Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА'

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / профессиональная мобильность / компонент / военный вуз. / personality / professional mobility / component / military university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Корсаков, А.Н. Тарасов

В статье рассмотрены и описаны компоненты структуры личностной профессиональной мобильности курсанта военного вуза. Авторы акцентируют внимание на значении и процессе формирования каждого компонента в профессиональной деятельности. Данная тема является наиболее актуальной в связи с процессом модернизации Вооруженных Сил России и острой необходимостью получения высококвалифицированных военных специалистов. Когнитивный компонент личностной профессиональной мобильности представлен комплексом знаний в профессиональной деятельности, наличием развитой эрудиции военного в сфере права, педагогики, психологии и военных дисциплин. Мотивационный компонент включает авторитет профессии военного, наличие внутренних стимулов качественного выполнения своих профессиональных задач, высокий уровень нравственных качеств личности военного. Деятельностный компонент основан на способности и готовности к принятию решений, организованности, дисциплине и активности при принятии и реализации служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF PERSONAL PROFESSIONAL MOBILITY OF THE COURSE OF A MILITARY UNIVERSITY

The article examines and describes the components of the structure of personal professional mobility of a cadet at a military university. The author focuses on the importance of each component in professional activity, as well as on the process of forming each component. This topic is most relevant in connection with the process of modernization of the Russian Armed Forces and the urgent need to obtain highly qualified military specialists. The cognitive component of personal professional mobility is represented by a complex of knowledge in professional activity, the presence of a developed military erudition in the field of law, pedagogy, psychology and military disciplines. The motivational component includes the authority of the military profession, the presence of internal incentives for the qualitative performance of their professional tasks, and a high level of moral qualities of the military personality. The activity component is based on the ability and readiness to make decisions, organization, discipline and activity in making and implementing office decisions.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА»

12. Kolominskij Ya.L. Chelovek: psihologiya. Moskva: Prosveschenie, 1986.

13. Eliseeva P.A. Vospitanie 'emocional'noj kultury mladshih Shkolnikov v processe muzykal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti pri individual'nom obuchenii igre na muzykal'nom instrumente. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2005.

14. Gurenko E.G. Problemy hudozhestvennoj interpretacii: filosofskij analiz. Novosibirsk: Nauka, 1982.

15. Kagan M.S. Morfologiya iskusstva: istoriko-teoreticheskoe issledovanie vnutrennego stroeniya mira iskusstv. Leningrad: Iskusstvo, 1970.

16. Kil'dyushova L.V. Fenomen muzykal'noj interpretacii v praktike fortepiannogo ispolnitel'stva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Saransk, 2017.

17. Koryhalova N.P. Interpretaciya muzyki. Moskva: Muzyka, 1979.

18. Petrushin V.I. Modelirovanie 'emocij sredstvami muzyki. Voprosypsihologii. Moskva, 1988, № 5: 141 - 145.

19. Chinyakova N.I. Znachenie hudozhestvennogo konteksta muzykal'nyh proizvedenij v uchebnom annotirovanii studentov pedvuzov. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2014; № 11: 108-111. Available at: www.online-science.ru

20. Razhnikov V.G. Tri principa novoj pedagogiki v muzykal'nom obuchenii. Voprosy psihologii. 1988; № 1: 34 - 42.

21. Razhnikov V.G. O programme 'emocional'no-'esteticheskogo razvitiya detej «Malen'kij 'Emo». Doshkol'noe vospitanie. 1996; № 9: 58 - 66.

22. Cagarelli Yu.A. Psihologiya muzykal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej, studentov, aspirantov-psihologov. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2008.

Статья поступила в редакцию 19.09.20

УДК 355, 378

Korsakov A.S., senior teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: korsakov_aleksi@mail.ru

Tarasov A.N., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: trxaker@mail.ru

STRUCTURE OF PERSONAL PROFESSIONAL MOBILITY OF THE COURSE OF A MILITARY UNIVERSITY. The article examines and describes the components of the structure of personal professional mobility of a cadet at a military university. The author focuses on the importance of each component in professional activity, as well as on the process of forming each component. This topic is most relevant in connection with the process of modernization of the Russian Armed Forces and the urgent need to obtain highly qualified military specialists. The cognitive component of personal professional mobility is represented by a complex of knowledge in professional activity, the presence of a developed military erudition in the field of law, pedagogy, psychology and military disciplines. The motivational component includes the authority of the military profession, the presence of internal incentives for the qualitative performance of their professional tasks, and a high level of moral qualities of the military personality. The activity component is based on the ability and readiness to make decisions, organization, discipline and activity in making and implementing office decisions.

