УДК 316.444
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПОЖИЛЫХ РОССИЯН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
© 2012 г. Г.Г. Сорокин
Тюменский государственный нефтегазовый университет
sgena [email protected]
Поступила в редакцию 27.06.2012
Посвящается изучению условий и анализу факторов продолжения образовательной деятельности в пожилом возрасте. Приводятся результаты социологических исследований, обосновывается важность внимания государства к проблеме интеграции геронтов в образовательное пространство.
Ключевые слова: социология образования, социология старости, демографическое старение населения, геронтообразование.
Проблема образования старшего поколения приобретает в настоящее время всё большую актуальность. Во многом данное обстоятельство обусловлено глобальными демографическими тенденциями. Доля пожилого населения планеты стремительно увеличивается [1, с. 27]. В поисках путей преодоления негативных последствий демографического старения общество вынуждено обращаться к беспрецедентным мерам. Всё чаще реализуемые во всём мире мероприятия по снижению налогового бремени, повышению занятости, уменьшению нагрузки на системы здравоохранения и пенсионирования опираются на использование социального и культурного потенциала представителей старшего поколения, их остаточной трудоспособности [2, с. 15]. Эффективность подобного подхода во многом предопределяется такой характеристикой пожилого населения, как обладание актуальными знаниями, а значит, и существующими условиями для получения геронтами образования.
Вопрос повышения образовательного уровня представителей старшего поколения становится острым и для Российской Федерации. В этой связи возникает необходимость исследования широкого круга факторов, детерминирующих процесс инклюзии пожилых россиян в образовательную деятельность. Существующие исследования образовательной активности пожилых граждан не отражают всего спектра проблем повышения их профессиональной и социальной компетентности. Зачастую подобные научные изыскания ограничиваются опросом геронтов, участвующих в различных образовательных проектах. При этом важная информация о факторах, препятствующих образовательной дея-
тельности в третьем возрасте, почти всегда остаётся за кадром. Очевидно, что для получения полной картины, всесторонне описывающей проблемы интеграции геронтов в образовательное пространство, необходимо изучение детерминант образовательной активности лиц, не принимающих участия в каких-либо образовательных программах.
Представленные ниже данные были получены в ходе исследования, проведённого нами в период с 2010 по 2011 год на территории Тюменской области. Этот регион РФ является одним из самых передовых в стране в плане реализации программ геронтообразования. В то же время трудности, с которыми сталкиваются пожилые жители области при удовлетворении своих образовательных потребностей, являются типичными для образования старшего поколения в Российской Федерации [3, с. 12]. Поэтому мы считаем возможным экстраполировать полученные выводы о проблемах интеграции пожилых граждан в образовательное пространство на ситуацию в России в целом.
Объектом исследования выступали лица, не принимавшие участия в специализированных образовательных проектах для пожилых граждан. Опрошено 609 респондентов в возрасте 5588 лет, средний возраст опрошенных - 64 года. Выборка на три четверти была сформирована из горожан и на четверть из сельских жителей. Соотношение мужчин и женщин составило 3:7. Более 90% респондентов находилось на заслуженном отдыхе, при этом 36% продолжало оплачиваемую трудовую деятельность. 29% опрошенных имели высшее образование, 47% -среднее специальное, 24% - среднее.
Основные задачи исследования:
- изучение представлений пожилых россиян о роли полученного ранее образования в их сегодняшней жизни;
- выявление отношения граждан к геронто-образованию, их мнений относительно целей и содержания образования старшего поколения в современных условиях;
- анализ детерминант активности пожилого населения РФ в направлении продолжения образовательной деятельности и самообразования, а также социальных факторов, препятствующих образовательной деятельности в третьем возрасте.
В ходе исследования были получены следующие результаты. В оценках роли предшествующего образования в сегодняшней жизни респонденты поделились на три группы. 40% респондентов считает, что полученное ранее образование сегодня им значительно помогает, почти столько же убеждены в том, что такая помощь имеет место лишь отчасти, пятой части опрошенных полученное образование никак не помогает. Оценка респондентами роли образования в жизни напрямую зависит как от степени их образованности, так и от отношения к трудовой деятельности. С возрастанием уровня образованности опрошенных повышается их оценка актуальности полученного образования. Трудящиеся и «работающие пенсионеры» указывают на полезность образования значительно чаще, чем лица, исключённые из производственно-экономической деятельности. При этом у «работающих пенсионеров» данный показатель является самым высоким (56%).
Подавляющее большинство опрошенных убеждено в целесообразности организации образовательной деятельности пожилых граждан. Более половины респондентов в качестве цели геронтообразования видит помощь в решении повседневных проблем, 22% - поддержку профессиональной активности, 20% - организацию досуга геронтов. Только пятая часть выборочной совокупности считает обучение представителей старшего поколения нецелесообразным. Чаще других категорий респондентов идею образования старших членов общества не поддерживают лица, имеющие среднее образование, и пенсионеры. Граждане, продолжающие оплачиваемую трудовую деятельность, в три раза чаще указывают на необходимость обучения геронтов для продолжения их профессиональной активности, чем «неработающие пенсионеры».
