Научная статья на тему 'Институт геронтообразования как агент социальной адаптации старшего поколения'

Институт геронтообразования как агент социальной адаптации старшего поколения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
754
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIOLOGY OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ / SOCIAL ADAPTATION OF THE ELDERLY / SENIORS'' EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокин Геннадий Геннадьевич

Тенденция к демографическому старению населения заставляет общество по-новому взглянуть на проблемы старшего поколения, требует инновационных, нестандартных подходов к их решению. Проблема социальной адаптации геронтов становится всё более актуальной: достаточно часто источником трудностей, с которыми сталкиваются пожилые люди в повседневной жизни, является неспособность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей социальной среды. Автором анализируется опыт отечественных и зарубежных специализированных образовательных программ, определяются возможные направления влияния геронтообразования на процесс социальной адаптации пожилых граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTION OF SENIORS'' EDUCATION AS AN AGENT OF SOCIAL ADAPTATION OF THE ELDERLY

The article studies the role of seniors' education as an agent of social adaptation of the elderly. The author analyzes the experiences of domestic and foreign specialized educational programs and identifies possible areas where seniors' education can influence the process of social adaptation of the elderly.

Текст научной работы на тему «Институт геронтообразования как агент социальной адаптации старшего поколения»

120

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, N° 2 (38), с. 120-126

УДК 316.444

ИНСТИТУТ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ КАК АГЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2015 г. Г.Г. Сорокин

Тюменский государственный нефтегазовый университет

sgena1@yandex.ru

Поступила в редакцию 05.05.2015

Тенденция к демографическому старению населения заставляет общество по-новому взглянуть на проблемы старшего поколения, требует инновационных, нестандартных подходов к их решению. Проблема социальной адаптации геронтов становится всё более актуальной: достаточно часто источником трудностей, с которыми сталкиваются пожилые люди в повседневной жизни, является неспособность адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей социальной среды. Автором анализируется опыт отечественных и зарубежных специализированных образовательных программ, определяются возможные направления влияния геронтообразования на процесс социальной адаптации пожилых граждан.

Ключевые слова: геронтообразование, социология образования, социальная адаптация пожилых.

Демографическое старение населения ставит перед современным обществом ряд новых задач, для решения которых необходимы инновационные, нестандартные подходы. Так, всё большую актуальность сегодня приобретают проблемы интеграции пожилых граждан в производственно-экономическую сферу, проблемы повышения уровня их социальной активности и функциональной грамотности. Значительная часть проблем, связанных с возрастанием доли пожилых людей в обществе, при ближайшем рассмотрении оказывается обусловленной отсутствием у геронтов эффективных адаптивных механизмов. Многие пожилые люди испытывают серьезные трудности при адаптации к изменяющимся условиям окружающей социальной среды. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможности для реализации себя в различных сферах жизни и деятельности, не позволяет полноценно и независимо функционировать в современном социуме. В условиях глобального старения населения поддержка процесса социальной адаптации все увеличивающейся когорты пожилых людей не только выступает важным направлением социальной работы, но может также рассматриваться как мера стимулирования развития экономики, повышения уровня гражданственности, улучшения социального самочувствия представителей всех возрастных групп. Проблема поддержки адаптивных механизмов старшего поколения выходит за рамки сферы ответственности учреждений социальной защиты. Её решение требует привлечения ресурсов других учреждений, ор-

ганизаций и институтов. В связи с тем что институт образования всегда выступал главным инструментом адаптации общества к инновациям и переменам, значительный научный и практический интерес сегодня представляет изучение его потенциала как агента социальной адаптации старшего поколения. Между тем на сегодняшний день в отечественной социологической науке почти не исследуется влияние образовательных практик на адаптивные механизмы пожилых граждан. В данной статье нами предпринята попытка выявления и оценки адаптивного потенциала программ геронтообразования. В качестве эмпирической базы выступала деятельность 104 специализированных образовательных учреждений для пожилых граждан из 71 города РФ.

Под социальной адаптацией понимают процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Данный процесс имеет целью обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения [1, с. 17]. С необходимостью приспособления к изменениям в условиях жизнедеятельности индивид сталкивается достаточно часто. Переезд на другое место жительства, изменение семейного положения, вхождение в новый трудовой коллектив требуют от него поиска путей интеграции в незнакомую социальную среду. Дж. Мид отмечал, что человеческое поведение, вообще, имеет адаптивный характер [2, с. 28].

