Вторая постмодернистская педагогическая стратегия - деконструкция. С точки зрения постмодерна, деконструкция - это то, как мы, люди, бросаем вызов пониманию понятия через текстовую разбивку/декомпозицию содержания его смысла. Цель постмодернистской деконструкции - показать, что то, что мы считаем центром концепции, на самом деле является сконструированным центром, который мы принимаем за «истинный». Слова, понятия, идеи и тому подобное полны смысла и понимания, намеренного и непреднамеренного. Постмодернистское понимание заключается в том, что «нет предела способам чтения текстов и, следовательно, нет «конца» смыслу текста. Следовательно, будут существовать и другие «центры истины» (эпистемологические основания), которые одинаково или даже более подходят для нашей практики - мы просто не видим их из-за отсутствия критического подхода к их горизонту понимания.
Образование должно обладать как критическим скептицизмом, так и соответствующей степенью неуверенности, в то же время сохраняя внимательность к тщательной деконструкции теорий и дискурсов, в которых находится образовательная практика. Современный человек вынужден «жить на опережение», уметь выстраивать перспективу, планировать изменения социокультурной, профессиональной и личностной ситуации [5]. И именно стратегия деконструкции, на наш взгляд, может стать мощным источником образовательного развития.
В отношении военного образования есть по крайней мере два основополагающих аспекта, нуждающихся в рассмотрении, или, точнее, в деконструкции, для того чтобы создать образование как процесс, который готовит военнослужащих к непредсказуемости ситуации.
Во-первых, это не только важно, но и необходимо для обучения военных студентов искусству ставить под сомнение смысл, знания, факты и рассказы и т.д., которые изображают или даже определяют принципы войны в полезности военной силы.
Во-вторых, необходимо бросить вызов традиционному восприятию самой концепции военного образования. Отсюда и деконструкция самой сути воспитательных принципов руководящего (военного) образования. Исторически военное образование, каким мы его знаем, очевидно, находилось под влиянием принципов войны, которыми руководствовалось развитие современных военных институтов. Четкое концептуальное разделение образования, профессиональной подготовки и поведения является актуальным и наглядным примером в этом отношении.
Как показано в табл. 1, все три области (образование, обучение и поведение) имеют собственную концепцию значения в связи с определенным контекстом с соответствующей эпистемологией и перспективой обучения. На самом
Библиографический список
Таблица 1
Схематическое представление военного образования с точки зрения модернизма
Образование Обучение Поведение
Площадка Школа Гарнизон Театр оперативных действий
Эпистемология Зная, что и почему контекстно-свободная теория Технические ноу-хау, контекстно-свободная практика Зная, как и кто, контекстуальное поведение
деле разделение не было абсолютным, но концептуально это то, как оно было изображено, и в значительной степени то, как оно использовалось и рассматривалось педагогически. Применяя постмодернистский взгляд на образование, это резко изменится. Потому что обучение в постмодерне подразумевает постоянное изменение поведения адаптивного характера. Таким образом, военное обучение, рассматриваемое с постмодернистской точки зрения, происходит как непрерывная адаптация к вызовам окружающей среды по отношению к собственному существованию в той же самой среде, в результате чего военное обучение является чем-то, что не может быть отделено от других частей жизни: это происходит все время, во всех и любых контекстах (например, школа, гарнизон, театр оперативных действий). Таким образом, нет четкого разделения действий, обучения или знания; скорее, они являются различными сущностями любого человеческого поведения.
Таким образом, знание (что, почему, кто или как) всегда локализовано. Более того, обучение не может быть сведено к чему-то одномерному, оно по своей природе множественное, обращается ко всем нашим чувствам, в каком бы контексте мы ни находились. Есть только разные случаи/контексты, которые обеспечивают различные стимулы для обучения. Соответственно, военное образование следует рассматривать как часть общего процесса обучения, которое происходит в результате участия в различных (военных) ситуациях, а не как резюме деятельности военных школ и курсов.
Подводя итог можно сказать, что роль деконструкции заключается в том, чтобы сделать видимыми нюансы и различия военных парадигм и практик, чтобы облегчить развитие и созревание рефлексивности военнослужащих.
1. Барков С.А., Зубков В.И. Постмодернизм и гносеологический пессимизм: социальные и научные противоречия. Социодинамика. 2016; № 11: 1 - 5.
2. Горгола Е.В., Кваша В.А. Развитие военно-экономической науки в эпоху сетевых войн. Вооружение и экономика. 2014; № 2: 65 - 84.
