УДК 378.14
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО
О.Ю. Акулов
В статье рассматривается модель формирования профессиональной мобильности в военном вузе, описывается подходы, принципы, модели формирования профессиональной мобильности
Ключевые слова: формирование, профессиональная мобильность, подходы, принципы
В современных условиях перед системой высшего образования стоит важная задача профессиональной подготовки специалиста, обладающего таким качеством, как мобильность. «Мобильные специалисты, готовые квертикальным и горизонтальным социальным перемещением, сегодня как никогда востребованы и в России, и во всем мире. Именно мобильность трудовых ресурсов способна помочь увеличить конкурентоспособность экономики и сгладить социальные различия между регионами по мере встраивания России в глобальную экономику» [1, с. 186-187].
В равной степени это относится и к профессиональной подготовке военных
специалистов. Профессиональная мобильность будущего офицера востребована, с одной стороны, самой системой Вооруженных Сил, характером профессиональной деятельности военного, с другой - она должна являться неотъемлемой составляющей личности современного военного специалиста (т.е. востребована личностью).
Анализ психо лого-педагогических
исследований позволил разработать модель формирования профессиональной мобильности военного специалиста. Она включает описание организации образовательного процесса в военном вузе, в котором представлены ее структура, функциональные связи обучения и воспитания, педагогические условия, критерии и показатели формирования профессиональной мобильности
Акулов Олег Юрьевич - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», соискатель, e-mail: [email protected]
военного специалиста, этапы данного процесса и его результаты.
При моделировании процессов
формирования профессиональной мобильности в качестве опорных методологических принципов нами выделялись:
- принцип единства и последовательности компонентов. Только целостное развитие всех компонентов профессиональной мобильности военного специалиста обеспечивает наиболее полное ее формирование;
- принцип профессиональной направленности обучения и жизни курсанта в вузе. Формирует представление о том, что дает обучение в вузе для будущей профессиональной деятельности. На наш взгляд, это военно-технические и специальные учебные дисциплины, курсы гуманитарного, социального экономического цикла, мероприятия, определенные распорядком дня военного вуза, дежурства;
- принцип межпредметной интеграции. Использование специальных текстов, задач, автоматизированных систем при обучении в военном вузе показывает возможность использования информационных ресурсов, оперативного реагирования на «вводные» (служебные задания);
- принцип приоритета личностного развития курсанта в сочетании с соблюдением требований Вооруженных Сил. Востребован не только профессионально компетентный военный специалист, но также личность, способная найти оптимальное соотношение требований армии,
общества и собственных потребностей с целью процессе военной службы и/или места ее
реализации своей жизненной программы. прохождения.
Потребность в развитии профессиональной
мобильности военного специалиста обусловлена
динамичным характером его профессиональной
деятельности. Соответствующие качества должны
соотноситься с внутривузовскими ориентирами
ведомственной подготовки специалистов;
- принцип саморазвития личности (высшее образование призвано формировать такие знания, умения и качества личности, которые позволят в будущем быстро осваивать новые знания и технологии в профессиональной деятельности) [2, с. 23];
- принцип ориентированности на деятельность, активную позицию курсанта. Позволяет сформировать понимание ценности деятельности как таковой, потребности в постоянном развитии для достижения профессионального успеха. Оценка своего уровня профессиональной мобильности может служить точкой отсчета в планировании и начале нового (или очередного) этапа в развитии личности; разработки обоснованной жизненной программы на основе личной ответственности за ее реализацию;
- принцип организации воспитания в коллективе и через коллектив. Формирование элементов профессиональной мобильности офицера осуществляется в коллективах разного уровня на протяжении всего обучения в военном вузе.
Модель представлена на рис. 1 и включает в
себя:
1) Цель - формирование у курсантов профессиональной мобильности в образовательном процессе военного вуза.
2) Компоненты профессиональной мобильности военного специалиста:
- личностная: целостное качество личности, проявляющееся в ее активности и обновляющейся системе знаний, решениях и действиях, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях военной службы и после нее;
- социальная: способность личности к изменениям вида, содержания деятельности в
Цель - формирование профессиональной мобильности военного специалиста
1 г
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
лИчностная пмс о ц и ^ к р и ^ т а ь н а я п м А......:.......................Р...............4........и......................и.....................................±...............
