Научная статья на тему 'Геронтопсихологические проблемы в свете экономической психологии'

Геронтопсихологические проблемы в свете экономической психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1476
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОНТОЛОГИЯ / ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЯ / ГЕРОНТОСОЦИОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПОЖИЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / GERONTOLOGY / GERONTOPSYCHOLOGY / GERONTOSOCIOLOGY / ECONOMIC PSYCHOLOGY / ELDERLY POPULATION / PROBLEM OF EMPLOYMENT OF OLDER PERSONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николюкина Наталья Борисовна

В статье рассматриваются проблемы современной геронтопсихологии, ее теоретические и прикладные аспекты. На основе разработанного курса «геронтопсихология» для студентов Института психологии ТГУ им. Г.Р. Державина проанализированы современные изменения семейно-родственных отношений пожилых людей, а также их социально-экономические проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gerontopsychological problems in the view of economical psychology

In the article the problems of modern gerontopsychological, its theoretical and applied aspects are considered. On the basis of the developed course "gerontopsychology" for students of Institute of psychology of Tambov State University named after G.R. Derzhavin the modern changes of family-related relations of older persons, and also their social and economic problems are analyzed.

Текст научной работы на тему «Геронтопсихологические проблемы в свете экономической психологии»

4. Personality and quality of life / Watten R.G. [and other] // Social indicators research. Dordrecht etc. 1995. V 35. № 3. P. 295.

5. Джидарьян И.А. Удовлетворенность жизнью и выбор стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях // Психологическое обозрение. 1997. № 2 (5). С. 37-41.

6. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. М., 2006.

7. Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 2003. С. 5.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / под ред. Е.В. Шороховой. М., 1976. С. 240.

Поступила в редакцию 14.04.2009 г.

Polushkina I.V. Social-psychological determinants of the unemployed people’s perception of the quality of life. In the article the urgency of a problem of study of quality of life for a psychological science is being proved, the researches of psychological determinants of a subjective evaluation of quality of life are analyzed. Influence of a situation of loss of work to an evaluation of quality of life is being considered. The outcomes of an empirical research of a structure social-psychological of parameters influencing to perception of quality of life of the unemployed are represented.

Key word: quality of life; subjective quality of life; unemployed; psychological determinants of quality of life.

УДК 152.26

ГЕРОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СВЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

© Н.Б. Николюкина

В статье рассматриваются проблемы современной геронтопсихологии, ее теоретические и прикладные аспекты. На основе разработанного курса «геронтопсихология» для студентов Института психологии ТГУ им. Г.Р. Державина проанализированы современные изменения семейно-родственных отношений пожилых людей, а также их социально-экономические проблемы.

Ключевые слова: геронтология; геронтопсихология; геронтосоциология; экономическая психология; пожилое население; проблема занятости пожилых людей.

Предметом особо пристального внимания в XXI в. станут геронтопсихологические проблемы как в теоретическом плане, так и в практическом отношении. Это обусловлено старением населения в России, необходимостью улучшения качества жизни пожилых людей, что соответственно требует повышения геронтопсихологической подготовки специалистов социальной сферы, психологов-геронтологов, специалистов-управленцев. Геронтопсихология ведется в Институте психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина как учебная дисциплина с 2002 г. В рамках данного курса у студентов формируются следующие компетенции: готовность к эффективной коммуникации в работе с пожилыми и старыми людьми; способности анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности социально-психологической

адаптации пожилых людей; вести консультационную и профилактическую работу с пожилыми людьми; умение выделить зону ближайшего развития клиента, предвидеть возможные и типичные затруднения; готовность осуществлять гуманистический подход к пожилому поколению. Автором статьи разработана магистерская программа «Геронтопсихология». Знания по геронтопсихологии сегодня актуальны и потребность в них будет постоянно возрастать в текущем столетии.

Проблемы, никогда прежде не возникавшие, теперь стоят перед обществом, которое должно не только изучить, как жить со значительным числом людей, вышедших на пенсию, но исследовать, как включить эту часть населения в активную полноценную жизнь.