Современное общество характеризуется резким повышением динамики изменений во всех сферах, поэтому потребность в адаптации становится постоянной даже для людей, не испытывающих, казалось бы, никаких кардинальных изменений в своём образе жизни. При этом неотъемлемым элементом социальной адаптации становится совершенствование самих адаптивных механизмов.

С выходом на заслуженный отдых естественным образом снижается потребность индивида в приспособлении к инновациям в технологиях и производственных отношениях, освоении новых профессиональных ролей. Поскольку процесс адаптации к изменениям в профессиональной сфере постепенно прекращается, соответствующие приспособительные возможности индивида ослабляются. Следует отметить, что в процессе профессиональной адаптации используются те же механизмы, что и в ходе приспособления к изменениям в социальной среде. Более того, профессиональная адаптация индивида является движущей силой для реализации процессов приспособления к трансформациям во всех остальных сферах его жизнедеятельности. Поэтому ослабление адаптивных возможностей индивида, вышедшего на пенсию, имеет место не только в профессиональной, но и в непрофессиональной сфере. Несмотря на очевидное снижение эффективности приспособительных механизмов, в пожилом возрасте потребность в социальной адаптации приобретает такую значимость, что активность в направлении её удовлетворения может претендовать на роль ведущего вида деятельности на данном жизненном этапе. Подтверждением обоснованности данной позиции могут служить мнения многих признанных учёных, отводящих данному виду активности исключительную роль в жизни пожилого человека. В частности, интересна точка зрения И.В. Давыдовского, который рассматривал старость как «специфическую, возрастом обусловленную форму приспособления к внешней среде» [3, с. 14]. Напомним, что на сегодняшний день в науке отсутствует более или менее ясное представление о ведущем виде деятельности в пожилом возрасте. Большинство исследователей старости и старения воздерживается от выделения ведущего вида деятельности на данном периоде жизни из-за его неопределённости или использует абстрактные философские категории («поиск смысла», «поиск себя» и т.д.).

Социальной адаптации представителей старшего поколения присущи следующие отличительные черты.

1. Специфические направления адаптации. Пожилые люди вынуждены приспосабливаться не только к изменениям внешней среды, но и к физическим, физиологическим, психологическим и социальным изменениям в себе. По мнению Е.И. Холостовой, социальная адаптация для пожилого человека - это приспособление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к «обобщенным другим», которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старости, т.е. к самому себе в новом качестве [4, с. 17].

2. Отсутствие непосредственных стимулов для адаптации. Мотивация адаптационной активности в старости существенно отличается от мотивации на предшествующих жизненных этапах. Обычно в пожилом возрасте дополнительные усилия социального субъекта по интеграции в общество не несут для него очевидного вознаграждения в виде перспектив карьерного роста, увеличения дохода, уважения со стороны окружающих. Во многом успешная социальная адаптация пожилого человека является признаком сформированности определённого набора личностных качеств и установок. При этом, как правило, данные качества и установки формируются у социального субъекта на предшествующих жизненных этапах. Так, Д.А. Крюкова убеждена в том, что история приспособления к жизни в молодом возрасте в значительной мере предопределяет адаптацию в старости. Лучше адаптируются лица, легко устанавливающие контакты с окружающими, те, у кого сложились хорошие отношения в семье и на работе [5, с. 349].

3. Гендерная специфика. Ряд авторов указывает на чёткую выраженность гендерной специфики адаптации к старости. О.В. Краснова объясняет данный феномен различиями в стиле жизни представителей обоих полов: более сильной самоидентификацией мужчин с профессиональными социальными ролями, а женщин - с семейно-домашними. «Замечено, что если женщина свою ценность и жизненные успехи связывает с такими социальными ролями, где акцент делался на красоту, привлекательность (роковая женщина), то осознание старения воспринимается зачастую как поражение и конец всей жизненной карьеры. В то же время в случаях, когда женщина ассоциирует себя, прежде всего, с ролями «матери», «жены», процесс адаптации к старости происходит менее болезненно» [6, с. 161]. Е.С. Балабанова считает, что мужская модель предполагает жесткую направленность на собственные усилия, под-

крепленные «стартовым капиталом» в виде связей, собственности, власти. Женская адаптация гибче, но успешные её образцы представлены обычно «зависимой адаптацией» на уровне индивидуальных социальных связей [7, с. 40]. Учитывая, что женщин в старшей возрастной группе значительно больше, чем мужчин, можно предположить, что характер адаптации старшего поколения в целом больше тяготеет к женскому варианту.

