Научная статья на тему 'Взаимосвязь социальных и индивидуальных представлений о профессиональной деятельности и самореализации у студентов вуза'

Взаимосвязь социальных и индивидуальных представлений о профессиональной деятельности и самореализации у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
66
7
Поделиться
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES / THE THEORY OF PROFESSIONAL FIELDS / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Спинжар Наталья Федоровна, Спинжар Нина Сергеевна

В статье рассмотрены особенности представлений студентов о профессиональной деятельности и самореализации на этапе получения высшего образования в вузе. Выделяются социальные и индивидуальные аспекты профессионального развития в их взаимосвязи и взаимозависимости. Подчёркивается влияние социальных и индивидуальных представлений студентов на эффективность профессионального развития и самореализации. Подробно излагается процессуальная сторона сформированности представлений у студентов под влиянием ряда факторов. Авторы подчёркивают влияние социальных и индивидуальных представлений о профессии на дальнейшую деятельность и самореализацию студентов в вузе. Изучение факторов, влияющих на отношение человека к профессии и самому себе, позволяет определить специфику профессионального поля, где обозначена предметная область трудовой деятельности как новая психологическая реальность, активизирующая личность на преобразование себя и окружающего мира. Кроме того, профессиональная самореализация соединяет в себе вышеназванные начала социальные и индивидуальные представления, которые можно рассматривать как условие и движущую силу совершенствования человека в процессе получения образования по профилю подготовки.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Спинжар Наталья Федоровна, Спинжар Нина Сергеевна,

THE RELATIONSHIP OF SOCIAL AND INDIVIDUAL REPRESENTATIONS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY AND SELF-REALIZATION IN STUDENTS OF HIGH SCHOOL

The article describes the features of students’ ideas about the professional activities and selfrealization on the stage of higher education at the university. The contents of the article highlighted the social and personal aspects of the professional development in their interrelation and interdependence. It emphasizes the influence of social and individual representations of students on the effectiveness of professional development and self-realization. Detailed outlines the procedural side of formation of representations of the students under the influence of a number of factors. The author emphasizes the influence of social factors and the relationship to the profession in the future on the professional activity and self-realization. The study of the factors influencing the attitude of a person to the profession and yourself to determine the specificity of professional fields, where the designated subject area of work, as a new psychological reality catalytic personality to transform ourselves and the world. Professional self-realization combines two elements social and individual representations that can be considered as a condition and driving force of human perfection in the process of education on the profile of training.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь социальных и индивидуальных представлений о профессиональной деятельности и самореализации у студентов вуза»

ЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

УДК 378:37.06

Н. Ф. Спинжар, Н. С. Спинжар

Московский государственный институт культуры

В статье рассмотрены особенности представлений студентов о профессиональной деятельности и самореализации на этапе получения высшего образования в вузе. Выделяются социальные и индивидуальные аспекты профессионального развития в их взаимосвязи и взаимозависимости. Подчёркивается влияние социальных и индивидуальных представлений студентов на эффективность профессионального развития и самореализации. Подробно излагается процессуальная сторона сформированности представлений у студентов под влиянием ряда факторов.

Авторы подчёркивают влияние социальных и индивидуальных представлений о профессии на дальнейшую деятельность и самореализацию студентов в вузе. Изучение факторов, влияющих на отношение человека к профессии и самому себе, позволяет определить специфику профессионального поля, где обозначена предметная область трудовой деятельности как новая психологическая реальность, активизирующая личность на преобразование себя и окружающего мира. Кроме того, профессиональная самореализация соединяет в себе вышеназванные начала - социальные и индивидуальные представления, которые можно рассматривать как условие и движущую силу совершенствования человека в процессе получения образования по профилю подготовки.

Ключебые слова: высшее образование, психолого-педагогическая компетентность студентов в профессиональной деятельности, профессиональная деятельность, теория профессиональных полей, профессиональная самореализация.