3. Мухамед Т.В. Постмодернистские модели образования. Вестник МГУКИ. 2015; № 4 (66). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/postmodernistskie-modeli-obrazovaniya
4. Пилюгина Е.В. Россия в пространстве постмодерна. ВестникВятГУ. 2016; № 1. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/rossiya-v-prostranstve-postmoderna
5. Тарханова И.Ю. Социальные эффекты дополнительного профессионального образования. Ярославский педагогический вестник. 2013; Т. II, № 2: 126 - 130.
References
1. Barkov S.A., Zubkov V.I. Postmodernizm i gnoseologicheskij pessimizm: social'nye i nauchnye protivorechiya. Sociodinamika. 2016; № 11: 1 - 5.
2. Gorgola E.V., Kvasha V.A. Razvitie voenno-'ekonomicheskoj nauki v 'epohu setevyh vojn. Vooruzhenie i 'ekonomika. 2014; № 2: 65 - 84.
3. Muhamed T.V. Postmodernistskie modeli obrazovaniya. Vestnik MGUKI. 2015; № 4 (66). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernistskie-modeli-obrazovaniya
4. Pilyugina E.V. Rossiya v prostranstve postmoderna. Vestnik VyatGU. 2016; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-v-prostranstve-postmoderna
5. Tarhanova I.Yu. Social'nye 'effekty dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2013; T. II, № 2: 126 - 130.
Статья поступила в редакцию 21.10.19
УДК 37.013 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10007
Tukhvatullin B.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Tarasov A.N., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Borisov S.V., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
PRINCIPLES OF TRAINING OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. In the article the authors reveal principles of training and education of cadets in the educational process of universities of the national guard troops. Using the principles of instruction, which form the most important part of the theory of instruction, it is possible to increase the efficiency of assimilation of the material being studied, and to adapt participants to the conditions of further service. The principles of training are understood such guiding pedagogical provisions that reflect laws of the military pedagogical process and determine the activities of a student in arming students with knowledge, skills and abilities. The article formulates features of military educational activities that must be taken into account when organizing military professional training of personnel of units. These features clearly demonstrate that military educational activities are much broader, multifaceted and more complex than the usual pedagogical process. It solves a whole range of educational and upbringing tasks with the aim of preparing military personnel for military service missions.
Key words: armed forces, military professional training, principles of training, educational activity.
Б.Т. Тухватуллин, канд. пед. наук, доц., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
А.Н. Тарасов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
С.В. Борисов, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНГ РФ
В статье раскрываются принципы обучения и воспитания курсантов в процессе образовательной деятельности вузов войск национальной гвардии. Используя принципы обучения, которые составляют важнейшую часть теории обучения, возможно повысить эффективность усвоения изучаемого материала, адаптировать участников к условиям дальнейшей службы. Под принципами обучения принято понимать такие руководящие педагогические положения, которые отражают закономерности военно-педагогического процесса и определяют деятельность педагога по вооружению курсантов знаниями, навыками и умениями. В статье прослеживаются особенности военно-образовательной деятельности, которые необходимо учитывать при организации военно-профессиональной подготовки личного состава подразделений. Эти особенности наглядно показывают, что военно-образовательная деятельность гораздо шире, многограннее и сложнее, чем обычный педагогический процесс. В ней решается целый комплекс образовательных и воспитательных задач с целью подготовки военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач.
Ключевые слова: вооруженные силы, военно-профессиональная подготовка, принципы обучения, образовательная деятельность.
Вооруженные Силы России, система военного образования и высшая военная школа в настоящее время переживают непростое время [1, с. 106]. Сложное и противоречивое реформирование войск в новых геополитических, военно-стратегических, социально-экономических, демографических и других условиях выдвинули на передний план задачи обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности государства, поддержания военной мощи страны и постоянной готовности подразделений войск национальной гвардии, укрепления дисциплины среди военнослужащих и организованности военнослужащих в мирное время, осуществления более качественной военно-профессиональной направленности военнослужащих в вузах [2, с. 80].
Образовательная деятельность в вузе представляет собой сложную многофункциональную, диалектически развивающуюся систему, которая объединяется целевой установкой и включает в себя все методы, виды, формы и принципы учебной и внеучебной деятельности, направленные на теоретическую и практическую подготовку обучающихся преподавательским составом с применением всех видов и форм военно-педагогического процесса.
