Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ЛЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ЛЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савина Наталья Викторовна, Безносюк Александр Анатольевич

В статье представлены результаты теоретического обоснования и эмпирического подтверждения динамики развития личностных профессионально важных качеств курсантов на стадии обучения в летном военном вузе. Полученные в ходе эмпирического исследования и анализа данные профессионально-психологического развития курсантов позволяют выяснить, как меняются личностные профессионально важные качества в процессе обучения, на каком этапе обучения у курсантов повышается стремление к сознательному получению профессиональных знаний и готовность к развитию профессионально важных качеств. Исследование проводится на основе системного и личностно-деятельностного подходов. Практическая значимость заключается в обосновании возможности коррекции учебного процесса и психологического сопровождения на основе индивидуальных особенностей курсантов и их психического состояния, особенно в кризисные периоды обучения. Полученные в ходе исследования результаты, сформулированные на их основе выводы и рекомендации могут быть использованы для создания психолого-педагогических условий для раннего развития профессионально важных качеств курсантов летного военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савина Наталья Викторовна, Безносюк Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN CADETS OF FLIGHT SPECIALTIES

The article presents the results of theoretical substantiation and empirical confirmation of the dynamics of the development of personal professionally important qualities of cadets at the stage of training in a military flight university. The data obtained in the course of empirical research and analysis of the professional and psychological development of cadets make it possible to find out how personal professionally important qualities change in the learning process, at what stage of training the cadets' desire to consciously acquire professional knowledge and readiness to develop professionally important qualities increase. The research is carried out on the basis of systemic and personality-activity approaches. The practical significance lies in substantiating the possibility of correcting the educational process and psychological support based on the individual characteristics of cadets and their mental state, especially during periods of crisis in training. The results obtained in the course of the study, conclusions and recommendations formulated on their basis can be used to create psychological and pedagogical conditions for the early development of professionally important qualities of cadets of a military flight university.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ЛЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 94(47)"1919" DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.12

Научная статья

Н. В. Савииа1'3н, А. А. Безносюк23

И nvsavina2017@mail.ru 'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация 2Военный институт Сил воздушной обороны им. дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова, г. Актобе, Республика Казахстан

3Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Развитие профессионально важных качеств у курсантов летных специальностей

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического обоснования и эмпирического подтверждения динамики развития личностных профессионально важных качеств курсантов на стадии обучения в летном военном вузе. Полученные в ходе эмпирического исследования и анализа данные профессионально-психологического развития курсантов позволяют выяснить, как меняются личностные профессионально важные качества в процессе обучения, на каком этапе обучения у курсантов повышается стремление к сознательному получению профессиональных знаний и готовность к развитию профессионально важных качеств. Исследование проводится на основе системного и личностно-деятельностного подходов. Практическая значимость заключается в обосновании возможности коррекции учебного процесса и психологического сопровождения на основе индивидуальных особенностей курсантов и их психического состояния, особенно в кризисные периоды обучения. Полученные в ходе исследования результаты, сформулированные на их основе выводы и рекомендации могут быть использованы для создания психолого-педагогических условий для раннего развития профессионально важных качеств курсантов летного военного вуза.

Ключевые слова: курсанты, профессионально важные качества, личностные профессионально важные качества, военно-авиационная деятельность, военный вуз, личность, развитие личности, профессиональное становление.

Дата поступления статьи: 30 августа 2021 г.

Для цитирования: Савина Н. В., Безносюк А. А у курсантов летных специальностей. Наука о человеке DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.4.i2.

Scientific article

. (2021) Развитие профессионально важных качеств : гуманитарные исследования, том 15, № 4, с. 114-126.

N. V. Savina1'3®, A. A. Beznosyuk2'3

El nvsavina2017@mail.ru 'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation 2Military Institute of the Air Defense Forces named after Twice Hero of the Soviet Union T. Ya. Begeldinov, Aktobe, Republic of Kazakhstan

3Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

Development of professionally important qualities in cadets of flight specialties

Abstract: The article presents the results of theoretical substantiation and empirical confirmation of the dynamics of the development of personal professionally important qualities of cadets at the stage of training in a military flight university. The data obtained in the course of empirical research and analysis of the professional and psychological development of cadets make it possible to find out how personal professionally important qualities change in the learning process, at what stage of training the cadets' desire to consciously acquire professional knowledge and readiness to develop professionally important qualities increase. The research is carried out on the basis of systemic and personality-activity approaches. The practical significance lies in substantiating the possibility of correcting the educational process and psychological support based on the individual characteristics of cadets and their mental state, especially during periods of crisis in training. The results obtained in the course of the study, conclusions and recommendations formulated on their basis can be used to create psychological and pedagogical conditions for the early development of professionally important qualities of cadets of a military flight university.

© Н. В. Савина, А. А. Безносюк , 2021

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Keywords: cadets, professionally important qualities, personal professionally important qualities, military aviation activity, military university, personality, personality development, professional development.

Paper submitted: August 30, 2021.

For citation: Savina N. V., Beznosyuk A. A. (2021) Development of professionally important qualities in cadets of flight specialties. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 15, no. 4, pp. 114-126. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2021.15.4.12.