формы
лекции, семинары, практические занятия, тренинги, деловые игры,командно-организат. деятельность (работа с мл. курсами),
методы
наглядные (иллюстрация, демонстрация, презентация), ИКТ, словесные (беседа, дискуссия), учебных действий (задача, упражнение), учебное моделирование
средства
контекстное обучение, кейс-
метод, портфолио, познавательно-поисковые задачи
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МОБИЛЬНОСТИ: I - начальный (допрофессиональнаяПМ) (1 семестр):
адаптация к новой социальной роли - курсанта; анализ неудач и успехов в ее освоении II- установочный (допустимая ПМ) (2семестр):
понимание значимости профессиональной мобильности в армии и саморазвития; успешное взаимодействие в социально разнородном коллективе
УРОВНИ:
-допрофессиональный: адаптация в закрытом военном вузе; принятие его внутреннего распорядка и ограниченчости коллектива; формирован ие профе ссионально ориентированной системы ценностей;
-допустимый:интерес к професся ональной состо ятельно сти, благодаря включению в деятельность по несению гарнизонной и внутренней службы;положительный опыт взаимодействия в поликультурной среде;
-продвинутый/опыт успеха в различных учебных и служебных ситуациях, желание его переживать; высокая
достигнутый уровлнь сформированностиПМ военного сцециалиста
Рис. 1. Модель формирования профессиональной мобильности в образовательном процессе военного
вуза.
Профессиональная мобильность включает следующие структурные элементы:
когнитивный- объединяет в себе знания по занимаемой в армиидолжности (военной специальности), а также по психологии, педагогике, трудовому законодательству, ведомственной правовой базе;
коммуникативный - умение устанавливать социальные контакты в профессиональной деятельности, в том числе для осуществления организации, проведения и участия в общении с личным составом, участия в воспитательной работе, культурно-массовых, спортивных мероприятиях и др.;
социокультурный- знание и принятие корпоративной культуры Вооруженных Сил, выстраивание своей профессиональной деятельности на основе учета особенностей различных культур при выполнении служебных задач и принятии решений, их влияние на профессиональную деятельность;
адаптивный- готовность к смене одного места службы на другое при сохранении или изменении прежнего статуса (должности), обусловленная возможностью перевода из одного места службы в другое.
В созданной модели нами отражен процесс, включающий следующие этапы
формированияпрофессиональноймобильностивоен ного специалиста.
Первый этап - начальный (первый семестр). В первые полгода для курсанта актуальна быстрая адаптация к новым условиям, внутреннему распорядку военного вуза, организации обучения и дежурств. Они вынуждают его успешно заменить жизненный уклад, привычный ему ранее. Прививаются навыки по выполнению элементов распорядка дня и регламента служебного времени. Курсант непосредственно знакомится с особенностями воинской службы, получает представление об ее динамичности и сложности (многоукладности). Интенсивность общевойсковой подготовки (нового вида деятельности, ранее не имевшей места) часто приводит к снижению успеваемости курсантов, непониманию того, что происходит и для чего нужны ограничения. И педагогам, и начальникам курса следует обращать внимание на индивидуальные черты курсантов, которые еще легко обнаруживаются в силу
слабости самоконтроля по причине острой восприимчивости и повышенной эмоциональности в данный период.
Второй этап - установочный - (второй семестр). К середине первого курса у курсанта должно быть сформировано понимание мобильности содержания воинской специальности, сочетания регламентированной организации жизни внутри военного вуза с постоянными изменениями ее наполнения. Показателями в этом случае выступают интерес к овладению будущей профессией, активное участие курсантов в учебных занятиях и подготовке к ним, успешная адаптация к условиям обучения в военном вузе. Последние включают и постоянный контроль, и регулирование деятельности обучающихся на соответствие заданному алгоритму. Возможно усиление интенсивности учебного процесса, увеличение объема и повышения уровня сложности заданий. Кроме того, педагоги, командиры-воспитатели фиксируют соблюдение курсантами требований к внешнему виду, элементов штабной культуры, строевой подготовки. В этот период особенно востребован личностный идеал, пример для подражания. Важным средством повышения успеваемости курсантов по учебным дисциплинам, а также мобилизации личного состава на успешное решение учебно-строевых задач, повышение боевой готовности подразделения в воинском коллективе является состязательность [3, с. 40-41].