4. Наличие большого количества факторов, затрудняющих социальную адаптацию. М.Д. Александрова недвусмысленно называет старость «возрастом плохой адаптации», которая происходит вследствие различных соматических и психических изменений личности, а также в связи с переменами в семейной жизни и окружающей обстановке [8, с. 31]. Рассматриваемый жизненный этап характеризуется наличием большого числа факторов, осложняющих интеграцию в новую социальную среду, адаптацию к социальным ролям и возрастным изменениям в организме. Наиболее очевидными из них являются снижение когнитивных способностей, ослабление здоровья, ухудшение экономического положения. Даже наличие большого жизненного опыта может выступать своеобразным барьером на пути социальной адаптации пожилых граждан. Так, К. Мангейм, признавая некоторые преимущества возрастного опыта, тем не менее сравнивал его с балластом, осложняющим жизнь в меняющемся мире [9, с. 33]. М. Мид также обращает внимание на то, что в условиях стремительного развития современного общества прошлый опыт уже не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, препятствует нормальному протеканию процессов десоциализации и ресоциализации [10, с. 350]. Отдельно следует отметить такой фактор, как сужение круга общения. Дефицит общения неблагоприятно влияет на эмоциональную сферу и психику представителей старшего поколения; кроме того, снижается степень их информированности об изменениях в социальной среде, что дезориентирует процесс адаптации.

5. Предрасположенность к пассивной стратегии адаптации. Из определения, приведённого в начале статьи, можно сделать вывод, что социальная адаптация представляет собой своеобразное «соответствие», «согласие» человека с окружающим миром. Но следует отметить, что баланс между условиями социальной среды и возможностями человека может быть достигнут также в результате поиска ниши, функционирование в которой возможно без су-

щественных изменений его привычного образа жизни. К примеру, иммигрант, оказавшийся вдали от родины, для функционирования в новой среде не обязательно должен изучать язык страны пребывания, её законы, культуру и т.д. Он может локализовать свою жизнь в рамках национальной диаспоры, ограничив до минимума контакты с внешней средой. Для обозначения этого феномена в социологии культуры используется термин «геттоизация». Жизнь пожилого человека нередко локализуется как территориально, так и социально. Последнее проявляется в сужении круга общения, ограничении перемещения в пределах района проживания. Такой своеобразный защитный механизм, представляющий собой замыкание интересов на проблемах узкого социального пространства, получил название «инкорпоризация» [11, с. 62]. Е.Ф. Молевич считает, что в старости адаптация личности к новым для неё общественным условиям может происходить как в активной, так и в пассивной форме. Пассивная адаптация к старости связана с нарастающей утратой социальных связей, растущей социальной изоляцией личности, т.е. с более или менее выраженными процессами десоциализации, а в крайних случаях -и люмпенизации личности. В основе подобной адаптации - специфические условия жизни (утрата семейных связей, затрудненность общения, плохое здоровье, особо выраженные материальные трудности и т.д.), значительный возраст, особенности личного характера, невысокий уровень культуры. Для активного приспособления к старости, по мнению учёного, напротив, характерно сохранение относительно высокого уровня социальных связей при обязательной смене их конкретного содержания: выдвижении на первый план семейных, родственных интересов, всякого рода увлеченности общественной работой, туризмом, домашними и любительскими видами труда, самообразованием, культовой деятельностью и т.п. Иными словами, при активной адаптации к старческим условиям существования имеют место, и даже могут усиливаться, процессы ресоциализации личности, развития ее социальной включенности в общественную жизнь [12, с. 63]. Как можно заметить, условия и образ жизни большинства пожилых россиян предрасполагают процесс их адаптации, скорее, к пассивному варианту. Достаточно интересной представляется точка зрения С.Г. Вершловского, который рассматривает в качестве индикатора характера адаптации отношение индивида к образованию и самообразованию. Он утверждает, что «активная жизненная позиция предполагает в каче-

стве обязательного условия образовательную деятельность, разнообразную по содержанию, формам и видам. В свою очередь, пассивное приспособление к жизни резко сужает значимость образовательной деятельности, актуализируя лишь её сугубо утилитарные возможности» [13, с. 40]. С этой позиции интеграция старшего поколения в образовательную деятельность может рассматриваться как стратегия повышения социальной активности геронтов, в основе которой лежит воздействие на характер процесса социальной адаптации пожилого человека.

