Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ'

РАЗВИТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ / КОМПОНЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Григоренко Наталья Николаевна, Москаленко Ирина Владимировна

В статье последовательно рассматривается вопрос развития самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки и акцентируется внимание на вузах отрасли культуры и искусства. Выделяются следующие уровни данной проблемы: философский, социологический, педагогический и психологический. На основе анализа научной литературы делается вывод о нескольких направлениях в изучении данного феномена: как процесса, связанного, прежде всего, с активностью самой личности, а также с личностно-смысловыми характеристиками, имеющимися у человека. Предлагается понятие «самореализации» как системы личностных образований, поведенческого акта развития и саморазвития. Далее в статье значительное внимание уделено связи понятий «самореализация» и «культура самореализации», выделены функции и структурные компоненты культуры самореализации: аксиологический, гносеологический, эмоциональный, деятельностный, рефлексивный. Благоприятные условия для становления культуры самореализации в студенческом возрасте предоставляет профессиональная подготовка, которая рассматривается в статье в двух аспектах: как внешнее воздействие по отношению к человеку, связанное с обретением им компетенций, требующихся для успешной профессиональной деятельности, и как внутренние характеристики, обретаемые человеком, востребованные в определенной профессиональной среде. Авторами акцентируется внимание на составляющих профессиональной подготовки, которыми являются цели, функции, структура, содержание образования, способы и условия его осуществления, а также результат и коррекция. Подробно рассматривается влияние выше обозначенных составляющих на изменение характеристик компонентов самореализации. Доказано, что это влияние может целенаправленно сохраняться, усиливаться или уменьшаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чурекова Татьяна Михайловна, Григоренко Наталья Николаевна, Москаленко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-REALIZATION IN PROFESSIONAL TRAINING THE STUDENTS OF CREATIVE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article consistently examines the issue of the development of self-realization of students in the process of professional training and focuses on universities in the field of culture and art. The levels of consideration of this problem are distinguished: philosophical, sociological, pedagogical and psychological. Based on the analysis of scientific literature, a conclusion is made about several directions in the study of this phenomenon: as a process associated primarily with the activity of the personality itself, as well as with the personal and semantic characteristics available to a person. The concept of self-realization as a system of personal formations, a behavioral act of development and self-development is proposed. Further in the article, considerable attention is paid to the connection between the concepts of selfrealization and culture of self-realization, the functions and structural components of the culture of selfrealization are highlighted: axiological, epistemological, emotional, activity, reflexive. Favorable conditions for the formation of a culture of self-realization at the student age are provided by professional training, which is considered in the article in two aspects: as an external influence on a person associated with the acquisition of competencies required for successful professional activity; so are the internal characteristics acquired by a person that are in demand in a certain professional environment. The authors focus on the components of vocational training, which are the goals, functions, structure, content of education, methods and conditions of its implementation, as well as the result and correction. The influence of the above-mentioned components on the change in the characteristics of the components of self-realization is considered in detail. It is proved that this influence can be purposefully maintained, intensified or decreased.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ»

6. Protasova T.N. Otsenka mesta zhitel'stva kak faktor formirovaniya migratsionnykh ustanovok zhiteley Kuzbassa [Assessment of the place of residence as a factor in the formation of migration attitudes of Kuzbass residents]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskiye, sotsiologicheskiye i ekonomicheskiye nauki [Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences], 2019, vol. 4, no. 4, pp. 367-375. (In Russ.).

7. Priyatkina N.Yu. Potrebnost' v professional'nom samorazvitii studencheskoy molodezhi v preodolenii sotsiokul'turnykh ugroz i riskov [The need for professional self-development of students in overcoming socio-cultural threats and risks]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2019, no. 4. (In Russ.).

8. Putin ob"yasnil ottok molodezhi iz regionov v stolitsu [Putin explained the outflow of young people from the regions to the capital]. «Gorod 55», inf. portal: [Omsk City News Portal]. Moscow, 2021. (In Russ.). Available at: https:// gorod55.ru/news/society/07-02-2020/putin-ob-yasnil-ottok-molodezhi-iz-regionov-v-stolitsu (accessed 02.05.2021).

9. Strunkina T.S., Shmeleva E.A. Konstruirovanie ponyatiya sotsiokul'turnykh potrebnostey lichnosti [Constructing the concept of socio-cultural needs of the individual]. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik [International Student Scientific Bulletin], 2015, no. 5-2, p. 241. (In Russ.).

10. Strunkina T.S. K probleme sotsiokul'turnykh potrebnostey molodezhi: filosofsko-istoricheskiy analiz [On the problem of socio-cultural needs of youth: philosophical and historical analysis]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2015, no. 6. (In Russ.).

11. Taranova Yu.V. Spetsifika formirovaniya imidzha regiona v usloviyakh informatsionnogo obshchestva [The specifics of the formation of the image of the region in the conditions of the information society]. Sredstva massovoy informat-sii v sovremennom mire. Molodye issledovateli [Mass media in the modern world. Young researchers]. St. Petersburg, 2017, pp. 143-145. (In Russ.).

