Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ'

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Григоренко Наталья Николаевна

Статья посвящена теоретическим аспектам самореализации личности и роли социальной компетентности в ее структуре. Констатируется, что на современном этапе развития общества самореализация, являясь стержневым образованием личности, требует особого внимания в период профессионального образования. Социальная компетентность выступает важнейшим условием успешной самореализации человека. Цель данной статьи - теоретически обосновать социальную компетентность студентов как фактор их самореализации в образовательной и профессиональной деятельности и описать основные направления в изучении и развитии социальной компетентности обучающихся. Авторы рассматривают позиции различных исследователей относительно понятия и феномена самореализации личности, места социальной компетентности в ее структуре, выделяют уровни проявления успешной самореализации, определяют сущность социальной компетентности и пути ее формирования в период вузовского обучения. Методами исследования выступили анализ, синтез и обобщение научной литературы. В результате проведенного исследования отмечается, что процесс самореализации личности обусловлен развитием ее социальной компетентности и представляется как осознание и понимание личностью себя в определенной ситуации с акцентированием когнитивной и эмоционально-волевой деятельности человека, связанной с изменением сущности своего «Я». Авторы представляют возможность мониторинга как средства диагностики, оценки и контроля эффективности и результативности развития социальной компетентности и самореализации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Григоренко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS AS A FACTOR OF THEIR SELF-REALIZATION IN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY: THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM

The purpose of the article is to prove theoretically the social competence of students as a factor for their self-realization in educational and professional activity and to describe the main directions for studying and developing social competence of students. Therefore, the authors consider the views of different scientists on the concept and phenomenon of personal self-realization and the place of social competence in its structure; highlight the levels of appearing successful self-realization; determine the essence of social competence and the ways for its forming during university education. Moreover, the authors give the research methods such as analysis, synthesis and scientific literature generalization. As a result of the study, the author note that the process of self-realization of a person depends on developing person’s social competence; and it is presented as a person’s awareness and understanding of himself in a certain situation with an emphasis on the cognitive and emotional-volitional activity of a person associated with changing the essence of his I. Furthermore, the authors present the possibility of monitoring as a means of diagnosing, evaluating and monitoring the effectiveness and efficiency of the development of social competence and self-realization of students.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 378:355

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-62-194-201

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Чурекова Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: churekova_t@mail.ru

Григоренко Наталья Николаевна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: natalya_grigoren@mail.ru

Статья посвящена теоретическим аспектам самореализации личности и роли социальной компетентности в ее структуре. Констатируется, что на современном этапе развития общества самореализация, являясь стержневым образованием личности, требует особого внимания в период профессионального образования. Социальная компетентность выступает важнейшим условием успешной самореализации человека.

Цель данной статьи - теоретически обосновать социальную компетентность студентов как фактор их самореализации в образовательной и профессиональной деятельности и описать основные направления в изучении и развитии социальной компетентности обучающихся. Авторы рассматривают позиции различных исследователей относительно понятия и феномена самореализации личности, места социальной компетентности в ее структуре, выделяют уровни проявления успешной самореализации, определяют сущность социальной компетентности и пути ее формирования в период вузовского обучения. Методами исследования выступили анализ, синтез и обобщение научной литературы.

В результате проведенного исследования отмечается, что процесс самореализации личности обусловлен развитием ее социальной компетентности и представляется как осознание и понимание личностью себя в определенной ситуации с акцентированием когнитивной и эмоционально-волевой деятельности человека, связанной с изменением сущности своего «Я».

Авторы представляют возможность мониторинга как средства диагностики, оценки и контроля эффективности и результативности развития социальной компетентности и самореализации студентов.

Ключевые слова: самореализация, социальная компетентность, образовательная и профессиональная деятельность студентов.

SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS AS A FACTOR OF THEIR SELF-REALIZATION IN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY: THEORETICAL ASPECTS OF THE PROBLEM

Churekova Tatyana Mikhaylovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of Pedagogy, Psychology and Physical Education, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: churekova_t@mail.ru

Grigorenko Natalya Nikolaevna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Pedagogy, Psychology and Physical Education, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: natalya_grigoren@mail.ru

The article considers the theoretical aspects of personality self-realization and the role of social competence in its structure. It is stated that at the present stage of society development, self-realization, being the core education of the individual, requires special attention during the period of professional education. Social competence is the most important condition for successful self-realization of a person.

