the principles of implementation in the learning process, the use ofcadets of the training center in the educational process are revealed. The results of the research are summarized, the effectiveness of the application of the vitagenic experience methodology as a pedagogical condition in the implementation of the "model of the formation of military-professional identity of cadets of training centers of the Armed Forces of the Russian Federation " is specified.

Ключевые слова: идентичность, витагенный опыт, педагогическое условие, курсант учебного центра, военно-профессиональная идентичность.

Key words: identity, vitagenic experience, pedagogical condition, cadet of a training center, military-professional identity.

В настоящее время Вооружённые Силы РФ находятся в активной фазе кардинальных перемен, в ходе которых ими обретается иной, современный облик. Одной из генеральных целей данного процесса реформирования является создание не только современной, оснащенной, высокомобильной, но и всесторонне обученной армии, способной выступить на защиту свободы, независимости, стратегических интересов страны и жизнь её граждан.

Затрагивая вопрос обучения военнослужащих, призванных на воинскую службу, мы понимаем, что, обладать способностью выполнять поставленные задачи и иметь качества, отвечающие всем требованиям современности, способен высококвалифицированный, подготовленный на высоком уровне военный специалист. Из этого мы можем уточнить, что базовой задачей военных учебных центров Вооружённых Сил РФ, выступает подготовка военных специалистов по различным военно-учётным специальностям. В свою очередь, неотъемлемым аспектом успешной подготовки курсанта

в военном учебном центре, на наш взгляд, является военно-профессиональная идентичность курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ, и это даёт нам все основания обратить на данный аспект особое внимание.

Для обеспечения успешного и эффективного процесс формирования военно-профессиональной идентичности курсантов УЦ Вооружённых Сил РФ нами разработана «модель формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров Вооружённых Сил РФ». В схематичном виде, без содержательного наполнения компонентов, она показана на рисунке 1.

Тем не менее, для эффективного и полноценного достижения заданного результата нужно организовать комплекс педагогических условий, обозначающих определённую среду для корректного и полноценного использования разработанной модели.

Проанализировав научные работ по проблеме идентичности, общенаучного

Рисунок 1. Модель формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных

центров Вооружённых Сил РФ

и педагогического характера, исследовании военно-профессиональной идентичности курсантов образовательных учреждений и военнослужащих, мы пришли к необходимости уточнения комплекса специфических для нашей модели педагогических условий. Определяя данные условия, мы учитывали назначение модели и её содержательное наполнение, соответствие специфическим особенностям использования на практике, т.е. специфике прохождения службы курсантами в учебном центре ВС РФ и его подразделений, а также, соответствие выявленных условий требованиям руководящих документов и нормативно-правовых актов Вооружённых Сил РФ.

Реализуя вышеуказанную цель, мы опирались на то, что «педагогическими условиями» считается совокупность внешних по отношению к рассматриваемому явлению педагогически целесообразных мер, организующих положительную среду для его эффективного формирования. При этом, как показал проведенный нами анализ научных трудов [1; 2; 3; 4; 5], педагогические условия не должны носить статичный характер, а скорее процессно-деятель-ностный.

Педагогические условия, как правило, намеренно создаваемые (носят искусственный характер) по отношению к основополагающему явлению и как предполагается, оказывают на него внешние позитивные влияния. Кроме того педагогические условия, постоянно прибегают к использованию ресурсов педагогического процесса, и их реализация происходит с учетом его фундаментальных принципов.

Исходя из потенциального значения модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебных центров ВС РФ, а так же в рамках повышения результативности её функционирования, требований социального и государственного характера (к системе подготовки курсантов учебных центров), указанные в нормативно-правовой документации, а так же принимая во внимание специфику военной и военно-профессиональной деятельности субъектов учебного центра (командно-преподавательского состава, гражданского персонала, курсантов), мы выявили следующий комплекс педагогических условий (рисунок 2):

- развитие коллективной ответственности у военнослужащих по призыву;

- учёт витагенного опыта;

- обучение дефицитным военно-учётным специальностям.

Рассмотрим более подробно второе выявленное нами педагогическое условие - «учёт витагенного опыта». Это и будет являться основной задачей исследования настоящей статьи.

Понятие «Витагенный» состоит из - vita (лат.), что значит - жизнь, и genesis (лат.), что озночает -порождать, то есть «рожденный жизнью». Истоки зарождения витагенного опыта и применение его в образовании берут своё начало с конца 90-х ХХ века, выразившиеся в идеях выдвинутых А.С. Белкиным. Основа идеи заключалась в организации образовательного процесса с опорой на жизненный опыт.

Рисунок 2. Комплекс педагогических условий применённых при реализации модели формирования военно-профессиональной идентичности курсантов УЦ ВС РФ

Реализация идеи витагенного образования происходит через образовательную деятельность, основой которой служит актуализация жизненного опыта участника учебного процесса и его интелек-туально-психологического потенциала.

Обучение с применением витагенного опыта -это обучение, в основу которого заложено актуализация (востребовании) жизненного опыта личности (обучающегося), с применением ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.

Надо отметить, что опыт жизни - это те знания, та информация, с которыми он осведомлён, исходя из жизненного опыта других, то есть приобретённым не в процессе его жизни (не прожита им). А вот жизненный опыт, или витагенный - это та информативная база, которая не только стала достоянием личности человека, но и которую человек (в том числе обучающийся) прожил сам, прочувствовав, продумав, сделав что-то, и которая (информация), закрепилась в долговременной памяти обучающегося, став значимой и личностной для него.

Обучение с применением витагенного опыта — это обучение, одной из идейных основ которого заключается в формировании отношений взаимодействия между обучающим и обучающимся.