УДК 378:355

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-219-229

РАЗВИТИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ

Чурекова Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: churekova_t@mail.ru

Григоренко Наталья Николаевна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: natalya_grigoren@mail.ru

Москаленко Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: moskalenko.74@mail.ru

В статье последовательно рассматривается вопрос развития самореализации студентов в процессе профессиональной подготовки и акцентируется внимание на вузах отрасли культуры и искусства. Выделяются следующие уровни данной проблемы: философский, социологический, педагогический и психологический. На основе анализа научной литературы делается вывод о нескольких направлениях в изучении данного феномена: как процесса, связанного, прежде всего, с активностью самой личности, а также с личностно-смысловыми характеристиками, имеющимися у человека. Предлагается понятие «самореализации» как системы личностных образований, поведенческого акта развития и саморазвития.

Далее в статье значительное внимание уделено связи понятий «самореализация» и «культура самореализации», выделены функции и структурные компоненты культуры самореализации: аксиологи-

ческий, гносеологический, эмоциональный, деятельностный, рефлексивный. Благоприятные условия для становления культуры самореализации в студенческом возрасте предоставляет профессиональная подготовка, которая рассматривается в статье в двух аспектах: как внешнее воздействие по отношению к человеку, связанное с обретением им компетенций, требующихся для успешной профессиональной деятельности, и как внутренние характеристики, обретаемые человеком, востребованные в определенной профессиональной среде.

Авторами акцентируется внимание на составляющих профессиональной подготовки, которыми являются цели, функции, структура, содержание образования, способы и условия его осуществления, а также результат и коррекция. Подробно рассматривается влияние выше обозначенных составляющих на изменение характеристик компонентов самореализации. Доказано, что это влияние может целенаправленно сохраняться, усиливаться или уменьшаться.

Ключевые слова: образование, отрасль культуры, самореализация, культура самореализации, компоненты, профессиональная подготовка, составляющие профессиональной подготовки.

DEVELOPMENT OF SELF-REALIZATION IN PROFESSIONAL TRAINING THE STUDENTS OF CREATIVE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Churekova Tatyana Mikhaylovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Department of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: churekova_t@mail.ru

Grigorenko Natalya Nikolaevna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: natalya_grigoren@mail.ru

Moskalenko Irina Vladimirovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: moskalenko.74@mail.ru

The article consistently examines the issue of the development of self-realization of students in the process of professional training and focuses on universities in the field of culture and art. The levels of consideration of this problem are distinguished: philosophical, sociological, pedagogical and psychological. Based on the analysis of scientific literature, a conclusion is made about several directions in the study of this phenomenon: as a process associated primarily with the activity of the personality itself, as well as with the personal and semantic characteristics available to a person. The concept of self-realization as a system of personal formations, a behavioral act of development and self-development is proposed.

Further in the article, considerable attention is paid to the connection between the concepts of self-realization and culture of self-realization, the functions and structural components of the culture of self-realization are highlighted: axiological, epistemological, emotional, activity, reflexive. Favorable conditions for the formation of a culture of self-realization at the student age are provided by professional training, which is considered in the article in two aspects: as an external influence on a person associated with the acquisition of competencies required for successful professional activity; so are the internal characteristics acquired by a person that are in demand in a certain professional environment.

The authors focus on the components of vocational training, which are the goals, functions, structure, content of education, methods and conditions of its implementation, as well as the result and correction. The influence of the above-mentioned components on the change in the characteristics of the components of self-realization is considered in detail. It is proved that this influence can be purposefully maintained, intensified or decreased.

Keywords: education, branch of culture, self-realization, culture of self-realization, components, vocational training, components of vocational training.

На совместном заседании Президиума Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию 6 февраля 2020 года, посвященном повышению роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы, участниками было подчеркнуто, что культура самореализации определяется уровнем образованности, нравственности и моральных качеств людей, их миропонимания и мировоззрения. В своем обращении к собравшимся В. В. Путин акцентировал внимание, что нужны «условия для самореализации молодых людей, современные, привлекательные стандарты жизни и учебы, возможности для достижения успеха» [11].

Проблема самореализации актуализируется в периоды стремительных социальных изменений, которые ставят человека в ситуацию быстрого реагирования на происходящие трансформации, осмысления и переосмысления себя и своего места в социуме, в жизни. Поэтому парадигма образования в России должна быть надежной и качественной, а современная образовательная практика, к сожалению, носит зачастую инстинктивный и стихийный характер. Общее и профессиональное образование уже более 10 лет находится в состоянии поиска содержания образования (особенно профессиональное, так как ФГОС ВО меняются достаточно часто), технологий обучения, воспитания и социализации личности. Что касается отрасли культуры, то для нее сегодня особо актуально «определение стратегии действий по обеспечению высокого уровня культурного и духовного развития нации, долгосрочное развитие отрасли культуры и сохранение лидирующих позиций в мире...» [15, с. 287].

