Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты переобучения людей предпенсионного возраста'

Психолого-педагогические аспекты переобучения людей предпенсионного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
389
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / ПЕРЕОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РЕФОРМА ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛЮДЕЙ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / PEOPLE OF PRE-RETIREMENT AGE / RETRAINING / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / GERONTO EDUCATION REFORM / RECREATIONAL AND EDUCATIONAL PROGRAMS / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидорчук Татьяна Александровна, Сидорчук Мария Александровна

В статье рассмотрен анализ основных проблем, связанных с переобучением и трудоустройством людей предпенсионного возраста. Организация этих процессов возможна лишь при разработке комплекса образовательных программ переквалификации и эффективном психологическом сопровождении. Изменения в сфере занятости людей старших возрастов влекут за собой не только реформирование рынка труда молодых специалистов, но и всей системы геронтообразования, в которую должны входить профессиональная, оздоровительная, когнитивная, психологическая и кадровая составляющие. Авторы статьи говорят о необходимости переходного периода для осуществления Пенсионной реформы, обозначает основные сферы общественной жизни, требующие переориентации работы с учетом новых запросов времени, чтобы россияне независимо от возраста чувствовали себя «защищенными» на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical aspects of retraining people of pre-retirement age

The article considers the analysis of the main problems associated with retraining and employment of people of pre-retirement age. The organization of these processes is possible only with the development of a set of educational retraining programs and effective psychological support. Changes in the sphere of employment of older people entail not only the reform of the labor market of young professionals, but also the whole system of geront education, which should include professional, health, cognitive, psychological and personnel components. The author of the article talks about the need for a transitional period for the implementation of the Pension Reform, outlines the main structures requiring a reorientation of their work directions so that Russians, regardless of age, feel "protected” in the labor market.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты переобучения людей предпенсионного возраста»

DOI: 10.31862/2500-297X-2019-4-149-159

Т.А. Сидорчук1, М.А. Сидорчук2

1 Смоленский государственный университет, 214000 г. Смоленск, Российская Федерация

2 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, 119991 г. Москва, Российская Федерация

Психолого-педагогические аспекты переобучения людей предпенсионного возраста

В статье рассмотрен анализ основных проблем, связанных с переобучением и трудоустройством людей предпенсионного возраста. Организация этих процессов возможна лишь при разработке комплекса образовательных программ переквалификации и эффективном психологическом сопровождении. Изменения в сфере занятости людей старших возрастов влекут за собой не только реформирование рынка труда молодых специалистов, но и всей системы геронтообразования, в которую должны входить профессиональная, оздоровительная, когнитивная, психологическая и кадровая составляющие. Авторы статьи говорят о необходимости переходного периода для осуществления Пенсионной реформы, обозначает основные сферы общественной жизни, требующие переориентации работы с учетом новых запросов времени, чтобы россияне независимо от возраста чувствовали себя «защищенными» на рынке труда. Ключевые слова: человек предпенсионного возраста, переобучение, психологическое сопровождение, реформа геронтообразования, оздоровительно-образовательные программы, трудоустройство людей предпенсионного возраста

го

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Сидорчук Т.А., Сидорчук М.А. Психолого-педагогические | аспекты переобучения людей предпенсионного возраста // Педагогика и пси- о хология образования. 2019. № 4. С. 149-159. ЭО!: 10.31862/2500-297Х-2019-4- | 149-159

© Сидорчук Т.А., Сидорчук М.А., 2019

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

s и ^

s й о

^ -А- Я

о го

i^o !!

О

149

DOI: 10.31862/2500-297X-2019-4-149-159

T. Sidorchuk1, M. Sidorchuk2

1 Smolensk State University, Smolensk, 214000, Russian Federation

2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, 119991, Russian Federation

Psychological and pedagogical aspects of retraining people of pre-retirement age

The article considers the analysis of the main problems associated with retraining and employment of people of pre-retirement age. The organization of these processes is possible only with the development of a set of educational retraining programs and effective psychological support. Changes in the sphere of employment of older people entail not only the reform of the labor market of young professionals, but also the whole system of geront education, which should include professional, health, cognitive, psychological and personnel components. The author of the article talks about the need for a transitional period for the implementation of the Pension Reform, outlines the main structures requiring a reorientation of their work directions so that Russians, regardless of age, feel "protected" in the labor market.