The purpose of the article is to prove theoretically the social competence of students as a factor for their self-realization in educational and professional activity and to describe the main directions for studying and developing social competence of students. Therefore, the authors consider the views of different scientists on the concept and phenomenon of personal self-realization and the place of social competence in its structure; highlight the levels of appearing successful self-realization; determine the essence of social competence and the ways for its forming during university education. Moreover, the authors give the research methods such as analysis, synthesis and scientific literature generalization.

As a result of the study, the author note that the process of self-realization of a person depends on developing person's social competence; and it is presented as a person's awareness and understanding of himself in a certain situation with an emphasis on the cognitive and emotional-volitional activity of a person associated with changing the essence of his I.

Furthermore, the authors present the possibility of monitoring as a means of diagnosing, evaluating and monitoring the effectiveness and efficiency of the development of social competence and self-realization of students.

Keywords: self-realization, social competence, educational and professional activity of students.

Личность, способная к самореализации в различных сферах деятельности, в современном мире представляет собой особый потенциал и ресурс государства, так как обладает неординарными способностями, проявляющимися в виде высоких достижений в том или ином виде деятельности. Именно поэтому современная высшая школа должна не только способствовать развитию интеллектуально и творчески способной личности, но и создавать максимально благоприятные условия для ее самореализации. В процессе самореализации развитие личности осуществляется более успешно и носит более устойчивый характер.

В связи с цифровизацией мирового сообщества и предпочтением молодыми людьми виртуального общения недостаточно развитой становится социальная компетентность личности, что, в свою очередь, препятствует самореализации в образовательной и профессиональной деятельности, развитию успешной трудовой карьеры. Именно это определяет интерес ученых и педагогов-практиков к проблеме развития социальной компетентности обучающихся как фактора их самореализации.

Несмотря на многовековую историю изучения феномена «самореализация», данное понятие до сих не имеет однозначного толкования. Понятие «самореализация» появилось впервые в Англии (self-realisation), в словаре по философии и психологии (1902 год): «Самореализация -осуществление возможностей развития Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление» (цит. по [10, с. 8]).

Отечественные психологи рассматривают феномен самореализации личности в разных аспектах. С. Л. Рубинштейн, например, считает, что это качество самоактуализирующейся личности, выраженное в особых потребностях и мотивах. Основная задача человека, по мнению ученого, стать субъектом собственной жизни, быть способным решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, вырабатывать способ решения жизненных противоречий [13]. Развивая концепцию С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьев под самореализацией понимает личностный рост, реализацию своих возможностей, осуществление себя в жизни [2].

Объектом более пристального внимания ученых проблема самореализации стала в последней трети ХХ века, поскольку, чтобы быть успешным в социуме, человек должен постоянно осуществлять выбор в межличностных отношениях, в образовательной сфере, формах проведения досуга и т. п. К. А. Абульханова-Славская анализирует проблему самореализации в парадигме «жизненной стратегии» личности, которая понимается как выбор, определение и реализация ценностей жизни [1].

Исследователи О. С. Газман, А. В. Мудрик, Г. К. Селевко и др. большое внимание уделили таким аспектам, как выработка жизненной позиции, установление целесообразных межличностных отношений, формирование адекватной самооценки, которые способствуют обеспечению и развитию элементов самореализации (цит. по [7]).

Можно выделить ряд общих подходов к трактовке функций самореализации личности:

- самореализующаяся личность является субъектом своего развития, реализует свой потенциал в различных видах деятельности;

- самореализацию нельзя «навязать» из вне, она возможна только в результате потребности, желания конкретной личности;

- самореализация не возможна без осознания своих возможностей и соотнесения их с требованиями общества, без анализа и рефлексии;

- самореализация возможна только в социальной действительности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности [7, с. 194].

Анализ литературы позволяет констатировать, что ученые рассматривают самореализацию как сложную функциональную систему, которая обеспечивает стремления человека, его самовыражение в различных сферах жизни и видах деятельности. По мнению Л. А. Коростылевой, самореализация возможна посредством собственных усилий, а также «сотворчества, содея-тельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [10, с. 8-9].

Учитывая многоаспектность понятия «самореализация», мы определяем данный феномен, прежде всего, как понимание и осознание себя в определенной ситуации и акцентируем внимание на когнитивной и эмоционально-волевой деятельности человека, связанной с изменением

сущности своего «Я», своего поведения, отношения, проявления себя в конкретной ситуации реальной действительности, как переход потенциальных возможностей в актуальные [14].

