Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданственность / структура / педагогические условия / уровни сформированности гражданственности / военный вуз / citizenship / structure / pedagogical conditions / levels of citizenship formation / military university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юршин А.Д.

Подготовка будущих офицеров – компетентных специалистов для Вооруженных сил Российской Федерации является в современных условиях одной из приоритетных задач военного образования. Особая роль в структуре профессионально значимых качеств личности офицера, преданного Родине, готового к самопожертвованию ради защиты своего государства и выполнения гражданского и воинского долга, принадлежит гражданственности. В статье рассматривается сущность понятия «гражданственность» применительно к процессу становления личности курсанта военного вуза. Определены компоненты структуры данного феномена. Автором выделен комплекс педагогических условий, способствующий формированию гражданственности у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки в военном вузе, ориентированной на специфику служебно-боевой деятельности. Эффективность данных условий подтверждается приведенными результатами педагогического эксперимента, в ходе которого были обоснованы критерии и соответствующие им уровни сформированности гражданственности будущих военных профессионалов. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности реализации поставленной цели по подготовке будущих офицеров к выполнению задач по предназначению в условиях ведомственной образовательной организации Министерства обороны, что конкретно выражается в стабильных проявлениях гражданственной направленности, ценностных установок, знаний, умений и навыков в сфере гражданственности в процессе практико-ориентированной учебной и военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юршин А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FUTURE OFFICERS CITIZENSHIP FORMATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MILITARY UNIVERSITY

Training of future officers – competent specialists for the Armed Forces of the Russian Federation is one of the priorities of military education in modern conditions. A special role in the structure of professionally significant qualities of an officer's personality, devoted to the Motherland, ready for self-sacrifice for the protection of his state and the fulfillment of civil and military duty, belongs to citizenship. The article examines the essence of the concept of «citizenship» in relation to the process of formation of the personality of a cadet of a military university. The components of the structure of this phenomenon are determined. The author identifies a set of pedagogical conditions that contribute to the formation of citizenship among future officers in the process of professional training at a military university, focused on the specifics of service and combat activities. The effectiveness of these conditions is confirmed by the results of the pedagogical experiment, during which the criteria and the corresponding levels of citizenship formation of future military professionals were substantiated. The practical significance of the conducted research lies in the possibility of realizing the set goal of training future officers to perform tasks for their intended purpose in the conditions of a departmental educational organization of the Department of Defense of the Russian Federation, which is specifically expressed in stable manifestations of civic orientation, values, knowledge, skills and abilities in the field of citizenship in the process of practice-oriented educational and military professional activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА»



УДК 37.017.4

ГРНТИ 14.35.05

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

А.Д. ЮРШИН

Подготовка будущих офицеров - компетентных специалистов для Вооруженных сил Российской Федерации является в современных условиях одной из приоритетных задач военного образования. Особая роль в структуре профессионально значимых качеств личности офицера, преданного Родине, готового к самопожертвованию ради защиты своего государства и выполнения гражданского и воинского долга, принадлежит гражданственности. В статье рассматривается сущность понятия «гражданственность» применительно к процессу становления личности курсанта военного вуза. Определены компоненты структуры данного феномена. Автором выделен комплекс педагогических условий, способствующий формированию гражданственности у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки в военном вузе, ориентированной на специфику служебно-боевой деятельности. Эффективность данных условий подтверждается приведенными результатами педагогического эксперимента, в ходе которого были обоснованы критерии и соответствующие им уровни сформированности гражданственности будущих военных профессионалов. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности реализации поставленной цели по подготовке будущих офицеров к выполнению задач по предназначению в условиях ведомственной образовательной организации Министерства обороны, что конкретно выражается в стабильных проявлениях гражданственной направленности, ценностных установок, знаний, умений и навыков в сфере гражданственности в процессе практико-ориентированной учебной и военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гражданственность, структура, педагогические условия, уровни сформированности гражданственности, военный вуз.

Введение. Приоритетной целью современного военного образования является качественная и всесторонняя подготовка будущих офицеров, в основе которой лежит формирование и развитие гражданственности, патриотических качеств курсантов. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подчеркивается, что каждый выпускник военного вуза должен быть не только высокоразвитым, профессионально компетентным специалистом, но и подлинным гражданином своей страны.