СПИНЖАР НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА - кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

SPINZHAR NATALIA FEDOROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of the Department of pedagogy and psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

СПИНЖАР НИНА СЕРГЕЕВНА - аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, педагог-психолог Московского военно-музыкального училища

SPINZHAR NINA SERGEEVNA - doctoral student of the Department of pedagogy and psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: spinjar@post.ru © Спинжар Н. Ф., Спинжар Н. С., 2017

N. F. Spinzhar, N. S. Spinzhar

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE RELATIONSHIP OF SOCIAL AND INDIVIDUAL REPRESENTATIONS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY AND SELF-REALIZATION IN STUDENTS OF HIGH SCHOOL

The article describes the features of students' ideas about the professional activities and self-realization on the stage of higher education at the university. The contents of the article highlighted the social and personal aspects of the professional development in their interrelation and interdependence. It emphasizes the influence of social and individual representations of students on the effectiveness of professional development and self-realization. Detailed outlines the procedural side of formation of representations of the students under the influence of a number of factors. The author emphasizes the influence of social factors and the relationship to the profession in the future on the professional activity and self-realization. The study of the factors influencing the attitude of a person to the profession and yourself to determine the specificity of professional fields, where the designated subject area of work, as a new psychological reality catalytic personality to transform ourselves and the world. Professional self-realization combines two elements — social and individual representations that can be considered as a condition and driving force of human perfection in the process of education on the profile of training.

Keywords: higher education, psychological and pedagogical competence of students in professional activities, professional activities, the theory of professional fields, professional self-realization.

Для цитирования: Спинжар Н. Ф., Спинжар Н. С. Взаимосвязь социальных и индивидуальных представлений о профессиональной деятельности и самореализации у студентов вуза // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 184-192.

Процессы обновления высшего профессионального образования в России сталкиваются с определёнными трудностями, усложняющими совершенствование педагогических подходов к подготовке специалистов разного профиля. В наметившихся поисках выхода из сложившейся ситуации определились два направления. Первое -организационно-управленческое, которое обеспечивает содержание, контроль деятельности учреждений высшего образования, и второе - психолого-педагогическое, выступающее необходимым условием повышения компетентности студентов в процессе индивидуально-профессионального развития. Последнее приобретает особое значение, поскольку социальные и индиви-

дуальные представления личности о профессии, профессиональной деятельности и самореализации напрямую влияют на результаты обучения в вузе. Очевидно на сегодняшний день то, что гуманизация высшего образования предполагает объединение систем социальных и индивидуальных представлений студентов о профессиональной деятельности и самореализации, которые отражают ценности, идеалы и приоритеты личности, но в реальности данные компоненты остаются без должной оценки своей важности и необходимости.

Прежде всего, следует отметить, что высшее образование стало практико-ориентированным, его прикладной аспект

превалирует над теоретическим, знание-вым, что минимизирует виды учебной деятельности, влияющие на формирование мировоззрения, расширение представлений о мире, о профессии, о себе. В этих обстоятельствах, под воздействием различных факторов, влияющих на развитие личности, формируется её картина жизни и профессиональной деятельности. Вопрос социальных и индивидуальных представлений студентов может рассматриваться как объективные и субъективные составляющие имеющихся у них образов в целом и о профессии и профессиональной деятельности в частности. Полученные личностью представления оказываются недостаточными, чтобы положительно влиять на принятие профессии и себя в ней, оптимизировать всестороннее развитие в настоящем и в будущем. Происходит определённое искажение процесса формирования представлений на фоне нестабильного общего социального развития профессиональной сферы и индивидуально-личностных отношений — как следствие разрозненных, неверно воспринимаемых событий, фактов, впечатлений и т.д. Кроме того, влияние на образ профессии оказывает её престиж в обществе, наделяющий её положительными, ценностными характеристиками, тем самым делающий её для личности более значимой, что в определённом смысле даёт основание для активного её освоения, стремления к совершенствованию, самореализации и создаёт благоприятную основу для успешного обучения. Но этого недостаточно. Поскольку развитие общества и человека динамично и неотделимо от тех реалий, которые существуют на данный момент времени и отражены в опыте многих поколений, в средствах производства, в продуктах челове-

ческой культуры, постольку их проекция в индивидуально-профессиональном становлении очевидна.