Степень социальной адаптации старшего поколения во многом определяется характером протекания процессов взаимного приспособления общества и социального субъекта. Т.Г. Ди-чев и К.Е. Тарасов видят её в том, «как они (пожилые люди - Г.С.), получив в силу своего возраста новые качества, приспосабливаются к обществу и как общество приспосабливает пожилых и престарелых людей к себе» [14, с. 134]. В соответствии с данной точкой зрения, причины социальной эксклюзии значительной части пожилых граждан следует искать не только в их поведении, установках и личностных качествах, но и в недостаточной гибкости общества, его ключевых институтов. Е.И. Холостова по этому поводу пишет: «Если приспособительные способности стариков вырабатывались веками, то общество с необходимостью приспособиться к собственной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов» [4, с. 17]. Действительно, с древнейших времён социальная политика в отношении пожилых сводилась к оказанию денежной и натуральной помощи, освобождению от обязательств, предоставлению льгот. Преимущественно в таком же виде она реализуется и сегодня. Социальные институты ориентированы не на помощь пожилому человеку в адаптации к изменяющимся условиям, а на устранение внешних стимулов, побуждающих социального субъекта к активизации приспособительных механизмов. При этом, с одной стороны, старшее поколение получает гарантии помощи в преодолении проблем, вызванных ограничением трудоспособности, ослаблением здоровья и т.д.: но с другой -социальная поддержка старшего поколения в том виде, в каком она существует сегодня, институционально закрепляет за пожилыми людьми статус иждивенцев, навязывает пассивную стратегию социальной адаптации, ослабляет их адаптивные способности и снижает мотивацию к сохранению социальной активности,

что неминуемо приводит к социально нежелательным последствиям. В частности, по мнению некоторых ученых, внедрение пенсионных систем имело негативный побочный эффект для демографии. Пенсии ослабили мотивацию к рождению детей, поскольку в них перестали видеть главную опору в старости [15, с. 56].

Приспособление общества к происходящим демографическим и социальным изменениям должно, на наш взгляд, выражаться в открытии пожилым людям доступа в сферы, из которых они сегодня исключены (прежде всего это производственно-экономическая сфера и образование). Политика в направлении социальной поддержки старшего поколения должна усилить внимание к мерам, направленным на поддержание различных видов активности геронтов: профессиональной, социальной, творческой и др. Институты, обеспечивающие социальную поддержку пожилых людей, до сих пор не ставили перед собой такой задачи. Но даже если бы такая задача стояла, при её решении возник бы ряд проблем, связанных с необходимостью формирования у представителей старшего поколения широкого спектра умений и качеств (от валеологических до профессиональных), а также нового мировоззрения, стержнем которого стало бы понимание личностно-ответственного отношения к собственной жизни. В связи с этим к трём институтам, традиционно осуществляющим социальную поддержку пожилых (семья, церковь и государство), должен подключиться социальный институт образования. Оговоримся, что интегрировать старшее поколение в образовательное пространство вряд ли удастся посредством «традиционных» образовательных форм. Подавляющее большинство социально активных пожилых людей, демонстрирующих ярко выраженные установки на продолжение образования, связывает перспективы своей образовательной деятельности только с обучением в кругу сверстников. Участие в программах ге-ронтообразования, наряду с самообразованием, становится ведущей формой образовательной активности в пожилом возрасте. Поэтому именно геронтообразование является сегодня наиболее эффективным инструментом реинтеграции старшего поколения во все сферы общественной жизни. Образовательные программы для пожилых граждан уже более полувека реализуются во многих странах мира. Предпосылками их возникновения послужили трансформация социального статуса старшего поколения, изменение традиционных императивов поведения в пожилом возрасте, развитие в обществе идей гуманизма и всеобщего просвещения. Общее

число граждан, ежегодно принимающих участие в программах геронтообразования по всему миру, превышает 3.5 млн человек [16, с. 47]. Опыт работы специализированных образовательных проектов для пожилых граждан свидетельствует о наличии у геронтообразования большого адаптирующего потенциала. Условно можно выделить четыре направления влияния геронтообразования на процесс социальной адаптации представителей старшего поколения.

