Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсаков А.С.

Направления модернизации и темпы развития Вооруженных Сил РФ определяются требованиями обеспечения национальной безопасности, повышения статуса нашей страны в мировом сообществе и геополитическими интересами России. Мобильность современной армии всецело зависит от профессиональной мобильности командного состава и военнослужащих российской армии. Профессиональная мобильность предполагает учет особенностей личности военного, готового к быстрой адаптации и успешной самореализации в условиях высокой динамичности общественной среды. Актуальность исследования обусловлена объективно существующим противоречием между необходимостью формирования профессиональной мобильности будущих офицеров в военном вузе и современной организацией учебного процесса, не реализующей в полной мере возможности формирования профессиональной мобильности у курсантов военного вуза. Методологической основой исследования являются системный подход, на основе которого рассмотрена структура профессиональной мобильности курсанта военного вуза и разработана модель ее формирования, и деятельностный подход, который позволяет рассматривать мобильность как результат личностной активности и выстроить процесс формирования профессиональной мобильности на основе включения курсантов в разные виды деятельности. Формирование профессиональной мобильности будущих офицеров - целенаправленный, комплексный, сложный образовательный процесс, выраженный в создании модели развития важнейшего интегративного качества личности курсантов военного вуза, которая включает содержание и структуру профессиональной мобильности военного специалиста, этапы формирования, содержательные аспекты уровней сформированности профессиональной мобильности курсантов военного вуза, организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование профессиональной мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PROFESSIONAL MOBILITY FORMATION OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

The directions of modernization and the pace of development of the Armed Forces of the Russian Federation are determined by the requirements of ensuring national security, increasing the status of our country in the world community and the geopolitical interests of Russia. The mobility of the modern army depends entirely on the professional mobility of the command staff and military personnel of the Russian army. Professional mobility involves taking into account the personality characteristics of a military man who is ready for rapid adaptation and successful self-realization in a highly dynamic social environment. The relevance of the study is due to the objectively existing contradiction between the need for the formation of professional mobility of future officers in a military university and the modern organization of the educational process, which does not fully realize the possibility of the formation of professional mobility among cadets of a military university. The methodological basis of the research is a systematic approach, on the basis of which the structure of professional mobility of a cadet of a military university is considered and a model of its formation is developed, and an activity approach that allows considering mobility as a result of personal activity and building the process of professional mobility formation based on the inclusion of cadets in different types of activities. The formation of professional mobility of future officers is a purposeful, complex, complex educational process expressed in the creation of a model for the development of the most important integrative personality quality of military university cadets, which includes the content and structure of professional mobility of a military specialist, stages of formation, content aspects of the levels of formation of professional mobility of military university cadets, organizational and pedagogical conditions that ensure the successful formation of professional mobility.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 378.14

DOI: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.1.14

Научная статья

.ru

'Новосибирский военный ордена Жукова институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской

Федерации, г. Новосибирск, Российская Федерация 2Омская гуманитарная академия, г. Омск, Российская Федерация

Аннотация: Направления модернизации и темпы развития Вооруженных Сил РФ определяются требованиями обеспечения национальной безопасности, повышения статуса нашей страны в мировом сообществе и геополитическими интересами России. Мобильность современной армии всецело зависит от профессиональной мобильности командного состава и военнослужащих российской армии. Профессиональная мобильность предполагает учет особенностей личности военного, готового к быстрой адаптации и успешной самореализации в условиях высокой динамичности общественной среды. Актуальность исследования обусловлена объективно существующим противоречием между необходимостью формирования профессиональной мобильности будущих офицеров в военном вузе и современной организацией учебного процесса, не реализующей в полной мере возможности формирования профессиональной мобильности у курсантов военного вуза. Методологической основой исследования являются системный подход, на основе которого рассмотрена структура профессиональной мобильности курсанта военного вуза и разработана модель ее формирования, и деятельностный подход, который позволяет рассматривать мобильность как результат личностной активности и выстроить процесс формирования профессиональной мобильности на основе включения курсантов в разные виды деятельности. Формирование профессиональной мобильности будущих офицеров - целенаправленный, комплексный, сложный образовательный процесс, выраженный в создании модели развития важнейшего интегративного качества личности курсантов военного вуза, которая включает содержание и структуру профессиональной мобильности военного специалиста, этапы формирования, содержательные аспекты уровней сформированности профессиональной мобильности курсантов военного вуза, организационно-педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование профессиональной мобильности.

Ключевые слова: курсанты военного вуза, профессиональная мобильность, организационно-педагогические условия, личностная мобильность, социальная мобильность.