Учитывая ту роль, которая отводится будущим офицерам в современном обществе, в процессе их подготовки акцент смещается с узкопрофессионального подхода в сторону разностороннего интеллектуально-духовного развития личности. Чувство патриотизма, готовность самоотверженно выполнять свой гражданский и воинский долг являются основой воспитания курсантов военного вуза.

Актуальность. Современные социально-экономические, политические и культурные тенденции, проявляющиеся в мировом масштабе, существенно обострили проблему противоречивости развития гражданского общества в нашей стране. Изменение ценностных основ жизни, мировоззренческих координат отражаются на всех социальных институтах, в том числе и на образовательных организациях Вооруженных сил, осуществляющих подготовку офицерского корпуса.

Становление будущего офицера включает осознание значимости выполнения воинского долга, понимание особой цели и нравственного смысла военной службы, что еще раз подчеркивает необходимость формирования гражданственности как важнейшей составляющей характеристики личности военного профессионала.

Однако проводимое исследование выявило противоречие между потребностью общества в военных профессионалах с развитым гражданским мировоззрением с одной стороны и большим количеством абитуриентов, поступающих в военные вузы, у которых не сформированы представления о ценностях и смыслах гражданского общества.

Данное противоречие обуславливает актуальность исследования, целью которого является обоснование педагогических условий, способствующих формированию и развитию гражданственности у курсантов в образовательном процессе военного вуза.

Обсуждение результатов. Для реализации поставленной цели необходимо понимание содержания и структуры понятия «гражданственность», что позволит определить оптимальные пути ее формирования как значимого личностного качества будущего офицера.

Идея формирования и развития гражданского общества зародилась еще в эпоху античности. В работах древнегреческих философов - Сократа, Платона, Аристотеля в качестве условия его развития подчеркивалась необходимость воспитания гражданственности, которая рассматривалась как причастность к жизни общества, его организующему и реализующему началу [1, с. 244]. В процессе гражданского воспитания не учитывались человеческие интересы. Основная идея сводилась в большей степени к служению государству, соблюдению его законов и в меньшей степени обществу [2, с. 9].

В эпоху Просвещения и Нового времени в данном вопросе были расставлены иные акценты. Рождение концепции прав человека, идея которой отражена в работах Джона Локка, Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо, Шарля Луи Монтескье, Иммануила Канта, утвердило автономность отдельной личности, ее естественных прав, которыми она обладает уже по факту рождения.

Явное отличие от античного гражданства заключается в приоритете прав человека в отношениях индивида и государства. Таким образом, человек, который ранее зависел от власти, был подчинен государственному строю, становится автономной личностью, получающей гарантии защиты самого государства. В данных условиях патриотизм, духовность становятся основами развития гражданственности личности [3, с. 73].

В социально-политическом и экономическом учении К. Маркса и Ф. Энгельса гражданское общество рассматривалось как сфера материальных отношений индивидов. Базисом государства, по их мнению, являются производительные и производственные отношения, а уже на этой основе формируются социальные отношения. Поэтому на данном этапе среди качеств гражданина были выделены инициативность и добросовестность.

В отечественной истории понятие «гражданственность» ведет свое начало с петровских времен. Одной из проблем, стоявшей перед Россией в то время, была проблема просвещения народа. М.В. Ломоносов считал, что именно просвещение способно помочь преодолеть отсталость, избавиться от социальных пороков, поднять народное самосознание. Он обращал внимание на то, что общественные потребности и социальная среда оказывают сильное влияние на развитие личности. Поэтому главным фактором развития гражданина является воспитание, цель которого - формирование не только патриотизма, но и высокой нравственности, любви к знаниям [4].

Идеи мыслителей петровской эпохи получили продолжение в работах В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского. Основой воспитания они выдвигали идею народности, под которой понимали патриотизм, человечность, гуманизм. Его целью мыслители определяли подготовку человека к активной общественной деятельности, направленной на развитие своей страны.