1. Адаптация к состоянию старости и процессу старения. В работах, посвящённых исследованию адаптации социального субъекта при переходе в группу пожилых людей (как правило, за начало старости берётся выход на пенсию), в качестве средства облегчения интеграции в новую среду часто предлагаются специальные образовательные курсы для лиц предпенсионного возраста. Обычно авторы говорят о необходимости образовательных мероприятий, нацеленных на формирование у пожилых людей установок на ведение активного образа жизни, психологическую адаптацию, информирование о различных формах организации досуга, мерах профилактики возрастных заболеваний. И.С. Кон, подчёркивая взаимосвязь процессов социальной адаптации и социализации, отмечал, что «подготовка к выходу на пенсию -столь же необходимый элемент социализации в старости, как профессиональная ориентация в юности» [17, с. 83]. Общепризнано, что десятилетие перед выходом на пенсию является наиболее благоприятным для адаптации к старости. Многие исследователи обращают внимание на то, что психологическая, физическая и прочая подготовка к выходу на пенсию должна проводиться не менее чем за год до прекращения трудовой деятельности (И. Кемпер, И.С. Кон). Существующие предпенсионные программы обычно представляют собой образовательные курсы, включающие лекции, беседы, работу в группах и индивидуальные консультации. Популярной формой реализации предпенсионных программ являются также семинары, охватывающие вопросы стиля жизни, коммуникативных практик, специфические стороны пенсионной жизни, вопросы, касающиеся льгот, налогов и инвестиций. К примеру, предприниматели США организуют специальные семинары для своих работников, находящихся в предпенсионном возрасте. На таких семинарах рассказывается, как применять правила социального обеспечения и системы медицинской помощи, каково обеспечение дохода пенсионеров со стороны предприятия. Службы социальной помощи, работающие с пожилыми людьми, берут

на себя юридические, финансовые и психологические консультации. В некоторых случаях администрация требует от сотрудников обязательного присутствия [2, с. 91]. В Российской Федерации также функционирует несколько проектов, ориентированных на подготовку «молодых пожилых» к жизни на пенсии. Одним из них является Школа молодого пенсионера в г. Ревда, где слушателей знакомят с принципами начисления пенсий, возможностями дополнительного заработка для пенсионеров, методами преодоления психологических проблем [18, с. 7].

2. Предоставление актуальной информации и обучение конкретным навыкам, необходимым для решения жизненных задач.

Важным элементом социальной адаптации выступает обучение знаниям, необходимым для повседневной жизни. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что большинство обучающихся пожилых обращается к образованию для получения знаний и умений, актуальных в повседневной жизни, и видит главную социальную функцию геронтообразования в формировании у старшего поколения соответствующих навыков. На сегодняшний день достаточно много специализированных образовательных учреждений предлагает своим слушателям курсы, на которых они могут получить необходимые юридические, экономические, медицинские знания, научиться работать с современной техникой, проконсультироваться со специалистом и многое другое. В целом в программах образовательных учреждений курсы, направленные на помощь в решении повседневных жизненных задач, встречаются значительно чаще, чем «традиционные» учебные дисциплины или курсы, ориентированные на развитие прикладных навыков и умений.

3. Организация досуга. Организация свободного времени лиц третьего возраста представляет собой серьёзную социальную проблему. Досуг может оказаться одним из ресурсов развития человека в старости или же тяжким бременем, обрекающим его не «жить, а доживать». Между тем значительная часть лиц, вышедших на заслуженный отдых, не в состоянии наполнить освободившееся время новыми смыслами. Уже сам факт того, что досуг нужно как-то организовывать, может повергать пожилого человека в состояние шока. Геронтообра-зование предоставляет широкие возможности для решения проблемы организации досуга пожилых граждан. Во-первых, образовательные проекты для третьего возраста довольно часто включают хобби-курсы (рукоделие, живопись,

народное творчество, фотография, танцы, краеведение и т.д.). Таким образом, участвуя в образовательных программах, индивид получает знания и навыки, позволяющие самостоятельно организовать свободное время, реализовать себя в творчестве, хобби и т.д. Во-вторых, само участие в любой образовательной деятельности является формой проведения досуга, именно в данном контексте геронтообразование рассматривается как в массовом сознании, так и в сознании многих его субъектов. Для значительной доли участников образовательных программ обучение - это, в первую очередь, возможность интересно и с пользой провести свободное время. Обычно организация досуга как направление не декларируется в качестве основной цели работы образовательного учреждения. Тем не менее оно всегда будет присутствовать в любой форме образования в третьем возрасте. С этой точки зрения социальная значимость образования старшего поколения заключается уже в том, что оно задаёт пожилым людям установки на активный образ жизни, ориентирует их на всесторонний поиск полезных и значимых занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям, интересам, способностям.