Вследствие этого можно утверждать, что социальные и индивидуальные представления человека о профессиональной деятельности и самореализации являются результатом фиксации им опыта социального наследия (Н. П. Дубинин).

Уточним, что данное утверждение подкрепляется и с позиций опыта, который не наследуется, то есть не фиксируется в генах, а передаётся от поколения к поколению в ходе организованного взаимодействия через различные социальные институты. Полученные личностью представления о мире, профессии, профессиональной деятельности и о себе расширяют возможности включения её в разнообразные процессы творческой, трудовой — ценностной для неё деятельности.

Е. А. Климов писал, что регулятором трудовой деятельности человека выступает «образ мира», который по-разному складывается у представителей разных профессий и по-разному влияет на их мироощущение [4]. В меняющемся мире для динамичной его части — молодёжи (студенческой), высшее образование — это то, что несёт в себе наиболее «инновационный образовательный продукт», «продвинутый вариант освоения профессии», то есть всё новое, технологичное принимается молодёжью как ценность. Благодаря этому, по мнению самих студентов, возрастает притягательность профессиональной деятельности, повышается активность и интерес к учебно-творческой деятельности, а ранее полученные представления о профессии посредством механизма подстраива-ния, своеобразной примерки либо опровергаются, либо подтверждаются.

В этом случае, можно предположить, будущий выпускник вуза для освоения опыта предшествующих поколений, отражённого в продуктах профессиональной культуры, должен проявить активную деятельность, адекватную той, которая в них воплощена. Поэтому принципиально важным является то, насколько в вузе эффективно осуществляется процесс освоения опыта профессиональной деятельности, под которым понимается фактор успешности с учётом времени и уровня профессионального развития личности; процесс поэтапного обогащения её социальных и индивидуальных представлений; насколько хорошо организовано чувственно-эмпирическое познание объективной действительности.

В чём видится решение задачи?

Прежде всего, в выравнивании и целенаправленной организации в вузе работы по освоению опыта профессиональной деятельности, которая позволит студентам адекватно воспринимать вложенный в неё смысл, изучить различные аспекты получаемых от неё результатов, осознать возможности проявления своей индивидуальности и скорректировать полученные представления для дальнейшей самореализации. Если опыт профессиональной деятельности будет неправильно принят, то это усложнит процесс формирования представлений и приведёт к обесцениванию её сути. Поэтому так важно, как студент освоил опыт, предназначенный для формирования основ профессиональной деятельности в процессе присвоения личностью знаний, умений, навыков, какое отношение у него сложилось, какие виды активности он проявляет и т.д.

Вслед за социальными аспектами совершенствования качества профессио-

нальной подготовки обратимся к психологическим, которые лежат в плоскости понимания, по мнению А. Г. Асмолова, «психозойской эры человечества», когда все новообразования человека обусловлены психогенным характером их образования и инициируются конкретными людьми. Встречая в своей жизни человека — учителя, воспитателя и т.д., мы получаем импульс развития и преобразования, на основе чего наши представления о будущем и настоящем систематизируются вокруг ценностного блока — ценность жизни, ценность добра, ценность природы, ценность истины, ценность красоты, гармонии и т.д. Представления студентов о профессиональной деятельности как ценности выступают эталоном не только её социальной значимости, позволяющей служить человеку, нуждающемуся в помощи и поддержке в трудные периоды жизни (если, например, рассматривать профессию педагога-психолога), но и индивидуальной культуры.