Проблема реализации личности является междисциплинарной: она рассматривается в рамках философии, социологии, психологии, культурологии, педагогики и других наук. Анализ научной литературы позволяет выделить уровни реализации личностью своего потенциала:

- философский (изучает суть и условия самореализации человека как представителя рода в целом);

- социологический (решаются вопросы о путях и способах самореализации личности в обществе);

- педагогический (разработка средств и методов, стимулирующих процессы самореализации: целеполагания, самопознания, проектирования);

- психологический (самореализация рассматривается как потребность, деятельность, как объективный и субъективный результат этой деятельности).

По мнению С. Л. Рубинштейна, главным условием самореализации личности является осознанная жизнедеятельность. Ученый акцентировал внимание на том, что человек, «движимый своими потребностями и интересами, объективно предметно порождает все новые и все более совершенные продукты своего труда, в которых он себя объективирует, у него формируются и развиваются все новые области, все высшие уровни сознания. Через продукты своего труда и своего творчества, которые всегда являются продуктами общественного труда и общественного творчества, поскольку сам человек является общественным существом, развивается сознательная личность, ширится и крепится ее сознательная жизнь» [9].

В ряде исследований принимается во внимание сложность, комплексность, междисциплинарный и межпарадигмальный характер изучаемого феномена. Так, М. М. Галкина, Е. Н. Денисов М. С. Иванов, Г. В. Чернова, Е. А. Эберлин и др. определяют самореализацию как практическое осуществление человеком (в частности, студентом) себя, то есть реализацию своего жизненного назначения, например, в профессии, своих сущностных сил, к которым относятся желания, стремления, ценностные ориентации, потенциальные возможности и способности, физические и психологические качества. Ученые М. Г. Квитков, В. В. Ковров, О. Г. Левина, А. А. Мишин, Г. К. Селевко, А. Г. Селевко и др. видят в самореализации последовательную смену состояний, стадий, то есть процесс раскрытия сущностных сил личности. Такие исследователи, как В. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова, О. А. Козырева, А. В. Мудрик, В. Г. Свинаренко, Л. Н. Судьина и др. понимают под самореализацией активность зрелого субъекта, являющуюся источником преобразования или поддержания им жизненно значимых связей с окружающим миром

и направленную на выявление и воплощение личностного потенциала во внешних сферах деятельности.

Исходя из различных подходов к пониманию процесса самореализации, мы можем сделать вывод о нескольких направлениях в изучении данного феномена. Одно из направлений изучения самореализации, сложившихся в науке, акцентирует внимание на особенностях ее протекания, изменения, то есть рассматривает процесс в определенной динамике. Отметим, что в рамках данного направления прослеживается тенденция ко все более обобщенному пониманию самореализации, идущему от взгляда на нее как на опредмечивание сущностных сил (конец ХХ века) к рассмотрению ее как процесса (начало XXI века) и к современным представлениям о самореализации как активности личности. Представленное понимание самореализации характерно для исследователей, работы которых принадлежат к области педагогических наук [1; 10; 14].

Существуют работы, авторы которых в большей степени принадлежат ко второму направлению изучения самореализации, ориентированному на ее понимание:

- как потребности или стремления личности осуществить свои возможности, способности, потенциал, претворяя их в продуктивной деятельности, осуществляющейся в ходе обучения и во внеучебной деятельности (Е. Ю. Застрожно-ва, В. П. Зубанов, Е. В. Иноземцева, Е. А. Карпова, Т. Н. Кошелева, Н. Б. Крылова, Е. В. Федосен-ко и др.);

- как относительно постоянных личностно-смысловых (осознанность ценностей, смысло-жизненных ориентаций), мотивационно-потреб-ностных (социоцентричность, эгоцентричность, креативность, консервативность), инструментальных (энергичность, оптимистичность - пессимистичность, интернальность - экстерналь-ность), эмоционально-волевых (педантичность, интерес - возбуждение, радость, удивление), рефлексивно-оценочных (осмысление особенностей самопроявлений) характеристик, имеющихся у человека (Т. Г. Авдеева, К. В. Архипочкина, Ю. В. Владимирова, Э. В. Галажинский, Е. В. Гущина и др.). Такой взгляд чаще используется психологами при изучении самореализации личности.

Третье направление изучения самореализации в науке содержит взгляд на нее как на комплексное понятие (Л. Г. Брылева, Л. А. Ко-ростылева, О. А. Милинис, И. С. Морозова, О. Ю. Похоруков и др.). Здесь самореализация - процесс опредмечивания сущностных сил личности, имеющий определенный результат, и характеристики личности, позволяющие ей осмыслить свои ценности, мотивы деятельности, особенности проявления себя, открывающие возможности для активных действий, в которых будет представлена (в разной степени) ориентация на других людей, творчество, стремления, желания, способности, черты характера, эмоции и т. д. человека. Причем под опредмечиванием сущностных сил личности ученые понимают воплощение стремлений, способностей, желаний, ценностных ориентаций, физических и психических качеств человека в конкретные внешние (материальные) или внутренние (изменение качеств субъекта самореализации) результаты. Благодаря такому взгляду на самореализацию в педагогическом исследовании появляется возможность изучать ее протекание под воздействием различных факторов (в частности, профессиональной подготовки) и отслеживать изменение, совершенствование характеристик человека любого возраста (например, студентов вуза).