Обобщенный опыт отечественного воспитания на основе духовности, нравственности положил в основу своих трудов «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека»

В.А. Сухомлинский. В этот период появляются психологические исследования Д.Н. Унадзе, Л.М. Архангельского, которые разрабатывают идею о том, что побудителями поведения человека, определяющего его социальную зрелость, являются мотивы и потребности [5, с. 305]. В продолжение данных размышлений В.А. Сухомлинский в своих работах делает акцент на формирование нравственной мотивации личности, развитие у нее чувств гражданина. В понятие «гражданственность» он включает развитость сознания общественного долга, сформированность моральной ответственности за порученное дело [6, с. 406].

В советский период развития нашего общества вопрос воспитания гражданина лег в основу государственной политики. В отечественной педагогике на данном этапе формирование всесторонне развитой личности, гражданина своей страны осуществляется под воздействием всех социальных институтов и по всем направлениям. Существенный вклад в реализацию данной задачи внесли А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.

Антон Семенович считал, что гражданин нового общества - это человек-труженик, который проявляет готовность к действию, стойкую принципиальность, дисциплинированность. Его концепция гражданского воспитания прошла проверку на практике и дала положительные результаты. Она была ориентирована на организацию единого трудового коллектива, выполняющего функции защиты личности и среды ее развития. Как утверждал педагог-новатор, воспитание гражданина носит конкретно-исторический характер и отражает уровень развития общества [7, с. 146].

В.А. Сухомлинский в основе гражданского воспитания подчеркивал нравственные ориентиры. Непременным условием он считал коллективный эмоционально насыщенный труд, воспитывающий в человеке ответственность за выполнение своего гражданского долга.

Современные тенденции развития мирового сообщества обогатило понятие «гражданин» новыми характеристиками - способность интегрироваться в сложную систему социальных отношений, способность сохранять свою самобытность в поликультурном обществе.

Сегодня формирование гражданственности личности является важной составляющей образовательного процесса учебных организаций, так как от результата данного процесса зависит дальнейшая судьба российского общества. Военная система страны, призванная обеспечивать безопасность нашего государства, способна выполнять свои функции только при наличии профессионалов, имеющих четкую гражданскую позицию.

Анализ научных исследований показал, что в педагогике встречаются различные подходы к определению понятия «гражданственность». Н.И. Васильев, Ю.А. Виноградов трактуют его как совокупность определенных качеств личности, ее способность мыслить и действовать во имя процветания своей страны и народа на основе общечеловеческих ценностей. И.С. Еремина определяет гражданственность как социальный феномен, благодаря которому человек качественно осуществляет профессиональную деятельность. С точки зрения совокупности мировоззрения, привычек и потребностей рассматривает гражданственность Ю.А. Маринкина.

Исследуя феномен гражданственности в рамках социально-педагогического и морально-этических аспектов, А.В. Беляев характеризует его как уровень правовой, нравственной и политической культуры. В.С. Остапенко рассматривает данный феномен применительно к курсантам ведомственных вузов МЧС как личностно мировоззренческое образование. Данное определение является наиболее предпочтительным для нашего исследования.

Аккумулируя смысловые категории, содержащиеся в данных трактовках, можно выделить следующие составляющие: патриотизм, законопослушность, социальная активность, стремление к саморазвитию.

Анализ существующих педагогических подходов к определению понятия «гражданственность» позволил нам выработать его рабочее определение применительно к процессу становления личности курсанта в условиях военного вуза. Гражданственность будущего офицера мы рассматриваем как его мировоззренческую позицию, основанную на общечеловеческих ценностях, смыслах и убеждениях, выражающихся в ответственном выполнении гражданского и воинского долга.

На основании рассмотренных положений можно сделать вывод, что структура данного мировоззренческого феномена включает следующие компоненты:

когнитивный компонент, предполагающий целостную систему знаний, позволяющую понять смысл и сформировать отношение личности к себе, как гражданину, своим правам и обязанностям, государству и его структурам;

ценностный компонент, включающий ценностные ориентации и нормы, культурные традиции общества, взгляды и убеждения, воплощающиеся в гражданском мировоззрении, чувствах и поведении. К ним относятся государственность - поддержка всех сфер государства и его политики, законопослушность, выражающаяся в строгом соблюдении прав и обязанностей гражданина, патриотизм - стремление защитить свою Родину, гражданский долг, определяющий степень ответственности за выполнение профессиональных обязанностей;

мотивационный компонент, определяющий гражданскую зрелость через призму ценностных установок. Он включает убеждения и мотивы воинской деятельности, такие, как ответственность за выполнение конституционного долга и обязанность по защите Отечества;

деятельностный компонент предполагает практическую реализацию ценностных ориентаций и знаний в военно-профессиональной деятельности.