Военно-педагогический процесс в вузе представляет собой единство познания, практической деятельности, социально-психологических отношений и системы педагогического руководства со стороны командиров (начальников) на занятиях и в повседневной деятельности. Он находится в постоянном движении, изменении и развитии. В наши дни обучение курсантов все больше и больше приобретает проблемно-деятельностный характер [3, с. 2]. Его отличительными чертами являются следующие: многофункциональность, методологическая обоснованность изучаемого материала, практическая направленность, единство индивидуальной и коллективной (в составе подразделения) учебно-познавательной деятельности, преобладание проблемности в деятельности обучающего и обучающихся, высокая степень мотивации и эмоциональная насыщенность, возрастание доли самостоятельной поисковой, теоретической и практической работы в деятельности обучающихся, комплексные задания как средство руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся, высокая техническая оснащенность образовательного процесс, в том числе и новыми образцами и видами вооружения, комплексность в содержании, организации, методике и контроле. Эти черты проявляются через требования основных принципов обучения, через систему методов и форм обучения и реализуются в действующих методических системах, отвечающих современным нормам.
Понятие «принцип» в логическом смысле служит исходным пунктом, или базисом для организации деятельности, руководства, для рассуждения, доказательства, научного исследования, поведения людей. По своему происхождению принципы являются теоретическим обобщением явлений природы и человеческого опыта. Если они объективно отражают те или иные процессы, то неизбежно становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность людей. В этом смысле они охватывают все стороны общественной практики. Нет и не может быть ни одной сферы деятельности, где бы не руководствовались определенными принципами.
Осознавая принципы, учитывая их требования, военно-педагогический процесс приобретает целеустремленное, логически последовательное, закономерное направление.
Педагогическая наука, исследуя закономерности процесса обучения и воспитания, анализируя его конкретные особенности, выделяет ряд положений, от которых зависит успех педагогической деятельности, и формулирует их в виде принципов. Основными из них являются:
- научность обучения, обучение тому, что необходимо военнослужащему при выполнении служебно-боевых задач;
- самостоятельность, сознательность, активность обучающихся;
- наглядность в обучении;
- систематичность, последовательность и комплексность в обучении;
- обучение на высоком уровне трудностей;
- прочность овладения знаниями, навыками и умениями;
- групповой и индивидуальный подход в обучении.
Взятые в единстве и взаимосвязи, эти принципы определяют систему дидактических требований к направленности, содержанию, организации и методике обучения личного состава подразделений войск.
Современная военная педагогика раскрывает суть, содержание и назначение принципов обучения с позиций основ методологии. Эти принципы разработаны на основе научного осмысления наследия прошлого и обобщения совре-
менного передового опыта обучения, воспитания и применения подразделений в современных реалиях. Их требования носят объективный характер, вытекают из логики педагогического процесса, учитывают особенности современных требований к специалисту, данные многих наук (философии, социологии, психологии, военной педагогики и т.д.) и находят свое выражение в деятельности преподавателей и обучающихся.
Принципы обучения в войсках национальной гвардии имеют четкую направленность, отвечают требованиям современных реалий, их применение обеспечивает комплексный подход к формированию личности будущего офицера, подготовку всесторонне развитого, высокосознательного, активного военнослужащего, воспитанного в духе патриотизма.
Исходным моментом в овладении знаниями, как известно, является живое созерцание, то есть восприятие конкретных фактов и явлений объективной действительности [4, с. 26]. Это закономерный ход начала движения человека от незнания к знанию. Отражением этой закономерности процесса усвоения знаний является принцип наглядности обучения. Принципы обучения - выражение закономерностей образовательной деятельности вуза.
Принципы обучения - это вектор теории обучения. Под принципами обучения принято понимать такие руководящие педагогические положения, которые отражают закономерности военно-педагогического процесса и определяют деятельность обучающего по накоплению, усвоению обучающихся знаниями и формированию у них навыков и умений.
Принципы обучения, закономерно связанные между собой, складываются между различными элементами военно-педагогического процесса, не создаются произвольно, не придумываются людьми. Они могут быть выведены из самой сущности процесса обучения, требований к подготовке личного состава с целью выполнения служебно-боевых задач.
Однако овладение знаниями лишь начинается с восприятия, но далеко не ограничивается им. Воспринятый материал перерабатывается в сознании обучающихся, осмысливается ими, только потом может быть использован в практической деятельности. Закономерная зависимость процесса усвоения знаний обучающимися от степени осмысливания учебного материала находит свое отражение в требованиях принципа их сознательности и активности.