Key words: personality, professional mobility, component, military university.

А.С. Корсаков, ст. преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: korsakov_aleksi@mail.ru

А.Н. Тарасов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: trxaker@mail.ru

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассмотрены и описаны компоненты структуры личностной профессиональной мобильности курсанта военного вуза. Авторы акцентируют внимание на значении и процессе формирования каждого компонента в профессиональной деятельности. Данная тема является наиболее актуальной в связи с процессом модернизации Вооруженных Сил России и острой необходимостью получения высококвалифицированных военных специалистов. Когнитивный компонент личностной профессиональной мобильности представлен комплексом знаний в профессиональной деятельности, наличием развитой эрудиции военного в сфере права, педагогики, психологии и военных дисциплин. Мотивационный компонент включает авторитет профессии военного, наличие внутренних стимулов качественного выполнения своих профессиональных задач, высокий уровень нравственных качеств личности военного. Деятельностный компонент основан на способности и готовности к принятию решений, организованности, дисциплине и активности при принятии и реализации служебных задач.

Ключевые слова: личность, профессиональная мобильность, компонент, военный вуз.

Восприятие военным собственной карьеры и образа жизни приобретает в настоящее время большое значение в связи с динамичностью модернизаци-онных процессов Вооруженных Сил России. При выборе профессии военного особое значение имеет оценка вероятности построения успешной карьеры и социальной защищенности. Достижение успеха во многом зависит от степени личной профессиональной мобильности военного. Авторитет образа военного в обществе традиционно высок, часто он ассоциируется с такими качествами, как собранность, организованность, контроль и самоконтроль, умение владеть ситуацией и управлять ею, а главное - брать ответственность на себя за жизнь других людей.

Движение по карьерной лестнице, овладения новыми областями военного знания становится не только требованием общества, но и необходимостью обеспечения национальной безопасности страны. Высокая динамика темпов развития военной индустрии и науки в мире не позволяют российским вооруженным силам отстраниться от общемирового процесса переоснащения военной материальной базы. Успешное формирование международных партнерских отношений часто основано на обмене знаниями и опытом ведения операций, совместных учений. Материальное переоснащение Вооруженных Сил РФ требует соответствующей квалификации военных специалистов, подготовка которых в условиях военных вузов имеет чрезвычайно важное значение для страны.

Под личностной профессиональной мобильностью мы предлагаем понимать наличие субъективных особенностей личности военного, степень внутренней свободы, способность гибко и альтернативно действовать в принятии служебных решений. Личная профессиональная мобильность воспринимается в современном мире как неотъемлемая составляющая процесса профессионального развития специалиста, определяется наличием гибкого сознания, возможностью не только заимствовать образцы поведения и профессиональные шаблоны решения служебных задач, но и использовать творческий подход в процессе восприятия ценностей и идей. М.В. Пономарев отмечает, что мобиль-

ность личности проявляется во всем многообразии личностной активности. В понятие «активность» автор включает самостоятельное определение стратегии поведения в любой сложной профессиональной и жизненной ситуации, способность и потребность личности в самоорганизации и саморазвитии, что позволит ей интеллектуально расти и развиваться. Основой активности личности также выступает способность критической оценки и рационального изменения своей деятельности и всей жизни, признание ценности времени, человека и общества в целом. Особой возможностью субъекта активности называют способность самостоятельного регулирования и контроля интеллектуальных, мотивационных, волевых и эмоциональных процессов. Результатом сформированности такого рода активности должна стать профессиональная мобильность личности с четким осознанием своей социальной роли, профессиональной позиции, осознанным и мотивированным выбором профессии как предназначения, что позволит обеспечить высокую эффективность выполняемых служебных задач.

В структуру личностной профессиональной мобильности военного специалиста входит множество качеств личности, условно объединенных в три большие группы: когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты. Каждый определенный компонент включает сспецифический набор качеств, представляющих особую важность в образовательно-воспитательном процессе военного вуза. Развитость перечисленных компонентов - важнейшая цель педагогического воздействия на личность курсанта в течение всего периода получения образования.