Введение

Подготовка авиационных специалистов является неотъемлемой частью системы военной безопасности государства. Оснащение армии современной авиационной техникой предъявляет высокие требования к квалификации авиационного специалиста, от которого зависит готовность авиационных подразделений к выполнению задач по предназначению и безопасность полетов. Все это привело к необходимости проведения реформ в военном образовании. В настоящее время модернизация коснулась всех сфер военно-профессиональной деятельности, вследствие чего выполнен переход к мобильной профессиональной армии. Один из главных векторов при переходе к профессиональной армии — это признание важнейшего значения человеческого фактора в развитии Вооруженных Сил. В связи с этим возникает потребность в изучении и научном обосновании качественной профессиональной подготовки военных специалистов. Особое место занимает подготовка военных летчиков. Развитие личности военного летчика представляет собой целостный процесс, одной из стадий которого является освоение профессии в период обучения в военном вузе. Большая часть работы по личностному развитию и профессиональному становлению летчика осуществляется в этот период, когда происходит качественная перестройка в личности военнослужащего — переход от уровня новичка до авиационного специалиста. Анализ проблемы подготовки военных летчиков показал, что эта область психологии труда еще недостаточно изучена и требуется научное обоснование новых социально-психологических явлений в сфере профессионального образования. В данном исследовании рассматривается развитие профессионально важных качеств у курсантов летных специальностей в условиях военно-учебной деятельности. Летный труд является одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности. Работа в необычных для человека условиях отрыва от земли, быстрое перемещение в пространстве, высокий темп деятельности, сочетание напряженной умственной работы со сложно координированными и точными двигательными актами, воздействие на организм физических факторов — все эти особенности профессиональной подготовки военных летчиков, безусловно, необходимо учитывать при профессиональном обучении курсантов. Государственный общеобязательный стандарт образования РК указывает на то, что выпускник вуза должен обладать такими характеристиками, как высокий уровень профессиональной образованности, высокоразвитый интеллект, творческий потенциал, знание новейших методов и технологий в соответствующей сфере деятельности, стремление к самообразованию, навыки самостоятельной работы, высокая адаптивность (ГОСО РК 5.04.019-2011. Государственный общеобязательный стандарт образования республики Казахстан. Высшее образование. Бакалавриат. Введ. 17.06.2011. Астана, 2011. 23 с. URL: https://online. zakon.kz/document/?doc_id=3l0273l2. С. 19). Все это в совокупности требует теоретического обоснования и эмпирического исследования динамики развития профессионально важных качеств летчиков в период обучения в военном вузе, а также выявления возможных затруднений, влияющих на качество профессиональной подготовки на разных этапах обучения. Цель исследования — теоретически обосновать процесс развития профессионально важных качеств курсантов летных специальностей, эмпирическим путем показать динамику изменения личностных профессионально важных качеств с первого по третий курс, выявить, на каком этапе обучения курсанты сознательно стремятся к получению профессиональных знаний и готовы к развитию профессионально важных качеств.

Методы

Методологическую основу исследования составляют системный (профессионально важные качества являются закономерно организованной системой) и личностно-деятельностный подход (развитие

личности и совершенствование профессионально важных качеств происходит в процессе учебной и трудовой деятельности курсанта). Использовались методы анализа, конкретизации, сравнения, обобщения. На эмпирическом этапе исследования — методы наблюдения, анкетирования, тестирования, беседы, математико-статистическая обработка данных, интерпретационные методы. Достижение поставленной цели проводилось с 2017 по 2020 гг. на базе Военного института Сил воздушной обороны им. дважды Героя Советского союза Т. Я. Бегельдинова, г. Актобе, Республика Казахстан, в несколько этапов (поисковый, опытно-экспериментальный, обобщающий).

Результаты

Проведя анализ современных научно-теоретических подходов к проблеме развития профессионально важных качеств (далее ПВК) в высшей школе, констатируем, что изучение профессионализации курсантов в период обучения в летном военном вузе остается актуальным. В современной психологии труда накоплен обширный материал по данной проблематике, проведены эмпирические и экспериментальные исследования. В рамках данной работы наибольший интерес представляют труды А. В. Барабанщикова, Э. Ф. Зеера, К. К. Платонова, А. К. Марковой, Г. С. Никифорова, В. Д. Шадрикова, Д. В. Эльконина, Э. Эриксона и др., внесших большой вклад в изучение личности и профессионально важных качеств специалиста (Барабанщиков, 1988; Зеер, 2006; Маркова, 1996; Никифоров, 2006; Платонов, 1983; Шадриков, 1982; Щербакова, 2011; Эльконин, 1971, Эриксон, 1996).

Личность — это конкретный человек, развивающийся и реализующий себя во взаимодействии с социумом и осознающий свое отношение к людям и окружающей его действительности. Развитие — целенаправленный процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Развитие личности характеризуется наличием периодов, при переходе с одной стадии на другую происходят качественные изменения в поведения и психике человека, при этом каждый переход обусловлен наличием возрастного кризиса. Проблема развития личности широко освещена в трудах психологов Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Д. В. Эльконина, Э. Эриксона и др. (Ананьев, 1988; Леонтьев, 1975; Эльконин, 1971; Эриксон, 1996). Э. Эриксон в теории психосоциального развития личности акцентирует внимание на взаимодействии личности и общества, а также влиянии ближайшего социального окружения на формирование личности. Д. Б. Эльконин считает главным в процессе развития личности влияние ведущего вида деятельности. На каждом возрастном этапе развития необходимо учитывать ведущий вид деятельности: игра, обучение, общение или труд.

Проблемами профессионального развития личности занимались ведущие отечественные психологи Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, а также их зарубежные коллеги — Дж. Сьюпер, Г. Хейвигхерст и др. (Зеер, 2006; Климов, 2004; Маркова, 1996; Super, 1957; Havighurst, 1964). В современной психологии труда существует большое количество подходов к исследованию профессионально важных качеств, особый интерес представляют работы В. А. Бодрова, Е. А. Климова, А. В. Карпова, В. Д. Шадрикова (Бодров, 2001; Карпов, 2005; Климов, 2004; Шадриков, 1982) и др. Профессионально важные качества включают в себя психические процессы, психические свойства, психические состояния, а также мотивы и отношения. Научные исследования профессионально важных качеств (Климов, 2004; Карпов, 2005; Шадриков, 1982) проводятся на основе системного подхода. Е. А. Климов констатирует, что ПВК формируются только в процессе трудовой деятельности и в ней же совершенствуются (Климов, 2004, с. 17).

