Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование как условие продолжения занятости лиц пенсионного возраста'

Дополнительное профессиональное образование как условие продолжения занятости лиц пенсионного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1279
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ГЕРОНТОКУЛЬТУРА / ГЕРОНТО-ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ЛИЧНОСТНОЕ САМО-ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование как условие продолжения занятости лиц пенсионного возраста»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

| 79

Дополнительное профессиональное образование как условие продолжения занятости лиц пенсионного возраста

- р

> 1

КЯЗИМОВ Карл Гасанович,

доктор педагогических наук, профессор Академии труда и социальных отношений, лауреат премии Президента РФ в области образования, Москва

Аннотация

В статье анализируются проблемы дополнительного профессионального обучения и трудоустройства лиц пенсионного возраста в связи с предстоящей реформой пенсионной системы в РФ. Раскрывается содержание социальной политики ге-ронтообразования, обосновывается необходимость формирования геронтокуль-туры общества. Приводится перечень мероприятий, направленных на совершенствование профессионального обучения и трудоустройства лиц пенсионного возраста

Ключевые слова:

пенсионный возраст, геронтокультура, геронто-образование, люди пожилого возраста, личностное самоопределение, дополнительное образование

Социокультурные изменения в обществе ведут к демографическим сдвигам, увеличивается численность людей пенсионного возраста. Пенсионный возраст — это возраст гражданина, по достижению которого он имеет право получать материальную помощь в виде пенсии. С выходом на пенсию происходит трансформация человека: из плательщика пенсионных взносов он превращается в их получателя.

До последнего времени пенсионный возраст в РФ для женщин составлял 55 лет, для мужчин — 60 лет. В проекте закона о пенсионной реформе предлагается увеличить пенсионный возраст: для женщин — до 60 лет, для мужчин — до 65 лет. Предстоящая реформа пенсионной системы актуализировала проблемы трудоустройства и занятости людей пенсионного возраста.

По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, 23% населения Российской Федерации составляют пенсионеры. Как и во многих развитых странах, перед РФ встала необходимость повышения пенсионного возраста. Точки зрения на эту проблему различны. Так, отечественные сторонники реформы пенсионной системы ссылаются на повышенный по сравнению с Россией возраст выхода на пенсию в европейских странах. Их оппоненты отмечают, что уровень пенсий в европейских странах составляет 50-70% от уровня средней заработной платы, в РФ же этот уровень составляет около 40% [7]. Кроме того, в отличие от большинства других развитых стран увеличение доли пожилых людей в России не сопровождается улучшением основных показателей их здоровья и ростом продолжительности жизни. Время «дожития» в РФ составляет не 20-30 лет, как в развитых западных странах, средняя продолжительность жизни после пенсии в РФ меньше, особенно у мужчин [3].

Предстоящая реформа пенсионной системы также ставит задачи трудоустройства пожилых людей. Многие экономисты считают, что увеличение пенсионного возраста приведет к серьезным проблемам с трудоустройством, причем не только людей пенсионного и предпенсионного возраста, но и молодых. Глава ФНПР М. В. Шмаков считает, что в будущем России грозит рост безработицы, а повышение пенсионного возраста лишит рабочих мест, прежде всего, молодых людей, и тогда наи-

Кязимов К. Г. Дополнительное профессиональное образование как условие продолжения занятости лиц пенсионного возраста // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 3. — С. 79-86.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

более квалифицированные молодые специалисты в поисках достойной работы и зарплаты будут уезжать из страны [9].

По результатам масштабного исследования, представленным проректором Академии труда и социальных отношений А. Л. Сафоновым, выяснилось, что большинство пожилых людей в РФ, несмотря на проблемы со здоровьем, вынуждены продолжать работать из-за низкого размера пенсии (об этом сообщили 72% процента опрошенных). В стране, по данным за 2016 год, до 50 лет доживают 83,8% мужчин, до 55 лет — 77%, до 60 лет — 69,4%. Таким образом, уже сейчас каждый третий мужчина (30,6%) не доживает до пенсионного возраста. В регионах данный показатель колебался от 13,9% в Ингушетии до 45,2% в Тыве. В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах отмечается самая низкая для мужчин вероятность дожить до пенсионного возраста: 63,7% и 64,9% соответственно. Среди благополучных регионов — Москва (80%), Северо-Кавказский федеральный округ (79,1%), Центральный федеральный округ (72%), Южный федеральный округ (70,6%), обеспечившие существенный вклад в повышение общероссийского показателя. До возраста 65 лет в целом по стране доживали 59,3% мужчин, до 70 лет — 47,9% [8].