Дата поступления статьи: 16 декабря 2022 г.

Для цитирования: Корсаков А. С. (2023) Организационно-педагогические условия формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 17, № 1, с. 129-138. DOI: l0.570l5/issm998-5320.2023Л7ЛЛ4.

Abstract: The directions of modernization and the pace of development of the Armed Forces of the Russian Federation are determined by the requirements of ensuring national security, increasing the status of our country in the world community and the geopolitical interests of Russia. The mobility of the modern army depends entirely on the professional mobility of the command staff and military personnel of the Russian army. Professional mobility involves taking into

Организационно-педагогические условия формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза

Scientific article

A. S. Korsakov1' 2

korsakov_aleksi@mail.ru

'Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops, Novosibirsk, Russian Federation 2Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation

Organizational and pedagogical conditions for the professional mobility formation of military university cadets

© А. С. Корсаков, 2023

account the personality characteristics of a military man who is ready for rapid adaptation and successful self-realization in a highly dynamic social environment. The relevance of the study is due to the objectively existing contradiction between the need for the formation of professional mobility of future officers in a military university and the modern organization of the educational process, which does not fully realize the possibility of the formation of professional mobility among cadets of a military university. The methodological basis of the research is a systematic approach, on the basis of which the structure of professional mobility of a cadet of a military university is considered and a model of its formation is developed, and an activity approach that allows considering mobility as a result of personal activity and building the process of professional mobility formation based on the inclusion of cadets in different types of activities. The formation of professional mobility of future officers is a purposeful, complex, complex educational process expressed in the creation of a model for the development of the most important integrative personality quality of military university cadets, which includes the content and structure of professional mobility of a military specialist, stages of formation, content aspects of the levels of formation of professional mobility of military university cadets, organizational and pedagogical conditions that ensure the successful formation of professional mobility.

Keywords: cadets of a military university, professional mobility, organizational and pedagogical conditions, personal mobility, social mobility.

Paper submitted: December 16, 2022.

For citation: Korsakov A. S. (2023) Organizational and pedagogical conditions for the professional mobility formation of military university cadets. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 17, no. 1, pp. 129-138. DOI: 10.57015/ issni998-5320.2023.i7.i.i4.

Введение

Процесс становления профессиональной мобильности личности основан на обладании необходимым объемом знаний, профессиональных умений, лежащих в основе ее развития (Решетников, 2022). Идеальной моделью современного специалиста, отвечающего требованиям любого работодателя, стало представление о практико-ориентированном образовании, по результатам которого личность не только обладает необходимой компетентностью в профессиональной сфере, но и способна развиваться в смежных профессиональных областях, при необходимости быстро менять и осваивать новый профессиональный функционал (Сахаров, 2017). Совокупность приведенных требований получила название профессиональной мобильности выпускника.

Процессы модернизации российского профессионального военного образования, выраженные в высоких требованиях к курсантам вузов, в большом количестве требуемых от военных командиров компетенций и теоретических знаний, актуализируют тему настоящего исследования. Быстрые темпы развития Вооруженных Сил РФ и военной техники обусловливают необходимость получения военного специалиста нового формата. В настоящее время отсутствуют четкие представления о механизме формирования профессиональной мобильности будущих офицеров в военном вузе и организационно-педагогических условиях, обеспечивающих его успешность.

Целью настоящего исследования стало обоснование и разработка организационно-педагогических условий формирования профессиональной мобильности у курсантов в образовательном процессе военного вуза. Исследование выстроено в рамках системного и деятельност-ного подходов, которые позволили представить структуру профессиональной мобильности курсанта военного вуза как результат личностной активности и разработать организационно-педагогические условия ее формирования на основе включения курсантов в разные виды деятельности.

Методы

Методологической основой исследования являются системный подход, на основе которого рассмотрена структура профессиональной мобильности курсанта военного вуза и разработана модель ее формирования, и деятельностный подход, который позволяет рассматривать мобильность как результат личностной активности и выстроить процесс формирования профессиональной мобильности на основе включения курсантов в разные виды деятельности.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Результаты

Понятие «мобильность» прочно входит в научные труды и практику применения во второй половине ХХ века (Сидоров, 2017). Такой подход к определению профессиональной мобильности считается неполным, так как не содержит всей полноты организационных связей субъектов, участвующих в формировании и осуществлении феномена профессиональной мобильности.

Интересно мнение Л. А. Солдатовой, которая утверждает, что профессиональная мобильность -это способность личности осуществлять профессиональную деятельность в экономической или финансовой сфере с привлечением правовой сферы (Солдатова, 2015). Б. М. Игошев определяет мобильность как качество личности, которое может проявляться только в деятельности, и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности (Игошев, 2009).