Исходя из представленных выше выводов о сущности самореализации мы определяем данный феномен как понимание и осознание себя в определенной ситуации, когнитивную и эмоциональную деятельность человека, связанную с изменением сущности своего «Я», своего поведения, отношения, проявления себя в конкретной ситуации реальной действительности, как переход потенциальных возможностей в актуальные.

Процессы самореализации и развития взаимообусловлены, поскольку, с одной стороны, реализовать человек может только то, что у него уже развито: деятельностные умения и навыки, эмоционально-волевые состояния, различные типы и виды мыслительной деятельности, других познавательных процессов и характеристик. А, с другой стороны, то, что уже развито, требует своей реализации. Следовательно, развитие является первичным процессом, а реализация - вторичным и рассматривается как система целостных лич-

ностных преобразований, приобретенных в ходе развития и саморазвития.

Л. А. Коростылева в своей теории описывает «четыре уровня самореализации личности: а) уровень примитивно-исполнительский - для данного уровня характерна мотивация, связанная с удовлетворением физиологических потребностей и потребности в безопасности; б) индивидуально-исполнительский - можно соотнести с потребностями человека в принадлежности и любви; в) уровень реализации ролей и норм в социуме - данный уровень определяется доминированием мотивов признания и уважения; г) уровень смысложизненной и ценностной ориентации - указывает на стремление максимально реализовать собственные способности и возможности» [4].

Анализируя и обобщая различные аспекты и особенности творческого саморазвития личности, В. И. Андреев подчеркивает, что «для творческой личности не только характерна высокая результативность в одном или нескольких видах творческой деятельности, но и стремление, и способности к творческой самореализации». Ученый делает важный вывод, что «творческая самореализация - это процесс осуществления творческих замыслов для осуществления намеченных целей в решении значимых проблем (творческих задач), позволяющих личности максимально полно реализовать свой творческий потенциал» [1].

Л. С. Выготский [2] в своем исследовании творчества ребенка отмечал, что творчество -«неизбежный» удел каждого, в той или иной мере, это обязательный «спутник» развития. По мнению Н. С. Лейтеса, «творческость» представляет собой совершенно особый склад ума [5].

Определяющими и обусловливающими качествами личности, которые предопределяют ее способность к творческой самореализации, являются любопытство, любознательность, настойчивость, готовность к волевому напряжению, уверенность в собственных силах и способностях, нестандартность мышления и воображения, креативность, смелость и инициативность, самостоятельность, способность к исследовательской (учебной, научной) деятельности.

Но для самореализации личности требуется определенный «регулятор», который бы задавал для данного процесса положительное направ-

ление. Предполагаем, что им может выступать культура самореализации. Феномен культуры достаточно сложен, многоаспектен, многогранен. В рамках нашего исследования, на основе анализа научной литературы, мы рассматриваем культуру как внутреннее свойство человека, способы его преобразовательной деятельности, самосовершенствования, которые он осваивает, перенимает (принимает) в процессе жизнедеятельности, а также результаты этой деятельности, проявляющиеся в виде материальных и духовных ценностей, идеалов, смыслов, образцов.

Культура самореализации личности понимается нами как целостное личностное образование, которое позволяет человеку быть успешным в социуме, выполняя возложенные на него функции, связанные с общением, выполнением различных видов деятельности, в том числе учебной и профессиональной. Термин «целостное личностное образование» рассматривается нами как единый комплекс определенных характеристик личности: прежде всего, значимых для нее социально ценностных ориентаций, владения способами самообразования и самореализации, а также получения сведений об окружающем мире, проявления личностных качеств, эмоций, чувств, переживаний, отношений, настроения и т. д., особенностей осуществления и рефлексии собственной активности.

Из определения следует, что основными функциями культуры самореализации личности являются:

- обеспечение человеку возможностей успешного проявления себя в деятельности, где требуется взаимодействие с другими людьми;

- детерминирование благополучного функционирования в обществе благодаря обеспечению баланса между внутренним миром человека и его внешними проявлениями;

- регуляция самореализации человека.

При выделении структурных компонентов

культуры самореализации мы исходили из сформулированного определения данного феномена, что позволило нам выделить следующие компоненты: аксиологический, гносеологический, эмоциональный, деятельностный, рефлексивный. Не останавливаясь на их содержательном наполнении, отметим, что аксиологический компонент культуры самореализации личности обеспечивает

баланс между ее внутренним миром и внешними проявлениями в социуме (например, в учебной деятельности или профессиональном поведении).

