Научная статья на тему 'Технологии геронтообразования как основа социальной активности пожилых людей в современном российском обществе'

Технологии геронтообразования как основа социальной активности пожилых людей в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
609
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Забелина Н.В.

В статье отражено значение геронтообразования в рамках сохранения социальной активности пожилых людей. Роль образования пожилых людей в современном обществе становиться все белее заметной, что, безусловно положительно влияет на их социальном самочувствии. Образовательные технологии в социальной работе позволяют оптимизировать жизнь пожилого населения. Посредством геронтообразования пожилые люди расширяют сой кругозор, приобретают новые социальные роли, более успешно адаптируются к статусу пенсионера. Приведены данные исследования по изучения удовлетворенности пожилых людей реализуемыми в Курской области инновационными социальными технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии геронтообразования как основа социальной активности пожилых людей в современном российском обществе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК364.044.44

Забелина Н.В.

канд. соц. наук, ст. преподаватель КГМУ

г. Курск, РФ

ТЕХНОЛОГИИ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

В статье отражено значение геронтообразования в рамках сохранения социальной активности пожилых людей. Роль образования пожилых людей в современном обществе становиться все белее заметной, что, безусловно положительно влияет на их социальном самочувствии.

Образовательные технологии в социальной работе позволяют оптимизировать жизнь пожилого населения.

Посредством геронтообразования пожилые люди расширяют сой кругозор, приобретают новые социальные роли, более успешно адаптируются к статусу пенсионера. Приведены данные исследования по изучения удовлетворенности пожилых людей реализуемыми в Курской области инновационными социальными технологиями.

Ключевые слова

Пожилые люди, геронтообразование, социальная активность.

В рамках теория социальной активности положение пожилых людей рассматривается с позиций потери социальных ролей и статуса в обществе, следовательно, для того чтобы поддержать свое позитивное социальное самочувствие пожилой человек должен оставаться активным как можно более продолжительное время после выхода на пенсию. Долгое время декларируемые положения этой теории оставались трудновыполнимыми, так как отсутствовали реальные социальные технологии, способствующие приобретению новых социальных ролей.

Ценность человеческой жизни на современном этапе развития общества определяется умением быстро и эффективно переобучаться, легко приспосабливаться к меняющимся условиям [2, С. 4].

Сравнительно недавно, в контексте истории социальной работы, появляется технология образования пожилого человека - университеты для данной категории лиц. В нашем государстве происходит открытие университетов пожилого человека при образовательных учреждениях, а также в рамках деятельности учреждений социальной защиты. Парахонская Г.А. считает, что именно образование, выступает фактором адаптации к пенсионному возрасту [3, С. 82].

Как отмечает Е.В. Щанина, на фоне демографического старения России возрастает актуальность исследования социальной активности пожилых людей и, следовательно, различных социальных технологий, способствующих этому [4, С. 59].

Университеты для пожилых людей связывают свою деятельность с созданием благоприятных условий для самообразования и самосовершенствования пожилых людей, активизацию творческого потенциала и сохранение позитивного отношения к жизни, повышение ее качества посредством организации непрерывного образования, обеспечения связи поколений.

Данная технология позволила кардинально изменить подходы к пониманию социальных ролей пожилых людей в обществе и, безусловно, способствовала улучшению их социального самочувствия.

Развитие различных направлений геронтообразования, способов и видов обучения пожилых людей позволяет формировать новые роли пожилых людей, удовлетворять их новые потребности, в чем и проявляется его инновационная функция. Пожилые люди расширяют свой кругозор, повышают уровень социальной активности, благодаря чему улучшается их социальное самочувствие. Обновление знаний в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

пожилом возрасте изменяет образ жизни, культуру поведения, отношение к возрастным заболеваниям. Образование в пожилом возрасте выполняет работу по структурированию свободного времени пожилых людей. Появляется новая система ценностей, адаптированная к новому периоду жизни и социальному статусу. Выявлена связь между уровнем образования, степенью вовлеченности в самообразование, продолжительностью и качеством жизни. Качество жизни пожилых граждан зависит от многих факторов, одним из которых является степень субъективной удовлетворенности пожилого человека реализацией своих материальных и духовных потребностей. Высокая степень психологической удовлетворенности проявляется в позитивном внутреннем самочувствии пожилого человека, неотъемлемой частью которого является новые личностные смыслы жизни в изменившейся социальной ситуации, интегрированность в общественную жизнь. Поэтому позитивное внутреннее самочувствие, как показатель психологической удовлетворенности пожилого человека качеством своей жизни, может быть усилено при помощи развития его личности в процессе геронтообразования. Вовлечение пожилых людей в активную образовательную деятельность улучшает их состояние здоровья, уменьшает случаи госпитализации пожилых людей, а значит, способствует повышению их качества жизни [5, С. 160].