Перечисленные компоненты составляют содержание рассматриваемого феномена, формирование которого осуществляется в образовательном процессе военного вуза. Целью формирования гражданственности курсантов является становление и развитие у них знаний, взглядов и убеждений, ценностных ориентаций, направленности и установок, необходимых для выполнения профессиональных задач.

Для реализации поставленной цели необходимо создание ряда педагогических условий, базирующихся на закономерностях педагогической и психологической наук. Понятие «условие» трактуется в философском словаре как среда существования или обстановка происходящего [8]. В социологическом словаре условие рассматривается в качестве необходимости существования. В данном аспекте совокупность условий рассматриваемого явления образует благоприятную среду его протекания. В числе таких условий мы выделили следующие:

формирование системы ценностей и потребностей курсантов, выступающих в качестве мотивационной составляющей в процессе интериоризации гражданственности;

использование специфики военного вуза, направленной на повышение эффективности процесса формирования и развития гражданственности будущих офицеров;

использование воспитательного потенциала практико-ориентированных мероприятий в рамках образовательного процесса военного вуза.

Система ценностей представляет собой основу отношения человека к миру. Ценность как социально обусловленное явление определяет избирательное отношение человека к материальным и духовным благам общества. Как отмечал В.П. Тугаринов, ценности выступают в качестве формирования идеи и побуждения для удовлетворения потребностей человека, соответствующих нормам и идеалам общества [9, с. 86].

Таким образом, в структуре мотивации ценности являются устойчивыми образованиями. Их мотивирующая функция соотносится с жизненными процессами. Выступая в качестве целей, ценности считаются желательными. Зная, какими идеями руководствовался человек, можно определить ради чего он осуществлял те или иные действия. Выделяют несколько подсистем ценностей:

общегражданские ценности, которые имеют приоритетное значение во всех общностях, такие, как любовь, жизнь, безопасность, патриотизм и другие. Благодаря таким ценностям будущие офицеры регулируют свои взаимоотношения в социальной среде, осознают себя частью общества;

внутригрупповые ценности (религиозные, политические и др.) или профессиональные ценности - воинский долг, честь;

индивидуальные ценности, определяющие жизненные приоритеты, жизненные цели.

Все они представляют иерархически выстроенную структуру, меняющуюся в зависимости от условий жизни. Учитывая, что ценности и смыслы обуславливают поведение человека, можно сделать вывод, что они составляют основу деятельности будущих военных профессионалов.

Формирование ценностей и смыслов осуществляется на нескольких уровнях: рациональном, предполагающем получение определенной суммы знаний, эмоциональном, позволяющем через внутреннее переживание осознать и воспринять сущность ценностей, поведенческом, создающем условия для принятия самостоятельного выбора. Данные уровни позволяют интериоризировать транслируемые ценности во внутренний план курсантов, что делает освоение их профессии более осознанным и выражается в готовности выполнить свой воинский долг.

Образовательная среда военного вуза имеет ряд потенциалов, которые способствуют процессу интериоризации гражданственности в сознание будущих офицеров. Содержание учебных дисциплин позволяет развивать не только научные, но и этические критерии оценки действительности. Человеческий опыт, лежащий в основе содержательной части, расширяет ценностное отношение к жизненным явлениям, позволяет сформировать у курсантов систему ценностей как основу их жизненной позиции, усиливает чувство причастности к событиям, происходящим в стране, обществе и понимание необходимости выполнения гражданского, воинского долга.

Получение знаний, мотивированных интересами будущей военно-профессиональной деятельности, осуществляется в сочетании сознательного и эмоционального восприятия. Поэтому предварительное изучение личностных представлений о ценностной основе жизни общества, собственных ценностных ориентаций курсантов позволит повысить мотивацию будущих офицеров на уровень личной ответственности за будущее российского государства.