Гносеологический компонент важен для человека, поскольку перед ним часто возникают такие жизненные или профессиональные задачи, решение которых требует пополнения знаний как о мире вообще, так и о себе, и о разных аспектах выполнения деятельности (в частности, учебной, профессиональной), для того чтобы осуществление самореализации протекало успешно. Ж. Нюттен указывает: «Познавательное функционирование применимо ко всем объектам и в определенной степени является частью всех форм поведения» [6, с. 186].

Эмоциональный компонент мы включаем в связи с тем, что эмоции, наполняя душевную жизнь человека, определяют поступки и действия, стимулируют или подавляют деятельность, побуждают осуществлять замыслы и желания, совершать благие поступки или безнравственные. Следовательно, с помощью развития эмоций возможно придать определенную направленность самореализации личности, культуре способов ее переживаний, открывая путь к пониманию себя и других людей.

Деятельностный компонент культуры самореализации проявляется вовне только в том случае, когда субъект действует. Г. Гегель, рассматривая деятельность как проявление «истинного бытия человека» [3, с. 172], считал, что предъявить себя миру возможно именно в ней. А С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что в деятельности, особенно самоорганизуемой, человек не только проявляет себя, но и происходит его становление: «Тем, что человек делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого» [8, с. 106], он способен раскрыть свои сущностные силы, проявляя себя как субъект жизнедеятельности, основываясь на имеющихся у него ценностях, которые должны характеризоваться не только свободой выбора собственного пути, но и ответственностью за этот выбор, за последствия самореализации в отношении других людей и окружающего мира.

Рефлексивный компонент культуры самореализации личности основывается на понимании, присвоении ценностей культуры окружения, про-

фессиональной культуры, их учете в собственной деятельности. Функция рефлексии связана и с формированием смыслов, и с постановкой цели, и с проектированием будущего. Именно поэтому данный компонент является определяющим для становления культуры самореализации.

Содержательное наполнение выделенных нами аксиологического, гносеологического, эмоционального, деятельностного, рефлексивного компонентов культуры самореализации как у разных людей, так и у одного и того же человека, но в разные периоды жизни, изменяется. Для нас важен период студенчества. Установлено, что студенческий возраст сенситивен для становления культуры самореализации, следовательно, в развитии данного процесса большую роль играет профессиональная подготовка, которая предоставляет для этого благоприятные условия через вовлечение обучающихся в новые виды деятельности, через общение с разными людьми, рефлексивную деятельность и т. д.

В современной психолого-педагогической литературе, посвященной теоретическим и практическим вопросам профессиональной подготовки, встречаются различные трактования ее сущности. Мы рассматриваем профессиональную подготовку в двух основных аспектах:

- как внешнего воздействия, способствующего обретению, интериоризации человеком компетенций, требующихся для успешной профессиональной деятельности;

- как обретаемых человеком внутренних характеристик, востребованных в определенной профессиональной среде.

Основная цель профессиональной подготовки в этом контексте - создать условия, в которых у студентов сложится положительное отношение к себе как к субъекту определенной профессиональной деятельности. Построение образовательного процесса должно быть таким, «чтобы у студентов формировались не только конкретные профессиональные знания и умения, но и развивались умения, навыки, качества личности, которые позволят им в процессе дальнейшей жизни достаточно быстро осваивать новое содержание профессиональной деятельности, новые технологии, а в случае необходимости - новые профессии» [14, с. 186]. Естественно, рассматривая процесс профессиональной подготовки студентов

института культуры, мы учитывали, что существует теоретический и практический уровень. На практическом уровне студенты вовлекаются в большинстве случаев только в выполнение элементов профессиональной деятельности, учатся в ней ориентироваться, находить возможности для самореализации. Тем не менее у преподавателей и на теоретических занятиях существует возможность развертывания перед обучающимися особенностей профессиональной деятельности с тем, чтобы они постепенно выстраивали для себя единый образ будущей профессии, включая его в свое жизненное пространство.

Традиционно составляющими профессиональной подготовки, на которых акцентируется внимание в профессиональной деятельности, являются цели, функции, структура, содержание, способы и условия осуществления, результат, коррекция. Каким образом эти составляющие влияют на изменение характеристик компонентов самореализации?

Во второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» цель профессиональной подготовки (профессионального образования) определяется как обретение «обучающимися в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности» [13, с. 8]. Значит, цель профессиональной подготовки подразумевает, прежде всего, наличие готовности к профессиональной деятельности, которая рассматривается, с одной стороны, как необходимое явление, а с другой - достаточное для успешности в профессиональной деятельности и последующего профессионального роста. То есть это наличие определенных компетентностей для решения поставленных задач, что предполагает изменения в гносеологическом и деятельностном компонентах культуры самореализации студентов, а также ценностном и эмоциональном.

Следующей составляющей профессиональной подготовки являются функции, они разнопла-новы. В. А. Сластенин выделяет четыре: аксиологическую, трансляцию и формирование культурного опыта, регулятивную, адаптирующую.