Период поступления в военный вуз характеризуется наличием ряда психологических сложностей: это поиск себя, самоопределение, кризис самоидентичности и др. Целенаправленное развитие профессионально важных качеств в этот период затруднено процессами адаптации. Профессиональное становление имеет стадии, переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Профессиональный кризис, возникающий в процессе обучения в летном военном вузе, обусловлен спецификой военно-служебной деятельности, а также нормативным возрастным кризисом, приходящимся на период ранней взрослости. На развитие профессионально важных качеств военного летчика большое влияние оказывает специфика военно-профессиональной деятельности. «Военная деятельность — это процесс выполнения военнослужащими задач воинской службы, изучения

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

боевой техники и оружия, несения боевого дежурства, ведение боевых действий против противника» (Барабанщиков, 1988, с. 150). По А. В. Барабанщикову, основной особенностью военной деятельности является «постоянная готовность выполнять свое профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенное психическое напряжение» (Барабанщиков, 1988, с. 152).

Различным аспектам подготовки курсантов военных вузов посвящен ряд исследований (Бобков, 2015; Вишневская, Сутович, 2011; Караванов, 2004; Карась, 2010; Квятош, 2010; Кочеткова, 2012; Лепешинский, 2010; Платонов, 1983; Пономаренко, 2006; Росколодько, 2009; Сиваш, 2009; Тыр-тышный, 2000; Черепкова, 2002; Щербакова, 2011). Конкретно военно-авиационная деятельность является одним из самых сложных видов трудовой деятельности человека ввиду наличия постоянной витальной угрозы; ее спецификой является такой экстремальный фактор, как изменение пространственных, временных, температурных и других условий труда. Г. С. Никифоров разделяет условия труда в зависимости от выраженности витальной угрозы на три категории: обычные, особые и экстремальные (Никифоров, 2006, с. 521-523). Профессиональная деятельность военного летчика осуществляется в особых условиях в мирное время и в экстремальных условиях в военное время. В классификации особых условий труда А. К. Марковой (Маркова, 1996, с. 264-276) мы выделили условия, влияющие на эффективность деятельности военного летчика: неопределенность ситуации, ситуации риска, ситуации с усложненными условиями, ситуации с измененными условиями. Исследование, проведенное Д. В. Гандер, позволило выделить пять основных групп ПВК военного летчика: физические, физиологические, психофизиологические, личностные и интеллектуальные (Гандер, 2007, с. 237-238). К личностным ПВК относятся летная направленность, нравственность, волевые качества, самооценка и самоотношение, профессиональное самосознание, характер и другие черты личности, составляющие ядро профессиональной пригодности. По мнению военных летчиков, в результате качественной профессиональной подготовки не только улучшается формирование и закрепление летных навыков и умений, но и возрастает уверенность в своих возможностях, повышается психологическая устойчивость к условиям полета, появляются самоутверждение себя как профессионала, мотивация к дальнейшему самосовершенствованию (Сиваш, 2009, с. 4).

Результаты проведенного теоретического анализа проблемы развития профессионально важных качеств военного летчика в период обучения легли в основу разработанной нами программы эмпирического исследования профессионально важных качеств курсантов на первом и третьем курсах. В рамках проводимого нами исследования считаем необходимым получить информацию о сформированное™ военно-профессиональной направленности, профессиональных способностей и черт характера, необходимых для специалиста, работающего с военной техникой, а также об уровне самооценки и развития волевых качеств.

Эмпирическое исследование охватывало 100 курсантов в возрасте от 17 до 22 лет. Все испытуемые мужского пола. Условия обучения и проживания курсантов имеют свои особенности и аналогичны службе в армии. Испытуемые выражали потребность в получении знаний по развитию свойств личности, личностных ПВК, необходимых для качественной военно-авиационной деятельности. Стремление к самопознанию и целенаправленному саморазвитию возникло после прохождения курсантами учебно-производственной практики в частях и является одним из этапов профессионального становления военно-авиационного специалиста. В процессе беседы некоторые испытуемые отмечали, что чувствуют напряженность как следствие осознания сложности будущей военно-профессиональной деятельности, а также кризис перехода от стадии обучения к профессиональному труду. Планирование эмпирического исследования и программа работы представляют систему взаимосвязанных процедур для целенаправленного изучения личностных ПВК. Психологическое исследование личностных ПВК путем проведения сравнительной психодиагностики курсантов на первом и третьем курсах позволило получить дополнительные сведения по качественному составу выборки, особенностям среды воспитания и обучения на разных курсах.

Целесообразность и возможность проведения диагностического исследования обусловлена существованием относительно стойких индивидуальных различий между курсантами, которые могут

быть настолько значительны, что некоторые военнослужащие, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление заниматься определенной деятельностью, фактически не могут достичь необходимого минимума профессионального мастерства. Для этого необходимо провести предварительную диагностику на первом курсе (по окончании летной практики, на которой происходит формирование первоначальных летных навыков и определение профессиональной летной годности) и контрольный срез на третьем курсе обучения (по окончании летной практики, на которой курсант осваивает учебно-боевую технику). В общих чертах сущность предварительной диагностики может быть определена как выявление и оценка характерных для курсанта устойчивых психических и социально-психологических свойств, а также соотнесение их с теми качествами, которые необходимы для успешного овладения навыками конкретной профессиональной деятельности и последующего эффективного выполнения должностных обязанностей.