Л. В. Горюнова вводит в определение профессиональной мобильности три важнейших компонента: качества и характеристики личности, которые включают совокупность общих и профессиональных компетенций, важных для успешной самореализации в профессиональной деятельности и продвижении по карьерной лестнице; деятельность личности, которая определяется внешними обстоятельствами и условиями и направлена на преобразование окружающего пространства, и как итог - самореализация специалиста в профессиональной деятельности; как процесс, который направлен на совершенствование личностью себя и пространства вокруг себя (Горюнова, 2006; 2007).

На основе анализа исследований в области профессиональной мобильности специалиста нами обосновано и введено понятие «профессиональная мобильность курсанта военного вуза» как интегративное качество личности, обеспечивающее способность адаптироваться к профессиональной ситуации для совершения оптимальных действий средствами служебной деятельности.

Исследователи выделяют два элемента профессиональной мобильности: образовательные и профессиональные возможности курсанта военного вуза; требования, с которыми государство и общество обращается к военным образовательным учреждениям относительно квалификации, качества знаний, развитости профессиональной мобильности будущих офицеров (Чуковский, Исакова, 2020).

Формирование профессиональной мобильности осуществляется тремя путями: овладение совокупностью новых современных знаний в области профессиональной деятельности, освоение технических новинок, средств, информации; возникновение и выделение новых смежных профессий; овладение профессиональными знаниями и направлениями, имеющими общепрофессиональный статус и содержание.

Большое значение приобретают не только способности, качества личности, но и внешняя среда, окружающее пространство, события, формирующие личность военного специалиста. Следствием приведенных утверждений выступает закономерное деление профессиональной мобильности на социальную и личностную (Сергеева, 2015).

Социальная профессиональная мобильность как компонент структуры личности курсанта военного вуза состоит в способности и готовности к смене деятельности, места прохождения службы, внешних условий прохождения службы, окружения, содержания профессиональной деятельности (Сорокин, 1992). Социальная профессиональная мобильность может выражаться в трех видах: культурном, коммуникативном, адаптивном.

Под личностной профессиональной мобильностью следует понимать степень внутренней свободы человека, индивидуальные характеристики личности, способность к маневрированию и вариативному мышлению в процессе решения военно-профессиональных проблем. По мнению М. В. Пономарева, личностная мобильность опирается на активность личности, способность к рефлексии, самоанализу, переоценке собственного поведения, ценностей, установок и смене сценария собственного социального и профессионального поведения (Пономарев). Так, личностная профессиональная мобильность основана на развитом мотивационном, аналитическом компоненте, способности к осмыслению, определению и пониманию истинного смысла событий.

Исторически подтверждено, что воспитание инициативной и самостоятельной личности офицера оправдано в условиях ведения военных действий. Слепое следование приказу, неоправданное соблюдение теоретических инструкций мало результативно в уникальных внешних обстоятельствах, важность представляет не соблюдение регламента осуществления процесса выполнения военно-профессиональной задачи, а четкое соответствие результата деятельности заданному параметру, без учета пути и способа достижения цели.

Структура личностной профессиональной мобильности представлена тремя компонентами: когнитивным, мотивационным и деятельностным. Данный вид профессиональной мобильности формируется в процессе саморазвития личности, определяется уровнем развитости нестандартного мышления, гибкого сознания (Горюнова, 2007).

Модель профессиональной мобильности выпускника военного вуза Model of professional mobility of a graduate of a military university

Анализ различных педагогических источников показывает, что понятие «организационно-педагогические условия» рассматривается как совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности; внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата; результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей; совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач; совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Караваев, 2013; Козлов, Комаров, 2018; Логвиненко, 2018).

В совокупность организационно-педагогических условий формирования профессиональной мобильности будущих офицеров входят следующие:

- ведущие компоненты профессиональной мобильности (когнитивный, адаптивный, деятель-ностный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, культурный) формируются на определенном этапе (начальном, установочном, основном, заключительном);

- определены уровни сформированности профессиональной мобильности курсантов (базовый, репродуктивный, мотивационно-деятельностный, продуктивный), достижение которых должно быть обеспечено на соответствующем этапе;

- формирование профессиональной мобильности осуществляется в рамках разработанной образовательной программы, учитывающей: развитие каждого компонента профессиональной

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

мобильности курсанта военного вуза через систему мероприятий, проводимых в военном вузе; усиление ориентации на формирование профессиональной мобильности курсантов от курса к курсу через участие в разнообразных видах деятельности в процессе осуществления образовательного процесса; параллельное овладение двумя специальностями (военной и гражданской) в процессе выполнения учебной, воспитательной и служебной деятельности.