Key words: people of pre-retirement age, retraining, psychological support, geronto education reform, recreational and educational programs, employment

CITATION: Sidorchuk T.A., Sidorchuk M.A. Psychological and pedagogical aspects of retraining people of pre-retirement age. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 4. Pp. 149-159. (In Russ.) DOI: 10.31862/2500-297X-2019-4-149-159

о о

Введение

^ р

о ^

| § § Постарение населения в России затрагивает все области жизни, в том

^ 5 2 числе и современный рынок труда. С 1 января 2019 г. вступили в силу

к У о

^ $ изменения, связанные с занятостью людей предпенсионного возраста в рамках Пенсионной реформы . Важнейшей задачей становится не только организация профессионального обучения и переобучения

о

о о.

граждан старших возрастов, но и подготовка кадров-герагогов для такой работы, а также психолого-педагогическое сопровождение всех участников рынка занятости.

Психологическая составляющая геронтобразования должна отвечать за повышение уровня стрессоустойчивости, самооценки, уверенности, гибкости людей предпенсионного возраста и профилактику эмоционального выгорания сотрудников центров занятости. Нововведения на рынке труда могут также повысить уровень межпоколенческой конкурентоспособности, что потребует психологического сопровождения молодых людей, особенно выпускников учебных заведений. Кроме того, герон-тообразование в новых условиях должно включать оздоровительную составляющую с блоком оздоровительно-образовательных технологий для улучшения и сохранения физического и психического здоровья людей старшего возраста и когнитивную составляющую с блоком технологий, сохраняющих интеллектуальный потенциал людей старших возрастов.

Исследованием профессиональных маршрутов людей старших возрастов и особенностей профессиональной подготовки и переподготовки пожилых посвящены труды Н. Дряхлова, Ж. Тощенко, Е. Резникова, Т. Сапожниковой. Мотивами продолжения и прекращения трудовой деятельности пожилого человека, влиянием на это ценностных ори-ентаций и образа жизни занимались А.Г. Соловьева, В.Д. Шапиро, М.Я. Сонин, Н.Н. Сачук и др. Все они считали, что активная деятельность в пожилом возрасте является фактором позитивного старения. Оптимизация рынка труда в рамках Пенсионной реформы повлечет за собой появление новых психологических исследований в области геронтообразования.

Анализ современного состояния российского рынка труда показывает, что сегодня обучение и переобучение людей предпенсионного возраста надо проводить с учетом возрастных особенностей современного рынка труда в России. Пожилой человек имеет в среднем от 3 до 7 заболеваний, т.е. обладает полиморбидностью. До 65 лет не доживает 40% мужского населения РФ в отличие, например, от северных европейских стран, где этот показатель всего лишь 10%. Здесь могут помочь не только качественное медицинское сопровождение людей предпенсионного возраста, но и программы тайм-менеджмента и внедрения оздорови- ^ о тельно-образовательных технологий для людей старших возрастов [2]. Ц Надо научить их эффективно отдыхать, вести здоровый образ жизни, внедрять программы семейного отдыха. Поэтому реформирование рынка труда для сохранения остаточной трудоспособности старшего поколения требует и реформирования системы здравоохранения. Иначе мы увеличим долю пенсионеров не по старости, а по инвалидности.

^ и й Е ш О

^ А Я

о го

о о ^

О

151

Половина российских пенсионеров продолжают работать в связи с финансовой незащищенностью; мотивацией «быть в строю», ведь многие пенсионеры связывают трудоспособность с долгожительством; из-за профессиональной востребованности, т.к. в большинстве традиционных отраслей экономики наблюдается дефицит квалифицированных кадров по многим специальностям, особенно по тем, которые игнорируют молодые.