Ведущая, конечно, аксиологическая, где выражена значимость преподаваемой дисциплины для подготовки профессионала и связь ее с ценностями каждой конкретной профессии [10]. Ее реализация приводит к появлению у студентов уверенности в правильном выборе профессии, приданию ей личностных смыслов, к актуализации знаний, приобретенных при изучении учебных дисциплин, к появлению ощущения успеха от деятельности в смоделированных условиях учебно-профессиональной или реальной профессиональной деятельности. Реализация аксиологической функции в профессиональной подготовке способствует изменению характеристик аксиологического и деятельностного компонентов культуры самореализации студентов.

Трансляция культурного опыта, рассматриваемого как восприятие, интерпретация, символическое «"присвоение" и осмысление сущностных признаков культурных форм явлений субъектами культуры. сохранение и трансляция культурных особенностей от поколения к поколению» [12, с. 38], в профессиональной подготовке предполагает решение определенных задач. Преподаватели знакомят обучающихся с лучшими образцами практического применения технологий выполнения будущей профессиональной деятельности, в которой предполагают работать молодые люди, раскрывают нормы, идеалы, принципы, которым следуют в определенной профессии. Благодаря этому у обучающихся постепенно складывается культурный опыт, связанный с осваиваемой профессией, развивается интеллектуальная активность, способность оценивать и осваивать новое, а значит и самореализовываться. Осуществление данной функции в образовательном процессе вуза способствует развитию аксиологического, гносеологического, деятельностного компонентов культуры самореализации студентов.

Регулятивная функция профессиональной подготовки студентов подразумевает в ходе своей реализации выработку определенных образцов поведения, включая допустимые в профессии варианты самореализации, контроля за действиями, поступками человека как представителя профессионального сообщества. Для этого у обучающихся развиваются регулятивные универсальные действия: целеобразование, планирование, прогнозирование, антиципация (предвосхищение),

принятие решений, самоконтроль и коррекция. Все названные регулятивные процессы обеспечивают студентам возможности управлять своим поведением и деятельностью в ходе самореализации при освоении профессиональной деятельности.

Адаптирующая функция профессиональной подготовки состоит в содействии адаптации студентов вуза к условиям обучения в нем и в дальнейшем к ситуациям и условиям профессиональной деятельности. Первый аспект реализации адаптирующей функции связан с тем, что студентам, особенно в начале обучения, требуется помощь в знакомстве с особенностями системы обучения в вузе, в выстраивании отношений с преподавателями и одногруппниками, в распределении времени, целей на предстоящие годы обучения. Не менее важны и задачи актуализации имеющейся системы ценностных ориентаций, развития самоконтроля за своей жизнью, учебой. Это будет способствовать изменениям содержательных характеристик аксиологического, гносеологического, деятельностного (студент осваивает новые способы учения, обретает новые знания в ходе овладения образовательной программой) компонентов культуры самореализации. Максимально быстрая адаптация студентов - это цель и вуза, и самих студентов. При реализации адаптирующей функции профессиональной подготовки существенным аспектом является гармонизация, согласование требований вуза, социума и индивидуальных потребностей, возможностей человека. А это, в свою очередь, предполагает обдумывание, осмысление обучающимся себя как человека, готовящегося быть профессионалом в определенной сфере деятельности, то есть предполагает осуществление рефлексивной деятельности, что способно повлиять на изменение характеристик рефлексивного компонента культуры самореализации студентов. Результатом гармонизации становится соответствие самореализации студентов ожиданиям учебного заведения, профессиональной среды и своим собственным запросам, стремлениям.

Еще одна составляющая профессиональной подготовки - это структура, которую можно анализировать на уровне ее построения в государстве, в регионах страны или в конкретных образовательных организациях. На государственном и региональном уровнях структура профессиональ-

ной подготовки часто рассматривается как уровни образования и образовательные организации, предоставляющие возможности получать соответствующий уровень образования. Структура профессиональной подготовки в определенной образовательной организации раскрывается через задачи, принципы и содержание. Поскольку задачи выстраиваются на основе цели, как мы определили ранее, это готовность к профессиональной деятельности, и цель, следовательно, и задачи влияют на развитие культуры самореализации.

Ведущими принципами, которые теоретически обоснованы в психолого-педагогической литературе, являются непрерывность, субъект-ность, системность и целостность. Принцип непрерывности позволяет удовлетворять образовательные потребности личности, принцип субъ-ектности подразумевает взгляд на студента как инициатора своей деятельности, общения, поведения. Принцип системности обоснован многими учеными и включает такие свойства, как открытость, управляемость (способность развиваться в направлении заданных целей), динамичность, ин-герентность (способность существовать, сохраняясь в условиях изменения внешних воздействий), оптимальность и другие. Принцип целостности -способность студента, а затем и специалиста в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненных позициям и ценностным ориентаци-ям. Это человек одновременно автономный и открытый к людям и жизни, у которого есть устойчивое мировоззрение и система ценностей.