Успешность самореализации определяется по критерию развития указанных выше функций самореализации личности, на основе чего мы выделяем традиционные уровни (низкий, средний и высокий), наполняя их важными для нас характеристиками:

1. Низкий уровень - отсутствие у личности желания и мотивации к выявлению и раскрытию своих потенциальных возможностей в образовательной, а затем и профессиональной деятельности; достаточно слабые предметные знания, умения и навыки; способность к реализации только тех своих личностных качеств, при которых отсутствует необходимость проявлять волевые усилия к реализации себя в деятельности; склонность осуществлять учебно-профессиональную деятельность только под чьим-либо руководством.

2. Средний уровень - потребности и мотивы, в первую очередь, выявления, а затем и раскрытия своих возможностей и способностей носят ситуативный характер и зависят от положительной (отрицательной) оценки данного процесса; присутствует владение предметно-профессиональными знаниями, умениями, навыками, которые проявляются на репродуктивном уровне; личность проявляет способность к реализации только тех своих качеств, которые ярко выражены.

3. Высокий уровень - осознанное и устойчивое стремление к выявлению и раскрытию своих возможностей и способностей; достаточно хорошие знания, отличающиеся глубиной и целостностью, умения, навыки в области учебно-профессиональной деятельности; самостоятельность и активность в действиях и поступках не только в привычных, но и нестандартных ситуациях; умение ставить перед собой цели, проявлять волевое усилие в ее достижении; способность к рефлексии и проявлению чувства удовлетворения от реализации своих возможностей и сущностных сил; оригинальность личностных проявлений.

К основным сферам самореализации студента относятся образовательная и профессиональная деятельность, где важным аспектом является социально-коммуникативный (социальная компетентность). Некоторые люди с неразвитой социальной компетентностью, даже имея выда-

ющиеся способности и глубокие разносторонние знания, зачастую так никогда и не реализуют свои возможности. Социальная компетентность личности обусловливает достижение успеха во многих сферах жизни. С точки зрения Р. А. Зобова и В. Н. Келасьева, социальная компетентность, выступая условием самореализации человека, в самом общем виде отражает знание и понимание человеком своих сильных и слабых сторон, интересов, способностей, умение предвидеть перспективы своего развития и т. д. [6, с. 108].

Рассматривая сущность социальной компетентности, ряд исследователей определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека [4; 8; 11]. Социальная компетентность проявляется в виде адекватных форм социальной рефлексии, соответствующих жизненных умений и навыков человека, которые позволяют ему эффективно включаться в разнообразные виды деятельности. Существуют различные подходы к пониманию социальной компетентности. В русле одних социальная компетентность трактуется как эффективный или адекватный ответ на разнообразные проблемные ситуации. Так, например, Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова под социальной компетентностью понимают способность человека результативно действовать, адекватно выполнять нормы и правила жизни, достигать результата, эффективно разрешать проблему [9].

В психолого-педагогической литературе социальную компетентность зачастую соотносят с понятием «уверенность в себе», то есть уверенное поведение, при котором личность проявляет определенные и необходимые умения и навыки. При рассмотрении социальной компетентности ученые, как правило, включают в ее структуру знания, социальные умения и навыки эффективного взаимодействия с окружающими ее людьми в системе межличностных отношений и гибкого изменения своего поведения в зависимости от создавшейся ситуации [8; 12].

В определении социальной компетентности мы разделяем позиции И. А. Масловой, которая рассматривает ее как интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффек-

тивно взаимодействовать с социальным окружением [11].

Н. С. Бейлина, анализируя психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, выделяет следующие компоненты социальной компетентности: «когнитивный, деятельностно-коммуникативный и рефлексивный. Содержание каждого из компонентов отражает основные компетенции, которые и составляют социальную компетентность» [3, с. 98].

При этом каждый из компонентов имеет свое наполнение. Так, когнитивный компонент включает в себя, кроме знаний, необходимых для успешной адаптации в профессиональной деятельности и социальной жизни, также знания сущности и содержания процесса общения; умения эффективно строить отношения с различными категориями людей; умения преодолевать возникающие в общении барьеры; знания этикета и основ планирования карьеры. В деятельност-но-коммуникативный компонент входят умение устанавливать межличностные связи, правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимоотношениях с другими людьми, согласовывать свои действия с действиями других субъектов деятельности, вести деловую беседу, дискуссию и участвовать в данных формах делового общения, а также способность конструктивно разрешать конфликтные ситуации и брать ответственность за свои действия.