Для реализации указанных условий необходимо учитывать специфику военного образования. К числу отличительных черт военного вузовского образования предлагаем отнести:

- максимальную приближенность образовательной среды к условиям профессиональной деятельности в будущем (служба в карауле, наряды, соблюдение устава, жесткая дисциплина, соблюдение режима дня в сочетании с процессом освоения теоретического материала). Постоянный дефицит свободного времени создает высокий темп деятельности и высокий уровень физической и психологической нагрузки, как следствие, возрастают требования к здоровью, личностным качествам курсантов;

- строгое соблюдение профессиональной иерархии: подготовка и обучение курсантов как рядового, что включает первый этап формирования основных знаний, умений и навыков; обучение в качестве младшего командира, что включает кроме знаний первого этапа умение управлять людьми, обучать и воспитывать их, умение принимать простые волевые решения; третий этап обучения направлен на подготовку будущего начальника отдела, который к комплексу знаний первых двух этапов должен уметь четко выполнять служебные задачи значительного уровня.

Специфика организации процесса обучения курсантов состоит, кроме названных особенностей, в строгой нормативно-правовой регламентации Федеральным государственным образовательным стандартом ключевых результатов обучения, а также боевым уставом и уставом внутренней службы. Комплекс нормативных регламентов направлен на формирование как теоретических профессиональных навыков, так и практических профессиональных умений в области будущей военной профессии, которая включает требования к владению сложными техническими системами (Мищенко, 2010).

Проектирование организационно-педагогических условий формирования профессиональной мобильности проходило с соблюдением следующих методологических принципов:

- принцип сочетания личностного развития обучающегося с необходимостью соблюдения требований устава, где приоритет отдается самостоятельности и гармоничности курсанта;

- принцип индивидуализации обучения курсантов, что выражено в учете индивидуальных особенностей, а именно: интересов, мировоззрения, статуса в группе;

- принцип разностороннего развития личности в процессе формирования профессиональной мобильности.

Первое организационно-педагогическое условие формирования профессиональной мобильности предусматривает становление компонентов личностной и социальной профессиональной мобильности на определенном этапе военного образования:

- первый этап направлен на формирование теоретических общепрофессиональных знаний и рассчитан на 1-4 семестр;

- второй этап посвящен развитию практических навыков, основанных на закреплении теоретического материала, 5-7 семестр;

- третий и четвертый этапы практической эксплуатационной подготовки практически приравнены к профессиональной военной службе и включают 8-10 семестры.

Соответственно, разработанная программа формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза основана на четырех этапах последовательной реализации (Корсаков и др., 2020).

Первый этап - начальный, реализуется в первом-втором семестре. Содержание деятельности преподавательского и командного состава на данном этапе основано на анализе и исследовании уровня общих знаний, оценке развитости позитивного осмысленного отношения к военной профессии и военной службе. В процессе посещения теоретических и практических занятий курсанты получают первые знания и опыт по техническим, военным и узкоспециальным

предметам. Первые компоненты профессиональной мобильности формируются уже в первом семестре путем необходимости быстрой адаптации к новым условиям военной службы. Начинается формирование навыков самоконтроля и дисциплинированности путем соблюдения режима дня, принятия нового распорядка, самодисциплины. В начале обучения в военном вузе курсант выполняет роль рядового солдата, что позволяет освоить первичные навыки военной службы и определить уровень соответствия собственных ожиданий и реальной жизни военного офицера.

Обучение на первом курсе направлено на формирование первичных военно-профессиональных навыков, в числе которых: освоение функций часового, обязанностей посыльного по штабу, функций дневального на контрольно-пропускном пункте. В начальный период закладываются основы воспитательной деятельности, нравственного потенциала и патриотического воспитания.

Важным навыком данного периода выступает развитие коммуникативных способностей, на первом курсе проводится систематическая плотная работа по развитию навыков публичных выступлений, сначала в микрогруппах, на собраниях и совещаниях. Наиболее актуальными и результативными на начальном этапе выступают такие виды образовательной деятельности, формы и методы обучения, как: беседа, решение задач, выполнение упражнений, иллюстрация, демонстрация, дискуссия, презентации, беседа с наставниками, познавательные задачи и другие.

