Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсаков Алексей Сергеевич

Подчеркивается важность формирования профессиональной мобильности в структуре компетентности курсантов военного вуза, что связано с желанием Вооруженных сил Российской Федерации получить офицера, способного эффективно выполнять военные и боевые задачи. В структуру профессиональной мобильности входят ключевые знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной военной деятельности. С позиции модернизации системы российского высшего образования и обоснования нового пути подготовки квалифицированных специалистов наибольшую актуальность приобретает уточнение структуры профессиональной мобильности, создание модели формирования мобильности курсантов военного вуза, определение ее эффективности при соблюдении необходимых определенных условий. Реализация разработанной на основе модели профессиональной мобильности программа развития компетентности способна обеспечить получение востребованного военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOBILITY AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF COMPETENCE OF CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY IN MODERN RUSSIA

The importance of the formation of professional mobility in the structure of the competence of cadets of a military university is obvious, which is associated with the desire of the Armed Forces of the Russian Federation to get an officer capable of effectively performing military and combat missions. The structure of professional mobility includes the key knowledge and skills necessary for the implementation of professional military activities. From the standpoint of modernizing the system of Russian higher education and substantiating a new way of training qualified specialists, the most relevant is the clarification of the structure of professional mobility, the creation of a model for the formation of mobility of cadets of a military university, and the determination of its effectiveness, subject to the necessary certain conditions. The implementation of the competency development program developed on the basis of the professional mobility model is able to provide a demanded military specialist.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2022-95-6-113-118

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Алексей Сергеевич Корсаков

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, Россия korsakov_aleksi@mail. ru

Аннотация. Подчеркивается важность формирования профессиональной мобильности в структуре компетентности курсантов военного вуза, что связано с желанием Вооруженных сил Российской Федерации получить офицера, способного эффективно выполнять военные и боевые задачи. В структуру профессиональной мобильности входят ключевые знания и умения, необходимые для осуществления профессиональной военной деятельности. С позиции модернизации системы российского высшего образования и обоснования нового пути подготовки квалифицированных специалистов наибольшую актуальность приобретает уточнение структуры профессиональной мобильности, создание модели формирования мобильности курсантов военного вуза, определение ее эффективности при соблюдении необходимых определенных условий. Реализация разработанной на основе модели профессиональной мобильности программа развития компетентности способна обеспечить получение востребованного военного специалиста.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, социальная мобильность, личностная мобильность, модель, структура профессиональной мобильности.

Для цитирования: Корсаков А.С. Профессиональная мобильность как важнейшая составляющая компетентности курсантов военного вуза в современной России // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 95. № 6. С. 113-118. doi: 10.18522/2070-1403-2022-95-6-113-118.

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Professional mobility as the most important component of competence of cadets of a military university in modern Russia

© Aleksey S. Korsakov

Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute of General of the Army I.K. Yakovlev of the troops of the National Guard of the Russian Federation, Novosibirsk, Russian Federation korsakov_aleksi@mail.ru

Abstract. The importance of the formation of professional mobility in the structure of the competence of cadets of a military university is obvious, which is associated with the desire of the Armed Forces of the Russian Federation to get an officer capable of effectively performing military and combat missions. The structure of professional mobility includes the key knowledge and skills necessary for the implementation of professional military activities. From the standpoint of modernizing the system of Russian higher education and substantiating a new way of training qualified specialists, the most relevant is the clarification of the structure of professional mobility, the creation of a model for the formation of mobility of cadets of a military university, and the determination of its effectiveness, subject to the neces -sary certain conditions. The implementation of the competency development program developed on the basis of the pro -fessional mobility model is able to provide a demanded military specialist.

Key words: professional mobility, social mobility, personal mobility, model, structure of professional mobility. For citation: Aleksey S. Korsakov Professional mobility as the most important component of competence of cadets of a military university in modern Russia. The Humanities and Social Sciences. 2022. Vol. 95. No 6. P. 113-118. doi: 10.18522/2070-1403-2022-95-6-113-118.

Введение

Направления модернизации и темпы развития Вооруженных Сил РФ определяются требованиями обеспечения национальной безопасности, повышения статуса нашей страны в мировом сообществе и геополитическими интересами России. Мобильность современной армии всецело зависит от профессиональной мобильности командного состава и военнослужащих российской армии [1]. Важное значение в системе характеристик занимает постоянная готовность и способность к профессиональному саморазвитию и карьерному росту, что является результатом развитости и сформированности у курсантов военного вуза самостоятельности, ответственности, самодисциплины, коммуникабельности, адаптивности, толерантности, профессиональной и социальной мобильности.