Социальный и индивидуальный компоненты подготовки к профессиональной деятельности и самореализации студентов проявляются в установлении требований, предъявляемых профессией к качествам специалиста, его возможностям и способностям. Так, профессия педагога-психолога требует от личности определённого уровня развития социальной зрелости, что выступает неотъемлемой частью его профессиональной деятельности и самореализации. Социальный и индивидуальный компоненты находят своё понимание и в теории профессиональных, психологических и личностных полей А. П. Беляевой. Автор идеи профессиональных полей обозначила предметную область трудовой деятельности — соотношение объекта и субъ-

екта трудовой деятельности, приводящее к новой психологической реальности - профессиональному психологическому полю. Автор определяет профессиональное психологическое поле как активность личности, направленную на преобразование окружающего мира («очеловечивание» среды) [1, с. 282]. Такой подход помогает в изучении проблем развития личности в образовании, поскольку каждое поле отражает свои аспекты профессиональной деятельности и особенности самореализации студентов в вузе. В профессиональном поле гуманитарного типа отражены аспекты в соответствии с юридическими основами профессиональной деятельности - правами и обязанностями, трудовыми целями, структурой, нарушениями. Наряду с этим социально-психологический контекст профессиональной деятельности и самореализации связан с ресурсом самой личности.

Социальные требования к личности педагога-психолога и к представителям профессии гуманитарного типа содержат такие параметры, как гуманизм (личностный подход к человеку, вовлечение в совместную деятельность), эмпатия, стремление помочь; импровизация, перевоплощение в образ другого, быстрота эмоциональных реакций, саморегуляция, адекватность принимаемых решений; коммуникативные навыки и умения, фасцина-ция1, способность предвидеть последствия коммуникативных ошибок; наличие профессиональных знаний и умений.

Профессиональное психологическое поле включает и личностное поле специалиста - индивидуальное сочетание дан-

1 Фасцинация (от лат. fascinatio 'завораживание') - эффект повышения воздействия информации на поведение.

ных параметров. В. Г. Казанская считает, что личностное поле специалиста проявляется в следующих чертах:

• интерес к профессиональной деятельности;

• достаточность профессиональных умений;

• выраженность склонностей;

• соответствие склонностей конкретной профессиональной деятельности;

• ориентация на избегание неудач;

• достаточно развитые коммуникативные умения;

• оптимально развитая рефлексия;

• критичность в оценке своих возможностей;

• расширение профессиональных интересов [3].

Психологическое и личностное поля помогают выявлять и описывать реальные условия профессионального развития по таким показателями, как знание в области своего предмета, отношение к предмету профессиональной деятельности, чувство нового, содействие в развитии интереса к предмету (в данном случае мы имеем в виду практическую работу педагога-психолога в образовательном учреждении), умение планировать свою работу, знание психолого-педагогических основ обучения, педагогический такт, умение оценивать качество знаний, умений и навыков, индивидуальный подход к учащимся.

Полное описание картины индивидуально-профессионального развития студента позволяет указать на качество профессиональной деятельности педагога-психолога в будущем. Согласно Н. В. Кузьминой, это возможно через анализ динамики изменений: от непродуктивного — минимально продуктивного — до высокопродуктивного уровня, когда педагог вла-

деет стратегией формирования системы знаний, умений и навыков учащихся в процессе осуществления профессиональной деятельности, и высшего, когда умения профессиональной деятельности способствуют преобразованию личности ученика и его потребности в саморазвитии [5, с. 13].

Социальные и индивидуальные представления личности о профессиональной деятельности и самореализации, в соответствии с теорией профессионального психологического поля, интегрируются в систему практических действий, согласно которым самореализация как воплощение в жизнь личностно ценностно-смыслового концепта на уровне потребности, желания, мечты обеспечивает первичное движение к желаемому результату, цели. При этом социальные представления как идеи, мысли, образы, ценности, знания, разделяемые людьми, формируются в социальных взаимодействиях под влиянием объективных воздействий, средств массовой информации и т.д. В ряду принимаемых личностью смыслов цели жизни могут быть основой социальных представлений личности:

• цели жизни, по А. Адлеру, заключаются не в удовольствии, как у З. Фрейда, а в совершенстве;

• цели жизни создают основу активности человека, позволяющей продвигаться в социальном и индивидуальном развитии;

• цели жизни могут быть как реальными, так и недостижимыми, и другие.