В эмпирическом исследовании использовались следующие методики

1. Авторская анкета «Роль военной психологии в жизни военнослужащего». Цель — выявить степень понимания значимости психологических знаний в будущей военно-служебной деятельности и сформированности военной направленности профессионального выбора. Содержательная часть включает следующие вопросы: 1) есть ли в вашей семье военные? 2) вы сами выбрали профессию военного летчика? з) считаете ли вы профессию военного летчика перспективной? 4) является ли необходимым изучение военной психологии в период обучения? 5) необходимо ли изучение психологии на первом курсе обучения? 6) является ли профессия военного летчика потенциально опасной? 7) может ли психолог оказать содействие при профессиональной подготовке военных летчиков?

2. Модификация методики «Незаконченные предложения» (Sacks, Levy, 1950, pp. 357-397) позволяет получить информацию о представлении курсантов о будущей служебной деятельности, о сформированности «образа профессии» и профессионального самосознания (военно-профессиональная направленность). В основе данной модификации методики лежит идея В. И. Слободчикова и Л. М. Митиной о том, что «становление субъекта саморазвития возможно только при наличии базового, фундаментального условия — повышения уровня профессионального самосознания» (Митина, 2004, с. 93).

3. Методика личностного дифференциала(вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) (Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002, с. 245-247). Методика личностного дифференциала предоставляет возможность изучить отношение курсанта к самому себе, направлена на исследование уровня самооценки, развитие волевых качеств и экстравертированности личности.

4. Диагностический опросник «Человек — техника» (Рабочая книга практического психолога, 2006, с. 355-358). Использование опросника «Человек — техника» было обусловлено необходимостью получения информации о том, как курсанты оценивают уровень развития профессионально важных качеств. Он позволяет выявить интерес к технике, физическое развитие и состояние здоровья, определить скорость реакции, степень усидчивости, внимательности, чувства самосохранения, выдержки, ответственности, наличие умения сосредоточиться, невзирая на внешние раздражители. Все перечисленные характеристики являются составной частью общей компетентности военно-авиационного специалиста.

Математико-статистическая обработка данных проведена с помощью компьютерных программ SPS Statistics 17.0 и Microsoft Excel с применением корреляционного анализа по критерию Пирсона. В рамках одной статьи не представляется возможным показать иллюстративно все результаты — остановимся на некоторых, где прослеживаются различия между курсантами в первый год обучения и на третьем курсе.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Рисунок 1 - Представление курсантов о перспективности профессии военного летчика Figure 1 - The idea of cadets about the prospects of the profession of a military pilot

Мы предполагаем, что столь значительная разница в ответах у одних и тех же испытуемых в разные периоды обучения (рис. 1) связана с рядом внешних причин. Процесс адаптации на первом курсе, изучение общеобразовательных дисциплин и теоретическое представление о будущей военно-профессиональной деятельности являются временным препятствием на пути к рациональной оценке будущей профессии. На старших курсах уже имеются специальные знания, формируются профессиональные навыки и военная направленность, что способствует постановке более адекватной оценки будущей трудовой деятельности.

100% 94%

80% 60% 48% 52% Н 1 курс курс

40% 20% 0% аз 6%

Да Нет

Рисунок 2 - Представление курсантов о наличии потенциальной опасности в профессии военного летчика Figure 2 - The idea of cadets about the presence of potential danger in the profession of a military pilot

Причины столь явной разницы в ответах на первом и третьем курсе рассмотрены далее при анализе методики «Незаконченные предложения».

Изменение взглядов курсантов на работу психологической службы (рис. з) в разные периоды обучения свидетельствует о формировании зрелого представления о будущей профессиональной деятельности, о понимании роли психолога в процессе подготовки летчиков. Этот процесс связан с наличием практического опыта профессиональной деятельности у старшекурсников и теоретическом, незрелом представлении о деятельности военного летчика на первом курсе обучения. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что в целом курсанты испытывают потребность в получении профессиональной психологической поддержки. Содержание психологического сопровождения в начале обучения и на старших курсах зависит от актуальных потребностей

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Педагогические науки

курсантов. На первом курсе необходима квалифицированная помощь психолога для прохождения процессов адаптации к условиям обучения и проживания в летном военном вузе. Высокая учебная мотивация третьекурсников формирует потребность в психологическом сопровождении непосредственно процесса обучения летным специальностям.

Рисунок 3 - Представление курсантов о важности роли психолога в процессе профессиональной подготовки военных летчиков

Figure 3 - Cadets' understanding of the importance of the role of a psychologist in the process

of professional training of military pilots

6 5 4 3 2 1 0

<1 56 4,96 ä fi? 4гб

3,69 4,31 3.69

11 курс 3 курс

1 - интерес к технике, 2 - физическое развитие, 3 - состояние здоровья, 4 - внимание, 5 - техническая грамотность Рисунок 4 - Самооценка ПВК в системе «Человек - техника» Figure 4 - Self-assessment of professional skills in the "Human - technology" system

Учитывая, что первокурсники проходят процесс адаптации и имеют теоретическое и поверхностное представление о предстоящей профессиональной деятельности, мы полагаем, что именно отсутствие практического опыта, а также высокая учебная мотивация явились причинами постановки более высоких баллов. Курсанты третьего года обучения имеют необходимый практический опыт (выполнены первые самостоятельные полеты, пройдены летные стажировки) и дают более реалистичную оценку развития у себя ПВК. Интерес к технике является показателем учебной мотивации у курсантов. На первом курсе учащиеся испытывают большой интерес к получению