Таким образом, большинство сегодняшних пенсионеров либо стараются удержаться на своей старых рабочих местах, либо выбирают то, что сейчас есть на трудовом рынке, а это, как правило, неквалифицированная и плохо оплачиваемая работа [10]. Огромной проблемой является потеря квалифицированных, в том числе, интеллектуальных кадров при выходе на пенсию, т.к. государство пока не гарантировало им продолжение работы по прежним специальностям (учителя, инженеры, врачи, ученые и т.д.). За границей до 70-80% таких высококвалифицированных кадров остаются на прежних местах в должности советников, и в государственных масштабах не теряется интеллектуальный потенциал страны.

Кроме возрастной дискриминации при найме на работу сегодня люди предпенсионного возраста боятся и развития новых технологий, которые ведут к сокращению списка знакомых им профессий. Все это обостряет вопрос конкурентоспособности людей разных возрастов, а значит и проблемы трудоустройства пожилых людей и людей предпенсионного возраста нельзя рассматривать без одновременного реформирования рынка труда молодых людей.

Цели и задачи

В 2019 г. на базах Смоленского центра занятости, Смоленского государственного университета (СмолГУ) и Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова (ПММУ им. И.М. Сеченова) было проведено исследование психолого-педагогических аспектов переобучения людей предпенсионного возраста в рамках Пенсионной о реформы.

Цель исследования - разработка научно-обоснованной образова-5 ^ тельной программы по созданию психологических условий включения ш | § людей предпенсионного возраста в единое образовательное пространство, способствующее сохранению их трудовой активности, личностному развитию и оптимизации здорового образа жизни.

Задачи: экспериментальное обоснование геронтологической комплексной образовательной программы, включающей те направления

s и m Е й О

о е

по

образовательной деятельности, которые максимально возможно позволят сохранить трудовую активность людей предпенсионного возраста и пожилых людей; рассмотрение особенности психологического сопровождения людей предпенсионного возраста на рынке труда.

Структура исследования и методики

Исходя из поставленных задач, были проведены исследования проблем переобучения людей предпенсионного возраста и их психологического сопровождения на рынке труда, оценки их эмоционального состояния, когнитивных процессов и ценностных ориентаций для корректировки образовательной деятельности. На последнем этапе исследования проводился анализ межпоколенческой конкурентоспособности по ожиданиям и психологической комфортности в связи предстоящими изменениями на рынке занятости.

В исследовании приняло участие 50 респондентов предпенсионного возраста, стоящих на учете в Смоленском центре занятости, 50 неработающих респондентов старшего возраста (слушатели Института третьего возраста), 50 молодых выпускников СмолГУ и ПММУ им. И.М. Сеченова (25 - социальные работники и психологи, 25 - медики). Образование людей предпенсионного возраста: высшее - 43%, среднее профессиональное - 23%, общее среднее - 23%. Стаж работы: 30 лет -13%, 27 и 37 лет - по 10%. Пол: 47% - женщины, 53% - мужчины.

Использовались методики: анкета «Проблемы переобучения людей предпенсионного возраста и их психологического сопровождения»; тест умственных способностей Ходкинсона; тест «Память в ежедневной жизни»; «Краткая шкала оценки психического статуса», опросник на самооценку эмоционального благополучия; «Гериатрическая шкала депрессии» (краткая форма); методика изучения ценностных ориентации М. Рокича; анкета по вопросам межпоколенческой конкурентоспособности.