Ответы на вопрос анкеты «Чему сегодня нужно обучать пожилых людей?» были разде-
лены нами на 7 категорий. Самым популярным вариантом оказался ответ: «новые технологии и компьютерная грамотность» (56 %), на втором месте - «знания, необходимые для выживания и адаптации в обществе» (12%). Обучение геронтов хобби-курсам (9%) представляется респондентам более актуальным, чем просвещение в сфере законодательства (8%), психологии (6%), медицины и здорового образа жизни (5%), а также экономических и финансовых вопросов (5%). Более трети граждан заявили, что в настоящий момент они не желают получить образование или пройти какой-либо курс обучения. 38% готовы обучиться различным навыкам, необходимым для повседневной жизни, 18% хотели бы посещать хобби-курсы, 9% - повысить профессиональную квалификацию, 7% - получить новую профессию. Как и ожидалось, установка на получение профессионального образования в основном обнаруживалась у экономически активных респондентов. Степень образованности опрошенных в значительной мере предопределяла их ответы на соответствующий вопрос. Лица с высшим образованием чаще остальных категорий респондентов заявляли о готовности к продолжению своей образовательной активности как в профессиональной, так и в непрофессиональной сфере. С понижением уровня образования уменьшалась и доля граждан, желающих обучиться чему-либо.
При изучении феномена геронтообразования неизбежно возникает вопрос о том, является ли возобновление образовательной активности для пожилых граждан способом преодоления проблем, возникающих в различных сферах жизни и деятельности. В связи с этим мы сопоставили самооценку частоты возникновения у респондентов трудностей из-за нехватки знаний с их активностью в направлении самообразования. Половина опрошенных постоянно занимается самообразованием (основной формой самообразования является чтение книг). Другая половина не занимается самообразованием ни в какой форме. 9% постоянно испытывают трудности в повседневной жизни из-за нехватки знаний, 41% сталкивается с подобными проблемами время от времени, 33% - крайне редко. При этом отмечено, что лица, признающие, что постоянно или периодически испытывают дефицит актуальных знаний, демонстрируют значительно более высокую активность в направлении самообразования, чем те, кто практически не испытывает подобных трудностей. Одним из главных мотивов обращения к различным источникам информации для представителей первой категории респондентов также является са-
Проблемы интеграции пожилых россиян в образовательное пространство
49
мообразование. Сопоставление полученных данных с результатами аналогичного исследования, проведённого нами среди граждан, принимающих участие в специализированных образовательных проектах для старшего поколения, подтвердило, что ситуация «дефицита актуальных знаний» является значимым стимулом для обращения пожилого человека к различным формам образования.
Более половины опрошенных (51%) отметили, что испытывают нехватку знаний о современных технологиях и технике, 21% респондентов недостаточно компетентен в сфере законодательства, 7% - в области экономики и финансов. 5% опрошенных ощущает дефицит информации, касающейся их хобби, 4% и менее приходится на такие области знаний, как медицина, иностранные языки и психология. Перечень областей знаний, недостаток которых ощущается сегодня респондентами, по своему содержанию напоминает распределение их ответов на вопрос «Чему сегодня нужно обучать пожилых людей?», что позволяет предположить наличие влияния личных образовательных потребностей опрошенных на их представление об актуальных направлениях образования геронтов в целом.
Большое внимание в исследовании уделялось выявлению факторов, которые затрудняют образовательную активность представителей старшего поколения.
Как и ожидалось, значительная часть респондентов не сталкивается с какими-либо трудностями (27%). Они не продолжают образовательную деятельность, поскольку просто не видят в этом необходимости. Самой распространённой преградой для возобновления образования являются проблемы со здоровьем (28%). Далее следуют дороговизна курсов (24%), нехватка свободного времени (17%), отсутствие специальных курсов для пожилых (15%), отсутствие интересных курсов (7%), нежелание чувствовать себя учеником и учиться у людей младше себя (2%).
Потребность в продолжении образовательной деятельности напрямую связана с уровнем образования опрошенных. Среди лиц с высшим образованием необходимости в получении каких-либо знаний не видят 18% респондентов, среди лиц со средним специальным - 26%, со средним образованием - 37%. Проблема получения образования для сельских жителей менее актуальна, чем для горожан. Если среди жителей города 22% опрошенных признали, что не видят необходимости в дальнейшем образовании, то среди селян, лиц, разделяющих данную точку зрения, выявлено уже 3 8%.
Неработающие пенсионеры чаще отмечают нецелесообразность продолжения образования, чем их экономически активные ровесники (34% и 16% соответственно). То обстоятельство, что фактор нехватки времени для трудящихся и работающих пенсионеров играет более существенную роль, чем для неработающих пенсионеров, вполне закономерно (45%, 30% и 8% соответственно). Но несколько неожиданным оказалось то, что и вопрос стоимости образовательных курсов для экономически активных категорий респондентов является более острым, чем для лиц, исключённых из производственно-экономической сферы. Так, дороговизну образовательных курсов в качестве преграды для продолжения образования назвали 27% трудящихся, 30% работающих пенсионеров и 19% их неработающих сверстников. Вероятным объяснением данного факта является то, что экономически активные респонденты чаще ориентированы на получение формального профессионального образования, которое практически всегда является платным. Экономически неактивные пожилые люди нередко воспринимают платные образовательные услуги как нонсенс, тем более что для многих из них образование - это, главным образом, форма проведения досуга. Оценивая перспективы продолжения своего образования, о его стоимости (о том, что образование может быть платным) они даже не задумываются.