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

профессионального образования, испытывают чувство гордости, оттого что получают престижную специальность — военный летчик. На этом этапе обучения, по нашим наблюдениям, курсанты хотят «все знать», все выучить, большое количество времени проводят в читальном зале библиотеки, изучая учебную литературу, читая военную периодическую печать. С интересом принимают участие в научно-исследовательской работе института, в курсантских научно-теоретических конференциях, проводимых в различных вузах. К старшим курсам, судя по полученным данным, интерес к технике несколько снижается, уступая место другим учебным и жизненным мотиваторам. Мы считаем, что снижение интереса к технике — закономерное явление, связанное с наличием практического опыта работы на авиационной технике. После первых полетов и работы на авиатренажерах юношеский интерес к авиационной технике сменяется желанием изучить аэродинамику, воздушную навигацию, их боевое применение, авиационную психологию и т.д., т.е. появляется учебно-профессиональная мотивация деятельности. На этом этапе курсанты проявляют повышенный интерес к чтению психологической литературы, связанной с развитием профессионально важных качеств. Также, по словам курсантов, большой интерес на этом этапе обучения представляет психология взаимодействия в воинском коллективе, развитие лидерских качеств и профессиональных способностей. Все это свидетельствует о формировании профессионального самосознания и потребности в психологической поддержке на завершающем этапе становления военного специалиста.

1 - ответственность, 2 - быстрота реакции, 3 - психологическая устойчивость, 4 - чувство самосохранения, 5 - устойчивость к внешним раздражителям, 6 - склонность к однообразной работе

Рисунок 5 - Самооценка ПВК в системе «Человек - техника» Figure 5 - Self-assessment of professional skills in the "Human - technology" system

У всех курсантов достаточно высок уровень развития чувства самосохранения (4,31 и 3,85 балла на 1-м и 3-м курсе соответственно). Причиной этому является высокая цена ошибок в работе авиационных специалистов. Деятельность летчика всегда проходит под воздействием экстремальных факторов: невесомости, перегрузок, сенсорной изоляции, потенциальной угрозы жизни и др. Работа на технике в условиях полета, в отрыве от земной поверхности всегда сопряжена с высокой степенью риска для жизни экипажа воздушного судна. Командир воздушного судна несет личную и профессиональную ответственность за выполнение полета и, соответственно, за жизни членов экипажа.

Низкие баллы психологической устойчивости у курсантов первого года обучения являются следствием проходящего процесса адаптации к условиям обучения и проживания в вузе, что является предпосылкой к возникновению психического напряжения. Успешное изучение на старшем курсе базовых дисциплин по психологической подготовке к боевым действиям способствовало формированию психологической устойчивости к экстремальным ситуациям. Несколько насто-

раживает снижение показателей быстроты реакции и устойчивости к внешним раздражителям, что требует дополнительной углубленной диагностики.

Полные результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

— на первом курсе активно проходят процессы адаптации к условиям проживания и жизнедеятельности в летном военном вузе, это накладывает существенный отпечаток на сознание и поведение курсантов;

— первокурсники испытывают потребность в психологической поддержке для скорейшего завершения адаптации к новым условиям;

— старшекурсники уже имеют набор определенных знаний о способах развития когнитивных процессов и навыков их развития;

— уровень самооценки и развития волевых качеств не зависят от курса обучения, а являются независимыми показателями общего развития личности военнослужащего;

— в первый год обучения курсанты имеют поверхностное, идеализированное представление о выбранной профессии, но после прохождения летных практик уже к третьему курсу формируется образ военной профессии, профессиональное самосознание и военная направленность личности;

— между шкалами «наличие чувства самосохранения» и «психологическая устойчивость» выявлена высокая корреляционная связь на первом курсе (при высоком уровне статистической значимости — 0,01), так как процесс адаптации на первом курсе усиливает чувство самосохранения и способствует уменьшению психологической устойчивости (1,36 балла у первокурсников);

— к третьему курсу показатели чувства самосохранения и психологической устойчивости практически уравниваются (3,85 — самосохранение и 3,69 — психологическая устойчивость), что свидетельствует об успешной адаптации и снижении уровня психической напряженности;

— выявлена высокая корреляция между шкалами «устойчивость к раздражителям» и «быстрота реакции» (0,641), а также между устойчивостью к раздражителям и чувством ответственности (0,590) у курсантов первого года обучения;

— основные ПВК специалиста, относящегося к типу профессий «Человек — техника», на первом курсе у курсантов направлены на благоприятное прохождение процессов адаптации, а к третьему курсу отмечается устойчивое их формирование;

— наличие высокой учебной мотивации у первокурсников является предпосылкой к формированию ПВК в постадаптационный период.

Выводы

Развитие личности курсанта представляет собой целостный процесс, имеет стадии. Переход от одной стадии к другой сопровождается закономерными кризисами. Профессиональный кризис, возникающий в процессе обучения в военном вузе, обусловлен спецификой военно-служебной деятельности, а также нормативным возрастным кризисом, приходящимся на период ранней взрослости. Профессионально важные качества включают в себя широкий спектр качеств: психические процессы, свойства и состояния, мотивы и отношения. Современные исследования ПВК проводятся на основе системного подхода, согласно которому ПВК являются закономерно организованной системой. Основными ПВК военного курсанта-летчика являются физические, физиологические, психофизиологические, личностные и интеллектуальные. Развитие личностных ПВК (военно-летной направленности, самооценки, волевых качеств, профессиональных способностей и черт характера) закономерно и представляет собой управляемый процесс. Психодиагностическое обследование позволяет увидеть динамику развития ПВК на разных этапах обучения. Развитие ПВК военного курсанта-летчика проходит в условиях, приближенных к условиям военно-профессиональной деятельности, и оказывает значительное влияние на его личность. Все это приводит к качественному преобразованию внутреннего мира человека, его отношений с окружающими, формированию новых моделей поведения и личности профессионала. Наиболее стабильным и продуктивным этапом развития личностных ПВК является период обучения на старших курсах. Проведение летных практик на начальных курсах способствует более раннему развитию профессионально важных