Изменились характер и структура семейно-родственных отношений, снизился уро-

вень поддержки пожилых людей со стороны молодого поколения. В современной семье остается значительно меньше места для пожилых, нежели в прежних формах родственной организации. Процесс старения населения в России происходит на фоне формирования в общественном сознании новых ценностных ориентаций. Изменение мировоззрения нарушает идентичность пожилого человека, усиливает напряженность, снижает уровень социально-психологической адаптации.

Главным остается создание благополучия для стареющего населения, тем более что социально-экономическая ситуация способствует развитию у пожилых людей неуверенности в завтрашнем дне. Проблемы психологического и социального самочувствия приобретают не столько личностный или семейный, сколько значимо социальный характер, прямо или опосредованно затрагивая интересы всех членов общества, в т. ч. влияя на реализацию их экономических и социальных интересов.

Старость в современном обществе, как точно отмечает В. Анурин, - неизбежное понижение социального статуса в филогенетическом (в сравнении с прежними обществами) и в онтогенетическом (сравнительно с прежними возрастными периодами жизни индивида) ракурсах [1]. Это связано с невозможностью продолжения экономической активности с прежней интенсивностью, что влечет за собой падения таких параметров экономического статуса, как активное распоряжение собственностью (у тех, кто ее имел) и место в системе организации труда (у наемных работников). Постепенный или резкий, в связи с выходом на пенсию, уход с рынка труда означает одновременно снижение всех параметров в системе профессиональной стратификации. Эта потеря статуса становится особенно болезненной вследствие того, что она обычно совпадает со снижением доходов и уровня здоровья.

И.Н. Бондаренко подчеркивает несоответствие социального статуса пожилых людей в России общемировым нормам и стандартам [2]. Ограничен набор социальных ролей и форм активности, доступных пожилым людям. Сужены рамки их образа жизни, выбор социально санкционированных возможностей в сферах жизнеобеспечения, социализации, социальной коммуникации, пожилые

люди лишены эффективных стимулов к улучшению своего положения собственными силами.

Пытаясь осмыслить место пожилых людей, их взаимоотношения с другими возрастными группами в социуме, ученые разрабатывают геронтосоциологические теоретические модели. Практически любой справочник, учебник последнего поколения по геронтологии, социальной работе предлагают нам концепции разобществления, разъединения, теории активности, субкультуры, социального обмена, возрастной стратификации, теории модернизации.

Несомненный интерес среди социоге-ронтологических теорий представляет теория модернизации [3]. В XX в. модернизация принесла с собой ряд изменений в различные сферы общественной жизни: улучшение

здравоохранения привело к увеличению длительности жизни; в связи с урбанизацией молодежь перебралась из деревень в города, что привело к разрушению многопоколенной семьи; с появлением автоматизированного производства исчезла необходимость в использовании старых опытных умельцев, которые остались без работы; развитие массового образования и выход массовыми тиражами книг сузил сферу передачи опыта от старых к молодым. Таким образом, подводя итог этим изменениям, можно прийти к заключению: модернизация, с одной стороны, увеличила продолжительность жизни людей, с другой - привела к освобождению пожилых людей от прежних своих ролей. Последнее не только позитивно сказывается на жизни пожилых людей.

Так современные российские реалии, считает М. В. Вдовина, способствуют отказу детей от родителей, т. е. форме отчуждения между самыми близкими людьми [4]. Критериями отказа детей от родителей считают:

1) расхождение в ценностных ориентациях вплоть до противостояния детей родителям;

2) недовольство, доходящее до открытого протеста детей против родителей;

3) уменьшение частоты взаимодействий вплоть до прекращения контактов;

4) скрытое отчуждение, равнодушие к родителям, корыстное отношение к ним;

5) отсутствие заботы и необходимой помощи со стороны детей;

6) нежелание принять родителей в семью.

Всевозрастающий эгоцентризм детей наносит ущерб традиционным коллективистским семейным ориентациям. Глубоко укоренившаяся социальная напряженность блокирует реализацию семейных ценностей и в целом способствует процессу деформации нравственных основ общества, семьи и личности.