Второй этап - установочный (третий-четвертый семестр). На данном этапе военного образования курсант адаптируется к систематизированной организованной жизнедеятельности, четко понимает важность профессиональной мобильности как важнейшего качества личности будущего офицера Вооруженных Сил и учится мобильно реагировать на изменение содержания образования при сохранении следования организованному режиму. Характеристики деятельности и поведения курсантов к концу первого курса обучения: проявление интереса к освоению военной профессии; осознанная активность при участии в любой учебной и внеучебной деятельности; приспособление к условиям обучения в военной среде с одновременным усилением роли самоорганизации и самоконтроля. На втором этапе происходит увеличение количества обучающего материала, объем выполняемых заданий, увеличивается скорость усвоения учебной информации и ее сложность. Воспитательная работа направлена на активное участие курсантов в заседаниях собраний учебных групп, публичное выступление на собраниях, самостоятельную подготовку выступлений и сообщений. Такими способами формируются умения осмысленной подготовки к выступлению, самоконтроля и самокритичности, соблюдения регламента и поведения в коллективе, выполнения разных ролей: председателя собрания, секретаря, выступающего. Особую роль на втором этапе обучения имеет наличие профессионального образца, примера для подражания, авторитетного преподавателя. Понимание данной особенности второго этапа обучения курсантов обязывает назначать командиров, имеющих опыт военной службы, военно-профессиональные заслуги и достижения, специальное высшее образование, умеющих выстраивать эффективную коммуникацию и держать дисциплину, а также обладающих развитой профессиональной мобильностью. Другой особенностью второго этапа обучения является обязательное использование соревновательных видов деятельности, которые призваны формировать личностные качества, составляющие профессиональную мобильность.

Третий этап - основной (пятый - седьмой семестры). Данный этап профессионального развития личности будущих офицеров содержит все виды деятельности, ранее освоенные и подлежащие закреплению на втором и третьем курсах обучения. Критериями оценки личности курсанта в данный период являются качества целеустремленности, ответственности при выполнении команд и заданий, настойчивости.

Отличительной особенностью обучения третьего этапа выступает формирование мотивации обучения, которая направлена на планирование карьеры профессионального роста на далекую перспективу. Важную роль начинает иметь применение принципа индивидуализации обучения, учет личностных талантов, интересов обучающихся и развитие выявленных качеств. Также третий этап соответствует возрастанию активности обучающихся, которая при наличии

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

накопленных теоретических знаний проявляется в желании их измерить, показать, проявить на практике. Применением такой особенности выступает участие курсантов в научной деятельности военного вуза, конференциях, семинарах, практикумах, что позитивно влияет на развитие профессиональной мобильности. Именно в третьем периоде проявляются признаки психологической, физической и интеллектуальной зрелости, что позволяет обрести уверенность поведения в коллективе, выстроить комфортные отношения и обрести навыки продуктивной коммуникации.

Практические занятия на третьем этапе приобретают новые функции, они позволяют ознакомиться с основами практической деятельности аэродрома, работы боевой техники, деятельностью на военных заводах и предприятиях. Курсанты имеют возможность проявить на практике теоретические знания, закрепить их, что дает положительные результаты для развития профессиональной мобильности курсантов, а также позволяет осуществить направление профессионального самоопределения в будущей области военной деятельности. Осуществление служебных обязанностей курсантов начинается со второго курса обучения: несение караула, выполнение функций дневального, командира, дежурного, постового. Названные виды деятельности направлены на формирование работы в команде, проявление лидерских качеств, организованности поведения, корпоративной культуры, ответственности, дисциплинированности, которые выступают элементами профессиональной мобильности курсантов.

Четвертый этап - заключительный (восьмой - десятый семестры) отличается усилением ориентации курсантов на будущую профессиональную деятельность. Будущие офицеры осознанно планируют военно-профессиональную карьеру, определяются с военной специализацией и возможным местом прохождения службы, ориентируются на получение дополнительного образования, которое позволит расширить профессиональные возможности. Третий-четвертый курс обучения отличают разный подход курсантов к обучению разным дисциплинам, они начинают выделять для себя особо полезные учебные предметы и те, что не будут востребованы в профессии. В связи с этим частично повышается учебная мотивация, направленная на усиленное внимание к отдельным предметам и игнорирование остальных.

Войсковая стажировка дает курсантам опыт самостоятельной деятельности и независимого поведения, возможность заслужить доверие командования и проявить свои способности. Педагогические условия третьего периода направлены на определение готовности курсанта проявить полученные знания, умения, навыки на практике, что способствует профессиональному развитию, закреплению полученного опыта и развитию профессиональной мобильности в части коммуникативных, адаптивных, культурных и деятельностных качеств личности курсанта.