Результаты и обсуждения

В рамках исследования проблем переобучения людей предпенсионного возраста и их психологического сопровождения было выявлено, ™ о что к основным проблемам, затрудняющим трудоустройство людей Ц ^ предпенсионного возраста, респонденты отнесли: отсутствие желаемых ш | вакансий - 72%, компьютерную неграмотность - 70%, низкую предлагаемую заработную плату - 34%, отсутствие квалификации - 24%,

со здоровьем - 4%. Но при этом пройти бесплатно профессиональное

^ и ^

ЕЕ й О

о го

отсутствие информационной поддержки и рекламы - 20%, проблемы §

о

153

обучение (переподготовку) или курсы повышения квалификации по направлению службы занятости отказались 82% респондентов, повысить квалификацию по имеющейся профессии (специальности) согласились только 13%, переобучиться на новую профессию - только 6%.

Среди основных психологических проблем респонденты предпенсионного возраста назвали негативное эмоциональное состояние, слабую социально-психологическую поддержку со стороны ближайшего окружения и возрастную дискриминацию - 35%. Параллельное исследование проблем специалистов центра занятости показало, что несоответствие жесткого количества вакантных мест на переобучение и последующего обязательного трудоустройства лиц предпенсионного возраста, прошедших переобучение, приводит к высокому уровню профессионального выгорания специалистов центров занятости.

Исследование уровня информированности респондентов старших возрастов по основным услугам, предоставляемым Центром занятости, выявило следующее: проинформированы по вакансиям на рынке труда - 80%, по социальным выплатам (пособиям, стипендиям, материальной помощи) - 57%, по профессиональному обучению - 45%, по психологической поддержке и социальной адаптации - 30%.

Среди основных видов помощи, которую хотели бы получать пожилые респонденты от службы занятости, были названы: 92% хотели подобрать рабочее место, 6% - пройти переобучение, 10% - получить психологическую поддержку.

На вопрос: «Как Вы оцениваете свое здоровье и по какой форме занятости Вы хотели бы работать?» 65% респондентов хотели бы работать полный рабочий день полную рабочую неделю и только 10% - полный рабочий день неполную рабочую неделю. При этом 60% оценили свое здоровье как удовлетворительное и 35% как плохое, 80% пожилых респондентов не занимаются постоянно своим здоровьем.

Исследования эмоционального состояния респондентов и их познавательных процессов показали, что при выявлении ранних признаков проявления депрессии у 78% респондентов предпенсионного возраста, стоящих на учете в Центре занятости, были обнаружены явные признаки депрессии, и только 22% респондентов находится на границе нормы. По результатам исследования когнитивных нарушений выявление 5 ^ признаков раннего проявления заболевания Альцгеймера показало, что | § § 56% не имеют нарушений когнитивных функций; 33% имеют пред-^ 5 2 дементные нарушения, 11% - деменцию легкой степени выраженно-

! $ сти. По результатам исследования умственных способностей ни один о о а. „

5 ню респондент не показал оценку меньше пограничной, ниже которой

о

по

154

можно предположить явные когнитивные нарушения.

Результаты исследования памяти в ежедневной жизни показали, что есть возрастные корреляции, причем память как плохую оценили 70% респондентов предпенсионного возраста, как удовлетворительную -25%, хорошую - 5%.

Сравнительный анализ ценностных ориентаций людей предпенсионного возраста, желающих продолжать трудовую деятельность, и неработающих пенсионеров выявил следующие закономерности:

- самыми значимыми терминальными ценностями для обучающейся группы оказались: здоровье, активная деятельность и познание, материальная обеспеченность и любовь; для необучающихся: жизненная мудрость, продуктивная жизнь, свобода, счастье семейной жизни, здоровье;

- самыми значимыми инструментальными ценностями для обучающихся стали исполнительность, жизнерадостность, воспитанность, образованность, ответственность; группа необучающихся отметила такие ценности, как исполнительность, независимость, ответственность, жизнерадостность, образованность.

Сравнительное исследование межпоколенческой конкурентоспособности на современном рынке труда показало, что только 30% пожилых респондентов не боятся конкуренции с молодыми, 70% боятся возрастной дискриминации. Среди молодых респондентов 55% видят в людях старшего возраста конкурентов на рынке труда, что еще больше, по их мнению, усиливает безработицу молодых, и полученная молодым человеком специальность оказывается невостребованной, а сам молодой специалист - незащищенным государством.