Некоторые современные геронтологи склонны рассматривать жизненный путь человека как трехфазовую схему: подготовительный период (социализация), активный период (до пенсии), фаза покоя - пенсионный период. Стереотипы, складывающиеся в российском обществе в отношении пожилых людей, формируют негативные установки по отношению к старшим людям у более молодых возрастных групп. Как справедливо замечает Л.А. Солдатова, без «социального диполя» (взаимосвязанные и противоположно направленные в своей деятельности категории старшего поколения и поколения молодежи), поступательное развитие общества не может осуществляться. Старшее поколение, как более консервативное, является гарантом стабильности и толерантности общества, а молодое поколение определяет направление развития и инновационного преобразования общества.

Т.В. Смирнова занимается исследованием занятости лиц пожилого возраста в современном российском обществе в городе Саратове. Ее выводы: с каждым годом относительная доля пожилых людей с высшим образованием неуклонно увеличивается [5]. Пожилым безработным с высшим образованием сложно перестроиться, согласившись на переобучение по рабочим специальностям. В случае же сохранения высокого уровня притязаний, обусловленного солидным образовательным и квалификационным багажом, профессиональная мобильность пожилого человека оказывается блокированной.

В России пожилые люди старше 60 лет -самая быстрорастущая группа населения, она составляет 18,4 % от общей численности россиян. Достигнув пенсионного возраста, часть граждан продолжает работать. В психологическом плане основным мотивом не оставлять работу является понимание того, что она способствует сохранению жизненого

тонуса. Т.З. Козлова отмечает, что самое большое количество пенсионеров, продолжающих работать, среди лиц, имеющих высшее профессиональное образование. В возрасте 60 лет и выше таковых - 830 тыс. человек, со средним специальным образованием - 518 тыс. человек. Меньше всего занятых в этой возрастной группе лиц с неполным высшим профессиональным образованием - 34 тыс. человек. Наиболее востребованы среди них квалифицированные рабочие в таких отраслях, как сельское, лесное, охотничье хозяйства, рыбоводство и рыболовство. В них трудятся 688 тыс. человек, среди них - 491 тыс. специалистов высшей квалификации [6]. По данным выборочного об-сследования населения по проблемам занятости в России в ноябре 2006 г. 4,6 млн лиц пенсионного возраста продолжали работать, что составляло 15 % от числа пенсионеров по возрасту, или 7 % от числа занятых в экономике [7].

Однако в настоящее время при рекрутировании трудовых ресурсов наблюдается дискриминационное отношение к пожилым людям, несмотря на декларируемое равенство всех возрастов [8]. Возраст выступает важнейшим критерием при приеме на работу, увольнении, решении других кадровых вопросов. Сегодня причисление человека, состоящего на учете в службе занятости, к группе пожилых практически не оставляет ему шансов на трудоустройство. Как правило, объяснением служит указание на неспособность пожилыми сотрудниками в нужные сроки выполнить работу, невосприятие инноваций, снижение профессионального

уровня, их заторможенность. Пожилой человек, потерявший работу, имеет очень мало шансов на трудоустройство. Даже в случае позитивного решения этой проблемы новая работа, скорее всего, не будет соответствовать его квалификации и образовательному уровню.

В современной России и ученые, и практики предлагают для лиц пенсионного возраста с высоким образовательным и квалификационным уровнем создавать индивидуальные компьютеризированные рабочие места. Для лиц с высокой степенью социальной активности компьютерные и интернет-технологии позволяют создавать условия для интенсивного участия в общественно-полити-

ческой жизни. Именно приобщение пожилых людей к компьютерным технологиям позволит облегчить проблему взаимопонимания с младшими поколениями, более успешно участвовать в воспитании и обучении внуков и правнуков.