Актуальные исследования военного образования и структуры полученных компетенций выпускников военного вуза свидетельствуют о наличии трудностей у 42% молодых военных офицеров при адаптации к новым условиям службы, к выполнению новых служебных задач и должностных обязанностей [2]. Успешное овладение профессией военного и востребованность в профессии зависят от двух основных показателей: способности к смене рода деятельности и места несения службы. Профессиональная мобильность предполагает учет особенностей личности военного, готового к быстрой адаптации и успешной самореализации в условиях высокой динамичности общественной среды. Обсуждение

Анализ психолого-педагогической литературы позволил уточнить определение дефиниции «профессиональная мобильность», под которой предлагаем понимать интегративное качество личности, включающее в свою структуру наличие:

1. внутренней мотивации личности в достижениях, способность и желание развиваться и обучаться, производя в процессе самосовершенствования изменения окружающего профессионального и жизненного пространства;

2. профессиональной мобильности требует формирования критического мышления, когнитивных способностей, открытости и общительности;

3. компетентности в области своей профессии, обладание высокой профессиональной квалификацией и умением мобильно применять и переносить свои знания;

4. готовности к осуществлению профессиональной мобильности на практике, способность к моделированию будущей профессиональной деятельности, поведению, позиции и карьерного роста.

Методологическую основу исследования представляют классические методологические подходы:

• системный подход (Ф.Ф. Королев, Ю.А. Кустов, Г.П. Щедровицкий и др.), который стал основой разработки модели профессиональной мобильности курсанта военного вуза;

• личностно-ориентированный (Г.П. Корнев, И.С. Якиманская и др.) подход, который в нашем исследовании направлен на определение оптимального коммуникационного процесса между курсантами и их наставниками, офицерами, преподавателями и позволит сформировать профессиональную мобильность как качество личности будущего офицера;

• деятельностный подход позволяет рассматривать мобильность как результат активности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

• компетентностный (О.Е. Лебедев, А.С. Хуторской и др.) подход представлен в процессе работы в рассмотрении профессиональной мобильности как важнейшего компонента структуры компетентности будущего офицера военного вуза, позволяющей молодому военному специалисту успешно адаптироваться к новым условиям военной профессии, решать сложные профессиональные задачи [4]. Исследование содержит разработанную модель, программу, уровни, этапы формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза.

Важное значение приобретают не только способности, качества личности, но и внешняя среда, окружающее пространство, события, формирующее личность военного специали-

ста. Следствием приведенных утверждений выступает закономерное деление профессиональной мобильности личности на социальную и личностную. Исходя из сказанного представим структуру профессиональной мобильности курсантов военного вуза (рис. 1).

В сложившейся ситуации формирование и экспериментальная апробация модели развития профессиональной мобильности будущих офицеров определяется острой необходимостью, позволяющей решить задачи по повышению качества и уровня подготовки квалифицированных военных специалистов, соответствующих современному военному запросу государства и общества. Модель развития содержит определение подходов, методов, средств, компонентов, субъектов взаимодействия, этапов, уровней, показателей сформированности профессиональной мобильности у курсантов, а также результатов экспериментальной работы. В схеме структуры приведены компоненты двух базовых блоков профессиональной мобильности будущих офицеров. Личностная мобильность включает когнитивный компонент, отвечающий за потребность личности военного специалиста в самосовершенствовании; мотивационный компонент отвечает за самостоятельность действий в процессе принятия решений, дисциплина, настойчивость в решении профессиональных проблем; деятельностный отражает способность эффективного планирования своей деятельности, следовать усвоенному алгоритму логических действий при несении военной службы.

В структуру социальной мобильности входит культурный компонент - выражен в способности принятия корпоративных ценностей, норм и правил поведения; коммуникативный компонент содержит умение выстраивать эффективную коммуникацию; адаптивный компонент складывается из готовности быстрой смены места прохождения службы и способности встроиться в новую систему отношений [3].

Предложенная модель развития профессиональной мобильности основана на четырех этапах последовательной реализации. Первый этап - начальный, реализуется в первом-втором семестре. Второй этап - установочный (третий-четвертый семестр). Третий этап -основной (пятый-седьмой семестры). Четвертый этап - заключительный (восьмой-десятый семестры) (рис. 2).

Рисунок 1

Структура профессиональной мобильности курсанта военного вуза

• Когнитивный компонент

Мотивационный компонент Деятелвностный компонент

Культурный компонент Адаптивный компонент Ко мму никатив ный компонент

Рисунок 2

Процесс (этапы, уровни) формирования профессиональной мобильности

выпускников военного вуза

В ходе четырех образовательных этапов становления профессиональной мобильности курсантов военного вуза, формируются ее уровни: базовый, репродуктивный, мотивационно-деятельностный, продуктивный.

Теоретическое исследование вопросов становления профессиональной мобильности будущих офицеров было дополнено проведением конституирующего эксперимента по оценке уровня сформированности профессиональной мобильности у курсантов первого курса трех военных вузов общей численностью 400 человек. Опытно-экспериментальная работа в рамках настоящей темы исследования была проведена в период с 2019 г. по 2022 г. в три этапа.