Выводы

1. На современном рынке труда необходимо внедрять новые психолого-педагогические технологии, позволяющие максимально сохранять трудовую активность людей предпенсионного возраста и пожилых людей. Геронтологическая комплексная образовательная программа должна включать следующие направления образовательной деятельности: профессиональную, оздоровительную, когнитивную, психологическую и кадровую.

2. Психологическая составляющая геронтообразования должна отве- ^ о чать за повышение уровня стрессоустойчивости, самооценки, уве- 5

ренности, гибкости, усиление мотивации на дальнейшую активную | ^ деятельность людей предпенсионного возраста и профилактику эмоци- ^ 5 онального выгорания сотрудников центров занятости. 78% респондентов предпенсионного возраста, стоящих на учете в центре занятости, имеют явные признаки депрессии. Мотивация на профессиональное

Г, ^

о го пО!1

V г\

переобучение и включение его в цепочку непрерывного образования способствует процессу социальной адаптации людей старших возрастов, улучшает познавательную, эмоциональную и мотивационную сферы, снижает уровень одиночества и депрессии посредством расширения круга общения и социальных связей. Организация психолого-педагогического сопровождения должна учитывать индивидуальные характеристики геронтогенеза, тип старения и особенности личностного самоопределения пожилых людей [1].

3. Ухудшение памяти отметили у себя 70% респондентов, у 33% обнаружены преддементные нарушения. В связи с этим в блок образовательных программ по здоровьесберегающему развитию необходимо включать информационно-диагностический блок сохранения когнитивных процессов и профилактики болезни Альцгеймера, позволяющий людям старших возрастов самостоятельно диагностировать и корректировать нарушение когнитивных процессов и формировать здоровьесохраняю-щие мотивацию и стереотипы [3; 6; 8; 9].

4. При разработке профессиональных программ переобучения и переквалификации людей предпенсионного возраста необходимо учитывать, что 82% респондентов отказались пройти бесплатное профессиональное обучение (переподготовку), 13% желают повысить квалификацию по уже имеющейся профессии и только 6% готовы работать по новой профессии. Все это требует постоянного мониторинга профессиональных, образовательных и психологических услуг на рынке труда, расширения рынка вакансий желаемых профессий, усиления информационной поддержки и рекламы, включения в образовательное пространство обязательного обучения компьютерной грамотности.

5. Необходимо проводить работу по профилактике эмоционального выгорания специалистов центров занятости.

Внедрение постоянного мониторинга людей предпенсионного возраста по профессиональной переподготовке должно проходить с учетом их личностных качеств и предпочтений, при этом надо идти по пути создания индивидуальных профессиональных траекторий. Более эффективно должна быть организована профессиональная ориентация граждан старших возрастов, желательно эти функции передать от специалистов цен-ка ог тров занятости психологической службе. В центре занятости в основном 5 £ предлагают работу, совпадающую с прежней специальностью, а пси-| ^ § хологи смогут расширить профессиональное пространство клиентов. ^ 5 2 Кроме того, психологи смогут проводить деловые игры по улучшению ^ ^ т навыков общения, обучать самопрезентации и составлению резюме.

о

6. Неадекватное отношение людей предпенсионного возраста к своему здоровью и возможным нагрузкам в течение рабочей недели

по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приведет к резкому ухудшению их здоровья. 60% оценили свое здоровье как удовлетворительное, 35% как плохое, 80% пожилых респондентов не занимаются постоянно своим здоровьем, при этом 65% респондентов хотели бы работать полный рабочий день и полную рабочую неделю. В связи с этим необходимо внедрять эффективное медицинское сопровождение работающих людей старшего возраста, а для этого нужны дополнительные затраты на диспансеризацию и профилактику ЗОЖ. Психологическая служба должна заниматься разработкой и внедрением оздоровительно-образовательных технологий в повседневную жизнь людей старших возрастов.