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

качеств как неотъемлемой части общей компетентности военного авиационного специалиста. На первом году обучения курсанты имеют поверхностное, идеализированное представление о выбранной профессии, но после прохождения летных практик к третьему курсу у них формируется образ военной профессии, профессиональное самосознание и военная направленность личности. Показатели интереса к технике к третьему курсу снижаются, что связано с реальной практической работой на авиатренажерах, прохождением летной практики в авиационных частях и, как следствие, снижением юношеского интереса к авиатехнике, который переходит в новое качество — интерес к развитию ПВК. На первом курсе выявлена высокая корреляционная связь между показателями «физическое развитие» и «ответственность», так как постоянная физическая нагрузка, соблюдение регламентированных норм воинской жизнедеятельности являются предпосылкой для формирования чувства ответственности; этот процесс, по нашим наблюдениям, завершается к старшим курсам. На первом курсе выявлена высокая корреляционная связь между наличием чувства самосохранения и психологической устойчивостью (при высоком уровне статистической значимости), так как процесс адаптации на первом курсе усиливает чувство самосохранения и способствует уменьшению психологической устойчивости. К третьему курсу показатели чувства самосохранения и психологической устойчивости практически уравниваются, что свидетельствует об успешной адаптации и снижении уровня психической напряженности. Высокая корреляционная связь между устойчивостью к раздражителям и склонностью к однообразной работе у курсантов является показателем формирования данных качеств в процессе обучения, так как теснота связи усиливается к третьему курсу (на высоком уровне статистической значимости): 0,516 на первом курсе и 0,802 на третьем курсе. Курсанты испытывают потребность в получении профессиональной психологической поддержки, содержание которой в начале обучения и на старших курсах зависит от актуальных потребностей курсантов. На первом курсе необходима квалифицированная помощь психолога для прохождения процессов адаптации к условиям обучения и проживания в летном военном вузе. Высокая учебная мотивация третьекурсников формирует потребность в целенаправленном развитии ПВК. На основании проведенного исследования можем сформулировать основные рекомендации по личностному развитию курсантов в период обучения. Это проведение качественного профессионально-психологического отбора абитуриентов, а также курсантов при распределении их по специальностям, проведение летной практики по окончании первого курса, психологическое сопровождение курсантов в период адаптации на первом курсе, психологическое сопровождение курсантов в период подготовки и проведения летной практики. Особое внимание следует уделять формированию высокого уровня профессиональной направленности будущих военных летчиков в процессе профессиональной подготовки, развитию личностных профессионально важных качеств курсантов в процессе учебной деятельности, ориентации курсантов выпускных курсов на самосовершенствование, самореализацию в профессии, профессиональную успешность.

Перспективными направлениями дальнейших исследований качества подготовки в летном вузе видятся проверка влияния летной подготовки на студентов первого курса, психологическое сопровождение курсантов, начиная с первого курса, развитие осознанного отношения курсантов к формированию ПВК. Перспективным направлением научного поиска является исследование развития личностных и интеллектуальных профессионально важных качеств выпускников авиационного вуза в качестве офицеров в авиационных воинских частях.

Источники

Ананьев Б. Г. (2001) человек как предмет познания. СПб., Питер, 288 с.

Барабанщиков, А. В. (1988) Основы военной психологии и педагогики. М., Просвещение, 271 с. Бобков О. Б. (2015) Военно-профессиональное развитие личности курсантов в условиях военного вуза. Вестник Вятского государственного университета, № 10, с. 116-123 Бодров В. А. (2001) Психология профессиональной пригодности. М., ПЕР СЭ, 511 с.

ВишневскаяВ. П., Сутович Е. И. (2011) Психологическое сопровождение учебного процесса в военных вузах пограничного профиля. Проблемы управления, № 3 (40), с. 116-121.

Педагогические науки

Гандер Д. В. (2007) Профессиональная психопедагогика. М., Воентехиниздат, 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зеер Э. Ф. (2006) Психология профессионального развития. М., Академия, 240 с.

Караванов А. А. (2004) Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов. Дис... . канд. психол. наук: 19.00.07 : защ. 24.12.2004 : [место защиты : Курский государственный университет] / Караванов Александр Александрович. Воронеж, 145 с.

Карась И. С. (2010) Социально-психологические детерминанты самосохранительного поведения курсантов образовательных учреждений пограничного профиля. Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : защ. 07.04.2010 : [место защиты: Рос. гос. социал. ун-т] / Карась Игорь Станиславович. М., 210 с.

Карпов А. В. (2005) Психология труда. М., Владос-Пресс, 352 с.

Квятош Е. П. (2010) Развитие интеллектуальных способностей на основе информационных технологий в профессиональной подготовке военного летчикА. Автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : защ. 17.12.2010 : [место защиты: Кубан. гос. ун-т] / Квятош Елена Пантелеевна. Краснодар, 23 с.

Климов Е. А. (2004) Психология профессионального самоопределения. М., Академия, 304 с.

Кочеткова С. В., Мостипан М. В. (2012) Сравнительный анализ профиля профессионально важных качеств курсантов - представителей разных летных специальностей. Личность курсанта: психологические особенности бытия. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Отв. ред. С. Д. Некрасов. Краснодар, Изд-во Кубанского гос. ун-та [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

Лепешинский Н. Н. (2010) Психологическое сопровождение учебной деятельности курсантов военного учебного заведения. Минск, 90 с.