Первый этап 2019-2020 гг. включал теоретическое осмысление феномена профессиональной мобильности военного специалиста, анализ и обработку материала, определение проблемы исследования, задач и других элементов вводной части работы.

Второй этап 2020-2021 гг. содержал создание и апробацию модели формирования профессиональной мобильности курсантов военного вуза. Апробация и оценка эффективности модели и педагогических условий были проведены в процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

Третий этап 2021-2022 гг. посвящен обобщению и описанию теоретических выводов и результатов опытной работы, сформулированы итоговые положения работы.

В процессе проведения исследования применялось наблюдение, анкетирование, тестирование. Для осуществления оценки результатов исследования нами были выделены несколько критериев развитости профессиональной мобильности курсантов: низкий, допустимый, средний, высокий. Параметрами оценки сформированности профессиональной мобильности стали следующие компоненты структуры: когнитивный компонент, мотиваци-онно-ценностный компонент, деятельностный компонент, культурный компонент, адаптивный компонент, коммуникативный компонент.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы значительная часть полученных данных имела средний или ниже среднего показатель сформированности. Особую сложность для курсантов первого курса обучения представляет адаптивные способности, выявлена проблема удержания и переключения внимания, требуют существенной коррекции коммуникативные умения и умения ориентации в конфликтной ситуации.

Для коррекции полученных результатов уровня развития профессиональной мобильности курсантов была разработана и внедрена программа, состоящая из двух больших частей: образовательной и воспитательной. Первая часть программы содержит четкое определение учебной нагрузки по каждой дисциплине в каждом семестре, видов практик, необходимых для прохождения, объемов методической работы преподавательского состава и многое другое.

Вторая часть программы направлена на определение видов и сроков воспитательной и другой внеучебной работы с курсантами (с подробным планированием по месяцам).

Реализованная программа по развитию профессиональной мобильности военного состоит из следующих разделов: общие и организационные мероприятия, агитационно-пропагандистская работа, воспитательная работа, психологическая работа, работа по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка, военно-социальная работа, культурно-досуговая работа. Выводы

Каждый из разделов программы содержит мероприятия и деятельность, направленные на формирование определенных компонентов структуры профессиональной мобильности курсантов военного вуза. Для формирования всех компонентов профессиональной мобильности приоритетными методами организации воспитательно-образовательного процесса выступают такие занятия, которые направлены на проявление высокой степени самостоятельности. К таким методам относятся формы: учебного моделирования, все виды практических занятий, стажировки. Формирование позитивного профессионального опыта, развитие чувства уверенности в себе создают дополнительную мотивацию к учению в процессе всего периода обучения в военном вузе. Реализация программы формирования профессиональной мобильности курсантов в условиях военного вуза создала необходимость проведения контрольного этапа опытно-экспериментальной работы с применением того, же комплекса диагностик, что и на констатирующем этапе. В рамках исследования нами были повторно проведены и описаны результаты измерения всех компонентов личностной и социальной профессиональной мобильности курсантов военного вуза.

Значительная часть полученных данных при контрольном измерении получили высокий и средний показатель сформированности. Особую важность имели хорошо развитые адаптивные, управленческие и коммуникативные навыки, позволяющие выпускнику военного вуза стать квалифицированным специалистом, обладающим высоким уровнем развития профессиональной мобильности.

Список источников

1. Авдиенко Г.Ю. Психологическое обеспечение служебной деятельности: Учебник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 630 с.

2. Алехин И.А. Военная педагогика: Учебник для вузов / Под общ. ред. И.А. Алехина. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 414 с.

3. Корсаков А.С., Левченко Д.В., Зайцев Н.Н. Профессиональная мобильность: понятие и содержание // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 6. С. 281-287.

4. Попова И.П. Профессиональная мобильность: методологические подходы, проблематика // Многомерная социальная мобильность в современной России: Монография. М.: Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. С. 35-40.

References

1. Avdienko G.Yu. Psychological support of official activity: Textbook for high schools. M., 2022. 630 p.

2. AlekhinI.A. Military Pedagogy: Textbook for High Schools / Ed. I.A. Alekhin. M., 2022. 414 p.

3. Korsakov A.S., Levchenko D.V., Zaitsev N.N. Professional mobility: concept and content // The Humanities and social sciences. 2020. No. 6. P. 281-287.

4. Popova I.P. Professional mobility: methodological approaches, problems // Multidimensional social mobility in modern Russia: Monograph. M., 2018. pp. 35-40.

Статья поступила в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 20.11.2022; принята к публикации 30.11.2022.

The article was submitted 07.11.2022; approved after reviewing 20.11.2022; accepted for publication 30.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.