С целью изучения удовлетворенности пожилых людей реализуемыми в Курской области инновационными социальными технологиями (в данном случае под социальными технологиями мы будем понимать геронтообразование) было проведено социологическое исследование.

В исследовании приняли участие пожилые люди, посещающие занятия Университета пожилого человека на базе ОБУСО «ЦСО «Участие» и ОБУСО «Щигровский МКЦСОН».

Из них 44% состоят в браке, 23% разведены и 33% - вдовы.

По уровню образования респонденты распределены следующим образом: 50% имеют среднее специальное образование, 46% - высшее, 3% среднее общее и 1% с ученой степенью.

Количество лет после выхода на пенсию у слушателей факультетов Университета пожилого человека: менее 5 лет - 60%, от 5 до 10 лет - 33%, более 10 лет - 7%. Таким образом, можно сказать, что Университет пожилого человека посещают «молодые» пенсионеры.

Продолжают работать после выхода на пенсию 31% респондентов.

На вопрос «Вы считаете себя активным человеком?» все респонденты ответили положительно («скорее да» - 63%, «да» - 37%). Все опрошенные считают, что пенсионеры могут быть полезны для общества.

Пожилые люди обратились в Университет пожилого человека по различным причинам. Среди них: недостаток знаний в той или иной области,- 86%, желание получить новую полезную информацию - 64%, желание расширить круг общения - 54%, проведение свободного времени - 21%.

Источники, из которых пожилые люди узнали о существовании Университета пожилого человека различны: увидели объявление в центре социального обслуживания - 47%, рассказали друзья и родственники

- 44%, получили информацию из интернета - 9%.

Рейтинг востребованности обучающих программ для пожилых, согласно опросу, выглядит следующим образом:

1. Основы православной культуры - 97%

2. Домоводство - 87%

3. Основы информатики - 54%

4. Основы здорового образа жизни - 54%

5. Садоводство и огородничество - 20%.

Ни один из имеющихся факультетов не был признан опрошенными бесполезным и не нужным. Напротив, респонденты добавили бы те виды факультетов, тренингов и практикумов, обучение по которым на сегодняшний день не проводится: мыловарение - 100%, навыки самомассажа - 74%, основы фотоискусства - 46%, рисование - 8%.

Респонденты в большинстве своем планируют не ограничиваться окончанием только одного факультета Университета пожилого человека. 57% участников опроса хотели бы окончить 2 факультета, 19%

- все имеющиеся. 24% считают достаточным для себя окончание одного факультета.

С целью выявить уровень удовлетворенности пожилых людей обучением в Университете пожилого

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

человека им был предложен блок вопросов, где предлагалось дать оценку по разным критериям согласно 5 балльной шкале. Ответы респондентов выглядят следующим образом (см. табл.1).

Таблица 1

Оценка удовлетворенности пожилых людей обучением

Критерий 1 2 3 4 5

удовлетворенность программой факультета, на котором обучаетесь - - 3% 68% 29%

удовлетворенность материально-техническим обеспечением (телевизор, проектор, компьютер, интерактивная доска и др.) факультета 79% 21%

удовлетворенность информационно-методическим материалом (литература, буклеты, презентации и др.) факультета 100%

удовлетворенность преподавателем (личность, профессионализм, знание предмета и др.) факультета - - 3% 97% -

По итогам проведения опроса были выявлены люди, которые готовы научить других своему увлечению и вести занятия в Университете пожилого человека. Их предложения: курс по психологии людей серебряного возраста и тема «Здоровое питание (Что мы можем вырастить сами)».

Общие впечатления респондентов после прохождения обучения в Университете пожилого человека исключительно положительные: «достаточно интересно» - 93% и «чрезвычайно интересно» - 7%.

На вопрос «Насколько оправдались Ваши ожидания от прохождения обучения в Университете пожилого человека?» 68% опрошенных нами респондентов ответили «в основном оправдались». Ожидания 16% оправдались не полностью, у остальных 16% - «более чем оправдались».