Третий этап - основной - (второй курс -начало четвертого курса). В течение второго-третьего курсов у курсанта уже должно быть полностью сформировано представление о содержании и организации жизни профессионального военного, собственном карьерном развитии, востребованных личностных и профессиональных качествах. Изменения в учебной мотивации, смена целей на перспективные проявляются в инициативном участии курсантов в деятельности научных обществ, различных кружков, конкурсах, конференциях. В них очевидно прослеживается стремление к состязательности, соперничеству, которое положительно влияет на формирование профессиональной мобильности [4, с. 74].
К этому моменту накапливается опыт преодоления трудностей, формируется умение находить собственные ошибки и анализировать их. В связи с этим логично возрастает уровень сложности учебных заданий, увеличивается их
объем. За счет времени, выделяемого образовательными стандартами на практику, проводятся специальные профессиональные деловые игры (например, комплексные учения), служебная деятельность. Производственная практика на дает возможность оценить знаниевую подготовленность к будущей службе. Формируется корпоративная культура и навыки взаимоотношений военнослужащих в коллективе.
Во второй половине данного периода повышается учебная и служебная мотивация в связи с предстоящим заключением первого контракта, а затем - с появлением возможности проживать вне стен вуза. Наступает умственная, эмоциональная и физическая зрелость, повышается способность переносить интенсивные физические нагрузки. Курсантом осознается необходимость самовоспитания. Удовлетворение потребностей курсантов в культурном и нравственном развитии осуществляется посредством активного
привлечения к культурно-массовым, спортивным и другим мероприятиям.
Четвертый этап - заключительный -(четвертый-пятый курсы). В данный период происходит становление военно-
профессионального самоопределения курсанта. Он обдумывает перспективы дальнейшей службы, приходит к пониманию необходимости дополнительного образования, создает четкий образ своей будущей жизни. Учебная мотивация повышается и в связи с предстоящим распределением по окончании обучения. Прослеживается избирательный подход к изучению учебных дисциплин, стремление наверстать упущенное, то, что может быть востребовано в будущей профессиональной деятельности. Курсанта характеризует стремление к самостоятельности и независимости, он положительно реагирует на доверие начальников проявить инициативу и самостоятельность. Отмечается стремление курсанта брать ответственность за принятое решение.
В данный период курсант отрабатывает навыки на должностях, соответствующих профилю специальности подготовки в вузе. Войсковая стажировка (на должности) в течение нескольких месяцев дает возможность первичной адаптации к будущей профессии, позволяет преодолеть психологический барьер отпугивающей сложности жизни военнослужащих. Кроме того, организуются учебные занятия вне стен вуза, на территории
учебного аэродрома. В то же время часто наблюдается завышенная оценка курсантом личных достижений.
Для формирования профессиональной мобильности курсантов будут полезны: разносторонняя подготовка в области военно-технических и специальных знаний, а также в области права, экономики и социологии; профессионально ориентированные тренинги; обучение по программам работы с автоматизированными комплексами, 1Т-технологиями, вождения транспортных средств; привлечение к проведению научных исследований по избранной военной специальности, а также направленных на решение проблем укрепления обороноспособности государства, развития вооружения, профессионального роста военнослужащих; деловой (иностранный) язык, освоение профессиональной речи военного специалиста, элементов штабной культуры; методы коллективной работы, управления проектами, презентации.
Для различных сторон (в том числе, участников образовательного процесса) результат обучения оценивается субъективно: для Вооруженных Сил важна жизненная позиция военнослужащего, умения выпускников военного вуза, для общества - активная гражданская позиция офицера, отражающая гуманные ценности, для командования - профессиональная компетентность специалиста, а для самого курсанта - успеваемость (по итогам текущей и промежуточной аттестации, рейтинга).
Критериями оценки сформированности профессиональной мобильности военного специалиста в соответствии с ее структурой являются: личностный: наличие сформированного представления о профессиональной мобильности военного специалиста, востребованных качествах, проявления уверенности в собственных силах и желания добиться успеха, осмысление выводов, полученных при анализе принятых решений и совершенных действий, корректировка линии поведения; когнитивный критерий предполагает: овладение новыми военно-техническими и специальными знаниями и умениями в профессиональной и смежных сферах за период обучения в вузе; коммуникативный: высокая социальная активность, участие в конкурсах, олимпиадах и прочих мероприятиях, позволяющих показать свои сильные стороны и соотнести личные
достижения с результатами других, эффективное участие в поликультурном взаимодействии; социокультурный: сформированность ценностей служения Родине, знание структуры общества и тенденций социального развития, стремление иметь высокий уровень культуры и образованности, понимание культурных особенностей личного состава; адаптивный: быстрая адаптация и ориентирование в новой среде. На каждом из четырех этапов преобладает определенный уровень профессиональной мобильности.