Содержание рефлексивного компонента составляют «умение сознательно контролировать свою деятельность (учебную и профессиональную) и уровень собственного развития, личностных достижений; способность мысленного восприятия позиции собеседника; способность и умение осмысливать свою профессиональную деятельность, оценивать свои умения» [3, с. 99].

Представление о компонентах социальной компетенции дает возможность преподавателям вуза определить основные направления в изучении и развитии социальной компетентности.

Таким образом, обобщая сказанное, можно констатировать, что под социальной компетентностью следует понимать свойство личности, ее способность варьировать социальное поведение в соответствии с действительностью, умение человека взаимодействовать с различными людьми и социальными структурами, позволяющие адекватно адаптироваться и в боль-

шей степени самореализоваться. Определяющими компонентами социальной компетентности, с нашей точки зрения, являются когнитивный и деятельностный, включающий и общение личности, и осознание себя, своего поведения в социуме.

Следовательно, социальная компетентность является обязательным условием успешной самореализации. Понимая несомненную значимость ее развития для успешной самореализации личности, важно обеспечить это развитие в образовательном процессе вуза.

Первый шаг на пути формирования социальной компетентности - это, безусловно, диагностика выраженности данного феномена у студентов. Приступая к диагностике социальной компетентности студентов, следует определить критерии, показатели и уровни ее сформирован-ности. При определении критериев и показателей сформированности социальной компетентности важно ориентироваться на ее основные сущностные характеристики: когнитивный и деятельност-ный характер.

Когнитивный критерий рассматривается с точки зрения знаний этикета общения и способов построения коммуникации с окружающими, что и является его показателями.

Деятельностный критерий проверяется через следующие показатели: умение устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми, грамотно организовывать процесс общения и взаимодействия с ними, контролировать и регулировать свою деятельность; способность воспринимать и принимать позицию другого человека, адекватно оценивать себя, свою деятельность и ее результаты.

На основании критериев и показателей нами охарактеризованы уровни сформированности социальной компетентности. Высокий уровень включает знание норм общения и правил поведения с различными людьми с учетом их возраста, статуса, социального положения в различных ситуациях; владение речевой культурой; потребность в коммуникативной и организаторской деятельности; умение адаптироваться в новой обстановке, расширять круг своих знакомых; желание заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям; способность сочувствовать, «все пропускать через себя», проникать в мир переживаний другого человека, принимать

решение в трудной ситуации, отстаивать свою точку зрения, гибко и адекватно реагировать на изменение условий; полный самоконтроль и максимальное самоуправление.

Средний уровень характеризуется поверхностными знаниями о нормах этикета общения и правилах поведения при взаимодействии со сверстниками, преподавателями и коллегами в различных ситуациях; неустойчивым проявлением умений выстраивать общение с окружающими людьми с учетом принятых норм общения и правил поведения; несистематическими требованиями, предъявляемыми к речевой культуре; стремлением к установлению контактов с людьми, но несовершенными коммуникативными и организаторскими способностями; умением сочувствовать, сопереживать, но только в ситуациях, персонально значимых; чаще адекватной самооценкой.

Для низкого уровня характерны отсутствие знаний, включающих этикет общения с различными людьми с учетом их возраста, статуса, социального положения в различных ситуациях, речевой культуры общения; нежелание общаться, стремление проводить время в одиночестве, скованность в новой компании, коллективе; затруднение в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; отсутствие инициативы в общественной деятельности, избегание принятия самостоятельных решений во многих делах; недостаточное понимание состояния другого человека, плохо развитое умение сопереживать и сочувствовать; заниженная самооценка и повышенная критичность к себе.

Комплексное использование диагностических методик («Коммуникативные и организаторские склонности» - КОС, «Стиль саморегуляции поведения», «Диагностика оценки самоконтроля в общении», опросник диагностики саморегуляции - ДИАСАМ и др.) позволяет получить объективные данные об уровне сформированности социальной компетентности студентов. Важно проводить именно лонгитюдные исследования, делать срезы для того, чтобы иметь возможность отследить динамику формирования социальной компетентности студентов и при условии стагнации процесса или недостаточных изменениях своевременно внести коррективы в программу формирования социальной компетентности.

Поскольку значимо установить влияние социальной компетентности на процесс самореализации параллельно следует осуществлять мониторинг самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности. Мы опираемся на теоретические подходы И. А. Григорян к данному методу педагогического исследования [5]. В процессе исследования самореализации используются две разновидности мониторинга: информационный и управленческий.