Таким образом, формирование профессиональной мобильности курсантов военного вуза содержит четыре этапа: начальный, установочный, основной и заключительный.

Второе организационно-педагогическое условие требует обеспечения уровня сформирован-ности профессиональной мобильности курсантов военного вуза (базового, репродуктивного, мотивационно-деятельностного, продуктивного) на определенном этапе.

Начальный этап становления компонентов профессиональной мобильности соответствует базовому уровню профессиональной мобильности курсанта. Отличительными особенностями данного этапа выступают: отсутствие устойчивой мотивации к обучению и профессиональной деятельности, имеющиеся теоретические знания не имеют системы, поведение курсантов не профессионально, так как принимаемые решения не вполне осознанны и не обдуманны, среди всех сформированных навыков можно выделить только наличие базовых теоретических знаний по общепрофессиональным дисциплинам.

Установочный этап соответствует репродуктивному уровню формирования профессиональной мобильности курсантов. Данный этап содержит активное нравственное и ценностное развитие, происходит формирование профессиональных ценностей и психологических установок. Учебный интерес и мотивация по-прежнему носят неустойчивый характер. Теоретические знания, умения, шаблоны поведения, практические задания усваиваются по заданному образцу и выполняются по определенному алгоритму, что говорит о репродуктивности

осуществляемой курсантами учебной деятельности. На этом этапе формируется репродуктивный уровень профессиональной мобильности.

Основной этап обучения курсантов соответствует мотивационно-деятельностному уровню развития профессиональной мобильности. Данный этап отличается сформированной мотивацией к учению, наличием ценностного ориентира на профессиональную деятельность, наличием прочных знаний, умений в области военно-профессиональной деятельности. Возрастает ориентация курсанта на самосовершенствование и саморазвитие, самовыражение.

Заключительный этап соответствует продуктивному уровню профессиональной мобильности курсантов. На данном этапе выделяются следующие особенности развития и воспитания курсантов: нравственная определенность и зрелость, четкая ориентация на будущую профессиональную деятельность, высокий уровень ответственности и самостоятельности поступков и мыслей курсантов. На заключительном этапе курсанты достигают продуктивного уровня профессиональной мобильности, который подлежит закреплению в процессе осуществления будущей военно-профессиональной деятельности.

Третье организационно-педагогическое условие предусматривает формирование профессиональной мобильности в рамках разработанной образовательной программы.

Программа формирования профессиональной мобильности имеет сложную структуру и содержит комплекс мероприятий по развитию каждого компонента профессиональной мобильности курсантов военного вуза. Состоит из следующих разделов: общие и организационные мероприятия, агитационно-пропагандистская работа, воспитательная работа, психологическая работа, работа по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка, военно-социальная работа, культурно-досуговая работа. Зависимость на начальном этапе обучения курсантов в военном вузе делает обоснованным стремление командиров и педагогов активизировать жизненную позицию и потенциал курсантов, помочь в прохождении процесса адаптации к военной службе и преодолении психологических проблем и барьеров. Важным направлением работы преподавателей становится процесс развития чувства уверенности в себе и своих возможностях, а также вселение убежденности в высокой степени важности выполнения служебно-профессионального долга и поставленных задач. Для формирования всех компонентов профессиональной мобильности приоритетными методами организации воспитательно-образовательного процесса выступают такие занятия, которые направлены на проявление высокой степени самостоятельности. К таковым относятся: учебное моделирование, все виды практических занятий, стажировки. Формирование позитивного профессионального опыта, развитие чувства уверенности в себе создают дополнительную мотивацию к учению в процессе всего периода обучения в военном вузе.

В ходе четырех образовательных этапов становления профессиональной мобильности курсантов военного вуза формируются ее уровни: базовый, репродуктивный, мотивационно-деятельностный, продуктивный. В свою очередь, будущие офицеры, проходя новый этап становления профессиональной мобильности, достигают одного из четырех ее уровней, что соответствует одному или нескольким компонентам структуры профессиональной мобильности. Каждый компонент профессиональной мобильности курсанта военного вуза подлежит формированию через систему мероприятий, проводимых в военном вузе и направленных на развитие определенных качеств личности будущего офицера в учебной, внеучебной и служебной деятельности курсантов.

Выводы

Таким образом, профессиональная мобильность курсанта военного вуза рассматривается как интегративное качество личности, обеспечивающее способность адаптироваться для совершения оптимальных действий средствами служебной деятельности в соответствии с содержанием профессиональной ситуации.