На начальном этапе у большинства курсантов преобладает
допрофессиональныйуровеньмобильности. Приобретаемые курсантами знания носят отрывочный характер, могут быть применены ими только по образцу, в знакомой ситуации. Ценности профессионального развития в военной службе не сформированы. Мотивация курсантов к обучению и саморазвитию еще неустойчива. Чаще всего они неспособны принять самостоятельное решение.
На установочном этапе у значительной части обучающихся формируются слабо выраженные профессионально ориентированные ценности. Выраженный интерес к определенным учебным дисциплинам, видам деятельности, не отличается устойчивостью. Этот этап соответствует допустимому уровню профессиональной мобильности.
На основном этапе у большинства курсантов в целом сформированы ценностные представления о профессиональном развитии. Устойчиво выражена мотивация к изучаемым дисциплинам, но отсутствуют социально значимые мотивы. К данному этапу у значительной части курсантов сформированы соответствующие знания, умения и навыки, убеждения. Они способны грамотно выполнять разнообразную учебную и служебную деятельность под контролем и с помощью консультаций преподавателей. Выражено умение подстраивать усвоенные алгоритмы действий под конкретные ситуации, способность разработать алгоритм решения задачи и реализовать его. Большая часть курсантов вовлечена в саморазвитие, исходя из личных и профессиональных побуждений. Данный этап соответствует продвинутому уровню
профессиональной мобильности.
На заключительном этапе у курсантов четко сформированы ценности, мотивация социально
ориентирована. Их знания основательны, структурированы и систематизированы. Курсанты исследуют объект и успешно решают профессионально ориентированные творческие задачи. Обучающиеся разрабатывают для себя программу индивидуального профессионального развития. Преобладает число курсантов, достигших конструктивного уровня профессиональной мобильности.
Для успешности реализации модели формирования профессиональной мобильности при подготовке инженеров в военном вузе следует создать определенные педвгогические условия:
- усиление профессионально-мобильной направленности содержания образовательной программы от младших к старшим курсам, активное использование всех видов деятельности курсантов в вузе;
- учет индивидуального уровня сформированности профессиональной мобильности курсантов;
- включение курсантов в различные виды индивидуальной и групповой (с меняющимся составом) деятельности, в процессе которой происходит овладение компонентами будущей профессиональной мобильности;
- совмещение видов учебной деятельности -одновременное освоение военной и гражданской специальности;
-субъект-субъектные отношения между курсантами и педагогами;
- высокий уровень профессиональной мобильности самого профессорско-преподавательского состава, начальников факультетов, курсов, включенных в процесс подготовки будущих специалистов;
- систематическая диагностика уровня развития профессиональной мобильности курсантов.
Реализация модели формирования профессиональной мобильности специалистов Вооруженных Сил в образовательном процессе военного вуза, включающей принципы,
соответствующие компоненты, критерии, уровни, и педагогические условия, будет способствовать как повышению уровня сформированности такого
качества личности курсанта как мобильность, так и в целом повышению качества профессиональной подготовки военного специалиста.
мобильности специалиста : монография / Л. В. Горюнова. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского ун-та, 2005.
Литература
3. Меркулова Л. П. Адаптивно-важные качества профессионально мобильного специалиста технического профиля / Л. П. Меркулова // Вестник
1. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста / И.Ф. Бережная. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. - 220 с.
ОГУ. - 1997. - № 4. - С. 36-41.
2.Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной
4. Моргачев П. М. Реализация педагогического потенциала Информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вуза :дис. ... канд. педаг. наук / П. М. Моргачев. - Воронеж, 2012.
Военный учебно -научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е .Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г.Воронеж)
MODEL OF PROFESSIONAL MOBILITY FORMATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF
MILITARY HIGH SCHOOL
O.J. Akoulov
The paper considers the model of professional mobility formation in military high school, the approaches and principles of, the model of professional mobility formation
Key words: formation, professional mobility, approaches, principles
S