Здоровые и счастливые пожилые люди — значимое социально-экономическое достижение для любой страны. Сегодня в России необходимо развивать геронтообразование и формировать геронтокультуру в обществе.

Геронтообразование призвано помочь пожилым людям сформировать новый облик старости — деятельной, наполненной жизненной энергией и смыслом жизни. Основной целью геронтообразования является подготовка людей к пожилому возрасту, выявление ресурсов для развития и вхождения в общественную жизнь для продуктивной деятельности в интересах личности и государства. Геронтообразование должно формировать гражданские качества и культуру людей на основе новых знаний, навыков, умений и компетенций с использованием их опыта и мудрости, а также современных информационно-технических средств. Данный вид образования должен осуществляться как государственными органами, так и негосударственными учреждениями, общественными и иными организациями.

Геронтокультура — это философия жизни и медленного старения, помогающая людям сохранить жизненный тонус и оптимизм, уверенность в личной и общественной полезности своих действий.

В настоящее время большинство людей пенсионного возраста стремятся сохранить привычный уклад и темп жизни. Однако зачастую это невозможно из-за трудностей с трудоустройством. Более того, квалификация людей пенсионного возраста иногда не соответствует требованиям рынка труда, что может перевести их в разряд безработных граждан. Предпосылкой обеспечения плодотворной занятости пожилых людей является дополнительное профессиональное образование на протяжении всей жизни. В материалах Международной конференции по проблемам старения населения отмечается, что невозможность получить востребованное профессиональное обучение в пожилом возрасте порой

становится причиной отчуждения, разобщенности поколений, маргинализации личности.

Как уже упоминалось, целью геронтообразования является обучение пожилых людей адаптации к новым социально-экономическим условиям, умению защищать свои права, уважительному отношению к различным ценностям многокультурного российского общества. Следует вырабатывать у пожилых людей способность к непрерывному обучению и восприятию нового, чтобы они могли успешно решать свои проблемы, не полагаясь только на общественные и государственные органы. Практика показывает, что наиболее трудным моментом на жизненном пути пожилого человека является выход на пенсию. Новая ситуация требует от человека поиска путей самореализации. Однако у людей пенсионного возраста этот процесс может сопровождаться переживаниями, трудностями в поисках желаемого занятия. Сохранение активной жизненной позиции пожилых людей возможно за счет их дополнительного профессионального обучения и трудоустройства. Обучение кадров — важнейший фактор экономического роста страны, от внутриорганизационного обучения выигрывает и общество, и государство в целом, получая более квалифицированных работников и более высокую производительность общественного труда [5, с. 10].

Теоретические обоснования сущности и роли дополнительного профессионального образования пожилых людей были сделаны в середине 70-х годов XX века. Первый университет для пожилых людей был создан в 1973 году в Тулузе. В России первая бесплатная школа для взрослого населения была организована в 1855 году выдающимся отечественным ученым Н. И. Пироговым.

В настоящее время образовательные программы для людей пенсионного возраста получают широкое распространение во всем мире. Такой вид социального обучения относится к неформальному образованию в целях развития активной позиции пожилых людей.

Постоянное совершенствование своих знаний, умений и компетенций позволяет пожилым людям успешно развиваться и реализовывать свои способности, быть менее подверженными стрессовым состояниям. Так, в университетах Польши для людей пожилого возраста разработаны и реализуются программы для следующих целей обучения: предупреждение старости при помощи пропаганды и оказание помощи для повышения физической и психологической активности пожилых людей; подготовка к пенсии (проведение учебных семинаров по педагогике, психологии и философии, установлению творческого взаимодействия в коллективе и с другими людьми); подготовка пожилых людей к общественной деятельности.

В США, Японии, Франции для пожилых людей работают учебные центры, народные университеты и факультеты. Учебные программы направлены на изучение медицины, права, педагогики, психологии, экономики, иностранных языков, садоводства, краеведения и др. В Финляндии университеты предлагают дополнительное профессиональное образование не только всем возрастным группам, но и специальное образование для пожилых людей. В Дании и Швеции существуют специальные

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

университеты для пенсионеров, чье финансирование осуществляется частными лицами, общественными организациями, государственными и муниципальными фондами. В Голландии многие учебные организации сотрудничают с предприятиями и сферой услуг по реализации проекта «Пенсия в перспективе».

Практика зарубежных стран показывает, что профессиональное обучение людей пожилого возраста повышает уровень их социального благополучия, играет важную роль в профилактике негативных последствий кризисного периода, повышая адаптивные возможности людей к внутренним и внешним изменениям.