7. Сравнительный анализ ценностных ориентаций людей предпенсионного возраста, желающих продолжать трудовую деятельность, и неработающих пенсионеров показал, что желающие трудиться пожилые люди отметили преимущественно ценности, сопутствующие активному образу жизни, активной познавательной деятельности, что является факторами «позитивного старения».

8. Большинство респондентов и старшего, и молодого поколения с тревогой и опасением относятся к нововведениям на рынке труда и считают друг друга конкурентами. Количество негативных ответов превышает количество позитивных, обращенных в сторону другого поколения [7]. Молодые люди должны быть уверены, что после окончания учебных заведений у них будет своя ниша занятости. Для этого желательно в каждом регионе открыть отдельные Центры занятости для молодых и для людей старших возрастов, а также вернуться к практике «закрепления дипломов», т.е. обязательной отработки по специальности после окончания учебного заведения. Необходимо внедрять практику наставничества, чтобы молодой специалист не боялся вступать на самостоятельный трудовой путь и знал, что ему всегда помогут и поддержат. Все это требует психологического сопровождения молодых выпускников.

Таким образом, результаты исследования могут быть использованы для разработки комплексной образовательной программы переобучения людей предпенсионного возраста и их психологического сопровождения с целью активного включения граждан старшего возраста в трудовую деятельность, что позволит улучшить их эмоциональное и физическое состояние, а также поддерживать их познавательную ^ о и мотивационную сферы на должном уровне. ч ^

Сегодня требуется определенный переходный период для осущест- | ^ | вления Пенсионной реформы. Нам здесь придется менять все: и госу- ^ 5 2

к ш °

дарственный подход, и структуру экономики, и психологию росси-

о

о О.

о

ян всех возрастов, которая должна быть направлена на постоянное о-ю профессиональное развитие и самосовершенствование. Стратегия

I 157

долгосрочного развития Пенсионной системы должна быть сбалансирована реформой системы геронтообразования и здравоохранения с эффективным психологическим сопровождением людей предпенсионного возраста. И только в этом случае россияне независимо от возраста будут чувствовать себя «защищенным» на рынке труда, а «труд в радость» станет фактором долгожительства.

Библиографический список / References

1. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. [Ermolaeva M.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie pozhilogo cheloveka: sub''ektnyj podhod [Psychological and pedagogical support of an elderly person: A subjective approach]. PhD thesis. Moscow, 2010.]

2. Жуков В.И. Проблемы здорового образа жизни: инновационно-креативный подход к здоровьесохраняющему развитию: Монография. М., 2007. [Zhukov V.I. Problemy zdorovogo obraza zhizni: innovacionno-kreativnyj podhod k zdorov'e sohranyayushchemu razvitiyu [Problems of a healthy lifestyle: An innovatively creative approach to sustainable development health]. Moscow, 2007.]

3. Захаров В.В., Вахнина Н.В. Дифференциальный диагноз и лечение когнитивных нарушений // Российский медицинский журнал. 2013. № 10. C. 518-523. [Zakharov V.V., Vakhnina N.V. Differential diagnosis and treatment of cognitive impairment. Russian Medical Journal. 2013. No. 10. Pp. 518-523. (In Russ.)].

4. Комиссарова Т. Активная профессиональная жизнь при достижении пенсионного возраста // Город для людей. Фонд поддержки общественных проектов. URL: https://isp.hse.ru/data/2018/01/24/1163176285/ Komissarova%20Tatiana_HSE_22-01-2018_итог.pdf (дата обращения: 24.02.2019). [Komissarova T. Active professional life upon reaching retirement age. Gorod dlya lyudej. Fond podderzhki obshchestvennyh proektov]. URL: https://isp.hse.ru/data/2018/01/24/1163176285/Komissarova%20Tatiana_ ШЕ_22-01-2018_итог^ (In Russ.)]