Уровень развития всех компонентов профессиональной мобильности личности во многом определяется качеством образовательной среды военного вуза, которая позволяет сформировать высококвалифицированного профессионала, военного, лидера для Вооруженных Сил РФ.

Для эффективного осуществления профессиональной деятельности военного основу составляют такие качества личности, как активность; дисциплинированность; исполнительность; способность к самоорганизации и саморазвитию;

целеустремленность; настойчивость в процессе достижения целей и преодолении трудностей; собранность и ответственность в принятии служебных решений; стрессоустойчивость; четкость при выполнении профессиональных задач; способность трудиться в команде; обладать высокими организационными способностями. Особый акцент при оценке личностной профессиональной мобильности делается специалистами на психологическую устойчивость и способность адекватно реагировать в стрессовых ситуациях как неотъемлемые черты военного специалиста [1, с. 21].

Когнитивный компонент личностной профессиональной мобильности включает компетентность в профессиональной области знаний или выполняемых служебных функциях, а также наличие знаний в системе российского права, психологии и педагогике. Основу компонента составляют способности личности к аналитической и информационной деятельности, готовность к выполнению командной, учебно-методической, воспитательной, штабной, инженерной работы. Такой специалист должен быть способен адаптироваться в изменениях, происходящих в военной области, принимать оптимальные и корректные решения [2, с. 43]. Когнитивный компонент включает всю совокупность необходимых для осуществления профессии военного информационных компетенций, формируемых как в образовательно-воспитательном процессе вуза, так и в ходе прохождения военной службы. Основные теоретические модели и шаблоны профессии военного заложены в морально-психологическом обеспечении образовательного процесса военного вуза. Они формируют особые педагогические условия и специфическую образовательную среду, отвечающую требованиям будущей профессии.

Мотивационный компонент. Наиболее сложным по содержанию и формированию компонентом является мотивационная сторона профессиональной деятельности военного. В современной ситуации важность представляет не только знаниевая основа трудовой сферы, но и нравственно-этическая. В содержание мотивационного компонента включены мировоззренческие, нравственные, волевые качества и способности. Именно они позволяют при наличии высокого уровня сформированности преуспеть в административно-военной, административной командной работе. Мотивационный компонент в основе своей опирается на личный авторитет военного, признанность и принятие эффективной организации жизни и деятельности военного как эталона организованности и успешности. Авторитет образа военного как собранного, сдержанного, эффективного профессионала полезен не только в процессе воспитания курсантов, но и служит примером для подражания в обществе. Наиболее востребованной чертой военного на современном этапе развития общества названа стрессоустойчивость. Способность осуществлять свою деятельность в области профессии эффективна в условиях многозадачности и особенно ценится на современном рынке труда. Развитие такого качества личности в большей степени происходит в процессе осуществления профессиональной деятельности, когда военный непосредственно сталкивается с множеством проблем и задач, подлежащих оперативному решению. Основа формирования качества стрессоустойчивости военнослужащего должна закладываться в период обучения в военном вузе, где даются знания в области делового общения, психологии личности и межличностных отношений, профессионального такта, умения выстраивать гуманные прочные социальные контакты и связи.

Развитие мотивационного компонента не завершается в образовательном процессе военного вуза, а длится в течение всей жизни. По мнению В.А. Мищенко, окончательное становление профессиональной компетентности со всеми ее компонентами завершается только в процессе непосредственной трудовой де-

Библиографический список

ятельности специалиста [3, с. 67]. Личностная профессиональная мобильность зависит от того, насколько правильно сделан выбор профессии, что влияет на наличие/отсутствие внутренней мотивации при осуществлении профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент. Не менее важным компонентом профессии военного является его способность к эффективному осуществлению деятельности по реализации полной серии действий до результативного завершения цикла процесса по решению профессиональной задачи. В содержание деятельностно-го компонента входит вся совокупность организационных действий по реализации служебных функций. Качественное и быстрое решение поставленной задачи обеспечивает мобильное функционирование не только отдельного подразделения, но и Вооруженных Сил России в масштабах страны [4, с. 33]. Важным качеством личности выступает в данном случае способность брать ответственность на себя за принимаемые решения, от логичности, продуманности которых зависит судьба человека, а часто государства. Другим качеством, данного порядка считается способность отвечать за свои поступки, признавать и анализировать ошибки и выносить из них профессиональный опыт. Деятельностный компонент также определяется активностью личности, как и два предыдущих, что обусловливает их органическую связь. Личностная профессиональная мобильность как целостное понятие педагогической науки определяется, прежде всего, активностью личности в различных ее проявлениях [5].