В России 18% людей старше 60 лет работают, но желающих иметь работу среди данной возрастной категории гораздо больше. В этих условиях профессиональное обучение становится необходимостью в защите пожилых людей, формировании у них ответственности за свою судьбу. Пожилым людям необходимы знания, умения, навыки и компетенции по сохранению здоровья, достижению долголетия, занятия любимым делом, физической культурой, общественной работой. Исследования, проведенные в 2013 году Федеральной службой государственной статистики по проблемам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, показали, что наименее активными пользователями интернета и других современных технологий, в том числе дистанционного получения муниципальных и государственных услуг, являются люди пенсионного возраста. Для решения этой проблемы во многих регионах страны проводятся соответствующие мероприятия по программам геронтообразования.

Во исполнение распоряжения правительства РФ «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)»» в регионах страны внедряются средства информационных технологий. В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в России» с 2015 года многие государственные услуги осуществляются в электронной форме. Однако не все пожилые люди могут быстро реагировать на инновационные изменения и испытывают трудности в пользовании автоматизированными средствами.

Для успешного решения перечисленных проблем геронтообразование должно функционировать как часть непрерывного образования и включать в себя следующие уровни.

1. Подготовка людей старших возрастных групп к началу старости, что может осуществляться на разных уровнях общего и профессионального образования.

2. Подготовка людей предпенсионного возраста к выходу на пенсию путем доступности повышения квалификации, получения новой профессии (специальности) в системе формального образования.

3. Профессиональное обучение людей пенсионного возраста и продолжающих трудиться на предприятии по месту прежней работы или в службах занятости населения.

4. Различные специфические формы и методы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья по возрасту или в связи с различными заболеваниями.

Особенностью профессионального обучения пожилых людей является не столько механическая смена профессий и специальностей, сколько повышение квалификации, когда накопленный потенциал не утрачивается, а обогащается новыми знаниями, умениями и компетенциями для успешной деятельности на прежней работе или в других сферах приложения труда [6].

Изложенная модель геронтообразования должна стать неотъемлемой частью всех уровней и видов профессионального образования и обучения и быть интегрирована в формальную и неформальную образовательную систему. Образовательные учреждения геронтообра-зования могут быть следующих видов: центры геронтообразования, центры занятости, курсы внутрифирменного обучения, институты повышения квалификации для пожилых людей и др. Образовательные программы могут реализовываться в организациях, учреждениях профессионального образования, ветеранских организациях, культурно-просветительных учреждениях и организациях, благотворительных фондах. В этих целях правительством РФ было принято постановление «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 22 января 2015 года № 33, согласно которому введено новое направление социальных программ, софинансируемых Пенсионным фондом России. Постановлением предусмотрено профессиональное обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности в целях обеспечения доступности для них электронных услуг и государственных информационных ресурсов. Широкое распространение должны получить конкурсы образовательных проектов среди организаций, осуществляющих профессиональное обучение граждан пенсионного возраста в регионах РФ и за рубежом.

Россия, следуя общемировым тенденциям, объявила образование взрослого населения приоритетом государственной политики в сфере образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] среди других видов образования выделил дополнительное образование взрослых, которое призвано удовлетворять индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании человека любого возраста.

В 2016 году Правительством РФ было принято распоряжение «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года» [2], в котором определены цели, принципы, задачи и приоритетные направления социальной политики государства в отношении граждан старшего поколения. Ключевой целью разработанного документа является устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей пенсионного возраста, стимулирование их активного и профессионального долголетия. Все это позволяет сформулировать проблему социально-личностного самоопределения пенсионеров в новых жизненных условиях как актуальную задачу. Можно предположить, что дополнительное образование людей пенсионного возраста будет способствовать их успешному социально-личностному самоопределению и улучшению профессионально-квалификационного состава предприятий.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Работники предприятий должны ориентироваться в непрерывно изменяющейся производственной обстановке, уметь анализировать ее, оперативно решать возникающие технические задачи, обеспечивать безопасный и высокопроизводительный труд [4, с. 3]. В федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» необходимо внести дополнение, касающееся профессионального обучения граждан пенсионного возраста по направлению органов службы занятости. Также нужны изменения в законодательстве, направленные на содействие занятости лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Например, дать регионам право устанавливать квоту для приема на работу людей старше 55 лет [8]. Для работодателей нужно установить пониженный тариф пенсионного страхования за своих работников старшего возраста.