К организационно-педагогическим условиям, обеспечивающим успешное формирование профессиональной мобильности, относятся следующие:

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

- ведущие компоненты профессиональной мобильности (когнитивный, адаптивный, деятель-ностный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, культурный) формируются на определенном этапе (начальном, установочном, основном, заключительном);

- определены уровни сформированности профессиональной мобильности курсантов (базовый, репродуктивный, мотивационно-деятельностный, продуктивный), достижение которых должно быть обеспечено на соответствующем этапе;

- формирование профессиональной мобильности осуществляется в рамках разработанной образовательной программы, учитывающей: развитие каждого компонента профессиональной мобильности курсанта военного вуза через систему мероприятий, проводимых в военном вузе; усиление ориентации на формирование профессиональной мобильности курсантов от курса к курсу через участие в разнообразных видах деятельности в процессе осуществления образовательного процесса; параллельное овладение двумя специальностями (военной и гражданской) в процессе выполнения учебной, воспитательной и служебной деятельности.

Источники

Горюнова Л. В. (2006) Профессиональная мобильность специалиста в контексте компетентностного подхода. Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика», № 3, с. 42-46. Горюнова JI. B. (2007) Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста.

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, № 1, с. 63-68. Игошев Б. М. (2009) Подготовка профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете как центре непрерывного образования. Образование и наука, № 6 (63), с. 46-52. Караваев Н. Л. (2013) Деятельностный подход в контексте социогуманитарного познания. Alma

mater (Вестник высшей школы), № 11, с. 30-34. Козлов О. А., Комаров М. Е. (2018) Организационно-методическое обеспечение формирования военно-педагогической компетентности будущих офицеров. Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт. Материалы XXV Рязанских педагогических чтений, в 2 томах. С. 166-172. Корсаков А. С., Токарев В. А., Тарасов А. Н. (2020) Практическая деятельность курсантов в образовательном процессе военного вуза как фактор повышения профессиональной мобильности. Мир науки, культуры, образования, № 2 (81), с. 156-158. Логвиненко Д. В. (2018) Организационно-педагогические условия повышения качества профессиональной педагогической подготовки курсантов военного вуза в процессе производственной практики. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке», т. 20, № 8, с. 27-31. Мищенко В. А. (2010) Формирование профессиональной мобильности в системе высшего профессионального образования: монография. Ханты-Мансийск, Информационно-издательский центр, 215 с. Пономарев М. В. Проблемы социальной и психологической мобильности в информационном обществе. URL: http: //monitoring-mioo. narod2. ru/publikatsii/ponomarev_mv_problemi_sotsialnoi _i_psihologicheskoi_mobilnosti_v_informatsionnom_obschestve/index.html Решетников М. М. (2022) Психология войны. Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей. Монография. М., Издательство Юрайт, 336 с. Сахаров С. Ю. (2017) Структурные компоненты профессиональной адаптации молодых офицеров:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

содержательная характеристика. Дискуссия, № 10 (84), с. 93-97. Сергеева Т. Б. (2015) Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности. Образование и наука, № 8 (127), с. 81-96 Сидоров И. А. (2017) Сущность и содержание управленческой компетенции курсантов военных вузов. Terra Lingüistica, № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-upravlencheskoy-kompetentsii-kursantov-voennyh-vuzov. Солдатова Л. А. (2015) Формирование профессиональной мобильности будущих экономистов. Вестник Оренбургского государственного университета, № 2 (177), с. 156-159. Сорокин П. А. (1992) Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 543 с.

Чуковский А. М., Исакова Т. И. (2020) Состояние проблемы формирования профессиональной мобильности курсантов. Современная высшая школа: инновационный аспект, т. 12, № 2 (48), с. 22-29.

References

Chukovskiy A. M., Isakova T. I. (2020) Sostoyaniye problemy formirovaniya professional'noy mobil'nosti kursantov [State of the problem of formation of professional mobility of cadets]. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects, vol. 12, no. 2 (48), pp. 22-29 (In Russian). Goryunova L. V. (2006) Professional'naya mobil'nost' spetsialista v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Professional mobility of a specialist in the context of a competency-based approach]. Humanities, Social-Economic and Social Sciences, no. 3, pp. 42-46 (In Russian).

Педагогические науки

Goryunova JI. B. (2007) Sostavlyayushchiye professional'noy mobil'nosti sovremennogo spetsialista [Components of professional mobility of a modern specialist]. University proceedings. Volga region. Social sciences, no. 1, pp. 63-68 (In Russian).