Частота упоминания отсутствия специализированных курсов для пожилых как преграды для продолжения образования возрастает с повышением уровня образованности респондентов и снижается с увеличением их возраста. Этот фактор отметили 18% лиц с высшим образованием, 17% со средним специальным и 9% со средним. Если в группе респондентов в возрасте 55-59 лет наличие данной проблемы отмечают 19% граждан, то в группе от 70 лет и выше уже только 11%. Очевидно, что по мере увеличением возраста и снижения уровня образования проблема отсутствия специализированных курсов теряет свою актуальность на фоне других факторов, например проблем со здоровьем. Также не следует упускать из внимания, что чем старше респондент и чем ниже уровень его образования, тем вероятнее обнаружить у него полное отсутствие установок на продолжение образования, а значит, и каких-либо проблем в данном направлении. Поскольку «более молодые» и «более образованные» пожилые люди - это наиболее активные в отношении получения образования категории, выявленное обстоятельство может служить очередным аргументом в пользу того, что решать актуальную социальную задачу образо-
вания старшего поколения целесообразно с опорой на специализированные образовательные программы, где геронты выделяются в отдельную категорию обучающихся взрослых.
Резюмируя результаты исследования, необходимо отметить следующие моменты. Значительная часть представителей старшего поколения положительно относится к идее образования геронтов. Но при этом геронтообразование не рассматривается большинством пожилых людей как инструмент развития личности человека или средство реализации потенциала старшего поколения на благо общества и государства. Это, главным образом, средство социальной адаптации и форма проведения досуга. Результаты исследования позволяют констатировать наличие в группе лиц в возрасте 55 лет и старше категории граждан, готовых к продолжению своего образования (от 30 до 40%). Для представителей данной категории характерна высокая активность в направлении самообразования, критическое отношение к оценке степени своей социальной компетентности. Установки на продолжение образования в пожилом возрасте формируются под влиянием таких факторов, как уровень полученного ранее образования и оценка индивидом его актуальности в настоящий момент, а также степень профессиональной активности. Ситуация «нехватки актуальных знаний» является одним из главных стимулов образовательной активности в третьем возрасте. Этим частично объясняется то обстоятельство, что готовность к продолжению образования чаще фиксируется у лиц с высоким уровнем образования, социальной и профессиональной активности. Данные граждане, в силу своей профессиональной и непрофессиональной деятельности, постоянно сталкиваются с новыми и незнакомыми предметами, явлениями и ситуациями.
Социальную группу экономически активных пенсионеров можно охарактеризовать как категорию, обладающую наиболее высокими показателями готовности к продолжению образовательной деятельности. Среди её представителей достаточно много лиц, желающих пройти профессиональную квалификацию или переквали-
фикацию. Учитывая, что доля граждан пенсионного и предпенсионного возраста на рынке труда постоянно увеличивается, а также высокие показатели безработицы в данных социальных группах, можно сделать вывод о целесообразности повышения внимания государства к проблемам профессионального образования старшего поколения.
Основными препятствиями инклюзии геронтов в образовательную деятельность являются: проблемы со здоровьем, высокая стоимость обучения, нехватка свободного времени, отсутствие специальных курсов для пожилых, отсутствие реальных возможностей для реализации полученного образования в профессиональной сфере.
Таким образом, в ходе исследования был выявлен ряд специфических характеристик и проблем интеграции пожилых россиян в образовательное пространство. Полученную информацию целесообразно учитывать при решении задач повышения уровня функциональной грамотности и профессиональной компетентности старшего поколения, совершенствования существующих программ геронтообразования. Результаты исследования также подтвердили важность изучения установок на продолжение образования, образовательных мотивов и детерминант образовательной активности «не учащихся» пожилых людей. Данная категория граждан представляет собой своеобразную контрольную группу, изучение которой позволяет обнаружить новые, ранее не исследованные факторы, определяющие развитие геронтообразования в масштабах страны и всего общества.
Список литературы
1. Денисенко М. Тихая революция // Отечественные записки. 2005. № 3 (24). С. 27-49.
2. Смирнова Т.Л. Демографическая ситуация и рынок рабочей силы: Дисс. ... канд. эконом. наук. Томск: ТГУ, 2005. 252 с.
3. Сорокин Г.Г. Образование пожилых граждан: опыт тюменского региона // Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири». Т. 2. Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. С. 11-13.
PROBLEMS OF ELDERLY RUSSIANS' INTEGRATION INTO THE EDUCATIONAL SPACE
G.G. Sorokin
Article is devoted to the studying of conditions and the analysis of factors of continuation of educational activity in old age. The author brings results of sociological researches. He also proves importance of state's attention to a problem of old men integration into the educational space.
Keywords: education sociology, old age sociology, demographic ageing of the population, education of seniors.