Следует отметить, что в настоящее время во многих странах мира наблюдается тенденция нарастания неприятия между различными возрастными группами, так называемая возрастная сегрегация. Игнорированию пожилых работников как социально-полезной группы способствуют негативные социальные стереотипы о старости, которые содействуют закреплению практик дискриминации по возрасту в профессионально-деловой сфере. Бесперспективность пожилых людей во всех областях жизнедеятельности, а особенно в профессионально-деловой сфере - основной геронтологический стереотип, который, по сути, является приговором для огромного числа наших современников. За короткий отрезок времени произошло полное обесценивание опыта предыдущих поколений. Их огромный профессиональный опыт признается крайне вредным для дальнейшего развития той или иной отрасли, например, образования [5, с. 130, 138]. В массовом сознании представители позднего возраста ассоциируются с советским временем, на этих людей переносят многие негативные черты того времени. В России, в условиях безработицы, когда молодые и люди среднего возраста испытывают трудности в поиске работы, говорить о продолжении профессиональной деятельности после достижения пенсионного рубежа некорректно, т. к. государство выплачивает пенсионное пособие и официальный прожиточный минимум у пенсионера значительно ниже, чем для человека трудоспособного возраста.

Вопрос занятости пожилых людей в стареющих обществах может решаться позитивно. Например, пенсионная реформа в Германии 1992 г. упразднила принудительный выход на пенсию, для того чтобы дать возможность служащим продолжать профессиональную деятельность после достижения пенсионного возраста. Согласно новому закону, никто не должен быть отправлен в отставку вопреки своей воле только потому, что он достиг определенного возраста. В Швеции при увольнении пожилого работника работа-

датель консультируется со службой помощи инвалидам и пожилым трудящимся, которая имеет целью изыскание возможностей продолжения посильной трудовой деятельности для этих людей путем перевода на другую работу. Такие предприниматели получают финансовую поддержку государства [5].

В США, например, политический аспект проблемы старения находит свое выражение в возникновении таких движений, как Серые Пантеры, предназначенных для защиты гражданских прав стариков и противостояния негативному образу старого возраста, продвигаемому коммерциализацией юности [1].

Пенсионеры, большинство из которых являются носителями гуманных базовых ценностей, должны как-то удержать общество от дальнейшей деградации. Осуществление государственных программ повышения образовательного уровня населения должно включать меры по привлечению знаний и опыта специалистов, по тем или иным причинам вышедших на пенсию. Использование знаний и опыта пожилых людей, утверждают С.Ф. Гребениченко и В.П. Давыдов, - мощный резерв, недостаточно используемый сегодня, если иметь в виду, что пенсионеров в стране около сорока миллионов человек, то можно представить, какой огромный интеллектуально-образовательный потенциал

страны нами не используется или используется далеко не полностью [8]. Необходимо создавать благоприятные условия для тех лиц, достигших пенсионного возраста, кто может и хочет работать на благо страны, своих детей и внуков, в т. ч. и на поприще передачи собственных знаний, опыта, навыков, умножения интеллектуального потенциала нации.

Ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН В.Г. Доброхлеб отмечает, что с экономической точки зрения пожилые люди, с одной стороны, уже внесли вклад в экономическое развитие, с другой, при условии сохранения и поддержания их потенциала, они могут оставаться участниками социально-экономических процессов [11]. Больше образованных людей, в т. ч. пожилых - это большие возможности для экономического роста, т. к. в условиях демографического старения пожилые люди с высоким уровнем образования и мотивации занятости пред-

ставляют собой фактор устойчивого экономического развития общества и личностной самореализации. В связи с этим требует более пристального внимания подготовка программы образования и повышения квалификации стареющей рабочей силы. В современных условиях это направление деятельности может быть реализовано в одном из национальных проектов, цель которого - сохранение ресурсного потенциала россиян в течение всего жизненного цикла.