Цель информационного мониторинга: сбор, накопление, анализ, структуризация и интерпретация данных, их констатация. Объектом информационного мониторинга являются субъекты и результаты самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности.

Информационный мониторинг выполняет ряд функций. Гностическая функция связана с накоплением, обобщением, структуризацией данных о протекании процесса самореализации студентов в указанных видах деятельности. Информационная функция направлена на обеспечение необходимой информацией субъектов, осуществляющих управление образовательным процессом. Диагностическая функция ориентирована на выявление состояния критических или находящихся в состоянии изменений явлений, в отношении которых будут приняты управленческие решения. Нахождение соответствия установленным или желаемым нормам, обоснованное определение степени (уровня) самореализации студентов связано с реализацией контрольно-оценочной функции. Побудительная функция направлена на мотивировку участников образовательных отношений на повышение результативности изучаемого процесса. Прагматическая функция -это обеспечение субъектов, осуществляющих управление образовательным процессом, необходимой информацией для принятия максимально обоснованных и адекватных решений.

Выделяют следующие принципы информационного мониторинга:

- объективность (информация должна отражать реальное состояние дел);

- адекватность (соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и задачам мониторинга);

- прогностичность (полученные данные должны позволять прогнозировать будущее состояние изучаемого объекта);

- оперативность сбора информации (информация должна быть своевременной);

- релевантность (соответствие используемых методов сбора информации целям мониторинга).

С целью отслеживания и оценки эффективности, последствий и вторичных эффектов в области развития социальной компетентности и самореализации студентов проводится управленческий мониторинг.

Управленческий мониторинг позволяет измерить степень связности уровня социальной компетентности и самореализации обучающихся, изучить влияние социальной компетентности на активность и результативность самореализации. Благодаря управленческому мониторингу становится возможным определение качества исполнения и степени соответствия установленным требованиям, а также собственно валидность результатов в их соотнесенности с условиями среды.

Инструментарием для контрольно-измерительных материалов выступают анкеты, психологические тесты, портфолио обучающихся и преподавателей, метод экспертных оценок и др.

Определяющие функции управленческого мониторинга направлены на:

- установление состояния значимых или проблемных явлений и процессов, в отношении которых необходим ряд управленческих решений;

- разработку определенного алгоритма взаимодействия, который обеспечивает обратную связь, в отношении значимых или проблемных явлений и процессов;

- определение качества исполнения и степени соответствия (валидности) требованиям в их соотнесенности со сложившимися условиями среды.

При этом объектами мониторинга являются результаты проведенных исследований (уровня социальной компетентности, активности и успешности самореализации).

Анализ научной литературы и собственные исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:

1. Процесс самореализации личности обусловлен развитием ее социальной компетентности.

2. Процесс самореализации определяется как осознание и понимание личностью себя в определенной ситуации. Акцент во внимании при ана-

лизе самореализации личности ставится на ког- человека, которая связана с изменением сущности

нитивной и эмоционально-волевой деятельности своего «Я».

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.

3. Бейлина Н. С. Сущность понятия «социальная компетентность» // Вестник Череповецкого государственного университета. Серия: Педагогические науки. - 2011. - № 3. - С. 97-99.

4. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. -С. 42-57.

5. Григорян И. А. Мониторинг: эволюция научных взглядов, сущность, функции и принципы // Проблемы педагогики. - 2017. - № 3(26). - С. 60-66.

6. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация и социальная компетентность человека // Вестник С.-Петерб. университета. - 2007. - Вып. 3. - С. 107-117.

7. Ермоленкова Г. В. Социальная компетентность как условие самореализации подростков // В мире научных открытий. - 2011. - № 5. - С. 192-201.

8. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 16-19.

9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

10. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 222 с.

11. Маслова И. А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 23 с.

12. Рапацевич Е. С. Педагогика. Современная энциклопедия. - М.: Современная школа, 2010. - 720 с.

13. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 190 с.

14. Чурекова Т. М., Григоренко Н. Н., Москаленко И. В. Развитие самореализации в профессиональной подготовке студентов творческих вузов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 58. - С. 219-228.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Strategy of life]. Moscow, Mysl' Publ., 1991. 299 p. (In Russ.).

2. Ananyev B.G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [On the problems of modern human knowledge]. Moscow, Nauka Publ., 1977. 380 p. (In Russ.).

3. Beylina N.S. Sushchnost' ponyatiya "sotsial'naya kompetentnost'" [The essence of the concept of "social competence"]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the Cherepovets State University. Series: Pedagogical Sciences], 2011, no. 3, pp. 97-99. (In Russ.).