Необходимым продолжение деятельности Университета пожилого человека считают все участники опроса.

Респондентам был задан вопрос о том, как повлияло на них обучение в Университете пожилого человека. Ответы распределились следующим образом:

• обрела новые знания - 89%.

• завела новые знакомства - 86%.

• стала вести более активный образ жизни - 97%.

• ничего не изменилось - 0%.

Полученные результаты свидетельствуют о повышении социальной активности пожилых людей благодаря их обучению в Университете пожилого человека.

Подводя итог проведенному анализу эмпирического исследования, можно сказать, что Университет пожилого человека посещают пожилые, у которых пенсионный возраст наступил не так давно. Это люди с активной жизненной позицией, некоторые из них продолжают работать после выхода на пенсию. Причины, которые привели респондентов в Университет пожилого человека, указывают на высокую социальную активность пожилых людей. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенности пожилых людей такой инновационной технологией социальной работы как геронтообразование.

Таким образом, выявлено повышение социальной активности пожилых людей благодаря их обучению в Университете пожилого человека, что подтверждает гипотезу нашего исследования. Список использованной литературы:

1. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социологические исследования. - № 7 (231), 2003. - С. 43-49.

2. Забелина Н.В. Маргинализация пожилых людей в условиях социокультурной трансформации России автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Курский государственный технический университет. Курск, 2006. - С.4

3. Парахонская Г.А. Образование как фактор адаптации к пенсионному возрасту // Психология зрелости и старения. - № 1 (45), весна, 2009. - С. 81-88

4. Щанина Е.В. Факторы социальной активности старшего поколения // Известия высших учебных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - №2 (10). - С. 57-67

5. Щанина Е.В. Интеграция пожилых людей в современный социум // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 1 (33). - С. 150-162.

© Н.В. Забелина, 2018

УДК 364

Е.В. Ямаева

студентка 2 курса БФ БашГУ г.Бирск, РФ E-mail: iiamaieva@bk.ru Научный руководитель: Л. Д. Шайдукова канд.соц.наук, доцент БФ БашГУ г. Бирск, РФ E-mail: lianagulina@mail. ru

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ Аннотация

Статья рассматривает основные виды и формы социальной работы в образовании. Раскрываются особенности социальной помощи и поддержки в вузе. Подробно обобщен опыт социальной работы со студентами на базе конкретного вуза.

Ключевые слова

Социальная работа в вузе, формы поддержки, формы помощи, социальная защищенность, студенты.

Направление социальной работы в вузе еще недостаточно глубоко исследовано в виду того, что сама социальная работа как профессиональная деятельность сформирована в России сравнительно недавно.

Социальная работа в вузе представляет собой содействие в социальной защите студентов из малообеспеченных семей, из числа детей-сирот и студенческих семей [1, с.78-84].

Особенности социальной работы в вузе заключаются в оказании социальной, психологической, материальной помощи студентам [2].

Данную помощь могут осуществлять отдел содействия трудоустройству выпускников, отдел по воспитательным и социальным вопросам в вузе, Объединенный Совет Обучающихся, профком студентов, Профсоюз, кураторы студенческих групп [3].

Для того чтобы оценить степень социальной защищённости студентов вуза было проведено эмпирическое исследование на базе Бирского филиала Башкирского государственного университета, суть которого заключалась в анкетировании студентов. Результаты анкетирования доказывают, что студенты вуза в общем осведомлены о социальной помощи и поддержке, оказываемой вузом, скорее всего это обусловлено наличием в вузе самой востребованной формы поддержки студентов - стипендии, потому что 92 % анкетируемых заявили, что получают стипендию, а 21% из вышеуказанного начисляется и социальная стипендия. Можно предположить, что выплата стипендии обуславливает небольшую популярность такой формы поддержки, как единовременная материальная помощь, ибо лишь 42% студентов ответили, что пользуются данной формой поддержки. Лучше обстоят дела с льготной формой поддержки, так как выявлено, что 71% анкетируемых пользуются льготами, предоставляемыми университетом. 71% анкетируемых проживают в общежитии, это обусловлено тем, что рассматриваемый вуз находится в административном центре Бирского района, в который приезжают студенты из близлежащих поселений, но оставляет желать лучшего тот факт, что всего 46% студентов довольны условиями проживания в общежитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.