Из предполагаемых целей стремление к превосходству (по А. Адлеру) способствует более высокому развитию личности, тесно связано с успехом и социальными реалиями. Н. И. Нефедова отмечает, что лишь действуя в резонансе с обществом, человек может чувствовать себя

успешным [6, с. 144]. Очевидно, что общественные явления репрезентированы в индивидуальном сознании субъектов, то есть увиденное, услышанное, прочувствованное фокусируется в сознании человека. Поэтому рассмотрение проблем ценностных представлений студентов о профессиональной деятельности и самореализации тесно связано с концепцией социальных представлений, которая включает совокупность социально-психологических взглядов, имеющих теоретические положения, и эмпирические разработки функционирования структур обыденного сознания в современном обществе.

С. Московичи указывал, что коллективные культурные представления формируются в процессе социализации. Происходящие изменения личности в процессе социализации связаны с сочетанием механизмов приспособления и обособления, где первое в профессиональном становлении личности, согласно Ж. Пиаже, это процесс и результат активности её и социальной среды, а второе — это процесс профессиональной автономизации.

Следует сказать, что понимание сущности социализации в рамках гуманизации образования и субъект-субъектного подхода объясняет важную взаимосвязь социальных и индивидуальных представлений о профессиональной деятельности и самореализации у студентов в процессе обучения в вузе.

В ситуации, когда потребности студента не могут быть удовлетворены, происходит перенос личностных смыслов и значимых достижений в индивидуальном развитии на ресурсы профессионального становления, что делает данный процесс движущей силой дальнейшего успеха, благосостояния и связывается в единый

образ успешной жизни. Профессиональная самореализация есть внутреннее личностное условие и движущая сила совершенствования человека по выбранному направлению специального развития.

Высокие требования к профессиональному развитию студентов влияют на принятие практической деятельности будущими педагогами, педагогами-психологами и несколько отодвигают потребности в самореализации. Данная ситуация не позволительна, поскольку сформировавшийся образ профессии предаётся забвению, а ценностный смысл представлений отвергается, что делает студента менее успешным в сфере будущей профессиональной деятельности. Разрушаются его усилия, не используются имеющиеся ресурсы, не развиваются способности, талант и физическая выносливость, чтобы сохранять активность, трудовую продуктивность, эффективность на производстве. Профессиональная деятельность и самореализация — это определяющие факторы в развитии личности. Самореализация личности связана с индивидуальными и социальными представлениями. Чем больше они совпадают в ценностно-значимой системе личности, тем выше уровень индивидуально-профессиональной активности. Соответственно, гармоничное развитие данных процессов обеспечивается комплексом мер по выравниванию возникающих противоречий индивидуально-профессионального развития. Наряду с этим Н. В. Шрамко рассматривает проблему самореализации и специфику работы как правовую регламентацию «... социального поведения, принимаемых решений, высокий уровень ответственности перед обществом; властный, обязательный характер профессиональных полномочий, принятие

решений в конфликтных ситуациях; нестандартный, творческий характер труда специалиста, которому предстоит иметь дело с разнообразными жизненными явлениями, судьбами различных людей, требующими индивидуального, творческого подхода, высокого уровня межличностного общения; экстремальный характер деятельности — выполнение большого объёма сложной, многообразной работы в условиях дефицита времени и средств [10, с. 34]».

Социальные и индивидуальные представления являются в определённой степени результатом изменений в культуре, поэтому различие между культурами и обществами связано с проникновением в социальные институты, убеждения, отношения и поведение их участников для конструирования реальности [9, с. 173]. И. Б. Бовина считает, что изменение представления наступает тогда, когда оно уже не способно выполнять свои функции, когда существуют старые и новые формы знания [2, с. 17]. Ситуации изменения представлений затрагивают саму суть представлений, и это приводит к трансформациям. Динамику социальных представлений Дж. Дювин различает по трём уровням их изменения: социогенез, онтогенез, мик-рогенез. Согласно социогенезу, представления вырабатываются и трансформируются в различных социальных группах; онтогенез представляет процесс, посредством которого индивид реконструирует представления и вырабатывает социальную идентичность. Человек в социальном мире усваивает представления, существующие в нём, и тем самым изменяет свои индивидуальные взгляды на профессиональное развитие. Микрогенез способствует выработке представлений в процессе ком-

муникации, социального взаимодействия, конструирования социальной идентичности, соотносящейся с социальными представлениями [цит. по: 2, с. 17].