Сегодня ведутся интенсивные эмпирические исследования по проблемам труда, профессиональной работоспособности пожилых и старых людей, их досуга, отдыха, общения, образа жизни в специализированных учреждениях для престарелых и др. Но отсутствие общей теории, которая интегрировала бы многообразные подходы к социальной природе старения, в значительной мере тормозит развитие геронтосоциологии на эмпирическом уровне. Фрагменты такой теории уже существуют в виде концепций и понятий, взятых из смежных отраслей социологии и пограничных с нею дисциплин. Проблемы и социальное самочувствие пожилых людей, их социальный статус, место в современном обществе, в социальной структуре - все это становится предметом специальных социологических исследований. По мере старения меняется социальный статус человека. Менее всего социологически осмыслена социализация пожилых людей. Социализация пожилых людей более драматична и отличается от социализации на более ранних этапах жизни. Кризисы при выходе на пенсию, при вступлении в период глубокой старости оказываются более острыми, чем кризисы подросткового периода жизни. При нынешней демографической ситуации необходимость герон-тологизации всего спектра социального знания очевидна.

В работе «Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни» П.Б. Балтес обращает внимание на то, что любое изучение развития в рамках одной дисциплины является неполным [10]. Минимальное значение других дисциплин совершено необходимо для исследователей человеческого развития по ряду причин. Прежде всего, междисциплинарный взгляд помогает осознать неполноту любой теории развития

поведения, сформулированной внутри одной науки. Например, когда психологи изучают профессиональные интересы и профессиональное совершенствование, им необходимо учитывать советы социологов и экономистов по поводу того, что эти явления находятся в сильной зависимости от характера социальной стратификации и обстановки на рынке труда. Таким образом, междисциплинарный подход направляет различные науки к интегрированию знаний вместо «сепаратистского» их разделения. Изучение человеческого онтогенеза представляет для этого уникальную возможность.

Геронтопсихология и экономическая психология должны, на наш взгляд, найти взаимные пути друг к другу в силу того, что объект их изучения (геронтопсихологические проблемы) один и тот же. Экономическая психология возникла на стыке психологии социальной, психологии управления, психологии труда с экономикой. Ее основная задача - разработка на основе исследований психологических концепций и практических рекомендаций, способных содействовать повышению эффективности экономической деятельности. К числу проблем экономической психологии также относятся: психологические вопросы распределения и потребления, проблемы потребностей человека - их количественные и качественные характеристики, закономерности их зарождения, развития, удовлетворения и воспроизводства, что непосредственно связано с геронтопсихологическими проблемами.

1. Анурин В. Некоторые проблемы социологии старости // Пожилые люди - взгляд в XXI век / под ред. З.М. Саралиевой. Н. Новгород, 2000. С. 115.

2. Бондаренко И.Н. Социокультурная адаптация пожилого населения как педагогическая проблема // Мир образования - образование в мире. 2003. № 2. С. 53-54.

3. Солдатова Л.А. «Старшее поколение» в социальной структуре общества: социологический анализ // Социальная политика и социология. 2008. № 2. С. 55, 57.

4. Вдовина М.В. Социологическое исследование отказа детей от престарелых родителей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2005. № 3. С. 138, 136.

5. Смирнова Т.В. Пожилые люди: положение на рынке труда // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 5. С. 128.

6. Козлова Т.З. О социальном положении пенсионеров // Социологические исследования. 2008. № 5. С.135.

7. О демографической ситуации в странах Содружества // Общество и экономика. 2008. № 2. С. 184.

8. Гребениченко С.Ф., Давыдов В.П. Демографический взрыв в России? // Социальногуманитарные знания. 2006. № 6. С. 3.

9. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 61.

10. Балтес П.Б. Всевозростной подход в психологии развития: исследование динамики

подъемов и спадов на протяжении жизни //

Психология развития / гл. ред. Е. Строганова. СПб., 2001. С. 457.

Поступила в редакцию 16.03.2009 г.

Nikoljukina N.B. Gerontopsychological problems in the view of economical psychology. In the article the problems of modern gerontopsychological, its theoretical and applied aspects are considered. On the basis of the developed course “gerontopsychology” for students of Institute of psychology of Tambov State University named after G.R. Derzhavin the modern changes of family-related relations of older persons, and also their social and economic problems are analyzed.

Key words: gerontology; gerontopsychology; geron-tosociology; economic psychology; elderly population; problem of employment of older persons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.