Содержание образовательного блока, реализуемое в учебное время посредством активных форм проведения занятий, а также военно-научная деятельность курсантов, участие в конференциях, научных конкурсах, олимпиадах гражданско-патриотической направленности, способствующих расширению области познания, позволяет сформировать субъектную позицию, понимание своего места в жизни общества.

Индивидуальная составляющая образовательного процесса военного вуза стимулирует у курсантов потребность в дальнейшем саморазвитии. Но успешность данного процесса зависит от степени осознанности социальной значимости результата.

Таким образом, в ходе освоения содержания учебных дисциплин происходит возрастание роли ценностей в процессе мотивации военно-профессиональной деятельности. Под воздействием ценностных ориентаций происходит формирование установок, привычек, а также целей учебной деятельности будущих военных профессионалов.

Специфика военного вуза способствует реализации рассматриваемых нами процессов. Ее особенностью является совмещение военно-профессиональной подготовки будущего профессионала с подготовкой в соответствии с государственными стандартами высшего образования. Так учебная деятельность проходит параллельно с действительной военной службой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это предполагает наличие уставной дисциплины и армейского уклада жизни, постоянной боевой готовности личного состава, режима секретности и закрытости образовательного учреждения. В процессе обучения курсанты военных вузов выполняют задачи по несению гарнизонной, внутренней и караульной службы. Данные особенности позволяют осознать степень значимости их будущей профессии, применить полученные знания на практике, в условиях, максимально приближенных к условиям будущей военно-профессиональной деятельности.

Стажировки в воинских частях, а также в военных вузах в качестве командиров первых-вторых курсов способствуют приобретению навыка полиролевого поведения, ответственной

зависимости, накоплению опыта принятия решений в различных профессиональных ситуациях, что раскрывает такие составляющие гражданственности, как мировоззренческая зрелость, нравственность, честность и порядочность, справедливость.

Большое значение в процессе интериоризации гражданственности курсантами имеет воспитательный потенциал практико-ориентированных мероприятий в рамках образовательного процесса военного вуза. К числу таких мероприятий можно отнести Дни памяти и воинской славы, Дни мужества, парады, посвященные Дню Победы и другие. Проживание данных событий не только на осознанном, но и на эмоциональном уровнях, помогает наполнить ежедневный поведенческий выбор ценностными ориентациями в их историческом и современном контекстах, сформировать чувство глубокой личной ответственности за защиту своего Отечества.

Для проверки обоснования комплекса педагогических условий, способствующего формированию и развитию гражданственности у курсантов, проводится экспериментальная работа на базе Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Под эффективностью процесса формирования и развития гражданственности будущих офицеров мы понимаем достижение запланированного уровня сформированности феномена. Данные уровни определяются на основе объективных критериев:

когнитивного, отражающего глубину усвоения и объем знаний о гражданском обществе; аксиологического, предполагающего полноту сформированности и уровень готовности следовать ценностям гражданского общества;

мотивационного, представляющего степень развития мотивов гражданского поведения; праксиологического, отражающего степень умения реализовывать знания, убеждения, ценности в сфере военно-профессиональной деятельности.

Определение уровня сформированности гражданственности курсантов осуществлялось путем последовательного накопления, анализа и обобщения полученных сведений о знаниях, убеждениях, ценностях, качествах будущих офицеров, полученных в результате целенаправленного взаимодействия.

На основе приведенных критериев определены следующие уровни сформированности гражданственности курсантов:

низкий или ситуативный уровень. На данном уровне знания о феномене фрагментарны, осознание необходимости гражданственности преимущественно чувственное. Взгляды курсантов, ценностные убеждения выражены слабо, их установки и направленность неопределенны;

средний или приемлемый уровень. Знания на данном уровне практически усвоены. Ценности, убеждения, взгляды в основном объеме сформированы. Мотивы проявляются нестабильно и не во всех видах деятельности. Чувства и эмоции в целом сбалансированы. Объем и прочность духовных образований курсантов достаточны, но присутствуют ситуативные отклонения;

высокий или ответственный. Знания в сфере гражданственности имеют практические применения и лежат в основе военно-профессиональной деятельности. Навыки и умения, направленность и установки проявляются полно и стабильно во всех сферах деятельности без ситуативных колебаний.