Леонтьев А. А. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 304 с.

Маркова А. К. (1996) Психология профессионализма. М., Знание, 308 с.

Митина Л. М. (2004) Психология труда и профессионального развития учителя. М., Академия, 320 с.

Никифоров Г. С. (2006) Психология здоровья. СПб., Питер, 607 с.

Платонов К. К. (1983) Основы авиационной психологии. М., Транспорт, 222 с.

Пономаренко К. В. (2006) Пути совершенствования врачебно-летной экспертизы в условиях модернизации авиационной техники и вооружения. Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике, № 2, с. 5-14.

Рабочая книга практического психолога (2006). Пособие для специалистов, работающих с персоналом. Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М., Изд-во Института Психотерапии, 640 с.

Росколодько Н. И. (2009) Закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности. Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 : защ. 13.11. 2009 : [место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова] / Росколодько Наталья Ивановна. Актобе, 247 с.

Сиваш О. Н. (2009) Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков. Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 : защ. 30.03.2009 : [место защиты: Ин-т психологии РАН] / Сиваш Ольга Николаевна. М., 21 с.

Тыртышный А. А. (2000) Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МО РФ. Автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.14 / Тыртышный Алексей Александрович. М., 22 с.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. (2002) Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 488 с.

Черепкова Е. В. (2002) Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов. Автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 : [место защиты : Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ] / Черепкова Елена Васильевна. М., 23 с.

Шадриков В. Д. (1982) Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Отв. ред. К. А. Абульхано-ва-Славская. М., Наука, 185 с.

Щербакова Е. А. (2011) Личностные особенности военного летчика высокого класса. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология, № 2, с. 214-218.

Эриксон Э. (1996) Детство и общество. М., Университетская книга, 589 с.

Эльконин Д. Б. (1971) К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, № 4, с. 6-20.

Sacks J. M., Levy S. (1950) The sentence completion test. Projective Psychology. Eds. L. E. Abt, L. Bellak. Knopf, N.Y., pp. 357-402.

Super D. E. et al. (1957) Vocational Development: A Framework of Research. N.Y., 391 p.

Havighurst R. J. (1964) Stages of vocational development. In: Man in a World at Work. Ed. By H. Borrow. Boston, p. 17-32.

References

Ananiev B. G. (2001) Chelovek kakpredmetpoznaniya [Man as a subject of cognition]. Piter Publ., St. Petersburg, 288 p. (In Russian).

Barabanshchikov A. V. (1988) Osnovy voyennoy psikhologii i pedagogiki [Fundamentals of military psychology and pedagogy]. Prosveshcheniye Publ., Moscow, 271 p.(In Russian).

Bobkov O. B. (2015) Voyenno-professional'noye razvitiye lichnosti kursantov v usloviyakh voyennogo vuza [Militaryprofessional development of the personality of cadets in a military university]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Vyatsk State University, no. 10, pp. 116-123. (In Russian).

Bodrov V. A. (2001) Psikhologiya professional'noy prigodnosti [Psychology of professional suitability]. PER SE Publ., Moscow, 511 p. (In Russian).

Vishnevskaya V. P, Sutovich E. I. (2011) Psikhologicheskoye soprovozhdeniye uchebnogo protsessa v voyennykh vuzakh pogranichnogo profilya [Psychological support of the educational process in military universities of the border profile]. Problemy upravleniya - management problems, no. 3 (40), pp. 116-121. (In Russian).

ISSN 12587-943X (Online)

Pedagogical Science

Gander D. V. (2007) Professional'naya psikhopedagogika [Professional psychopedagogy]. Voentekhinizdat Publ., Moscow, 336 p. (in Russian).

Zeer E. F. (2006) Psikhologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of professional development]. Academiya Publ., Moscow, 240 p. (In Russian).

Karavanov A. A. (2004) Psikhologicheskoye soprovozhdeniye uchebno-professional'noy deyatel'nosti kursantov voyennykh vuzov. Dis. kand. psikhol. nauk [Psychological support of educational and professional activities of cadets of military universities. Cand. psychol. sc. dis.]. Voronezh, i45 p. (In Russian).

Karas I. S. (2010) Sotsial'no-psikhologicheskiye determinanty samosokhranitel'nogopovedeniya kursantov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy pogranichnogo profilya. Dis. kand. psikhol. nauk [Socio-psychological determinants of self-preserving behavior of cadets of educational institutions of the border profile. Cand. psychol. sc. dis.].Moscow, 210 p. (In Russian).

Karpov A. V. (2005) Psikhologiya truda [Psychology of labor]. Vlados-Press Publ., Moscow, 352 p. (In Russian).

Kvyatosh E. P. (2010) Razvitiye intellektual'nykh sposobnostey na osnove informatsionnykh tekhnologiy v professional'noy podgotovke voyennogo letchika. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Development of intellectual abilities on the basis of information technology in the professional training of a military pilot. Cand. ped. sc. dis.]. Krasnodar, 23 p. (In Russian).

Klimov E. A. (2004) Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. Academiya Publ., Moscow, 304 p.(In Russian).

Kochetkova S. V., Mostipan M. V. (2012) Sravnitel'nyy analiz profilya professional'no vazhnykh kachestv kursantov -predstaviteley raznykh letnykh spetsial'nostey [Comparative analysis of the profile of professionally important qualities of cadets. representatives of different flying specialties]. Lichnost' kursanta:psikhologicheskiye osobennosti bytiya. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personality of the cadet: psychological characteristics of being. Materials of the International scientific-practical conference]. Resp. ed. S. D. Nekrasov. Kuban State University Publ., Krasnodar. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (In Russian).