4. Расширение социальных контактов и удовлетворение потребности в общении.

Уменьшение социальных контактов отрицательно сказывается на протекании процесса социальной адаптации граждан третьего возраста. Образовательное учреждение - это как раз то место, где пожилой человек может расширить круг знакомств, найти новых друзей, удовлетворить потребность в общении. Несмотря на то что контингент специализированных учреждений сильно дифференцирован по социально-демографическим признакам, учащиеся вполне могут найти в учебной группе людей, близких по возрасту, имеющих схожие интересы. Факторами, способствующими завязыванию товарищеских отношений, в данном случае являются включённость в совместную деятельность, а также то обстоятельство, что процесс установления и развития дружеских отношений здесь происходит естественно, без внешнего форсирования, как, например, в клубах встреч и знакомств. Как показывает практика, довольно часто слушатели образовательных курсов продолжают поддерживать связь и после их окончания.

Итак, в современных условиях интеграция в образовательную деятельность является одной из наиболее действенных стратегий повышения эффективности адаптивных механизмов старших членов общества. Анализ опыта работы

отечественных образовательных учреждений для пожилых граждан выявил наличие у герон-тообразования большого потенциала поддержки процесса социальной адаптации геронтов. Образовательные программы для старшего поколения способны оказывать как непосредственное воздействие на механизмы социальной адаптации в пожилом возрасте (обучение различным навыкам, необходимым в повседневной жизни), так и опосредованное, которое заключается в формировании условий, благоприятных для приспособления к социальным изменениям, процессу старения и состоянию старости (организация досуга, расширение круга общения, самореализация и т.д.). Учитывая высокую эффективность образовательной деятельности как средства социальной адаптации в третьем возрасте, а также большую популярность специализированных образовательных курсов у пожилого населения, можно констатировать, что сегодня геронтообразование является одним из наиболее перспективных агентов социальной адаптации старшего поколения. Названные обстоятельства можно рассматривать как очередные аргументы, подтверждающие целесообразность включения образовательного компонента в комплекс мер, направленных на преодоление и предотвращение негативных последствий демографического старения населения.

Список литературы

1. Ковалева А.И. Адаптация социальная // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Под ред.

B.Н. Иванова. М: Мысль, 2003. С. 17-18.

2. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1998. 104 с.

3. Давыдовский И.В. Геронтология. М.: Медицина. 1966. 300 с.

4. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2005. 296 с.

5. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 383 с.

6. Краснова О.В. Личность пожилого человека: социально-психологический подход: Дис. ... докт. псих. наук. М.: Московский педагогический гос. университет, 2006. 525 с.

7. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм как формы адаптации к социально-экономическим условиям // Способы адаптации населения к новой социально-экономической ситуации в России. М.: МОНФ, 1999.

C. 40-48.

8. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 136 с.

9. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблемы поколений - состязательность - экономические амбиции. М.: ИНИОН, 2000. 162 с.

10. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / Пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 с.

11. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 320 с.

12. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 61-64.

13. Вершловский С.Г. Образование в жизни пожилых людей // Новые знания. 2009. № 2-3. С. 3841.

14. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблемы адаптации и здоровья человека. М.: Наука, 1976. 173 с.

15. Feldstein M., Social security, Induced retirement, and aggregate capital formation // Journal of Political Economy. 1974. Vol. 82. P. 55-57.

16. Сорокин Г.Г. Образование пожилых граждан в условиях демографического старения. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. 140 с.

17. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. 272 с.

18. Добрынина С. Уроки третьего возраста // Российская газета - Неделя - Урал (Урал). 2009. № 4979. С. 5-7.

THE INSTITUTION OF SENIORS' EDUCATION AS AN AGENT OF SOCIAL ADAPTATION OF THE ELDERLY

G.G. Sorokin

Tyumen State Oil and Gas University

The article studies the role of seniors' education as an agent of social adaptation of the elderly. The author analyzes the experiences of domestic and foreign specialized educational programs and identifies possible areas where seniors' education can influence the process of social adaptation of the elderly.

Keywords: seniors' education, sociology of education, social adaptation of the elderly.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.