4. Belitskaya G.E. Sotsial'naya kompetentsiya lichnosti [Social competence of the individual]. Soznanie lichnosti v krizisnom obshchestve [Consciousness of the individual in a crisis society]. Moscow, 1995, pp. 42-57. (In Russ.).

5. Grigoryan I.A. Monitoring: evolyutsiya nauchnykh vzglyadov, sushchnost', funktsii i printsipy [Monitoring: evolution of scientific views, essence, functions and principles]. Problemypedagogiki [Problems of Pedagogy], 2017, no. 3 (26), pp. 60-66. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zobov R.A., Kelasyev V.N. Samorealizatsiya i sotsial'naya kompetentnost' cheloveka [Self-realization and social competence of a person]. Vestnik S.-Peterb. universiteta [Bulletin of the St. Petersburg University], 2007, iss. 3, pp. 107-117. (In Russ.).

7. Ermolenkova G.V. Sotsial'naya kompetentnost' kak uslovie samorealizatsii podrostkov [Social competence as a condition for self-realization of teenagers]. V mire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], 2011, no. 5, pp. 192-201(In Russ.).

8. Kalinina N.V. Formirovanie sotsial'noy kompetentnosti kak mekhanizm ukrepleniya psikhicheskogo zdorov'ya podrastayushchego pokoleniya [Formation of social competence as a mechanism for strengthening the mental health of the younger generation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2001, no. 4, pp. 16-19. (In Russ.).

9. Kodzhaspirova E.V., Kodzhaspirov A.Y. Pedagogicheskiy slovar' [Pedagogical Dictionary]. Moscow, Academy Publ., 2000. 176 p. (In Russ.).

10. Korostyleva L.A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noy sfere [Psychology of self-realization of personality: difficulties in the professional sphere]. St. Petersburg, Rech Publ., 2005. 222 p. (In Russ.).

11. Maslova I.A. Sotsializatsiya podrostka v vospitatel'nom prostranstve uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Socialization of a teenager in the educational space of an institution of additional education for children. Author Abstract of Diss. PhD in Pedagogy Sciences]. Magnitogorsk, 2007. 23 p. (In Russ.).

12. Rapatsevich E.S. Pedagogika. Sovremennaya entsiklopediya [Pedagogy. Modern Encyclopedia]. Moscow, Modern school Publ., 2010. 720 p. (In Russ.).

13. Rubinshtein S.L. Chelovek i mir [Man and the world]. Moscow, Nauka Publ., 1997. 190 p. (In Russ.).

14. Churekova T.M., Grigorenko N.N., Moskalenko I.V. Razvitie samorealizatsii v professional'noy podgotovke studentov tvorcheskikh vuzov [Development of self-realization in the professional training of students of creative universities]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2022, no. 58, pp. 219-228. (In Russ.).

УДК 378.147.31

Doi: 10.31773/2078-1768-2023-62-201-208

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

Мухамедиева Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: swet-73@mail.ru

Актуальность статьи обусловлена тем, что современное развитие креативных индустрий, в состав которых входит огромное количество отраслей сферы культуры и видов культурной деятельности, требует высокого уровня организации экономической жизни субъектов данной экономики и адекватного ей уровня профессиональных навыков и умений всех участников социально-экономического процесса. Данный факт также обосновывает высокие требования не только к профессиональной подготовке специалиста любого направления и профиля подготовки обучающегося вуза сферы культуры, но и требования к важному компоненту профессионального образования - экономической культуре выпускника, ориентированной на финансовую грамотность.

В статье представлена модель формирования экономической культуры (в том числе и финансовой грамотности) обучающихся вузов культуры в условиях развития креативных индустрий. Структура модели включает три компонента: мотивационный (предполагает использование интеллектуально-познавательных и социальных мотивов обучающихся, провоцирующих интерес к экономическим знаниям); содержательный (является дифференцированным, раскрывает специально отобранное содержание экономических дисциплин в зависимости от направления подготовки); результативный (отражает набор индикаторов формируемой компетенции, связанной с формированием экономической культуры).

На основании проведенного мониторинга образовательных программ Кемеровского государственного института культуры доказано, что формирование экономической культуры у будущих специалистов сферы культуры будет эффективным в случае использования дифференцированного подхода в реализации рассмотренной модели.

Ключевые слова: экономическая культура, финансовая грамотность, модель формирования экономической культуры, мотив обучающихся, экономическое мышление, креативные индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.