Для решения задач, поставленных в ходе исследования, были сформированы контрольная и экспериментальная группы курсантов первых курсов военного вуза, общая численность которых составила сто человек. Согласно логике педагогического эксперимента на первоначальном этапе был проведен констатирующий эксперимент, цель которого - выявление начального уровня сформированности гражданственности будущих офицеров с точки зрения их готовности к военно-профессиональной деятельности.

На данном этапе педагогического эксперимента были использованы методы анкетирования, индивидуальных бесед, опроса. Это позволило выявить, что обучающиеся

контрольной и экспериментальном групп имеют примерно равные стартовые возможности. Полученные результаты свидетельствовали о том, что наибольший балл курсантами обеих групп был получен при оценивании социально-ценностного критерия (контрольная группа - 3,8 и экспериментальная группа - 3,9). Чуть меньше балл представлен по мотивационному критерию (контрольная группа - 3,4 и экспериментальная группа - 3,5). Наименьшие результаты были получены по гносеологическому критерию (контрольная группа - 3,3 и экспериментальная группа - 3,3), так как у курсантов первого курса не сформированы гуманитарные знания по проблемам гражданственности на приемлемом уровне. Самые низкие баллы получены относительно деятельностного критерия (контрольная группа - 3,2 и экспериментальная группа - 3,2). Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что курсанты обеих групп находятся на низком уровне сформированности гражданственности и имеют равные стартовые позиции.

На этапе формирующего эксперимента в образовательный процесс экспериментальной группы была внедрена авторская программа «Формирование гражданственности курсантов военного вуза» и модель, учитывающая выделенные нами педагогические условия.

Полученные по итогам формирующего эксперимента результаты свидетельствуют о том, что наибольший балл характерен для ценностного критерия (контрольная группа - 4,0 и экспериментальная группа - 4,3). Чуть меньший балл представлен по мотивационному критерию (контрольная группа - 3,6 и экспериментальная группа - 4,1). Средние показатели представлены по гносеологическому критерию (контрольная группа - 3,5 и экспериментальная группа - 3,9), что подтверждает факт, что у курсантов второго курса уже сформированы основные гуманитарные знания по проблемам гражданственности. По деятельностному критерию наблюдаются более низкие результаты (контрольная группа - 3,5 и экспериментальная группа - 3,7), что объясняется отсутствием на данном этапе обучения достаточных навыков и умений поведения и целесообразных действий в сфере гражданского общества и военно-профессиональной сфере.

Тем не менее, анализ и обработка результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, показали, что курсанты контрольной и экспериментальной групп имеют существенные различия в уровнях сформированности гражданственности. Это означает, что выявленные различия в показаниях двух групп обусловлены внедренной моделью и реализованной авторской программой с учетом выделенных нами педагогических условий, что подтверждает их эффективность.

Выводы. Проведенное нами исследование доказывает, что гражданственность курсантов военных вузов представляет собой личностный мировоззренческий феномен, в основе которого заложены компоненты, позволяющие эффективно решать военно-профессиональные задачи.

В структуру гражданственности входят когнитивный, ценностный, мотивационный и деятельностный компоненты. Они составляют содержание рассматриваемого феномена.

Формирование гражданственности курсантов военных вузов является целенаправленным специально организованным педагогическим взаимодействием участников данного процесса, развивающим у будущих офицеров гражданские качества.

В формировании гражданственности военных профессионалов, проходящих обучение в военном вузе, существенное значение имеют педагогические условия, важнейшими из которых являются формирование системы ценностей и потребностей курсантов, использование специфики военного вуза, а также воспитательного потенциала практико-ориентированных мероприятий. Данные педагогические условия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, поэтому они были созданы в совокупности и обеспечивали исследуемый процесс на всем его протяжении.

Эффективность выделенных нами педагогических условий подтверждена проведенным педагогическим экспериментом, который позволил сделать следующие выводы: оценивать сформированность гражданственности будущих офицеров необходимо по четырем критериям,

теория и методика профессионального образования

логически вытекающих из структуры рассматриваемого феномена - когнитивному, ценностному, мотивационному, деятельностному. Результат формирования гражданственности у курсантов следует оценивать по трем уровням - низкий, средний, высокий, что позволит определять качество педагогического взаимодействия.