Процесс обучения в котором применяется принципы витагенного опыта подразумевает, что обучающий выступает в роли не столько информатора, а скорее соучастника, вдохновителя, умеющего не только определять дальнейший путь, но и то кому свойственно сопереживать, сострадать успехам и неудачам. Суть витагенного образования заключается в формировании социального образа личности человека, причём личности неповторимой, а это в свою очередь значит индивидуальности личности.

Применение витагенного опыта при обучении использует ресурсы обучающегося, скрытые в его подсознании. Опора на подсознание в витагенном обучении — это, в первую очередь, творчество и фантазия обучающегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать окружающий мир и принимать определённые решения на основе подсознательного «чутья», без

участия сознания, на уровне одномоментного постижения.

Для организации образовательного процесса хорошим инструментом служит актуализация витагенного опыта, который реализуется, в том числе, через интуицию и фантазию. В своих трудах А.С. Белкин выделяет следующие технологии применения витагенного метода в образовательном процессе:

прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в учебном процессе; прием опережающей проекции преподавания; прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели;

прием временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций;

прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы;

технология творческого синтеза образовательных проекций;

технологию творческого моделирования идеальных образовательных объектов.

Сама по себе витагенная методика достаточно адаптивная, ввиду своей мобильности, гибкости, устойчивости, но при соблюдении условий системного использования.

Осуществляя раскрытие сущности применения методики витагенного обучения, необходимо уточнить, что необходимость витагенного опыта не только в том, чтобы сотрудничество было действительным, но и в том, что бы педагогическое взаимодействие было желаемым. Данный опыт необходим, для воспитания ценностного отношения у участников образовательного процесса к образованию, обучению, учебному процессу; для выяснения потенциала возможностей личности курсанта, которые находятся на поверхности (возможности) и тех которые скрыты от внешнего восприятия.

Переход полученной витагенной информации в витагенный опыт личности - это можно назвать своего рода фильтрацией, позволяющую обучающемуся на подсознательном уровне направить в дальние участки свой памяти ту информацию, ко-

торая должна отложиться на некоторый период сохранения, но с возможностью восстановления в необходимых жизненных ситуациях.

В процессе вышеуказанной фильтрации выделяются основополагающие компоненты, несущие большую нагрузку, происходит отсеивание одного и пропускание другого. Процесс фильтрации, происходящий в человеческой памяти, уникален по своей природе. В нём происходит сочетание всего того, что сочетается в процессе интериоризации, т. е. перехода внешних воздействий среды во внутренние установки личности.

Применение витагенного опыта в образовательном процессе направлено на достижение многоуровневых целей обучения по военной специальности в учебном центре, формирующихся с учетом рассмотрения военно-учётной специальности как компонента системы военно-профессионального образования в целом, и поэтому является важным и значимым [6].

Реализация витагенной методики обучения позволяет:

- создавать ситуацию успеха у обучающихся (курсантов);

- развивать интерес к познанию у курсантов;

- успешно формировать основы научного мировоззрения;

- воспитывать культуру взаимодействия;

- формировать правильную оценку,

- учитывать жизненный опыт курсанта, учитывая его уникальность и личностную значимость;

- формировать способность у курсанта на проведения анализа различных жизненных ситуаций, исходя из собственного определённого опыта, а не абстрактных размышлений.

Все вышеуказанное в совокупности своей составляет основу для формирования устойчивого ценностного отношения курсанта к военной и военно-профессиональной деятельности, а соответственно способствует успешной идентификации военнослужащих в процессе формирования военно-профессиональной идентичности курсантов учебного центра.

Список литературы:

1. Баланов, С.А. Формирование дисциплинированности у курсантов вузов ВВ МВД России на основе рефлексивной модели воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Баланов Сергей Александрович. - Махачкала, 2013. - 203 с.

2. Бочкарева, И.А. Пути создания рефлексивно-инновационной среды в процессе профессиональной практической подготовки студентов / И.А. Бочкарева // Инновации в подготовке учителя / под общ. ред. И.А. Бочкаревой, Е.Н. Солововой. -М., 2002. - С. 54-64.

3. Голубева, Э.А. Борис Михайлович Теплов -ученый / Э.А. Голубева, Е.П. Гусева // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17. - № 6. - С. 51-59.

4. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - 2-е изд., изм. и доп. - М., 1992. - 245 с.

5. Присяжная, А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Присяжная Алла Федоровна. - Челябинск, 2006. - 380 с.

6. Уварина, Н.В. Аспекты креативно-прогностического управления в современном образовании / Н.В. Уварина, Н.Ю. Корнеева / Преподаватель XXI век. - 2020. - № 2-1. - С. 11-19. - DOI: 10.31862/2073-9613-2020-2-11-19.

УДК: 37(091)

Хиринская Е.В.,

Консультант,

Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области,

г. Егорьевск, Россия DOI: 10.24412/2520-6990-2021-31118-60-63 ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ

ВЗГЛЯД

Khirinskaya E. V.,

Consultant,

Department of social protection of the population of the Ministry of social development of the Moscow

region, Yegoryevsk, Russia

THE VALUE ASPECT OF LITERARY EDUCATION: HISTORY AND MODERN VIEW

Аннотация.

В статье анализируется формирование значимости литературного образования в контексте феноменального проявления национальной культуры. Автором установлено, что результатом литературного образования является система определённых знаний, способствующих продуктивной адаптации человека в условиях современного общества.

Abstract.

The article analyzes the formation of the importance of literary education in the context of the phenomenal manifestation of national culture. The author found that the result of a literary education is a system of certain knowledge that contribute to the productive adaptation of a person in a modern society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.