Второй важной частью данного компонента выступает способность военного к непрерывному обучению, саморазвитию и повышению квалификации, что обеспечивает наличие необходимых знаний на любом этапе профессионального развития военного, позволяет быть востребованным и современным. Высокие темпы развития современного общества определяют необходимость динамичного развития системы образования на всех ее ступенях. Современный педагог должен владеть актуальным уровнем знаний, уметь передавать обучающемуся востребованную информацию, что обеспечит подготовку квалифицированного специалиста на рынке труда. Система высшего образования переживает глубокую модернизацию, требующую от педагогических работников колоссальных усилий и профессиональной мобильности в процессе овладения необходимым уровнем знаний во всех областях [6, с. 51]. Педагоги призваны сегодня постоянно повышать квалификацию и заниматься самообразованием.

Подводя итоги теоретических исследований, мы пришли к выводу, что личностная профессиональная мобильность олицетворяет весь спектр видов активности личности, определенный как наследственными задатками и способностями в отдельных областях знаний, так и сформированными в образовательной среде военного вуза и, далее, - в профессиональной деятельности. Субъективная мобильность определяет уровень успешности военного в профессии, удовлетворенности выбором профессии, степень качества исполняемых служебных обязанностей [7]. Личностная профессиональная мобильность содержит наиболее сложные компоненты структуры личности - нравственные качества, на формирование и развитие которых направлена не только образовательная, но и воспитательная среда военного вуза. Воспитательная работа включает разнообразный спектр мероприятий, являющихся как общими для всех высших образовательных учреждений, так и специфическими, присущими только военным вузам.

Важнейшими компонентами личностной профессиональной мобильности выступают когнитивный, мотивационный и деятельностный. Каждый компонент представлен совокупностью уникальных характеристик, раскрывающих основу профессиональных требований, предъявляемых к курсанту военного вуза.

1. Вотинцева М.В. Интегрированное обучение иностранному языку как условие формирования профессиональной мобильности экономистов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Чита, 2011.

2. Сорокин П. Социальная мобильность. Перевод с английского М.В. Соколовой. Москва: Academia: LVS, 2005.

3. Мищенко В.А. Формирование профессиональной мобильности в системе высшего профессионального образования: монография. Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2010.

4. Нужнова С.В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе: тезисы конференции. Троицк: Троицкий филиал Челябинского государственного университета. Available at: http://www.rusnauka.com/ Pedagog/185.html

5. Галичин В.А. и др. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. Москва: Университетская книга, 2009.

6. Мирошкина М. Интерпретация теории поколений в контексте российского образования. Ярославский педагогический вестник. 2017; № б.

7. Шляхова И.Б. Педагогическая парадигма, теория, проблемы, поиски путей решения. Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015: 54 - б4.

References

1. Votinceva M.V. Integrirovannoe obuchenie inostrannomu yazyku kak uslovie formirovaniya professional'noj mobil'nosti 'ekonomistov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chita, 2011.

2. Sorokin P. Social'naya mobil'nost'. Perevod s anglijskogo M.V. Sokolovoj. Moskva: Academia: LVS, 2005.

3. Mischenko V.A. Formirovanie professional'noj mobil'nosti v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Hanty-Mansijsk: OAO «Informacionno-izdatel'skij centr», 2010.

4. Nuzhnova S.V. Suschnosf i struktura ponyatiya professional'noj mobil'nosti v sovremennom obschestve. Suschnost' i struktura ponyatiya professional'noj mobil'nosti v sovremennom obschestve: tezisy konferencii. Troick: Troickij filial Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Available at: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html

5. Galichin V.A. i dr. Akademicheskaya mobil'nost' v usloviyah internacionalizacii obrazovaniya. Moskva: Universitetskaya kniga, 2009.

6. Miroshkina M. Interpretaciya teorii pokolenij v kontekste rossijskogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2017; № б.

7. Shlyahova I.B. Pedagogicheskaya paradigma, teoriya, problemy, poiski putej resheniya. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2015: 54 - б4.

Статья поступила в редакцию 19.09.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.