Социальные и индивидуальные представления существуют до тех пор, пока в них есть потребность, поэтому очевидно, что изменение представлений может быть связано с тем, что они перестают быть способом объяснения реальности, оправданием поведения в обыденной жизни.

Профессия занимает важное место в индивидуальном развитии личности. Вопросы профессиональной самореализации в условиях образовательного учреждения могут эффективно решаться, если в процессе образовательной деятельности вуза учитываются ценностные представления студенческой молодёжи, которые по-

лучены из социальных реалий её развития. Ценностные представления о профессиональной деятельности и самореализации личности, как результат полученных ею социальных и индивидуальных представлений, сказываются на поведении и отношении студентов к образовательной деятельности по выбранному профилю подготовки в вузе.

Высшее образование может разрешить современные противоречия общества и личности в профессиональной сфере интересов, если образ мира как представление реальности, необходимое человеку для полноценной сознательной жизни (В. В. Петухов, 2006.), будет им осмыслен в ходе обучения и воспринят как способ для решения возникающих проблем профессиональной деятельности и самореализации.

Примечания

1. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики / Российская академия образования ; Институт профтехобразования РАО. Санкт-Петербург, 1999. 480 с.

2. Бовина И. Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал. 2010. № 3. С. 5—20.

3. Казанская В. Г. Педагогическая психология : краткий курс. Санкт-Петербург : Питер, 2005. 366 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионала : избранные психологические труды. Москва : Ин-т практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. 400 с.

5. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / ВНИИ проф.-техн. образования. Москва : Высшая школа, 1990. 120 с.

6. Нефедова Н. И. Социальные представления об успехе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2003. № 3. С. 141—146.

7. Спинжар Н. С. Прогнозирование динамики формирования ценностных представлений студентов о профессии в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 204—208.

8. Спинжар Н. Ф. Гуманитаризация образования как фактор успешного обучения и профессионального развития будущих специалистов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 162—167.

9. Христидис Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 172—176.

10. Шрамко Н. В. Условия самореализации личности в образовательном процессе вуза // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 34—38.

References

1. Belyaeva A. P. Metodologiya i teoriya professional'noi pedagogiki [Methodology and theory of professional pedagogy]. St. Petersburg, Publishing House of Institute of vocational education RAO, 1999. 480 p.

2. Bovina I. B. Theory of social representations: History and the actual development. Sociological Journal. 2010, no. 3, pp. 5-20. (In Russian)

3. Kazanskaya V. G. Pedagogicheskaya psikhologiya: kratkii kurs [Pedagogical psychology: short course]. St. Petersburg, PITER Publishing House, 2005. 366 p.

4. Klimov E. A. Psikhologiya professionala: izbrannye psikhologicheskie trudy [Psychology of the professional: selected psychological works]. Moscow, Voronezh, Publishing house "MODEK", 1996.400 p.

5. Kuz'mina N. V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya [Theprofessionalism of the teacher's personality and the master of industrial training]. Moscow, Vysshaya Shkola Publishers, 1990. 120 p.

6. Nefedova N. I. Sotsial'nyye predstavleniya ob uspekhe [Social notions of success]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 7. Filosofiya. Sociologiya i socialnye tehnologii [Science Journal of Volgograd State University. Philosophy. Sociology and Social Technologies]. 2003, no. 3, pp. 141-146.

7. Spinzhar N. S. Forecasting of dynamics of formation of the values of the profession in the University. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 3 (59), pp. 204-208. (In Russian)

8. Spinzhar N. F. Humanization of education as a factor of successful professional development and training of future specialists in the University. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 3 (59), pp. 162-167. (In Russian)

9. Khristidis T. V. Psycho-pedagogical support of students at the University. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 1 (63), pp. 172-176. (In Russian)

10. Shramko N. V. Conditions of self-realization of a person in educational environment of a higher school. Pedagogical Education in Russia. 2011, no. 4, pp. 34-38.