На успех обучения личного состава огромное влияние оказывает соблюдение определенного порядка в прохождении учебного материала, установление системы и строгой логической последовательности в подаче курсантам знаний и формировании у них навыков и умений. Отражением этой стороны процесса обучения является принцип систематичности и последовательности.
Систематичность и последовательность в овладении знаниями, навыками и умениями неразрывно связаны с принципом доступности обучения, требования которого ориентируют обучающихся на сознательное усвоение учебного материала при определенном напряжении их умственных и физических сил.
Обучение на высоком уровне трудностей - этот принцип отражает зависимость уровня интеллектуального и физического развития обучающихся от характера их деятельности. Знания, навыки и умения успешно приобретаются тогда, когда обучающиеся сознательно преодолевают трудности учебы, прилагают значительные усилия в достижении намеченной цели. Поэтому нужно создавать на каждом занятии такую обстановку, которая требовала бы от курсантов максимального напряжения сил, настойчиво воспитывать у всего личного состава сознательное отношение к преодолению реальных трудностей в образовательной деятельности военного вуза.
Реализация принципа обучения на высоком уровне трудностей обеспечивается через отбор, распределение и дозировку учебного материала на каждом занятии. Руководитель занятия должен уметь отобрать такой материал, усвоение которого потребовало бы от обучающихся напряжения интеллектуальных сил. В то же время обучение на высоком уровне трудностей предполагает его доступность по объему учебной нагрузки, содержанию и методике изложения. Учебный материал, непосильный для усвоения, делает обучение формальным, снижает интерес к нему, подрывает у обучающихся уверенность в своих силах. При этом надо еще учитывать и дозировку использования технических средств обучения, если таковые применяются на занятиях.
Вопрос о трудности и доступности в обучении нельзя трактовать механически. В процессе обучения границы доступности расширяются. То, что вчера было недоступно для обучающихся, сегодня становится понятным. Поэтому принцип требует повышения трудностей в процессе обучения: сокращения времени для
исполнения приемов, совершенствования четкости и правильности действий, усложнения обстановки обучения. Его правилом является: учить, переходя от известного к неизвестному, от менее трудного - к более трудному, от менее сложного - к более сложному.
Основой развития работы в коллективе является организация коллективных действий на занятиях по дисциплинам военно-профессионального цикла, в процессе дальнейшего выполнения служебно-боевых задач. Руководство групповым учебным трудом требует от преподавателя понимать психологию коллектива, учитывать общие мнения, настроения, запросы, активизировать познавательную и практическую деятельность обучающихся. В числе средств, которые используются в этих целях, важное место занимают постановка групповых учебных задач, совместное обсуждение и отбор лучших решений, выводов, предложений, критика и самокритика.
Коллективное (в составе групп) обучение взаимосвязано с индивидуальным подходом. Более того, только органическое сочетание коллективной и индивидуальной работы приводит к положительным результатам в служебно-боевой деятельности. Чтобы обеспечить индивидуальный подход в обучении, необходимо систематически изучать курсантов, выявлять их особенности и возможности, постоянно проявлять внимание ко всем военнослужащим независимо от их успеваемости и поведения, учитывать их учебные интересы, осуществлять постоянный контроль за успеваемостью обучающихся.
В военном деле, как ни в какой другой области деятельности, требуется постоянная готовность к применению знаний в условиях сложной боевой обстановки. При этом в ходе выполнения служебно-боевых задач офицеру нельзя рассчитывать на возможность использования каких-либо литературных источников с целью восстановления забытых знаний. Знания военнослужащего должны находиться в постоянной мобилизационной готовности. Поэтому прочность знаний, навыков и умений выступает в качестве одного из важнейших принципов обучения.
Наконец, в процессе образовательной деятельности нельзя не учитывать различия в общеобразовательном уровне курсантов, в их жизненном и трудовом опыте, способностях, склонностях и интересах, темпераменте и чертах характера. Необходимость учета индивидуальных особенностей курсантов и особенностей их групповой деятельности в процессе обучения выражает принцип коллективного обучения и воспитания и индивидуального подхода.
Все принципы, о которых говорилось выше, в военной педагогической науке называются дидактическими. Они вытекают из самой сущности процесса обучения и отражают его закономерности.
В военной педагогике к дидактическим принципам относятся также принцип научности в обучении и принцип учить войска тому, что необходимо в слу-жебно-боевой деятельности. Эти принципы занимают в системе принципов об-
Библиографический список
учения курсантов определяющее место и играют ведущую роль по отношению к другим принципам обучения, обусловливая их содержание.
