Научная статья на тему 'САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ'

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
самореализация / геронтопсихология / геронтообразование / социальное отчуждение / пожилые люди.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдукаримова Гулчехра Баратовна

в статье рассмотрены возможности самореализации пожилых людей. Приведен опыт зарубежных стран в организации мероприятий, направленных на организацию «позитивного старения» и возвращения пенсионеров к полноценной, активной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ»

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ Абдукаримова Г.Б.

Абдукаримова Гулчехра Баратовна - старший преподаватель,

кафедра социальных наук, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены возможности самореализации пожилых людей. Приведен опыт зарубежных стран в организации мероприятий, направленных на организацию «позитивного старения» и возвращения пенсионеров к полноценной, активной жизни.

Ключевые слова: самореализация, геронтопсихология, геронтообразование, социальное отчуждение, пожилые люди.

В настоящее время, на фоне развития мировой экономики, роста уровня здравоохранения, увеличивается и продолжительность жизни населения, соответственно, стремительно растет потенциально активное время у пожилых представителей населения. В связи с этим особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы обеспечения широких возможностей для личностного развития, успешной самореализации, организации благополучной жизни пожилых людей [1]. В современном мире после выхода на пенсию люди живут еще десятки лет, этот период жизни часто сопряжен со снижением мотивации, потерей жизненных интересов. Вместе с работой пожилые люди теряют повод для активной деятельности, ощущение собственной значимости, падает их самооценка. Но старость не причина для тотального угасания, поэтому перед обществом стоит задача предотвратить социальную эксклюзию пенсионеров.

Для успешного процесса самореализации пожилому человеку необходимо помочь выйти из возрастного кризиса обусловленного физиологическими, социальными и экономическими изменениями в его жизни. Актуальной задачей является разработка и внедрение мероприятий, направленных на организацию «позитивного старения» и возвращения пенсионеров к полноценной, активной жизни [2].

Старость часто ассоциируется с потерей жизненных сил, энергий, депрессивным настроением, однако геронтопсихология называет жизненный период старости временем передачи опыта новому поколению. Пожилой возраст занимает особый этап в жизни каждого человека - он становится хранителем культурно-духовных ценностей. Накопленные знания прожитых лет, дают возможность глубоко анализировать смысловое предназначение жизни, обеспечивать глубокую связь поколений путем передаваемого жизненного опыта более молодому поколению. Исследования зарубежных авторов подтверждают значительную роль геронтообразования не только в вопросах компенсации возрастных изменений, но и в формировании нового статуса пожилого человека - продуктивного, компетентного, деятельного [3], самореализованного.

Самореализация пожилых людей основывается на непрерывном образовательном процессе, который не ставит перед собой цель получение профессиональных навыков и трудоустройства. Основной задачей обучения является персональное развитие пожилого человека, сохранение его социальных коммуникаций, получения новых знаний, социально-психологического развития для поддержания активной жизненной позиции и уверенности в собственной значимости. Учащиеся пенсионного возраста более самостоятельны, мотивированы к жизни, гораздо реже испытывают стрессовые нагрузки, связанные с возрастными изменениями [4]. В социально развитом обществе одно из основных прав человека - право на получение образование не должно иметь ограничивающих, в том числе возрастных факторов.

Задача получения образования пожилыми людьми, как одна из мер противостояния дискриминации по возрасту, в развитых странах получила актуальность еще в 70-х годах прошлого века. Образовательная система для пожилых людей развитых стран получила широкое развитие и со временем приобрела методическое многообразие. Сегодня образование пожилых людей регламентировано законодательством многих развитых стран.

Например, в США, после принятия в 1967 году закона о запрете дискриминации по возрастному признаку, успешно реализована образовательная система подготовки людей к пенсионному периоду, плодотворно функционирует система повышения квалификации сотрудников, достигших пенсионного возраста. Концепция непрерывности образования, принятая в США и странах Западной Европы, создала возможность для взрослого и пожилого населения активного включения в образовательный процесс. В США, Великобритании, Франции, Германии, Польше, Голландии и Японии достигнут высокий уровень геронтообразования [5]. В этих странах успешно функционируют специальные курсы, народные университеты и факультеты, учебные центры для людей пенсионного возраста.

Учебный материал, предназначенный для людей возрасте, разрабатывается с учетом разносторонних интересов на основании результатов психолого-социологических исследований этой группы слушателей. Выбор дисциплин, доступных для обучения пожилым людям, также широк, как и для молодого поколения. Студентов пенсионного возраста отличает от младшего поколения возможность использования в процессе обучения собственного жизненного опыта и часто более высокая мотивация. В учебном процессе применяют разнообразные методы и формы: лекции, вебинары, семинары, дистанционное обучение, форумы, создаются клубы по интересам, проводятся экскурсии.

Таким образом, геронтообразование становится ресурсом для самореализации пожилых людей, стимулирует продолжение активной социальной жизни, продуктивной компетентной деятельности в интересах личности, общества и государства.

Список литературы

1. Абдукаримова Г.Б. Социально-философские аспекты современной геронтологии // Проблемы науки, 2020. № 10 (58). С. 28-29.

2. Байлук В.В. Сущность самореализации личности и ее структура // Педагогическое образование в России, 2011. № 4. С. 12-17.

3. Динер А.А., Стурова И. С. Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей // Экономика Профессия Бизнес, 2016. № Спецвыпуск 1. С. 79-89.

4. МаслоуА. Мотивация и личность // СПб.: Питер, 2008. Т. 352.

5. Сошнева Н.Н., Мантурова С. Ч. "Университет третьего возраста" как инновационная технология социальной защиты пожилых людей (на примере Кабанского района) //Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, 2013. С. 316-319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.