5. Кононыгина Т.М. Геронтообразование: навстречу потребностям пожилых // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М., 2008. C. 16-37. [Kononygina T.M. Herontism: Meeting the needs of the elderly. Nepreryvnoe obrazovanie vpoliticheskom i ekonomicheskom kontekstah. G.A. Klyucharev (ed.). Moscow,

0 2008. Pp. 16-37. (In Russ.)].

•Ц о 6. Легкое когнитивное расстройство: причины, патоморфоз, коррекция, про-

Ё§ ^ филактика и психогигиена в условиях социального кризиса: Учебно-ме-

{j I g тодическое пособие. СПб., 2015. [Legkoe kognitivnoe rasstrojstvo: prichiny,

s § ^ patomorfoz,korrekciya,profilaktikaipsihogigienavusloviyahsocial'nogokrizisa

cc ^ о [Mild cognitive impairment: Causes, pathomorphism, correction, prevention and

о.'Ц' ^ mental hygiene in a social crisis]. Textbook. St. Petersburg, 2015.].

^^ 7. Ляшок В.Ю., Рощин С.Ю. Молодые и пожилые работники на российском

1 рынке труда: являются ли они конкурентами? // Журнал Новой экономиче-

ской ассоциации. 2017. № 1 (33). С. 117-140. [Lyashok V.Yu., Roshchin S.Yu. Young and older workers in the Russian labor market: Are they competitors? Journal of the New Economic Association. 2017. No. 1 (33). Pp. 117-140. (In Russ.)].

8. Решетова Т.В, Киселева Е.О., Герасимова А.В. Когнитивные дисфункции в общей врачебной практике: диагностика и лечение // Сборник тезисов конференции «Актуальные проблемы психосоматики в общей врачебной практике». СПб., 2014. С. 136-137. [Reshetova T.V, Kiseleva E.O., Gerasimova A.V. Cognitive dysfunctions in general medical practice: Diagnosis and treatment. Sbornik tezisov konferencii «Aktual'nye problemy psihosomatiki v obshchej vrachebnojpraktike]. St. Petersburg, 2014. Pp. 136-137. (In Russ.)]

9. Решетова Т.В. Психосоциальные проблемы в геронтологии // Психодиагностика и психокоррекция / Под ред. А.А. Александрова. СПб., 2008. С. 353-378. [Reshetova T.V. Psychosocial problems in gerontology. Psihodiagnostika i psihokorrekciya. A.A. Aleksandrov (ed.). St. Petersburg, 2008. Pp. 353-378. (In Russ.)]

10. Сонина Ю., Колосницына М. Пенсионеры на Российском рынке труда: тенденции экономической активности людей пенсионного возраста // Демографическое обозрение. 2015. Т. 2. № 2. С. 37-53. [Sonina Yu., Kolosnitsyna M. Pensioners on the Russian labor market: Trends in the economic activity of people of retirement age. Demographic Reviev. 2015. Vol. 2. No. 2. Pp. 37-53. (In Russ.)]

11. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции): Учебное пособие для вузов. М., 2006. [Yatsemirskaya R.S. Social'naya gerontologiya (lekcii) [Social gerontology (lectures)]. Textbook for universities. Moscow, 2006.]

Статья поступила в редакцию 21.05.2019, принята к публикации 12.08.2019 The article was received on 21.05.2019, accepted for publication 12.08.2019

Сведения об авторах / About the authors

Сидорчук Татьяна Александровна - кандидат психологических наук; директор Института третьего возраста; директор Социально-психологического центра, Смоленский государственный университет

Tatyana A. Sidorchuk - PhD in Psychology, Director of the Third Age Institute, Director of the Social-Psychological Center, Smolensk State University E-mail: Week24@mail.ru

Сидорчук Мария Александровна - студентка, Первый Московский госу- го §

дарственный медицинский университет им. И.М. Сеченова g. 5

о 5

Maria А. Sidorchuk - student, I.M. Sechenov First Moscow State Medical ^ i SS

University

E-mail: maria_m.98@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.