Принципы обучения включают в себя правила обучения, то есть такие педагогические положения, которые раскрывают различные стороны каждого принципа. Например, принцип систематичности и последовательности обучения включаетследующие правила: связь вновь изучаемого материала с ранее изученным, изучение учебного материала по частям и т.д.
Умственное, нравственное и физическое развитие курсантов в процессе вооружения их знаниями, навыками и умениями, повышение их сознательности -эти идеи красной нитью проходят через все принципы обучения.
Реализация принципа учить войска тому, что необходимо при выполнении служебно-боевых задач, направлена на формирование у курсантов в процессе образовательной деятельности сознательного отношения к выполнению своего долга, творческого мышления, инициативы, активности, самостоятельности, высоких морально-деловых качеств.
Принципы обучения курсантов обусловливаются объективными закономерностями военно-педагогического процесса, отражая существующие связи и отношения между различными элементами образовательной деятельности при комплексировании предметов военно-профессионального цикла. Они не создаются произвольно, а вытекают из самой сущности процесса обучения. Каждый из принципов выражает одну какую-либо определенную закономерность процесса обучения. Однако обучение как общественное явление представляет собой совокупность социально-политических, идеологических и педагогических зависимостей. Поэтому успешное решение задач обучения курсантов возможно лишь на основе реализации всей системы принципов в их тесной связи между собой.
Следовательно, глубокое понимание каждым офицером сущности принципов обучения в их взаимосвязи, практическая реализация их требований являются важнейшим условием успешной военно-педагогической деятельности.
Таковы основные, наиболее общие принципы военно-образовательной деятельности, которые необходимо учитывать при организации военно-профессиональной подготовки личного состава подразделений [5, с. 2]. Эти особенности наглядно убеждают, что военно-образовательная деятельность гораздо шире, многограннее и сложнее, чем обычный педагогический процесс. В нем решается целый комплекс образовательных и воспитательных задач с целью подготовки военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач. Многообразны действия, приемы и способы, которые могут быть применены для формирования у курсантов командирских качеств офицера [6, с. 76]. В каждом конкретном случае следует творчески подходить к их выбору и применению, отдавая предпочтение тем приемам и способам действий, которые могут оказать наиболее эффективное воздействие на курсантов в конкретной ситуации.
1. Барабанщиков А.В. Методика преподавания военной педагогики и военной психологии. Москва, 1971.
2. Вторая мировая война. Итоги и уроки. Москва, 1985.
3. Тухватуллин Б.Т. Педагогические условия формирования военно-профессиональной компетентности курсантов вузов внутренних войск МВД России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2013.
4. Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология. Москва, 1986.
5. Тухватуллин Б.Т., Алипханова Ф.Н. Военно-профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2013: 79 - 82.
6. Тухватуллин Б.Т, Фахрудинов РР, Тарасов А.Н. Методическая система обучения будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Современные исследования социальных проблем. Красноярск, 2017: 74 - 82.
References
1. Barabanschikov A.V. Metodika prepodavaniya voennoj pedagogiki i voennojpsihologii. Moskva, 1971.
2. Vtoraya mirovaya vojna. Itogi i uroki. Moskva, 1985.
3. Tuhvatullin B.T. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'noj kompetentnosti kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2013.
4. Barabanschikov A.V. Voennaya pedagogika ipsihologiya. Moskva, 1986.
5. Tuhvatullin B.T., Aliphanova F.N. Voenno-professional'naya podgotovka kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Tezisy dokladov mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2013: 79 - 82.
6. Tuhvatullin B.T., Fahrudinov R.R., Tarasov A.N. Metodicheskaya sistema obucheniya buduschih oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. Krasnoyarsk, 2017: 74 - 82.
Статья поступила в редакцию 28.10.19
УДК 37 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10008
Fetalieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFIC TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN INCLUSIVE SCHOOL. The article substantiates the need for special training of primary school teachers to work in an inclusive school. The professional qualities required by the future primary school teacher to successfully implement inclusive learning programs have been identified. A comparative analysis of their formation is given in groups of graduate students and primary school teachers with 5-10 years of experience. The need for teachers who are able to work simultaneously with students of different educational needs increases, as the provisions of the law on education of the Russian Federation are implemented in general education organizations, open and will be opened inclusive classes. The formation of professional qualities is directly related to the professional formation of the individual. In the process of professional formation, each person faces questions about the correctness of the choice of profession or its change, self-determination in the profession and evaluation of their own achievements in the profession. According