Не менее важным является и содержание профессиональной подготовки, которое определяется спецификой профессиональной деятельности в конкретный исторический период и ФГОС. Содержание профессиональной подготовки должно включать в себя знания о профессии, умения взаимодействовать в реальном и виртуальном пространствах, умение выразить себя в них; у студента должны, с одной стороны, сложиться представления и теоретические знания о профессиональной деятельности, с другой - знания о себе как представителе профессии, а также должны быть развиты умения самореализации на этой основе. В состав содержания профессиональной подготовки необходимо включать развитие интел-

лектуальной активности обучающихся, их творческих и адаптивных способностей, способностей осваивать новое, то есть соответствующие компетенции студентов. Не менее важным в содержании является и акцент на развитии общечеловеческих ценностей и ценностей профессиональной деятельности, а также умений самоорганизации, поскольку любая деятельность обладает характеристиками самоорганизации: субъект сначала структурирует сам себя, свою внутреннюю реальность, а затем на основе внутренних изменений структурирует предмет деятельности. Таким образом, содержание образования выступает как сложный, многоаспектный дидактический феномен, что приводит к существенному разнообразию содержания основных профессиональных образовательных программ даже внутри одной укрупненной группы специальностей и направлений. У вузов есть возможность достаточно большого количества вариантов построения содержательного наполнения ОПОП ВО, в том числе с ориентацией на содействие развитию культуры самореализации обучающихся.

Составляющей профессиональной подготовки являются способы ее осуществления - пути организации образовательного процесса, современные педагогические технологии и средства, которые, естественно, способствуют или препятствуют развитию компонентов самореализации. Президентом РФ В. В. Путиным на совместном заседании Президиума Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию 6 февраля 2020 года было предложено «предусмотреть возможность для студентов после второго курса менять образовательную траекторию, проходить

обучение по смежным направлениям, что позволит студентам получать как фундаментальную подготовку, так и целый набор необходимых современных, востребованных компетенций... Нужно разрешить вузам с учетом запросов студентов, потребностей регионов самостоятельно формировать профили обучения, в том числе в рамках так называемых коротких образовательных программ, чтобы студенты могли получать дополнительную квалификацию.» [11].

Исходя из цели профессиональной подготовки, проанализированной выше, делаем вывод о том, что в обобщенном варианте результатом современной профессиональной подготовки является сформировавшаяся компетентность выпускников в сфере решения профессионально ориентированных задач. Компетентность рассматривается нами как личностные качества студентов, сложившиеся у них в период профессиональной подготовки и характеризующие степень владения компетенциями, определенными ФГОС ВО.

Коррекция как составляющая профессиональной подготовки возможна в отношении каждой из уже рассмотренных ее составляющих. В них мы выделили возможности для изменения характеристик каждого компонента культуры самовыражения студентов. Следовательно, они могут содержаться и в коррекции.

Таким образом, нами в ходе анализа составляющих профессиональной подготовки доказано, что все они влияют на изменение характеристик компонентов культуры самореализации, и это влияние может целенаправленно сохраняться, усиливаться или уменьшаться.

Литература

1. Андреев В. И. Законы творческого саморазвития как основания концепции субъектно-ориентированно-го образования [Электронный ресурс] // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. -№ 16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakony-tvorcheskogo-samorazvitiya-kak-osnovaniya-kontseptsii-subektno-orientirovannogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.12.2021).

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М.: Перспектива, 2018. - 224 с.

3. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4. Феноменология духа. - М.: Просвещение, 1959. - 487 с.

4. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.

5. Лейтес Н. С. Изучать одаренных детей // Психологический журнал. - 1992. - № 1. - С. 151-164.

6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. -250 с.

7. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 101-108.

8. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - М.; СПб. и др.: Питер, 2003. - 358 с.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. - СПб.: Питер, 2000. - URL: http://psylib.org.ua/books/ rubin01/txt38.htm.

10. Сластенин В. А. Научная школа личностно-профессионального образования // Вестник образования. - 2011. -№ 5. - С. 3-10.

11. Совместное заседание президиума Госсовета и Совета по науке и образованию [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62744.

12. Субботина О. В. Формирование культурного опыта студентов в музейной образовательной среде. - Кострома, 2006. - 190 с.

13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174.

14. Чурекова Т. М. Организация самостоятельной работы студента как необходимое условие их профессиональной подготовки // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы XVII Международной научно-практической конференции (Москва, 25-26 июня 2014 года). - М.: Спецкнига, 2014. - С. 185-187.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шунков А. В., Григоренко Н. Н. Организационно-педагогические и дидактические условия востребованности образовательных программ центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры КемГИК // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 53. - С. 286-295.