Кроме того, граждане предпенсионного возраста, обратившиеся за государственной услугой по содействию в поиске подходящей работы, могут быть признаны безработными и получить следующие государственные услуги:

- по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;

- по психологической поддержке безработных граждан;

- по профессиональной ориентации в целях определения пригодности для определенной профессии, выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации;

- по трудоустройству на проведение оплачиваемых общественных работ;

- по организации временного трудоустройства на подходящее рабочее место;

- по содействию самостоятельной занятости граждан предпенсионного возраста.

В службах занятости регионов имеется опыт профессионального обучения и трудоустройства людей пенсионного возраста. Например, с 2014 года в Республике Марий Эл организовано профессиональное обучение незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. Профессиональное обучение пенсионеров призвано повысить качество жизни пожилых людей и создать условия для возобновления ими трудовой деятельности. Активную работу с гражданами данной категории проводят центры занятости населения городов Йошкар-Олы, Волжска, Козьмодемьянска, Зве-ниговского и Медведевского районов. Из числа граждан, завершивших обучение, многие возобновили трудовую деятельность по полученным профессиям: охранник, судовой повар, бухгалтер, оператор ЭВМ.

Итак, для совершенствования профессионального обучения и трудоустройства лиц пенсионного возраста в Российской Федерации необходимо осуществить следующее.

1. Геронтообразование должно функционировать как часть непрерывного образования, в виде многоуровневой системы, включающей в себя все уровни профессионального образования.

2. Для нормативно-правового регулирования трудовой деятельности пожилых людей следует принять Федеральный закон «О дополнительном профессиональном образовании взрослых», предусмотрев в нем специальные разделы по институционализации геронтообразования. Действие такого закона должно быть подкреплено нормативно-правовыми документами, обеспечивающими успешное функционирование системы геронтообразования в регионах страны.

3. В Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» необходимо внести дополнение, касающееся профессионального обучения граждан пенсионного возраста по направлению органов службы занятости. Службы занятости должны определять, в чем нуждается пенсионер: в повышении квалификации или освоении новой профессии, какой деятельностью он сможет заниматься в старшем возрасте.

4. Для работодателей необходимо установить пониженный тариф пенсионного страхования за своих работников старшего возраста. Регионам нужно предоставить право устанавливать квоту для приема на работу людей старше 55 лет.

5. При трудоустройстве пенсионеров работодателям нужно дать право заключать с ними трудовые договоры на трехмесячный срок.

6. Работодателям необходимо развивать систему внутрифирменного обучения персонала, а также профессионального обучения лиц пенсионного возраста (на профессиональное обучение лиц пенсионного возраста правительство РФ планирует ежегодно выделять 5 млрд рублей).

7. Финансирование учреждений геронтообразования должно осуществляться государством на паритетных началах, в кооперации с Пенсионным фондом и иными социальными фондами, общественными организациями.

8. В регионах РФ следует развивать профориентацию и психологическую поддержку населения как эффективные средства профессионального самоопределения молодежи и людей пенсионного возраста, усиления их учебной и трудовой мотивации. Граждане предпенсионного возраста, обратившиеся за государственной услугой содействия в поиске подходящей работы, в установленном законодательством о занятости порядке могут быть признаны безработными и получить услуги по профориентации, психологической поддержке, профессиональному обучению и трудоустройству.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Федеральный закон № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г. (с изменениями на 6 дек. 2011 г.) [Электронный ресурс] // Техэксперт. Профессиональные справочные системы. URL: http://docs. cntd.ru/document/901837738.

2. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 5 февр. 2016 г. № 164-р [Электронный ресурс] // Минтруд России. Официальный сайт. URL: https://rosmintrud.ru/docs/government/173.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

3. Возраст выхода на пенсию мужчин и женщин [Электронный ресурс] // Твоя пенсия. URL: http://tvoyapensiya.ru/pensionnyy_vozrast.html.

4. Кязимов К. Г. Справочник работника газового хозяйства. — М.: Высшая школа. — 2006. — 278 с.

5. Кязимов К. Г. Формирование профессиональных компетенций // Профессиональное образование. Столица. — 2008. — № 5. — С. 10-11.

6. Кязимов К. Г. Рынок труда и занятость населения. — М.: Перспектива, 2011. — 363 с.

7. Пенсии в России [Электронный ресурс] // Руксперт. URL: https:// goo.gl/EUYLyN.

8. Сафонов А. Л. Пенсия с видом на работу // Российская газета. — 2018, 25 марта. — №7525 (62).

9. Шмаков М. В. Что происходит с пенсией и НДС (стенограмма Интервью председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова журналисту Андрею Караулову) [Электронный ресурс] // Солидарность: центральная профсоюзная газета. — 2018. — 8 авг. URL: https://www.solidarnost.org/articles/Chto_proishodit_s_pensiey_i_NDS. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.