Lepeshinsky N. N. (2010) Psikhologicheskoye soprovozhdeniye uchebnoy deyatel'nosti kursantov voyennogo uchebnogo zavedeniya [Psychological support of educational activities of cadets of a military educational institution]. Minsk, 90 p. (In Russian).

Leontiev A. A. (1975) Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost'. [Activity. Consciousness. Personality]. Politizdat Publ., Moscow, 304 p. (In Russian).

Markova A. K. (1996) Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Znaniye Publ., Moscow, 308 p. (In Russian).

Mitina L. M. (2004) Psikhologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology of work and professional development of a teacher]. Academiya Publ., Moscow, 320 p. (In Russian).

Nikiforov G. S. (2006) Psikhologiya zdorov'ya [Psychology of health]. Piter Publ., St. Petersburg, 607 p. (In Russian).

latonov K.K. (1983) Osnovy aviatsionnoy psikhologii [Fundamentals of Aviation Psychology]. Transport Publ., Moscow, 222 p. (In Russian).

Ponomarenko K.V. (2006) Puti sovershenstvovaniya vrachebno-letnoy ekspertizy v usloviyakh modernizatsii aviatsionnoy tekhniki i vooruzheniya [Ways of improving medical-flight expertise in the conditions of modernization of aviation equipment and weapons]. Vestnik Mezhdunarodnoy Akademii problem cheloveka v aviatsii i kosmonavtike - Bulletin of the International Academy of Human Problems in Aviation and Cosmonautics, no. 2, pp. 5-14. (In Russian).

Rabochaya kniga prakticheskogo psikhologa [A practical psychologist's workbook] (2006). A guide for specialists working with personnel. Ed. by A. A. Bodaleva, A. A. Derkach, L. G. Lapteva. Institute of Psychotherapy Publ., Moscow, 640 p. (In Russian).

Roskolodko N. I. (2009) Zakonomernosti professional'nogo stanovleniya kursantov v voyenno-uchebnoy deyatel'nosti. Dis. kand. psikhol. nauk [Patterns of professional development of cadets in military training activities. Cand. psychol. sc. dis.]. Aktobe, 247 p. (In Russian).

Sivash O. N. (2009) Lichnostno-oriyentirovannaya ekspertiza professional'noy prigodnosti letchikov. Avtoref. Dis. kand. psikhol. nauk [Personality-oriented examination of the professional suitability of pilots. Abstract of the Cand. psychol. sc. dis.]. Moscow, 21 p. (In Russian).

Tyrtyshny A. A. (2000) Psikhologicheskiye usloviya professionalizatsii ofitserov vo vremya obucheniya v VVUZE MO RF. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological conditions for the professionalization of officers during training at the Higher Educational Institution of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Abstract of the Cand. psychol. sc. dis.].Moscow, 22 p. (In Russian).

Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. (2002) Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups]. The Institute of PsychotherapyPubl., Moscow, 488 p. (In Russian).

Cherepkova E. V. (2002) Formirovaniye psikhologicheskoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti u kursantov voyennykh vuzov. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Formation of psychological readiness for professional activity among cadets of military universities: author. Cand. psychol. sc. dis.]. Moscow, 23 p. (In Russian).

Shadrikov V. D. (1982) Problemy sistemogeneza professional'noy deyatel'nosti [Problems of the system genesis of professional activity]. Resp. ed. K. A. Abulkhanova-Slavskaya. Nauka Publ., Moscow, 185 p. (In Russian).

Shcherbakova E. A. (2011) Lichnostnyye osobennosti voyennogo lyotchika vysokogo klassa [Personal characteristics of a high-class military pilot]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Pedagogika i psikhologiya - Bulletin of the Adygey State University. Series 3. Pedagogy and psychology, no. 2, pp. 214-218. (In Russian).

Erickson E. (1996) Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. Universitetskaya kniga Publ., Moscow, 589 p. (In Russian).

Elkonin D. B. (1971) K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [On the problem of periodization of mental development in childhood]. Voprosy psikhologii - Questions of Psychology, no. 4, pp. 6-20. (In Russian).

Sacks J. M., Levy S. (1950) The sentence completion test. In: Projective Psychology. Eds. L. E. Abt, L. Bellak. Knopf, N.Y., pp. 357-402. (In English).

Super D. E. et al. (1957) Vocational development: a framework of research. N.Y., 391 p. (In English).

Havighurst R. J. (1964) Stages of vocational development. In: Man in a world at work. Ed. By H. Borrow. Boston, pp. 17-32. (In English).

Информация об авторах

Савина Наталья Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). Доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0001-7635-1016. SPIN-код: 8964-0352. E-mail: nvsavina2017@mail.ru Безносюк Александр Анатольевич

Начальник летно-методического отдела. Военный институт Сил воздушной обороны им. дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова (030012, Республика Казахстан, г. Актобе, пр. Алии Молдагуловой, 39). Магистрант. Омская гуманитарная академия (644105, РФ, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а). E-mail: beznosjuk@ rambler.ru

Author4 s information

Natalia V. Savina

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of Pedagogy and Psychology of Childhood Department. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Social Work. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Cheluskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7635-1016. SPINcode: 8964-0352. E-mail: nvsavina2017@mail.ru Alexander A. Beznosyuk

Head of the Flight Methodology Department. Military Institute of the Air Defense Forces named after Twice Hero of the Soviet Union T. Ya. Begeldinov (38 Aliya Moldagulova Ave., Aktobe, 030012, Republic of Kazakhstan). Master's student. Omsk Humanitarian Academy (2a 4th Chelyuskintsev St., Omsk, 644105, Russian Federation). E-mail: beznosjuk@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.