Таким образом, эффективность формирования гражданственности у будущих офицеров определяется оценкой конечного результата, с позиции достижения предварительно намеченной цели. Выделенные нами педагогические условия способствуют качественной организации и осуществлению процесса формирования гражданственности курсантов в условиях военного вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Политика / Аристотель; пер. с древнегреч. С. Жебелева. М.: Азбука, 2021.

352 с.

2. Сухорукова О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. М.: Издательский Дом Форум, 2021. 128 с.

3. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли; пер. Ю. Марк. М.: Азбука, 2021. 448 с.

4. Тринадцатко О.А. Образовательные идеи М.В. Ломоносова в диалоге с современностью // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=31476 (дата обращения 21.03.2022).

5. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

6. Яблонских Ю.П. Нравственность как значимый регулятив современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 1. С. 4G4-407.

7. Дорохова Т.С. Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования (о результатах юбилейной конференции) // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 144-15G.

В. Философский энциклопедический словарь. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблёва, В.А. Лутченко. М., 2000. 569 с.

9. Осипов И.Д. Личность и цивилизация в философии В.П. Тугаринова // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. № 4. С. В4-В9.

REFERENCES

1. Aristotel'. Politika / Aristotel'; per. s drevnegrech. S. Zhebeleva. M.: Azbuka, 2021. 352 p.

2. Suhorukova O.A. Istoriya politicheskih i pravovyh uchenij Drevnego mira, Srednevekov'ya, Vozrozhdeniya i Novogo vremeni: uchebnoe posobie. M.: Izdatel'skij Dom Forum, 2021. 128 p.

3. Makiavelli N. Gosudar' / N. Makiavelli; per. Yu. Mark. M.: Azbuka, 2021. 448 p.

4. Trinadcatko O.A. Obrazovatel'nye idei M.V. Lomonosova v dialoge s sovremennost'yu // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2022. № 1. fElektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://science-education.ru/ru/article/view?id=31476 (data obrascheniya 21.03.2022).

5. Uznadze D.N. Psihologiya ustanovki. SPb.: Piter, 2001. 416 p.

6. Yablonskih Yu.P. Nravstvennost' kak znachimyj regulyativ sovremennogo obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 1. pp. 404-407.

7. Dorohova T.S. Vospitatel'naya sistema A. S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo rossijskogo obrazovaniya (o rezul'tatah yubilejnoj konferencii) // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. № 9. pp. 144-150.

8. Filosofskij "enciklopedicheskij slovar'. E.F. Gubskij, G.V. Korableva, V.A. Lutchenko. M., 2000. 569 p.

ы g'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

9. Osipov Lichnost' i civilizaciya v filosofii Peterburgskogo universiteta. 2010. № 4. pp. 84-89.

V.P. Tugarinova // Vestnik Sankt-

© Юршин А.Д., 2022

ы Э1

и

UDK 37.017.4

GRNTI 14.35.05

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FUTURE OFFICERS CITIZENSHIP

FORMATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MILITARY UNIVERSITY

A.D. YURSHIN

Training of future officers - competent specialists for the Armed Forces of the Russian Federation is one of the priorities of military education in modern conditions. A special role in the structure of professionally significant qualities of an officer's personality, devoted to the Motherland, ready for self-sacrifice for the protection of his state and the fulfillment of civil and military duty, belongs to citizenship. The article examines the essence of the concept of «citizenship» in relation to the process of formation of the personality of a cadet of a military university. The components of the structure of this phenomenon are determined. The author identifies a set of pedagogical conditions that contribute to the formation of citizenship among future officers in the process of professional training at a military university, focused on the specifics of service and combat activities. The effectiveness of these conditions is confirmed by the results of the pedagogical experiment, during which the criteria and the corresponding levels of citizenship formation of future military professionals were substantiated. The practical significance of the conducted research lies in the possibility of realizing the set goal of training future officers to perform tasks for their intended purpose in the conditions of a departmental educational organization of the Department of Defense of the Russian Federation, which is specifically expressed in stable manifestations of civic orientation, values, knowledge, skills and abilities in the field of citizenship in the process of practice-oriented educational and military professional activities.

Keywords: citizenship, structure, pedagogical conditions, levels of citizenship formation, military university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.