References

1. Andreev V.I. Zakony tvorcheskogo samorazvitiya kak osnovaniya kontseptsii sub"ektno-orientirovannogo obrazovaniya [The laws of creative self-development as the basis of the concept of subject-oriented education]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University], 2013, no. 16. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/nzakony-tvorcheskogo-samorazvitiya-kak-osnovaniya-kontseptsii-subektno-orientirovannogo-obrazovaniya (accessed 05.12.2021).

2. Vygotsky L.S. Voprosy detskoy psikhologii [problems of children's psychology]. Moscow, Prospect Publ., 2018. 224 p. (In Russ.).

3. Hegel G.W.F. Sochineniya. T. 4. Fenomenologiya dukkha [Essays. Vol. 4. The phenomenology of mind]. Moscow, Education Publ., 1959. 487 p. (In Russ.).

4. Korostyleva L.A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noy sfere [Psychology of self-realization of personality: difficulties in the professional sphere]. St. Petersburg, Speech Publ., 2005. 222 p. (In Russ.).

5. Leytes N.S. Izuchat' odarennykh detey [To study gifted children]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1992, no. 1, pp. 151-164. (In Russ.).

6. Nyutten J. Motivatsiya, deystvie i perspektiva budushchego [Motivation, action and the prospect of the future]. Edited by D.A. Leontyev. Moscow, Sense Publ., 2004. 250 p. (In Russ.).

7. Rubinsteyn S.L. Printsip tvorcheskoy samodeyatel'nosti [The principle of creative amateur activity]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], 1986, no. 4, pp. 101-108. (In Russ.).

8. Rubinsteyn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. Moscow, St. Petersburg, etc., Peter Publ., 2003. 358 p. (In Russ.).

9. Rubinsteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Compilers, authors of comments and afterwords A.V. Brushlinsky, K.A. Abulkhanova-Slavskaya. St. Petersburg, Peter Publ., 2000. (In Russ.). Available at: http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt38.htm.

10. Slastenin V.A. Nauchnaya shkola lichnostno-professional'nogo obrazovaniya [Scientific school of personal and professional education]. Vestnik obrazovaniya [Bulletin of Education], 2011, no. 5, pp. 3-10. (In Russ.).

11. Sovmestnoe zasedanie prezidiuma Gossoveta i Soveta po nauke i obrazovaniyu [Joint meeting of the Presidium of the State Council and the Council for Science and Education]. (In Russ.). Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/62744.

12. Subbotina O.V. Formirovanie kul 'turnogo opyta studentov v muzeynoy obrazovatel'noy srede [Formation of students' cultural experience in the museum educational environment]. Kostroma, 2006. 190 p. (In Russ.).

13. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 30.12.2021) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) [Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 30.12.2021) "On Education in the Russian Federation" (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022)] (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

14. Churekova T.M. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studenta kak neobkhodimoe uslovie ikh professional'noy podgotovki [The organization of independent work of a student as a necessary condition for their professional training]. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: materialy XVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Moskva, 25-26 iyunya 2014 goda) [Theoretical and methodological problems of modern education: materials of the XVII International Scientific and Practical Conference (Moscow, June 25-26, 2014)]. Moscow, Special Book Publ., 2014, pp. 185-187. (In Russ.).

15. Shunkov A.V., Grigorenko N. N. Organizatsionno-pedagogicheskie i didakticheskie usloviya vostrebovannosti obrazovatel'nykh programm tsentra nepreryvnogo obrazovaniya i povysheniya kvalifikatsii tvorcheskikh i upravlencheskikh kadrov v sfere kul'tury KemGIK [Organizational, pedagogical and didactic conditions for the demand for educational programs of the Center for Continuing Education and advanced training of creative and managerial personnel in the field of culture KemGIK]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 53, pp. 286-295. (In Russ.).

УДК 37.048.45

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-229-241

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Григоренко Наталья Николаевна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: natalya_grigoren@mail.ru

Воронова Ирина Витальевна, кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры, член ВТОО «Союз художников России» (г. Кемерово, РФ). E-mail: Irinanika1005@rambler.ru

Беляева Ольга Александровна, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: olabele@yandex.ru

Агеева Татьяна Валерьевна, преподаватель, кафедра декоративно-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры, член ВТОО «Союз художников России» (г. Кемерово, РФ). E-mail: tvarik@mail.ru

Статья посвящена проблеме разработки и реализации дополнительной профессиональной программы «Современные педагогические приемы и методы развития творческого потенциала обучающихся по программам декоративно-прикладного творчества» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Значимость данной темы обусловлена необходимостью совершенствования профессиональных компетенций педагогов системы дополнительного образования в сфере декоративно-прикладного творчества в условиях интенсивного развития отрасли культуры и искусства и устойчивой динамики системы дополнительного образования. Возможность предоставления педагогам дополнительного образования в сфере прикладного творчества актуальных знаний в области методики проведения учебных занятий по декоративно-прикладному творчеству как в теоретическом, так и практическом плане связана, с точки зрения авторов статьи, с решением ряда задач. Во-первых, при выборе педагогических приемов и методов, направленных на развитие творческого потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.