Igoshev B. M. (2009) Podgotovka professional'no mobil'nykh spetsialistov v pedagogicheskom universitete kak tsentre nepreryvnogo obrazovaniya [Training of professionally mobile specialists at the Pedagogical University as a center of continuing education]. The Education and Science Journal, no. 6 (63), p. 4652 (In Russian).

Karavayev N. L. (2013) Deyatel'nostnyy podkhod v kontekste sotsiogumanitarnogo poznaniya [Activity approach in the context of socio-humanitarian knowledge]. Alma Mater (Vestnik Vysshey Shkoly), no. 11, pp. 30-34 (In Russian).

Kozlov O. A., Komarov M. E. (2018) Organizatsionno-metodicheskoye obespecheniye formirovaniya voyenno-pedagogicheskoy kompetentnosti budushchikh ofitserov [Organizational and methodological support for the formation of military-pedagogical competence of future officers]. Modernizatsiya obrazovaniya: nauchnyye dostizheniya, otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [Modernization of education: scientific achievements, domestic and foreign experience]. Materials of the XXV Ryazan pedagogical readings, in 2 volumes. pp. 166-172 (In Russian).

Korsakov A. S., Tokarev V. A., Tarasov A. N. (2020) Prakticheskaya deyatel'nost' kursantov v obrazovatel'nom protsesse voyennogo vuza kak faktor povysheniya professional'noy mobil'nosti [Practical activities of cadets in the educational process of a military university as a factor in increasing professional mobility]. The world of science, culture and education, no. 2 (81), pp. 156-158 (In Russian).

Logvinenko D. V. (2018) Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya povysheniya kachestva professional'noy pedagogicheskoy podgotovki kursantov voyennogo vuza v protsesse proizvodstvennoy praktiki [Organizational and pedagogical conditions for improving the quality of professional pedagogical training of cadets of a military university in the process of industrial practice]. Electronic scientific and educational bulletin "Health and education in the XXI century", vol. 20, no. 8, pp. 27-31 (In Russian).

Mishchenko V. A. (2010) Formirovaniye professional'noy mobil'nosti v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Formation of professional mobility in the system of higher professional education]. Monograph. Khanty-Mansiysk, Information and Publishing Center, 215 p. (In Russian).

Ponomarev M. V. Problemy sotsial'noy i psikhologicheskoy mobil'nosti v informatsionnom obshchestve [Problems of social and psychological mobility in the information society]. Available at: http: // monitoring-mioo. narod2. ru/publikatsii/ponomarev_mv_problemi_sotsialnoi_i_psihologicheskoi_ mobilnosti_v_informatsionnom_obschestve/index.html (In Russian).

Reshetnikov M. M. (2022) Psikhologiya voyny. Prognozirovaniye sostoyaniya, povedeniya i deyatel'nosti lyudey [Psychology of war. Forecasting the state, behavior and activities of people]. Monograph. Moscow, Yurait Publ., 336 p. (In Russian).

Sakharov S. Yu. (2017) Strukturnyye komponenty professional'noy adaptatsii molodykh ofitserov: soderzhatel'naya kharakteristika [Structural components of the professional adaptation of young officers: a meaningful description]. Discussion, no. 10 (84), pp. 93-97 (In Russian).

Sergeeva T. B. (2015) Lichnostnaya i professional'naya mobil'nost': problema sopryazhennosti [Personal and professional mobility: the problem of contingency]. The Education and Science Journal, no. 8 (127), pp. 81-96 (In Russian).

Sidorov I. A. (2017) Sushchnost' i soderzhaniye upravlencheskoy kompetentsii kursantov voyennykh vuzov [The essence and content of the managerial competence of cadets of military universities]. Terra Linguistica, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-upravlencheskoy-kompetentsii-kursantov-voennyh-vuzov (In Russian).

Soldatova L. A. (2015) Formirovaniye professional'noy mobil'nosti budushchikh ekonomistov [Formation of professional mobility of future economists]. Vestnik of the Orenburg State University, no. 2 (177), pp. 156-159 (In Russian).

Sorokin P. A. (1992) Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 543 p. (In Russian).

Информация об авторе

Корсаков Алексей Сергеевич

Старший преподаватель. Новосибирский военный ордена Жукова институт им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, РФ.

Аспирант. Омская гуманитарная академия, г. Омск, РФ. E-mail: korsakov_aleksi@mail.ru

Autor's information

Aleksey S. Korsakov

Senior Lecturer. Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops, Novosibirsk, Russian Federation. Postgraduate student. Omsk Humanitarian Academy, Omsk, Russian Federation. E-mail: korsakov_aleksi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.